Реферат по предмету "Разное"


Pr-технологии в России: основные тенденции коммуникативных процессов

PR-технологии в России: основные тенденции коммуникативных процессов. PR-деятельность, как пространство массовой коммуникации. Современное российское общество вступило в эпоху глобализации, которая охватила все сферы жизнедеятельности. Государство постепенно утрачивает свое функциональное назначение быть инструментов насилия ради сохранения национальной идентичности и постепенно превращается в средство коммуникативно-сетевой организации. Происходят значительные изменения в информационно-коммуникационном пространстве, в котором процессы сотрудничества, конкуренция, компромисс или приспособление – становятся иными, и требует новых методов и технологий общения, обеспечивающих эффективность влияния и выживания в социально значимых ситуациях. Эти изменения не могли не сказаться и на такой ее составляющей, как паблик рилейшнз (PR) - связи с общественностью. «PR - это особый вид социальной коммуникации – определенная подсистема, направленная на осуществление связи человека с определенными жизненными ситуациями – ритуальными и специфически, конкретизированными коммуникативным контекстом, мотивом, намерением и целевой установкой» [9, с. 4].. «PR – это сознательная организация коммуникации, одна из функций менеджмента, направленная на достижение взаимопонимания и установление плодотворных отношений между организацией и ее аудиториями путем двухсторонней коммуникации» [10, с. 20]. Поэтому основное предназначение коммуникационной системы в социуме – это осуществление взаимосвязи между жизненной средой и речевым поведением человека, т.е. система выступает здесь как доминирующий механизм, обеспечивающий актуализацию всех преобразований, «механизм интерактивного обмена человека с его природным, культурным и социальным окружением, опосредуемого социальной структурой и социальной инфраструктурой» [9, с. 4]. В центр внимания попадает «не просто человек и (или «среда), а происходящие между ними обменные процессы, т.е. предметом анализа становится человек – (жизненная, социокультурная) среда – их взаимодействие, основанное на коммуникации» [4, с.99]. Попытка описать общество как лингвистический феномен, а язык, как элемент, включенный в систему социальных взаимодействий способствовал формированию социолингвистического подхода в исследовании массовой коммуникации. Этот подход оказался востребованным в тот момент, когда проблематизируется соотношение общество-человек-язык и социальный мир, демонстрирует все большую зависимость от массмедиа. Последние способствуют актуализации проблем символического конструирования социальной реальности и социальных взаимосвязей, имеющих коммуникативное измерение, где коммуникацией (ее основанием и средством) выступает язык: речь и письмо. То есть в центр проблемного поля выходит вопрос о «говорящем» обществе и человеке, формирующих пространство массовой коммуникации [2, с.24]. Г.Лассуэл выделяет только три функции массовой коммуникации: информационная функция (обозрение окружающего мира); воздействие на общество через обратную связь (корреляция с социальными структурами общества); культурно-познавательная функция (передача культурного начала). К.Райт добавил еще развлекательную функцию (1960г.) Несколько позже была предложена еще одна функция – мобилизующая. Такая растянутая во времени многофункциональность создает возможность для выдвижения гипотезы, объясняющей феномен социальной мимикрии, которая заключается в следующем: - «По мере происходящих в обществе изменений, меняются и функции института массовой коммуникации». Исследования показывают, что «массовое сознание не успевает за функциональными изменениями и подходит к оценке данного института исходя из стереотипов прошлого» [6,с. 43-45]. Поэтому феномен социального запаздывания и создает объективную основу для мимикрии. Современное общество пронизано коммуникативными сетями, в которых происходит радикальная субъективация реально действующих структур и институтов, характеризующаяся, с одной стороны - сложной дифференциацией сетевого социального неравенства, с другой – доминированием процесса индивидуализации. Происходит отказ от генерализованной субъективности в (т.е. макросоциальной идентичности в условиях партикулярного существования) пользу индивидуальной и групповой идентичности. Иными словами, субъективность на любом уровне фрагментируется и обособляется, но не как процесс атомизации, а скорее «как процесс нарастания функциональной дифференциации, обеспечивающей пока еще иерархичное, но в тенденции возрастающее равноценное существование разных сегментов общества» [5, с. 7].^ PR-коммуникации как основной механизм, обеспечивающий становление и воспроизводство социальных и общественных связей и отношений нового типа. Исследователи отмечают, что в то время, как традиционные локальные сети выживали за счет обособления, конспирации и закрытости мира, основным способом и средством развития новой сетевой идентичности является рост и усложнение коммуникации. На фоне этих процессов сформировался феномен информационного неравенства, как «вид социального неравенства, означающий неравный доступ личности, групп, государства к информационным ресурсам, понимаемым как совокупность технико-технологических, социально-экономических и социокультурных благ»[3, с. 11]. Недостаток информации о социальной действительности заменяет социальный миф, создаваемый PR-компаниями. С одной стороны миф компенсирует недостаток знаний, с другой – выступает как средство сближения позиций различных сторон социальной сферы, с третьей – используется в качестве средства манипуляции сознанием [8, с. 20]. Феномен мифа-обмана-манипулирования ставит на повестку дня вопрос о проблеме самообмана. Общественно принятый обман нарушает нравственную саморегуляцию, без которой нельзя поддерживать и развивать целостность, принципиальность, добропорядочность личности. «Нарушение же нравственной саморегуляции влечет редукцию ценностей и атрофию высших ценностных ориентаций. Серьезные трудности на пути к идеалу правды не должны подавлять волю к правде – этот важнейший источник жизненной энергии социального существа, основу духовности человека» [8, с. 20-21]. В кризисных ситуациях в поведении людей начинает доминировать чувственно-эмоциональные моменты, что способствует восприятию мифов в качестве абсолютной истины и современные PR- технологии позволяют наиболее эффективно использовать чувственно-эмоциональные моменты восприятия мифа (политического, исторического, нравственного или др.). Однако дифференцированное общество по – разному восприимчиво к мифологическому мышлению в практике повседневной жизни. Понятие «практика» может быть раскрыта через выявление многообразных связей и отношений, в которых оказывается человек: жизненные задачи; проблемные ситуации, возникающие в человеческом опыте; пути и средства преодоления препятствий и выхода из проблемных ситуаций; способы деятельности и навыки обращения с различными предметами; кризисные и чрезвычайные ситуации; конфликты и пути выхода из него и т.п. К отличительным признакам практического знания можно отнести: ориентацию на конечный результат деятельности; совпадение результатов практического познания с их использованием работающим человеком, подчинение познавательных приемов и операций предметным действиям; использование вероятностного, неточного знания наряду с надежными знаниями; оперативность и ситуативную конкретность; предельную детализированность, поскольку пренебрежение случайностями, мелочами, неожиданностями может дорого обойтись практику. При этом рекомендации по использованию тех или иных практических действий являются не абсолютными, а подчинены условиям их применения. Поэтому ставится задача научить оценивать потенциальные возможности используемых средств, умело и целесообразно их применять в конкретной ситуации. Важными проблемами исследования PR-коммуникаций становятся «проблемы социального участия людей и связей с общественностью в аспекте законности и гуманитарной ориентации всей подсистемы PR как социального феномена в функции управления речевым поведением человека и массовым общественным сознанием» [11, с.113]. Очевидно, что познавательный сдвиг в этом направлении заключается не только в признании идеи участия социальных акторов в конструировании социальной реальности, при одновременном стремлении экспертов («технологов») выступить в роли носителей власти-знания, но и в том, что дефицит практического знания переживается человеком как социальная проблема. В этом плане, расширение и модификация возможностей PR-коммуникации как основного механизма, обеспечивающего становление и воспроизводство социальных и общественных связей и отношений нового типа, в соответствии с требованиями времени и пространства, становятся актуальными для российского общества. Одновременно с развитием PR- деятельности, встает вопрос оценки возможностей общества влиять на человека средствами PR-коммуникаций, менять его духовный мир и в целом способствовать адаптации человека к новым условиям, принятию новых приоритетов. Качество коммуникативных процессов может быть раскрыто через понятие «социальности прессы», как «диалектически противоречивый и сложный, но единый процесс, связанный с другими родами человеческой деятельности и различными элементами общественного сознания» [7, с. 36-37]. Согласно данной концепции, социальность представлена спецификой функционирования прессы как непрерывного социально обусловленного процесса взаимодействия журналистики и общества в целом, процесса, представляющего, с одной стороны, влияние социума на прессу, и с другой – прессы на общество. Социальность прессы находит свое предметное выражение во взаимоотношениях прессы и общества, прессы и власти, журналиста и социума, отношение журналиста к аудитории, профессии к творчеству. Осуществляя опосредованную взаимосвязь между общественным бытием и общественным сознанием, пресса может создавать как реальные, так и нереальные модели действительности, как близкие, так и далекие от диалектики бытия картины социальной жизни. С этой точки зрения социальность может быть представлена как качественная характеристика прессы, когда на смену одним идеям, символам, ценностям приходят другие, когда одни социальные модели прессы становятся признанными и действенными, а другие отвергаются. Выделяются следующие аспекты социальности как качественной характеристики прессы: социально-политический и функциональный. Основу концепции социальной прессы составляют такие понятия, как толерантность, коллективизм, оптимизм, интернационализм, а также активное участие в общественно-политическом дискурсе, реализация и организация общественного диалога, обнародование социальных интересов разных групп применительно к актуальным политическим вопросам. Для того, чтобы мобилизовать граждан на решение социально значимых задач, деятельность массмедиа является необходимым условием.Технологическая составляющая коммуникации между субъектом террора и государственной властью. В качестве коммуникативного события/явления теракт представляет собой коммуникацию между террористом, с одной стороны, и государственной властью - с другой. Общество не является самостоятельным элементом данной системы: оно выступает лишь в качестве резонансной среды. Сообщение, которое закодировано в теракте, имеет своим адресатом только власть.^ Субъект террора выбирает точку максимально эффективного воздействия, в которой и совершает теракт. Роль резонатора выполняют обычно электронные СМИ, для которых сообщения являются одной из престижных форм деятельности. Проведенный в точке резонанса и широко транслированный СМИ теракт становится достоянием аудитории террора, т.е. тех людей, для которых сведения о теракте являются основанием для изменения собственной позиции или поведения. Эта аудитория включает:референтную группу террора - ту часть общественности, которая сочувствует;виктимизированную группу – тех, кто осознает теракт как непосредственную угрозу собственной жизни и благополучию. Именно последняя группа и является объектом запугивания. Для аудитории международного терроризма выделяют еще одну группу – мировое сообщество. Именно на нее рассчитывают субъекты террора, предпочитающие давить на власть не снизу, а сверху. Власть обычно бывает вынуждена идти на уступки: переговоры с террористами, политические обещания, всевозможные формы послабления и др., то есть включать механизм обратной связи. И террористы получают требуемый ими ответ – прямую или косвенную легитимизацию их действий. Схематично обобщенная коммуникативная модель теракта выглядит так:Акция (отправление сообщения)Сообщение об акции в СМИ (трансляция сообщения)Обсуждение акции аудиторией (декодирование сообщения) ^ Уступки власти, легитимизация терроризма в той или иной форме (обратная связь) Давление аудитории на власть (передача декодированного сообщения адресату) Акция проводится в наиболее чувствительной точке. Угроза теракта, террористическая атмосфера ведут к тому, что власть сама расшифровывает сообщение террористов и так или иначе реагирует на него, стараясь избежать негативных последствий со стороны аудитории террора. Любой технологический прогресс оказывает и позитивные и негативные воздействия на социальные и культурные феномены, и это справедливо для технологического прогресса в сфере коммуникации. Таким образом, теракт технологично включает все обязательные компоненты коммуникативного акта: социальный, информационный технический и психологический. Следовательно, PR-деятельность, как составная часть профилактики террора должна способствовать тому, чтобы перекрыть возможные пути экономической и идеологической подпитки терроризма и формировать у людей мыслительную, нравственную и поведенческую дисциплину, исключающие их участие в терроре [1, с.69-60].Можно сформулировать актуальную в настоящее время стратегию развития PR деятельности в российских условиях. Она состоит в создании своего рода “площадок” согласования, на которых может быть отработан устойчивый культурный механизм согласования. Такова высоконравственная миссия развитой PR деятельности и ее вклад в формирование и развитие цивилизованных отношений в России.Литература:^ Антонова О.Г. Социологическая интерпретация теракта как коммуникативной системы. //Тезисы докладов и выступлений на П Всероссийском социологическом конгрессе «Российской общество и социология в ХХ1 Веке социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. - М.: Альфа-М, 2003. – Т.2.Буковская Н.В. Социология и лингвистика: эвристика стратегии междисциплинарной коммуникации. Там же.Денисова Ж.А. Проблема информационного неравенства в мире и в России. Там же.Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении. //Человек. 1998. №2.Козловский В.В. Коммуникативно-сетевой порядок современого мира. //Тезисы докладов и выступлений на П Всероссийском социологическом конгрессе «Российской общество и социология в ХХ1 Веке социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. - М.: Альфа-М, 2003. – Т.2.Коломиец В.П. Телевидение и социальная мимикрия. Там же.Малугина В.Ю. Концепции социальной прессы. Там же.Смирнова О.М. Социально-философские аспекты манипулирования общественным сознанием с помощью PR-технологий. Там же.Цаголова Р.С. Система коммуникации и ее роль адаптации российского общества к условиям трансформации и глобализации. Там же.Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб.пособие. – М.: Дело, 2003.Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инфляция в современной экономике причины и пути преодоления
Реферат Експертиза та контроль реалізації товару
Реферат IT Industry Essay Research Paper There are
Реферат Physics Relevance Essay Research Paper Physics Relevance
Реферат Особенности расселения населения РФ. Формы территориальной организации населения
Реферат Биография И.А. Бунина
Реферат Маркетинговая стратегия (Життевий цикл товару, стратегii маркетингу)
Реферат Искусство каменного и бронзового веков
Реферат 16 вересня 2010 року з м І с т
Реферат Обоснование возможности реализации регулировки фаз газораспределения
Реферат Рациональность и некоторые экономические аспекты переработки сыворотки
Реферат Модифіковані синтетичні волокна
Реферат История исследования правления Екатерины Великой в трудах известных историков
Реферат Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании
Реферат Педагогические методы и приёмы повышения мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы.