Реферат по предмету "Разное"


Iv. Культурогенез: формирование культурных традиций в рамках первобытного общества

Глава IV. Культурогенез: формирование культурных традиций в рамках первобытного общества Культурогенез (от лат. culture – культура и от греч. genesis – возникновение, происхождение) – процесс зарождения культуры. Человеческая культура уходит своими корнями в первобытную древность и охватывает огромный период времени – от появления на земле человека до становления первых классовых обществ и государств. С точки зрения науки первобытная эпоха весьма многозначительный период, когда закладывались почти все основные достижения культуры: орудия и средства труда; охота и рыболовство; жилище и одежда; земледелие и животноводство; транспорт; металлургия и металлообработка; язык и мышление; словотворчество; ранние формы религиозных верований, зачатки научных знаний, изобразительного искусства, музыки, театра. ^ Первобытное общество – это первая (или архаическая) структура самой ранней общности людей, характеризующаяся взаимодействием общинных и родственных связей и отношений. Оно начинается с первобытного стада и завершается на этапе классовой дифференциации. Культура первобытного общества – это не нечто отвлеченное, абстрактное и не имеющее значения для современного человека. Она реально существовала (и даже существует сегодня) и отражала развитие материального и духовного производства. Она означала первый по времени и исключительно важный шаг человечества в познании мира, становлении и познании самого себя. В этом смысле культура первобытного общества занимает в истории мировой культуры не просто исходное, но и во многом ключевое место. На много веков и даже тысячелетий она определила не только темпы, но и содержание, тематику и многие региональные особенности культурно-исторического процесса. Первобытная культура ^ Самый древний тип культуры, который определил бытие людей на их последующую историю Первобытная, архаичная культура, существующая в ряде зон современного мира Первобытнаякультура остается органической частьюмировой культуры(археологическое наследие) Начальный этап истории человечества отстоит от нас на миллионы лет, и создание упорядоченной концепции возникновения культуры, последовательного культурного перехода от первобытности к цивилизации, перехода постепенного по времени и прогрессивного по результату, возможно только на основе синтеза многих наук. Среди них археология, культурная и социальная антропологии, история, этнография, лингвистика и др. В числе проблем культурогенеза, исследуемых учеными, содержится множество таких, решение которых в силу отсутствия или ограниченного количества культурных артефактов носит гипотетический характер. Есть проблемы, отношение к которым характеризуется несовместимыми мировоззренческими установками. В первую очередь это относится к вопросу о происхождении самого человека – субъекта культуры. С научной точки зрения человек появился в результате закономерной эволюции органической природы, с богословской – он есть творение Божие. Находятся и такие исследователи, которые предполагают «транспортировку» разумного существа на землю с одной из ближайших планет. ^ Человеккак творец и творение культуры По данным современной антропологии возникновение человека произошло более 3-4 млн. лет назад, в то время как зарождение всего живого отстоит от нас на 3,2-3,5 млрд. лет. Человек – высшая ступень живых организмов на земле. Он появляется на определенном этапе развития природы и культуры, вырастая вместе с ними и одновременно из них. Культура считается исходным отличительным признаком людей и человеческого сообщества в целом. В то же время сама культура является продуктом человеческой деятельности и вне человека существовать не может. Создавая в процессе социальной жизни многообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. Раскрытие и реализация «сущностных» сил человека – его способностей, потребностей, мировоззрения, знаний, умений, социальных чувств и т.д. находятся в прямой зависимости от уровня социального и культурного развития общества. Таким образом, с одной стороны, человек является творцом культуры, а, с другой – творением культуры, поскольку только через культуру происходит саморазвитие человека и его становление как существа общественного, творческого, деятельностного. Первобытная культура сформировалась в итоге длительного процесса – превращения биологической формы существования животных в социокультурную форму бытия «Человека разумного». На стадии формирования людей – антропогенеза возможности человека во многом определялись его физическим типом. Он выступал мощным фактором культурно-исторического процесса. ^ А) Антропогенез (эволюция человека) протекал с изменением морфологического своеобразия человека, которое включало в себя формирование функциональной ассиметрии мозга1и постепенное увеличение его объема, становление прямохождения и освобождение передних конечностей, развитие преимущественного значения правой руки и совершенствование кистей рук и стоп ног т.д. Все перечисленное, по сути, является культурными феноменами: так, прямая походка значительно расширяет диапазон действия органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, которые позволяют сохранять информационную связь с природой и бытием других людей, устанавливать духовную связь человека с человеком, осуществляемую звуковой речью, и пр.; имея руки свободными, человек изготавливал из камня орудия и оружие, одомашнивал животных, превращал дикорастущие злаки в культурные растения, строил жилища, разжигал огонь, словом, обеспечивал себе возможность выживания и дальнейшего развития. ^ Б) Становление человеческого начала непосредственно связано с социогенезом, т.е. превращением человека в существо социальное. Человек появляется там, где возникает общество, зарождается социальное. Возникновение общества с регулируемыми отношениями между его членами является одной из важнейших граней, которые отделяют животное от человека. Глубинные корни общественного сознания зарождались в материальной почве общественно-производственной практики. Совместная трудовая деятельность и потребление сплачивали коллектив, вели к усложнению общественной жизни, закреплению производственных навыков, к необходимости обмена позитивным опытом, передаче его последующим поколениям. Постепенно окружающий предметный мир становится объектом человеческого мышления и речи, изобретаются коммуникативные каналы для передачи информации. Начиная с определенного момента эволюции, человек оказался способным проектировать и создавать социальные системы – семью, род, общину, государство. Первым представителем человеческого рода антропологи считают «человека умелого» – Homo habilis из семейства австралопитековых. Его остатки были обнаружены английским ученым Л. Лики в 1960 г. в Восточной Африке. Найденная в тех же слоях галька, заостренная с помощью сколов («эолит»), говорит о том, что «человек умелый» вел орудийную деятельность, т.е. использовал одни естественные предметы (например, камни) для обработки других. Рост Homo habilis составлял 120 см, а объем мозга – 550-800 куб. см, что существенно меньше, чем у «человека разумного» – Homo sapiens (в среднем 1400 куб. см). Однако для существа невысокого роста мозг «человека умелого» был развит очень хорошо. Его прогрессивные свойства, подкрепляющиеся орудийной деятельностью, могут быть увязаны с наличием человеческих черт и достаточно ловкими руками, позволявшими целенаправленно изготовлять искусственные предметы. На первых этапах трудовой деятельности прямохождение и свободная рука, с помощью которой можно было производить несложные трудовые операции, имели гораздо большее значение, чем развитый мозг. ^ Умение создавать орудия говорит о выделении человека умелого из животного мира, о начале становления мышления, воли, языка, возникновении человеческого общества. Но собственно человеческое начало еще только пробивало себе дорогу, преодолевая звериные, биологические черты, а общность формирующихся людей представляла собой первобытное стадо, в котором большую роль играли животные инстинкты. ^ С изготовления орудий, т.е. с производства специфически человеческих материальных продуктов, берет начало материальная культура. С этого времени начинается освоение человеком природы и одновременно продолжается прогрессивное развитие в нем специфически человеческого. Только через 2-1,5 млн. лет на смену «человеку умелому» приходят питекантропы, синантропы и др., объединенные общим названием «человек прямоходящий» – Homo erectus. «Человек прямоходящий» создавал уже более сложные орудия труда по сравнению с «человеком умелым». Несмотря на то, что в строении черепа синантропа наблюдалось много примитивных признаков, сближавших его с человекообразными обезьянами, есть основания считать, что он уже владел членораздельной речью. Он подрос и его рост стал достигать 150 см, а объем мозга увеличился и колебался от 900 до 1200 куб. см. У синантропа, в отличие от животных, и даже у питекантропа, имеющих строго симметрично развитые конечности, выделялось преимущественное значение правой руки. По устоявшемуся мнению, огромная по продолжительности эпоха Homo erectus, охватывающая период от 1,5 млн. лет до 200 тыс. лет до н.э., была эпохой невероятного застоя, в которой лишь морфологически современный человек разорвал путы животного начала и выбрался из тупика эволюции. Однако есть и другое мнение. Как считает известный австралийский исследователь Роберт Г. Беднарик, «теория, гласящая, что творческое начало зародилось лишь у Homo sapiens, заслуживает того, чтобы ее признали исторической фальшивкой высшего пошиба. Основополагающие открытия в области техники совершил вовсе не тот вид человека, к которому мы принадлежим, т.е. Homo sapiens, как неизменно утверждали большинство исследователей, а предшествовавший им вид – Homo erectus. Именно ему мы и обязаны освоением Земли»2. ^ В пределах от 100 до 40 тыс. лет назад в Евразии обитали неандертальцы – древние высокоразвитые люди. Развитие мозга приближало неандертальцев к современным людям, его объем колебался у разных форм от 1200 до 1600 куб. см., т.е. у некоторых неандертальских форм объем мозга превосходил объем мозга современного человека. По своему строению он явно обнаруживает признаки эволюции: у него уже развиты отдельные доли, связанные с размещением центров высшей психической деятельности. Однако его структура продолжала оставаться относительно примитивной, что обусловило ограниченную способность к логическому мышлению по сравнению с современным человеком и резкую возбудимость поведения, по-видимому, часто приводившую к столкновениям в коллективах. Неандертальский тип не оставался постоянным и претерпевал значительную эволюцию. «Классический неандерталец», живший 80 тыс. лет назад, вынужден был приспосабливаться к суровым и холодным условиям климата и вести нелегкую борьбу за свое существование, которая требовала чрезвычайного мужества и изобретательности. Борьба за выживание привела к усложнению трудовой деятельности и возникновению коллективных приемов охоты, объединявших всех членов конкретной группы. ^ Биологическая эволюция человека завершилась примерно 40 тыс. лет тому назад. Некоторые ученые отодвигают эту границу до 80 тыс. лет. Возникший биологический вид современного человека отличался от других существ наличием разума, но это еще не означает, что всегда и во всем он поступал разумно. Разумность была только предпосылкой культуры, но не являлась культурностью в ее полноценном проявлении.С окончанием телесной эволюции началась эволюция социальной жизни. Возникают общественные объединения – род, затем племя. Наступает новый этап эволюции, уже в хозяйственной сфере. Культура первобытных людей в эпоху «человека разумного» развивалась по своим собственным законам, но в тесной связи с социально-экономической деятельностью. В ней выделяют три этапа:^ Дикость: охотничье-собирательное хозяйство. Охота и собирательство явились важнейшим источником существования древнейших людей. В период от 40 до15 тыс. лет назад охота на крупных зверей становится экономической основой жизни человеческого общества. Подобный стиль жизни по отношению к природе носил агрессивно-потребительский характер. В результате ресурсы для охоты на крупных зверей были исчерпаны. Возникший, возможно, вследствие агрессивно-потребительского поведения, кризис был преодолен культурным прогрессом, который выразился в переходе от присваивающего хозяйства к производительному – земледелию и скотоводству.^ II. Варварство: земледельческо-скотоводческое хозяйство. В эпоху неолита (новокаменного века) совершается «неолитическая (или аграрная) революция»: появляется производящее хозяйство – скотоводство и земледелие, приведшее к оседлому образу жизни. Новые формы и способы хозяйствования носили более гуманный характер в отношении человека к природе: к убийству животных добавилась забота о них. На этапе «варварства» происходит выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда. Человек начинает освобождаться от власти над ним природы, и в начале становления цивилизации у него начинает складываться реалистическое – стихийно-материалистическое сознание.^ III. Цивилизация: города и письменность. В период перехода от первобытного общества к классовому (рабовладельческому) стали возникать крупные социоисторические организмы, в том числе города. С этого времени берут свое начало грабительские и завоевательные войны. Возникновение городов привело к появлению центров, вокруг которых увязывалась вся структура общины, а жители попадали в искусственные условия, создававшие иллюзию полной независимости от природы. В городах сосредотачивалось ремесленное и промышленное производство, имелся рынок. Деление населения происходит уже не по родовому, а по территориальному принципу. Города становятся очагами развития культуры. Древнейший город Иерихон в Палестине возник в конце 7 тыс. до н.э., древнейшие государства образовались на рубеже 4-3 тыс. до н.э., а первая письменность в виде пиктографии появилась 6 тыс. лет назад. Таким образом, на этапе формирующихся людей прогресс выступал как наследственные изменения морфологической структуры человекообразных обезьян, определявшиеся естественным отбором; с окончанием биологической эволюции и возникновением человека современного типа прогресс общества реализуется уже как прогресс человеческой культуры. Он проявлялся в виде дальнейшего усложнения социальных объединений и отношений между людьми, в качественных изменениях хозяйственной жизни, в формировании духовной культуры. ^ Материальная культура первобытного общества Человеческая культура начинается там и тогда, когда высшая человекообразная обезьяна начинает делать простейшие (примитивные) орудия труда и пользоваться ими. Умение изготавливать и пользоваться орудиями труда говорит уже о возникновении мышления. ^ Зарождение материальной культуры значительно опередило возникновение ее духовной сферы. У исторических истоков человечества материальная культура во многом была обусловлена уровнем физического развития, а его сознание и определяемое им материальное творчество вообще не отрывалось от практического существования. Чем дальше развивался человек, его сознание и культура, тем вариативнее становилась эта связь. Основными видами культурной практики, которая вырывала человека из рамок исключительно биологического существования, были охота и рыболовство, собирательство, изготовление орудий. Единство этих трех форм деятельности обеспечивало первобытной культуре стабильность. Первые два ее вида связаны с унаследованными от животных способами добывания пищи, третий – созидательная деятельность – была «изобретена» самим человеком. На каждой ступени исторического развития человеком велись поиски более эффективного и оптимального способа деятельности, а также создания все новых, более совершенных орудий труда. В силу традиционного характера первобытной культуры изменение техники и технологии материального производства происходило очень медленно и протекало неравномерно. Потребляющие формы человеческой жизнедеятельности ­–собирательство, охота изменялись незначительно и сохраняли свою примитивную структуру. Использование новых приспособлений, орудий в охоте, рыболовстве, собирательстве не меняет в принципе их технологию. От присваивающих форм деятельности разительно отличается сфера производства. Она имела опережающее развитие, оказывала непосредственное влияние на потребляющие отрасли и играла особую роль в динамике культуры. Уже с самого начала создание первых орудий труда – пра-ремесло способствовало развитию воображения и абстрактного мышления наших далеких предков, что привело к появлению в сознании «идеального» (К. Маркс). «...Самый плохой архитектор, – пишет К. Маркс, – от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, то есть идеально»3. В начале, на уровне галечных орудий, человек стал понимать, что в камне есть острый край, и для того чтобы его получить, требовалось гальку подвергнуть обработке. К этому уровню относятся и проторубила – заостренные грубые рубящие рубила. Никаких специальных правил для получения сколов не существовало. Для изготовления «настоящих» ручных рубил требовалось уже представление о форме внутри камня, которую можно получить путем целенаправленных волевых действий. Обдуманные формы придаются и орудиям из отщепов. Переход к новой технике изготовления орудий – леваллуа свидетельствует об усложнении творческого процесса. Здесь человек придает особую форму не непосредственному орудию, а ядрищу, с которого затем снимается отщеп. Именно этот отщеп и служит в качестве орудия. Подобная деятельность предполагает существенный сдвиг в способности мышления абстрагироваться и заглядывать в будущее. Дальнейшая эволюция человека привела к усложнению орудийной деятельности – появлению большого разнообразия орудий и технологических способов их изготовления (обработка огнем, сверление, пиление, шлифование и полирование, точечная техника (пикетаж), давление и др.).^ ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИЗАЦИЕЙ Хронология(время –до н.э.) Периодизацияпо эпохам Стадияантропогенеза Орудие труда, оружие Жилище и поселения Транспорт Хозяйственная деятельность Стадия общественного развития 1 2 3 4 5 6 7 8 4-1 млн. лет Прямоходящие обезьяны Случайное использование камней и палок Природные укрытия Собирательство и случайная охота Стадо 2-1,5 млн. лет Эолит «Человек умелый» (Homo habilis) Примитивные каменные рубила Примитивные заслоны и укрытия Охота и собирательство Первобытное человеческое стадо 1,5 млн. лет – 200 тыс. лет Ранний палеолит «Человек прямоходящий» (синантроп и др.) Каменные рубила и др. примитивные каменные орудия Примитивные шалаши, хижины и пещеры Охота и собирательство; использование огня; систематическая охота на крупных животных – шерстистого носорога и мамонтов 300-30 тыс. лет Средний палеолит Верхний палеолит «Человек разумный» (неандерталец) Разнообразные орудия из камня, копья с кремниевыми или роговыми наконечниками Пещеры, хижины, шалаши Перемещение на бревнах Экзогамный род (брачные отношения складываются внутри коллектива) 1 2 3 4 5 6 7 8 100 тыс. лет В Европе – 30-40 тыс. лет Верхний палеолит «Человек разумный» (Homo sapiens) - кроманьонец и др. антропологические разновидности ископаемого человека современного типа Многообразие каменной индустрии. Изделия из рога, кости и дерева. Копьеметалка, бумеранг, лук и стрелы Дома из дерева, глины и камня Появление водного транспорта (сшитые и на-дутые шкуры животных, долбленки, челноки из коры деревьев) Охота на крупных стадных и мелких зверей и птиц. Искусственное добывание огня Племя как объединение фратрий и родов. Парная семья 20-10 тыс. лет Мезолит 10-5 тыс. лет Неолит Расселение человечества по всем обитаемым частям суши Шлифованные каменные орудия. Гончарное производство Укрепленные поселения (племенные центры) Переход от земледелия к скотоводству. Одомашнивание животных (собаки, овцы, козы, рогатый скот) Союз племен. Патриархальная семья 5 тысячелетие 4-2 тыс. лет до н.э. Энеолит Бронзовый век Бронзовое оружие и орудия труда Появление городов; крепостные сооружения Изобретение колеса и колесного транспорта, появление парусного и гребного судов Приручение лошади; коневодство Возникновение народностей. Выделение классов и сословий. Возникновение первых государств Медленное усовершенствование технологии собирательства и охоты в течение тысячелетий привело в итоге к качественному скачку в материальном базисе культуры: переходу от собирательства к земледелию, от охоты – к скотоводству, позднее человечеством был «нащупан» третий путь – от рукоремесла (М.С. Каган) – к профессиональному ремеслу, который стал доминирующим. Помимо трех основных видов деятельности существовало еще и множество других, в различных пропорциях соединявших основные.^ Большое значение для становления человека и развития его культуры имел огонь. Ученые предполагают, что огонь был получен гоминидами очень рано из природы. Его применение способствовало развитию интеллекта, сплочению людей, становлению человеческого хозяйства. Огонь позволил человеку стать в некоторой степени независимым от климата и осваивать новые районы, которые раньше были для него недоступны. ^ Важнейшим фактором человеческой культуры стало открытие литья металлов, которое обладало преимуществом перед трудоемким изготовлением орудий из камня. Первые полученные металлы – медь, бронза, золото, серебро – были мягкими и не имели тех функциональных качеств, которые были присущи каменным рубилам, ножам, топорам и пр. Эти металлы стали использоваться в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве. Радикальные изменения в ремесленном производстве произошли, когда была освоена выплавка железа, а в дальнейшем получена сталь и были найдены способы их обработки. Это был технологический прорыв, имевший для культуры переломное, поистине революционное значение. Культура сделала значительный рывок вперед во всех сферах производства, строительства, изготовления средств передвижения, военной техники, сельского хозяйства. Благодаря использованию инвентаря, изготовленного из железа, стали получать более высокие и стабильные урожаи, что позволило человеку стать менее зависимым от власти над ним природы и случая, существенно повышало меру его свободы от внешних сил и нашло отражение в его самосознании. «Понятным становится в этом свете, – пишет авторитетный российский ученый М.С. Каган, ­– что в странах, более или менее активно освоивших производство орудий труда из меди и бронзы, достигших высокого уровня мастерства в обработке золота и серебра, но не освоивших техники изготовления орудий и оружия из железа – и на Ближнем Востоке, и в Древней Индии, и в древнем Китае, и в доколумбовой Америке – развитие надолго остановилось, «застряло», грубо говоря, на том уровне, который характерен для ранних форм земледельческого хозяйства, тогда как грандиозный рывок в истории мировой культуры, который был сделан греками и заслужил у изумленных историков, со времен Э. Ренана, название «греческого чуда», имел, в отличие от действительных чудес, вполне прозаическое объяснение ­ – переход от «века бронзы» к «веку железа»4. Духовная культура Становление материальной культуры говорит о возникновении специфически человеческого характера жизнедеятельности людей. Однако культура не сводится только к сфере материального, и главное отличие человека от животного состоит не в материальном бытии, а в духовной культуре, которая у животных полностью отсутствует. Культура, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя ее, свою подлинно человеческую сущность проявляет именно в области духа, а не в окружающем материальном богатстве, хотя, надо помнить, что одно не может существовать без другого. Выдающийся немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) говорил о том, что «не плоть, а дух делает человека человеком»… Только духовная культура порождает человека в полном смысле слова. Духовность выше простой способности делать что-либо по определенному шаблону. Благодаря духовной культуре у первобытного человека зарождается речь и углубляется мышление, появляются чувства идеального, нравственного, эстетического, формируются новые стимулы творческого начала. Она становится средством общения, обмена чувствами, мыслям, представлениями. Мистика (от греч. mystikos – таинственный) – признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы. Между духовной и материальной культурой существует тесная связь, ведущая к ускорению исторического процесса. Духовная культура незримо оказывает влияние на материальную, та – на преобразование среды, а она, в свою очередь – на человека, и получается «контур обратной связи», ускоряющий эволюцию человеческой культуры. Таким образом, духовная культура является главным фактором человеческого прогресса, а его движущей силой становится творец духовной культуры5. Из всех самых разрушительных и критических ситуаций, с которыми сталкивается человек на протяжении тысячелетий, самой потрясающей и опустошающей является смерть. По мнению ученых, осознание смертности и захоронение трупов является той «отправной точкой», с которой начинается духовная культура. Здесь проходит грань, которую животные перейти не могут. Ее зачатки появились 350-200 тыс. лет назад с возникновением у питекантропов и синантропов «культа черепов» и церемониальных погребений у неандертальцев. Еще через 150 тыс. лет появляются разум, речь, чувства, и человекообразное существо, отделяясь все дальше от животного, приобретает сущностные черты, присущие современному человеку. Таким образом, духовная культура складывается на несколько миллионов лет позднее материальной. Она обусловлена двумя уровнями работы человеческого сознания: – мистическим и – реалистическим. Слово «миф» имеет греческое происхождение. Мифы (от греч. mythos – предание, сказание) архаическое повествование о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами. ^ 1. Мистика стала первой отраслью духовной культуры. Она возникла до появления разума и речи. Ее источником являются эмоции, поэтому мистика не нуждается в понятийном мышлении и слове. В мистическом опыте человек, отвлекаясь от чувственного мира, пытается проникнуть в «мир иной», который становится для него миром духовной культуры. Суть мистики первобытного мышления и всей духовной первобытной культуры состоит в том, что древние люди не разделяли себя с миром и считали, что «все вещи имеют невидимое существование в такой же мере, как и видимое». То есть, на ранних этапах развития культуры главным орудием суждения являлась аналогия. Выдающийся исследователь первобытной культуры Э. Тайлор пишет: «Объяснение процессов природы и ее изменений жизненными явлениями, похожими на жизнь созерцающего ее мыслящего человека, составляет только часть гораздо более обширного умственного процесса. Объяснение это принадлежит к той великой теории аналогии, которой мы обязаны столь значительной частью нашего понимания окружающего мира»6. Наличие мистических представлений у первобытного человека говорит о «тонкости» его сознания и умении мыслить абстрактно. Одним из достижений мистики являются представления о существовании высших совершенных существ, к которым должен восходить человек. ^ А) Мистическое представление о том, что сверхъестественное является общим для природы и человека привело к появлению мифов, в которых события, происходившие в действительности, с определенной долей логики, связывались с миром сверхъестественных сил. На явления природы переносятся специфические человеческие способности, такие как умение чувствовать, думать, говорить, складываются представления о кровнородственных отношениях человека и природы. Фантазия первобытного человека населяет мир богами, героями-первопредками, драконами, чудовищами, рождаются представления о взаимных превращениях богов, людей в животных и наоборот. Непонятный, хаотичный в сознании первобытного человека окружающий мир благодаря мифам упорядочивается в связанную простую и доступную для его понимания картину. Мифы являлись продуктом коллективного творчества. Содержанием архаического мифа является судьба племени, рода, тотемной группы, а не жизнь отдельного человека. Они повествуют о происхождении общественной организации и одновременно сакрализуют ее. В мифах закреплялись и освящались практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Мифы позволяли сохранять опыт поколений в социальной памяти и образовывали первичный уровень знаний и способов мышления. Так, например, в мифологических представлениях времен архаики прилетающие после зимовки ласточки приносят с собой весну. Мифы окутывали все формы жизнедеятельности людей и выступали как основные «тексты культуры». Они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Известный английский этнограф ^ Б. Малиновский сказал о сущности мифа, что это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа состоит не в том, чтобы просто дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Мифы являются самостоятельной внерелигиозной формой сознания, возникшей раньше религии и оказавшейся более живучей, чем она. Российский ученый В.Д. Шинкаренко отмечает: «Мифы принадлежат не только далекому прошлому или бесписьменным культурам, они продолжают оставаться актуальными и в настоящее время, так как мифическое мышление свойственно не только архаическому человеку, но также присуще и современному человеку, является фундаментальным свойством его природы. Природа мифического мышления и в настоящее время, так же, как и тысячи лет тому назад, загадочна, как и само происхождение человека…»7. В архаических мифах переплетались элементы религии, философии, науки, искусства, морали. В культуре первобытного общества они еще не обособились в самостоятельные формы общественного сознания и существовали в слитном, нерасчлененном виде.Б) Эволюция хозяйственной деятельности первобытного человека способствовала дифференциации целостной мифологической картины мира. Бессилие человека перед природой, страх перед ее могущественными силами привели его к поклонению тем природным явлениям, с которыми он был связан в свой повседневной практической жизни и которые имели для него жизненно важное значение. Поскольку, несмотря на все старания и умения, первобытные люди часто не могли реальными средствами обеспечить себе постоянный успех в охоте или в иных трудовых действиях, они прибегали к использованию иллюзорных средств практического воздействия. Так происходило зарождение первых доисторических верований: тотемизма, анимизма, аниматизма, магии, фетишизма, а также культовой практики. Выдающийся советский ученый-религиовед ^ Д.М. Угринович (1923-1990) писал: «…Первобытную магию (и религию вообще) рождало не просто незнание подлинных причин тех или иных явлений природы, как думали этнографы-эволюционисты (Эд. Тэйлор и другие), ее рождала неудовлетворенная практическая потребность воздействия на силы природы. …». Ученые утверждают, что трудовая, производственная деятельность первобытных людей тесно переплетаются с магическими верованиями и обрядами. «Магия как бы восполняет с помощью иллюзий трудовую деятельность первобытных людей там, где последняя слаба, ограничена в средствах, не может постоянно обеспечить требуемый результат»8.^ Виды религиозных верований древних людей Тотемизм (на языке северо-американских индейцев оджибве «ототем», букв. – его род) – вера в сверхъестественные кровнородственные связи между родом и определенным видом растения или животного.Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в наличие души у людей, животных, обожествление предков и пр. Аниматизм (от лат. animatus – одушевленный), олицетворение, обожествление всей природы. Необходимо отличать от анимизма. С представлением о безличной силе, действующей в природе, с ее сверхъестественным характером связывалась удача на охоте, в другой добыче и даже успех на войне. Магия, колдовство – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность сверхъестественного влияния на окружающий мир (природу, животных, человека). Фетишизм (от франнц. fetiche – талисман, амулет, идол) – вера в сверхъестественную силу природных или искусственных предметов.^ Культовая практика (лат. cultus – почитание, поклонение). Включает в себя религиозные ритуалы и обряды. Профессор истории и философии религии Лондонского университета ^ Э.О. Джеймс, исследуя религиозные представления первобытной эпохи, делает заключение более обобщенное: «...В доисторическом прошлом древних цивилизаций религиозная озабоченность в значительной степени оказалась связанной с плодородием и решением насущной задачи жизнеобеспечения, а также с таинственными явлениями – рождения и продолжения рода, от которых зависело выживание. Воля к жизни, символически выраженная в танцах и подражательных обрядах, масках и нарядах, в женских фигурках и фаллических изображениях, в реалистичных и стилизованных зооморфных и антропоморфных рисунках и скульптурах – вот настойчиво повторяющееся явление в доисторической религии. Основой всего выступала идея плодородия во всем его многообразии. Оно понималось как динамичная духовная сила мужского и женского начал, объединившихся для продолжения жизни»9.В) Мифология явилась не только основой религиозного сознания. В мифе имелась и художественно-эстетическая сторона. ^ Мифы возникали в нерасчлененном единстве с обрядовыми действиями, в которых первобытные люди реализовывали свои чаяния и желания. Обр


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.