Incredibleurope29 июня в Вене прошла конференция по инновациям Incredibleurope. Ее задачей был обмен лучшими практиками инноваций и обсуждение вопроса «Какой должна быть Европа к 2049 году, чтобы вести за собой мир?»Я участвовал в этой конференции и представляю Вам краткое резюме основных мыслей, которые были высказаны.Луиджи Колани (Luigi Colani) www.colani.de Первым выступал профессор Луиджи Колани. Это живая легенда промышленного дизайна. За свою долгую жизнь Колани произвел на свет более 20 000 дизайнерских концекций, которые были внедрены. Он строил все: самолеты, автомобили, поезда, мотоциклы, космические корабли и города будущего и занимал первые места на ведущих международных конкурсах. О нем говорят, как о целой эпохе в мире промышленного дизайна.В свой 81 год мистер Колани обладает поистине взрывной энергией. Он начал свое выступление с того, что с одной стороны Европпа – это, конечно, замечательный континент, с богатой историей и традициями. Но, с другой стороны, поводов для радости сейчас не много, Европпа, по мнению профессора Колани, скатывается в пропасть, уступая мировое лидерство молодым державам. Причина – демократия и консерватизм. Колани в красках рассказал о том, как многие яркие прорывные идеи разбиваются о Европейскую бюрократию.Например, еще 30 лет назад Колани представил нескольким автомобильным концернам промышленный образец грузовика, который за счет своей аэродинамики, экономит 40 % горючего и все они отказались. «Идиоты!! Возмущается Колани, они говорят об окружающей среде и очень горды, когда могут сэкономить какие-то 10-15% энергии автомобиля. Я предложил экономию в 40% и они отказались. Просто эти ребята не могут признаться что все это время вся отрасль не видела тех решений, которые я предложил. Им проще сделать вид, что они этого не замечают».Колани рассказывал о десятках подобных примеров. Один из них – создание супер-эргономичной кабины для Airbus, которая не была принята компанией из-за своей «неординарности и сумасшедшести», а когда ее представили на выставке была в мелочах скопирована русскими.«Когда один человек в правительстве или крупной компании говорит «Это замечательная идея, давайте ее внедрим!», другие показывают на него пальцем и кричат «Это преступник!!!» - и идея умирает – в этом вся европейская демократия».«Основная проблема Европы в том, что она слишком богатая и слишком ленивая, она просто не готова рисковать и внедрять по-настоящему смелые идеи».Последние 10 лет мистер Колани активно сотрудничает с Китаем, а недавно он полностью переехал туда. Он говорит: «Китайцы голодные – они шпионы, они мгновенно все копируют и внедряют. Буквально утаскивают каждый чертеж с моего стола. В первый месяц моего пребывания в Китае для меня организовали турне по всем ведущим Университетам. В течение месяца я стал профессором в 4-х самых передовых Университетах – та честь, которой я не удостоился в Европпе в течение многих десятков лет. Поэтому Китай сейчас идет вверх, а Европпа - вниз».Колани не очень оптимистичен в плани возможностей Европпы к возвращению на передовые позиции. Основная надежда по его мнению – это новое молодое поколение, которое более свободно и открыто для по-настоящему ярких идей. В качестве ответа на вопрос «Что делать?» профессор Колани предложил «Находить идеи и бороться за их внедрение в жизнь!» его призыв – быть «бунтарем и революционером» в дизайне – бороться с той глупостью, которой полно в окружающем нас мире.Эрвин Вердениг (Erwin Werdenigg) www.edelwiser.com Эрвин руководит необычной компанией, которая создает горные лыжи по индивидуальным дизайнам, созданным самими клиентами.Ключевая мысль выступления – клиентов не нужно воспринимать, как пассивных потребителей ваших услуг. В клиентах скрыт огромный инновационный потенциал. Ваши клиенты:- лучше всех понимают что им нужно, и ловят последние тенденции- искусно используют вашу продукцию- гордятся, когда им дают возможность внести вклад в создании продукта- готовы платить за то, что они помогают создать- уже организованы в сетевые сообщества.Для того чтобы полноценно сотрудничать с клиентами компания:- использует дешевые и быстрые каналы дистрибуции (через Интернет)- дружит с ними - выстраивает доверительные и глубокие взаимоотношения с помошью общения в сети и организацию большого количества, праздников, конкурсов, тематический событий- оказывает клиентам дополнительные услуги, организуя соревнования и дополнительные поездки (делая то, чем обычно занимаются не производители, а дистрибьюторы оборудования)- разделила процесс производства лыж на 2 части: сначала производятся базовые заготовки, а потом по заказу клиента к ним добавляются идндивидуальные настройки и дизайн – таким образом, готовые лыжи поступают к клиенту в течение считанных дней после совершения им заказа.Эти действия превратили клиентов компании в движущую силу ее инноваций. Интересная идея в том, что компания думает о своих клиентах не только как об отдельных людях но и как о сообществе и предоставляет им инструменты для совместной разработки лыж. Таким образом компания использует потенциал самоорганизации сообщества.Эрвин перечислил следующие преимущества такого подхода:- создание новых и новых востребованных клиентами продуктов (большая скорость создания и внедрения инноваций – огромное количество новых идей)- создание дополнительных услуг сообществу клиентов и вовлечение этого сообщества в бизнес-модель компании (путешествия для лыжников, конкурсы, магазины сопутствующих товаров + привлечение клиентов в качестве индивидуальных дистрибьюторев, созданных ими лыж)- возможность делать b2b проекты – например, выдавать лицензии на интересные дизайны другим компаниям- маркетинг через рекомендации (в такой модели их возникает гораздо больше – клиенты с упоением рассказывают о созданных ими лыжах и рекомендуют компанию своим знакомым) и награды – многие оригинальные дизайны получают призовые места на конкурсах и компания получат большую узнаваемость.Суммируя сказанное, Эрвин говорит, что сотрудничество с клиентами позволяет:- добиваться успеха даже маленьким игрокам и даже на очень конкурентных рынках.- использовать такую стратегию, как модель выхода на новый рынок, уже занятый конкурентами (создавая продукты совместно с клиентами, удается быстро обнаружить их слабые зоны)- создавать новые источники прибыли в виде сопутствующих товаров и услуг- формировать большую устойчивость компании за счет высокой лояльности клиентов.Позже в перерыве я поговорил с главным партнером Эрвина по бизнесу, его женой Николой. В качестве самого важного актива такой системы она назвала отношения с клиентами – все возникает из них и все от них зависит.Секрет создания таких отношений: 1) собственная вовлеченность, таким делом нельзя заниматься как «работой» - нужно самому быть фанатом лыж, гореть ими, 2) стремление «облегчить жизнь» клиенту.В качестве основной проблемы при создании такой системы она сказала, что приходится очень много работать – постоянно быть с клиентами. Именно поэтому нужно быть фанатом лыж, тогда эта проблема исчезает, а возникает постоянная радость от любимого дела.Одной из интересных стратегий здесь является сотрудничество маленьких, близких к своим клиентам компаний с большими организациями, способными придать делу больший масштаб.«Зонтичный бренд под названием Европа?» Дальше последовала панельная дискуссия: «Зонтичный бренд под названием Европа?» В ней участвовали:JILLIAN DE BEER (de Beer Marketing & Communications, New Zealand)AB KUIJER (JuniorSenior, The Netherlands)THOMAS CARLHED (Swedish Institute, Branding, Sweden)GEORG WAGNER (Spirit Design, Austria)Chair: THOMAS KRATKY (Agency in Progress, Austria)Основные мысли:Один из ключевых активов Европы – это ее разнообразное культурное каследие.Использование этого актива – вопрос способности к диалогу и ощущения общности «мы – европейцы», «Европа – это семья».Европе нужен общий бренд, чтобы лучше сотрудничать внутри. Сейчас есть ощущение, что люди продолжают вопринимать себя как граждане разных стран и не очень активно идет культурный обмен и взаимное обогащение. Каждый стремится сохранить свою национальную идентификацию.В качестве важной характеристики бренда выделялась открытость и гостеприимство Европы, Европа как «открытый континент».Говорили о том, что для бренднига Европы можно использовать уникальность, красоту и силу, содержащуюся в ее природе.Звучали мысли о том, что вообще то у Европы уже есть бренд, но внутреннее его воприятие отличается от внешнего (по данным исследований бренды 16 европейских стран входят в топ-20 самых сильных мировых брендов стран)Высказывались мнения о том, что, создавая Европейский бренд, нужно мыслить глобально и искать гармоничное место этой страны в мире, а не конкурировать с Американцами или Китайцами.Была высказана идея о привлечении к созданию бренда Европы иностранцев.Одна из участниц панели – эксперт по Бренду Новой Зеландии рассказывала о том, что создание бренда территории – это очень комплексный проект. В Новой Зеландии, например, во всех школах есть уроки, на которых ученикам объясняют в чем суть бренда Новой Зеландии, и как это проявляется во всех сферах жизни страны.Говорили о том, что интеграция Европы происходит и без создания общего бренда и четкой единой идеологии – под влиянием Интернета 2.0 и вследствии прозрачности границ.Итогом дискуссии стала мысль предложить самим гражданам Европы сформулировать основную идею Европейского бренда, через создание специального интернет-проекта. Организаторы конференции взялись поддержать этот проект.Даниса Пург (Danica Purg) www.iedsc.siРассказала об использовании искусства в развитии лидеров. Основные мысли:Есть лидерство и менеджмент. Лидер – это человек, который ведет людей с помощью видения.Ключевая компетенция лидера – это искусство создавать видение, которое вовлекает и вдохновляет других.Для этого лидеру необходимо обладать высоким уровнем рефлексии и открытости.Лидеры из Центральной и Восточной Европы в большей степени обладают этими характеристиками – в западной Европе преобладают левополушарные системные менеджеры, которые скорее могут управлять, а не создавать новое.Искусство и люди искусства стимулируют нас видеть, слышать, чувствовать и переживать больше, больше исследовать свой внутренний мир и мир внешний. Искусство обладает очень широким инструментарием влияния на взгляды и чувства людей (как раз то, что нужно, чтобы создавать вдохновляющее видение).Поэтому при развитии лидеров очень важно использовать искусство. В программе MBA Bled School of Management, которой руководит Даниса 8 дней посвящено этой теме, а само здание школы представляет собой картинную галерею.Миха Погакник (Miha Pogacnik) www.mihavision.com Продолжил тему искусства в лидерстве и бизнесе. Вот основные мысли его выступления:Сейчас бизнесу необходимо искусство. И не в качестве музейного экспоната, который жив только отчасти. Искусство нужно бизнесу в качестве метода, инструмента, способа эффективного и полного восприятия мира и взаимодействия с ним.Поэтому искусство нужно изучать как прикладную дисциплину, нужно понимать, как оно работает.Сегодня люди искусства оказывают бизнесу гуманитарную помощь «оставьте себе ваши деньги и посмотрите, чему мы можем вас научить» говорит Миха.Компаниям необходимы руководители, которые не просто могут эффективно управлять проектами, но и понимают куда и, главное, зачем они идут. Лидеры, которые видят глубокий смысл в деле компании. Этому может научить искусство.Как создавать уникальные впечатления, опыты, переживания, вдохновения? Этому люди искусства может научить лидеров, и, таким образом, помочь им эффективно вовлекать людей в дело компании.Искусство также может научить бизнес находить абсолютно новые прорывные решения – этому можно научиться исследуя техники импровизации. Классическая музыка дает людям знание, что всегда есть возможность увидеть лучшую часть себя.Искусство позволяет вскрывать те проблемы, противоречия и важные вопросы, о которых люди не способны говорить в повседневной жизни и таким образом выполняет очень важную роль очистки пространства, разрешения внутренних конфликтов и развития людей.Миха говорил о том, что в современном мире больше востребована женская энерги сотрудничества, принятия и мягкости.Далее Миха виртуозно играл на скрипке мелодию Баха и анализировал ее, показывая принципы, которым следует зарождение, развитие и смерть всего в этом мире. С помощью этих принципов можно рассматривать конкретные деловые ситуации и находить решения. Миха продемонстрировал как в развитии мелодии можно увидеть развитие Европы, через взаимодействие ее северного, левополушарного и восточного, эмоционального, энергичного начала.Текущий кризис – это «восхитительная точка в развитии», тк. все живое развивается через кризисы и у нас есть шанс осуществить качественный переход. Мы как человек, который в 18 лет перестал расти ввысь (иначе он через какое-то время не смог бы проходить сквозь двери) и его развитие переходит в другие пласты. Закончил Миха идеей о том, что хорошей стратегией для Европы может быть «продуктивное самоустранение». Техника лидерства, когда накал страстей, яркости и мощи воздействия доводится до максимума, а потом исчезает полностью и тогда «с перефирии приходит ответ». У людей появляется ориентир и пространство, в котором они могут проявить свои таланты. Мариана Феррари (Mariana Ferrari) www.procesoi..comМариана рассказала о методике создания и работы с идеями в больших группах людей и компаниях. И провела мастер-класс по генерации идей в ответ на вопрос: «Что Европа должна сделать, чтобы вести за собой мир к 2049 году?»Участники форума сгенерировали большое количество идей – они будут обработаны организаторами и собраны в единый банк. Интересным моментом для меня в этом мастер-классе было то, что Марианна особенно подчеркивала, что любой процесс генерации инновационных идей в компании должен начинаться с качественного поиска потребностей в инновациях.Она также говорила, что в ее опыте консультанта по инновациям самое сложное – это внедрение тех идей, которые были созданы и отобраны для реализации. Поэтому консультант по инновациям должен присутствовать в компании в течение всего процесса воплощения идеи в жизнь и помогать компании четко структурировать его.Панельная дискуссия: «Креативные места, инновационные пространства»В ней участвовали:BETTINA VON STAMM (Innovation Leadership Forum, UK)CHRISTIAN HENSE (Grameen Creative Lab, Germany)OUTI LIEDES (Creative Economy and Beyond, Finland)IRENE FIALKA (INiTS, Austria)Chair: TULGA BEYERLE (Vienna Design Week, Austria)Основной темой дискуссии было обсуждение использование инноваций и креативности для устойчивого развития бизнеса и территорий.Говорили о сотрудничестве между традиционными и творческими отраслями.Рассказывали о проектах, связанных с социальным бизнесом. Кристиан рассказал о том, как Grameen в сотрудничестве с компанией Danone реализовали проект в Африке, в котором все ингредиенты для йогурта Danone поставляются местным населением, что создает большое количество рабочих мест и позволяет людям получать полноценный продукт питания.Один из участников рассказывал о своем проекте создания «Открытого кино» в котором большое сообщество людей вместе создает фильмы, используя любительское оборудование и специальную среду для разработки.Говорили о том, что кризис позитивно влияет на инновации в творческих отраслях, побуждая людей искать новые решения.Обсуждали политику государства, которое поддерживает в большей степени поддерживает традиционные отрасли (например, производителей автомобилей), не давая новым большим идям пространства для развития.Ирэн рассказала о системе поддержки развития инновационных проектов IniTS. Они сопровождают проекты, помогая участникам создать «концепцию проекта», разбить ее на понятные этапы, сформулировать цели по каждому этапу и предоставляют деньги на реализацию проектов тоже поэтапно, внимательно отслеживая ход их развитие. «Слишком много денег – плохо для проекта», считает Ирэн.Говорили о недостатках банковской системы: «Банк дает вам зонт когда на дворе солнце, а когда начинается дождь, забирает его!»В завершении дискуссии все сошлись на том, что самое важно творческое пространство, за которое каждый из нас несет ответственность находится внутри него самого. Беттина процитировала Ганди: «Будь тем изменением, которое ты хочешь видеть в мире!».Далее последовала серия рассказов о различных инновационных проектах и мероприятие завершилось церемонией награждения нескольких участников.