II. ПЛАНОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХИССЛЕДОВАНИЙРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯна 2012 годС О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Развитие педагогической науки в обновляемом социуме………………………………………………………………………. 218 2. Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием…………. 223 3. Социокультурные проблемы современного образования………………………………………………………………………. 227 4. Аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания среднего образования... 244 5. Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене……. 257 6. Научное обеспечение модернизации профессионального образования……………………………………………………….. 263 7. Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях……….. 281 8. Научные основы развития социального института воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества……………………………………………………………………………………………………………………………… 291 9. Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях……………………………………………………….. 297 10. Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка……… 310 Именной указатель………………………………………………………………………………………………………………… 318 План опытно-экспериментальных исследований РАО на 2012 год соответствует тематическому плану фундаментальных исследований на 2012 год и предусматривает апробацию результатов научных разработок, которые направлены на развитие системы образования в Российской Федерации, включая экспериментальное сопровождение реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Здоровье». Опытно-экспериментальные исследования осуществляются по 10 направлениям фундаментальных исследований Российской академии образования и включают проверку результатов новых педагогических, психологических, физиологических и междисциплинарных разработок, определяющих научно-методическое обеспечение государственной образовательной политики, направленной на решение важных проблем повышения качества, эффективности и конкурентоспособности отечественного образования. В 2012 году планируется проведение опытно-экспериментальных исследований по 197 темам. Перечень экспериментальных площадок институтов Российской академии образования представлен на сайте Президиума РАО www.raop.ru.^ 1. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ОБНОВЛЯЕМОМ СОЦИУМЕНаучный руководитель – Левицкий М.Л. – академик РАО В 2012 году продолжатся экспериментальные исследования, направленные на повышение эффективности инновационной деятельности в образовании. Будет проведена экспериментальная проверка результативности организационных форм и методов выявления возможностей развития образовательной деятельности учреждений профессионального образования. Продолжатся исследования по созданию технологии проектирования инновационной системы школы, в рамках которых предполагается провести апробацию инструментария повышения уровня развития педагогического коллектива школы как субъекта инновационной деятельности. Работы по совершенствованию содержания и организационно-педагогические условий проектной деятельности учителя в условиях внедрения инновационных образовательных программ будут направлены на апробацию методических средств коллективного проектирования учителями собственной инновационной деятельности в условиях системных инновационных изменений. Продолжится разработка теоретически и экспериментально обоснованной модели развивающейся системы профильного обучения в лицее. Будут разработаны и апробированы механизмы оценки результатов реализации проектов совершенствования системы профильного обучения в лицее; проведен анализ управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учреждений по повышению эффективности предпрофильной подготовки. №№п/п Наименование темы эксперимента Срокивыполнения Задачиисследованияна 2012 год Научныйруководитель темы Ожидаемыерезультатыисследования и их значимость Экспериментальнаяплощадка 1 2 3 4 5 6 7 8 ^ ПРОЕКТ 1.2. «СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКИ» Научный руководитель – Логвинов И.И. – чл.-корр. РАО Головная организация – Учреждение РАО «Институт теории и истории педагогики» 1. Междисциплинарность как коммуникативный принцип организации содержания образования в современном классическом университете 2009 2012 Обосновать основные черты «модели профессии» как ориентира современного содержания образования в классическом университетеВыявить основные характеристики междисциплинарности как коммуникативного принципа Петрова Г.И.,д.филос.н.Институт развития образовательных систем Методические указания к учебному пособию «Классический университет в неклассическое время» Философский факультет ГОУ ВПО «Томский государственный университет», г. Томскfsftsu@mail.ru ПРОЕКТ 1.3. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ В ОТКРЫТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»^ Научный руководитель – Селиванова Н.Л. – чл.-корр. РАО Головная организация – Учреждение РАО «Институт теории и истории педагогики» 2. Организационно-педагогические условия формирования культуры межэтнических отношений в поликультурном образовательном пространстве 2009 2012 Обеспечить широкое внедрение модели формирования межэтнической толерантности в образовательную практику поликультурных школ Томской областиВнедрить программы повышения этнокультурной компетентности педагогов в систему повышения квалификации работников общего образования Костюкова Т.А., д.п.н. Малиновская С.М., к.и.н. Институт развития образовательных систем Программа повышения этнокультурной компетентности педагогов в систему повышения квалификации работников общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10», г. Томск school10@mail.tomsknet. ru;МОУ «Средняя общеобразовательная школа»село Черная речка,Томская обл.bekfuat@mail.ru ПРОЕКТ 1.5. «ИННОВАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»^ Научный руководитель – Мясников В.А. - академик РАО Головная организация – Учреждение РАО «Институт теории и истории педагогики» 3. Формы, методы и средства эффективного использования зарубежного опыта профессионального образования в российской системе (США, Великобритания, Германия) 2010 2012 Определить факторы, влияющие на внедрение адаптационного потенциала зарубежного опыта профессионального образования в российскую систему образованияВыявить совокупность педагогических условий повышения эффективности форм и методов внедрения адаптационного потенциала зарубежного опыта как инновационной технологии Пальянов М.П., д.п.н. Институт развития образовательных систем Методические рекомендации по внедрению адаптационного потенциала зарубежного опыта профессионального образования (США, Великобритания, Германия) Профессиональное училище № 32, г. Северск, Томская обл.goy.ru@mail.ru;гимназия № 17, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.gimn17@mail.ru;МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Юрга, Кемеровская обл. schola2@mail.ru;Центр планирования карьеры,г. Томск, Томская обл. cpcpk@mail.ru ^ ПРОЕКТ 1.6. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ» Научный руководитель – Лазарев В.С. – академик РАО Головная организация – Учреждение РАО «Институт инновационной деятельности в образовании» 4. Проектная технология экспериментальной работы по созданию и апробации модели ресурсного учебно-производ-ственного и научно-исследова-тельского центра 2008 2012 Экспериментально проверить результативность организационных форм и методов выявления возможностей развития образовательной деятельности учреждений профессионального образования Ушаков В.А.,к.т.н.Институт инновационной деятельности в образовании Уточненные организационные формы и методы анализа, экспертизы и оценки возможностей развития образовательной деятельности учреждений профессионального образования ГОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт»,г. Гжель, Московская обл.artgzhel@yandex.ru 5. Технология проектирования инновационной системы школы 2010 2012 Апробировать инструментарий повышения уровня развития педагогического коллектива школы как субъекта инновационной деятельности Афанасьева Т.П.,к.п.н.Институт инновационной деятельности в образовании Откорректированные методы диагностики и формирования мотивационной среды инновационной деятельности в школе, методы ее реализации и средства организации Учреждение Российской Академии образования «Средняя общеобразовательная школа № 91», г. Москваschool91@91.ru 6. Содержание и организационно-педагогические условия проектной деятельности учителя в условиях внедрения инновационных образовательных программ 2009 2012 Провести апробацию методических средств коллективного проектирования учителями системных инновационных изменений в школе Краснов С.И.,к.п.н.Институт инновационной деятельности в образовании Апробированные формы и методы (проблематизации педагогических стереотипов, организации индивидуальной и коллективной рефлексии и др.) коллективного проектирования учителями системных инновационных изменений ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1108»,г. Москва sch1108@mtu-net.ru;ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26», г. Москваmosschool26@gmail.com;ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 200»,г. Москваschool 200@mail.ru 7. Модель развивающейся системы профильного обучения в лицее 2010 2012 Провести апробацию механизма оценки результатов реализации проектов совершенствования системы профильного обучения в лицее Бозиев Р.С., д.п.н.Институт инновационной деятельности в образовании Отработанные процедуры оценки результатов реализации проектов совершенствования системы профильного обучения в лицее МОУ Лицей г. Железнодорожный, Московская обл.liceym@mail.ru 8. Экспериментальные исследования по обучению одаренных детей математике с применением многоуровневых учебников по математике и дидактических материалов 2011 2012 Провести апробацию многоуровневых учебников по математике для 8 класса и дидактических материалов к ним Никитин А.А.,академик РАОИнститут педагогических исследований одаренности детей Оценка эффективности применения многоуровневых учебников при обучении одаренных детей в области математики Губернаторские специализированные классы по математике Новосибирская обл.edusoft@ngs.ru 9. Экспериментальные исследования изучения элементов теории вероятностей в общеобразовательной школе с использованием инновационных технологий 2011 2012 Провести апробацию использования электронного учебного пособия «Элементы теории вероятностей и статистики» при изучении элементов статистики Сапрыкина Г.А.,к.п.н.Михеев Ю.В., к.п.н. Институт педагогических исследований одаренности детей Подтверждение эффективности работы с ЭУП МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 80»,г. Новосибирск sch_80_nsk@nios.ru;МОУ «Гимназии № 3»,г. Новосибирскgym_3_nsk@nios.ru;МОУ «Гимназии № 5»,г. Новосибирскgym_5_nsk@nios.ru 10. Экспериментальные исследования изучения производных и интегралов в общеобразовательной школе с использованием инновационных технологий 2011 2012 Провести апробацию использования электронного учебного пособия «Производные и интегралы» при изучении правил вычисления неопределенных интегралов Михеев Ю.В.,к.п.н. Институт педагогических исследований одаренности детей Подтверждение эффективности работы с ЭУП Специализированный учебно-научный центр при ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет»,г. Новосибирск ale@sesc.nsu.ru 11. Выявление потенциала образовательной системы «Текосский лицей» как фактора социального развития российского сельского поселения 2009 2012 Разработать основные принципы и методы реализации модели «Текосский лицей» в других регионах Турченко В.Н., д.филос.н.Институт развития образовательных систем Методические рекомендации по внедрению модели «Текосский лицей» Текосский лицей,Краснодарский крайtekoss@mail.ru ^ 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ Научный руководитель – Кузнецов А.А. – академик РАОЛогика опытно-экспериментальной деятельности на 2012 год обусловлена тематикой научно-исследовательских работ по актуальным проблемам управления образованием в контексте тесной взаимосвязи социально-экономического прогресса и постоянного совершенствования системы образования. Это предполагает выявление закономерностей, особенностей и вариантов модели управления системой образования в России и апробацию принципов, критериев и показателей оценки устойчивости развития муниципальных систем общего образования; принципов и подходов к оценке эффективности работы образовательного учреждения по программам формирования гражданской идентичности личности; социокультурную технологию развития систем общего образования на региональном уровне; а также проведение анализа управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учреждений по повышению эффективности предпрофильной подготовки. Практическая значимость ожидаемых результатов состоит в разработке образцов социокультурных сетевых проектов развития территориально-региональных образовательных систем; методического обеспечения мониторинга устойчивости развития территориальных систем общего образования; реализации модели управления процессами демократизации школьного сообщества. Важнейшие направления опытно-экспериментальной работы охватывают различные уровни системы образования, при этом особое внимание уделяется внедрению механизмов демократизации управления образовательными системами в условиях повышения самостоятельности образовательных учреждений. №№п/п Наименование темы эксперимента Срокивыполнения Задачиисследованияна 2012 год Научныйруководитель темы Ожидаемыерезультатыисследования и их значимость Экспериментальнаяплощадка нача-ло окон-чание 1 2 3 4 5 6 7 8 ^ ПРОЕКТ 2.3. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ» Научный руководитель – Чечель И.Д. – д.п.н. Головная организация – Учреждение РАО «Институт управления образованием» 1. Социокультурный подход в организации общего образования 2008 2012 Апробировать образовательную сеть как социокультурную технологию развития систем общего образования в регионе Цирульников А.М.,чл-корр. РАОИнститут управления образованием Образцы социокультурных сетевых проектов развития территориально-региональных образовательных систем Министерство образования, республика Саха (Якутия), республиканский Институт развития образования и повышения квалификации, муниципальные органы управления и образовательные учрежденияЧурапчинский, Таттинский, Среднеколымский, Оленекский, Вилюйский и др. р-ны ^ ПРОЕКТ 2.4. «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ» Научный руководитель – Пуденко Т.И. – к.п.н. Головная организация – Учреждение РАО «Институт управления образованием» 2. Развитие механизмов общественного управления общим образованием 2008 2012 Экспериментально проверить механизмы демократизации управления образовательными системами в условиях повышения самостоятельности ОУ Попова О.А., д.п.н.,Институт управления образованием Методические рекомендации по внедрению механизмов демократизации управления образовательными системами в условиях повышения самостоятельности ОУ Комитет по образованию г. Ивантеевка,Московская обл. opopenkova@yandex.ruБелгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ipkps@bsu.edu.ruВоронежский институт повышения квалификации работников образования voipkro@mail.ru 3. Механизмы развития потенциала управления муниципальными и региональными системами образования 2008 2012 Провести апробацию принципов, критериев и показателей оценки устойчивости развития муниципальных систем общего образования Пуденко Т.И.,к.п.н.Институт управления образованием Методическое обеспечение мониторинга устойчивости развития территориальных систем общего образования Комитет по образованию г. ИвантеевкаМосковская обл. opopenkova@yandex.ruВоронежский институт повышения квалификации работников образованияvoipkro@mail.ru 4. Модели и механизмы демократизации школьного сообщества 2010 2012 Разработать методическое пособие по реализации модели управления процессами демократизации школьного сообщества. Болотина Т.В., к.п.н.Институт управления образованием Методическое пособие «Реализация модели управления процессами демократизации школьного сообщества» Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образованияipk@cross-ipk.ru МОУ «Школа Новатор»г. Краснодарnovator203@yanex.ruМОУ лицей № 6г. Волгоградlawlyceum@mail.ru 5. Структура управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений системы общего образования 2010 2012 Провести анализ управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учреждений по повышению эффективности предпрофильной подготовки Атрашенко А.Н.,к.п.н.Институт развития образовательных систем Методики анализа управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учреждений по повышению эффективности предпрофильной подготовки Муниципальная система общего образования, г. Томск kashpur@obr.admin.tomsk.ru 6. Управление формированием гражданской идентичности участников общеобразовательной школы 2010 2012 Провести апробацию принципов и подходов к оценке эффективности работы образовательного учреждения по программам формирования гражданской идентичности личности Болотина Т.В., к.п.н.Институт управления образованием Научная статья «Оценка эффективности работы образовательного учреждения по программе формирования гражданской идентичности личности» Одинцовский лицей № 6 им А.С. Пушкина г. Одинцово odin.lyceum6@mail.ru 7. Методология моделирования ресурса качества образования как фактор управления устойчивым развитием образовательных систем 2011 2012 Определить методологические характеристики проектной модели ресурса качества образовательной системы.Разработать технологический алгоритм управления организацией прогностического моделирования ресурса качества образованияОпределить методологические характеристики управления опережающим развитием системы образования в условиях проектирования интегральной матрицы ресурса качества муниципальной системы образования крупного города Карпова Н.К., д.п.н.Педагогический институт Южного федерального университета Материалы в сборник статей по итогам научно-практической конференции «Формирование ресурса качества как стратегия модернизации образования».Научная статья «Управление организацией прогностического моделирования ресурса качества муниципальной системы образования крупного города» Муниципальная система образованияг. Ростов-на-ДонуПедагогический институт Южного федерального университета ^ 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Научный руководитель – Школяр Л.В. – академик РАО Опытно-экспериментальная деятельность 2012 года по направлению «Социокультурные проблемы современного образования» будет осуществляться в рамках 4 проектов, реализуемых в трех учреждениях РАО: «Институт художественного образования», «Институт социологии образования», «Институт социальной педагогики», «Институт развития образовательных систем». Ожидаемые результаты экспериментальных исследований ориентированы на решение актуальных проблем современного гуманитарно-художественного образования, на апробацию современных направлений, технологий и методик, связанных с подготовкой кадров высшей квалификации, проверку на практике механизмов организации образовательного процесса в школах и вузах. В результате исследований будут разработаны: продуктивная модель внедрения интегрированного обучения на разных ступенях взаимодействия общего и дополнительного образования и система методических рекомендаций по художественно - эстетическому развитию детей и молодежи; технологии развития творческого воображения и коммуникативной культуры старшеклассников и студентов на занятиях по курсу Мировой художественной культуры. Предполагается обобщить результаты исследования гражданских и эстетических приоритетов современных подростков и молодежи в соответствии с возрастными категориями учащихся. Будут внедрены в практику образовательных учреждений страны учебно-методические комплекты по предметам образовательной области «Искусство», разработанные сотрудниками Института художественного образования с учетом Стандартов нового поколения для начальной школы, и апробированы учебно-методические комплекты для средней школы. В результате апробации новых учебников будет выявлено влияние музыкально- проектной деятельности на общее развитие школьников, достижение ими качественно нового уровня результатов обучения. Планируется разработать и апробировать содержание и методы обучения изобразительному искусству, направленные на интерпретацию художественных образов народной культуры на основе понимания их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности. В системе дополнительного образования будут разработаны и экспериментально проверены содержание программ дополнительного образования по развитию восприятия театрального спектакля и кино школьниками; планируется экспериментально проверить методический инструментарий к программам дополнительного художественного образования для учреждений разного типа, в том числе будут определены особенности ориентации современных подростков на личностное и вкусовое обособление.Планируется выявить особенности социального и профессионального самоопределения личности в творческой деятельности на различных возрастных этапах ее развития, будет определена методологическая база изучения культуры личности в системе современного культуро-ориентированного образования. Важное место отводится проблемам обновления содержания и форм художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи на всех уровнях отечественной системы образования (дошкольное, общее, среднее и высшее профессиональное). Предполагается обобщить научные направления развития отечественного образования в социокультурной сфере, в том числе по приоритетным направлениям исследований институтов, направленных на совершенствование методологии, теории и практики в области культуры, социума и художественного образования. Будут исследованы мотивы, определяющие участие современных старшеклассников в деятельности различных общественных организаций. Запланировано проведение анализа влияния социокультурных факторов на особенности отношения учащихся общеобразовательных школ к проявлениям экстремизма. Будет исследовано влияние возрастных, гендерных и социально-стратификационных факторов на различные формы поведения, связанные с рисками для здоровья и девиациями. Особое место уделено исследованию влияния дистанционного образования на социокультурные изменения в сфере образования. Среди приоритетных направлений в области социальной педагогики являются: развитие моделей социально-педагогической деятельности в городских и сельских поселениях в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа»; апробация социально-педагогических технологий работы с молодежью в контексте развития ее инновационного потенциала и минимизации социальных рисков ее социализации; исследования по совершенствованию содержания программ в системе непрерывного социально-педагогического образования. Особое внимание будет уделено апробации результатов мониторинга состояния наркотической и других видов зависимостей как способа постоянно действующей системы социально-педагогической диагностики и профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних, технологий социально-педагогического мониторинга и других зависимостей у детей и подростков в условиях крупного города. В ряду важнейших задач экспериментальных исследований – апробация компонентов Интернет-комплекса социального партнерства институциональных субъектов социума. №№п/п Наименование темы эксперимента Срокивыполнения Задачиисследованияна 2012 год Научныйруководитель темы Ожидаемыерезультатыисследования и их значимость Экспериментальнаяплощадка нача-ло окон-чание 1 2 3 4 5 6 7 8 ^ ПРОЕКТ 3.1. «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫВ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН» Научный руководитель – Школяр Л.В. – академик РАО Головная организация – Учреждение РАО «Институт художественного образования» 1. Формирование культуры личности в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования 2008 2012 Разработать продуктивную модель внедрения интегрированного обучения на разных ступенях взаимодействия общего и дополнительного образования Савенкова Л.Г.,чл.-корр. РАОИнститут художественного образования Методические рекомендации по внедрению модели интегрированного обучения на разных ступенях взаимодействия общего и дополнительного образования ГОУ Школы № 875 shool-875@mail.ru, 158, 541, ДОУ Центр развития ребенка, 867 г. Москва гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»г. Екатеринбург dla@sv66.ru 2. Обоснование интегрированных методик художественно- эстетического развития детей и молодежи в системе общего и профессионального образования 2008 2012 Разработать систему методических рекомендаций по художественно- эстетическому развитию детей и молодежи Олесина Е.П., к.п.н. Институт художественного образования Методические рекомендации по художественно-эстети-ческому развитию школьников и студентов на уроках мировой художественной культуры и спецкурсах по искусству Кафедра культурологии и музыкальный факультет Московского государственного педагогического университетаГуманитарный клуб «Образование и культура», ГОУ Центр образования № 46 «Школа здоровья»г. МоскваМОУ Школа № 38 г. Таганрог 3. Определение готовности школьников и студентов к общению с искусством в образовательных учреждениях разного типа 2008 2012 Апробировать модели по формированию культурно- эстетического сознания старшеклассников и студентов педагогических вузов Печко Л.П., д.филос.н.Институт художественного образования Педагогические модели по формированию культурно- эстетического сознания старшеклассников и студентов ГОУ Школы №№ 717, 594, гимназия № 1544г. Москва; ГОУ школа № 104 г. Челябинск; ГОУ школа-гимназия № 11 г. Пермь; Московский педагогический государственный университет; Государственные педагогические университеты гг. Липецк, Елец, Челябинск, Ульяновск; Институт культуры и искусства г. Луганск; Центр детского творчества г. Москва; педколледж, г. Лебедянь, Липецкая обл. 4. Вариативность содержания художественного образования в начальной школе 2010 2012 Разработать и апробировать содержание и методы обучения изобразительному искусству, направленные на интерпретацию художественных образов народной культуры на основе понимания их многозначности и возможностей трансформации Кашекова И.Э.,д.п.н.Институт художественного образования Учебник по изобразительному искусству для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений ГОУ Школы № 107, 594, АНО «Эллада»г. Москва 5. Методические подходы к развитию творческого воображения на занятиях по Мировой художественной культурев учреждениях высшего профессионального образования 2008 2012 Разработать технологии развития творческого воображения и коммуникативной культуры старшеклассников и студентов на занятиях по курсу Мировой художественной культуры, других гуманитарных дисциплин и в художественных студиях Стукалова О.В.,к.п.н.Институт художественного образования Методические рекомендации по развитию творческого воображения старшеклассников и студентов на занятиях по курсу Мировой художественной культуры, других гуманитарных дисциплин и в художественных студиях Академия Н.Нестеровой, художественные студии ДК «Загорье», «Дружба», хореографическая студия «Вдохновение»,ГОУ СОШ №№ 770, 983, ЦО № 1462,Гимназия № 1579 ^ ПРОЕКТ 3.2. «СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» Научный руководитель – Савенкова Л.Г. – чл.-корр. РАО Головная организация – Учреждение РАО «Институт художественного образования» 6. Гражданские и эстетические приоритеты современных подростков и молодежи 2008 2012 Обобщить результаты исследования гражданских и эстетических приоритетов современных подростков и молодежи в соответствии с возрастными категориями учащихся Фомина Н.Н.,чл.-корр. РАОПоль Д.В.,д.филол.н.Институт художественного образованияБеспалов А.М.,к.филос.н.Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина Методическое пособие для учителей «Выставка детского рисунка в пространстве современной культуры» Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина; ГОУ школа № 600 РАО; ГОУ школа № 1913 Зеленоградский образовательный административный округизостудия Центрального Дома детей железнодорожников, Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, finearts@artsmuseum.ru г. Москва 7. Проектная деятельность учащихся в системе общего и дополнительного музыкального образования 2010 2012 Выявить влияние музыкально- проектной деятельности на общее развитие школьников, достижение ими качественно нового уровня результатов обучения Критская Е.Д., к.п.н.Институт художественного образования Программы дополнительного музыкального образования школьников (рекомендации по взаимодействию основного и дополнительного образования) ГОУ Школа № 600 РАО г. Москва; Детская музыкальная школа им. В.Я. Шебалина, Прогимназия № 1755, детская школа искусств № 1 им. Г.В. Свиридова, детская эстрадно-театральная студия «Сказка» центра социального обслуживания «Таганский», МУ «Центр детского и молодежного досуга «Даниил», г. Москва; ГОУ школы №№ 5, 124, г. Самара; школы №№ 10, 18, 19, 27 г. Йошкар-ОлаРеспублика Марий Эл; Марийский государственный университет; факультет хореографии МГУКИ; Педагогический университет «Первое сентября» г. Москва; ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»; Университет Н. Нестеровойг. Москва 8. Освоение языка театрального искусства в процессе восприятия спектакля 2010 2012 Разработать и экспериментально проверить содержание программы дополнительного образования по развитию восприятия театрального спектакля школьниками Некрасова Л.М., к.п.н.Институт художественного образования Программа дополнительного образования «Восприятие театрального спектакля школьниками» ГОУ Школа № 600 РАО г. Москва; Российский академический молодежный театр zritel-ramt@yandex.ru;Московский театр юного зрителя vladikuprina@mail.ruСамарский театр юного зрителя ogshapiro@yandex.ru 9. Непрерывное художественное образование детей и молодежи в учреждениях разного типа 2010 2012 Проверить методический инструментарий к программам дополнительного художественного образования для учреждений разного типа Алексеева Л.Л.,д.п.н.Институт художественного образования Методическое обеспечение программ дополнительного художественного образования для учреждений разного типа ГОУ Школа № 600 РАО, ГОУ Колледж музыкально- театрального искусства № 61 г. Москва 10. Особенности развития художественного вкуса у современных детей и подростков 2010 2012 Определить особенности ориентации современных подростков на личностное и вкусовое обособление Торшилова Е.М., д.филос.н.Институт художественного образования Методика анализа ценностных ориентаций современных подростков на вкусовое и общее обособление ГОУ Школа № 600 РАО;Школы №№ 875, 121г. Москва 11. Диалог культур на уроках литературы и мировой художест