II. Оборонно-спортивный оздоровительный лагерь: организационно-методические И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ1. Важнейшая форма подготовкидопризывной молодежи к защите отечестваи военной службе За последние годы в некоторых министерствах и ведомствах, общественных организациях и особенно в ряде регионов России повысилось внимание к подрастающему поколению, в частности, к проблеме воспитания и развития личности гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы. Результаты многочисленных социологических исследований свидетельствуют о том, что большая часть молодежи не обладает ответственностью перед обществом за выполнение важнейших обязанностей в качестве его граждан. Одной из них, как известно, является выполнение воинского долга в рядах Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов. Изучение начального периода военной службы призванных в армию и на флот юношей показывает, что многие из них испытывают большие трудности, сталкиваются с серьезными проблемами в новом для них качестве военнослужащих срочной службы. Среди основных причин этого, во-первых, слабо сформированная, а нередко и вовсе негативная установка на военную службу; во-вторых, отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности; в-третьих, низкая психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в специфических условиях военной службы; в-четвертых, отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы; в-пятых, слабое физическое развитие. Что же нужно сделать, чтобы значительно улучшить дело подготовки допризывной молодежи к военной службе, поднять его на качественно более высокий уровень? Прежде всего, надо перестроить сознание призывника, сформировать необходимые установки на предстоящую службу, вызвать интерес, стремление, безусловно, положительное отношение к ней, выработать мотивацию, которая бы проявлялась на всем ее протяжении. В связи с этим хотелось бы отметить возрастающее значение всесторонней и целенаправленной подготовки каждого подростка, юноши к предстоящей военной службе. Следует активно вовлекать всех допризывников в деятельность, связанную с тем, с чем предстоит им столкнуться в процессе самой службы. Именно таким путем можно решить в настоящее время эту государственной важности задачу подготовки школьников, учащихся других учебных заведений к военной службе. В настоящее время все еще господствует определенный стереотип, который характеризуется существенным отрывом работы с допризывной молодежью от важных в практическом отношении сторон воинской жизни и деятельности. Использование их в воспитательных целях способствовало бы становлению будущих воинов еще до момента призыва в ряды Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов. Конечно, лекции, беседы патриотического содержания, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в вооруженных конфликтах, походы по местам воинской славы и многие другие мероприятия необходимы. Однако определяющего значения в формировании всесторонней готовности молодого человека к воинской службе они не имеют и играют в системе патриотического и военно-патриотического воспитания вспомогательную роль. Упор необходимо делать на самом активном и деятельном участии каждого школьника в единой системе взаимосвязанных мероприятий, когда становится возможным комплексное использование самых различных форм и методов. Как показывает опыт работы с подростками и юношами, одной из наиболее эффективных форм и подготовки к защите Отечества является оборонно-спортивный оздоровительный лагерь. Во-первых, в таком лагере организация всей работы с молодежью тесно связана с условиями жизни и деятельности, аналогичными тем, которые существуют в армии и на флоте. Во-вторых, почти все занятия проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме, с активным привлечением военнослужащих или воинов запаса. В-третьих, вся обстановка лагерной жизни способствует значительному возрастанию возможностей для систематического целенаправленного Формирования многих необходимых качеств у будущих воинов. В-четвертых, идет процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе. Пребывание ребят в оборонно-спортивном оздоровительном лагере дает возможность достаточно быстро привыкнуть к элементам армейского порядка, помогает легче преодолевать трудности в ходе совместной деятельности по выполнению самых различных задач. Основное содержание и направленность военно-патриотической работы в ОСОЛ – это подготовка допризывной и призывной молодежи к военной службе, причем не только в рядах Вооруженных сил, но и других войск, воинских формирований и органов. В этой связи большая часть мероприятий, проводимых в период прохождения лагерного сбора в полевых условиях, ориентирована на подготовку именно к военной службе, формировании готовности к самореализации в сложных условиях воинской деятельности. Поэтому основной контингент участников лагерного сбора – юноши и подростки. Вместе с тем в связи с постепенным переходом к комплектованию Вооруженных сил на контрактной основе и наличии в рядах других войск, воинских формирований и органов определенного количества женщин те девушки, которые готовы связать свое будущее с военной службой, также могут наравне с подростками и юношами участвовать в большинстве мероприятий в условиях пребывания ОСОЛ. Поэтому, несмотря на то что в данной работе под участниками лагерного сбора подразумеваются подростки и юноши, это не исключает совместного пребывания с ними их юных сверстниц. Однако в этом случае организаторам необходимо обратить внимание на ряд соответствующих вопросов, которые в данной работе не рассматривались. Исходной основой в деятельности по созданию оборонно-спортивных лагерей является соответствующая учебно-материальная база, обеспечивающая в полевых условиях нормальную жизнь и деятельность допризывников, включающая стационарный жилой фонд, военно-спортивные сооружения, технику и вооружения, необходимые элементы системы обслуживания. Также непростым представляется решение вопроса комплектования постоянного состава лагеря, подготовленного для эффективной работы с допризывной молодежью. Продолжительность пребывания в ОСОЛ – 24 дня. Этот период разделяется на три основных этапа, на каждом из которых решаются определенные задачи: на первом – формирование у ребят интереса к военной службе и адаптация к новым условиям; на втором – закрепление у них знаний, навыков и умений, необходимых для военной службы; на третьем – создание у будущих воинов целостной модели военной службы в процессе их активного участия в различных видах деятельности в лагере. В ходе первого этапа на основе ранее приобретенных знаний вырабатываются предварительные навыки и умения, необходимые для практического выполнения некоторых обязанностей по военной службе. Очень важной является задача формирования у ребят положительной мотивации. С этой целью рекомендуется, в частности, побывать в воинской части, встретиться с лучшими воинами, послушать передовых офицеров. С самых первых дней пребывания в оборонно-спортивном оздоровительном лагере важно помочь ребятам как можно более зримо представить себя в роли защитника Отечества, вызвать у них осознанную потребность с максимальной пользой для себя провести каждый из 24 дней в ОСОЛ. Форма обращения к участникам лагерного сбора из числа лагерного сбора из числа молодежи – «товарищ курсант». В ходе проводимых занятий, различных мероприятий у ребят вырабатывается готовность к преодолению физических, нервно-психологических, умственных нагрузок, развиваются такие необходимые качества, как дисциплинированность, смелость, решительность, честность, взаимовыручка, сообразительность, инициативность, самостоятельность и т. д. Таким образом, достигается главная цель данного этапа – формирование устойчивых потребностей и интереса у ребят к овладению военно-прикладными знаниями, навыками, умениями, создание устойчивой системы мотивов, способствующих реализации у них стремления к повышению уровня готовности к защите Отечества. Второй этап в самых основных чертах сходен с первым и поэтому уже не является чем-то принципиально новым для курсантов. Им предстоит как бы повторить главные моменты, события уже прожитой недели, выполнить в определенной мере аналогичные задачи, но уже на новом, более высоком уровне сложности. Содержание и методы учебно-воспитательной работы с ребятами в этот период существенно обогащаются новыми элементами. Занятия и мероприятия проводятся более напряженно при повышенной активности ребят (состязательность, игра и др.). По своей сложности и регламентированности они в определенной степени аналогичны некоторым формам обучения и воспитания, осуществляемым в армейских условиях. Отработка отдельных элементов в ходе занятий доводится до автоматизированного навыка, а приобретенные знания и умения становится возможным реализовать в двусторонних тактических учениях – высшей форме допризывной подготовки. Очень важно предъявлять к курсантам в ходе проводимых мероприятий постоянную требовательность. Их успех в решающей степени зависит от умелой организации и профессиональной подготовленности к ним руководителей. Специфика завершающего этапа пребывания в лагере состоит в общей подготовке к двусторонним учениям, на которых все группы и каждый курсант показывают то, чему они научились за период пребывания в лагере. Учения являются одним из наиболее действенных средств в повышении уровня военно-прикладной подготовки ребят в условиях лагерного сбора. На них воспроизводятся в обобщенном виде вопросы проведенных ранее тактических занятий, занятий по огневой, военно-технической, физической подготовке, по гражданской обороне и др. Поэтому в ходе учений создаются условия для синтезирования у обучаемых ранее приобретенных представлений, понятий и навыков по каждому отдельному предмету и превращению их в процессе практических действий в начальные умения, составляющие основу полевой выучки. Участники учений получают более правильное, точное и конкретное представление о некоторых довольно существенных сторонах учебно-боевой деятельности воинов. Кроме того, для каждого подростка, юноши учения имеют и очень большое эмоционально-воспитательное значение, поскольку представляют широкие возможности для проявления важнейших личных качеств, проверки своих сил и способностей. Методика работы организаторов работы в ОСОЛ на данном этапе призвана обеспечить максимальную активность, сообразительность, самостоятельность, инициативность ребят. В их сознании происходит осмысление и закрепление ранее полученных знаний, и вместе с тем появляются новые моменты, но уже в игровом, состязательном плане. По мере преодоления трудностей развиваются соответствующие качества, приобретается необходимый опыт. Заключительный день в лагере полностью посвящается проведению военно-спортивного праздника, который характеризуется высоким эмоциональным подъемом и способствует формированию важных социально-психологических и физических качеств. Таким образом, весь уклад жизни и деятельности, в котором ребята находятся в течение 24 дней, постоянная требовательность выполнения довольно жестко регламентированного распорядка дня, интенсивный характер труда, учебы, спортивно-массовой работы, непрерывное нахождение в коллективе и т. п. оказывают благоприятное воздействие на подростков и юношей. Это проявляется в том, что они переоценивают некоторые ценности, проникаются более высокой ответственностью за дело защиты Родины, становятся требовательнее к себе и другим. Эффективность работы в условиях оборонно-спортивного оздоровительного лагеря по подготовке допризывной молодежи к военной службе особенно возрастает, если будет проводиться целенаправленно в течение трех лет, с 7-го по 9-й класс (период летних каникул). В этом случае значительно успешнее решается проблема, связанная с необходимостью преодоления трудностей, неизбежно возникающих в начальный период прохождения военной службы. Хорошо организованная работа в условиях лагеря позволяет добиться конкретных результатов в подготовке допризывной молодежи к военной службе. В данной работе предлагается примерный вариант системы мероприятий, рассчитанный на 24 дня, каждый из которых максимально насыщен конкретным содержанием. Авторы хорошо понимают, что выполнение рекомендованных мероприятий каждого дня в полном объеме не всегда осуществимо, но в свою очередь предлагают широкий выбор наиболее приемлемых из них в зависимости от конкретных условий. Практика показывает, что нередко вся организаторская деятельность руководства оборонно-спортивного оздоровительного лагеря сводится к проведению лишь отдельных, традиционно наиболее привлекательных для юношей мероприятий (открытие и закрытие лагеря, спортивные игры, художественная самодеятельность, стрельба из стрелкового оружия). В промежутках между ними дни нередко проходят вяло и однообразно, ребята часто предоставлены самим себе, что снижает эффективность всей проводимой работы. Практическая реализация предложенных в книге рекомендаций позволит не только устранить такое положение дел, но и обеспечить комплексный системный характер, научно обоснованную методику всей проводимой работы. Организация деятельности с ребятами требует Полного и ясного представления обо всей работе в целом у руководства оборонно-спортивного оздоровительного лагеря, у всех тех, кто будет практически организовывать, проводить учебно-воспитательную работу с будущими защитниками нашей Родины. Данная работа рассчитана в первую очередь на руководящий состав ОСОЛ. Авторы книги хорошо понимают всю сложность и особенности организаторской работы с подростками в ОСОЛ в наше время, когда многие формы массовой работы переживают глубокий кризис. Известно, что переход от младшего возраста к подростковому, ведущей деятельностью которого является учеба, характеризуется существенными изменениями в мотивационно-потребностной сфере личности. Данные проводимых социологических исследований свидетельствуют о стремлении юношей и в помыслах, и в реальных действиях развивать свои способности в практическом овладении конкретными видами деятельности. ОСОЛ, безусловно, предоставляет хорошую возможность реализации подростками своих социально значимых потребностей. Именно в нем создаются условия для позитивного самоутверждения подростков, для того чтобы каждый из них мог проверить себя и свои волевые качества, свой опыт, умения, почувствовать себя самостоятельным, обрести уверенность в себе. Как показывает практика, большинство подростков достаточно хорошо представляют себе, что в таком лагере условия жизни и деятельности, решаемые задачи во многом определяются особенностями и требованиями военной службы. Они отчетливо сознают, что 24 дня в ОСОЛ предоставляют прекрасную возможность в достаточной мере уяснить главные особенности армейской жизни, прочувствовать ее, проверить на деле свои качества и по-новому оценить их; войти в коллектив, оторваться от всего привычного, домашнего: научиться и даже приучиться обходиться лишь необходимым; испытать и преодолеть известные трудности. В связи с тем, что одним из принципов деятельности ОСОЛ является хозрасчет, первая половина дня в лагере зачастую связана с выполнением различных работ в интересах органов местного самоуправления предприятий и объединений различного типа и т. п. Понимание того, что их усилиями достигаются самообеспечение и самоокупаемость ОСОЛ, является исходным моментом сознательного отношения к труду подростков, неизменным фактором гражданского становления, развития социальной зрелости личности. Роль и значение трудовой деятельности рассматриваются им также через призму необходимости в армейских условиях. Таким образом, реальная подготовка к предстоящей военной службе и возможность проявления трудовой активности являются для подростков и юношей основополагающими в понимании роли и значения пребывания в ОСОЛ. Характеризуя представления ребят о жизни в лагере, которая ассоциируется у них со службой в армии, важно отметить, что они весьма абстрактны и не дают понимания многих частных вопросов. Поэтому кажущиеся на первый взгляд простыми и обыденными, многие стороны жизни в ОСОЛ вдруг становятся сложными и порой труднопреодолимыми проблемами. На поверку оказывается, что совсем не просто подниматься рано каждое утро, бежать в общем строю 2 – 3 км на физической зарядке, не все оказываются привычными к физическому труду и умеют обращаться с самыми простыми рабочими инструментами. Некоторые ребята затрудняются аккуратно заправлять постель, хорошо чистить обувь, держать в чистоте и порядке форму и свои личные вещи. Практически для каждого курсанта трудно нести службу в своем первом наряде. Работа и проводимые мероприятия отнимают порой так много сил, что некоторые начинают сомневаться, сумеют ли они пробыть в лагере все 24 дня. Возникают сложности в общении с товарищами, в умении жить интересами коллектива, в отказе от удобств и любимых привычек, в неожиданном понимании того, что ты (особенно в своих правах и обязанностях) такой же, как и все. Поэтому и все требования приходится выполнять наравне во всеми, без всяких привилегий. Это для многих кажется странным и непривычным на первых порах. Пережить, прочувствовать это, а затем и преодолеть такого рода сложности можно только в ОСОЛ. Пребывание курсантов в лагере поможет каждому подростку лучше увидеть «свои» трудности, понять в первом приближении, что такое военная служба и требования, предъявляемые к военнослужащим. Пребывание ребят в ОСОЛ связано с новым, более заинтересованным отношением к приобретаемым знаниям, навыкам и умениям. Они получают возможность раздвинуть рамки учебной школьной программы и удовлетворить свое активное стремление к практической деятельности. Только в условиях, приближенных к армейской жизни, подростки могут самоопределиться, соотнести предъявляемые к ним более высокие требования со своими возможностями, сравнить себя с другими. Только проверка себя в новой роли, в необычном качестве поможет каждому определить правильные критерии самооценки. При этом в значительной степени преодолеваются ложные представления об армии, боязнь трудностей и неожиданностей, связанных с предстоящей службой. Вырабатывается собственное мнение, своя точка зрения, своя позиция в отношении выполнения воинского долга, формируются конкретные цели. Многие мероприятия, проводимые в ОСОЛ, сопряжены со значительными морально-психологиическими и физическими нагрузками. Это оказывает положительное воздействие на подростков, на их стремление закалить себя, стать тверже, решительнее, увереннее, ответственнее и т. д. Не случайно многие призывники стремятся попасть служить в пограничные, воздушно-десантные войска, в подразделения морской пехоты, где предъявляются наиболее жесткие требования к всесторонней и особенно к физической подготовке солдата и где эта готовность повышается изо дня в день. ОСОЛ располагает достаточными возможностями поднять уровень подготовки ребят, серьезно заинтересовать их спортом и выработать различные положительные привычки в ежедневных самостоятельных занятиях. Этому способствует организация жизни и деятельности в ОСОЛ, четкий распорядок дня, система продуманных и взаимосвязанных мероприятий, активное участие в них всех курсантов. Например, спортивно-массовая работа предполагает проведение состязаний по бегу, прыжкам, «в метании гранат», по ориентированию на местности, приобретению навыков походной жизни, строевых упражнений и прочих, которые являются по сути спортивными, что особенно привлекает завтрашних защитников Родины. Ранее уже говорилось о тех трудностях, которые ожидают ребят в ОСОЛ. Остановимся лишь на одном примере. В некоторых ОСОЛ курсанты живут в домиках длительного пользования, не испытывают определенных неудобств, а другие живут в солдатских палатках по 8 – 10 человек в каждой. Днем в такой палатке жарко, а ночью довольно прохладно. Если к этому прибавить дождь, ветер и невысокую температуру, то о «сладкой» жизни в лагере в таких условиях нечего и мечтать. Многие по личному опыту знают, как трудно уснуть в палатке в первую ночь. Гораздо легче переносить эти трудности человеку опытному, которому приходилось не раз бывать в дальних многодневных походах с рюкзаком за плечами. Опыт работы полевых ОСОЛ показывает, что эти трудности преодолимы даже для тех ребят, которые никогда не жили в таких условиях. Помогают в этом общая атмосфера в лагере, коллективизм, желание не отстать от товарищей, потребность к самоутверждению. Более опытные и сильные помогают другим преодолеть себя, сделать шаг вперед в вопросах, которые раньше казались камнем преткновения. Особое внимание следует уделить тем подросткам и юношам, которые решили связать свою жизнь с военной службой. 14 м важно получить наиболее полное представление о требованиях, предъявляемых в армии. Высокая ответственность и сложность ратного труда вызывают уважение к Вооруженным силам и заставляют серьезнее отнестись к выбору профессии, которая должна стать делом всей жизни. Анализ причин неудач абитуриентов, отобранных военкоматами и не поступивших в высшие военные училища, показывает, что некоторые выбрали не тот вуз, где они смогли бы найти свое призвание. Юноша, не знающий специфических особенностей будущей военной специальности и деятельности офицера в войсках и имеющий только одно желание куда-нибудь поступить, уподобляется незадачливому путнику, оказавшемуся без компаса в пустыне. ОСОЛ намного облегчает будущему абитуриенту принятие правильного решения при выборе воинской специальности. Участие в технических кружках, знакомство с вооружением и боевой техникой позволяют подростку остановиться на чем-то «своем», действительно интересующем его. Вот почему так важно вначале попробовать проверить себя, многое узнать, сравнить, прежде чем отбросить сомнения и идти к поставленной цели. Именно ОСОЛ во многом помогает сделать осознанный выбор профессии офицера, подготовиться к службе в армии психологически, более успешно сдать конкурсные вступительные экзамены в военное училище. Таким образом, мы постарались показать, что ОСОЛ – одна из эффективных форм подготовки допризывной молодежи к службе в армии. Однако, по нашему убеждению, выработать правильное представление о лагере, сформировать положительную мотивацию и заинтересованное отношение к нему нельзя, опираясь только на громкие и голословные призывы в пользу необходимости испытать силы в нем. Чтобы действительно вызвать стремление молодежи активно и с пользой для себя находиться в ОСОЛ, необходима высшая степень организации жизни и деятельности в нем. В связи со столь высокой значимостью роли лагеря, как важнейшей формы подготовки юношей к военной службе, его организаторам очень важно не допустить расхождения между тем, чего ждет от ОСОЛ допризывник, и тем, что в нем будет на самом деле. Слабая организаторская деятельность в лагере, недостаточная продуманность мероприятий, упущения в воспитательной работе неизбежно приводят к снижению интереса у ребят к ОСОЛ, подрывают саму идею создания подобных лагерей. По нашему твердому убеждению, именно ОСОЛ, как никакая другая форма, является тем испытанием на прочность, преодолев которое юноши получают реальные представления о том, что их ждет в армии, о своих реальных возможностях. Более определенным становится отношение к военной службе, установка на воинскую деятельность. ОСОЛ как система помогает каждому точнее, конкретнее определиться относительно предстоящей службы, «расставить акценты» почти во всех вопросах, в том числе и тех, о которых до ОСОЛ было лишь смутное представление. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что условия в ОСОЛ создают возможности для самостоятельного творческого характера проведения всех мероприятий. Здесь в полной мере можно выявить и использовать «эффект новизны». Отсутствие заорганизованности, необходимости достижения каких-то строго определенных учебных целей, задач, отход от шаблона, ярко выраженная состязательность большинства игр и занятий, конкурсов, понимание практической значимости военно-прикладных видов спорта повышают к ним интерес со стороны ребят. Это в свою очередь влияет на эффективность проводимых мероприятий и оптимизирует жизнь и деятельность участников лагерного сбора.^ 2. Организация и методика формирования готовности у молодежи допризывного возраста к защите отечества и военной службев период прохождения сборов в осол^ День первый (суббота) Содержательная насыщенность этого дня, качество проведения всех организационных мероприятий, эмоциональная сторона деятельности педагогов и инструкторов окажут решающее воздействие на формирование отношения ребят ко всему происходящему в лагере на весь период их пребывания. Следовательно, необходимо заранее и тщательно подготовиться к началу работы в лагере. Для этого у учащихся уже должна быть выработана установка на то, что, во-первых, пребывание в лагере – это не просто отдых, а смена деятельности, основными видами которой буду1 подготовка к защите Отечества и выполнение общественнополезной работы; во-вторых, жизнь и деятельность в лагере будут сопряжены с определенными трудностями и лишениями, выдержать которые дело чести каждого подростка, юноши. За один-два дня до начала лагерного сбора целесообразно подготовить и произвести высадку «десанта» во главе с опытным педагогом для организации встречи школьников, которая может, например, включать: вывешивание оригинальных по форме лозунгов и транспарантов, приветствующих прибывающих; подготовку праздничного обеда; подготовку церемонии встречи по возможности, с участием воинов близ находящихся частей; создание таких условий, чтобы с первой минуты пребывания в лагере каждому было ясно, чем он должен заниматься в настоящее время и что ему предстоит сделать в дальнейшем; распространение среди прибывших памяток с разъяснениями обязанностей участника лагерного сбора, обязанностей должностных лиц, плана основных мероприятий лагерного сбора и некоторых других сторон организации жизни в лагере. Главная задача первого дня – сформировать интерес к предстоящему лагерному сбору, мотивационно закрепить его путем быстрого включения курсантов в игровую деятельность. Формирование способности психики быстро переключаться с одного вида деятельности на другой при сохранении эффективности ее функционирования – важная сторона подготовки к военной службе. На некотором удалении от лагеря можно подготовить заграждения с надписью: «ОСТОРОЖНО! ЗАМИНИРОВАНО». Подойдя к ним, прибывшие в лагерь встречают представителя из числа «десанта», находящегося в лагере, который объясняет ситуацию: «противник» захватил подступ к лагерю, десантная группа ведет с ним неравный бой, нужна срочная помощь. Руководитель лагерного сбора принимает решение: несколькими группами по разным маршрутам пробиваться к лагерю на помощь осажденным. Если позволяют условия, маршруты можно сделать усложненными (с преодолением водной преграды, с Использованием некоторых имитационных средств и т. д.). На этих маршрутах встречаются «раненые» бойцы из числа «десанта», которым надо оказать первую помощь и на носилках нести их к лагерю. С помощью звукозаписывающей и громкоговорящей аппаратуры можно создать в районе лагеря имитацию боя с применением различных огневых средств. Такое резкое изменение обстановки обостряет мысли и чувства, создает соответствующий настрой, который благоприятствует готовности адаптироваться к совершенно иным, отличным от повседневной жизни условиям. По прибытии ребят в лагерь организуется митинг. С кратким вступительным словом к прибывшим обращается военнослужащий из соседней с лагерем воинской части, который поздравляет их с первым боевым крещением. Он говорит о необходимости заблаговременной подготовки для успешной военной службы, приглашает ребят в воинскую часть на экскурсию и для участия в соревнованиях с воинами. После этого выступает представитель педагогического коллектива и 2 – 3 школьника. Принимается резолюция митинга, коллективно исполняется песня. После митинга проводится праздничный обед, а по его окончании в течение 1 – 1,5 часа под руководством командиров группы ребят размещают в лагере, готовят спальные места, раскладывают свои вещи, разгружают имущество. При этом представители руководства лагеря проводят короткие беседы, в которых рассказывают ребятам о распорядке дня, о плане занятий, об их обязанностях. Ориентировочно в 15.30 – 16.00 объявляется общелагерное построение, на котором выделяется суточный наряд, объявляется конкретный план дальнейших действий. Затем предлагается в честь первого дня пребывания в лагере провести экспресс-соревнования между группами по футболу, волейболу, шахматам. Соревнования проходят в течение 2 – 2,5 часа. После их завершения производится награждение первых победителей грамотами, памятными подарками, значками. Подводя итоги соревнований, каждый руководитель должен дать установку на то, чтобы учащиеся стремились самостоятельно обобщить свои впечатления от первого дня пребывания в лагере, осознать свои мысли и чувства, разобраться в своих впечатлениях. На собраниях групп в вечернее время с короткими сообщениями, беседами выступают представители педагогического коллектива. Особое внимание уделяется вопросу высокой дисциплины и организованности как важнейшему условию успешного выполнения программы лагерного сбора. Подчеркивается роль самостоятельности учащихся, ответственного подхода при несении лагерной службы в качестве дневальных, дежурных, наряда по столовой. Наибольшую эффективность собрание будет иметь в том случае, если прибывшие ребята выразят свое отношение к предстоящей деятельности и охарактеризуют проведенный в лагере первый день. После завершения этих мероприятий и ужина проводится культурно-воспитательная работа патриотического характера (кинофильм, тематический вечер, вечер песни и т. д.). После просмотра кинофильма организуется вечерняя прогулка, на которой отрабатываются элементы строевой подготовки и разучиваются строевые песни. Каждая группа должна выбрать себе две песни, которые разучиваются и исполняются. Почти сразу после вечерней прогулки проводится вечерняя поверка, которая является необходимым атрибутом организации жизни в лагере. Ребята должны привыкнуть к ее обязательности и невозможности ни под каким предлогом не прибыть или опоздать на нее. Время после проведения вечерней поверки и до отбоя предназначено для обеспечения личной гигиены учащихся. Учитывая важность различных бытовых привычек для выработки динамического стереотипа поведения подростков и то, что некоторые из них не приучены регулярно умываться, чистить зубы и проводить элементарные закаливающие процедуры, командирам групп, отделений надо обратить серьезное внимание на эти вопросы повседневной жизни. Если некоторые ребята после объявления отбоя непродолжительное время будут не слишком громко разговаривать, смеяться, то большой беды от этого не будет. Лучше на следующий день индивидуально поговорить с ними и нацелить на то, что надо привыкать к армейскому порядку, который предусматривает предоставление каждому военнослужащему 8-часового полноценного отдыха. После отбоя командиры групп и отделений могут провести короткое совещание, на котором анализируются итоги прошедшего дня и корректируются задачи на следующий.^ День второй (воскресенье) Второй день пребывания в лагере также не является типовым. Он проходит в форме активного отдыха. День начинается с утреннего подъема в 8.00, который сопровождается музыкальным оформлением. Если в лагере нет сигналиста, используют магнитофонную запись. После того как Проиграл сигналист, звучат маршевые песни. В это время организуется построение участников лагерного сбора. Командиры групп сообщают, что на туалет отводится 5– б минут, затем проводится продолжительная пробежка по окрестностям территории лагеря. В процессе разминки инструктор по физической подготовке напоминает ребятам о значении утренней зарядки для оптимального функционирования организма, закаливания и выработки качеств, необходимых им как будущим воинам: силы, выносливости, подвижности. Эти слова способны оказать сильное внушающее действие, так как период перехода от сна к бодрствованию является наиболее благоприятным для восприятия словесного материала, для усвоения его в качестве подсознательной установки. Для выполнения различных упражнений, не связанных с развитием быстроты и выносливости, выбирается живописное с точки зрения природных условий местность, например на берегу реки, на опушке леса. Воздействие на сознание и чувства ребят природных условий создает благоприятный, положительный, эмоциональный фон, что повышает действенность проведения физической зарядки. Основная ее часть начинается после завершения пробежки (1 – 1,5 км). В составе групп (между отделениями) можно провести эстафету с использованием набивных или надувных мячей и элементов ускоренных передвижений в течение 10 – 15 минут. Затем на протяжении 10 – 15 минут выполняются упражнения для развития различных групп мышц: рук, ног, плечевого и тазобедренного пояса, шеи. Следующие 10 минут предназначаются для выполнения силовых упражнений на полянке, лужайке (как правило, при работе с партнером). В заключение 5 минут легкого бега. Общая продолжительность физзарядки – 40 – 45 минут. После ее окончания выделяется время для гигиенических процедур, заправки кроватей и проведения утреннего осмотра (примерно 15 минут). В ходе утреннего осмотра командиры групп и отделений проверяют качество проведения гигиенических процедур, чистоту рук, стрижку ногтей, опрятность внешнего вида. Затем ребята следуют на завтрак. После завтрака в 8.45 проводится общее построение личного состава лагеря, на котором объявляется план проведения предстоящих мероприятий. В первой половине дня до обеда, который начнется в 14.00, ребята посещают ближайшую воинскую часть. Если такой возможности нет, то они ознакамливаются с местными достопримечательностями, особенно историческими, или с жизнью и деятельностью известных в районе, области трудовых коллективов. До ближайшей воинской части, места, где проходили боевые действия, или иного объекта посещения целесообразно совершить пеший переход. Это позволит ребятам лучше и ближе познакомиться с местностью, начать вырабатывать навыки передвижения в походной колонне, даст возможность разучивать и исполнять строевые песни. По возможности учебные группы следуют к назначенному пункту по разным маршрутам, состязаясь между собой в скорости и организованности передвижения, но не переходя на бег. При посещении воинской части, соединения ребята слушают выступления передовых офицеров, знакомятся с отличниками учебы, с лучшими специалистами. Общение с ними позволяет ребятам лучше осознать себя в роли будущих защитников Отечества, усиливает потребность овладения основами военного дела и формирования важнейших