Реферат по предмету "Разное"


II. Оборонно-спортивный оздоровительный лагерь: организационно-методические и правовые основы

II. Оборонно-спортивный оздоровительный лагерь: организационно-методические И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ1. Важнейшая форма подготовкидопризывной молодежи к защите отечестваи военной службе За последние годы в некоторых министерствах и ведомствах, общественных организациях и особенно в ряде регионов Рос­сии повысилось внимание к подрастающему поколению, в час­тности, к проблеме воспитания и развития личности граждани­на и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы. Результаты многочисленных социологических ис­следований свидетельствуют о том, что большая часть молоде­жи не обладает ответственностью перед обществом за выполне­ние важнейших обязанностей в качестве его граждан. Одной из них, как известно, является выполнение воинского долга в ря­дах Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов. Изучение начального периода военной службы призванных в армию и на флот юношей показывает, что многие из них испытывают большие трудности, сталкиваются с серьезными проблемами в новом для них качестве военнослужащих сроч­ной службы. Среди основных причин этого, во-первых, слабо сформированная, а нередко и вовсе негативная установка на военную службу; во-вторых, отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности; в-третьих, низкая психоло­гическая подготовленность к преодолению определенных труд­ностей, связанных с выполнением задач в специфических усло­виях военной службы; в-четвертых, отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы; в-пятых, слабое физическое развитие. Что же нужно сделать, чтобы значительно улучшить дело подготовки допризывной молодежи к военной службе, поднять его на качественно более высокий уровень? Прежде всего, надо перестроить сознание призывника, сформировать необходимые установки на предстоящую служ­бу, вызвать интерес, стремление, безусловно, положительное отношение к ней, выработать мотивацию, которая бы проявля­лась на всем ее протяжении. В связи с этим хотелось бы отметить возрастающее значение всесторонней и целенаправленной подготовки каждого подрос­тка, юноши к предстоящей военной службе. Следует активно вовлекать всех допризывников в деятельность, связанную с тем, с чем предстоит им столкнуться в процессе самой службы. Именно таким путем можно решить в настоящее время эту го­сударственной важности задачу подготовки школьников, уча­щихся других учебных заведений к военной службе. В настоящее время все еще господствует определенный сте­реотип, который характеризуется существенным отрывом ра­боты с допризывной молодежью от важных в практическом от­ношении сторон воинской жизни и деятельности. Использова­ние их в воспитательных целях способствовало бы становлению будущих воинов еще до момента призыва в ряды Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов. Конечно, лекции, беседы патриотического содержания, встречи с ветера­нами Великой Отечественной войны, участниками боевых дей­ствий в вооруженных конфликтах, походы по местам воинской славы и многие другие мероприятия необходимы. Однако опре­деляющего значения в формировании всесторонней готовности молодого человека к воинской службе они не имеют и играют в системе патриотического и военно-патриотического воспитания вспомогательную роль. Упор необходимо делать на самом актив­ном и деятельном участии каждого школьника в единой системе взаимосвязанных мероприятий, когда становится возможным комплексное использование самых различных форм и методов. Как показывает опыт работы с подростками и юношами, одной из наиболее эффективных форм и подготовки к защите Отече­ства является оборонно-спортивный оздоровительный лагерь. Во-первых, в таком лагере организация всей работы с моло­дежью тесно связана с условиями жизни и деятельности, ана­логичными тем, которые существуют в армии и на флоте. Во-вторых, почти все занятия проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме, с активным привле­чением военнослужащих или воинов запаса. В-третьих, вся об­становка лагерной жизни способствует значительному возрас­танию возможностей для систематического целенаправленного Формирования многих необходимых качеств у будущих воинов. В-четвертых, идет процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе. Пребывание ребят в оборонно-спортивном оздоровитель­ном лагере дает возможность достаточно быстро привыкнуть к элементам армейского порядка, помогает легче преодолевать трудности в ходе совместной деятельности по выполнению са­мых различных задач. Основное содержание и направленность военно-патриоти­ческой работы в ОСОЛ – это подготовка допризывной и при­зывной молодежи к военной службе, причем не только в рядах Вооруженных сил, но и других войск, воинских формирований и органов. В этой связи большая часть мероприятий, проводи­мых в период прохождения лагерного сбора в полевых услови­ях, ориентирована на подготовку именно к военной службе, формировании готовности к самореализации в сложных усло­виях воинской деятельности. Поэтому основной контингент участников лагерного сбора – юноши и подростки. Вместе с тем в связи с постепенным переходом к комплекто­ванию Вооруженных сил на контрактной основе и наличии в рядах других войск, воинских формирований и органов опреде­ленного количества женщин те девушки, которые готовы свя­зать свое будущее с военной службой, также могут наравне с подростками и юношами участвовать в большинстве мероприя­тий в условиях пребывания ОСОЛ. Поэтому, несмотря на то что в данной работе под участни­ками лагерного сбора подразумеваются подростки и юноши, это не исключает совместного пребывания с ними их юных сверстниц. Однако в этом случае организаторам необходимо обратить внимание на ряд соответствующих вопросов, которые в данной работе не рассматривались. Исходной основой в деятельности по созданию оборонно-спортивных лагерей является соответствующая учебно-матери­альная база, обеспечивающая в полевых условиях нормальную жизнь и деятельность допризывников, включающая стационар­ный жилой фонд, военно-спортивные сооружения, технику и вооружения, необходимые элементы системы обслуживания. Также непростым представляется решение вопроса комп­лектования постоянного состава лагеря, подготовленного для эффективной работы с допризывной молодежью. Продолжительность пребывания в ОСОЛ – 24 дня. Этот период разделяется на три основных этапа, на каждом из кото­рых решаются определенные задачи: на первом – формирова­ние у ребят интереса к военной службе и адаптация к новым условиям; на втором – закрепление у них знаний, навыков и умений, необходимых для военной службы; на третьем – со­здание у будущих воинов целостной модели военной службы в процессе их активного участия в различных видах деятельности в лагере. В ходе первого этапа на основе ранее приобретенных зна­ний вырабатываются предварительные навыки и умения, необ­ходимые для практического выполнения некоторых обязаннос­тей по военной службе. Очень важной является задача форми­рования у ребят положительной мотивации. С этой целью рекомендуется, в частности, побывать в воинской части, встре­титься с лучшими воинами, послушать передовых офицеров. С самых первых дней пребывания в оборонно-спортивном оздо­ровительном лагере важно помочь ребятам как можно более зримо представить себя в роли защитника Отечества, вызвать у них осознанную потребность с максимальной пользой для себя провести каждый из 24 дней в ОСОЛ. Форма обращения к участникам лагерного сбора из числа лагерного сбора из числа молодежи – «товарищ курсант». В ходе проводимых занятий, различных мероприятий у ребят вырабатывается готовность к преодолению физических, нерв­но-психологических, умственных нагрузок, развиваются такие необходимые качества, как дисциплинированность, смелость, решительность, честность, взаимовыручка, сообразительность, инициативность, самостоятельность и т. д. Таким образом, достигается главная цель данного этапа – формирование устойчивых потребностей и интереса у ребят к овладению военно-прикладными знаниями, навыками, умени­ями, создание устойчивой системы мотивов, способствующих реализации у них стремления к повышению уровня готовности к защите Отечества. Второй этап в самых основных чертах сходен с первым и поэтому уже не является чем-то принципиально новым для курсантов. Им предстоит как бы повторить главные моменты, события уже прожитой недели, выполнить в определенной мере аналогичные задачи, но уже на новом, более высоком уровне сложности. Содержание и методы учебно-воспитательной работы с ре­бятами в этот период существенно обогащаются новыми эле­ментами. Занятия и мероприятия проводятся более напряженно при повышенной активности ребят (состязательность, игра и др.). По своей сложности и регламентированности они в оп­ределенной степени аналогичны некоторым формам обучения и воспитания, осуществляемым в армейских условиях. Отра­ботка отдельных элементов в ходе занятий доводится до авто­матизированного навыка, а приобретенные знания и умения становится возможным реализовать в двусторонних тактичес­ких учениях – высшей форме допризывной подготовки. Очень важно предъявлять к курсантам в ходе проводимых мероприятий постоянную требовательность. Их успех в решаю­щей степени зависит от умелой организации и профессиональ­ной подготовленности к ним руководителей. Специфика завершающего этапа пребывания в лагере состо­ит в общей подготовке к двусторонним учениям, на которых все группы и каждый курсант показывают то, чему они научи­лись за период пребывания в лагере. Учения являются одним из наиболее действенных средств в повышении уровня военно-прикладной подготовки ребят в условиях лагерного сбора. На них воспроизводятся в обобщенном виде вопросы проведенных ранее тактических занятий, занятий по огневой, военно-техни­ческой, физической подготовке, по гражданской обороне и др. Поэтому в ходе учений создаются условия для синтезирования у обучаемых ранее приобретенных представлений, понятий и навыков по каждому отдельному предмету и превращению их в процессе практических действий в начальные умения, состав­ляющие основу полевой выучки. Участники учений получают более правильное, точное и конкретное представление о неко­торых довольно существенных сторонах учебно-боевой дея­тель­ности воинов. Кроме того, для каждого подростка, юноши учения имеют и очень большое эмоционально-воспитательное значение, поскольку представляют широкие возможности для проявления важнейших личных качеств, проверки своих сил и способностей. Методика работы организаторов работы в ОСОЛ на данном этапе призвана обеспечить максимальную актив­ность, сообразительность, самостоятельность, инициативность ребят. В их сознании происходит осмысление и закрепление ранее полученных знаний, и вместе с тем появляются новые моменты, но уже в игровом, состязательном плане. По мере преодоления трудностей развиваются соответствующие каче­ства, приобретается необходимый опыт. Заключительный день в лагере полностью посвящается про­ведению военно-спортивного праздника, который характери­зуется высоким эмоциональным подъемом и способствует фор­мированию важных социально-психологических и физических качеств. Таким образом, весь уклад жизни и деятельности, в котором ребята находятся в течение 24 дней, постоянная требовательность выполнения довольно жестко регламентированного распорядка дня, интенсивный характер труда, учебы, спортив­но-массовой работы, непрерывное нахождение в коллективе и т. п. оказывают благоприятное воздействие на подростков и юношей. Это проявляется в том, что они переоценивают неко­торые ценности, проникаются более высокой ответственнос­тью за дело защиты Родины, становятся требовательнее к себе и другим. Эффективность работы в условиях оборонно-спортивного оздоровительного лагеря по подготовке допризывной молоде­жи к военной службе особенно возрастает, если будет прово­диться целенаправленно в течение трех лет, с 7-го по 9-й класс (период летних каникул). В этом случае значительно успешнее решается проблема, связанная с необходимостью преодоления трудностей, неизбежно возникающих в начальный период про­хождения военной службы. Хорошо организованная работа в условиях лагеря позволяет добиться конкретных результатов в подготовке допризывной молодежи к военной службе. В дан­ной работе предлагается примерный вариант системы меро­приятий, рассчитанный на 24 дня, каждый из которых макси­мально насыщен конкретным содержанием. Авторы хорошо понимают, что выполнение рекомендованных мероприятий каждого дня в полном объеме не всегда осуществимо, но в свою очередь предлагают широкий выбор наиболее приемле­мых из них в зависимости от конкретных условий. Практика показывает, что нередко вся организаторская дея­тельность руководства оборонно-спортивного оздоровительно­го лагеря сводится к проведению лишь отдельных, традицион­но наиболее привлекательных для юношей мероприятий (от­крытие и закрытие лагеря, спортивные игры, художественная самодеятельность, стрельба из стрелкового оружия). В проме­жутках между ними дни нередко проходят вяло и однообразно, ребята часто предоставлены самим себе, что снижает эффек­тивность всей проводимой работы. Практическая реализация предложенных в книге рекомендаций позволит не только уст­ранить такое положение дел, но и обеспечить комплексный системный характер, научно обоснованную методику всей про­водимой работы. Организация деятельности с ребятами требует Полного и ясного представления обо всей работе в целом у ру­ководства оборонно-спор­тивного оздоровительного лагеря, у всех тех, кто будет практически организовывать, проводить учебно-воспитательную работу с будущими защитниками на­шей Родины. Данная работа рассчитана в первую очередь на руководящий состав ОСОЛ. Авторы книги хорошо понимают всю сложность и особен­ности организаторской работы с подростками в ОСОЛ в наше время, когда многие формы массовой работы переживают глу­бокий кризис. Известно, что переход от младшего возраста к под­ростковому, ведущей деятельностью которого является учеба, характеризуется существенными изменениями в мотивационно-потребностной сфере личности. Данные проводимых социоло­гических исследований свидетельствуют о стремлении юношей и в помыслах, и в реальных действиях развивать свои способности в практическом овладении конкретными видами деятельности. ОСОЛ, безусловно, предоставляет хорошую возможность реализации подростками своих социально значимых потребнос­тей. Именно в нем создаются условия для позитивного самоут­верждения подростков, для того чтобы каждый из них мог про­верить себя и свои волевые качества, свой опыт, умения, по­чувствовать себя самостоятельным, обрести уверенность в себе. Как показывает практика, большинство подростков достаточно хорошо представляют себе, что в таком лагере условия жизни и деятельности, решаемые задачи во многом определяются осо­бенностями и требованиями военной службы. Они отчетливо сознают, что 24 дня в ОСОЛ предоставляют прекрасную воз­можность в достаточной мере уяснить главные особенности армейской жизни, прочувствовать ее, проверить на деле свои качества и по-новому оценить их; войти в коллектив, оторвать­ся от всего привычного, домашнего: научиться и даже при­учиться обходиться лишь необходимым; испытать и преодолеть известные трудности. В связи с тем, что одним из принципов деятельности ОСОЛ является хозрасчет, первая половина дня в лагере зачастую свя­зана с выполнением различных работ в интересах органов мес­тного самоуправления предприятий и объединений различного типа и т. п. Понимание того, что их усилиями достигаются самообеспе­чение и самоокупаемость ОСОЛ, является исходным моментом сознательного отношения к труду подростков, неизменным фактором гражданского становления, развития социальной зрелости личности. Роль и значение трудовой деятельности рассматриваются им также через призму необходимости в ар­мейских условиях. Таким образом, реальная подготовка к предстоящей военной службе и возможность проявления трудовой активности являются для подростков и юношей основополагающими в по­нимании роли и значения пребывания в ОСОЛ. Характеризуя представления ребят о жизни в лагере, которая ассоциируется у них со службой в армии, важно отметить, что они весьма абстрактны и не дают понимания многих част­ных вопросов. Поэтому кажущиеся на первый взгляд простыми и обыденными, многие стороны жизни в ОСОЛ вдруг стано­вятся сложными и порой труднопреодолимыми проблемами. На поверку оказывается, что совсем не просто подниматься рано каждое утро, бежать в общем строю 2 – 3 км на физичес­кой зарядке, не все оказываются привычными к физическому труду и умеют обращаться с самыми простыми рабочими инст­рументами. Некоторые ребята затрудняются аккуратно заправ­лять постель, хорошо чистить обувь, держать в чистоте и поряд­ке форму и свои личные вещи. Практически для каждого кур­санта трудно нести службу в своем первом наряде. Работа и проводимые мероприятия отнимают порой так много сил, что некоторые начинают сомневаться, сумеют ли они пробыть в лагере все 24 дня. Возникают сложности в общении с товари­щами, в умении жить интересами коллектива, в отказе от удобств и любимых привычек, в неожиданном понимании того, что ты (особенно в своих правах и обязанностях) такой же, как и все. Поэтому и все требования приходится выполнять нарав­не во всеми, без всяких привилегий. Это для многих кажется странным и непривычным на первых порах. Пережить, прочув­ствовать это, а затем и преодолеть такого рода сложности мож­но только в ОСОЛ. Пребывание курсантов в лагере поможет каждому подростку лучше увидеть «свои» трудности, понять в первом приближении, что такое военная служба и требования, предъявляемые к военнослужащим. Пребывание ребят в ОСОЛ связано с новым, более заинте­ресованным отношением к приобретаемым знаниям, навыкам и умениям. Они получают возможность раздвинуть рамки учеб­ной школьной программы и удовлетворить свое активное стремление к практической деятельности. Только в условиях, приближенных к армейской жизни, подростки могут самоопределиться, соотнести предъявляемые к ним более высокие требования со своими возможностями, сравнить себя с другими. Только проверка себя в новой роли, в необычном качестве поможет каждому определить правильные критерии самооценки. При этом в значительной степени пре­одолеваются ложные представления об армии, боязнь трудно­стей и неожиданностей, связанных с предстоящей службой. Вырабатывается собственное мнение, своя точка зрения, своя позиция в отношении выполнения воинского долга, формиру­ются конкретные цели. Многие мероприятия, проводимые в ОСОЛ, сопряжены со значительными морально-психо­логии­ческими и физическими нагрузками. Это оказывает положительное воздействие на под­ростков, на их стремление закалить себя, стать тверже, реши­тельнее, увереннее, ответственнее и т. д. Не случайно многие призывники стремятся попасть служить в пограничные, воз­душно-десантные войска, в подразделения морской пехоты, где предъявляются наиболее жесткие требования к всесторон­ней и особенно к физической подготовке солдата и где эта го­товность повышается изо дня в день. ОСОЛ располагает достаточными возможностями поднять уровень подготовки ребят, серьезно заинтересовать их спортом и выработать различные положительные привычки в ежеднев­ных самостоятельных занятиях. Этому способствует организа­ция жизни и деятельности в ОСОЛ, четкий распорядок дня, система продуманных и взаимосвязанных мероприятий, актив­ное участие в них всех курсантов. Например, спортивно-массо­вая работа предполагает проведение состязаний по бегу, прыж­кам, «в метании гранат», по ориентированию на местности, приобретению навыков походной жизни, строевых упражне­ний и прочих, которые являются по сути спортивными, что особенно привлекает завтрашних защитников Родины. Ранее уже говорилось о тех трудностях, которые ожидают ребят в ОСОЛ. Остановимся лишь на одном примере. В неко­торых ОСОЛ курсанты живут в домиках длительного пользова­ния, не испытывают определенных неудобств, а другие живут в солдатских палатках по 8 – 10 человек в каждой. Днем в такой палатке жарко, а ночью довольно прохладно. Если к этому при­бавить дождь, ветер и невысокую температуру, то о «сладкой» жизни в лагере в таких условиях нечего и мечтать. Многие по личному опыту знают, как трудно уснуть в палатке в первую ночь. Гораздо легче переносить эти трудности человеку опытно­му, которому приходилось не раз бывать в дальних многодневных походах с рюкзаком за плечами. Опыт работы полевых ОСОЛ показывает, что эти трудности преодолимы даже для тех ребят, которые никогда не жили в таких условиях. Помогают в этом общая атмосфера в лагере, коллективизм, желание не отстать от товарищей, потребность к самоутверждению. Более опытные и сильные помогают другим преодолеть себя, сделать шаг вперед в вопросах, которые раньше казались камнем преткновения. Особое внимание следует уделить тем подросткам и юно­шам, которые решили связать свою жизнь с военной службой. 14 м важно получить наиболее полное представление о требова­ниях, предъявляемых в армии. Высокая ответственность и сложность ратного труда вызывают уважение к Вооруженным силам и заставляют серьезнее отнестись к выбору профессии, которая должна стать делом всей жизни. Анализ причин неудач абитуриентов, отобранных военкоматами и не поступивших в высшие военные училища, показывает, что некоторые выбрали не тот вуз, где они смогли бы найти свое призвание. Юноша, не знающий специфических особенностей будущей военной специальности и деятельности офицера в войсках и имеющий только одно желание куда-нибудь поступить, упо­добляется незадачливому путнику, оказавшемуся без компаса в пустыне. ОСОЛ намного облегчает будущему абитуриенту принятие правильного решения при выборе воинской специальности. Участие в технических кружках, знакомство с вооружением и боевой техникой позволяют подростку остановиться на чем-то «своем», действительно интересующем его. Вот почему так важно вначале попробовать проверить себя, многое узнать, сравнить, прежде чем отбросить сомнения и идти к поставлен­ной цели. Именно ОСОЛ во многом помогает сделать осознан­ный выбор профессии офицера, подготовиться к службе в ар­мии психологически, более успешно сдать конкурсные вступи­тельные экзамены в военное училище. Таким образом, мы постарались показать, что ОСОЛ – одна из эффективных форм подготовки допризывной молодежи к службе в армии. Однако, по нашему убеждению, выработать правильное представление о лагере, сформировать положи­тельную мотивацию и заинтересованное отношение к нему нельзя, опираясь только на громкие и голословные призывы в пользу необходимости испытать силы в нем. Чтобы действи­тельно вызвать стремление молодежи активно и с пользой для себя находиться в ОСОЛ, необходима высшая степень органи­зации жизни и деятельности в нем. В связи со столь высокой значимостью роли лагеря, как важ­нейшей формы подготовки юношей к военной службе, его организаторам очень важно не допустить расхождения между тем, чего ждет от ОСОЛ допризывник, и тем, что в нем будет на самом деле. Слабая организаторская деятельность в лагере, недостаточ­ная продуманность мероприятий, упущения в воспитательной работе неизбежно приводят к снижению интереса у ребят к ОСОЛ, подрывают саму идею создания подобных лагерей. По нашему твердому убеждению, именно ОСОЛ, как никакая дру­гая форма, является тем испытанием на прочность, преодолев которое юноши получают реальные представления о том, что их ждет в армии, о своих реальных возможностях. Более определен­ным становится отношение к военной службе, установка на во­инскую деятельность. ОСОЛ как система помогает каждому точ­нее, конкретнее определиться относительно предстоящей служ­бы, «расставить акценты» почти во всех вопросах, в том числе и тех, о которых до ОСОЛ было лишь смутное представление. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что ус­ловия в ОСОЛ создают возможности для самостоятельного творческого характера проведения всех мероприятий. Здесь в полной мере можно выявить и использовать «эффект новиз­ны». Отсутствие заорганизованности, необходимости достиже­ния каких-то строго определенных учебных целей, задач, отход от шаблона, ярко выраженная состязательность большинства игр и занятий, конкурсов, понимание практической значимос­ти военно-прикладных видов спорта повышают к ним интерес со стороны ребят. Это в свою очередь влияет на эффективность проводимых мероприятий и оптимизирует жизнь и деятель­ность участников лагерного сбора.^ 2. Организация и методика формирования готовности у молодежи допризывного возраста к защите отечества и военной службев период прохождения сборов в осол^ День первый (суббота) Содержательная насыщенность этого дня, качество проведе­ния всех организационных мероприятий, эмоциональная сторо­на деятельности педагогов и инструкторов окажут решающее воздействие на формирование отношения ребят ко всему проис­ходящему в лагере на весь период их пребывания. Следователь­но, необходимо заранее и тщательно подготовиться к началу работы в лагере. Для этого у учащихся уже должна быть выработана установка на то, что, во-первых, пребывание в лагере – это не просто отдых, а смена деятельности, основными видами которой буду1 подготовка к защите Отечества и выполнение общественнополезной работы; во-вторых, жизнь и деятельность в лагере будут сопряжены с определенными трудностями и лишениями, выдержать которые дело чести каждого подростка, юноши. За один-два дня до начала лагерного сбора целесообразно подготовить и произвести высадку «десанта» во главе с опыт­ным педагогом для организации встречи школьников, которая может, например, включать: вывешивание оригинальных по форме лозунгов и транспа­рантов, приветствующих прибывающих; подготовку праздничного обеда; подготовку церемонии встречи по возможности, с участием воинов близ находящихся частей; создание таких условий, чтобы с первой минуты пребывания в лагере каждому было ясно, чем он должен заниматься в настоящее время и что ему предстоит сделать в дальнейшем; распространение среди прибывших памяток с разъяснения­ми обязанностей участника лагерного сбора, обязанностей должностных лиц, плана основных мероприятий лагерного сбора и некоторых других сторон организации жизни в лагере. Главная задача первого дня – сформировать интерес к пред­стоящему лагерному сбору, мотивационно закрепить его путем быстрого включения курсантов в игровую деятельность. Фор­мирование способности психики быстро переключаться с од­ного вида деятельности на другой при сохранении эффектив­ности ее функционирования – важная сторона подготовки к военной службе. На некотором удалении от лагеря можно подготовить заг­раждения с надписью: «ОСТОРОЖНО! ЗАМИНИРОВАНО». Подойдя к ним, прибывшие в лагерь встречают представителя из числа «десанта», находящегося в лагере, который объясняет ситуацию: «противник» захватил подступ к лагерю, десантная группа ведет с ним неравный бой, нужна срочная помощь. Ру­ководитель лагерного сбора принимает решение: несколькими группами по разным маршрутам пробиваться к лагерю на по­мощь осажденным. Если позволяют условия, маршруты можно сделать усложненными (с преодолением водной преграды, с Использованием некоторых имитационных средств и т. д.). На этих маршрутах встречаются «раненые» бойцы из числа «десанта», которым надо оказать первую помощь и на носилках нести их к лагерю. С помощью звукозаписывающей и громкоговоря­щей аппаратуры можно создать в районе лагеря имитацию боя с применением различных огневых средств. Такое резкое изменение обстановки обостряет мысли и чув­ства, создает соответствующий настрой, который благоприят­ствует готовности адаптироваться к совершенно иным, отлич­ным от повседневной жизни условиям. По прибытии ребят в лагерь организуется митинг. С кратким вступительным словом к прибывшим обращается военнослужа­щий из соседней с лагерем воинской части, который поздравляет их с первым боевым крещением. Он говорит о необходимости заблаговременной подготовки для успешной военной службы, приглашает ребят в воинскую часть на экскурсию и для участия в соревнованиях с воинами. После этого выступает представи­тель педагогического коллектива и 2 – 3 школьника. Принима­ется резолюция митинга, коллективно исполняется песня. После митинга проводится праздничный обед, а по его окончании в течение 1 – 1,5 часа под руководством командиров группы ребят размещают в лагере, готовят спальные места, рас­кладывают свои вещи, разгружают имущество. При этом пред­ставители руководства лагеря проводят короткие беседы, в которых рассказывают ребятам о распорядке дня, о плане заня­тий, об их обязанностях. Ориентировочно в 15.30 – 16.00 объяв­ляется общелагерное построение, на котором выделяется су­точный наряд, объявляется конкретный план дальнейших дей­ствий. Затем предлагается в честь первого дня пребывания в лагере провести экспресс-соревнования между группами по футболу, волейболу, шахматам. Соревнования проходят в течение 2 – 2,5 часа. После их за­вершения производится награждение первых победителей гра­мотами, памятными подарками, значками. Подводя итоги со­ревнований, каждый руководитель должен дать установку на то, чтобы учащиеся стремились самостоятельно обобщить свои впечатления от первого дня пребывания в лагере, осознать свои мысли и чувства, разобраться в своих впечатлениях. На собраниях групп в вечернее время с короткими сообще­ниями, беседами выступают представители педагогического коллектива. Особое внимание уделяется вопросу высокой дис­циплины и организованности как важнейшему условию успеш­ного выполнения программы лагерного сбора. Подчеркивается роль самостоятельности учащихся, ответственного подхода при несении лагерной службы в качестве дневальных, дежурных, наряда по столовой. Наибольшую эффективность собрание бу­дет иметь в том случае, если прибывшие ребята выразят свое отношение к предстоящей деятельности и охарактеризуют про­веденный в лагере первый день. После завершения этих мероприятий и ужина проводится культурно-воспитательная работа патриотического характера (кинофильм, тематический вечер, вечер песни и т. д.). После просмотра кинофильма организуется вечерняя про­гулка, на которой отрабатываются элементы строевой подго­товки и разучиваются строевые песни. Каждая группа должна выбрать себе две песни, которые разучиваются и исполняются. Почти сразу после вечерней прогулки проводится вечерняя поверка, которая является необходимым атрибутом организа­ции жизни в лагере. Ребята должны привыкнуть к ее обязатель­ности и невозможности ни под каким предлогом не прибыть или опоздать на нее. Время после проведения вечерней поверки и до отбоя пред­назначено для обеспечения личной гигиены учащихся. Учиты­вая важность различных бытовых привычек для выработки ди­намического стереотипа поведения подростков и то, что неко­торые из них не приучены регулярно умываться, чистить зубы и проводить элементарные закаливающие процедуры, команди­рам групп, отделений надо обратить серьезное внимание на эти вопросы повседневной жизни. Если некоторые ребята после объявления отбоя непродол­жительное время будут не слишком громко разговаривать, сме­яться, то большой беды от этого не будет. Лучше на следующий день индивидуально поговорить с ними и нацелить на то, что надо привыкать к армейскому порядку, который предусматрива­ет предоставление каждому военнослужащему 8-часового полно­ценного отдыха. После отбоя командиры групп и отделений могут провести короткое совещание, на котором анализируются итоги прошедшего дня и корректируются задачи на следующий.^ День второй (воскресенье) Второй день пребывания в лагере также не является типовым. Он проходит в форме активного отдыха. День начинается с утреннего подъема в 8.00, который сопро­вождается музыкальным оформлением. Если в лагере нет сиг­налиста, используют магнитофонную запись. После того как Проиграл сигналист, звучат маршевые песни. В это время организуется построение участников лагерного сбора. Командиры групп сообщают, что на туалет отводится 5– б минут, затем проводится продолжительная пробежка по окре­стностям территории лагеря. В процессе разминки инструктор по физической подготовке напоминает ребятам о значении ут­ренней зарядки для оптимального функционирования организ­ма, закаливания и выработки качеств, необходимых им как бу­дущим воинам: силы, выносливости, подвижности. Эти слова способны оказать сильное внушающее действие, так как пери­од перехода от сна к бодрствованию является наиболее благо­приятным для восприятия словесного материала, для усвоения его в качестве подсознательной установки. Для выполнения различных упражнений, не связанных с развитием быстроты и выносливости, выбирается живописное с точки зрения природных условий местность, например на бе­регу реки, на опушке леса. Воздействие на сознание и чувства ребят природных условий создает благоприятный, положитель­ный, эмоциональный фон, что повышает действенность прове­дения физической зарядки. Основная ее часть начинается после завершения пробежки (1 – 1,5 км). В составе групп (между отделениями) можно про­вести эстафету с использованием набивных или надувных мя­чей и элементов ускоренных передвижений в течение 10 – 15 минут. Затем на протяжении 10 – 15 минут выполняются уп­ражнения для развития различных групп мышц: рук, ног, пле­чевого и тазобедренного пояса, шеи. Следующие 10 минут предназначаются для выполнения силовых упражнений на по­лянке, лужайке (как правило, при работе с партнером). В зак­лючение 5 минут легкого бега. Общая продолжительность физ­зарядки – 40 – 45 минут. После ее окончания выделяется время для гигиенических процедур, заправки кроватей и проведения утреннего осмотра (примерно 15 минут). В ходе утреннего осмотра командиры групп и отделений проверяют качество проведения гигиенических процедур, чис­тоту рук, стрижку ногтей, опрятность внешнего вида. Затем ребята следуют на завтрак. После завтрака в 8.45 проводится общее построение личного состава лагеря, на котором объявляется план проведения пред­стоящих мероприятий. В первой половине дня до обеда, который начнется в 14.00, ребята посещают ближайшую воинскую часть. Если такой воз­можности нет, то они ознакамливаются с местными достопримечательностями, особенно историческими, или с жизнью и дея­тельностью известных в районе, области трудовых коллективов. До ближайшей воинской части, места, где проходили боевые действия, или иного объекта посещения целесообразно совер­шить пеший переход. Это позволит ребятам лучше и ближе по­знакомиться с местностью, начать вырабатывать навыки пере­движения в походной колонне, даст возможность разучивать и исполнять строевые песни. По возможности учебные группы следуют к назначенному пункту по разным маршрутам, состязаясь между собой в скоро­сти и организованности передвижения, но не переходя на бег. При посещении воинской части, соединения ребята слуша­ют выступления передовых офицеров, знакомятся с отличника­ми учебы, с лучшими специалистами. Общение с ними позво­ляет ребятам лучше осознать себя в роли будущих защитников Отечества, усиливает потребность овладения основами военно­го дела и формирования важнейших


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.