Практическая работа по психодиагностике Содержание: 1. Рассмотрение запроса поступившего к психологу-диагносту 2. Перевод запроса на психологический язык 3. Выбор методов исследования 4. Оценка полученных результатов 5. Общий вывод-заключение 6. Рекомендации 7. Используемая литература Запрос поступивший к психологу-диагносту:
Выявить профессиональную ориентацию семнадцатилетней школьницы Марины Усан. Перевод запроса на психологический язык: Определение профессиональной направленности личности в которой выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Методы исследования и их характеристика: 1. Анкета оптанта
Характеристика: испытуемому предлагается ответить на ряд открытых вопросов. Цель: определить наличие и степень сформированности профессионального плана и осознанность выбора профессии. 2. Дифференциально-диагностический опросник Характеристика: для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности используется ДДО. В основу этой методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии
делятся на пять групп по предмету труда: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Цель: определить мотивы выбора профессии и профессиональной направленности личности. 3.Сфера профессиональных предпочтений учащихся Характеристика: методика ДДО известна и широко используется в практике профессиональной ориентации.
Для аналогичных целей может быть предложена методика Йовайши, модифицированная в Хабаровском краевом центре занятости населения. Данная методика применяется для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике все профессии можно отнести к следующим шести типам. 1. Сфера искусства 2. Сфера технических интересов 3.
Сфера работы с людьми 4. Сфера умственного труда 5. Сфера физического труда 6. Сфера материальных интересов Цель: изучение склонностей к различным сферам профессиональной деятельности. 4. Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации (карта интересов) Характеристика: профессиональные интересы у подростков формируются на основе имеющихся познавательных
интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используется опросник познавательных интересов по «Карте интересов», разработанный А. Е. Голомштоком. Цель: диагностика познавательных интересов. 5. Профессиональная мотивация учащегося Характеристика: опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности. Цель: изучение мотивов профессиональной деятельности.
6. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности Характеристика: согласно типологии американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии,
в которых человек может достичь наибольших успехов. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью соответствующих опросников. Цель: определение типа личности по методике Дж. Холланда. 7. Проективная методика незаконченных предложений Характеристика: ряд предложений, которые необходимо закончить.
Цель: определение личностных особенностей посредством ответов на вопросы Оценка результатов исследования: Результаты по анкете №1: профессиональный план сформирован частично т.к. будущая профессия четко не выбрана, оптант не может определиться между несколькими вариантами. Инфантильные размышления о пути получения будущей профессии. Недостаточная осознанность выбора профессии т.к. предшествующий личностный опыт не будет способствовать
дальнейшему развитию в будущей профессии. Имеется четкая уверенность в правильности выбора направления (в данном случае это творчество) в рамках которого оптант планирует осуществлять дальнейшее обучение. Присутствует явный интерес к будущей профессии, выражены мотивы на основе которых, оптант планирует себя реализовывать. Результаты по опроснику №2: по результатам опросника отвечающий имеет направленность к 2-м областям профессиональной деятельности: «человек-человек» и «человек-художественный образ».
Результаты по методике №3: вследствие оценки склонностей отвечающего к различным сферам профессиональной деятельности выявлено, что наибольшую направленность имеет к сфере искусства и умственного труда. Результаты по опроснику №4: диагностика познавательных интересов выявила, что ярко выраженный интерес отвечающий испытывает к таким направлениям как: медицина, литература, журналистика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка.
Явное отрицание отвечающий испытывает к таким направлениям как: геология, физика, химия, математика, электро – и радиотехника. Результаты по опроснику №5: по результатам данного опросника выявлено, что мотивами профессиональной деятельности для отвечающего служат: мотивы собственного труда и мотивы социальной значимости труда. Результаты по методике №6: вследствие проведенного опросника выявлено, что отвечающий по типологии Холланда относиться к артистическому типу.
Результаты по методике №7: по выявленным результатам неполная семья( ее недостаточная поддержка), негативное отношение к отцу – это отразилось на социальных ролях и жизни девочки. Помешало ей гармонично развиваться и также гармонично воспринимать мир, но несмотря на это у девочки проглядывает достаточно четкая жизненная цель, для осуществления и движения к которой ей не хватает уверенности в своих силах и поддержки. Общий вывод – заключение:
1. Нечетко сформированный профессиональный план, т. е. инфантильное представление о будущей профессии как таковой (ее плюсах и минусах) но при этом уверенность в правильности выбора. 2. Ярко выраженный интерес к областям творческой деятельности (сценическое искусство, изобразительное искусство, музыка), а также есть склонности к различным другим гуманитарным наукам (журналистика, литература, иностранные языки, медицина). 3. Для девочки очень важно выразить себя через профессию и получить положительное
подкрепление от других людей, т. е. признание. Главными мотивами в профессиональной деятельности для нее являются – мотивы социальной значимости труда и собственной значимости труда. Ее профессия должна быть связана с взаимодействием с людьми. 4. Профессия должна быть динамичной и активной соответствовать натуре девочки т. к. она является артистическим типом личности, со сложной внутренней организацией, ей присущи оригинальность мышления, хорошее восприятие
и моторика. Рекомендации: 1. Необходимо дать возможность девочке больше узнать и по возможности соприкоснуться с будущей профессией (увидеть ее в разных ракурсах). 2. Не следует направлять девочку в область точных наук (химия, физика, математика, техника) т. к. профессия не вызывающая стремления в ней себя выразить и ее освоить вызывает внутренний конфликт. 3. Будущая профессия девочки должна способствовать внутреннему раскрытию способностей – это поможет
ей стать уверенней в себе. 4. Значение здесь имеет поддержка семьи, а именно эмоциональная поддержка матери в успешности и правильности выбора профессии. Для тонкой душевной организации девочки – это очень важно. Список используемой литературы: 1. А. А. Крылова, С. А. Манчиева. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.
2. В. Б. Шпарь. Практическая психология (инструментарий). 3. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Практикум по возрастной психологии.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |