IV Научная конференция памяти В.И. Смирнова, Кострома-Галич, 19-20 ноября 2009 г. О.В. Румянцева, ведущий искусствовед ОГУ «Наследие», доцент Костромского государственного технологического университетаК проблеме репрезентации личности на портретах Вяземских – Гусевых из усадьбы Воскресенское Галичского уезда Костромской губернииПортреты князя Александра Алексеевича Вяземского и Варвары Ивановны Вяземской, урожденной Гусевой, являются частью портретной галереи усадьбы Воскресенское Галичского уезда Костромской губернии. Каждый по-своему, они являются прекрасными образцами русского усадебного портрета. Заметим, что в книге «Костромская усадьба» [1, с. 208] портрет князя Вяземского помещен в разделе, посвященном усадьбе Ивановское Воскресенской волости Костромского уезда. В альбоме «Музеи Костромской земли» [2, с. 235] отмечено, что портрет поступил в Галичский музей в 1919 году из усадьбы Вяземских Воскресенское. В 1920-х годах из Воскресенского поступили в музей «Портрет княгини В.И.Вяземской» и «Портрет А.М.Гусевой» – ее матери. На последнем сохранилась надпись: «Мать Варвары Ивановны Вяземской рожденной Гусевой (из) усадьбы В.И. и А.А. Вяземского 8-го ноября 1840 года в Галиче». Родовая усадьба Ивановское в 1835 году была продана Вяземскими Бирюковым. Усадьба же Воскресенское c 1840 года значится как усадьба Вяземских. До этого она принадлежала Щербатовым и Нелидовым. Вероятно, Воскресенское было или куплено Вяземскими или перешло к ним как приданое. Туда портрет Вяземского и попал после продажи Ивановского, которым Вяземские владели с XVII века. Все портреты из усадьбы Ивановское значатся как поступившие в 1923 году из собрания Бирюковых, последних владельцев Ивановского. Эти произведения хорошо видны на снимках интерьера усадьбы начала XX века. «Портрета А.А. Вяземского» среди них нет. Данный факт еще раз подтверждает поступление портрета Вяземского в Галичский музей именно из Воскресенского. Усадьба Воскресенское находилась в Пречистенской волости Галичского уезда, сейчас она относится к Антроповскому району Котельниковской сельской администрации. От усадебного комплекса практически ничего не осталось. В настоящее время в экспозиции Галичского краеведческого музея экспонируется три атрибутированных портрета из фамильной галереи усадьбы Воскресенское и один неатрибутированный, на котором изображена молодая женщина в белом платье по моде 1820-х годов. «Портрет А.М. Гусевой» довольно ординарный образец русского провинциального портрета, интересный для нас как часть портретной галереи Вяземских. Портреты же А.А.Вяземского и В.И.Вяземской представляют собой два полюса русского усадебного портрета. Портрет Вяземского принадлежит к кругу столичной школы живописи. Портрет Варвары Вяземской – типичный провинциальный портрет.«Портрет князя А.А. Вяземского» (х.м., 59 х 46) создан неизвестным художником в 1770-е годы. Считается, что это изображение генерал-прокурора, действительного тайного советника князя Александра Алексеевича Вяземского, долгие годы бывшего доверенным лицом императрицы Екатерины II. Его дед Федор Иванович Вяземский в 1678 году служил в Костроме воеводой, а тетка Мария Федоровна Вяземская в свое время была приближена к императрице Екатерине I. В собрании Государственной Третьяковской галереи хранится портрет генерал-прокурора А.А. Вяземского кисти К.-Л. Христинека, датируемый 1768 годом. [3, с. 253] При известном физиогномическом сходстве изображенных моделей мы не можем с полной уверенностью утверждать, что на портретах представлено одно и то же лицо (это могут быть родственники). Персонаж с галичского портрета, созданного предположительно в 1770-е годы, кажется даже моложе А.А. Вяземского с портрета 1768 года из ГТГ. Однако это различие может быть обусловлено спецификой живописной манеры портретистов, поэтому до появления новых данных будем считать данный портрет изображением генерал-прокурора князя А.А. Вяземского. Портрет А.А. Вяземского из Галичского музея выдает руку весьма мастеровитого столичного художника. Просматривая каталоги собраний Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея на предмет аналогий, мы обратили внимание на «Портрет Ивана Ивановича Глебова» (х.м., 58,5 х 50, до реставрации 58,6 х 38,8) из ГТГ, датируемый 1770-м годом и выполненный И. Лигоцким. Так как пока мы имеем дело только с каталожным воспроизведением данного произведения, то о живописных деталях, важных при атрибуции произведения, судить сложно. Однако в целом образ этих двух изображений заставляет задуматься насчет их общего автора. Во-первых, на обоих портретах голова модели несколько вытянута, сходна форма лба, похожа манера прорисовки вытянутых, чуть улыбающихся губ. В обоих случаях привлекает взгляд человека честного, гордого и образованного, истинного представителя дворянства эпохи Просвещения. Во-вторых, похожа чуть жестковатая живописная манера, почти идентична «подсветка» нейтрального фона за фигурой модели. Но главное, обращает внимание та общая художественная и психологическая манера изображения, которая объединяет образы Вяземского и Глебова. Размеры обоих холстов не совсем типичны по пропорциональному соотношению сторон: «Портрет Вяземского» – 53 х 46, «Портрет Глебова» – 58,6 х 38,8 (до реставрации). Обычно размер камерного парадного портрета колеблется в пределах 60 х 50 см. Мы не знаем, чем вызвано изменение пропорций в соотношении сторон портрета Глебова после реставрации, но первоначальные пропорции заставляют запомнить это произведение как возможную аналогию портрету Вяземского. Наконец, несколько слов о Лигоцком. Иоанн Лигоцкий сын переселившегося в Россию польского дворянина. Портретист много работал в области декоративной живописи. До 1763 года жил в Санкт-Петербурге, затем в Москве. Особо отметим, что в конце 1770-х – начале 1780-х годов в Ростове Великом Ярославской губернии по заказу архиепископа Ростовского и Ярославского Самуила в его Белогостицких покоях Лигоцкий работал над живописным иконостасом. [3, с. 162] Ростов и Галич расположены в соседних губерниях. Однако если на галичском портрете изображен действительно генерал-прокурор Вяземский, то портрет, вероятнее всего, был создан в Москве, так как Вяземский в силу занятости вряд ли часто или вообще когда-нибудь бывал в Ивановском. Но именно работа Лигоцкого в Ростове могла быть известна Вяземскому. Усадебная портретная галерея не просто фиксирует физический образ изображенных людей и выполняет мемориальную функцию. Она насыщена множеством других дополнительных смыслов, хорошо понятных современнику. Портретная галерея создает особое, родственное владельцу имения окружение. Родственное не только в силу узнаваемости лиц, изображенных на полотнах, но и в силу того, что создано было в результате участия самих обитателей усадьбы, выступавших в качестве заказчика, моделей, зрителей, а иногда и портретиста. В культуре XVIII столетия портретная галерея выполняет функцию внешней фиксации тех героев, которые играют (или когда-то играли) свои роли в общем контексте усадебного спектакля. В частности, это могла быть и роль покровителя. В XVIII веке портретное изображение нередко заменяло собой реальное лицо и воспринималось как его сакральный знак. «Портрет А.А.Вяземского» был таким знаком покровительства генерал-прокурора своим провинциальным родственникам. Изображение генерал-прокурора Вяземского в глухой провинциальной усадьбе являлось не только гордой демонстрацией родственных связей. Постоянное присутствие «визуального двойника» генерал-прокурора было своего рода «охранной грамотой» для всех обитателей усадьбы. Кроме того, екатерининский вельможа столь высокого социального статуса, как А.А. Вяземский, являл собой безусловный положительный пример для современников и потомков. Как отмечает А.А. Карев, «горделивое позирование дворянина в мундире на живописном портрете означает удовлетворение своими делами, полезностью государству» 4, с. 180. В камерном портрете, где модель часто одета в партикулярное платье, а не в придворный или военный мундир, эти качества показаны скрыто. Модель представлена не как конкретное «Я», а как часть «Мы», что подразумевает все дворянское сословие в целом. Именно как «достойный сын своего отечества» [5] и истинный представитель эпохи Просвещения предстает перед зрителем князь Вяземский. Расцвет подобного типа портрета падает на 1770–80-е годы, когда в России большое распространение получили идеи Просвещения. Нейтральный фон, доминирование лица, отсутствие аксессуаров акцентируют внимание зрителя на самом человеке, его внутренней сущности и душевных качествах. Если усадебный комплекс представляет модель идеального мира, как его мыслит владелец усадьбы, то портрет в фамильной галерее есть заместитель той идеальной личности, которая в этом мире существует. Поэтому в провинциальном портрете практически отсутствуют какие-либо отрицательные черты изображаемой модели. Эта черта характерна как для изображения А.А. Вяземского, так и для изображения В.И. Вяземской. «Портрет Варвары Ивановны Вяземской» (х.м., 58 х 52), судя по живописной манере, создан кем-то из местных, возможно, крепостных живописцев. На обороте полотна сохранилась надпись: «Княгиня Варвара Ивановна Вяземская, рожденная Гусева 12 лет». Варвара Ивановна – супруга Александра Александровича Вяземского (1810 – ?), галичского уездного предводителя дворянства. [2, с. 235] Александр Вяземский, по всей видимости, приходился родственником Александру Алексеевичу Вяземскому. У генерал-прокурора Вяземского сыновей не было, но возможно Александр Александрович Вяземский происходил от боковой ветви генеалогического древа Александра Алексеевича Вяземского. Если исходить из того, что княгиня Варвара Вяземская была примерно ровесницей супругу, то портрет создан в самом начале 1820-х гг. Фасон платья Варвары Вяземской этому не противоречит. Изображение девочки, также как и изображение ее матери, скорее всего, попало в Воскресенское в 1840 году. Вероятно, именно в это время Варвара Ивановна Гусева вышла замуж за князя Александра Александровича Вяземского. Таким образом, ее детский портрет и портрет ее матери, выполненные одним живописцем в другой, возможно, близлежащей усадьбе, были привезены в Воскресенское как приданое. «Портрет В.И.Вяземской» представляет собой поколенное изображение, достаточно редкое для провинциальной живописи. Художник смело изображает руки, которые, никогда не были сильной стороной провинциальных живописцев. В руках – книга. Все какое-то неловкое и угловатое. Но в этой неправильности заключено некое очарование. Портретист демонстрирует добросовестную и серьезную работу живописца-ремесленника. В итоге на портрете предстает не по годам серьезная и в этой серьезности очаровательная девочка-подросток. Варвара Вяземская, как это свойственно провинциальным моделям, отгорожена от зрителя, ее душевный мир закрыт. Процесс позирования слишком серьезен и ответственен для нее. Именно книга – атрибут, «намекающий» зрителю о ее внутреннем мире. Это своего рода «Татьяна Ларина в детстве». Если сравнить изображение ее ровесницы Елизаветы Черевиной, созданное провинциальным живописцем Григорием Островским полвека назад, и изображение Варвары Вяземской, легко увидеть, какие изменения произошли в мироощущении детской модели. Тринадцатилетняя Елизавета Черевина представлена на портрете почти как взрослая невеста. Только талант Григория Островского как психолога и живописца позволил раскрыть ее светлый, во многом еще детский внутренний мир. Философия эпохи Просвещения, а в начале XIX века и романтизма способствовала развитию процесса осознания ребенка именно ребенком, признанию за ним собственного внутреннего мира и душевного состояния. Поэтому в «Портрете В.И.Вяземской» уже нет попытки представить ее взрослой, и это является характерной особенностью новой живописной эпохи. Однако, с другой стороны, менталитет провинциального портрета способствует тому, что даже детская модель выглядит чрезмерно серьезной, статичной и напряженной. В пределах одной провинциальной портретной галереи мы видим визуальное подтверждение тех процессов, которые происходили в изменении личностного самосознания в среде русского дворянства на протяжении второй половины XVIII – начала XIX веков. В период, когда был создан «Портрет А.А.Вяземского» (1770-е гг.), личностью во всех ее проявлениях преимущественно осознавал (или начинал осознавать) себя взрослый представитель русского дворянства «мужеского пола». В 1820-е гг., когда был написан «Портрет В.И.Вяземской», проявления глубокой, с большим духовным потенциалом личности все больше прослеживаются в женских и детских портретах. Полотна портретной галереи Вяземских из усадьбы Воскресенское, как и сотни других провинциальных портретов, являются живописной фиксацией тех сложных личностных и психологических процессов, которые происходили в русском обществе рассматриваемого периода.Литература Костромская усадьба [Текст] / Т.В. Йенсен, И.Ю. Кондратьева, Д.Б. Ойнас [и др.] – Кострома, 2005. – 597 с.: ил. Музеи Костромской земли: альбом / авт. и сост. В.Н. Лебедева. – Л.: Художник РСФСР, 1985. – 243 с.: цв. ил. Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания. Живопись XVIII века / под общ. ред. Я.В. Брука и Л.И. Иовлевой. – М.: Красная площадь, 1998. – 335 с.: цв. ил. – (Серия «Живопись XVIII – XX веков. Т. 2). Карев, А.А. Классицизм в русской живописи [Текст] / Андрей Карев. – М.: Белый город, 2003. – 319 с.: цв. ил. Марасинова, Е.Н. Идеологическое воздействие политики самодержавия на создание элиты российского дворянства второй половины XVIII века (По материалам законодательства и переписки): автореф. дис...доктора исторических наук [Текст] / Е.Н. Марасинова; Ин-т российской истории РАН. – М., 2008. – 44 с. Иллюстрации Н.х. Портрет А.А. Вяземского. Галич. И. Лигоцкий. Портрет И.И. Глебова. ГРМ.К.-Л. Христинек. Портрет А.А. Вяземского. ГТГ. Н.х. Портрет В.И. Вяземской. Галич. Н.х. Портрет А.М. Гусевой. Галич.Принятые сокращенияГРМ – Государственный Русский музей ГТГ – Государственная Третьяковская галерея