«Психология детско-родительских отношений в семьях группы риска» Содержание: Теоретическая часть Диагностическая часть Консультативная часть Тренинговая часть Теоретическая часть Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате
чего появляются «трудные» дети. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства
и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Семьи с открытой формой неблагополучия Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей ( недостаточная забота, неправильный уход и питание, игнорирование душевного мира
и переживаний), в результате чего у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Рассмотрим основные признаки таких семей, которые больше всего влияют на личностное становление ребенка.
: -Размытость, нечеткость границ своего Я. Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие – ненормальны, теряют твердость психологической почвы под ногами. -Отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. -Непостоянство. Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется
закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантное поведение. -Низкая самооценка. Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов он «заслуживает» все то плохое, что с ним приключается.
Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переноситься на себя. -Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи. В здоровой семье создаются подходящие условия для духовного роста, что позволяет каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми. По-другому существует семья с алкогольно-зависимыми членами: атмосфера в ней нестабильная, поскольку алкоголизм забирает много энергии, которая в нормальной семье направляется
на поддержание благоприятного психологического климата и на создание здоровой окружающей среды для самореализации и самосовершенствования личности. В такой семье жена не может оставаться безучастной к тому, что происходит с ее мужем. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным характерологическим сдвигам у жены, комплекс которых обозначается специалистами термином «созависимость». Созависимость определяют как эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развивающееся
в результате длительной подверженности стрессу и использования подавляющих правил, которые не позволяют, открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Созависимыми могут быть как жены, так и любые другие члены семьи больного алкоголизмом, даже его близкие друзья. Сам больной зависит от алкоголя, а те, кто живет рядом с ним, зависят от его пристрастия и состояния. Характеристика алкогольных семей. Вся жизнь в этой семье вертится вокруг больного, и каждый воспринимает
его проблемы как свои собственные. При этом всех заботит вопрос о том, какое впечатление созависимые члены семьи производят на окружающих. По этой причине кто-то из них, чаще всего жена, берет на себя всю ответственность за происходящее в доме, предполагая свою незаменимость в семье. В ущерб детям жены-страдалицы тратят много энергии на заботу о пьющем муже, ведут без него хозяйство и извиняются за проявляемые им вспышки недовольства и агрессии.
Параллельно с этим они пытаются контролировать мужей моральными упреками, скандалами и придирками. Затем начинают действовать: прятать алкоголь, изымать деньги, стараются организовать досуг, увлечь мужа каким-то занятием, чтобы отвлечь от пагубного пристрастия. Они надеются, что их усилия увенчаются успехом, и думают, что дети воспринимают семейную ситуацию так, как им предлагает мать. Но обычно подобный контроль не приводит к желаемому результату, пьянство мужа
не прекращается, что расценивается женой как ее собственное поражение, а повторяющиеся поражения усугубляют депрессию. Созависимые жены вовлечены в процесс сокрытия правды. Они заботятся только о том, чтобы их семья производила внешне благоприятное впечатление, и по этой причине скрывают свои истинные чувства перед окружающими. Они усвоили, что на виду им можно испытывать только положительные переживания, и на экспрессивном уровне
демонстрируют их, чтобы поддержать имидж всем довольной женщины. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Изо всех сил стремиться содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается времени, ни сил.
Это ей кажется второстепенным. Созависимые жены становятся все более ригидными (неспособными корректировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации). Ригидность может проявляться в нескольких разновидностях: на когнитивном уровне: «или-или», любовь-ненависть. Поведенческая ригидность выступает как негибкость стереотипность ежедневных, рутинных действий. Духовная (моральная) ригидность предполагает, что все оценки лежат в плоскости «хорошо-плохо».
Эмоциональная ригидность сказывается в том, что созависимые имеют тенденцию попадать в ловушку одного единственного чувства ( вины, гнева, жалости). Психология ребенка из алкогольной семьи. Дети, родители которых были алкоголиками, часто сами заболевают хроническим алкоголизмом. Риск заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Они затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, отличаются заниженной самооценкой, слабо
развитым чувством юмора, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами; индивидуальность, творческое начало у них не проявляется; часто возникают сомнения, неуверенность в правильности своих поступков. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении.
Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: «ни говори,
не доверяй, не чувствуй». То, что происходит с детьми, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно, но они вынуждены учиться прятать или игнорировать свои чувства. Наиболее уязвимыми они становятся в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но и часто и сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем.
Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, который по своему проявлению сходен с нарушениями психического здоровья. Подросток становиться грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозиться, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным,
немотивированным поступкам. Вышеуказанные характерологические изменения личности ребенка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Семьи с алкогольнозависимыми родителями опасна не только своим десоциализирующим влиянием на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря
взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально-аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.
Типы внутренне неблагополучных семей: Недоверчивая семья: члены недоверчивой семьи заведомо считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения – враждебными. Даже в обычном поступке отыскиваются некий умысел, угроза, корысть. Такая позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчиво-враждебное отношение к людям. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со
сверстниками. Довольно часто конфликты ребенка со сверстниками или школьными учителями становятся главным содержанием жизни членов недоверчивой семьи, основной темой бесконечных разговоров родителей о том, какие все плохие. Дети подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят
в искренность и ждут подвоха. Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределенны. Даже если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, то не задумывается всерьез о том, как это можно сделать.
В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своем быту, больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Здесь, как правило, не умеют, да и не стремятся интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдается занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения – телевизор, вечеринки, застолье.
Легкомысленная семья почти постоянно находиться в состоянии внутреннего разлада, противоречия здесь очень легко переходят в многочисленные конфликты, а ссоры вспыхивают мгновенно и по любому пустяку. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств. В хитрой семье в качестве важных черт прежде всего ценят предприимчивость,
удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти. Члены семьи могут заниматься различными видами деятельности сомнительной законности.
Еще одна характерная особенность такой семьи – стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвинуты. Если ребенок нарушил правила поведения или правовые нормы, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия. В результате такого «воспитательного» отношения у ребенка формируется та же установка:
главное – не попадаться. Конечно, этим перечнем не исчерпывается типология внутренне неблагополучных семей. Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены и последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же эти последствия есть. Пожалуй, одно из самых заметных – это душевное одиночество детей в таких семьях. Семьи ориентированные на успех ребенка. Весь диапазон семейных взаимоотношений сводиться к возрастным,
индивидуальным особенностям детей и родительским ожиданиям от них успехов, что в конечном итоге формирует отношение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, но это стремление часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок начинает чувствовать, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов. Он боится, что его будут любить только до тех пор, пока он все делает хорошо.
Эта установка в семье даже не требует специальных формулировок, она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находиться в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса отца о том, как обстоят его школьные дела. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, назидания, а то и наказания, если ему не удалось достичь ожидаемых успехов. Эти связи между достижением, самооценкой и признанием со стороны семьи часто не позволяют
ребенку расслабиться, так как это может, по его мнению, привести к получению плохой оценки, недостаточно хорошему исполнению порученного дела или допущению серьезной ошибки. В такие моменты ребенку легче совершить что-то противоестественное (попытку самоубийства), чем разочаровать своих родителей, услышать их неодобрение. В желании делать все правильно, воспитывать самых лучших детей родители часто оказываются не в состоянии поощрять в ребенке разнообразные успехи.
Они пренебрегают, его способностью дружить, доверять, фантазировать. В этом отношении родители, как и их ребенок, являются жертвами собственных представлений. Поэтому семейное благополучие и стремление родителей делать все во имя достижения успехов ребенком оборачивается тяжелой психологической травматизацией последнего, потому что, с одной стороны, он не может быть успешным во всех сферах одновременно, а с другой – боится своими неуспехами разочаровать
родителей и лишиться их любви. Для ребенка жизнь в такой семье становиться настоящей трагедией, которая, к сожалению, не замечается ни общественностью, ни специалистами, ведь подобная семья в нашем обществе является, чуть ли не образцовой. Семьи известных людей. Одной из разновидностей семей со скрытой формой неблагополучия являются семьи известных людей, члены которых, в том числе и дети, постоянно находятся в поле пристального внимания общественности.
Казалось бы, у этих детей, в отличие от многих сверстников, есть все: и материальный достаток, и возможность заниматься любимым делом, и наличие добровольных помощников из числа почитателей таланта отца или матери, и довольно ранняя популярность в силу популярности родителей, но оказывается, что именно такие дети недополучают самого главного в своей жизни – родительского внимания, заботы, ласки и любви. Слава и громкое имя родителей, в тени которых они существуют, могут привести к двум основным последствиям
в формировании их личности и становлении собственного Я. Многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя чем-то исключительным, полагая, что родительские заслуги и авторитет перейдут к ним по наследству, и не задумываются о том, что славу и популярность надо заслужить. Они ждут, что окружающие будут относиться к ним с таким же почтением, как к их знаменитым родителям. Если же они не получают ожидаемого, то испытывают разочарование, огорчение,
обиду и даже злость не только на окружающих, но и на собственных родителей, которые не делают ничего для того, чтобы их ребенок стал тоже уважаемым человеком. Претендуя на исключительность, такие дети вырастают эгоистичными, не умеющими устанавливать доброжелательно-дружеские отношения с окружающими, высокомерно относятся к своим сверстникам, чем настраивают их против себя. В итоге это может привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции.
Кроме того, эти дети привыкают к праздному образу жизни и к тому, что их проблемы зачастую легко и просто решаются родителями или благодаря их громкому имени, поэтому ничего в жизни не добиваются, так как с раннего детства все требуемое получали в избытке, а сами не проявляли никаких усилий и ни к чему не стремились. Многие из них очень рано начинают осознавать, что повышенное внимание к ним со стороны окружающих вовсе не означает, что они этого заслуживают, что другим они интересны не сами по себе, а
как отпрыски знаменитостей. По мере взросления и осознавания своего непростого положения многие из них начинают стремиться к тому, чтобы не только сравняться со своими родителями, но и превзойти их. Некоторые настойчивым и целеустремленным это удается, и тогда они гордятся тем, что смогли достойно продолжить дело, начатое родителями, и заслуживают разделить их славу. Но довольно часто встречается другой, менее благоприятный вариант развития событий.
Сколько бы ребенок, а затем уже и взрослый человек ни старался доказать окружающим, что он достоин славы своих известных родителей, ему так и не удается вырваться из тесного круга, очерченного их личностью. Поэтому он так и остается сыном или дочерью такого-то, хотя приложил немало усилий, чтобы стать автономной, независимой от родительской популярности личностью. При подобных обстоятельствах вместо детской любви и привязанности могут появиться ненависть к родителям
и ощущение неудавшейся по их вине судьбы. Семьи состоятельных людей. Состоятельные родители, слишком много времени уделяя своей карьере, не имея достаточно времени для занятий и общения со своими детьми, отделываются от них подарками. Воспитание же перепоручается родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали заниматься бизнесом. Таким образом, вместо родительской ласки, тепла и заботы дети получают суррогаты.
С одной стороны, детям приятно, что их родители занимают высокое положение в обществе, а с другой – они лишены элементарных детских радостей, заключающихся в возможности какую-то часть времени проводить с родителями, обсуждать с ними свои дела и проблемы. Подобное дисгармоничное воспитание не может не отразиться на психике детей, мешает им чувствовать себя счастливыми и необходимыми. Родители современного «кронпринца», перед которым в жизни вроде бы раскрыты
все дороги, думают, что они дают своему ребенку все и что вряд ли вообще можно лучше воспитывать детей. Они искренне удивляются, почему их дети вырастают безвольными и нерешительными, находятся в резкой оппозиции к ним, убегают из дома. Семьи с недееспособными членами. Особую группу в этой разновидности составляют семьи с недееспособными членами. Среди них можно выделить семьи с детьми-инвалидами или хронически больными взрослыми.
Семейная обстановка здесь с появлением больного человека становиться стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности. Семьи с детьми инвалидами. Если ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется специальный уход, а родители не всегда могут обеспечить это в домашних условиях.
Если в семье есть еще дети и они переживают трудности, то у родителей просто может не хватать ни душевных, ни физических сил, необходимых для удовлетворения специфических потребностей больного ребенка. Кроме того, у родителей больного ребенка могут проявляться различные формы эмоционального реагирования на сообщения о том, что их ребенок физически или умственно неполноценен, и это оказывает огромное влияние на психологическую обстановку в семье. Формирующееся чувство вины – это также часто встречающаяся реакция
родителей на сообщение врача о тяжелой, неизлечимой болезни их ребенка. Зачастую оно перерастает в страдания и переживания родителей по поводу тех проступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Родители, которые видят причину болезни ребенка в себе, стараются держать под контролем даже то, что контролировать в принципе невозможно. Подобное состояние, сопровождаемое душевными муками и переживаниями, значительно усложняет и без того
напряженную семейную атмосферу. Часто родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка. Их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному. Иногда у родителей может проявляться такое реактивное состояние, как обвинение – попытки переложить ответственность за состояние своего ребенка на других с целью скрыть истинные чувства. Следующей реакцией на болезнь ребенка может стать гиперопека, которая возникает в связи с тем, что
родители считают невозможным общение своего ребенка с другими детьми. Они опасаются, что в играх со здоровыми детьми их ребенок станет объектом насмешек, что ему грозит опасность получить травму, так как другие дети играют слишком грубо. Заключительным этапом своеобразного привыкания родителей к постигшему их горю является эмоциональная адаптация. Именно на этом этапе родители умом и сердцем принимают болезнь ребенка.
Однако родителям не всегда удается смириться с мыслью о том, что их ребенок имеет врожденную патологию или серьезное заболевание. Дети в семье становятся раздражительными и переносят раздражение на супружеские отношения. Подобная безысходная ситуация складывается в семье с детьми- инвалидами или безнадежно больными. В таких ситуациях муж старается реже бывать дома, избегает общения с ребенком, тогда как жена сильно привязывается к больному ребенку, часто в ущерб другим детям и супругу.
Подобная ситуация может отрицательно повлиять не только на душевное спокойствие и уравновешенность родителей, но и на психологический климат семей в целом. У больного ребенка могут формироваться особенности характера, вызванные переживаниями своего дефекта, может возникнуть своеобразный комплекс неполноценности. Поэтому если к такому ребенку плохо относятся, бьют, ругают, недопонимают, если родители стыдятся больного,
у него могут развиться различные невротические и характерологические нарушения, не имеющие прямого отношения к болезни. Чем больше ребенок обижен судьбой, тем больше в родительской любви он нуждается. Страдающий серьезным заболеванием ребенок обычно много времени проводит в больницах. Подрастая, он начинает пристально наблюдать за отношением к нему близких людей, становиться подозрительным. Ему кажется, будто он никому не нужен, что он в тягость родителям, что родители к нему охладели, и
тщательно анализирует каждый их жест, каждое слово. Поэтому к такому ребенку нужно быть особенно внимательным, он должен чувствовать, что его не бросят в беде, что ему всегда помогут, и тогда ему будет легче противостоять жизненным невзгодам. Больные дети или дети-инвалиды в силу особенностей той социальной ситуации, в которой они вынуждены пребывать, становятся эмоционально более чувствительными и ранимыми, часто волнуются, обижаются и плачут.
Для них характерны плохая переносимость любых огорчений, склонность к ухудшению настроения и к печали. Они испытывают большую потребность в безопасности, любви и сочувствии, которая сопровождается переживаниями собственной беспомощности, никчемности, ненужности. Психодиагностика Тесты для диагностики детско-родительских взаимоотношений в проблемной семье: 1. Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка
Разработана: Б. В. Змановская, И. П. Кондрашов, Н. К. Мирошкин. Цель: на основе вопросов составленных группой психологов выявить ранние признаки развивающейся зависимости ( наркотической или алкогольной) у ребенка. Тест состоит из четырех категорий которые подразделяются на вопросы о том: обнаруживали ли вы у ребенка; слышали ли вы от ребенка; сталкивались ли вы со следующим; случалось ли с вашим ребенком следующее.
Время выполнения 25-30 минут 2. Методика анализа семейного воспитания Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследованиях тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции – сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: 2. Степень удовлетворения потребностей означает то, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных. 3. Уровень требовательности к ребенку в семье ( т. е. обязанности, запреты, наказания). 4. Неустойчивость стиля воспитания – резкая смена стиля, приемов воспитания.
Методика состоит из 125 вопросов таких как: 1. Моего сына трудно заставит что-либо сделать по дому. 2. Хорошо, когда дети имеют свою точку зрения на то, верно или нет рассуждают их родители. 3. Общение с детьми, в общем-то, очень утомительное дело. 4 Если хочешь чтобы твой ребенок стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его плохого поступка. 5. Если бы у меня не было детей, я бы добился в жизни гораздо большего.
6. Я знаю какое хобби у моего ребенка и чем он интересуется. Время выполнения: час – полтора; разработан Э. Г. Эйдемиллером. 3. Измерение родительских установок и реакций (опросник PARY) Разработан: Е. Шефером. Опросник ИРУР направлен на изучение наиболее общих особенностей воспитания. Он не связан с установками на воспитание конкретного ребенка.
Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще. Это позволяет изучить установки родителей на воспитание ребенка априорно. В этот опросник входит 23 шкалы и 115 вопросов: 1. Предоставление ребенку возможности высказаться 2. Оберегание ребенка от трудностей 3. Ограничение матери ролью хозяйки дома 4. Подавление воли ребенка 5.
Жертвенность родителей 6. Страх причинить вред ребенку 7. Супружеские конфликты 8. Строгость родителей 9. Раздражительность родителей 10. Зависимость ребенка от матери 11. Поощрение зависимости ребенка от матери 12. Подавление агрессивности ребенка 13. Равенство родителей и ребенка 14. Поощрение активности ребенка 15. Избегание общения с ребенком 16.
Невнимательность мужа к жене 17. Подавление сексуальности ребенка 18. Власть матери 19. Навязчивость родителей 20. Товарищеские отношения между родителями и детьми 21. Ускорение развития ребенка 22. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка После подсчета количество баллов по каждой шкале «сырые» данные переводятся в стеновые оценки, затем по специальной таблице выявляются факторы, выявление связей между шкалами происходит путем факторного
анализа. Время выполнения: час. 4. Тест-опросник родительского отношения Разработан: А. Я. Варги и В. В. Столин Эта методика ориентированна изучение особенностей родительской позиции по отношению к конкретному ребенку. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребенка. Содержит 60 вопросов, время выполнения 30-25 минут. Психологическая диагностика для детей 1. Проективные методики: «Моя семья»; «Несуществующее животное» 2.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению Разработана: А. Н. Орел Содержит 97 вопросов для мужчин и 108 для женщин, время выполнения час – полтора. 3. Методика социально-психологической адаптированности Разработана: К. Роджерсом Цель: показать модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, предполагает реалистическую оценку себя и окружающей действительности.
Содержит 101 вопрос, время выполнения 1,5 часа. 4. Методика определения индивидуальных коппинг стратегий совладания со стрессом Разработана: Э. Хайм Цель: выявить индивидуальный стиль совладания со стрессовой ситуацией, показать потенциальные ресурсы личности. Стратегии совладания со стрессом делятся на: - когнитивные - эмоциональные - поведенческие 5. Тест незаконченных предложений Разработан:
Саксом-Леви Цель: продиагностировать отношение ребенка к родителям, братьям, одноклассникам, учителям, школе, своим способностям, а также выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Тренинговая часть Тренинговые упражнения для семьи и для подростков Основные задачи упражнений состоят в следующем: 1. Уменьшить чувство ответственности ребенка за то, что происходит в семье.
2. Помочь подросткам адаптироваться к изменениям, происходящим в их семьях. 3. Тренинговые упражнения помогают найти силы для преодоления жизненных тупиков, кризисов, поддержку в минуты отчаяния и сомнений. Упражнение № 1 «Поиграем в семью» Группа делится на «семьи» (могут быть не одинаковыми по количеству человек). Семьи располагаются за столами в различных частях комнаты.
Задача участников – определить состав семьи, распределить возраст ее членов, семейные роли. Каждый обдумывает, чем он занимается, где работает, чем увлекается, какую носит одежду, что любит есть на завтрак и т.д. Члены семьи решают, как проходят их будни и выходные дни, где и как они проводят свой отпуск, как распределяют семейные обязанности, какие у них отношения в семье, решают ли они все вопросы коллегиально или есть глава семьи. Подгруппа придумывает отличительные черты своей семьи, которые отражаются
в фамилии. Семья создает свой герб, выбирает девиз, фамильную реликвию или историю, которой она гордиться, и какую-то семейную тайну, о которой они не хотели бы рассказывать окружающим. Все соображения зарисовываются на листах бумаги. Количество рисунков, их содержание, совместные они или отдельные у каждого члена семьи, «семья» решает сама. Если в группе помимо терапевта участвует еще один взрослый, то они расходятся в разные «семьи».
Желательно, чтобы они выбрали роли младших детей. В этом случае участники будут проявлять больше самостоятельности и творческой активности. После выполнения задания каждая подгруппа по очереди представляет свою семью. После представления «семье» можно задать уточняющие вопросы. Важно отметить, какой состав семей выбирают участники полные или неполные, есть ли в семье дети, появляются
ли в семье «холостяки», которые не входят ни в одну из семей и т.д. Упражнение № 2 «слепой и поводырь» Участники группы по очереди пытаются провести «слепого» (участника с завязанными глазами) через искусственно созданные препятствия, затем проводиться обсуждение; с каким по счету «поводырем» было комфортнее, почему; слепой пытается угадать, когда кто водил. Упражнение № 3 «Доверяющее падение» Каждый участник по очереди падает спиной, не сгибаясь, со стула
на руки других участников группы, которые бережно подхватывают его. Упражнение № 4 «Только поддерживая друг друга, можно достичь лучшего будущего» Из исходного положения, сидя на корточках, захватив друг друга за локти, упираясь спинами, попытаться встать. Упражнения для подростков Упражнение № 1 «Представление о своей будущей семье» Закройте глаза, расслабьтесь и войдите в свое внутреннее пространство.
Представьте, что вы взрослый человек. Вот вы идете по улице, подходите к своему дому, поднимаетесь по лестнице, открываете дверь своим ключом. Что вы видите, что слышите, какие запахи чувствуете? Ваша семья радостно встречает вас или каждый занят своими делами? Вы проходите в комнату. Оглядитесь внимательно, что вы видите, кто в ней находиться? Затем каждый участник рассказывает о том, что он видел.
Упражнение № 2 «Уступить-не значит проиграть» В парах, стоя напротив, пытаться столкнуть друг друга с места. Упражнение № 3 «Позаботься о себе» Упражнение заключается в невербальной подстройке участников друг к другу как аналогии семейной жизни. Сначала, разбившись на пары и прислонившись спинами друг к другу, надо найти максимально удобное положение, чтобы тело расслабилось; необходимо максимально снять напряжение, чтобы стало комфортно обоим. Затем к паре подстраивается третий участник (у родителей появляется
ребенок). Упражнение идет не просто, у некоторых пар и троек оно получается, у других нет. У некоторых возникает ощущение давления, напряжения. Упражнение № 4 «Источник» (медитативная формула) ….В своем воображении поместите себя в горы, где вы бывали ранее, или видели по телевизору, или представляли в мечтах чистое, возвышенное, труднодоступное и прекрасное место, насыщенное тысячелетней силой гранитных
скал, где кроме вас лишь яркое солнце, чистое небо и свежий ветер. У подножия огромных гранитных скал открывается источник, он открыт только для вас, и никто другой не найдет к нему пути. Он мощным ключом бьет из гранитной скалы, уже миллионы лет пробивая себе дорогу под миллионами тонн камня, вынося наружу все силы природы. Вы видите его чистую воду, сверкающую в лучах солнца, слышите шум брызг в окружающей тишине и постепенно
наполняетесь ощущением, что все в мире проще, яснее и существеннее, чем вам представляется. Начните пить эту воду и ощутите ее благотворную энергию, проникающую во все клеточки вашего тела и просветляющую все чувства и мысли. Потом встаньте под струи этого источника, и пусть вода льется прямо на вас. Представьте, что она струиться через каждую клеточку вашего тела. Представьте, что оно омывает все ваши чувства, эмоции и сознание, очищая ваши мысли.
Ощутите, как вода промывает и расчищает те завалы в вашей душе, которые, накапливаясь день ото дня, засорили ваше внутреннее пространство: злость на себя и других, обида, сожаления, горечь неудач, вина и стыд, страхи и тревоги за будущее. Постепенно вы почувствуете, как чистота и сила этого потока становятся вашей чистотой и силой, а его внутренняя энергия – вашей внутренней энергией. И, наконец, вы можете ощутить в своей душе место, где может расположиться новый внутренний источник
силы. И всегда, когда только захотите этого, вы сможете припасть к этому новому источнику силы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |