III. Примерыолимпиадных заданий по русскому языку в соответствии со спецификацией Содержание олимпиадных материалов Московской городской олимпиады основано на знании школьниками всех разделов курса русского языка и соответствует Положению о Московской региональной олимпиаде школьников, Положению о Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и требованиям приведенной выше спецификации заданий. Вопросы и задания носят комплексный характер, предполагают опору на дополнительные знания в области родного и изучаемого иностранного языков, на знание элементов истории языка, риторики, опору на лингвистическое чутье, догадку и начитанность в области лингвистической и художественной литературы. Формулировки заданий позволяют выявить как языковую и речевую компетентность школьников, так и их творческие способности. Критериями оценки олимпиадных работ являются понимание сути языкового явления, полнота и аргументированность ответа, стилистическое единство речевого высказывания и правописная культура ученика.^ I. Коммуникативно-речевая компетенцияЗадания, проверяющие умения школьников создавать самостоятельное речевое высказывание на заданную тему в соответствии с языковыми и речевыми нормами письменной речи10 класс1. Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-. Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите первоначальное значение этой приставки.Русск.: пасека, падчерица; словацк.: pakľuč («отмычка»), pazvuk («призвук»).2.Проведите лингвистический анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы». Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.Все злей метель и с каждою минутой Сердце рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.3.^ И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово!Выскажите отношение к этим словам А.А. Ахматовой в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе.4.Русская этикетная система сегодня не установлена: старая система обращений нарушена, а новая не создана. Как вы относитесь к обращению «товарищ» и «господин» («госпожа»)? Создайте лингвистическую миниатюру в свободной форме.^ 9 класс1.Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:трясти – трус; крыша – кровля. 2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Туча». Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром, И алчную землю поила дождем.Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.Проведите лингвистический анализ текста. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы: 1. Каким чувством проникнуто стихотворение? Как построение стихотворения помогает определить настроение лирического героя? 2. Охарактеризуйте особенности лексики в стихотворении. Дайте лингвистический комментарий к словам: «лазурь, алчная, миновалась, сокройся, древес». Какие «смыслы» привносит в стихотворение употребление данных слов? 3. Охарактеризуйте средства синтаксической выразительности и особенности авторской пунктуации в стихотворении. 4. Найдите в стихотворении:стилистические фигуры и тропы;категориальное различие и сходство времен глагола;индивидуально-авторское сочетание слов.Объясните, какова роль названных художественных и языковых средств в тексте. 5. Является ли образ тучи в этом стихотворении традиционным для поэтического языка первой половины 19 века? Объясните вашу точку зрения. 4. В Москве установлен памятник Кириллу и Мефодию. Что бы вы рассказали друзьям об этом памятнике? Напишите лингвистическую миниатюру в свободной форме.11 класс1.Объясните, какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?Площадка. – И шпалы. – И крайний кустВ руке. – Отпускаю. – ПоздноДержаться. – Шпалы. – От стольких устУстала. – Гляжу на звезды.2. Выразительно прочитайте стихотворение И. Северянина « Тишь двоякая». Проведите лингвистический анализ. Высокая стоит луна. Высокие стоят морозы. Далекие скрипят обозы. И кажется, что нам слышна Архангельская тишина. Она слышна, она видна: В ней всхлипы клюквенной трясины. В ней хрусты снежной парусины, В ней тихих крыльев белизна – Архангельская тишина. 4. Напишите сочинение-миниатюру по типу рассуждение на лингвистическую тему: «Язык мой – друг мой».^ II. Языковедческая компетенция Задания, выявляющие знания школьников о языке, овладение основными нормами русского литературного языка, способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов. ^ 1. Задания на знание основных разделов курса русского литературного языка9 класс1. Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:шыгат’, шагат’; падм’иг’иват’, падм’иг’ават’, мойус, мойус’. 2. В указанных словах определите окончание: чего-нибудь, растаявшему снегу, четырьмястами бусинками. 3. Слова достоин и удостоен имеют один и тот же корень, они родственные. Почему слово удостоен пишется через букву «Е»? Свой ответ аргументируйте. 4. Укажите, какие варианты расстановки знаков препинания могут быть в предложении. Аргументируйте свой ответ.Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.10 класс1. Расскажите о твердых непарных согласных звуках в русском языке.2^ . Монолог, монография, монолит, монотонн