Глава II Структурные компоненты информационной компетенции.§ 1. В связи с появлением компетентностного подхода меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции. Затем построим технологию проектирования ключевых и предметных компетенций, из которой будут следовать принципы отбора необходимых методов обучения.Чтобы обеспечить соотносимость компетенций с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции» путем перечня структурных компонентов компетенции:- название компетенции;- тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, обще предметная, предметная компетенция);- круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;- социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);- смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);- знания о данном круге реальных объектов;- умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;- способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);- индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций в нормативных документах, учебной и методической литературе, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников, в том числе и в измерителях уровня их креативной подготовленности. Для того чтобы выстраивать содержание ключевых, общепредметных и предметных компетенций в дидактике и методиках, необходима специальная технология их конструирования. Процедура конструирования образовательных компетенций опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания существующего образования и включает в себя четыре этапа: 1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; 2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; 4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.На первом этапе проектирования составляется перечень образовательных компетенций, формирование которых относится (может относиться) к выбранному учебному предмету - математике, языку, истории, информатике и др. Для этого отыскиваются проявления в данном предмете ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций самосовершенствования). Выясняется возможный вклад учебного предмета в формирование каждой из ключевых компетенций.§ 2. Выберем компетенцию, входящую в одну из групп ключевых компетенций: информационная компетенция. Изложим её функции в школьном образовании. Для этого детально раскроем следующие пункты:1.1. Отражением какого социального заказа является данная компетенция: создание условий для развития члена информационного общества, способного оперативно реагировать на появление новых знаний, использовать информацию для достижения целей, приспосабливаться к динамике информационного пространства.Условием реализации каких личностных смыслов ученика она является: - необходимость при получении высшего и профессионального образования - становление и рост в профессиональной сфере, успешность в бизнесе и карьере.1.3. Какие реальные объекты окружающей действительности входят в круг данной компетенции: все источники информации: книги, СМИ, аудио-, видео-, копировальная, множительная техника, цифровые носители, Интернет С какими знаниями связана данная компетенция: знание языка, особенностей функционирования речи, закономерностей строения текста и расположения в нем информации, закономерностей построения графиков, диаграмм, составления таблиц, схем, структуры печатных изданий, библиотечных каталогов, разновидностей СМИ, возможностей электронной техники В каких способах деятельности проявляется освоение данной компетенции: при выполнении заданий поискового характера на уроке и во внеклассной работе., творческих и исследовательских работ, подготовке докладов, выступлений, сообщений. На решения каких образовательных задач направлена компетенция: на формирование информационной и компьютерной грамотности , умения работать с информацией, актуализации знаний по школьным предметам, когда требуется заставить их работать в нестандартных условиях. В каких учебных предметах (темах, разделах) имеет проявление: наиболее интенсивно проявляется на уроках информатики и гуманитарного цикла(практически в любой теме и любом разделе) , далее – по степени убывания: естественнонаучные предметы, точные науки, технология и физическая культура. Каким должен быть минимальный опыт деятельности ученика, необходимый для освоения компетенции (краткая характеристика этого опыта, его объем): - опыт анализа текстов различных стилей и различного содержания, а также создание собственных текстов учебного и практического характера, - поиск необходимой литературы в библиотеке, поиск материала по заданной теме в СМИ, прослушивание и анализ аудиозаписей, просмотр и анализ видеопрограмм,создание поисковых и исследовательских работ в заданном или произвольно выбранном формате.Опыт работы с картами, схемами, таблицами, графиками, диаграммами Укажем минимальный уровень подготовленности выпускников в отношении данной компетенции: - знание и понимание особенностей текстов различного стиля, других знаковых систем (таблиц, графиков, диаграмм), компьютера, ресурсов Интернета, - умение извлекать из перечисленных источников необходимую информацию, выделять главное, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе, - владение приемами работы с электронной техникой, элементарными рабочими компьтерными программами,использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности§ 3. Важнейшим компонентом информационной компетенции является умение извлекать информацию оно непосредственно связано с навыками смыслового чтения. Российские школьники традиционно много работают с книгой. Можно привести следующие проверяемые умения, навыки и способы деятельности. 5 – 7 классы: - пользоваться аналитическим и объяснительным чтением; - конспектировать прочитанное; - переконструировать текст; - использовать таблицы, схемы, графики для систематизации материала; - уметь вести записи при прослушивании объяснения и сообщения; 8 – 9 классы: - владеть всеми видами учебного чтения в максимальном темпе; - уметь работать с дополнительным источником (научно-популярной брошюрой, статьей в прессе, энциклопедией, Интернетом); - уметь подготовить устный доклад; - уметь передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; - уметь обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы; 10 – 11 классы: - совершенствовать технику извлечения информации при динамическом чтении;уметь критически воспринимать свою и чужую речь;уметь работать с несколькими дополнительными источниками информации (документ, учебное пособие, научно-популярная книга, Интернет)сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных источниках;сопоставлять различные точки зрения по принципиальным вопросам;самостоятельно делать выводы по нескольким главам, разделу учебникаписать реферат, составлять тезисы выступления;самостоятельно работать в библиотеках и в Интернете;определять категорию научной информации( гипотеза, проблема, теория)§ 4. Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств электронной техники, связывается сегодня с формированием информационной компетенции всех участников образовательного процесса. Можно предположить основные составляющие данной компетенции: -знать правовые нормы работы с информацией; -знать принципы работы с информацией; -иметь представление об информации как общем ресурсе, обладающем свойствами, правами доступа и зависящем от носителя; -приобретение учащимися навыков работы с сервисами Интернет и другими источниками информации; -выработка умения грамотно организовывать и поддерживать в актуальном состоянии список источников информации об изучаемом объекте; -формирование навыка выбора источника информации исходя из сроков выполнения задания; -формирование представления о правилах ведения обычной и электронной переписки и общения. -уметь организовать свою деятельность для получения информации по оговоренной теме; -уметь работать с информацией, представленной в электронном виде (информационные технологии); -использовать компьютер как средство коммуникации (WWW, поисковая система, форум, ); -умение работать с носителями информации (дискета, CD-диск, flash-память);§ 5. Спроектируем динамику развития информационной компетенции для всех трёх ступеней обучения – начальная, основная, средняя, общая школа. Для этого заполним следующую таблицу: Ступениобучения(классы) Объекты приложениякомпетенции Учебные предметы, темы Осваиваемые элементы компетенции Начальная школа (1-4 классы) Книги; СМИ, рассчитанные на детскую аудиторию; телевизор; магнитофон; видеомагнитофон; телефон; компьютер. Отдельные темы по всем учебным предметам информационный +элементарный операционный Основная школа (5-9 классы) + принтер, модем, копир Отдельные тематические блоки по всем учебным предметам информационный + операционный Старшая профильная школа (10-11 классы) + электронная почта и Интернет Все учебные предметы информационный + операционный Каждая из общепредметных образовательных компетенций имеет сквозное воплощение во всех трех ступенях обучения – начальная, основная, средняя (полная) общая школа. Чтобы определить реализацию общепредметной компетенции на каждой ступени, необходимо описать динамику развития соответствующей предметной компетенции для того или иного объекта изучаемой действительности. а) увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции, например, в начальной школе ученик овладевает навыком беглого чтения а в старшей профильной школе умеет определять цель чтения, использует технику скорочтения.б) происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации ученика служит школьный дневник, а в старших классах – электронный органайзер;в) компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы.Одним из основных механизмов, обеспечивающих модернизацию образования в нашей стране, является информатизация образования, рассматриваемая как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на совершенствование механизмов управления системой образования, обновление методологии и организационных форм обучения, реализацию интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, создание и использование компьютерных методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.§ 6. Следующим компонентом информационной компетенции учащегося назовем его готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области работы с источниками информации, информационных и коммуникационных технологий для:доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию); обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации); интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление); оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации); создания информации (адаптация, сочинение информации) (Босова) ^ Схема "Информационная компетенция учащихся" ^ Глава III информационная компетенция в историческом образовании.Мы спроектировали состав и функции информационной компетенции. Теперь обратимся к перспективам исторического образования в компетентностном аспекте.По мнению Е.Е.Вяземского, «вопрос о целесообразности и возможности применения компетентностного подхода к системе исторического образования нуждается в научном осмыслении. Вместе с тем уже сегодня ясно, что речь, видимо, может идти о следующих компетенциях: а) историко-познавательной; б) информационно-коммуникативной; в) социально-мировоззренческой.»Серьезной научной проблемой, которую предстоит решить в теоретическом и практическом плане, является вопрос о компетентностной интерпретации классических целей системы школьного исторического образования.Можно высказать предположение, что перспективы модернизации этой системы в определенной степени связаны с развитием компетентностного подхода к образованию. Необходимо достижение баланса двух парадигм: когнитивной и личностно-ориентированной.Таким образом, изучение истории в общеобразовательных учреждениях России должно быть направлено на освоение учащимися комплекса систематизированных знаний по истории человечества и опыта его цивилизационного развития, формирование у школьников целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе и, конечно, приобретение опыта критического анализа исторической информации.«Современное школьное историческое образование будет эффективным и отвечать общественным запросам при условии, что оно направлено на реализацию следующих целей:овладение комплексом исторических знаний (понятий и представлений) о развитии человечества в прошлом и настоящем, что позволит школьникам ориентироваться в современной жизни, жить в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального общества (историко-познавательная и гражданская компетнтность);формирование умения школьников анализировать социальную информацию, участвовать в социальных коммуникациях, разрешать конфликты на основе исторического опыта (информационно-коммуникативная компетентность);формирование у школьников исторического сознания, развитие способностей критического мышления ( социально-мировоззренческая компетентность).»Итак, информационная компетентность вновь заявлена как одна из целей образования, в данном случае – исторического.Задачи учителя истории на современном этапе:отобрать необходимые для формирования информационной компетенции средстваспланировать и применить в процессе обучения эффективные методыполучить реальный результат формирования информационной компетенциипроизвести оценку результативности своей деятельности (рефлексия).Поскольку информационная компетенция формируется по отношению к информации, ее источникам, носителям и функциям, следует построить работу на основе разнообразных (текстовых, графических, картографических, изобразительных, звуковых) источников на бумажных, магнитных и цифровых носителях. Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.Расположим методы обучения в порядке возрастания деятельностной составляющей и оценим их эффективность при формировании умений учащихся в информационной компетенции. ^ Умения учащихсяМетоды Поиск информации Извлечение информации ^ Отделение основной информации от второстепенной Критическое оценивание достоверности полученной информации Перевод информации в другую знаковую систему Использование компьютерных технологий Рассказ 2 + + Беседа 2 + + Лекция 2 ++ Дискуссия 5 + + +++ Работа с текстом учебника 12 +++ +++ +++ +++ Работа с картой 13 +++ +++ +++ +++ + Работа со стат.данными 15 +++ +++ +++ +++ +++ Решение задач 10 ++ ++ +++ + + + Познавательная игра 14 + ++ +++ ++ +++ +++ Практический метод 14 + ++ +++ ++ +++ +++ Частично-поисковый метод 12 ++ ++ ++ ++ ++ +++ Анализ источников (лабораторный) 18 +++ +++ +++ +++ +++ +++ Обучающий контроль 10 + +++ +++ +++ Проектный метод 18 +++ +++ +++ +++ +++ +++ Исследовательский метод 18 +++ +++ +++ +++ +++ ++++ Тренинг 10 + +++ +++ +++ + минимальная эффективность ++ умеренная эффективность+++ высокая эффективностьАнализ ясно показывает, что наиболее эффективны для формирования информационной компетенции анализ источников, метод проектов и исследовательский метод.В рамках этих методов наиболее эффективно будет достигнута цель – информационная компетентность учащихся, развиваются их способности (поскольку высок интерес), воспитывается стремление к достижению цели, планирование деятельности, формируются навыки взаимодействия, используются приемы практической деятельности в сочетании с актуализацией знаний по предмету, результаты работы учащихся позволяют гибко оценивать их общеучебные и личностные достижения.Означает ли вышесказанное, что данные методы должны возобладать в практике преподавания истории? Отнюдь. Речь идет лишь о достижении информационной компетенции учащимися. Другие цели обучения не менее важны, и они потребуют применения своих целесообразных методов. Необходимо использовать все методическое многообразие, накопленное современной наукой и практикой. В качестве примера использования информационных технологий как средства формирования информационной компетенции учащихся приведем урок в 10 А классе МОУ СОШ №3 г.Гая в 2005-2006 уч. году.Работа над учебной темой «Смутное время» в программе А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова, С.И.Козленко рассчитана на 3 учебных часа для базового уровня изучения истории. В программе обозначены следующие образовательные элементы:Приход к власти Бориса Годунова и его политика.Народные беды первых лет XVII века.Поход Лжедмитрия I на Москву, его правление и гибель.Кризис общества и государства в России, Василий Шуйский, «Семибоярщина».Польская и шведская интервенция.Второе ополчение и освобождение Москвы, причины победы.Земский собор, избрание Михаила Романова на царство.Изучение темы в 10 А классе МОУ СОШ №3 г.Гая в 2005 году происходило методом проекта.Методический паспорт проекта «Смута – трагедия, очищение и возрождение России»:Адресат: учителя и учащиеся школы, все кому требуется быстро изучить или повторить тему «Смутное время», подготовить внеклассное мероприятие ко дню национального единства. Проект информационный; локальный; коллективный; краткосрочный.; межпредметный ^ Основополагающий вопрос Зачем нужна смена власти? Разработка учебной темы «Смутное время» в 10 классе. Учебные предметы: история, обществознание, информатика. Проблемные вопросы: Чем были вызваны события Смутного времени? ^ Каковы основные события Смуты? Как менялось отношение общества к власти в период Смуты? Какой выбор был сделан обществом в эпоху Смуты? Что празднует Россия 4 ноября? Дидактические цели : ^ Формировать общеучебные умения и навыки учащихся в рамках информационно – коммуникативной, познавательной, ценностно – ориентировочной компетенций. Методические задачи : Сформировать у учащихся целостное представление об основных исторических фактах Смутного времени Научить ^ -проводить поиск информации в источниках различного типа -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями -представлять результаты учебной деятельности в различных знаковых системах ^ Воспитывать гражданственность, патриотизм, принятие морально-нравственных установок российского общества Работа над проектом: Реализация проекта рассчитана на 1 учебный часа и внеклассную работу. Результаты деятельности учащихся представляются в виде презентации, ^ буклета, web-сайта. Список литературы: А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов « История России XVII-XIX вв.» М. Русское слово 2004 г. А. С. Орлов, В. А. Георгиев « История России» М.Проспект 2005 г. ^ Анатолий Шикман «Кто есть кто в российской истории» М.Вагриус 2003г М.Н. Зуев «Хроника истории России» М. Дрофа 1995г. Электронные пособия: Энциклопедия для детей « История России и её ближайших соседий» ООО «Кордис & Медиа», © «Аванта+» 1999-2005гг ^ Репетитор по истории © « Кирилл и Мефодий» 1999-2002гг. История России в летописях, сказаниях, былинах, научных трудах и архивных материалах ООО «Фобус Стиль» План работы над проектом:Формирование познавательных и поисковых групп, сообщение целей и задач проекта, определение структуры и формы финального продукта. Распределение учебных тем, круга поиска источников информации, распределение ролей в группе.Постановка проблемных вопросов, работа в группах.Комплектование собранной информации.Анализ информации, формулирование выводов, ответов на проблемные вопросы.Оформление результатов работы, распределение ролей для представления результатов работы. 7. Презентация проекта на уроке истории, итоговых продуктов деятельности: Web-сайт проекта, буклета, посвященного 4 ноября. 8. Рефлексия.Тема урока: « Смута – трагедия, очищение и возрождение России»Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: урок-презентация коллективного проекта учащихсяЦели урока:Обучающие: систематизировать знания учащихся о Смутном времени, создать в их сознании целостную картину исторической эпохи, раскрыть причинно-следственные связи между событиями Смуты.Развивающие: формировать элементы информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций –умение работать с большим объемом учебного материала, находить, систематизировать, преобразовывать информацию в заданной знаковой системе и проводить ее презентацию.Воспитывающие: способствовать принятию учащимися морально-нравственных установок российского общества, воспитывать гражданственность и патриотизм. Оборудование урока: компьютеры, оснащенные пакетом стандартных приложений Microsoft office, медиаматериалы, презентации, подготовленные творческими группами, тесты, программа «My Test».План урока:Целеполагание, постановка задачЗащита презентацийПодведение итогов учителем по темеТестирование по темеПодведение итогов тестирования