Реферат по предмету "Разное"


I. Биологические и социальные аспекты табакокурения 5 Глава II

Содержание Введение 3Глава I. Биологические и социальные аспекты табакокурения 5Глава II. Методика исследования 10Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 11Список литературы 20 Введение В литературе описаны многочисленные примеры негативного последствия табакокурения и его влиянии на состояние отдельные органов и систем органов [1,5], убедительно доказана связь между употреблением никотина и хроническими заболеваниями, приводящими к преждевременной смерти [3,6]. Иными словами феномен курения прекрасно описан с медицинской точки зрения, однако человек имеет ярко выраженную социальную природу и склонен, зачастую, игнорировать собственное здоровье. С другой стороны в проанализированных информационных источниках по проблематике исследования не было обнаружено данных, указывающих на существование однозначной причинно-следственной связи между никотиновой зависимостью и достижений определённых успехов в жизни. Интересно отметить, что большинство опрошенных (60%) начали курить в летние месяцы. Это доказывает, что школа способна влиять на сознание подростков, оберегать их от этой вредной привычки. Но с другой стороны, эти же данные указывают на недостаточную работу по охвату детей в период летних каникул активной деятельностью (социальной, учебной и др.). По результатам опроса 40% респрудентов никотинозависимы, из них 30% пробовали отказаться от курения и лишь 10% из них это удалось.^ Объект исследования – табококурения в среде подростков, учащихся школы.Предмет исследования – динамика успеваемости юных курильщиков на протяжении периода употребления никотина.Цель: на основании анализа литературных данных и школьной документации описать взаимосвязь между табакокурением и успеваемостью.^ Задачи исследования: 1) проанализировать и обобщить литературные данные о курении как социальном феномене; 2) описать биологические механизмы воздействия никотина на когнитивные способности взрослого и подростка; 3) провести опрос курящих учащихся для установки причин этого явления; 4) на основании данных школьной документации проследить динамику успеваемости учащихся в течение периода табакокурения.^ Методы: анализ, синтез, обобщение информации; социологический опрос; методы визуализации данных и методы математической статистики.Гипотеза: табакокурение вызывает понижение успеваемости.^ Глава I. Биологические и социальные аспекты табакокурения Курение и его влияние на здоровье У курящих людей часто бывают хронические заболёвания глотки, гортани, бронхов и легких. Раздражающие вещества, содержащиеся в табачном дыме, являются причиной спазма бронхов, гипертрофии  слизистый оболочек желез, которые выделяют избыточную слизь в виде мокроты. Все это ослабляет сопротивляемость легких к инфекциям. Курение способствует быстрому изнашиванию и старению сердечно-сосудистой системы, развитию ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда, гиперто­нической болезни и атеросклероза, облитерирующего эидартериита и др. Курение является основной причиной еще одного очень серьезного сосудистого заболевания нижних конечностей — перемежающейся хромоты. Это заболевание связано с облитерирующим эндартериитом артерий голени и стопы, который может привести к гангрене (омертвению) нижних конечностей и нередко требует ампутации их. Курение является важной причиной возникновения ишемической болезни сердца, так как вносит вклад в развитие атеросклеротического процесса и в условия, вызывающие приступы стенокардии. Главная роль в механизмах развития ишемической болезни сердца под влиянием курения принадлежит окиси углерода. Никотин вызывает повышение кровяного давления и частоты сердцебиений, а окись углерода — недостаточность сер­дечной деятельности. При хроническом отравлении никотином развивают­ся болезненные состояния различных участков желудочно-кишечного тракта. Вследствие раздражения никотином нервных окончаний слюнных желез повышается слюноотделение, что вынуждает курящего сплевывать или глотать слюну, в которой находится ряд веществ табачного дыма. Раздражается слизистая оболочка полости рта. Никотин, откладываясь на слизистой оболочке десен и зубах, постоянно раздражает нервные окончания. Десны становятся рыхлыми, кровоточат, повреждается зубная эмаль. Зубы выглядят почерневшими, рано портятся («кариес курильщиков»). Под влиянием курения изменяется желудочная секреция, повышается кислотность желудочного сока, что содействует развитию гастрита (воспаление слизистой оболочки желудка). Кроме того, тонус гладкой мускулатуры всего пищеварительного аппарата в период курения вначале понижается, а затем усиливается. Перенапряжение процесса возбуждения приводит в дальнейшем к торможению функций всего пищеварительного канала, за исключением входной и выходной части желудка. Последние усиленно сокращаются, в силу чего в желудке задерживается пища, что также создает условия для возникновения гастрита, который постепенно переходит в хронический Курение отрицательно отражается на половой потенции мужчины, угнетая ее. Особенно отрицательно влияет курение на эрекцию, ослабляя ее и усиливая общие нев­растенические проявления. Известны случаи снижения либидо (полового влечения). Курение, приводит к снижению устойчивости к инфекционным заболеваниям, к ранней потери трудоспособности, а также болезни, вызванные никотином, отнимают у курильщиков 7% рабочего времени. Курение как социальный феномен. В 2010 году было проведено социологическое исследование среди молодых людей 14 – 17 лет на выборе в 4000 человек. Оно показало, что число курящих школьников как среди юношей, так и среди девушек возрастает в 13 лет к 17 годам. Результаты исследования показали, что большинство учащихся в 14 -17 лет покупают сигареты в магазине или табачных киосках (30%). За период с 2010-2011 года можно выделить следующие изменения в проблеме табакокурения школьников. Во-первых, у юношей процедура отказа от курения проходит в более быстром темпе, чем у девушек. Во-вторых, процедура «свертывания» курения, проходит не за счет отказа от сигарет, а за счет методического сокращения частоты курения в течение дня. В-третьих, уменьшается количество учащихся, у которых инициация курения проходит в возрасте 13-14 лет. Не изменилось количество школьников, которые пробовали бросить курить. Их количество составляет 20% по всероссийской статистике (30% по данным, полученным при опросе внутри нашей школы), что позволяет сделать вывод о желании одной третьи курящих школьников избавиться от табачной зависимости [9]. Специалисты характеризуют табачную зависимость как сложную и неоднородную структуру клинической патологии [8]. Ее корни с одной стороны уходят в конституциональные преморбидные особенности психической деятельности мозга, а с другой в малоизученные сферы биохимических механизмов, составляющих основу расстройств влечения. Феноменологически табачная зависимость характеризуется потерей в сфере мышления контроля "Я" над возникновением и прекращением воспоминаний и представлений, желаний повторного курения табака с одновременным развитием клиники синдрома патологического влечения к курению табака, синдрома отмены, ремиссий и рецидивов. Небезынтересным будет также анализ причин начала табакокурения в среде подростков. Обратимся к данным литературы и Интернет [7;9]. Во-первых, в обществе сложился стереотип взрослого мужчины - курильщика. Если курят все мужчины, окружающие ребенка, - родственники и знакомые, то в его понимании - это норма. Этот факт однозначно указывает на то, что если в семье курят, вероятность начала употребления никотина детьми увеличивается на 50-60%. Во-вторых - сверстники. Когда курят друзья, курят старшеклассники - как же тут не закурить? У девочек - это одна из основных причин, почему они начинают курить. Курят потому, что курят подруги. Это срабатывает механизм социальной зависимости. Срабатывает не только на подростках, но и на взрослых. "Он курит, закурю и я, чтобы не отличаться от него, а то он плохо обо мне подумает". В-третьих, неизвестно почему, но в кино и на телевидении создается, до настоящего момента, образ крутого героя - курильщика. Так как общественность развитых стран обратила на это внимание, то сейчас начинают с этим бороться, и все чаще появляются киногерои, ведущие здоровый образ жизни. А вообще, по статистике, на девяностые годы - в двадцати, случайным образом отобранных, американских фильмах 57% главных героев курят. Среди населения, из аналогичных слоев общества, курят лишь 14%. При этом лишь 14% персонажей картин сталкиваются с негативными последствиями курения. По данным международной статистики лишь 10,7% мужчин начинают курить после 20 лет, остальное, подавляющее большинство знакомятся с сигаретой ещё в школе. Как правило, курильщики не могут точно сформулировать, ответ на вопрос «почему они потянулись к сигарете». Опрос, проведённый в МБОУ «Коммунарская СОШ №1» в рамках исследования, позволил получить следующую картину, представленную на рисунке 1. Рис. 1. Краткий обзор причин, по которым подростки начинают курить (на основании данных социологического опроса учащихся МБОУ «Коммунарская СОШ №1») Значимым результатом опроса мы считаем тот факт, что с определённой долей вероятности можно строить причинные схемы, используя которые можно проследить, кто, являясь негласным лидером группы, спровоцировал начало курения остальных.^ Глава II. Методика исследования В целях проверки рабочей гипотезы в период с сентября по октябрь 2011 года нами был проведён социологический опрос юношей и девушек в возрасте 14-16 лет. Респондентам задавались следующие вопросы: Курите ли Вы? Курили ли Вы когда-либо? Когда начали курить? Почему начали курить? Пробовали ли бросить? Замечаете ли вы ухудшение своего здоровья Замечаете ли вы ухудшение собственной успеваемости? Замечаете ли вы ухудшение успеваемости курящих одноклассников? Затем был проведён опрос учителей направленный на выявление отношения их к курящим учащимся и определении их позиции по отношению к взаимосвязи пристрастием к сигарете и успеваемостью. Далее проводился анализ школьной документации, свидетельствующий об уровне школьной успеваемости и её динамике.Выборка исследования составила 16 человек: 8 эксперимент (курящие) и 8 контроль. Для достижения чистоты эксперимента учащиеся контрольной и экспериментальной групп были взяты из одного класса, что сводило к минимуму разницу социального влияния между ними. Данные об успеваемости анализировались за период от начала курения на протяжении одного учебного года. Полученные результаты были визуализированы в форме графиков. На основании их можно было делать выводы о наличие или отсутствии влияния табакокурения на успеваемость отдельных учащихся. Затем производилось обобщение данных, их статистическая обработка (определение минимальных и максимальных отклонений от средних значений) и построение итоговых графиков для контрольной и экспериментальной групп.^ Глава III. Результаты исследования и их обсуждение По данным опроса подтвердилось негативное мнение о курильщиках: 80% учителей, незадумываясь сказали, что курение пагубно влияет на успеваемость учеников. 18% после размышлений ответили, что когнитивные способности снижаются у табакокурильщиков. 2% затруднились ответить. Отношение учителей к курильщикам также неоднозначно и представлено на диаграмме (рис. 3). Рис. 3. Отношение учителей к проблеме курения школьников в МБОУ «Коммунарская СОШ №1»В ходе приватных бесед был составлен список учащихся (экспериментальная группа, 14 человек), употребляющих никотин, а также установлены примерны даты начала курения. Данная информация использовалась при строгом соблюдении конфиденциальности. Контрольная группа подбиралась из того же количества учащихся (14 человек), обучающихся в тех же классах. Таким образом, для проведения эксперимента были подобраны наиболее оптимальные условия, отвечающие требованиям чистоты эксперимента Используя архив школьных журналов, нами была сделана выписка четвертных и годовых отметок интересующих нас учащихся. Данные по каждому учащемуся подвергались визуализации (построение графиков) для определения общих тенденций. Главная трудность в обработки данных состояло в том, что периоды курения у всех были разными, а говорить о выявленной динамике на основании успеваемости по одному учебному году не объективно. Таким образом, рассматривались курильщики со стажем не менее года, а период их курения был условно разделён на четыре этапа. По каждому из них мы получали усреднённые значения успеваемости как по отдельным предметам, так и картину успеваемости в целом. Далее мы находили динамику в имеющихся значениях как в экспериментальной группе так и в контрольной, и сравнивали получившиеся результаты. Что бы увидеть динамику в показателях успеваемости курильщика из респондентов были отобраны те, кто начал курить в учебное время. От начала этого момента учебный год был поделён на 4 части. Вычислялись средние оценки за один период и строились диаграммы. Гистограммы, представленные на рисунке 4, показывают успеваемость в течение учебного года 4 человек из эксперементальной группы.Рис. 4. Динамика успеваемости учащихся 10 класса (экспериментальная группа №1) Теперь рассмотрим общую динамику, характерную для эксперемантальной группы 1 (рис. 5) Рис 5. Общая динамика успеваемости учащихся экспериментальной группы №1. Как мы видим, во втором периоде заметен сильный спад успеваемости, но без данных контрольной группы ничего утверждать ещё нельзя. Посмотрим на диаграммы контрольной группы 1, обратившись к рисунку 6.Рис. 6. Динамика успеваемости учащихся 10 класса (контрольная группа №1) Для сравнения рассмотрим график, отражающий изменения успеваемости школьников, принадлежащих к контрольной группе 1. Рис 7. Общая динамика успеваемости учащихся экспериментальной группы №1 Для более наглядного сравнения полученных результатов совместим графики экспериментальной и контрольной групп 1 (рис. 8). Рис. 8. Динамика успеваемости экспериментальной и контрольной групп №1 Как мы видим в экспериментальной группы происходит резкий спад успеваемости, который как доказала контрольная группа, не вызван социальными воздействиями. Для проверки достоверности полученных данных рассмотрим гистограммы, отражающие успеваемость в экспериментальной группе 2 (рис. 9).Рис. 9. Динамика успеваемости учащихся 9 класса (экспериментальная группа №2) Анализ графика успеваемости, представленного на рисунке 10, показывает заметные ухудшения во втором периоде.Рис. 10. Динамика успеваемости учащихся экспериментальной групп №2 Рассмотрим диаграммы контрольной группы 2 (рис. 11) Рис. 11. Динамика успеваемости учащихся 9 класса (контрольная группа №2)Средние значения контрольной группы 2 представлены на рисунке 12. Рис. 12. Динамика успеваемости учащихся контрольной группы №2. Сравнение полученных данных (рис. 13) подтверждает ухудшение успеваемости у курильщиков, которое, как доказала, экспериментальная группа, не вызвано социальными аспектами. Рис. 13. Динамика успеваемости экспериментальной и контрольной групп №1ЗаключениеКак показывает многосторонний анализ полученных данных, возможно выявить общую тенденцию: статистически значимое и наблюдаемое во всех экспериментальных выборках, но не зафиксированное в контроле, снижение успеваемости во второй период курения. Он был условно нами назван «кризисным». Далее, как мы и предполагали, следует стадия «ремиссии» или «адаптации», когда успеваемость курильщика перестаёт снижаться и даже начинает возрастать. Естественно, что первоначального уровня успеваемости при продолжительном табакокурении достигнуть крайне затруднительно, и дальнейшая динамика – результат проявления личностных свойств каждого (что и видно на рисунке на кривых максимального и минимального отклонений). Таким образом, нами было установлено: 1. табакокурение негативно сказывается на когнитивных свойствах человеческого мозга, что неминуемо проявляется на уровне школьной успеваемости в краткосрочной перспективе (1 год). 2. наиболее заметно это различие проявляется во втором триместре первого года периода употребления табака. Оценивая перспективы исследования мы выделили несколько направлений развития этой темы. влияние табакокурения на успеваемость по отдельным предметам (гуманитарным и естественнонаучным); анализ долгосрочных последствий влияния курения на успеваемость (проследить динамику на протяжении нескольких лет).^ Список литературы Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды/А.О.Шпаков.– С-Пб, 2000. Андреева Т. И. Если родители курят ..: Кн. для дет. врача, а также для курящих и некурящих родителей – Киев, 2003. Васильченко Е.А. Табакокурение. – М., 2000. Горин А.Г. Курение и молодежь. – Киев, 1999. Данишевский, К. Десять факторов о курении, которые должен знать каждый / К. Данишевский // Вопросы социального обеспечения. - 2008. - № 8. - С. 22-23. Магия сигареты. Легальный товар, наносящий гарантированный вред : [история борьбы с курением в разных странах мира] // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2008. - № 12. - С. 42-45. Результаты выборочного социологического опроса населения : [приводятся данные потребления табака, наркотиков, вина по результатам опроса взрослого населения Российской Федерации] // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - № 24. - С. 34. Серьезный разговор курение/Г.Филатова. – М.: Махаон, 1998http://kurenie.do.am/index/pochemu_ljudi_nachinajut_kurit/0-4http://uucyc.ru/statistics/item/149http://www.yaimir.ru/zdorovie/influence_of_smoking.php МБОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»Социальный проект на темуВлияние табакокурения подростков на школьную успеваемостьВыполнил: ученик 10 класса Бойцов СергейРуководитель: Майоров Д.С,Коммунар 2012


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.