СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Глава I. АТЭС. История создания, характер деятельности. 8 1.1. История создания АТЭС 8 1.2. Характер деятельности АТЭС 9 Глава II. Проблемы и перспективы развития Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. 11 2.1. Восьмая неформальная встреча в верхах форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2000 г. 11 вырезано 12 Глава III. Взаимодействие АТЭС с международным сообществом. 13 3.1. Влияние стран АТЭС на ситуацию в регионе. 13 Заключение. 23 Список использованной литературы 29 Введение Понятие "Азиатско-тихоокеанский регион" - сравнительно новое в нашем политическом лексиконе. В АТР входят страны зарубежной Восточной и Юго-Восточной Азии, географически тяготеющие к Тихому океану. Наряду с ними в АТР включают и ряд государств двух других континентов - Австралию вместе с Новой Зеландией и островными мини-государствами тихоокеанского Юга, западное побережье Соединенных Штатов Америки и Канады. Гораздо реже как о части АТР говорят о тихоокеанских странах Латинской Америки, хотя там со все большим интересом присматриваются к тем процессам, которые происходят на западе Тихого океана. Из этого перечня видно, что границы АТР во многом условны и вызывают споры. Этот регион как определенная политическая и экономическая общность находится в процессе становления. Его формирование еще далекой до своего завершения. В самом деле, с первого взгляда то, что называется АТР, поражает исключительным многообразием составляющих его государств. Они резко отличаются друг от друга своими географическими условиями, культурно-историческими традициями, уровнем экономического развития, социально-политическим строем. Между ними, казалось бы, гораздо больше различий нежели общего. Легко говорить о регионе применительно к странам Западной Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока. Здесь налицо географическая компактность и общее культурно-историческое наследие, зачастую выраженное в преобладающем языке, религии, этническом составе населения, в тесных политических и экономических связях. Всего этого нет в АТР. Громадные расстояния отделяют тут многие страны друг от друга. Очень разнятся исторические судьбы, скажем, так государств Дальнего Востока, как Китай, Япония, Корея, сложившихся в глубокой древности под сильным воздействием конфунцианской религиозно-культурной традиции, и так называемых "белых доминионов" Англии - Австралии, Новой Зеландии, Канады, заселенных преимущественно выходцами с Британских островов. Вместе с США и Японией они относятся к числу промышленно развитых государств региона. Наряду с ними здесь насчитывается более двух десятков развивающихся стран, начиная с таких гигантов, как Индия, Индонезия, и кончая крошечными мини-государствами тихоокеанского Юга с населением всего в несколько десятков тысяч человек. Своеобразие АТР состоит и в том, что практически только здесь, сохранились коммунистические режимы и коммунистическая идеология (KНР, КНДР). И хотя государства АТР избежали эскалации национализма, характерной для некоторых других частей мира, налицо серьезные территориальные споры между некоторыми из них (Япония - Россия - конфликтная зона в Южно-Китайском море).1 Что же объединяет эти столь несхожие между собой народы и государства в один регион? Прежде всего, то, что еще в первое десятилетие XX в. несмотря на рост экономической и военной мощи новых тихоокеанских держав - США и Японии, - этот район земного шара продолжал представлять из себя колониальную периферию европейских метрополий. В середине 90-х годов на долю АТР приходилось свыше 60% промышленного производства капиталистического мира, почти половина мировой торговли2. Концентрация внешнеторговых потоков в регионе привела к тому, что за последние 12 лет внутрирегиональные обмены возросли с 55 до 65 % всей внешней торговли стран региона. Между тем в Европейском сообществе этот показатель не превышает 61%)3. Здесь производится 67% автомобилей, 77% телевизоров и радиоприемников, 50% алюминия, 54% стали, две трети судов и синтетических волокон. В течение последних 30 лет в АТР идет интенсивный процесс формирования нового центра мировой экономики. Именно здесь произошло большинство "экономических чудес" современности и зафиксированы рекордные, самые высокие в мире (в отдельных странах двузначные -10-13%) темпы экономического роста, по которым АТР в целом опережает практически все остальные районы земного шара. Наибольшим динамизмом развития отличаются 15 стран АТР, которые особенно активно включились в региональное экономическое сотрудничество. Сюда входят "старые" промышленно развитые капиталистические государства (Тихоокеанские штаты США, Австралия, Новая Зеландия и Япония), четыре так называемые новые индустриальные страны (НИС) Восточной Азии (Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур), пять развивающихся стран Юго-Восточной Азии из группировки АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины), Папуа - Новая Гвинея, а также Китай. Уже к началу 80-х годов на их долю приходилась четверть всей производимой в мире продукции. Экономический динамизм региона в решающей степени и явился результатом выхода ведущих стран АТР на лидирующие позиции в наиболее перспективных направлениях НТП - в области электроники, производства микропроцессоров, промышленных роботов, разработки новых источников энергии и освоения богатств мирового океана, аэрокосмической технологий и т.д. Нельзя не учитывать и такой факт, как наличие огромных глобальный запасов полезных ископаемых и стратегического сырья в АТР: более 50% урана, 90% - олова, 80% натурального каучука, 40% - никеля, кобальта, цинка. Самую надежную основу для упрочения мира и добрососедства создают торгово-экономические связи. В настоящее время во внешнеполитической деятельности республики все большее значение придается расширение торгово-эхономического сотрудничества со странами АТР.^ Глава I. АТЭС. История создания, характер деятельности. 1.1. История создания АТЭС Региональный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона в современных условиях — наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту азиатских новых индустриальных стран (НИС). Различия в уровне развития и международной специализации обусловливают взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности. В 1989 г. была образована организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Несмотря на некоторую противоречивость и несмолкающие споры об эффективности АТЭС, это одна из самых влиятельных региональных организаций в мире. Ее главная долгосрочная цель — углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии. На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая. Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объединение, вырезано ^ 1.2. Характер деятельности АТЭС Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту. В 1993 г. в США, в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк рядом с Сиэтлом) состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 г., была принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся — к 2020 г. Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995 г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам — членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения «богорских целей»: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций. вырезано Эффективность деятельности АТЭС — одна из любимых тем дискуссий у политологов и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса «весовых категорий» стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе просто невозможно создать устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью своей деятельности образование вторых «Соединенных Штатов Европы». Работа организации, как уже отмечалось, направлена на создание благоприятной атмосферы для бизнеса как основного фактора экономического роста в регионе. Поэтому и действует она на основах консенсуса и на ее саммитах вырабатываются не жесткие директивы, а рекомендации. Мишенью для критики служат и цели Богорской декларации. Снятие таможенных барьеров — действительно сложная задача, особенно учитывая, что участники организации — это не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад ряд стран-участников во главе с США попытались свести весь смысл деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум быстро распался бы, ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако, важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество — ключевое слово во всех официальных документах организации. вырезано^ Глава II. Проблемы и перспективы развития Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. 2.1. Восьмая неформальная встреча в верхах форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2000 г. Восьмая неформальная встреча в верхах форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), прошедшая 15–16 ноября 2000 г. в столице нефтедобывающего султаната Бруней в Юго-Восточной Азии (остров Борнео) – Бандар-Сери-Бегаване завершилась хотя и скромной, но победой менее развитых в экономическом отношении государств над такими входящими в АТЭС гигантами, как США, Япония и Китай. По-видимому, наученные азиатским финансовым кризисом 1997–1998 годов, когда преуспевающий Запад “посадил на голодный паек” большинство государств региона, они решили предпринять меры, гарантирующие, что повторения данной ситуации не случится. Главной темой обсуждения была экономическая глобализация, а если конкретно, то согласование сроков очередного тура переговоров в рамках ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Обсуждались и более частные вопросы: “преодоление разрыва” между развитыми и развивающимися странами, стабилизация финансовых рынков, образование и электронная коммерция, высокие цены на нефть и их влияние на экономику региона. Но именно в проблеме глобализации и заключалась главная интрига форума. Если США заинтересованы в ускорении процесса глобализации, то развивающиеся и более бедные страны Восточной Азии заинтересованы в обратном – ограничении темпов глобализации и предотвращении дальнейшей либерализации торговли. В противном случае они просто не смогут защитить свои рынки от агрессии со стороны “богатых” стран. За десять лет существования АТЭС удалось не только существенно расширить число участников организации, в которую сегодня входит 21 страна региона, но и внести некое объединительное начало в усилия стран АТР по налаживанию многостороннего регионального сотрудничества. На страны АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема мировой внешней торговли и 40% населения Земли. Общий объем ВВП стран АТЭС оценивается в 16 трлн. долларов. Благодаря участию России и КНР за последние годы качественно изменился характер форума. Из чисто экономического он превратился в политический, где главы государств в ходе двусторонних встреч обсуждают неотложные, с их точки зрения, вопросы. Однако главная проблема так и осталась нерешенной. Суть ее в том, что организация объединяет государства, экономический потенциал которых существенно разнится. На долю трех крупнейших участников АТЭС (США, Японии и Китая, совокупный ВВП которых составляет около 13,5 трлн. долларов) приходится почти 80% совокупного ВВП всех стран, входящих в эту организацию. Вполне естественно, что и интересы стран-участников различны. Предприятия США и Японии, а также стремительно развивающегося Китая видят в регионе АТЭС обширный рынок сбыта для своей продукции – без пошлин и любых других ограничений, увеличивающих стоимость товаров. Но с учетом их доли в экономике региона неясно, что останется другим участникам АТЭС. ^ вырезано Глава III. Взаимодействие АТЭС с международным сообществом. 3.1. Влияние стран АТЭС на ситуацию в регионе. Суть в том, что в новоиндустриальных странах (НИС) удачно соединились воля политических элит, трудолюбие народов и умелое использование нюансов мирового и национального хозяйства. От тихоокеанских берегов России до северных берегов Австралии широко раскинулась Восточная Азия - новый претендент на мировое лидерство. Такова реальность геоэкономики (география плюс экономика) - между странами постоянно идёт жёсткое соревнование. Кто отстал от экономического лидера, тому надо постараться догнать, иначе увеличивающийся разрыв похоронит всякие надежды на богатую жизнь (пример: нищета большинства стран Африки). После второй мировой войны наиболее успешной моделью "догоняющего" развития стала японская "промышленная политика". В то время, когда СССР "болел" тяжелой промышленностью, Япония выбрала другой экономический сценарий, с упором на экспорт. Первой была поднята лёгкая промышленность, затем нефтехимия, судо- и автомобилестроение,. Потом - приборостроение и электроника, и в финале - рост количества и качества высокотехнологичной продукции: компьютеры, роботы и т.д. (О качестве их товаров говорит даже тот факт, что в японском языке нет слова "брак", в понимании "плохое изделие"). Вторыми на сцену вышли четыре азиатских "тигра" - Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Третьими - "драконы": Таиланд, Малайзия, Индонезия и Филиппины. Четвертыми - Китай и Вьетнам. Япония, переходя к следующему этапу модернизации, освобождала экспортную нишу "тиграм", а те - "драконам" и т.д. Многолетние стабильные высокие темпы экономического роста и повышения жизненного уровня побили все рекорды "догоняющих" развивающихся стран. Однажды, японского бизнесмена спросил один из московских экономистов: "Сможем ли мы вас догнать, если проведем реформы?". Ответ был убийственный: "Никогда. Мы не стоим на месте". Однако застой японской экономики в 90-е годы и азиатский финансовый кризис в самом конце ХХ века потрясли экономические основы новых индустриальных стран (так назвали передовые страны Восточной Азии и Латинской Америки), внесли коррективы в оценку результатов и перспектив их развития. В XXI век азиатские НИС вступили с новыми планами и силами. Плюсы "восточноазиатского чуда" Что привело Восточную Азию к успехам? Этот вопрос заставил западных ученых провести глубокие исследования. В 1993 году в своем докладе специалисты Всемирного банка применили новое словосочетание - "восточноазиатское чудо". Эксперты выделили его следующие плюсы: - Стабильная макроэкономика (инфляция растет медленно, бюджет закрывается без больших долгов). - Высокий уровень внутренних накоплений и инвестиций (деньги остаются дома). - Человеческий капитал с достаточным для подготовки квалифицированной рабочей силы образованием (уровень работников соответствуют всем требованиям). - Относительная независимость и эффективность административного аппарата государства (разумное вмешательство властей в экономику). - Сравнительно невысокий разрыв в доходах и быстрые темпы ликвидации нищеты (лозунг: мы - одна нация, и мы все должны быть богаты). - Ориентация на экспорт (ваш рынок - наши товары). - Ускоренная индустриализация (рост городов и промышленности). - Привлечение прямых иностранных инвестиций и зарубежной технологии и менеджмента (учиться и занимать у Запада - это выгодно)вырезано По темпам экономического роста Китай стал мировым лидером, среднегодовой прирост ВВП в 1980 - 1997 гг. был более 9%. Если 30 провинций Китая рассматривать в качестве отдельных стран (а численность населения многих из них превышает соответствующий показатель большинства стран с низким уровнем дохода), то в список 20 стран с самыми высокими темпами экономического роста в 1978 - 1995 гг. вошли бы только провинции Китая. КНР принадлежит первое место в мире по производству продовольствия, хлопка, угля, стали, цемента, стекла, хлопчатобумажных тканей. Расчеты по паритету покупательной способности китайской национальной валюты (юаня) и доллара дают основание предполагать, что уже к 2005 г. Китай сравнятся по объему ВВП с США. В структуре экономики произошли явные положительные сдвиги: в основном решена продовольственная проблема и преодолен всеохватывающий дефицит предметов первой необходимости. Соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами экономики значительно улучшилось. Продолжается наращивание мощностей в промышленности и обновление производственных фондов. На основании промышленной переписи 1995 г. в промышленности 90% приходится на оборудование, произведенное после 80-х гг. На крупных и средних предприятиях 26% оборудования соответствуют требованиям передовых международных стандартов. Большие успехи достигнуты в области проведения открытой внешнеэкономической политики. В 1997 г. объем внешнеторгового оборота составил 325,1 млрд.долл., что выше уровня 1980 г. в 8,5 раза. При этом положительное торговое сальдо превысило 40 млрд.долл. Доля промышленных изделий в экспорте поднялась с 50% в 1980 г. до 80% в 1997г. За 1979 - 1997 гг. суммарная величина заявленных иностранных вложений в китайскую экономику (включая займы и прямые инвестиции) составила 654 млрд. долл., а реализованных - 348,3 млрд. долл. К концу 1997г. было подписано в общей сложности более 300 тыс. соглашений на создание различного рода объектов с иностранным участием на общую сумму 520,4 млрд. долл., из которых реально использовано уже 220,1 млрд. Доля иностранных инвестиций в общих капиталовложениях сейчас составляет примерно 13%. Предприятия с иностранным капиталом дают 14% валовой продукции промышленности и 47% экспорта. Китай опровергает устоявшееся мнение о неизбежности социальных издержек в ходе реформы. Согласно официальным статистическим данным, доходы городского населения номинально выросли с 316 юаней в 1978 г. до 5160,3 юаня в 1997 г., а реально Так, в июле 1998 года состоялся тендер по поставке лингафон-ного оборудования для Казахского Государственного университета мировых языков в размере 38,4 млн. йен в рамках культурного гранта. Посольством Японии в Казахстане реализован гуманитарный проект "Корни травы" в размере 11 млн. йен, предусматривающий издание в 1998 году книги на английском языке "Экологические проблемы Аральского региона". В настоящее время прорабатываются вопросы предоставления Казахстану новых грантов, связанных с проектами строительства детской больницы в Астане, реконструкцией системы водоснабжения в Кызылординской области и другими. В рамках исследований по реализации безвозмездной помощи была осуществлена разработка проекта "Совершенствование здравоохранения в Алматинской области". Расширяется сотрудничество по подготовке кадров. По линии МИД, Министерства образования Японии и других ведомств, а также ряда неправительственных организаций в японских университетах, фирмах проходят краткосрочные и длительные стажировки более 40 казахстанцев. Японским агентством международного сотрудничества организуется направление в Казахстан японских преподавателей и специалистов народного хозяйства для организации учебных семинаров и передачи японского опыта экономического и гуманитарного строительства. В этой связи особый интерес представляет план создания в Казахстане Японского центра, деятельность которого должна способствовать усилению двустороннего сотрудничества в этой сфере. В настоящее время в соответствующих ведомствах наших стран идет обсуждение вопросов практической реализации данного проекта. Большой интерес представляет проект выделения по линии "Японского фонда" культурного гранта в виде безвозмездного показа на казахстанском телевидении в течение нескольких лет 300 японских художественных, документальных фильмов, учебных и развлекательных программ. Учитывая интерес в Японии к казахстанскому кинематографу, в настоящее время "Казахфиль-мом" и японской кинокомпанией "Тоэй синема" рассматривается возможность съемки совместного художественного фильма. В течение 1998 года почти вдвое увеличился поток японских туристов в нашу страну. Это позволило привлечь внимание крупных туристических фирм Японии (Japan Travel Bureau, M.O.Tourist, Number One Travel, Eurasia Travel) к Казахстану, представители которых в мае 1998 года посетили нашу страну и обсудили возможность заключения агентских соглашений с казахстанскими туристическими компаниями. Расширение экономического сотрудничества с Японией должно способствовать также подключению Казахстана в перспективе к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония выступила в качестве локомотива в развитии экономик этого региона, поэтому она смогла бы сыграть ключевую роль и в подключении нашей страны к сотрудничеству в АТР. Официальный Токио прилагает немало усилий для обеспечения безопасности на Азиатском континенте. В этой связи участие Японии в подготовительном процессе по созыву СВМДА является особенно важным в деле реализации инициативы Президента Н.Назарбаева по созданию эффективной системы взаимодействия в Азии. В настоящее время японская сторона подтверждает свою поддержку Казахстана и принимает участие в работе СВМДА в качестве наблюдателя. На нынешнем этапе казахстанско-японские отношения развиваются последовательно и целенаправленно на взаимовыгодной основе. В них по вполне понятным причинам преобладает экономический компонент. Созревают условия для расширения дого-ворно-правовой базы казахстанско-японского сотрудничества в различных областях. В перспективе объем двусторонних отношений будет и далее возрастать, наполняясь конкретным политическим и экономическим содержанием. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) становится одним из важных центров мировой экономики, крупным международным торговым и финансовым центром. Процессы, происходящие в экономике стран АТР, внутри этого региона и на межрегиональном уровне, позволяют сделать вывод о том, что в недалеком будущем Азиатско-Тихоокеанский регион будет занимать доминирующие позиции в мировой экономике. 15-16 декабря 1998 г. в Ханое состоялся очередной VI Саммит глав государств и правительств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в котором приняли также участие три страны со статусом полного партнера Ассоциации по диалогу: Китай, Южная Корея и Япония. Ключевыми моментами повестки дня Саммита стали поиск и принятие мер по преодолению негативного влияния финансово-экономического кризиса, решение о принятии Камбоджи в АСЕАН в качестве полноправного члена в ближайшее время на специальном совещании министров иностранных дел, принятие Ханойского плана действий, в котором определена стратегия развития АСЕАН до 2020 г. Девять стран-членов Ассоциации (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины) договорились форсировать процесс создания в рамках АСЕАН зоны свободной торговли, ускорить на один год (с ранее намечавшегося 2003 г. на 2002 г.) сроки достижения данной цели некоторыми более развитыми асеановскими странами.вырезано Первая группа - страны, обладающие преимуществом в трудовых ресурсах - Китай. Вторая группа - технологически развитые страны со значительным инвестиционным потенциалом - Япония, Южная Корея. Третья группа - сырьевые страны - Россия, Казахстан. В регионе создана классическая ситуация неравномерной наделенности факторами производства, что означает наличие объективных условий для развития многосторонних связей в форме товарной торговли и обмена факторами производства. Безусловно, участие казахстанской стороны в процессе интеграции в рамках ее участия в региональном наделении факторами экономического сотрудничества обусловлено наличием ресурсов и их потенциальной экспортной квотой. Очевидно, что явное преимущество в части, касающейся запасов энергетических ресурсов, имеют Россия и Казахстан. Это создает уверенность в том, что эффективная реализация потенциала, заложенного в двух секторах экономики региона, - топливно-энергетическом комплексе и сырьевом - окажет в перспективе позитивное влияние на развитие национальной экономики, а также, с учетом значения фактора внешнего спроса, сформировав инфраструктуру международного сотрудничества, реально ускорит интеграцию Казахстана в торгово-экономическую систему в Восточно-Азиатском регионе. Наиболее важными здесь являются формирование и реализация базовых инфраструктурных проектов международного характера, основанных на создании экономической и инженерной инфраструктуры, связывающей страны и регионы прежде всего в области энергетики и транспорта.Формирование механизма регулирования торгово-экономической деятельности со странами Восточной Азии. Меры Механизм реализации Система регулирования экспорта вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано вырезано Создание более эффективного механизма привлечения "восточно-азиатских" инвестиций в экономику Казахстана. В Казахстане недостаточно собственных финансовых ресурсов для развития основных отраслей экономики. В этой ситуации главной задачей Центра является привлечение "восточно-азиатских" инвесторов для развития приоритетных отраслей экономики на взаимовыгодных условиях. Для структурных преобразований и вывода экономики на траекторию более устойчивого роста ежегодная потребность в капиталовложениях определена в размере 1,5 млрд долларов США. Активность "восточно-азиатского" капитала в Казахстане может обеспечить наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в систему торгово-экономических отношений в СВА. При этом иностранные инвестиции должны соответствовать интересам страны, т.е. представлять собой реальное вложение финансовых и материальных ресурсов.Анализ накопленного опыта инвестирования иностранного капитала в отечественную экономику реально выявил основные недостатки и негативные последствия реализуемой ныне модели привлечения и использования иностранных инвестиций. В связи с этим целесообразно внесение уточнений и корректировок в практику инвестиционной деятельности в целях поиска и разработки новой модели инвестиционной политики, направленной на повышение ее эффективности и усиление ее безопасности, с учетом реальной ситуации в экономике страны. Казахстану целесообразно предпринимать все возможные меры по ускорению экономической интеграции в систему торгово-экономических отношений в СВА. В этих условиях обеспечение внешнеэкономической безопасности страны в восточном направлении во многом зависит от умелой и эффективной внешнеэкономической политики. Это в свою очередь предполагает усиление внешнеэкономического ведомства с целью своевременного и адекватного реагирования изменениям, происходящим в "восточном векторе развития" страны. По данным Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), эффективное использование технического (нетарифного) регулирования позволяет увеличить долю прибыли в среднем в странах — членах АТЭС на 0,26 проц. от ВВП, тогда как прибыль от мер тарифного регулирования не превышает 0,14 проц. Следует учитывать и тот факт, что у в России форсируется работа по созданию стройной системы технического регулирования, отвечающей международным стандартам. Это в перспективе создаст их предпринимателям конкурентные преимущества. Президент Казахстана выразил надежду на поддержку Россией стремления Астаны войти в организацию Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). Заключение. Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В странах-членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный валовой внутренний продукт этих стран превышает 18 триллионов долларов (1999). На их долю приходится более 47 процентов мировой торговли. Сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превратился в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной деятельности. Важнейшими формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав государств и правительств (экономических лидеров), встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума. Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам, стандартам и соответствию, а также рабочие группы по содействию торговле, промышленной науке и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, людским ресурсам, энергетике, по сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму. В АТЭС действует институт страны - председателя, обязанности которого в 2001 году выполняет Китай. В 2002 году страной-председателем была Мексика, в 2003 году - Таиланд, в 2004 году-Чили. Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат АТЭС, штаб-квартира которого находится в Сингапуре. Деятельность АТЭС осуществляется на основе консенсуса. Интересы предпринимательских кругов выражает Деловой консультативный совет АТЭС, в который входят по три представителя бизнеса от каждой страны, назначаемые лидерами экономик. С 1993 года ежегодно созываются неформальные встречи глав государств и правительств стран-членов АТЭС. Первый саммит прошел в Сиэтле, США. На нем лидеры обсудили перспективы формирования сообщества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, основанного на принципах открытости и партнерства, которое будет содействовать свободному движению товаров, услуг и инвестиций, обеспечению устойчивого экономического роста, достижению более высокого уровня жизни и стандартов образования, сохранению окружающей среды. Эти идеи получили наименование "видение АТЭС". К встречам в верхах приурочиваются ежегодные регулярные совещания министров иностранных дел и министров, отвечающих за вопросы торговли. На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС", которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010 -2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ключевым моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества. В результате четвертого саммита АТЭС в Маниле (Филиппины, 1996 год) участники договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению процесса либерализации торговли и инвестиций. Соответственно были приняты Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индив