«НЕУСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ПРИЧИНЫ И СРЕДСТВА ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ» СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………… 3 Глава I. Теоретические основы неуспеваемости школьников ……………... 4 - 10 Педагогическая запущенность – главная причина низкой успеваемости школьников ………………………………………………………………… 4 - 5 Психическое здоровье – залог успешности в учёбе …………………….. 5 - 6 Дети с временной задержкой психического развития ……………………6 - 7 Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспеваемости школьников …………………………………………………………………… 8 Хроническая неуспеваемость и школьная тревожность – основная сфера трудностей в учёбе …………………………………………………………… 9 Снижение мотивации в учёбе – одна из причин неуспеваемости ……….. 10 Глава II. Преодоление и предупреждение неуспеваемости ………………....... 12 2.1 Время как фактор успешности учения ……………………………………… 12 Заключение ……………………………………………………………………….. 13 Библиография …………………………………………………………………….. 14Введение Роль успеваемости в развитии школьника огромна! Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Разработкой проблем детской психологии занимались Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др., которые всесторонне рассматривали успешность ученика. Известно, что движущей силой учения и возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими у них познавательными вопросами и проблемами и недостатком наличных знаний для их решения. Эти противоречия учеников должны учитывать учителя. Реализация Концепции модернизации образования требует от учителя глубокого понимания факторов формирования и развития личности ребёнка. Начальная школа закладывает фундамент общего среднего образования, которое ученик получает в средних и старших классах. Одной из важнейших задач российской школы является повышение качества образовательного процесса. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для исправления недостатков в обучении и воспитании ребёнка, для укрепления и развития качеств личности, сформированных до школы. Известно, что школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям и фактически получают неодинаковый уровень развития. В выполнении задач, поставленных государством и обществом перед органами образования по обучению и воспитанию школьников, осуществлению общего среднего образования, большое значение имеет своевременное преодоление неуспеваемости школьников. Глава I. Теоретические основы неуспеваемости школьников Педагогическая запущенность – главная причина низкой успеваемости школьников Одной из причин низкой успеваемости является педагогическая запущенность. Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результаты, позволяют предупреждать, а в случае необходимости и преодолевать недостатки в учёбе таких учащихся. В тоже время недостаточная организация учебно-воспитательного процесса, главным образом, слабая индивидуальная работа с каждым ребёнком, в ряде случаев, является причинами появления педагогической запущенности детей уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Проявлениями её являются пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие отрицательного жизненного опыта, отставание в развитии, отклонения в отношении к окружающим и себе, негативное отношение к различным видам деятельности. Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся – задача комплексная. Её решение связано с широким аспектом социально-педагогических воздействий. Она может и должна преодолеваться педагогическими воздействиями. Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни. Основными путями предупреждения педагогической запущенности являются: - совершенствование всей работы школы по обучению и воспитанию школьника; - глубокое изучение личности школьника, условий его семейного воспитания; - включение каждого школьника в различные виды познавательной, трудовой, общественной, спортивной, художественной деятельности; - обеспечение преемственности в деятельности дошкольных учреждений и школы, учителей начальных классов и педагогов средней и старшей ступени обучения, учителей, работающих в данном классе; - взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности в воспитательной работе с детьми и подростками. Работа по предупреждению и преодолению возникшей педагогической запущенности требует кропотливой индивидуальной работы учителя, воспитателя с детьми и, прежде всего, организации постоянных педагогических наблюдений, глубокого изучения ученика, своевременного вскрытия причин, приводящим к осложнениям в его обучении и воспитании, выявления и устранения неблагоприятных условий воспитания в семье, организации необходимой помощи в учении. Учителю необходимо учитывать, что предпосылки педагогической запущенности могут возникать у детей в дошкольном возрасте в результате неправильного развития отношений в семье, дефектов семейного воспитания, при нездоровых отношениях между родителями ребёнок усваивает отрицательные привычки поведения, у него могут сформироваться искажённые нравственные представления, а невольное участие в конфликтах, негативные переживания порождают подчас стрессовые состояния, предрасполагающие к возникновению неврозов, эмоциональной неустойчивости, замкнутости, замедленному психическому развитию и как результат всего этого неуспеваемость в учёбе. Психическое здоровье – залог успешности в учёбе Основой деятельности педагогического коллектива является успешность и успеваемость школьника. Успеваемость школьников во многом зависит от психического здоровья детей. Состояние психического здоровья обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье и в большей степени успешное обучение в период образовательного процесса в школе. В охране психического здоровья подрастающего поколения ведущая роль принадлежит психогигиене учебных занятий, поскольку на протяжении одиннадцати лет учёба составляет основное содержание жизни детей и подростков, а кроме того на эти годы приходятся те периоды, которые принято называть критическими, когда растущий организм особенно реактивен и подвержен невротизирующим влияниям. Среди множества причин неуспеваемости школьников наиболее значимыми являются стрессы, получаемые детьми из-за неподготовленности к школе («школьная незрелость»), учебных перегрузок, авторитарной педагогики и экзаменов. Установлено, что большая часть функционально неготовых, «незрелых» учащихся не адаптируются к школе на протяжении всего первого класса. У них в начале учебного года отмечается значительная потеря массы тела, неудовлетворительные реакции сердечнососудистой системы, гораздо более выражена степень утомления, астенические реакции после учебных занятий. Эти дети чаще болеют, имеют низкую школьную успеваемость. Сегодня проблема «школьной зрелости» вновь актуальна. Это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением функциональных возможностей, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН показали, что среди детей 6 – 7 лет свыше 40% являются «школьно незрелыми». Причём среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6% против 28,6%). С каждым годом в школу приходит всё больше шести и даже пятилетних детей. Дети с временной задержкой психического развития Причина трудностей обучения и неуспеваемости часто связана с временной задержкой психического развития детей. Исследования, проведённые специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаях неуспеваемость была связана с задержкой психического развития, в 24% - с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности) и только 4 % - с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи. В остальных случаях отмечалась общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха или зрения. Такие дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключиться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, математику и письмо. Временная задержка психического развития может возникнуть у ребёнка по разнообразным причинам. Чаще всего это патология беременности и родов у матери, плохая наследственность, перенесённые ребёнком травмы, тяжёлые заболевания, особенно в раннем возрасте. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребёнка происходит как бы приостановка или искажённое развитие самых тонких человеческих функций, определённых структур коры головного мозга. Большое значение в этом имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается ребёнок. Здесь на первом месте стоит дефицит материнской ласки, тепла, недостаток ухода за ребёнком, неполучение информации. В результате воздействия всех этих неблагоприятных факторов у ребят к моменту поступления в школу, как правило, не происходит формирование школьно-значимых функций. По сравнению со сверстниками, поступающими в первый класс, у них отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки. Эти дети не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. Познавательные процессы абсолютно не интересуют таких учеников. На уроках они сразу становятся вялыми, скучными или наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. Всё, о чём говорится на уроках, проходит мимо них. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности, резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность. 1.4 Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспеваемости школьников Среди основных факторов формирования здоровья детей и их успеваемости важное значение принадлежит суммарной учебно-воспитательной работе. Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение. Значительная часть образовательных программ (более 40%) по-прежнему сориентирована на углублённый уровень образования, в то время как по данным Министерства образования РФ доля одарённых детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15%. Даже обычные программы не под силу сегодня более чем трети школьников. В условиях укороченной пятидневной учебной недели количество уроков в день достигает в начальной школе до шести, в средних и старших классах до семи-восьми и более. С учётом приготовления домашних заданий день школьников длится 10-12 часов в начальных классах и 15-16 часов в старших. При такой учебной нагрузке трудно вести речь об успешности школьников в образовательном процессе. Большая учебная нагрузка создаёт серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, двигательной активности, пребывания на воздухе. Напряжённый характер учёбы, значительный объём учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребёнка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает отрицательное воздействие на развивающийся детский организм. Объективные показатели успеваемости характеризуют степень усвоения программного материала, но они не говорят о том, какое место занимают в жизни школьника. Ученик может по-разному использовать полученные в школе знания и умения в своей повседневной жизни. Важно в каждый учебный день, на каждом уроке чувствовать субъективное состояние каждого школьника. Это даёт учителю основание для творческого поиска методов обучения и воспитания учащихся, реализации творческих возможностей для преодоления неуспеваемости школьников в образовательном процессе.1.5 Хроническая неуспеваемость и школьная тревожность – основная сфера трудностей в учёбе В период подготовки к обучению в школе или немного позже – в начале школьного обучения – происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребёнка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребёнок, который много знает, успешно учится, с лёгкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребёнка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, не к улучшению, а к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непродуктивной трате учебного времени. Неуспех порождает тревогу, которая способствует закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспеваемость становится «хронической». Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) ещё больше понижает результаты учёбы. В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребёнка, которого считали вундеркиндом, воспринимаются родителями как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и, вследствие этого, к реальной неуспеваемости. При повышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребёнка с раннего детства, хроническая неуспеваемость может складываться уже в дошкольном возрасте. Возможен вариант, когда первоисточником хронической неуспеваемости является повышенная тревожность школьника, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносится и на школьную жизнь. Главное, что должны сделать взрослые (родители и учителя) в этом случае, - обеспечить ощущение успеха. Необходимо объяснить родителям и учителю, как именно надо оценивать ребёнка. Эти правила достаточно просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Его нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Следующей причиной трудностей в учёбе является уход от деятельности. Это уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Школьник как бы «Отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Негативными последствиями от деятельности являются часто встречающиеся пробелы в знаниях, трудности в полной реализации своих возможностей.1.6 Снижение мотивации в учёбе – одна из причин неуспеваемости Снижение мотивации в учёбе обнаруживается в полном отсутствии познавательной направленности у ребёнка. В этом случае можно предположить, что совместных познавательных занятий взрослые с ребёнком никогда не вели, не привили интерес к учёбе. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способности. Причина отсутствия познавательных интересов может быть и обратной: когда родители. Чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают «напичкивать» его знаниями, учить читать, писать и считать. Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребёнка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход в этом случае один: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, вдалбливающего знания нерадивому ученику.Глава II. Преодоление и предупреждение неуспеваемости 2.1 Время как фактор успешности учения Факторов успешности учения много. Среди них и генетические способности, и способности ребёнка, и пол, и воспитание в семье и в школе, и состояние здоровья, и мастерство учителя. Особо выделяется время как объективный и очень устойчивый независимый показатель учебной деятельности. Оно проявляется в длительности и через деятельность, сохраняя свою автономию. Учёные изучали влияние социального времени, согласно которому структурирована учебная деятельность в школе (четверти, семестры, триместры), на успешность учения. У процесса обучения обнаружилась скрытая структура временного протекания, влияющая на успешность значительно сильнее, чем структура социальная. По данным учёных, наиболее успешными месяцами для математики – осенние и зимние, для русского языка – осенние и зимние, для чтения – осенние, зимние, весенние. Подтвердилось, что успешность учения зависит от времени года больше, носит устойчивый характер, не зависимый от социальных условий.Заключение Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания учителя. Такие дети осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя. Доказано, что интерес к учебному предмету положительно влияет на успеваемость учащихся. А это значит, что каждый учитель должен прежде всего заинтересовать ученика своим предметом, а уж потом развивать у него навыки и умения. Развив эти качества у школьника, будут появляться качественные знания. Не последнюю роль играет доброжелательность и внимание к ученику. Ведь если быть внимательным к своим ученикам, отмечаются изменения в их поведении, появляется старание к успешности. Нужно обязательно держать в поле зрения каждого ребёнка, ведь ребёнок не должен быть вялым, плаксивым, замкнутым, склонным к уединению или, наоборот, быть беспокойным, агрессивным, не дающим ни минуты покоя, ни себе, ни окружающим. Особенно важно вовремя заметить резкое изменение поведения. Эти изменения, особенно «вдруг» возникшие, требуют пристального внимания и учителя, и родителей. Однако не следует торопиться с выводами. Нужны наблюдения, беседы с родителями, пробовать различные варианты заданий, опроса, изменения темпа работы. Постараться больше узнать о каждом своём ученике и, даже если он по каким-то причинам вызывает тревогу, не делать поспешных выводов, не спешить изложить своё категоричное мнение родителям. У школьников, имеющих затруднения в успеваемости, может не быть снижения интеллектуального развития и, если вовремя установить характер и причины затруднений, то можно предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка в школе.Библиография Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика?» - М.: Просвещение,1991 Божович Л.Н., Благонадежина Л.В. «Изучение мотивации детей и подростков» - М.: Педагогика, 1972 Буянов М.И. «Ребёнок из неблагополучной семьи» - М.: Педагогика, 1988 Бадмаева С.А. «Психологическая коррекция отклоняющего поведения» - М.: Педагогика, 1993 Венгер А.Л. «Готов ли ребёнок к школе?» - М.: Просвещение,1994 Венгер А.Л., Цукерман А.Г. «Психологическое обследование младших школьников» - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 Выготский Л.В. «Собрание сочинений Т.3» - М.: Просвещение,1983 Директор школы (журнал) - №9/2005 Занков Л.В. «Обучение и развитие» - М.: Педагогика, 1992 Начальная школа (журналы) за 2003-2006 Немов Р.С. «Психология» кн.3 – М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. Грибоедова, 2002