ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЙОННОГО ТУРА РОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Алтайский край 2002 - 11 КЛАСС I. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА. 1. Создайте киносценарий по рассказу М.М. Зощенко «Закорючка», используя такие понятия, как эпизод, кадр, смена кинематографических планов (дальний, средний, ближний, деталь...), звуковое и цветовое решение и др. (20 баллов)2.Сопоставьте восприятие жанровой формы сонета поэтами 19 и 20 веков.1. Сонет Scorn not the sonnet? Critic/ Wodsworth (Не презирай сонета, критик. Водсворт) Суровый Дант не презирал сонета; В нём жар любви Петрарка изливал; Игру его любил творец Макбета; Им скорбну мысль Камоэнс облекал.И в наши дни пленяет он поэта: Водсворт его орудием избрал, Когда вдали от суетного света Природы он рисует идеал. Под сенью гор Тавриды отдаленной Певец Литвы в размер его стесненный Свои мечты мгновенно заключал.У нас его ещё не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы. А.С. Пушкин (1830) ^ 2. Сонет к форме Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживёт в алмазе.Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершённой фразе. И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты.Пускай мой друг, разрезав том поэта, Упьётся в нём и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты! В.Я, Брюсов(20 баллов) ^ П. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Обозначьте основные признаки лирики как рода литературы (опираясь на конкретные примеры). (до 5 баллов) 2. Выделите тропы и другие художественные средства. Дайте определение видам стилистических фигур из стихотворения М.И. Цветаевой. Обозначьте особенности поэтического синтаксиса. Поэт - издалека заводит речь. Поэта - далеко заводит речь.Планетами, приметами... Притч рытвинами... Между да и нет Он - даже размахнувшись с колокольни - Крюк выморочит...Ибо путь комет –Поэтов путь. Развеянные звенья Причинности - вот связь его! Кверх лбом – Отчаятесь! Поэтовы затменья Не предугаданы календарём. Он то, кто смешивает карты, Обманывает вес и счёт, Он тот, кто спрашивает с парты, Кто Канта наголову бьёт,Кто в каменном гробу Бастилий — Как дерево в своей красе. Тот, чьи следы - всегда простыли, Тот поезд, на который все Опаздывают... - ибо путь комет – Поэтов путь: жжя, а не согревая, Рвя, а не взращивая - взрыв и взлом - Твоя стезя, гривастая кривая, Не предугадана календарём (по 2 балла) ^ Ш. ЗАДАНИЯ НА ЭРУДИЦИЮ 1. Придумайте 5-6 заданий для проведения КВН по литературе в 10 классе (учитывается уровень сложности, игровое и творческое начало). (от 0,5 до 1балла)2. Найдите по приметам авторов и героев, использованных для фоторобота. Учёный малый, но педант, в люстриновом (с искрой) пиджаке, с глазами, которые не улыбались даже тогда, когда он смеялся, с большими красными руками без перчаток, с перстнем, на котором изображена адамова голова; в целом — серый и узкий, как каминные часы; в домашней обстановке часто бывает одет в восточный халат, а выходя на улицу, надевает циммермановскую шляпу, порыжевшую от лет и чисток. (по 0,5 балла)Опубликовано: http://www.saharina.ru/metod/extra/olympics_lit/