Оглавление Введение 6Раздел I. Исследования в управлении 8Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека 8 1.1 Понятие исследования 8 1.2 Исследование в практике управления. Виды исследований 9 1.3 Методология и организация исследования систем управления 12 1.4 Исследование как составная часть менеджмента организации 15Тема 2. Система управления как объект и предмет исследования. Система управления как частный случай общей теории систем 22 2.1 Понятие системы и классификация систем 22 2.2 Системный анализ – конструктивное направление исследования процессов управления 28 2.3 Система управления в качестве предмета исследования. Цель и концепция исследований в управлении 33 2.4 Сущность основных методологических подходов к исследованию систем управления 43 2.5 Этапы проведения исследования системы управления. Определение проблемы в исследовании процессов и систем управления 49Раздел II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 55Тема 3. Научные и практические исследования 55 3.1 Эмпирическое и теоретическое исследование 56 3.2 Понятие гипотезы 58Раздел III. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 61Тема 4. Функциональный подход к исследованию систем управления и его роль в развитии систем управления 62Тема 5. Логический аппарат исследования систем управления 69Тема 6. Приемы анализа и обоснования 80Раздел IV. Конкретные методы исследования систем управления 85Тема 7. Состав и выбор методов исследования систем управления 86 7.1 Классификация конкретно-специфических методов исследования систем управления 86 7.2 Методы формализованного представления систем управления 89 7.3 Имитационное динамическое моделирование 97Тема 8. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования 103 8.1 Эксперимент – метод эмпирического исследования систем управления 103 8.2 Критерий оптимальности производственно-экономических задач 107Тема 9. Тестирование в исследовании систем управления: этапы, задачи, ресурсы 110Тема 10. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления 113Тема 11. Социологические исследования систем управления 121 11.1 Виды социологических исследований, используемых в изучении систем управления 122 11.2 Процедуры и организация социологических исследований 123 11.3 Эффективность и оценка результатов социологических исследований 128Тема 12. Экспертные оценки в исследовании систем управления 131 12.1 Проблемы, для решения которых привлекаются методы экспертных оценок 131 12.2 Разновидности экспертных методов 132 12.3 Процедура проведения экспертизы 139 12.4 Обработка результатов экспертного обследования. Экспертные оценки, ранговая корреляция и конкордация 140 12.5 Основные проблемы совершенствования и развития экспертных технологий 145Тема 13. Рефлексионнное исследование систем управления 149 13.1 Рефлексивное управление: сущность и специфика 150 13.2 Рефлексивные модели 152Раздел V. Планирование и организация исследования систем управления 156Тема 14. Планирование процесса исследования систем управления 157Тема 15. Организация исследования систем управления 162 15.1 Принципы, виды, этапы организации исследования 162 15.2 Нормативное регулирование исследований и контроль 165Тема 16. Научная и практическая эффективность исследования 169Тема 17. Диагностика систем управления 174КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ» 177ПРИЛОЖЕНИЯ 190^ Словарь терминов 207Литература 213 Основная литература 213 Дополнительная литература 213 Введение «Исследование систем управления» (ИСУ) – это дисциплина, раскрывающая общую методологию и организацию проведения исследовательской работы. Задачами дисциплины являются: формирование научного представления об исследовательской деятельности; рассмотрение конкретных методов проведения исследований; ознакомление с вопросами планирования и организации исследований систем управления. Логика построения этой дисциплины предполагает первоначальное рассмотрение ключевых категорий, связанных с пониманием роли и значения, а также методологии исследовательской деятельности в управлении. Далее рассматриваются конкретные методы, наиболее популярные (и эффективные), исследования системы управления. Дисциплина включает вопросы планирования, организации и оценки исследования, использования его результатов, разработки практических и конкретных рекомендаций. В приложении 7 приведен пример практического применения методики анализа управления конкретного подразделения предприятия. В результате изучения дисциплины «Исследование систем управления» студенты должны: знать содержание общенаучных и конкретных методов исследования систем управления, функционально-логические основы исследования систем управления, логику и порядок планирования и организации исследования систем управления, принципы оценки результатов исследования; уметь применять методологию исследования к решению практических проблем управления организациями; иметь представление о подходах к исследованиям, о трудностях и проблемах проведения практических исследований и возможностях преодоления этих трудностей.^ Раздел I. Исследования в управлении Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно. Конфуций Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека 1.1 Понятие исследования Исследования вообще – вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить его, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности человека, в частности в практике управления.^ Научное исследование или процесс выработки новых знаний – один из видов познавательной деятельности и характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Научное исследование имеет два уровня – эмпирический (устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности) и теоретический (выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты). Наиболее распространенными являются исследования: фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. Основные компоненты исследования: постановка целей и задач; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения; формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. К формам научного исследования относятся:Проблема – сложный теоретический вопрос или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.^ Идея – форма отражения в мысли явлений объективной реальности.Теория – система знаний, описывающая и объясняющая совокупность явлений и сводящая открытые в этой области законы к единому объединяющему началу.Гипотеза – основание, предположение.^ Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.Закон – необходимое, устойчивое, существенное, повторяющееся отношения между явлениями в природе и обществе. Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведёт к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента её практической эффективности. ^ Основная цель исследования – изучить, описать, объяснить то или иное явление, предложить новый метод решения актуальной задачи и тому подобное, то есть то, ради чего и начиналось данное научное исследование. Общая схема исследовательского процесса представлена на рис. 1.1, Приложения.^ 1.2 Исследование в практике управления. Виды исследований Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями [1–3]. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.^ По целям исследований можно выделить практические и научно-практические. Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.^ По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы: распознание проблем и проблемных ситуаций; определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития; установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе практического управления); нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме; разработка вариантов решения проблем; выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности. В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя при этом степень профессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности. Проведение исследований и анализ любой конкретной схемы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке товаров (услуг), для повышения эффективности функционирования подразделений и организации в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются поставленные цели, можно только с помощью исследования работы этих подразделений и конкретных исполнителей и руководителей. Исследования необходимо проводить не только когда организациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что мешает либо в большей степени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.^ Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования организаций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей.^ Исследование систем управления включает: уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений; выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде; выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей; сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления; получение необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.Общая схема исследования системы управления в организации: 1. Изучение исследуемого вопроса (диагноз). 2. Разложение исследуемого вопроса (организационный анализ). 3. Анализ составных элементов организации с позиций различных областей знаний (теория управления, экономика, право, социология, этика, документалистика, психология). 4. Выявление важнейших факторов, обуславливающих данную ситуацию. 5. Обобщение и анализ полученных результатов, разработка конкретных рекомендаций для решения исследуемой проблемы. В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др. ^ 1.3 Методология и организация исследования систем управления Методология исследования – логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности в исследовательской деятельности. Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает: определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ. Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик, к которым относятся: потребность в исследованиях; объект и предмет исследования; ресурсы для проведения исследований; эффективность исследований; результаты исследований. Раскроем эти характеристики. 1. ^ Потребность в исследовании предопределяет масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей. 2. ^ Объектом исследований является система управления конкретной организации. Для ее изучения необходимо знать утвержденные схемы управления, должностные инструкции, положение о подразделениях. Предметом исследования являются как взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления, так и конкретная проблема (или комплекс проблем), решение которой требует проведения исследований. Среди этих проблем могут быть следующие: развитие структуры управления; мотивация персонала; мотивация техники и информационных систем управления; разработка управленческих решений; подготовка персонала и др. Выбор основной проблемы организации, сдерживающей ее развитие, ее всестороннее исследование и анализ – это интуиция и мастерство, профессионализм менеджера и руководителя организации. 3. Ресурсы – это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования. 4. ^ Эффективность исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных результатов. 5. Результаты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпоративная культура. С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раздела: теоретический, методический, организационный. В теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования.^ Методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.^ Организационный раздел представляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления. При проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить: специалисты в области системного анализа – руководители группы и будущие руководители проектов; инженеры по организации производства; экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота; специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники; психологи и социологи. В общем виде организацию проведения исследования можно представить следующим образом: подготовка исследования, которая заключается в разработке программы, определении единиц наблюдения, определении методов сбора информации, проведении пробного (пилотажного) исследования; сбор необходимой информации; подготовка информации к обработке; обработка информации и ее анализ; подготовка результатов исследования. Сбор данных является основным этапом исследования. Для этих целей используется ряд методов, среди которых наиболее эффективными являются: беседы со специалистами аппарата управления; изучение технико-экономических и статистических сведений о развитии производства рассматриваемого предприятия; изучение опыта развития родственных предприятий. Результаты анализа представляют на рассмотрение руководства предприятия или специальной экспертной комиссии. Обсуждение результатов целесообразно организовать с участием представителей всех подразделений системы управления. Итоги обсуждения фиксируют в специальном документе и используют при разработке текущих и перспективных планов развития предприятия или рассматриваемой организации. С точки зрения организации проведения исследования можно выделить следующие формы: индивидуальные и коллективные исследования; исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами; централизованная и децентрализованная организация; специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения. привлечение специализированных консалтинговых организаций. ^ 1.4 Исследование как составная часть менеджмента организации Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные и слабые стороны организации, процесс производства и сбыта, финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная культура [2, 3]. Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия должно оценить: обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы. Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон: маркетинг; финансы (бухгалтерский учет); производство; персонал; организационную культуру; имидж организации. Методика анализа производственной зоны организации существенно отличается от широко известной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это отличие объясняется направленностью анализа на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. В ходе анализа акцент делается, например, на следующие вопросы: может ли предприятие производить товары с меньшими издержками по сравнению с конкурентами; имеет ли доступ организация к новым материальным ресурсам; каков технический уровень предприятия; обладает ли предприятие оптимальной системой контроля качества продукции; насколько хорошо организован и спланирован процесс производства. Финансовое отношение организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния поможет выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации. При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования: доля рынка и конкурентоспособность предприятия; разнообразие и качество ассортимента товаров; рыночная демография; рыночные исследования и разработки; предпродажное и последовательное обслуживание клиентов: сбыт, реклама, продвижение товара. Решение многих проблем современного предприятия зависит от обеспеченности как производства, так и управления квалифицированными кадрами. При исследовании кадрового потенциала анализируется кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем; компетентность и подготовка высшего руководства предприятия; система мотивации работников; соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам. Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить неформальную структуру организации; систему общения и поведения работников; последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей; положение предприятия по сравнению с другими организациями: способность привлекать высококвалифицированных специалистов. Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации.^ Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. При анализе экономических факторов рассматриваются темпы инфляции (дефляции), налоговые ставки, международный платежный баланс, уровень занятости населения, платежеспособность предприятий. Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая: соглашения по тарифам и торговле между странами; протекционистскую таможенную политику, направленную против других стран; нормативные акты федерального правительства и местных органов власти, уровни развития правового регулирования экономики, отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитную политику властей и т.д.^ Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются демографические условия деятельности предприятия, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных товаров и услуг, уровень конкуренции, доля рынка, занимаемая организацией, и его емкость. При анализе социальных факторов учитывают обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение общественных ценностей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок. Контроль за технологической внешней средой позволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства, конструкционных материалах, в применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи. Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов; оценка их текущей стратегии; оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли; изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам. Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается политика правительств других стран, направление развития совместного предпринимательства и международных отношений, уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров. Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегчает руководству организации получение ответов на интересующие его вопросы: какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации; какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации; какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей. Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации – это совокупность методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации. Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента. К таким характеристикам с позиции общего менеджмента относятся: цели системы управления; функции управления; управленческие решения; структура управления. В основу исследования как составной части менеджмента организации положены следующие принципы: • системный подход, означающий исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации как системы, т.е. характеристики «входа», «процесса» и «выхода». Сюда также включаются методы управления, технология управления, организационная структура, кадры управления, технические средства управления, информация. Рассматриваются связи объекта между элементами, а также внешние связи объекта, позволяющие рассматривать его как подсистему для более высокого уровня. • функциональный подход, который означает исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества при минимальных затратах на управление или производство; • общегосударственный подход к оценке результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; • творческий коллективный подход для поиска наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления. Проведение исследования осуществляется в следующих случаях: • при совершенствовании системы управления действующей организации; • при разработке системы управления вновь создающейся организации; • при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения; • при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.^ Исследования как составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи: 1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление). 2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений. 3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах. 4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества. В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.^ Краткие выводы1. Для успешной работы организаций в современных условиях необходимо периодически проводить исследования с целью совершенствования действующих систем управления. 2. Объект ИСУ – системы управления организационно-экономическими системами разной сложности, на разных уровнях и с разными способами функционирования. Предмет ИСУ – объективные закономерности, присущие системам управления с целью совершенствования их функционирования и развития. 3. Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик процесса управления. Контрольные вопросы1. Что понимается под исследованием систем управления? Какие виды исследований вы знаете? 2. Охарактеризуйте последовательность этапов проведения исследований. 3. Почему исследование систем управления – составная часть менеджмента организации? 4. Перечислите требования, предъявляемые к системе управления как объекту исследования. 5. Назовите характеристики процесса управления, подлежащие исследованию. 6. В чем сущность методологии исследования систем управления? 7. В чем сущность общей концепции исследования систем управления? 4. Назовите и поясните основные этапы общей концепции. 5. Какое значение для проведения исследований имеют такие характеристики процесса управления, как цели организации, функции управления, управленческие решения, организационная структура?^ Система есть средство дости-жения цели. Первое определение системыСистемы анализируются с использованием того аппарата, той степени абстракции, которые допустимы на данном уровне системной сложности… Берталанфи^ Тема 2. Система управления как объект и предмет исследования. Система управления как частный случай общей теории систем 2.1 Понятие системы и классификация систем Понятие системы является центральным не только в системном анализе, но и в ряде сопряженных наук. Многие авторы пытались давать свое определение системы, исходя из терминологии своей научной дисциплины. Так, Уемов1 А.И. дал в своей книге 35 определений системы, предложенных в различное время различными исследователями. Существует образное выражение, концентрирующее первое определение: система есть тень цели на объекте. Положительным моментом первого определения системы является его конструктивность, нацеленность на его свойства, но научная ценность его невелика. Соответствие цели и подсистем не однозначно, иерархия не определяется и т.д.^ Модель черного ящика. Для более определенной и точной характеристики системы необходимо иметь ее модель, преобразуя имеющиеся сведения так, чтобы вычленить существенные ее стороны, такие, как взаимосвязи, соподчиненность и т.д. Большую роль сыграло представление системы как черного ящика с определенными функциями на входе и выходе. Эта максимально простая модель подчеркивает два системных свойства: целостность и обособленность от среды. Одновременно ящик не абсолютно обособлен от среды, он имеет входы и выходы. Выходы системы ящика соответствуют цели системы. Система связана со средой и воздействует на среду посредством входов и выходов, которые четко разграничены и функционально прописаны, определены их возможные параметры и характеристики. Особенно выделены связи системы со средой, задающие управление системой, которые определяют возможности изменения ее рабочих параметров для достижения цели. Существенно, что в данном случае определяется степень автономности системы. Возможны системы с высокой степенью автономности. Но для нас важно подчеркнуть наличие параметра степени автономности и возможность управления им. Модель черного ящика оказалась очень полезной для разработки ряда систем, прежде всего технических. Она не так проста, как может показаться. Для развития системного подхода было очень важным подчеркнуть безразличие к содержимому ящика, а выделять только функциональные связи со средой и преобразования входных сигналов в ящике. Определение системы в виде черного ящика допускает множественность вложения, но требует учета всех взаимосвязей. Недостатком модели черного ящика являлась техническая направленность системного понимания моделируемого объекта, недостаточное внимание к структуре системы, недооценка синергетических явлений. На следующем этапе основное внимание стали уделять взаимоотношениям между элементами системы, выделяя те из них, которые в свою очередь так же являются системами. От внутренних взаимосвязей в системе зависит очень многое. Примерами сложной системы является почти любой экономический объект. Завод состоит из отдельных цехов, которые в свою очередь также разбиты на участки. Большую роль играют службы снабжения, маркетинговые структуры, транспортные и энергетические участки и т.д. В такой постановке более важное значение приобретают отношения между элементами системы и от них часто зависит эффективность ее работы и жизнеспособность. В современной трактовке структурность системы выходит на первое место в системном анализе. Тогда природа элементов не играет принципиальной роли и рассматривается только функциональное наполнение межэлементных связей. Третье определение системы можно сформулировать так: система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как единое целое. Иногда применяется также термин «белый ящик» или конструкция системы для подчеркивания выделения всех связей и элементов системы внутри и с окружающей средой. Часто такую структурную схему выполняют в виде графа. При этом, элементы являются вершинами графа, а ребра обозначают связи. Если выделены направления связей, то граф является ориентированным. В противном случае граф неориентированный. Для графов построена интересная теория с содержательными результатами, многие из них нашли свое применение и в системном анализе [13]. Суммируя сказанное выше, перечислим свойства систем.Целостность появление нового качества в объединении именно этого набора элементов. Важно доказать целостность потерей системных качеств при исключении любого из выделенных элементов системы.