Реферат по предмету "Разное"


I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

Святитель Иоанн ЗлатоустПолное собрание творенийТом 2 (Часть 1)I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Чудесная красота и разнообразие св. Писания. - Даже наималейшие изречения в нем драгоценны. - Объяснение текста: "Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. 5:23). - Добродетели Тимофея. - Чем более святые достигают заслуг, тем более страдают. - Позволение употреблять немного вина. - В бедствиях святых более обнаруживается могущество Бога. - Почему Бог допускает святых страдать и подвергаться различным бедствиям? Почему Бог отдал тело Иова во власть дьявола? - Наши отношения ограничены пределами настоящей жизни. - Увещание к богохульникам об исправлении. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Скорбь проповедника о совершившемся в Антиохии безумном мятеже, во время которого низвергнуты были царские статуи. - Бедственное состояние жителей города. - Христианин должен все сносить с надеждой на будущее. - Против богохульников. - В чем состоит истинное богатство. - Похвала и награда гостеприимству. - Плоды милостыни. - Непрочность богатства. - Бедность для тех, кто благоразумно сносит ее, есть великое богатство. - Об истине св. евхаристии. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Об отправлении епископа Флавиана ходатайствовать пред императором о помиловании несчастного города. - В чем состоит истинный пост. - Бог хочет, чтобы люди сами к Нему прибегали. - Бесполезность поста, если мы не воздерживаемся от пороков. - Описание настоящего бедствия. - Частые землетрясения в Антиохии. - Нравственное увещание. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Увещание к народу о терпении. - Пример праведного Иова и трех отроков. - О воздержании от клятв. - Плоды скорбей. - Бедствие, как причина перемены к лучшему. - Поклонение персов огню как Богу. - Нравственное увещание. БЕСЕДА ПЯТАЯ. Терпение Иова - основа его славы. - Бедствия настоящей жизни - ничто. - Единственное истинное бедствие есть грех. - Нужно бояться не смерти, а оскорбления своими грехами Спасителя. - Чистая совесть не страшится смерти. - Покаяние утишает гнев Божий. - Покаяние ниневитян. - Нужно воздерживаться от клятвы. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Власти отвращают от преступления внушаемым ими страхом. - Церковь утешает тех, кто были устрашены властями. - Различные побуждения к утешению жителей Антиохии: прежние и теперешние невзгоды достаточны для божественного милосердия. Бог уже показал знаки своего покровительства: препятствия, замедлившие прибытие царских уполномоченных. - Милость императора по случаю праздника Пасхи. - Не должно бояться смерти; должно бояться греха. - Лазарь и бессердечный богач. Три отрока в пещи огненной. - Увещание не клясться. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Нужно скорбеть только о грехе. - На слова: В начале сотворил Бог небо и землю. - Адам, где ты? - В них заключается много утешения. - Нужно отстать от привычки клясться. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Св. Писание есть неиссякаемый источник утешения. - Преимущества, какие оно доставляет людям. - На слова: Бог ходил вечером по раю. - Страх Адама; страх грешника вообще. - Увещание к добродетели. - Должно воздерживаться от клятвы. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. Любовь проповедника к жителям Антиохии. - Поздравление им с их преуспеянием в добре. - Сожаление, что многие пренебрегают священными словами. - Почему св. Писание явилось так поздно? - Красота творения. - Звезды. - Ночь и день. - Порядок времен, земля и стихии, солнце - все это поведует всемогущество и премудрость Творца. - Должно воздерживаться от клятвы. БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Великая польза от слушания слова Божия. - Чудеса творения. - Представляемое ими изумительное разнообразие. - Неизвинительность язычников в том, что они боготворили вселенную. - Должно воздерживаться от клятвы. БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. Милость и прощение жителей Антиохии. - Чудеса творения. - Тело человеческое. - Глаза. - Уши. - Мозг. - Сердце. - Превосходство человека над животными. - Польза, какую человек получает от разных видов животных. - Должно воздерживаться от клятвы и готовиться достойно отпраздновать праздник Пасхи. БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. Благодатное действие прощения оскорблений, нанесенных императору. - О том, что Бог проявляется в творении. - Творя человека, Бог вложил в его сердце начала естественного закона. - Тщательно должно избегать клятвы. БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. Поздравление народу по поводу того, что он избавился от своей тревоги и что после бури наступила тишина. - Возвращение к прежнему предмету. - Естественный закон, совесть и другие средства, которыми пользуется божественная благость для приведения нас к добродетели. - Дурная привычка антиохийцев - клясться при общественных и частных делах. - Радость об исправлении некоторых от этой привычки, но желательно было бы полное избавление от нее. - Увещание к исправлению. БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Новый тревожный слух после успокоения. - Неосновательность его и благодарение Богу за отвращение угрожавшей бури. - Продолжение прежнего предмета о клятвах. - Гибельность клятвы, доказываемая примером Ирода, который для исполнения своей безумной клятвы погубил Иоанна Крестителя. - Даже клятва частного лица причиняет много неудобств, а клятва государя может сделаться истинным бедствием для целого народа. - Пример неразумных клятв Саула и Иеффая. - Зло, причиненное царем Седекией иудейскому народу чрез нарушение клятвы в верности Навуходоносору. Как все воздерживались от бань во исполнение запрещения, наложенного Феодосием, так все должны исполнять и повеление Спасителя о непозволительности клятвы. - В Антиохии впервые последователи Христа стали называться христианами; поэтому ей следует быть и первым городом, изгоняющим всякое богохульство. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. Полезность страха. - Он больше приносит пользы, чем веселость. - Толкование на текст из книги Иисуса Сираха 9:18. - Средства обеспечения нас от опасностей мира сего. - Клясться хуже чем убивать. - Увещание о том, чтобы верные избегали клятв. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Страх жителей Антиохии при слухе о прибытии в их город воинов и успокоение их правителем. - Обличение этой слабости, недостойной христиан. - Продолжение беседы о клятве. - Узы ап. Павла и их поучительность. - Христианин, подобно ап. Павлу, должен любить страдания, ведущие его к славе вечной жизни. По поводу третьей недели великого поста проповедник увещевает слушателей не столько высчитывать количество протекшего времени, сколько сумму своего преуспеяния в добродетели и особенно в борьбе с дурной привычкой клясться. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ. Благодарение Богу за отвращение угрожавшего Антиохии бедствия и похвала ревности иноков и отшельников, ходатайствовавших о помиловании города. - Равнодушие языческих философов к бедствию города и превосходство христианской любви. Утешение народу по случаю лишения Антиохии некоторых прав и преимуществ. - Истинная слава города должна быть не во внешних преимуществах, а во внутренних добродетелях его жителей. - Антиохия славна тем, что в ней впервые верные получили имя христиан, она щедро помогала Иерусалиму во время голода и отвергла заблуждения, которые хотели распространить иудеи. - Такие преимущества неотъемлимы у нее. - Увещание к поддержанию благочестия и религиозности. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. Порицание тех, которые чрезмерно радовались тому, что прошла половина великого поста. - Нужно радоваться степени достигнутой за это время духовного преуспеяния. - Объяснение слов ап. Павла: "Радуйтесь всегда". Доказательства того, что ни богатства, ни почести, ни здоровье, ни все земные блага не могут дать чистой и истинной радости. - Такая радость принадлежит только христианину, пребывающему верным закону Господню. - Скорбь апостола и превосходство этой скорби над всеми удовольствиями мира сего, потому что она находит себе неиссякаемое утешение в надежде на жизнь вечную. - Обличение жителям Антиохии за то, что они стали уже предаваться играм и удовольствиям, хотя начальники их еще находились в темнице. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Похвала мученикам по случаю перенесения их мощей. - Похвала их вере и простоте. - Превосходство их неведения над всеми познаниями древних философов. Объяснение богохульства и привычки клясться. - Печальные последствия этой дурной привычки. - Бедствия, навлеченные на народ клятвой царя Седекии. - Необходимость усилий в деле исправления. - Выражение надежды, что Антиохия совершенно избавится от греховной привычки клятвы и клятвопреступничества. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ. Недостаточность сорокодневного пощения для надлежащего приготовления к пасхальному причащению. - Прежде и более всего необходима добродетель. - Увещание забывать обиды. - Мщение за обиды мучит людей раньше огня адского. - Не должно клясться. - О тех, которые еще не исправились от этой дурной привычки. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. О возвращении епископа Флавиана и о прощении, данном императором городу Антиохии. - Ходатайственная речь епископа Флавиана пред императором и ответ Феодосия. Наставление антиохийцам о том, как жить и вести себя в будущем. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) II. Слова огласительные. СЛОВО ПЕРВОЕ. К готовящимся к крещению. - Похвала усердию и благоговению сподобившихся крещения. - Различные наименования крещения - баня, возрождение, просвещение и другие. - Отличие крещения от омовений ветхого завета. - Крещение в отличие от них омывает душу, а не тело. - Крещение очищает нас от грехов. - О покаянии после крещения. - Увещание к удалению от грехов, особенно грехов языка, клятвы и клятвопреступления. СЛОВО ВТОРОЕ. Преимущества, даваемые св. крещением. Крещенный называется верным, потому что он верует в Бога и Бог дает ему чистоту и святость души, усыновление и царство небесное. - Обязанности, налагаемые крещением. - Смысл слов: "отрекаюсь от сатаны". Нужно отрекаться не только от сатаны, но и от всех его обольщений, как театр, цирк, суеверное наблюдение дней, чары и тому подобные мерзости, которых должен избегать человек, воспринявший учение Иисуса Христа. III. Беседы о бессилии дьявола. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Похвала усердию слушателей даже к продолжительным беседам. - О божественном промышлении. - Не Бог лишает нас своих даров, а мы сами теряем их. - Мы получили лучший из даров - вечное блаженство. - Бог всегда печется о нашем благе. - Пример этого - смешение языков, которое также послужило ко благу людей. - О нравственном и физическом зле, различие между ними: последнее служит лекарством для первого. - Что сделали бы дьяволы, если бы мир был предоставлен им. - Почему из двух злых людей один наказывается, а другой нет? Увещание о том, что не должно обвинять Промысл Божий. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Приветствие епископу Флавиану, присутствовавшему при беседе. - Возвращение к прежнему предмету. - Почему не был уничтожен дьявол? - Уничтожение дьявола уменьшило бы заслугу христиан. - Злоба происходит не от природы, а от злого употребления, какое человек делает из своей свободы. - Между тем как все служит в пользу человеку благонамеренному, все вредит тому, кто не хочет добра. - Последний злоупотребляет всем - творением, своим телом, крестом, апостольской проповедью. - Сам Иисус Христос, будучи светом миру, ослепляет немощные души. - Нужно постоянно бодрствовать над собою - в молодости ли, в старости ли. - Различные способы покаяния. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Два класса людей: одни слушали беседу о лукавстве дьявола, а другие в это же время находились в театре, чтобы услаждаться соблазнами дьявола. - От чего происходит это различие? - От воли тех и других, потому что только воля делает нас или добродетельными или порочными. - Если будем иметь добрую волю, то даже дьявол вместо того, чтобы вредить, будет служить нам. - Вот почему Бог не уничтожил дьявола и почему Он допускает совместно жить и добрым и злым. - Следовательно только воля наша делает нас виновными, и эта истина доказывается притчей о десяти девах, покаянием ниневитян, падением Адама и торжеством Иова. Заключительное увещание. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) IV. Беседы о покаянии. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Любовь проповедника к своим слушателям. - Отчаяние и небрежение одинаково опасны. - От этих двух недостатков погибли сатана и Иуда. Смиренное упование спасло ап. Павла, мытаря, ниневитян. - В коринфском блуднике ап. Павел более опасается отчаяния, чем самого греха. - Дальнейшее развитие этой мысли и подтверждение ее историй блудного сына. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ВТОРАЯ. Не должно отчаяваться грешнику. - Если Каин не получил прощения, то это за отчаяние. - Если Давид получил прощение, то это за свое упование и за исполнение того, что сказал ему пророк. - Исповедать свой грех - первый путь покаяния. - Пример Ахава в деле Навуфеева виноградника. - Иона и ниневитяне. - Третий путь покаяния - смирение. - Пример фарисея и мытаря. - Смирение ап. Павла. - Увещание к слушателям. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Обзор предыдущей беседы о трех путях покаяния. - Путь четвертый - милостыня. - Объяснение притчи о десяти девах. - Без масла человеколюбия девство не может открыть неба. - Сила милостыни. - Она будет защитой делателей ее в день судный. - Продолжение притчи о десяти девах. - Трудность девства, неизвестного древним. - Обобщение и заключение. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Утешительность покаяния. - Пример других как ободрение нам в деле покаяния. - Легкость делания добродетели в бедствии и трудность его в благоденствии. - Святые не унывают в несчастии, не надмеваются в счастии. - Христиане должны искать себе убежища не у людей, а в недрах Божиих. - Если Бог попускает нам часто страдать, то это для того, чтобы побудить нас прибегать к Нему. БЕСЕДА ПЯТАЯ. Пост собирает нас в доме Божием и приводит нас в объятия нашей матери Церкви. - Он отгоняет демонов, поддерживает добродетель отшельников, приводит Моисея и Илию в присутствие Божие. - Пренебрежением к посту навлекается смертный приговор, чрез соблюдение его отменяется этот приговор. - Пример ниневитян. - Трехдневный пост спас их. - Покаяние очищает грехи в продолжительное время. - Пример ап. Петра. - Постом Даниил избавился от львов и три отрока от пещи огненной. - Пост полезен даже для здоровья. - Заключение. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Вступительные замечания по поводу многочисленности собрания. - Пост не приносит пользы тем, которые, воздерживаясь от пищи, не воздерживаются в то же время от греха. - Бесполезно поститься и в то же время посещать зрелища. - Слово против зрелищ. - Пребывание в театре - влечет за собою прелюбодеяние. - Объяснение изречения: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. - Кажущаяся трудность этого изречения. - Бог не требует ничего невозможного. - И ветхий и новый закон происходят от одного и того же Законодателя. - Доказательство этого у пр. Иеремии. - В нагорной проповеди сопоставляются законы ветхого и нового завета, чтобы показать, что они не противоречат между собою, а дополняют друг друга. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Покаяние, как целебное средство для греха. - Чудесное долготерпение Божие к грешникам, доказываемое тем, что от худого корени могут иногда происходить добрые плоды. - Пример Иова, происшедшего от Исава. - Причина долготерпения к грешникам заключается в надежде на их исправление. - Ко благу всех Бог бывает часто снисходителен к грешнику и строг к праведнику. - Покаяние достигается не продолжительностью времени, а расположением сердца. - Человек медлителен к созиданию, скор к разрушению, - что противно Богу. - Бог семь дней назначил для разрушения Иерихона. - О Рааве, как покаявшейся грешнице и сделавшейся прообразом Церкви. - Грехом порождается скорбь, а скорбью разрушается грех. - Кто дает бедному, тот одолжает этим Бога. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Подобно Ноеву ковчегу, церковь принимает в свои недра коршунов, волков и змей; но в то время, как ковчег выпустил их такими же, как и принял, церковь преобразует их покаянием в голубей, овец, агнцев. - Покаяние принесет пользу и тому, кто всю свою жизнь проводил в грехе. - Милосердие Божие безгранично. - Греховность человека исчезает в милосердии Божием, как искра в море. - Не должно стыдиться прибегать к церкви с покаянием. - Стыдиться нужно только греха. - Дьявол внушает нам дерзость к греху и стыд к покаянию. - Доказательство этой истины в св. Писании. - Объяснение первой главы из книги пророка Исаии. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. О необходимости добрых дел. - Опровержение возражений о трудности этих дел среди суеты мира сего. - Увещание к посещению церкви и к благоговейному пребыванию в ней во время совершения страшных Таин Христовых. - Напоминание о кончине мира. - Необходимость совершения добрых дел и покаяния на земле, потому что по окончании настоящей жизни закончится возможность для них. Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых. V. Беседа в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа. О времени установления праздника Рождества Христова. - Тайна Рождества Христова. - Укрепление верующих против издевательств язычников. - Обличение злоупотребления при св. причащении. - К св. тайнам должно приступать с благоговением и благоприличием. - Величие и святость этого таинства. VI. Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении. Увещание народу о посещении церкви. - О двояком явлении Иисуса Христа: о Его явлении волхвам и о будущем последнем пришествии, когда Он явится во славе своей. - Чудесное сохранение крещенской воды от порчи. - Различие между крещением иудейским и христианским, между крещением Иоанна Предтечи и Господа Христа. - Объяснение того, как Христос исполнил всякую правду. - Увещание к народу о том, что к св. причащению должно приступать с благоговением и страхом. VII. О предательстве Иуды. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Вопрос о злополучии Иуды и тех, кто гонят праведников. - Несчастны не те, кого гонят, а те, кто гонят, потому что гонения первым открывают двери рая, а последним врата ада. - Посему гонимые должны молиться о гонящих. - Изложение истории предательства Иуды. - Необходимость и всем нам беречься того, чтобы не впасть в грех этого апостола. - Дело Иуды и женщины-грешницы, как доказательство свободы воли. - Тайная вечеря и пасха иудейская. - Установление таинства евхаристии. - Прощение обид, как одно из лучших средств приготовления к св. причащению. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Изложение мысли, что должно оплакивать не тех, кто страдают, а тех, которые причиняют страдания другим. - Почему нужно молиться о врагах своих, а не проклинать их. - Изложение обстоятельств предательства Иуды. - Подробности Тайной Вечери и установления св. Евхаристии. - Сравнение пасхи христианской с пасхой иудейской. - Невозможность совершения последней после рассеяния народа. - Увещание к народу приступать к св. причащению с благопристойностью и благоговением. VII. О кладбище и кресте. О названии кладбища и о кресте Господа и Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа. - Причина произнесения беседы вне города. - О том, как Христос победил смерть. - Чем победил дьявол, тем и сам побежден был. - Победа эта без нашего труда. - Почему разодралась завеса в храме? - О том, как должно приступать к св. причащению. - Призывание Св. Духа. IX. О кресте и разбойнике. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Прославление св. креста. - Он есть жертвенник, на котором Господь Иисус Христос совершил свою жертву, и открывает нам небо. - Все наше счастье происходит от креста. - Он есть ключ, открывающий нам двери рая. - Первый вошел в эти двери добрый разбойник. - Пример этого разбойника, как поощрение дерзновению веры. - Крест, который явится в последний день несомый ангелами и архангелами. Необходимость молиться за врагов в подражание Христу-Спасителю и в послушание поучений св. ап. Павла, тем более, что и в ветхом завете, где менее изобиловала благодать, Моисей, Давид и Самуил молились за врагов. - Мы должны следовать по их стопам. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) БЕСЕДА ВТОРАЯ. Прославление св. креста. - Вытекающие от него блага. - Почему Иисус Христос, жертва нового завета, был заклан вне стен Иерусалима? - Добрый разбойник. - Изъяснение сказанных им слов на кресте. - Великая награда за славное исповедание веры. - Иисус Христос в последний день явится со Своим крестом. - Увещание верующим прощать своих врагов. - Указание на пример Господа Христа и святых праведников как в ветхом, так и в новом завете. (Исправления - Людмила Жмурина, С.-Петербург) X. О воскресении мертвых. Истина воскресения мертвых. - Доказательства ее. - Учением о Промысле Божием. - О способе направлять свою жизнь согласно с волей Божией. - Христиане должны сносить страдания, имея в виду вечное блаженство. - Награды, предстоящие добродетельным людям в будущей жизни. - Объяснение нескольких относящихся сюда текстов. - О тленности земных благ. - Обличение заблуждения манихеев и доказательство того, что тело и природа человеческие не суть зло сами по себе. - Пояснение истины воскресения. XI. Против упивающихся и о вескресении. Истинный пост состоит в воздержании от греха. - Все могут содержать такой пост и этому не может не препятствовать слабость здоровья. - Изображение упившегося человека, который хуже бесноватого. - Объяснение текста: "Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом" (Ефес. 5:18). Есть следовательно упоение духовное. - День воскресения Христова - общая радость на небе и на земле. - Возможность для всех участвовать в этой радости. - Род человеческий умер в Адаме и воскрес в Иисусе Христе. - Развитие этой истины. - Увещание к новокрещенным избегать даже и того, что может казаться безразличным, как смех, нескромные взгляды, - что может повесть и к дальнейшим порокам. XII. О вознесении. Объяснение цели и значения праздника. - Это есть примирение человека с Богом, примирение, посредником которого явился Иисус Христос. - В вознесении природа человеческая поставлена превыше небес. - Чтобы понять это необычайное возвышение нашего естества, необходимо видеть, как она была унижена. - Ангелы страдали вследствие нашего падения и потому возликовали при виде того, как наш Избавитель родился и затем вознесся на небо. - Явление ангелов-утешителей осиротелым апостолам. - Верные, как богатые, так и бедные должны обращать свои взоры к небу в ожидании возвращения Спасителя и своею доброю жизнью удостоиться того, чтобы быть превознесенными с Иисусом Христом, когда Он придет судить живых и мертвых. XIII. О Пятидесятнице. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Необходимость непрерывного празднества в церкви Христовой. - В ветхом завете было три праздника в году. - Для христиан все дни должны быть посвящены Богу. - Поэтому кто из них является в церковь только по великим праздникам, оказывается неверным своему призванию. - Ап. Павел показывает, в чем должно состоять это непрерывное празднество (1 Кор. 5:8). - Дар Духа Святого есть дар примирения. - Вот почему Он сошел только после того, как прославлен был Иисус Христос, т. е. изгладил наши грехи, препятствовавшие примирению. - Истина примирения и сошествия Св. Духа, доказывается чудесами, которые совершали апостолы. - Ответ на возражение: если чудеса служат доказательством присутствия Св. Духа, то значит Его нет в церкви теперь, так как в ней не совершается чудес. - Если бы Св. Дух не обитал в церкви, то в ней не было бы ни крещения, ни священства и других таинств. - Объяснение того, почему Св. Дух сошел в день Пятидесятницы и в виде огненных языков. - Увещание слушателям о богоугодной жизни. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Увещание слушателям радоваться по случаю праздника, который есть главизна праздников. - В этот день мы получили исполнение обетования Сына Божия. - Все благодатные дары мы получаем от Духа Святого. - Его Божественность вопреки лжеучению македонян. - Объяснение того, почему Иисус Христос не тотчас послал Св. Духа своим ученикам по вознесении и почему Св. Дух сошел в виде огненных языков. - Необходимо украшать свои души всеми добродетелями, чтобы получить плоды, приносимые Св. Духом. - Увещание к человеколюбию и обличение зависти. - Увещание новокрещенным о том, чтобы сохраняли полученный ими дар благодати. ^ БЕСЕДЫ О СТАТУЯХ, ГОВОРЕННЫЕ К АНТИОХИЙСКОМУ НАРОДУ Знаменитые беседы к Антиохийскому народу о статуях произнесены святым Иоанном Златоустом в святую четыредесятницу 388 года. Поводом к их произнесению послужил страшный мятеж, произведенный в Антиохии уличной чернью, которая оскорбила и разбила императорские статуи. Первая беседа была произнесена еще до мятежа, но вторая уже после мятежа, о чем ясно говорит и ее содержание. Всех бесед было произнесено 21, и в них с поразительной живостью изображается состояние Антиохии в это страшное время. ^ БЕСЕДА ПЕРВАЯ, произнесенная в бытность пресвитером, в Антиохии, в старой церкви [1], на слова: "употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов"(1 Тимоф. 5:23) Слышали вы апостольский голос, небесную трубу, духовную лиру? В самом деле, (голос) как труба, которая, подавая страшный боевой сигнал, пугает врагов, поднимает упавший дух своих, возбуждает в слышащих великое мужество и делает их непобедимыми для дьявола, или как лира, которая, приятно услаждая нас, укрощает волнения нечистых помыслов и вместе с удовольствием доставляет нам и великую пользу. Итак, слышали вы сегодня, как Павел беседует с Тимофеем о многих важных предметах? Так он писал ему в послании о рукоположении: "рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах" (1 Тим. 5:22), и представил тяжкую опасность такого беззакония, показав, что за грехи одних подвергнутся наказанию вместе с ними и другие, так как через хиротонию они сообщают силу нечестию. Затем он говорит: "употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. 5:23). Он беседовал с нами сегодня и о повиновении слуг, и о безумии сребролюбцев, и о безрассудности богатых, и о многом другом. Так как всего зараз изъяснить невозможно, то, что из сказанного пожелаете вы, чтобы мы взяли для беседы с вами, возлюбленные? В прочитанном, как будто на лугу, я вижу множество разнообразных цветков, обилие роз, фиалок и лилий, - повсюду рассеянный разнообразный и обильный плод духа и великое благоухание. Вернее же сказать, чтение божественных писаний есть не только луг, но и рай, потому что цветы эти имеют не одно лишь простое благоухание, но и плод, который может питать душу. Так что же из сказанного желаете вы, чтобы мы представили вам сегодня? Желаете, чтобы мы занялись теперь тем, что кажется самым легким и удобопонятным для всякого? Я согласен, да и вам, как хорошо я знаю, понравится это. Но что, легче прочего? Что же иное, как не то, что представляется и легким для всякого и кратко может быть высказано? Что же это такое? "Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов". Итак, употребим всю беседу на это изречение. Не по честолюбию делаем мы это, и не из стремления похвалиться даром слова, потому что мы говорим не свое, а то, что внушает благодать Духа; говорим для того, чтобы возбудить беспечных из слушателей и убедить, сколь великое сокровище Писаний как не надежно и не безопасно проходите их без внимания. В самом деле, если случится, что это легкое и ясное изречение, которое, как многим кажется, не заключает в себе ничего необходимого, послужит нам причиной великого богатства и поводом к высочайшему любомудрию, то гораздо больше те (изречения), которые и сами по себе показывают свое богатство, наполнят бесчисленными сокровищами внимающих им. Не будем поэтому пренебрегать и теми мыслями Писаний, которые почитаются маловажными, потому что и они от благодати Духа; благодать же Духа никогда не бывает малой и скудной, а великой, удивительной и достойной щедроты Давшего. Итак, будем слушать их не поверхностно. Ведь и очищающие руду, когда бросят ее в плавильную печь, вынимают не только одни куски золота, а с великой тщательностью собирают и маленькие крупинки; так как и мы очищаем золото, извлеченное из апостольских рудников, не в плавильню бросая, а влагая в помышления вашей души, не пламя возжигая, а воспламеняя огонь духа, то будем тщательно собирать и маленькие крупинки, потому что хоть и кратко изречение, но велико значение. Как драгоценные камни получают свою цену не от тяжести составного вещества, а от красоты, так точно и чтение божественных Писаний. Языческая наука, раскрывая много пошлостей и внушая слушателям много пустяков, отпускает их с пустыми руками, ни много, ни мало не приобретшими себе чего-либо хорошего. Благодать же Духа не так, а совершенно напротив: немногими словами она внушает любомудрие всем, кто внимает ей, и часто бывает достаточно взять отсюда одно только речение, чтобы иметь средства на весь путь жизни. 2. Если таково богатство, то воспрянем и трезвенной мыслью воспримем то, что будет сказано, так как я намереваюсь далеко углубиться словом. Многим кажется, что вышеуказанное наставление и не нужно, и излишне. Говорят: разве Тимофей сам по себе не мог знать, чем надо пользоваться, а ожидал узнать это от учителя? Неужели учитель не только дал повеление, но и запечатлел письменами, вырезав его как бы на медном столбе в данном ему послании, и не постыдился написать об этом в послании ученику, назначенном для народного чтения? (Это для того сделано), чтобы тебе знать, что наставление не только не излишне, но и необходимо и чрезвычайно полезно. И это, - т. е. что оно было не сказано только, а изложено в письме и через послание передано всем грядущим поколениям, - не дело Павла, а благодати Духа. Перейду сейчас к самому доказательству. В самом деле, наряду с указанным некоторые не меньше недоумевают и относительно еще другого, спрашивал себя: для чего допустил Бог, чтобы муж, имевший такое дерзновение, муж, кости и останки которого изгоняли демонов, подвергся такой болезни? В самом деле, он не просто болел, а всегда и беспрестанно, непрерывно следовавшими друг за другом недугами, не дававшими ему отдыха даже на краткое время. Откуда видно это? Из самых слов Павла. Он не сказал: "ради недуга", но: "ради недугов", и не просто "недугов", но указал и на их непрерывность, говоря: "частых твоих недугов". Пусть выслушают это те, которые, подвергшись продолжительной болезни, сетуют (на свои страдания) и изнемогают. Но вопрос заключается не в одном лишь том, что он (Тимофей) болел, будучи святым, и болел так беспрестанно, а в том, что ему вверены были и общественные дела. Если бы он был одним из тех, которые удалились на вершины гор, поставили свою хижину в уединении и избрали жизнь, чуждую общественных занятий и трудов, то вопрос не был бы так затруднителен. Но подвергнуть узам недуга человека, поставленного на служение общественное, человека, которому вверены заботы о стольких церквах, который с таким рвением и старанием устраивает целые города, народы и всю вселенную, - это больше всего способно смутить того, кто не относится к этому с надлежащим вниманием. В самом деле, ее уже не ради себя самого, то, по крайней мере, ради других необходимо было, чтобы он был здоров. Он был доблестнейшим вождем. Война у него была, говорит (Писание), не только с неверными, но и с демонами, и с самим дьяволом. Все эти враги нападали с великой силой, рассевая войско и захватывая в плен; а он мог обратить к истине бесчисленное множество, и был немощен. Если от болезни, говорит, и не происходило никакого еще ущерба для дела, то все же она одна способна уже была сделать верных более боязливыми и беспечными. Если воины, видя своего вождя прикованным к постели, становятся унылы и нерешительны в битве, то гораздо более естественно было, чтобы и верные, видя тогда своего учителя, совершившего столько знамений, в постоянных недугах и телесных страданиях, испытали нечто свойственное людям. Но не одно только это, а и нечто еще другое служит вопросом для сомневающихся, именно - почему, если Тимофей находился в таком состоянии, ни сам он не исцелил себя, ни его учитель. Они пробуждали мертвых, изгоняли демонов, вполне властвовали над смертью, а одного немощного тела не исцелили; показав столь великую силу и при жизни и по смерти на чужих телах, не восстановили пришедшего в упадок желудка. Но самое главное в том, что Павел, после стольких и таких знамений, которые он совершил одним простым словом, не совестился и не стыдился писать Тимофею, чтобы он прибегал к услугам вина. (Представляется это особенно важным) не потому, что постыдно пить вино, - да не будет! это учение еретиков, - а потому, что он не почитал стыдом того, что без помощи вина нельзя исправить болящего члена, и так был далек от стыда за это, что выставил даже это (наставление) на вид всем будущим поколениям. Видите, до какой глубины мы довели свое слово? Видите, как кажущееся ничтожным изобилует бесчисленными вопросами? Приведем же и решение. Я для того и сошел в великую глубину, чтобы, возбудив ваш ум, подготовить наши мысли. 3. Но позвольте мне прежде, чем привести решение этих вопросов, сказать кое-что о добродетели Тимофея и заботливости Павла. Что, в самом деле, было нежнолюбивее того, кто, находясь на столь дальнем расстоянии и будучи занят множеством дел, так беспокоился о здоровье желудка ученика и так заботливо писал об излечении болезни? Что, с другой стороны, равно было добродетели Тимо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.