Реферат по предмету "Психология"


Понятие личности

«Понятие личности» Содержание: 1.Понятие личности в психологии. 2.Способности. 3.Темперамент. 4.Характер. 5.Воля. 6.Эмоции. Заключение. Список используемой литературы. 1.Понятие личности в психологии. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена

веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия

других представлений о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих. В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формулирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй его чувств и поведения. В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон)

личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотиваций. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. 2.Способности. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведём одну из них самую значимую. 1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно – историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в данной социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: а) общие - которыми, определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения, и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга,

но каждая из них имеет собственную структуру; б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне-одарённым людям; в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирований качеств личности, и творческие, связанные с успешностью созданий произведений духовной и материальной

культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определённой деятельности талантом. г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположение их к себе и т.д и предметно-деятельные способности, связанные с взаимодействием

людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами. Человек способный ко многим видам деятельности и общения, обладает общей одарённостью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных способностей, уровень и своеобразие деятельности общения. 3.Темперамент. Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения.

Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить. 1.Холерик – сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. 2.Сангвиник – сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой

психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. 3.Флегматик – сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. 4.Меланхолик – слабый тип темперамента, которому свойственна замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже

незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность (особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности на внешний раздражитель наименьшей силы). Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека. 4.Характер. В самом общем виде характер может быть определён как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой

работе, к досугу и т.д. В характере можно выделить ряд подсистем или свойств, как раз отражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности. Ко второй относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т.е. в общении. Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе.

Четвёртая подсистема – это совокупность отношений человека к вещам. В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей: а) довольно рано сформировавшись, Характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование; б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными.

Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что позволяет строить типологию характеров; в) в соответствии с типологией характеров большинство людей, может быть разделено на определённые группы. Наиболее известны следующие типы характеров: гипертимный тип, дистимный тип, циклоидный тип, педантичный тип, демонстративный тип. А также экстравертированный тип, интровертированный тип, садомазохистский тип, конформистский тип, мыслительный тип, чувствующий тип.

В последнее время приобретает всё большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе «Психологические типы». Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты, как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность,

безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери с ребёнком. Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных формах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношении с другими людьми, общении, оформляются в начальных классах

школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые основы характера – в ранней юности. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на её познавательные, волевые, эмоциональные, процессы и состояния. От других черт личности характер отличается своим ранним формированием и устойчивостью. 5.Воля. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения,

связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это – способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегулировании им своего поведения и психических явлений. Основные признаки волевого акта: а) приложение усилий для совершения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к такому поведенческому акту, и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате

исполнения; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя. 6.Эмоции. Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, а с другой – лишь реакцию человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.

Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от неё. Эмоции, прежде всего, отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. Заключение. Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости её поведения, в закономерности её поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения, личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций и т.д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем её развития. Типичным примером этого является изменение ценностных ориентаций личности в современный период, в период перехода России к рыночной экономике.

Список используемой литературы: 1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М 1980 2. Гомезо М.В Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3.Бодалев А.А. Психология о личности. М 1988 4.Общая психология. М 1986. 5.Психологический словарь/ Под редакцией В.

В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др М 1983. 6.Психология личности. Тексты. – М 1982. 7.Юнг К. Психические типы.// Психология индивидуальных различий. – М 1982. 8.Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М 1982.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.