I. Характеристика классаВ 1 классе обучается 18 учащихся, из них – 11 мальчиков и 17 девочек. Из 18 человек высокий уровень готовности к обучению показали 10 обучающихся (55,6%), средний уровень готовности – 8 человек (44,4%). Это свидетельствует о том, что большая часть учащихся обладают высоким уровнем готовности к школьному обучению и в ходе дальнейшего обучения способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью взрослого. Анализ результатов выполнения заданий выявил высокий уровень развития умения выбрать и выполнить операции сложения и вычитания и перейти от числа к конечному множеству предметом (ср.балл – 2,8 б.), сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (ср. балл – 2,9 б.). К западающим проблемам относятся уровни развития моторики, зрительно-моторной и пространственной координации, умения выделять основание для классификации. На начало обучения умели читать Винокуров Александр, Карпова Ирина, Самаров Денис и Яманов Сергей; не знали букв Роман А., Кирилл Е., Ольга К., Валерия О., Алексей С., Анна Ф. Слабо ориентировались в нумерации чисел в пределах десяти Роман А., Кирилл Е., Ольга П. Большинство учеников владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Винокурова Александра, Карпову Ирину, Мурашкину Алену, Самарова Дениса, Яманова Сергея. В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие учащиеся: Герег Тимофей, Давыдов Максим, Кондраков Богдан, Ситничикин Даниил. В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают свое внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя. К таким учащимся относятся: Рома А., Кирилл Е., Ольга К., Евгений К., Елена М., Ольга П., Алексей С., Анна Ф. Из них: Кирилл и Евгений очень редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы. Данные медицинского обследования будущих первоклассников показывают, что все учащиеся (100%) имеют подготовительную физкультурную группу. Первую группу здоровья имеют 7 обучающихся (Винокуров А., Герег Т., Давыдов М., Коллер Е., Мурашкина А., Фомина А.), вторую группу – 11 человек. В классе обучаются: из многодетной семьи – Мухтулова Елена (в семье трое детей); из неполных семей – Кондраков Богдан, Мурашкина Алена, Петернева Ольга, Ситничкин Даниил (воспитывают матери); сирота – Фомина Анна (умер отец). Воспитываются опекунами Давыдов Максим, Коллер Евгений и Осокина Валерия. У данных детей родители лишены родительских прав. Социально-профессиональный состав семей является следующим: Отцы Матери Всего – 13 Всего – 18 Из них: имеют неполное среднее образование – 3 среднее образование – 3 среднее специальное – 6 высшее – 1 рабочие – 6 учителя – 1 руководители предприятий – 1 служащие – 1 безработные – 1пенсионеры – 3 Из них: имеют неполное среднее образование – 2 среднее образование – 4 среднее специальное – 10 высшее – 2 рабочие – 2 учителя – 1 медицинские работники – 1 служащие – 6 предприниматель – 2 продавцы – 2домохозяйки – 6 Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. Как правило, на родительские собрания родители приходят вдвоем: папа и мама. Неблагополучных семей пока не выявлено.^ II. Цель и задачи работы по моделированию и построению воспитательной системы классаЦель: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.Задачи: изучить личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе; осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества; содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников; способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм (в том числе и жизнь человечества).^ III. Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса Основные направления работы Недели месяца I II III IV Сентябрь Изучение учащихся и их отношений Учебный курс «Введение в школьную жизнь».Анкетирование родителей (анкета № 1) Учебный курс «Введение в школьную жизнь».Анкетирование родителей (анкета № 2) Проектирование образа жизнедеятельности класса Учебный курс «Введение в школьную жизнь».Мастерская общения «Давайте познакомимся!» Кл. час «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Учебный курс «Введение в школьную жизнь».Праздник «День знаний» Кл. час «Дорожные приключения Буратино»Конкурс рисунков «Дети и дорога» Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Кл. час «Природный мир вокруг нас»Интерактивная игра «Зоопарк» Октябрь Изучение учащихся и их отношений Анкета «Занятость учащихся во внеурочное время» Методика «Лесенка» (определение самооценки учащихся) Методика «Квадрат» (изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью) Проектирование образа жизнедеятельности класса Кл. час «Дружба – чудесное слово» Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Осенний праздник «Арбузник» День самоуправления Беседа школьного врачаКл. час «Режим дня» Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Прогулка в лес «Золотая осень»Конкурс поделок из природного материала Кл. час «Его величество Лес»Конкурс рисунков «Картины леса» Кл. час «Человек в лесу»Конкурс плакатов «Берегите лес!» Ноябрь Изучение учащихся и их отношений Игра «Полет на луну» (изучение межличностных отношений) Проектирование образа жизнедеятельности класса Оформление учащимися и их родителями альбома-эстафеты «Наш класс» Кл. час в форме организационно-деятельностной игры «Развитие личности младшего школьника» Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья» Мастерская общения «Как вас зовут» Праздник «Посвящение в первоклассника» КТД «Праздник осенних именинников» Подготовка к КТД «Праздник осенних именинников» Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Кл. час «Жизнь рек и морей. Красота водных бассейнов и просторов»Игра «Поле чудес» Кл. час «Вода в жизни в человека»Конкурс плакатов «Берегите воду!» Декабрь Изучение учащихся и их отношений Рисунок «Что мне нравится в моей школе» Социометрия Методика «Лесенка» (определение самооценки учащихся) Проектирование образа жизнедеятельности класса Кл. час «Итоги полугодия» Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Кл. час «Здоровый образ жизни»Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров…» Кл. час «Мои права. Конвенция прав ребенка»Конкурс плакатов «Мои права и обязанности» Кл. час «Как в старину Новый год встречали»Мастерская Деда Мороза Участие в школьном новогоднем представлении Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Январь Изучение учащихся и их отношений Фигурный тест П. Торренса (изучение творческих способностей детей) Проектирование образа жизнедеятельности класса Ролевая игра «Мои права и обязанности» Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Посещение новогоднего представления в кукольном театре Кл. час «День Снеговика» и зимние забавы в рамках Дня здоровья. Конкурс рисунков «Улыбка Снеговика» Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Прогулка в зимний лес. Кл. час «Горы и человек»«Своя игра» Кл. час «Человек и степи»Викторина «А знаете ли Вы?» Февраль Изучение учащихся и их отношений Изучение мотивации достижения успеха Проектирование образа жизнедеятельности класса Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Кл. час «Мир мальчиков и мир девочек». Эстафета «Веселые старты» Кл. час «День защитника Отечества».Конкурс «А ну-ка, мальчики!»КТД «Праздник зимних именинников» Подготовка к КТД «Праздник зимних именинников» Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Кл. час «Природа родного края»Конкурс рисунков «Красота родной природы» Проводы зимы Март Изучение учащихся и их отношений Методика Е.Н. Степанова (изучение удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе) Проектирование образа жизнедеятельности класса Ролевая игра «Индивидуальный вариант поведения по закону добра» Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Праздник «8 Марта»Конкурс «А ну-ка, девочки!» Библиографический урок «Путешествие в книжное царство»Операция «Книжкина больница» Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Кл. час «Человек и флора Земли»Викторина «Знаете ли вы цветы?» Кл. час «Человек и фауна Земли»Викторина «Знаете ли Вы животных?» Кл. час «Природно-погодные условия жизни человека» Экскурсия «Признаки весны» Апрель Изучение учащихся и их отношений Изучение самооценки ребенка Методика «Наши отношения» (изучение уровня сформированности коллектива класса) Проектирование образа жизнедеятельности класса Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Подготовка к КТД «Праздник весенних именинников»КТД «Праздник весенних именинников» Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Кл. час «Элементы природы как украшение дома»Конкурс поделок«Элементы природы как украшение дома» Кл. час «День космонавтики»Викторина в форме игры «Своя игра» Кл. час «День Земли»Конкурс поделок «Чудеса из ненужных вещей» Май Изучение учащихся и их отношений Методика «Градусник» (изучение удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе) Анкета «Твои планы на лето» (изучение представлений учащихся о летнем отдыхе) Проектирование образа жизнедеятельности класса Кл. час «С какими итогами заканчиваем 1 класс?» Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Декада «Память»Кл. час «День победы»Операция «Ветеран живет рядом» КТД «Праздник летних именинников»Последний звонок Подготовка к КТД «Праздник летних именинников» Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Кл. час «Один день природы» Прогулка в весенний лес ^ IV. Работа с родителями Мастерская общения «Давайте познакомимся!» (участвуют педагоги, учащиеся и родители; 1 сентября). Анкетирование родителей (1-2 неделя сентября). Встреча родителей с администрацией школы (3 неделя сентября). Организация совместных прогулок детей и взрослых в лес: «Золотая осень» (1 неделя октября); «Красота зимнего леса» (2 неделя января) «Красота весеннего леса» (2 неделя мая). Родительские собрания: ^ Дата проведения Основные вопросы 3 неделя сентября а) лекторий «Режим дня первоклассника»; б) подведение итогов адаптационного периода и определение задач на учебный год;в) выборы родительского совета. 3 неделя октября а) советы психолога родителям первоклассников; б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и воспитания учащихся 1-го класса;в) организация осенних каникул. 4 неделя ноября «Развитие младшего школьника» (форма проведения ОДИ) 3 неделя декабря а) итоги полугодия;б) организация зимних каникул. 4 неделя января а) «Детский травматизм, причины и последствия ДТР»;б) организация дополнительных каникул. 4 неделя февраля «Привитие интереса к учебной деятельности» 3 неделя марта а) лекторий «Воспитание трудолюбия»;б) организация весенних каникул. 4 неделя апреля «Привитие интереса к чтению» 3 неделя мая а) итоги учебного года;б) организация летних каникул. Заседание родительского совета: ^ Дата проведения Основные вопросы 4 неделя сентября «Планирование работы» 2 неделя октября Обсуждение вопросов о подготовке к конкурсу «Папа, мама и я – спортивная семья» 2 неделя ноября а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику осенних именинников;б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса. 2 неделя декабря а) решение вопроса об участии родителей в подготовке к Новому году;б) обсуждение проблем организации зимних каникул учащихся. 2 неделя февраля а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику зимних именинников;б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса. 2 неделя апреля а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику весенних именинников;б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса. 2 неделя мая а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику летних именинников;б) определение возможностей участия родителей в ремонте класса. Проведение открытых уроков для родителей (последняя пятница каждого месяца). Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня (октябрь, январь, апрель). Проведение индивидуальных консультаций для родителей (еженедельно). Участие родителей в совместных делах класса (ежемесячно). Уточнение с родительским советом карты трудовой занятости родителей (март). Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря (первая половина мая). Подготовка и вручение благодарственных писем родителей (май – июнь). Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты (1 декада июня).