I. Необходимость развития атомной энергетики в Беларуси.По данным Международного агентства ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), более 18% электроэнергии, вырабатываемой в мире, производится на ядерных реакторах. В отличие от электростанций, работающих на органическом топливе, АЭС не выбрасывают в атмосферу загрязняющих веществ, которые негативно влияют на здоровье людей, являются причиной образования смога и разрушительно воздействуют на озоновый слой.Стоимость электричества, произведенного на АЭС, ниже, чем на большинстве электростанций иных типов. По оценкам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), атомная электроэнергия заметно дешевле электроэнергии, выработанной на нефти, а также на угле и газе при высоких затратах на их добычу и транспортировку. Опубликованные в 2005 г. оценки ОЭСР показали, что стоимость произведенного на новых АЭС электричества обойдется от 2.1 до 3.1 цента за кВт-час (при учетной ставке 5%), стоимость же электричества, произведенного работающими на газе электростанциями, от 3.7 до 6.0 цента за кВт-час. При генерировании одинакового объема энергии, в зависимости от технологии, использование 1 кг урана равноценно использованию 70,8 т нефти, 112,5 т угля, 100 тыс. куб. м природного газа, 345,8 т переработанных бытовых отходов. В мире насчитывается около 440 ядерных реакторов общей мощностью свыше 365 тыс. МВт, которые расположены более чем в 30 странах. Только в 2000–2005 гг. в строй введено 30 новых реакторов. В настоящее время в 12 странах строится 29 реакторов общей мощностью около 25 тыс. МВт.Атомная энергетика успешно преодолела кризис после чернобыльской катастрофы. Вероятность тяжелых аварий на АЭС нового поколения практически сведена к нулю. Многоуровневые системы безопасности современных реакторов не позволяют техническим сбоям перерасти в серьезные повреждения. Защитная оболочка АЭС – это специальное здание, бетонная или стальная оболочка вокруг всей реакторной установки. Такая оболочка без потери герметичности может выдержать внутреннее давление до 7 атмосфер, температуры до 200°С, а также землетрясения, наводнения, ураганы, взрывные волны, падения самолета. Смысл защитной оболочки в том, чтобы при серьезных нарушениях в работе станции локализовать последствия аварии. Атомная станция привносит в природу дополнительную дозу облучения, но в 40 тысяч раз меньшую, чем естественный радиационный фон. Даже обычные колебания природного фона радиации, обусловленные и солнечной активностью, и метеорологическими причинами, и составом почв и прочими факторами, в сотни раз больше этой величины и намного опаснее для человека.По экспертным оценкам МАГАТЭ, предполагается строительство к 2020 году до 130 новых энергоблоков.Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции» в республике системно осуществляется реализация соответствующих конкретных организационно-правовых, научно-исследовательских и проектно-изыскательских мероприятий. Собственная АЭС позволит Беларуси решить ряд стратегически важных задач:1. Обеспечить дополнительные гарантии укрепления государственной независимости и экономической самостоятельности Беларуси (возведение атомной электростанции позволит снизить потребность государства в импортных энергоносителях почти на треть);2. Снизить уровень использования природного газа в качестве энергоресурса (ввод в действие АЭС в Беларуси позволит уйти от однобокой зависимости нашей экономики от поставок российского газа и приведет к экономии около 4,5 млн. м3 газа в год);3. Строительство АЭС в Беларуси рассматривается как вариант диверсификации поставщиков и видов топлива в топливно-энергетическом балансе страны;4. Атомная энергетика открывает новые возможности для развития национальной экономики;5. Строительство АЭС будет способствовать экономическому и социальному развитию региона размещения АЭС;6. Опыт, приобретенный при строительстве АЭС, в перспективе позволит использовать промышленный и кадровый потенциал страны при возведении объектов ядерной энергетики как в республике, так и за рубежом;7. Введение в энергобаланс АЭС позволит снизить выбросы парниковых газов в атмосферу.Организует и координирует деятельность по строительству белорусской атомной электростанции Министерство энергетики Республики Беларусь.Подготовка к строительству атомной электростанции в Беларуси проходит в тесном взаимодействии с Международным агентством по атомной энергии. 31 января 2008 г. Президент Республики Беларусь подписал постановление Совета Безопасности № 1 «О развитии атомной энергетики в Республике Беларусь». В соответствии с принятым решением в стране будет осуществлено строительство атомной электростанции суммарной электрической мощностью 2 тыс. МВт с вводом в эксплуатацию первого энергетического блока в 2016 году, второго – в 2018-м. По расчетам Национальной академии наук Беларуси, введение в энергобаланс АЭС суммарной электрической мощностью 2 тыс. МВт позволит удовлетворить около 25% потребности страны в электроэнергии и приведет к снижению ее себестоимости на 13% за счет сокращения затрат на топливо. Для Беларуси – страны, имеющей динамичную экономику и в то же время испытывающей острую нехватку собственных топливно-энергетических ресурсов, развитие атомной энергетики имеет стратегическое значение в обеспечении энергетической безопасности и экономической независимости. В Республике Беларусь доля импортируемых энергоресурсов составляет сегодня около 85%. Практически весь потребляемый в стране газ, а также большая часть нефти завозятся из одного государства – Российской Федерации. Зависимость от единственного поставщика подрывает энергетическую безопасность республики. Кроме того, на оплату импортируемых энергоресурсов расходуется значительная часть бюджета государства. Строительство собственной атомной электростанции позволит снизить зависимость от импорта энергоресурсов и обеспечить республику относительно дешевой электроэнергией.Главные преимущества атомной энергетики по сравнению с другими способами выработки электроэнергии это:- низкие и устойчивые (по отношению к стоимости топлива) цены на электроэнергию;- ядерная энергетика позволяет сберегать ценные органические ресурсы, прежде всего нефть и газ, для их более высокоэффективного использования, уменьшить выбросы парниковых газов;- возможность создания долговременных запасов ядерного топлива и снижением зависимости от необходимости непрерывных поставок импортируемого природного газа;- ядерное топливо не является монополией страны-поставщика и может быть закуплено не только в России, но и в других странах;- возможность закупать ядерное топливо на 10 и более лет вперед;- работа атомных станций в значительно меньшей мере зависит от непрерывности поставок и колебаний цен на топливо, чем работа станций на органическом топливе;- минимальное воздействие на экологическую среду.Цикл исследований на потенциальных площадках АЭС предполагается завершить к концу 2008 года, после чего все материалы будут представлены в МАГАТЭ и будет сделан окончательный выбор площадки для строительства в Беларуси атомной станции.Одновременно активно идет разработка национальной законодательной базы, которая будет регламентировать работу будущей АЭС.В феврале 2008 г. в Беларуси начала работу миссия МАГАТЭ по вопросам подготовки персонала для будущей АЭС, принято решение о формировании национальной системы подготовки специалистов в области ядерной энергетики. Уже, начиная с 2008/2009 учебного года, в таких ВУЗАх как Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники и Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова вводятся новые специализации, такие как «строительство тепловых и атомных электростанций» «физика ядерных реакторов и атомные энергетические установки», «радиационная химия», «паротурбинные установки атомных электрических станций», «ядерная и радиационная безопасность», «электронные системы контроля и управления на атомных электростанциях» и другие. Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси с 2005 года проводится социологический мониторинг отношения населения республики к возможным путям развития энергетики страны, в том числе ядерной. Исследования свидетельствуют о том, что в общественном мнении нашей страны набирает силу тенденция, связанная с ростом поддержки развития атомной энергетики. В 2005 году на вопрос «Должна ли Беларусь иметь и развивать ядерную энергетику?» получены следующие ответы: «да» – 25,8%, «нет» – 46,7%, «еще не думали об этом» – 25%. Очевидно, что ядерная энергетика по-прежнему ассоциировалась с угрозами и рисками, вызванными чернобыльской катастрофой. «Чернобыльский синдром» постепенно преодолевается, о чем свидетельствуют результаты аналогичного республиканского опроса, проведенного в декабре 2007 г. – январе 2008 г. Так, уже 54,8% респондентов на вопрос «Должна ли Беларусь иметь и развивать ядерную энергетику?» дали положительный ответ, 23% – отрицательный. В стране идет подготовка необходимых материалов для международного тендера на строительство атомной станции, который будет проведен после окончательного выбора площадки. Для создания в Беларуси АЭС будет выбран самый надежный и безопасный проект. В любой стране всегда были, есть и будут противники развития атомной энергетики. Причины такой позиции могут быть самые разные. Хуже всего, когда атомную энергетику пытаются использовать в политических целях. Этим отличается белорусская оппозиция.^ Структура топливно-энергетического баланса Удельный вес области в общем потреблении топливно-энергетических ресурсов республикой Беларусь (без учета сырья и светлых нефтепродуктов на автотранспорт) составляет 11,4 процента. В 2007 году в области потребление котельно-печного топлива снизилось на 101,4 тыс. тут и составило 2619,6 тыс. тут. При этом следует отметить, что по области в целом снизилось потребление импортируемых видов топлива на 4,8%, при этом: природного газа на 1,8%, мазута на 56,7%, угля на 51,1%, топлива печного бытового на 28,2%, газа сжиженного на 2,9%.Основной вид используемого топлива – природный газ (80,1 процента в 2007 году), 18,4 процента составляет доля местных видов топлива, горючих вторичных энергетических ресурсов и других горючих отходов производства. В сложившихся условиях в связи с ростом цен на углеводородное топливо необходимо и в дальнейшем снижать потребление природного газа за счет рационального использования. В целом по области за год потребление топочного мазута снизилось в 2 раза и составило в 2007 году 1,9 % в суммарном потреблении котельно-печного топлива области. За 2007 год в районе расход топлива и электроэнергии составили 27222 тут. при фактических темпах роста товарной продукции к прошлому году 108,4 % обобщенные энергозатраты снижены на 2515 тут, при задании за год 1980 тут. Использование импортируемых видов топлива снизилось по отношению к прошлому году на 595 тут. Целевой показатель по энергосбережению в сопоставимых условиях за 2007 год составил 9,4 % при задании 9,0 %. Снижение потребления мазута планируется за счет перевода котельной по ул. Советская в г. Чаусы в 2008 году на газ, перевода на газ асфальто-бетонного завода ДРСУ-176. Потребление электроэнергии в районе в 2007 году составило 18,7 млн. кВт/ч или 91,7 % относительно 2006 года^ Использование местных энергоресурсов Наибольший прирост потребления местных видов топлива может быть получен за счет потребления древесного и торфяного топлива. Представленный Министерством лесного хозяйства прогноз объемов топливных ресурсов в лесном фонде Могилевского ГПЛХО до 2015 года свидетельствует о наличии их в достаточном количестве. В 2007 году принят ряд мер по дальнейшему улучшению учета и использования отходов. В системе ЖКХ древесных отходов использовано на 18,9 % больше чем в 2006 году. В общем объеме потребления топлива в УКП «Жилкомхоз» Чаусского района за 2007 год местные виды топлива составили 49,5 %. В 2008 году планируется выполнить доведенные задания по увеличению использования местных видов топлива за счет увеличения использования отходов деревообработки вместо дров в котельных УКП «Жилкомхоз» и организациях района, обеспечения горячей водой сельского населения в межотопительный период, перевода зерносушилок и электроводонагревателей на использование местных видов топлива. Государственной программой «Торф» предусмотрено вовлечение в топливный баланс страны в 2008 – 2020 годах торфяного топлива в объеме 14,38 млн.тут., что эквивалентно замене природного газа в объеме 12,6 млрд.куб.метров на сумму 4,5 трлн.рублей. В Могилевской области функционирует 3 торфопредприятия: По итогам работы за прошлый год доля использования местных видов топлива в общем потреблении котельно-печного топлива в целом возросла с 17,1% в 2006 году до 18,4% в 2007 году. В районе за 2007 год потреблено 24,7 тыс. тут котельно-печного топлива (101,2 % к 2006 году). На протяжении последних лет имеет место устойчивая тенденция к увеличению использования местных видов топлива. Так за 2007 год было использовано 15,1 тыс. тут местных видов топлива (прирост составил 861 тут) или 61,8 % от суммарного потребления котельно-печного топлива. Следует отметить что, в результате проводимой работы по оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов в прошедшем году выработка тепловой энергии снизилась на 6,4 % по отношению к 2006 году. В то же время, ее производство за счет местных видов топлива увеличилось на 4,4 %. В целом по жилищно-коммунальному хозяйству области объем выработанной тепловой энергии за счет использования местных видов топлива составил 29,6 %, а его доля в суммарном потреблении котельно-печного топлива достигла 38,1 % (в 2006 году – 34,5 %). В прошедшем году по области в межотопительный период 143 коммунальных котельных обеспечивали подачу горячей воды, из них 108 – работают на местных видах топлива или 75,5%.^ Выполнение областной программы по энергосбережению 2007 года и задачи по ее реализации на 2008 год Работа по энергосбережению в основном велась по следующим приоритетным направлениям, определенным распоряжением Президента Республики Беларусь от 20.09.2007 г. №301 рп: - внедрение энергоэффективного оборудования, приборов, материалы и оборудование; - увеличение использования местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также вторичных энергоресурсов; - внедрение когенерационных установок; - комплексное использование отходов растениеводства для производства тепловой и электрической энергии; - децентрализация систем теплоснабжения с ликвидацией длинных теплотрасс; - внедрение энергоэффективных систем освещения; - внедрение энергоэффективных стеклопакетов и тепловая модернизация. В жилищно-коммунальном хозяйстве в целях увеличения использования местных видов топлива установлено 25 твердотопливных котлов, из них 16 котлов для подачи горячего водоснабжения в межотопительный период; Эффект в 2007 году от внедрения энергосберегающих мероприятий составил 194,2 тыс. тут или 70,3 млрд. рублей Результатом работы по энергосбережению в 2008 году должно стать выполнение следующих основных задач:выполнение целевого показателя по энергосбережению на 2008 год в целом по области на уровне не менее минус 12 %; снижение обобщенных энергозатрат в сопоставимых условиях на 170 тыс. тут по сравнению с 2007 г;увеличение использования местных видов энергоресурсов не менее чем на 62,0 тыс. тут в целом по области и соответственно по каждому региону. В целом эффект в 2007 году от внедрения энергосберегающих мероприятий составил 194,2 тыс. тут или 70,3 млрд. рублей. Приоритетными направлениями энергосбережения в Могилевской области в 2008 г. являются: реализация мероприятий направленных на увеличение использования местных видов топлива, обеспечение горячего водоснабжения в межотопительный период в основном за счет использования МВТ, внедрение современных энергосберегающих технологий, ввод новых генерирующих мощностей и передача тепловых нагрузок на ТЭЦ, децентрализация систем теплоснабжения с ликвидацией длинных неэффективных теплотрасс. Основные направления развития топливно-энергетического комплекса области определены в соответствии с Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, Директивой Президента № 3 от 14.06.2007 г. «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства», Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года. Реализация указанной Государственной программы позволит повысить уровень энергетической безопасности страны за счет обновления основных производственных фондов энергосистемы, а также позволит достичь более эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, увеличения потребления местных энергоресурсов к 2010 году до 697,3 тыс. тут. ^ II. О пресечении нелегального оборота алкогольной продукции и спиртосодержащей жидкости.Основания для направления хронических алкоголиков в лечебно-трудовые профилакторииВысокий уровень потребления алкогольных напитков приводит не только к ухудшению здоровья и росту смертности населения, но и является причиной совершения значительного числа преступлений. Их удельный вес от числа расследованных преступлений остается одним из самых высоких в республике (36%). В состоянии алкогольного опьянения совершены 57,1% изнасилований, 75% убийств, 76,6% хулиганств, 74,6% фактов причинения тяжких телесных повреждений, 64,2% разбоев и грабежей. Значительному числу таких преступлений способствуют и сами потерпевшие, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. В январе-феврале 2008 года в области в результате отравления алкоголем погибли 79 человек (2007 год – 90). В Чаусском районе в 2007 году от отравления алкоголем и заболеваний сопутствующих его употреблению ушло из жизни 17 человек, в этом году умерло 2 человека. Как и прежде, основной причиной, влияющей на гибель людей от алкоголя, является незаконный оборот спиртных напитков и самогоноварение. 1-ом квартале 2008 года сотрудниками Чаусского РОВД задокументировано 43 факта нарушений требований Декрета Президента Республики Беларусь №11 от 09.09.2005 года «О совершенствовании государственного регулирования, производства, оборота и рекламы алкогольной, не пищевой спиртосодержащей продукции и не пищевого этилового спирта». Из незаконного оборота изъято и обращено в доход государства 42,5 литра фальсифицированных спиртных напитков, а также 1268 литров самогона и браги. В первом квартале текущего года по телефону «горячей линии» поступило 14 сообщений о нарушениях антиалкогольного законодательства в Чаусском районе, из которых 5 подтвердились и виновные лица привлечены к ответственности. С 1 марта 2006 года решением Могилевского областного исполнительного комитета № 3-38 от 9 февраля 2006 года «Об упорядочении торговли алкогольными напитками» и соответствующих решений районных и городских исполнительных комитетов запрещена реализация алкогольных напитков в период времени с 21.00 до 9.00 часов в торговых объектах розничной сети, общественного питания с количеством мест менее 20 и объектах общественного питания придорожного сервиса.В ходе проведения мероприятий по контролю, за ходом исполнения данного решения, сотрудниками Чаусского РОВД регулярно проводятся рейды, направленные на недопущение реализации алкогольной продукции в запрещенное время. В текущем году был выявлен только один факт нарушений правил торговли со стороны работников Чаусского РайПО.^ Ответственность физических и юридических лиц за нарушение законодательства в сфере незаконного оборота алкогольной продукции.В соответствии со статьей 155 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, за незаконную реализацию спиртосодержащей жидкости и другой алкогольной продукции, в результате употребления которой причинено тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, предусмотрена ответственность в виде ограничения свободы на срок до 2-х лет. За незаконную предпринимательскую деятельность в сфере оборота алкогольной продукции наступает ответственность по статье 233 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. За нарушение 3-ей части данной статьи предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 2-х до 7-ми лет. (В соответствии с пунктом 2.17 Декрета Президента Республики Беларусь № 11-2005 года на территории Республики Беларусь производство (изготовление), переработка, хранение на территории Республики Беларусь, перемещение по ней физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 5 литров (5 килограммов) не пищевой спиртосодержащей продукции, более 5 литров этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, более 5 литров не пищевого этилового спирта, продажа названных продукции и спирта (независимо от объема); перемещение по территории Республики Беларусь, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 5 литров алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, а также перемещение по территории Республики Беларусь, хранение на ней (не для коммерческих целей) более 15 литров алкогольных напитков без документов, подтверждающих легальность их приобретения, за исключением алкогольных напитков, изготовленных этими лицами для собственного потребления, - (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 26.12.2006 N 20) влекут наложение штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин с конфискацией указанных продукции, спирта, напитков, а также оборудования и сырья, используемых для их производства (изготовления) либо переработки; 2.18. реализация физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, алкогольных напитков, в том числе собственного изготовления, - (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 26.12.2006 N 20) влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин с конфискацией этих напитков. За нарушение требований Решения Могилевского областного исполнительного комитета № 3-38 от 9 февраля 2006 года «Об упорядочении торговли алкогольными напитками» в части запрещения их реализации в период времени с 21.00 до 9.00 часов наступает ответственность по части 1-ой статьи 12.17 (нарушение правил торговли и оказания услуг населению) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в соответствии с которой предусмотрено наложение штрафа в размере от 2-х до 10-ти базовых величин. ^ Основания для направления хронических алкоголиков в лечебно-трудовые профилактории.Хронические алкоголики и наркоманы, которые своим поведением, связанным со злоупотреблением алкоголем, или на почве употребления наркотических средств систематически нарушают общественный порядок или права других лиц, могут быть по решению районного (городского) суда принудительно изолированы на срок от одного года до полутора лет в лечебно-трудовых профилакториях для их медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду. Не подлежат направлению в лечебно-трудовой профилакторий лица, не достигшие восемнадцати лет, мужчины старше шестидесяти лет, женщины старше пятидесяти пяти лет, лица, страдающие хроническими душевными болезнями, инвалиды I и II группы и лица, нуждающиеся в специализированном лечении в учреждениях здравоохранения. Неработающие лица, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, являющиеся хроническими алкоголиками или наркоманами, в первоочередном порядке подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории. За 1 квартал 2008 года судом Чаусского района по заявлениям Чаусского РОВД в ЛТП направлено 21 лицо, признанное в установленном порядке хроническими алкоголиками, из которых 5 женщин. На профилактический учет к врачам наркологам поставлено 45 хронических алкоголиков, в том числе 8 женщин. Начальник ООПП Чаусского РОВДмайор милиции С.П. Самсонов