I. Философское понятие материи (древнегреческое). II. Материальные объекты и их свойства. III. Структура материи. IV. Значение диалектико-материалистического учения о материи и формах ее бытия.Окружающий нас мир по своей природе материален, в нем нет ничего, кроме движущейся материи, ее различных свойств и проявлений. Материя несотворима и неуничтожима. При различных превращениях тела она лишь переходит из одних состояний в другие. Для существования материи нет и не может быть каких-либо внешних сверхъестественных причин, она является причиной самой себя и основанием всех своих проявлений. В истории философии во всех материалистических учениях материя понималась как субстанция (от лат. Substatia - сущность) , лежащая в основе различных вещей и процессов мира. Если конкретные материальные тела могут возникать и исчезать, то материя как субстанция всегда сохраняется и лишь меняет свои виды и формы проявления . Она вечна во времени и бесконечна в пространстве. Каждое конкретное тело, будь то неорганические объекты, живые организмы или человек, - это различные виды и формы проявления бесконечно движущейся материи. В большинстве материалистических учений домарксистской философии понятие о материи как субстанции отождествлялось с представлениями о ее какой-либо одной чувствственно-конкретной форме. Например, материя сводилась к комбинациям в основном из четырех элементов (“начал”): воды, земли, воздуха, огня. В атомистическом учении Демокрита, Эпикура и Лукреция материя рассматривалась как совокупность неделимых, бесструктурных атомов, которые считались несотворимыми, неуничтожимыми, способными только к объединению и разъединению. Движение и взаимодействие атомов рассматривалось как результат естественных необходимых законов природы, которые обуславливают все процессы в мире и исключают возможность каких-либо нематериалистических явлений. Великой заслугой античных атомистов была исторически первая формулировка принципа сохранения материи и движения , который они связывали с неуничтожимостью вечно движущихся атомов. Этот принцип составил основу материалистического мировоззрения. В XVIII - XIX вв. в науке утвердилась механическая картина мира , основывавшая на сформулированных И.Ньютоном законах движения тел. В этой картине мира материя считалась состоящей из неделимых атомов, которые объединяются в тела благодаря электрическим, магнитным и гравитационным силам. Каждое тело, согласно этой концепции, входит в определенную систему, которая в свою очередь является элементом системы еще больших размеров. Целостность всех систем обеспечивается силами “всемирного тяготения”, которые уравновешиваются центробежными силами, возникающими при вращении каждого из тел и их систем вокруг своего центра. Движение всех тел, как считал Ньютон, подчиняется единым законам механики. В этом учении понятие материи отождествлялось с понятием механической массы вещества и неделимых атомов. Несостоятельность механической картины мира проявилась в связи с новыми открытиями в физике в конце XIX в. Было установлено, что помимо вещества в природе существует и другая реальность – электромагнитное поле. Законы измерения поля, взаимосвязи электрических и магнитных явлений, экспериментально открытые М.Фарадеем и математически интерпретированные Д.Максвеллом, не удалось свести к механическим законам. Поле оказалось также несводимым к веществу и атомам. Открытие радиоактивности, делимости и сложного строения атомов заставило изменить взгляд на них как на неделимые «кирпичики» мира и признать их способными к превращению, изменению. Было также установлено, что масса тел, считавшаяся неизменной, способна заметно возрастать с увеличением скорости частиц, и особенно с приближением её к скорости света. Чтобы правильно понять все эти открытия, требовался диалектико-материалистический метод мышления. Однако большинство ученых стояло на метафизических позициях механизма и , поэтому крушение многих метафизических положений старой физики они восприняли как кризис всей физики. Подлинную суть «кризиса» физики вскрыл великий диалектик – материалист В.И.Ленин. «Суть кризиса современной физики,- писал он,- состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом. ««Материя исчезла» – так можно выразить основное и типичное по отношению ко многим частным вопросам затруднение, создавшее этот кризис.»1 В.И. Ленин показал, что все злоключения и путаница в физике проистекают из метафизического понимания материи, а также границ применимости научных теорий. В действительности с открытием сложного строения атомов исчезла не материя, а лишь старый предел наших знаний о ней. Наше знание пошло глубже, к исследованию структуры атомов и электронов. Но и электрон существует объективно, вне сознания, он также неисчерпаем, как и атом. Новейшие открытия в физике наглядно показали, что материю нельзя полностью отождествлять ни с одной её частной, конкретной формой, например с телами или частицами. Суть марксистского понимания материи выражена в следующем определении: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»2 Это определение тесно связано с материалистическим решением основного вопроса философии, так как оно говорит о первичности материи по отношению к сознанию и о её познаваемости. Понятие материи охватывает не только те объекты, которые могут быть в принципе познаны в будущем в результате развития теории, экспериментальной и измерительной техники. Материя представляет всё бесконечное множество объектов и систем природы, обладающих способностью к движению и взаимодействию, существующих в пространстве и времени и являющихся основой для всех возможных свойств и форм изменения. Поэтому нельзя сводить понятие материи только к понятию вещества или к понятию атома, элементарной частицы. В мире существует множество качественно иных, неизвестных еще нам видов материи. При этом все объекты природы взаимно связаны между собой, способны к различным превращениям и подчиняются всеобщим диалектическим закономерностям. Нельзя также отождествлять материю и массу, материю и энергию. Масса и энергия – это лишь свойства материи. Масса есть мера инерции, гравитационных связей и внутренней собственной энергии, заключенной в материальных объектах. Энергия – это количественная мера движения, выражающая способность материальных систем к совершению работы и внутренним изменениям. Масса и энергия не существуют сами по себе, отдельно от материи. Они всегда присущи определенным материальным объектам как и их свойства. За последние десятилетия установлено, что электроны, позитроны и мезоны способны превращаться в фотоны или в кванты электромагнитного поля. Идеалисты объявили, что здесь якобы имеет место «аннигиляция», т.е. уничтожение материи, переход её в энергию. Тем самым рушится закон сохранения материи и вместе с ним материализм. Однако в действительности фотоны нельзя считать только энергией, они представляют собой особые материалистические объекты, которые наряду с энергией обладают и множеством других средств. Превращение частиц в фотоны – это переход одной формы материи в другую. Понятие материи охватывает и так называемую антиматерию или, точнее, вещество, составленное из античастиц. В принципе могут существовать атомные ядра, составленные из антипротонов и антинейтронов, и вокруг этих ядер будут вращаться позитроны. Такие атомы будут столь же устойчивы, как и атомы окружающего нас вещества. Атомы из античастиц могут объединяться в молекулы, последние – в макроскопические тела и т.д. Этот «антимир» будет подчиняться аналогичным законам движения и развития, и здесь также окажется возможным возникновение жизни и разумных существ, которые будут считать наш мир по отношению к себе антимиром, и они будут столь же правы как и мы. Значит, антимир нельзя понимать как мир, в котором «все наоборот». Все его законы, по предположениям современной науки, зеркально симметричны законам нашего мира. Это различные состояния движущейся материи, подчиняющиеся единым законам времени. С развитием познания философское понятие материи не может устареть. Но оно постоянно наполняется новым конкретным содержанием. При первичном изучении материи обнаруживается прежде всего её объективная реальная независимость от сознания. Но это не единственное её всеобщее свойство , с признанием которого связан диалектический материализм. Основоположники марксизма обращали внимание на необходимость учета и других атрибутивных, т.е. необходимых, существенных и неотъемлемых свойств материи. К числу таких атрибутов материи относятся: абсолютность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость, взаимодействие и движение, пространство, время, структурность, способность к саморазвитию, количественная и качественная бесконечность. Материи присущи также единство прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного, возможности и действительности и многие другие всеобщие свойства, находящие отражение в законах и категориях материалистической диалектики. Диалектико-материалистическое понимание материи требует соединения принципов материализма с основными положениями диалектического метода, и по своему содержанию оно противоположно метафизическому и идеалистическому пониманию материи. Нельзя разделять существующие в мире явления на две самостоятельные сферы: на собственно материальные объекты , как таковые, т.е. на материю в «чистом» виде, и на её свойства, связи, формы движения и т.п. Материю надо рассматривать во всём многообразии её видов , в единстве со всеми её формами движения, свойствами и проявлениями этих свойств. При этом недостаточно принимать во внимание только объекты неживой природы, неорганические тела. Нужно учитывать также все биологические и социально-организованные виды материи, открытые классиками марксизма-ленинизма, материальные общественные отношения. В этом случае движение, энергия, пространство, время, биологические и общественные процессы и т.п. будут выступать как свойства и проявления движущейся материи. Понятие материи, рассматриваемой с учётом всех форм её бытия и в единстве со всеми её свойствами, равнозначно понятию объективной реальности. Среди свойств материи возможна определенная иерархия: общее свойство само может обладать свойством, а у последнего в свою очередь возможны свойства или проявления. Нельзя отрывать свойства от материи, но и неправильно сводить 1 В.И.Ленин. Полн. Собр.соч.,т.18, стр.272-273. 2 В.И.Ленин . Полн. Собр. Соч., т.18, стр.131.