ОГЛАВЛЕНИЕ 3 Введение Глава I. Воспитанность 6 школьников 1. Критерии и показатели — воспитанности школьников 2. Диагностические программы 14 изучения воспитанности 3. Изучение и анализ 36 воспитанности Глава II. Перестройка процесса 48 воспитания в школе 1. Организация опытной работы по повышению эффективности — воспитания 2. Оценка и самооценка как условие и метод воспитания 56 личности 3. Управление нравственным развитием коллектива. 67 школьников 4. Взаимодействие школы и 60 семьи в воспитании Глава III. Демократизация 91 воспитательной работы 1. Поиски путей повышения эффективности методов воспитания 2. Демократические формы развития самостоятельности суждений и поведения 95 школьников 3. Методика pa6oты школьного клуба по развитию самопознания и культуры общения 108 старшеклассников 140 Приложения 144 Литература^ М. И. ШИЛОВАУЧИТЕЛЮ О ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ББК 74.200 Ш59Рецензент кандидат педагогических наук Н. Л. СЕЛИВАНОВ^ Научное издание Шилова Мария ИвановнаУчителю о воспитанности школьников Зав. редакцией Василькоза Ю. В. Редактор Мясникова Н. А. Х у дож ест ве н и ы и редактор Гаврилин Е. В. Технический редактор Зотова Л. А. Корректор Рейбекель В. Н. ИБ № 1490 Сдано в набор 25.12.89, Подч^ чно в печать 28.03.90. Формат 84Х108 1/32. Бумага тип. № 2. Печать высокая. Гарнитура литературная. Усл. печ. л. 7,56. У ч.-изд. л. 8.19. Усл. кр.-отт. 7,88. Тираж 50000 экз. Заказ № 650. Цена 35 коп. Издательство «Педагогика» Акгд мин педагогических наук СССР и Государственного комитета СССР по печати. 107847, Москва, Лефортовский пер., 8 Набрано в ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени МПО «Первая Образцовая типография» Государственного комитета СССР по печати. 113054, Москва, Валовая, 28 Отпечатано во Владимирской типографии Гос-иомпечати СССР. 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, 7 Шилова М. И. Учителю о воспитанности школь-Ш59 никое.—М.: Педагогика, 1990.- 144 с.— (Б-ка учителя и воспитателя). ISBN 5-7155-0241-6 В книге рассказывается об опыте работы учителей школ Красноярского края по изучению воспитанности учащихся. Представлены критерии оценки воспитанности, материалы из практики работы педагогических коллективов и отдельных учителей, которые помогут в воспитании школьников. Для учителей и директоров школ. .4306000000—063 ш 005(0t)-90 60-90 ISBN 5-7155-Q244-6 ББК 74.200 © Шилова М. И. Издательство «Педагогика», 1990ВВЕДЕНИЕ Хорошо воспитанные дети — радость матери, гордость учителя. Сила государства в идейно-нравственных устоях народа. К сожалению, элементы социальной коррозии, возникшие в последние годы, негативно сказались на духовном настрое общества. Они незаметно подтачивали высокие нравственные ценности нашего народа — идейную убежденность, трудовой энтузиазм, советский патриотизм, интернациональные отношения. В ходе перестройки и обновления нашей жизни, в том числе и жизни школы, идет острая борьба идей, стилей мышления и поведения, психологических настроев и установок. В связи с этим среди методологических и теоретических проблем воспитания на одно из первых мест выдвигаются проблемы формирования личности, ее воспитанности. В материалах реформы общеобразовательной и профессиональной школы определены основные показатели результативности учебно-воспитательного процесса: глубина и прочность знаний, идейные и нравственные качества воспитанников, подготовленность их к жизни и труду. Идейно-нравственная воспитанность школьников — важнейший показатель эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Ее повышение есть одновременно и задача, и результат. Идейно-нравственные качества человека в конечном счете определяют его социальную ценность, ибо от них зависит содержание жизненных целей личности, направленность и степень реализации ее способностей, знаний и умений. Демократизация и гласность включили школьников в анализ «запретных зон» социально-политической жизни, перестраиваются на принципах демократизма отношения между педагогами и учащимися. Все это требует умения слушать других, уважать их точку зрения, быть сдержанными и доброжелательными, подходить к вопросам с принципиальных позиций. Только в этом случае смелые критические замечания, высказывания, требования самостоятельности не могут быть расценены как проявления невоспитанности. Сегодня нужны люди, активно развивающие и саморегулирующие свои индивидуальные способности, деятельность и поведение. Их формирование возможно при условии, если педагогические воздействия и внутренние стремления школьников, направленные на самовоспитание и самоорганизацию, будут согласованными. 3 Испытывая потребность в перестройке учебно-воспитательного процесса, учитель нередко не может решать оперативно конкретные вопросы. Например, планируя воспитательную работу, не все педагоги предвидят ее результаты, влияние на школьников, нередко формально ставят задачи воспитания, не используют знания сильных и слабых сторон личности, не учитывают уровни самостоятельности школьника и всего коллектива учащихся. Создавая ученический коллектив, учитель не всегда целенаправленно руководит его развитием, зачастую не владеет соответствующим педагогическим инструментарием. Следовательно, разработки критериев и признаков воспитанности школьников, методики ее изучения, анализа и самоанализа необходимы не только в экспериментальных целях, но и каждому учителю для практического использования. Эти вопросы связаны с изучением как отдельной личности, так и целых коллективов учащихся, норм и отклонений в их обучении и воспитании, с выбором конкретных мер, направленных на разрешение возникающих трудностей, т. е. с диагностикой в педагогике и более эффективным управлением процессом воспитания. Научно-методическая работа в Красноярской общественной лаборатории НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, многолетнее сотрудничество с учителями по совершенствованию воспитательного процесса и изучению воспитанности школьников помогли автору выявить положительный опыт, который накопился в школах города и края. Автор считает своим долгом обобщить и теоретически обосновать его и представить учительству. Основная цель этой книги — помочь педагогам в их работе по изучению и воспитанию социально значимых качеств личности, развитию ее субъективных сил. Что понимается под воспитанностью школьника? Какие показатели ее характеризуют? Какие признаки указывают на развитие тех или иных качеств личности? Как можно проанализировать это развитие, побудить учащегося работать над собой? Все эти вопросы освещаются в книге. Предлагаются разработанные автором и проверенные в школах диагностические программы и методика изучения, анализа и самоанализа воспитанности младших школьников, подростков и старшеклассников, уровней развития классных ученических коллективов, воспитания детей в семье, содержания и4 методов воспитательной работы классного руководителя. Раскрывается методика целенаправленного изучения и своевременного распознавания воспитанности учащихся (их сильных и слабых сторон), использования получаемой информации при конкретизации задач воспитания, выборе содержания, методов и форм деятельности, анализе результатов воспитательной работы. Поиск оптимальных вариантов характеристики учащихся, приемов учета и хранения информации об их воспитанности продолжается. Автор не ставила перед собой задачу раскрыть все аспекты изучения личности и остановилась только на трех ее основных гранях: идейно-политической, трудовой и нравственной, учитывая их значимость в целостном процессе воспитания. В книге показаны возможности перестройки воспитательной работы в школе на основе анализа взаимосвязей между воспитанностью учащихся и развитием классного коллектива, а также между воспитанностью и методами работы классного руководителя, деятельностью школьников. На примере опытной работы педагогических коллективов описываются способы приобщения классных руководителей, учащихся, родителей к анализу и самоанализу воспитанности. Раскрываются пути использования в рамках сложившейся системы воспитания новых демократических форм (клубы «Встреча», «Диалог», «Веселая суббота», «Аукцион» и др.). Автор выражает надежду, что эта книга в какои-то мере поможет учительству в перестройке воспитания школьников, будет способствовать его творческим находкам и открытиям. 5Глава I. ВОСПИТАННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ^ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВПериод застоя экономической, политической и социальной жизни в нашей стране не мог не отразиться на воспитанности школьников и разработке методик воспитательной работы. Разрыв между словом и делом привел к обесцениванию самых правильных лозунгов и самых притягательных идей. Оценка воспитательной работы давалась преимущественно на вербальном уровне, на первом месте была парадная отчетность. Пионеров и комсомольцев приучали выступать с трибун, рапортовать об успехах и давать торжественные обещания, не научив обязательному подкреплению своих слов практической работой. Откровенность при обсуждении самого широкого круга вопросов внутренней и внешнеполитической жизни, признание замалчивавшихся долгие годы исторических ошибок и социальной несправедливости способствуют формированию гражданской зрелости, .ответственности за судьбы Родины, но требуют и более тонкой и действенной работы по развитию у молодых людей адекватного отношения к задачам перестройки. Возвращение к ленинской политике стало псточни ком морального очищения сознания людей, их социальной активности. И может быть, как никогда раньше, актуальны сегодня слова В. И. Ленина: «Государство сильно сознательностью масс», которые «все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» 1. Сознавая личную ответственность за результаты воспитания, за развитие каждого школьника, учитель постоянно задает себе вопросы: что делать? По какому пути пойти, чтобы содействовать становлению личности каждого учащегося в его школьные годы? Проблема формирования личности, по мнению А. С. Макаренко, может быть решена только в том случае, если в каждом человеке видеть личность. Перестройка воспитательной работы требует, чтобы учитель ясно представлял цель своей работы, мог оценить промежуточные и конечные результаты развития^ 1Ленин В. И. Полы. собр. соч. Т. 35. С. 21. 6 личности каждого своего ученика. Показатели эффективности воспитания следует искать как в свойствах воспитательной системы, так и в ее результатах — в развитии ребенка, его воспитанности. Знание результатов воспитательной работы позволит наметить дальнейшие пути воспитания и сделать его более эффективным. Однако в периодической печати и в практике отмечается, что воспитательная деятельность осуществляется без «обратной связи», результаты ее не фиксируются и не анализируются. Отсутствие целевой установки на изучение и анализ воспитанности школьников обедняет деятельность педагогического коллектива, является причиной плохого информационного обеспечения процесса воспитания, что не позволяет эффективно управлять им. Характеризуя воспитанность школьников, учитель исходит прежде всего из целей обучения и воспитания. Критерии же оценки избираются разные. Одни считают главным послушание и исполнительность, вежливость и . культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной активности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников. Учителя и родители чаще всего сетуют на неуважительное отношение детей к старшим, грубость в общении со сверстниками, безответственность и леность в учении. Может ли считаться воспитанным школьник, который всегда послушен, никогда не спорит, не отстаивает своего мнения? Показывает ли участие подростка в неформальном объединении его невоспитанность? Как измерить и оценить воспитанность школьников? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с анализом и оценкой воспитанности школьников, необходимо определить, какого проявления воспитанности мы ждем от них в данных условиях и на данном уровне возрастного развития и личностного становления. Что принять за критерии, признаки и показатели воспитанности? Надо ли учителю, классному руководителю изучать все многообразие свойств и качеств личности школьника? Какой должна быть мера педагогического руководства деятельностью и поведением учащегося? Каковы условия развития нравственной ответственности школьника? Задача науки разработать и предложить для использования на практике 7 критерии и методику изучения и повышения уровня воспитанности учащихся разных возрастных групп. Что же предлагает научная и методическая литература в помощь учителю и классному руководителю? Философские исследования по этике составляют методологию проблемы нравственного развития личности. Одним из основополагающих понятий является нормативная регуляция поведения людей, в которой различают обычно-традиционную и морально-нравственную формы. Первая порождается повторением и закреплением однотипных действий в виде общеобязательных стереотипов поведения. Вторая возникает на основе оценочно-аналитического, критического отношения к ним в виде представлений о должном и ценном, о добре и зле. Общепринятые, повсеместно существующие формы поведения и отношений становятся обязательными для всех и каждого. В жизни это проявляется как приспособление отдельных взрослых людей и молодежи к требованиям того окружения, в котором они живут. Морально-нравственная регуляция, базирующаяся на представлениях личности о гуманистических ценностях, нередко ставит ее в противоречие с существующими формами поведения и требованиями окружающих людей. Моральная позиция человека в обществе нередко характеризуется как неконформная, но это вовсе не значит, что такое поведение нормативно нерегулируемо, просто механизмы регуляции при этом отличны от механизмов регуляции при помощи обычаев и традиций. Каковы же различия вышеназванных форм регуляции? Критерием обычно-традиционной регуляции выступают сложившиеся образцы общепринятого поведения, а моральной — представление о добре и истинных ценностях. За соблюдением норм и традиций следит общность людей, к которой принадлежит человек и обычаев которой придерживается. Окружающие люди выполняют функцию контроля и нормативных требований друг к другу. В моральной регуляции человек предъявляет сам себе требования, соответствующие присвоенным им моральным нормам и принципам. Следовательно, чтобы воспитать личность школьника, надо сформировать у него представления о добре и зле, истинных ценностях и развить моральную регуляцию и саморегуляцию. Названные формы нормативной регуляции обусловливают различные способы преодоления отклонений от нормы. В первом случае (в обычно-традиционном 8 регулировании) такими способами служат воздействия других людей, внешние санкции и требования. Во втором (в моральном регулировании) — внутренние требования личности, самоанализ и самооценка, собственная совесть. В первом случае формируются качества «общественного индивида», во втором — происходит становление нравственной личности. В воспитании должны присутствовать оба вида регуляции, обеспечивающие различные подходы к воспитанникам. Сейчас, как никогда, актуален анализ конфликтных ситуаций и противоречий между индивидуальными и общественными интересами, которые требуют нормативной регуляции деятельности и поведения. В школьной практике могут стихийно возникать или создаваться преднамеренно ситуации, которые требуют разрешения таких противоречий. В ситуациях, когда используются нормы для разрешения противоречий между интересами отдельных школьников и социально значимыми целями группы, налицо нормативная регуляция поведения. Однако на практике конфликты чаще всего разрешаются командным или «силовым» способом и редко на нравственной основе. При этом имеет значение, от каких притязаний должен отказаться школьник в угоду соблюдению предъявленной нормы. Если есть возможность хотя бы частично удовлетворить желания и намерения школьника, конфликт чаще всего разрешается нормативно. Если же школьника вынуждают полностью отказаться от первоначальных притязаний, то разрешение конфликта затрудняется или делается невозможным. Педагогическая проблема состоит в том, как обеспечить нормативную регуляцию в деятельности и поведении школьников. Наблюдения за жизнью школы показывают, что поведение согласно нормам, принятым в обществе, обеспечивается тогда, когда требования выдвигаются всеми членами группы. Соблюдение предъявляемой нормы выступает способом разрешения противоречия или конфликта. Главное здесь — готовность следовать этой норме и при отсутствии внешнего давления. Подобные нормы функционируют чаще всего в самостоятельной деятельности школьников, в процессе общения со сверстниками, во временных неформальных объединениях. При морально-нравственной регуляции школьник сам делает выбор между индивидуальной заинтересован- 9 ностью в каком-то действии и моральной значимостью этого действия или поступка. Если потребности и интересы школьника не учитываются, то возникает конфликт между устремлениями учащегося и нормативными требованиями. Школьник перестает воспринимать ставящиеся перед ним задачи, нередко ведет себя негативно, особенно когда взрослые настаивают на своих требованиях. Такая реакция проявляется чаще всего у школьников с завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Желая добиться соответствующей оценки окружающих, они любым способом стремятся доказать свои притязания. Отрицание требований, предъявляемых педагогами и взрослыми, наблюдается и в том случае, если школьник не готов в данный момент выполнить ставящиеся перед ним задачи или может выполнить их хуже, чем это сделают другие, что может изменить его статус в коллективе. Знание этих закономерностей позволит учителю предупредить конфликтное поведение школьников. Если. же учащийся не может выполнить требования старших, но желает сохранить высокую оценку своих возможностей у окружающих, начинает складываться дисгармоническая структура личности, с трудом поддающаяся перевоспитанию. Точно так же, если нравственная норма предъявляется в форме требования и за неумение выполнить его учащиеся получают порицание или наказываются, возникают отрицательные переживания, которые в случае повторения начинают неблагоприятно сказываться на развитии личности. Предотвратить возникновение конфликта между требованиями выполнить ту или иную социальную норму и потребностями личности можно, лишь развивая адекватные самооценки и саморегуляцию деятельности и поведения. Нежелательные потребности должны не подавляться, а вытесняться более сильными мотивами, стремлением к положительному образцу, к нравственному идеалу. Здесь многое зависит от учителя, от того, насколько он владеет критериями воспитанности, знает личностные возможности учащихся, умеет предъявить им нормативные требования и как общечеловеческие, нравственные образцы, и как социально и личностно ценностные ориентиры. В науке утвердился интегральный подход к изучению и характеристике воспитанности, суть которого 10 в поисках стержневых критериев воспитанности. В психолого-педагогической литературе можно встретить рекомендации использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношения школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В. А. Яковлев, А. С. Белкин и др.), активную жизненную позицию (Т. Н. Мальковская, Н. Ф. Родионова), направленность личности (Л. И. Божович, Т. Е. Конникова, 3. И. Васильева, А. В. Зосимовский и др.). Е. В. Бондаревская отстаивает критериально-уровневый подход, т. е. изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развития нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения. Реальные проявления этих компонентов рассматриваются ею как критерии нравственной воспитанности 1. Анализ содержания исследований показывает, что хотя ученые расходятся в определении критериев воспитанности, ведущих признаков, показателей, раскрывающих ее сущность и уровень, все они единодушно признают необходимость изучения, возможность учета результатов воспитания, ставят задачу дальнейшей разработки данной проблемы. Наши позиции совпадают с позициями других исследователей, уверенных в возможности повышения эффективности воспитательного процесса при условии изучения воспитанности школьников. Рассматривая разные исследовательские подходы, важно заметить не только расхождения, но и общие позиции и иметь их в виду при обосновании критериев и показателей воспитанности. Общепринято считать интегральным показателем воспитанности школьников их общественную направленность, которая выражается во взглядах, убеждениях, идеалах личности. 3. И. Васильева обращает внимание на то, что направленность при высоком уровне ее сформированности характеризуется социально значимыми личностными образованиями — научным мировоззрением и идейностью, ценностными ориентациями. На разных возрастных этапах направленность проявляется в виде простых образований: отношений к окружающей действитель-1 См.: Бондаревская Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Учебное пособие по спецкурсу. Ростов н/Д, 1976.11 ности, труду, людям. Эти отношения выражаются в действиях и поступках, в суждениях, оценках и самооценках. Репрезентативным показателем воспитанности школьника 3. И. Васильева признает наличие социально-нравственных качеств. С этой целью она предлагает изучать как отдельные качества личности, так и их комплексы и совокупности. По уровню их сформированности и дается общая оценка воспитанности школьников 1. Качества личности, по определению Л. И. Божович, «представляют собой результат усвоения ребенком существующих в данном обществе форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения»2. Такая трактовка качеств личности в свое время обогатила теорию, вывела ее на мотивацию, па взаимосвязь мотивов со способами поведения и в какой-то мере подвела к пониманию качеств в связи с деятельностью. Мы рассматриваем качества как результат и обобщенное выражение устойчивых отношений личности, ее деятельности и поведения. Нравственные качества формируются на основе и в связи с другими личностными образованиями, раскрывающими отношения человека к обществу, труду, гуманное отношение к людям и принципиально-требовательное к самому себе, Вступая во взаимодействие, они рождают новые свойства — воспитанность личности. Однако, отмечая близость категорий качества и воспитанности, мы не отождествляем их, поскольку определенные качества присущи всем людям, а воспитанность — далеко не каждому. Воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, нравственным содержанием и направленностью, уровнем развития. Воспитанность — это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе.1 См.: Васильева 3. И. Коммунистическое воспитание учащихся в учебной детельносги. Л., 1980. С. 30.2Божович Д. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 271, 12 Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и культуру общения. Преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности. Для воспитанного советского человека самосознание, ответственность за общественные дела являются определяющими мотивами поведения. В воспитанности проявляются, с одной стороны, нравственные требования общества, которые отражаются в его моральном сознании, в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоенные каждым отдельным человеком принципы, направляющие, регулирующие и контролирующие его действия и поступки. В процессе самоконтроля и регулирования общественного поведения и деятельности нормы и принципы закрепляются и становятся качествами личности, характеризующими воспитанность. В определении признаков воспитанности школьников необходимо учитывать их возрастные возможности. Будучи объектом воспитания, школьники становятся субъектами активной деятельности и самовоспитания не сразу, а по мере того, как развиваются их интеллектуальные возможности, способность к оценке и самооценке, регуляции своего поведения и поведения других, самостоятельной организации деятельности. При этом признаком становления воспитанности выступает самостоятельное принятие правильного поведенческого решения, степень проявления саморегуляции. Учителю и классному руководителю нужно помнить, что самостоятельность выражается в умении ставить перед собой цели и задачи, принимать решения и делать оправданный, обоснованный выбор способов деятельности. Тенденция к осуществлению самостоятельных волевых поступков на основе усвоенных нравственных принципов и норм, моральных убеждений и привычек отражается в саморегуляции. Самостоятельность в организации деятельности и саморегуляция поведения рассматриваются нами как основные признаки становления воспитанности. Это чрезвычайно важные признаки и потому, что завершается борьба мотивов, проявляется поведение в конкретных обстоятельствах. Какой комплекс личностных качеств может выступать как показатель воспитанности личности школьника? Это не простой вопрос. Ведь психологи насчиты-13 вают около 1500 различных качеств и свойств личности. Естественно, что изучить сформированность каждого из них невозможно. Важно выделить отношение человека к обществу, к деятельности, осознание общественной значимости труда, отношение к другим людям и самому себе. На этой основе попытаемся систематизировать различные качества и свойства личности и определить программу воспитания их у советских школьников.^ 2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАННОСТИ Организация воспитательного процесса требует перевода сложных методик исследований на язык практики. Предлагаемые же в настоящее время программы изучения личности часто не учитывают реальные возможности учителя и фактор его времени. Работникам школ для изучения воспитанности учащихся нужны доступные программы с кратким описанием типичных показателей и признаков, не требующие много времени для их освоения. Кроме того, нужны программы, которые помогали бы конкретизировать цели воспитательной работы, определять тактику и стратегию работы с классом, позволяли подойти дифференцирование к учащимся с разными уровнями воспитанности и обеспечить индивидуальный подход к каждому школьнику. Все эти требования выполнимы только в том случае, если воспитанность анализируется во взаимосвязи с основными условиями и факторами становления личности школьника, а данные изучения помогают обосновать выбор содержания и методов воспитания. При этом учитель должен иметь возможность соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным и предвидеть более отдаленный результат своей работы. С учетом этих требований мы и разрабатывали свои диагностические программы. Поскольку сознательная саморегуляция поведения и самоорганизация деятельности проявляются у школьников по-разному в отношении к учебному и физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям, проявления воспитанности анализируются с учетом наблюдений широкого спектра отношений. Необходимость анализа сильных и слабых сторон лич- 14 ности, ее способности к самоанализу и самовоспитанию побуждает к вычленению формирующихся качеств. Весьма важен вопрос о том, какие качества личности следует формировать на определенной ступени развития. Для обоснования выбора социально значимых качеств использовался контент-анализ — качественно-количественный метод фиксации и анализа единиц изучаемого содержания документов (официальные и личные, материалы массовой и межличностной коммуникации, литературы, искусства и т. д.). В нашей работе проанализированы суждения и термины, раскрывающие цели и задачи воспитания, свойства и качества советского школьника. Были изучены суждения 938 школьников IV—Х классов о том, как они представляют себе воспитанного сверстника. Исходным при этом стало положение о том, что партийные документы представляют анализ состояния теории и практики, актуальных проблем воспитания и задают социально значимую программу деятельности; нормативные документы выражают объективные потребности развития народного образования и задачи воспитания; специальная, профессиональная, научно-теоретическая литература освещает избранную проблему, в ней отражены и обоснованы единицы анализа. Естественно, что в документах и исследованиях формулируются задачи разных уровней, характеризуются сложные и простые свойства и качества личности, но при этом явное предпочтение отдается идейно-политическим и нравственным качествам. Идею о том, что нравственное воспитание должно осуществляться на основе идейно-политического, не раз высказывала Н. К. Крупская. О единстве гражданского и нравственного воспитания писал А. С. Макаренко. Комплексный подход реализовал В. А. Сухомлинский. Современные исследователи продолжают его разрабатывать. При анализе воспитанности и оценке эффективности воспитания необходимо иметь в виду как конечный, так и промежуточные результаты. Для этого важно, чтобы в программе и методике изучения воспитанности школьников были вычленены не только качества, но и признаки, приметы становления и развития этих качеств, чтобы методика позволяла изучать главное, осуществленное в деятельности и поведении школьников, и в то же время давала возможность фиксировать 15 сдвиги в их развитии в соответствии с целями воспитания. Измерение и фиксация качественных характеристик воспитанности требуют создания своих эталонов-шкал, с которыми можно было бы сравнивать изучаемый объект. При ранжировании различных педагогических явлений часто тем или иным уровням приписываются определенные «веса», чтобы затем проводить измерения. Некоторые исследователи считают, что цифры из-за своей абстрактности не позволяют оценить и распознать приметы воспитанности. Изучение воспитанности облегчают дифференцированные и доступные для практического использования диагностические программы. На основе теоретического анализа проблемы, кон-тент-анализа, изучения опыта педагогов-практиков, суждений школьников и родителей нами разработана минимальная диагностическая программа и методика распознавания и измерения уровней воспитанности школьников-подростков. В программу вошел минимум нравственных качеств. Мы структурировали их, выделив группы в соответствии с основными социальными отношениями: отношение к обществу, его идеологии и экономике (общественно-политическая активность, долг и ответственность в общественной работе, дисциплинированность, бережливость); отношение к труду (прилежание в учении, понимание важности общественно полезного труда); отношение к людям (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость); отношение к себе (простота и скромность). Большинство качеств, внесенных в программу, совпадают с теми, которые были предложены другими исследователями (Е. В. Бондаревской, Н. Ф. Ефременко, А. И. Кочетовым, Н. И. Монаховым, В. С. Ханчиным и др.). Это свидетельствует о том, что комплекс выделенных качеств отражает объективную реальность. Динамику, признаки проявления разных уровней сформированности качеств раскрывают соотношение внешней регуляции и саморегуляции, степень самостоятельности и направленность деятельности и поведения школьника. Включая в программу изучения воспитанности указанные признаки, педагог может активизировать субъективные силы школьника, вовремя заметить переход внешних воздействий во внутренние побуждения ' и стимулировать развитие самостоятельности. 16 В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выделить три уровня воспитанности (высокий, средний, низкий) и невоспитанность. Нравственная невоспитанность школьника проявляется в отрицательном опыте поведения, в неразвитости самоорганизации и саморегуляции. Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется. Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляции наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции. Признаки разных уровней воспитанности выделенного комплекса качеств сведены в диагностическую таблицу (см. табл. 1). В ней представлены показатели и признаки (приметы) разных уровней воспитанности, которые выступают в качестве условных дифференциальных описаний, конкретных «ключей» для распознавания. Например, высокий уровень развития ответственного отношения к труду характеризует понимание школьником общественной ценности труда, интерес к занятиям по труду, добросовестное отношение к общественно полезному и производительному труду, умение побудить к труду других. О среднем уровне можно говорить, если школьник проявляет все признаки высокого уровня, кроме одного: сам не организует общественно полезный труд и не побуждает к нему других. Если школьник трудится лишь при наличии требований и контроля со стороны педагогов и товарищей, то это проявление низкого уровня. Школьники с очень низким уровнем не любят трудиться и уклоняются от труда даже при наличии требований и контроля. 17 Таблица 1^ Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся IV — IX классов Отношения Показатели воспитанности ярко проявляются Признаки пpoяв^ проявляются пения воспитанности слабо проявляются не проявляются 1 2 3 4 5 6 К обществу Общественно-политическая активность Регулярно читает газеты, слушает передачи по радио и телевидению, политически хорошо осведомлен, активен в общественной деятельности Регулярно читает газеты, слушает передачи по радио и телевидению, политически хорошо