www.diplomrus.ru ® Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок ВВЕДЕНИЕ..._______...___________... . 4ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ФОТОГРАФИИВ РЕКЛАМНОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ________... 131.1 Начальный этап применения фотографии в графической рекламе (вторая половина XIX века). ... ...____. 131.2 Рекламная фотография в первой половине XX века...231.3 Современная рекламная фотографика. .____.___... . . .,. ... 34Выводы по материалу главы ... . ...47ГЛАВА II: ТЕХНОЛОГИИ АНАЛОГОВОЙ ФОТОГРАФИКИВ РЕКЛАМНОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ. ____________492.1 Методы формообразования рекламной фотографикина основе контактной печати..._______.___. . . .502.2 Методы формообразования рекламной фотографикина основе бесконтактной печати. . ... . .____.____. . ... . .___ 55Выводы по материалу главы. . ... . ... 59ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФОТОГРАФИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.________..._______603.1 Цифровая фототехника и ее применение в рекламном графическом дизайне... .___. ... ... . ._____... 623.2 Принципы и методы компьютерной обработки фотографической информации-------------______. ...____ 673.3 Методы проектирования многоуровневыхкомпьютерных фотоэффектов...763 3.4 Пути совершенствования автоматизированного художественногопроектирования рекламных графических композиций с использованиемфотографики...85Выводы по материалу главы...93^ ОБЩИЕ ВЫВОДЫ...95СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...97ПРИЛОЖЕНИЕ...110Введение ВВЕДЕНИЕГрафический дизайн в России в настоящее время является наиболее востребованной и доминирующей формой дизайнерской деятельности, что обуславливает необходимость осознания и научного обоснования его различных направлений и в том числе - рекламного графического дизайна.Рекламный "бум" в современном обществе позволяет говорить об экспансии рекламной империи, важнейшей составляющей которой является проектирование визуальной и в том числе фотографической информации для различного рода носителей - полиграфических, телевизионных (скрин дизайн), изделий текстильной и легкой промышленности: костюма (молодежного, спортивного, специального и т.д.), интерьерного текстиля, экстерьерного текстиля.От качества фотографической информации, воспринимаемой любой сложной системой, в том* числе человеком, зависит качество работы всей системы в целом.Основной задачей проектирования рекламного графического дизайна с использованием фотографики является восприятие информации без "излишней траты умственных сил" (Рене Декарт), или другими словами представление фотографической информации в адекватно найденной дизайнером выразительной художественной форме.Однако практика показывает, что художники, работающие в сфере рекламного графического дизайна, недостаточно осознают проектный5 творческий потенциал современной фотографики и не владеют методами еепроектирования с использованием современных компьютерных технологий.В чем же заключается особенности использования фототехнологий в современном рекламном графическом дизайне? Какие скрытые возможности образного отражения современной жизни несет в себе фотографика? Как рекламная фотографика взаимодействует с теоретическими и методологическими аспектами современного рекламного графического дизайна? Как влияет развитие автоматизированных систем проектирования на дизайн современной фотографики?Ответы на эти вопросы невозможно получить без научного анализа современного художественного проектирования рекламной фотографики и заинтересованного изучения истории применения фотоизображений в изобразительном, прикладном искусстве и графическом дизайне.Чтобы адресно использовать проектирование рекламных фотографических, а иногда - декоративно графических систем в коммуникативных процессах необходимо понимать конкретные формы их становления и видоизменения во времени.Особую роль в осмыслении этих процессов играет изучение истории американского и европейского дизайна, сыгравших исключительную роль в развитии рекламного графического дизайна.Однако, по сравнению с художественным конструированием рекламный графический дизайн - крайне мало и неравномерно исследованная область. Талантливые труды М.С. Кагана [1], К.М. Кантора [2], Е.В. Черневича [3,4,5], В. Черниевского [6],Л. Шагуловой [7], Н.В. Воронова [8,9], М. Аникста [10], А.В: Ефимова [11], А.Н. Лаврентьева [12,13,14], СИ. Серова [15], Э.М. Глинтерникса [16,17], В.Г. Кричевского [18 - 23], И.Н. Стор [24] и ряда зарубежных исследователей P. Meggs [25], S. Bojko [26], С. Karginov [27], С. Leclanche-6Boule[28], S. Campton [29], V. Margolin [30], C.Lodder[31],H. Spensor [32,33], J. Lewis [34] и др. раскрывают далеко не все проблемы истории и теории графического дизайна и практически не касаются проблем проектирования фотографики в современном графическом дизайне.Изучение внедрения фотоизображений в различные виды искусства и рекламный графический дизайн начали К. Блоссфельд [35], А.М. Родченко [36], Ман-Рей, Л.М1 Лисицкий [37], Г.Г. Клуцис, А. Ренгер-Патч, Я; Функе, Ливиус фон де Бундт и другие пионеры фотографики, графического дизайна и авангардного искусства.Поскольку специальных исследований по проблемам проектирования фотографики и использования фотоизображений в современном рекламном графическом дизайне нет, то исследовались труды по эстетике и художественно-выразительным средствам фотографииН.Д. Панфилова [38,39], Э. Хокинса[40], Д. Эйвона[40] и др.; труды по истории фотографии С.А. Морозова [41], Н.М. Раскина [42], В;А. Никитина [43], И.А. Головнина [44], Н.Н. Рахманова [46], P. Tavsk [46], J. Green [47], J. Hughes [48], U. Peters [49], L. Gaunt и Р. Petrold [50] и др., книги по теории фотографического процесса Я.М. Катушева и В.И.Шеберстова[51], В.А. Яштольда-Говорко [52], К.В. Чибисова [53], А.В. Редько [54], А.Л. Катуржанского [55], Б.И. Шапиро [56] и др., пособия и руководства по методике и технике фотоработы В.П. Микулина [57], И.Б. Миненкова [58], Л.И. Цукермана [59], С.Л. Ошанина иВ.Н. Танасийчук [60], О.А. Осипова [61], А.Г. Волгина [62],К. Сюттерлина [63], Ф. Готлопа [64], Э. Митчела [65], Е.А. Иофиса [66], Д. Марли [67], Д. Дариуса [68], Х.Лу Гибсона[69], Т. Вудхеда [70], Р. Рессинга [71], Л. Пренгеля [72], М. Лэгфорда [73], Д. Килпатрика [74], Д. Хеджкоу [75], A.Bruck [76], Н. Sponholz [77], D. Petrold [78],7 W. Koshatzky [79] и др., журналы по фотографии (Фотографическоеобозрение, Вестник фотографии, Фотограф, Советское фото, Фотография, Фото-газета, FOTO-VIDEO, Потребитель, Фотомагазин, Фототехника, Fotografia, Fotografie, Fotografik, Fotomoveszet, Camera, Foto magazine, ephoto, Foto, Portfolio, PSA journal и др.), книги, альбомы и каталоги о мастерах фотоискусства Ж.-Н. Ньепсе, Л.-Ж.-М. Даггере, В.-Г.-Ф. Талботе, Г.Ф. Турнашон-Надаре, К. Блоссфельде, А.О. Карелине, М.С. Напельбауме, А.М. Родченко, Л.М; Лисицком, Л. Моголи-Надь, А. Стиглице, Л.Бассмане, А.Картье-Брессоне, Д.Бейли, Р.Аведоне, Р.Гибсоне, Я.Саудеке, А.Лейбовице, Л.Гринфилде, П.Роверси-Черрути, П:Линдберге, В.Скребнески, В.Клавихо, А.Колмыкове, А.Чежине.Грамотное использование фотографики в рекламном графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности невозможно без знания трудов по истории, теории и методике орнаментации текстильных изделий, изложенных в трудах Н.Н. Соболева [80,81], А.-де Морона [82], Н.П. Бесчастнова [83], Ф.С. Рогинской [84], В Л. Берестневой [85], Э.В: Кильчевской [86], В.М. Шугаева [87], СВ. Иванова [88],В.Н. Козлова [89], Л.М. Буткевич [90] и др., изучения исследований по истории, теории и методике художественного проектирования костюма, в трудах М.Н. Мерцаловой [91], Е.В. Кирсановой [92], Р.В: Захаржевской [93], Т.В. Козловой [94,95], Ф.М. Пармона [96,97], Т.С. Гориной [98],Ь. Kybalova [99], V. Fehlig [100] и др.Анализ современных фотоизображений проводился при изучении журналов модной одежды и декора: Индустрия моды, Текстиль, Burda, L'officiel, Harper's BAZAAR; Vogue, ELLE, ELLE декор, Hermes, Step, Ornamente Textiles Gestalten international и в каталогах модных изделий различных фирм, выпускающих изделия массового спроса Otto, Baur, Kays Worldwide, Bader, Heine, 3 suisses, Apert impressions, Freemans of London и8др., разбора фотокомпозиций в журналах по современному графическомудизайну Interpressgrafik, Дизайн-студия и др.Современные тенденции в области проектирования фотографики изучались на материалах крупных международных выставок и центров моды: Moda Moscow, Leipziger Mode Messe, Kolner Modemessen, SEHM-Salon International de la Mode, Modemessen Dusseldorf, Kopenhagen Fashion Fair, Pitti Immagine Vomo, Premier Collections Birmingham, World Fashion Center, PR-Арт, Дизайн-полиграфия, Дизайн-реклама, London AD master, Kolner Modemessen, SEHM-Salon International de la Mode, Modemessen Dusseldorf, Kopenhagen Fashion Fair, Pitti Immagine Vomo, Premier Collections Birmingham, World Fashion Center и др.Тенденции применения фотографики изучались также в Интернете на сайтах: http://fashion.net, http://fashiontime.ru, http://www.avrilstudio.com, http://www.geh.org. http://fashiontv.com. http://fashion.com. http://www.moda.ru. http://fashion-monitor.com. http://www.fg.ru. http://www.ftv.com. и др.Таким образом, художественное проектирование рекламной фотографики вбирает в себя, кроме практики, две основные ветви исследований: труды по фотографии и специальные исследования в области рекламного графического дизайна. На сплетении этих ветвей возникает и развивается методика современной рекламной фотографики. Она развивается не без влияния общих тенденций в искусстве и дизайне XX -начала XXI веков.Данная диссертация - первый опыт комплексного, системного исследования дизайна рекламной фотографики с использованием автоматизированных систем проектирования. Осознание идеи современной проектной культуры (К.М. Кантор [101,102], М.С. Каган [103, 104], В.Ф.Сидоренко [105, 106, 107], О.И. Гинесаретский [108, 109], К.А.Кондратьева [ПО, 111], Г.Г. Курьерова[112] позволяет внедрить9 исторический и современный опыт в области фотографики в рекламномграфическом дизайне.Цели и задачи: диссертации. Цель диссертации — выявление; принципов! и разработка методов проектирования фотографики для современного1 рекламного графического дизайна с использованием t компьютерных технологий.Для; реализации этой; цели в диссертации; решаются^ следующие исследовательские задачи:- рассматривается > исторический опыт внедрения фотоизображений '*. в рекламный графический дизайн;- выявляются хронологические рамки расширенного использования фотоизображений и фототехнологий в рекламном графическом дизайне;- анализируется взаимосвязь между развитием фототехнологий и формами применения фотографий в рекламном графическом дизайне..- разрабатываются методы проектирования творческой фотографики с применением современных компьютерных технологий, с заранее запрограммированными художественно выразительными графическими средствами.Объект, предмет и границы исследования. Объектом исследования является практика рекламной фотографии ш художественной рекламной? фотографики, предметом f исследования - методы проектирования фотографики в рекламном* графическом? дизайне с использованием компьютерных технологий.Работа построена на материале истории и теории культуры, истории и теории фотографии и графического дизайна, методологи проектирования. В сферу исследования вовлечены образцы рекламных фотоизображений из10 истории американской, европейской и отечественной фотографии. Выбор иорганизация материала подчинены задаче выявления наиболее эффективных методов проектирования рекламной фотографики. Поэтому кроме исторического материала исследование включает экспериментальный поиск.Проблемы проектирования рекламной фотографики почти не: освещены в печати,, поэтому существенную роль в работе играет фактография применения фотографики в рекламных целях, способствующая * достижению цели исследования.За рамками исследования остаются проблемы психологии восприятия рекламной фотографики на различных носителях, технические аспекты производства рекламных фотографических композиций на изделиях текстильной и легкой промышленности.Методы исследования. Материалы диссертации исследуются на основе понимания современной культуры как проектной культуры и парадигмы «канон - проект» (В.Ф. Сидоренко) с применением целостного системно-методологического подхода к проблемам проектирования* фотографики в современном рекламном графическом дизайне.В" диссертации развертывается? историко-генетическая модель развития фотографики в рекламном графическом дизайне.В обработке обширного визуального материала использованы методы сравнительного анализа, классификации и типологизации.Научная новизна исследования.. Диссертация является первым комплексным исследованием принципов и методов проектирования фотографики с использованием компьютерных технологий в современном рекламном графическом дизайне. Автор впервые предпринял попыткуисистемного анализа художественной организации и творческих методов проектирования фотографики в историческом развитии: от появления фотографии до настоящего времени.Научная; и практическая значимость исследования.,Проведенное автором исследование обосновывает и научно» подтверждает методы применения фотографики, и фототехнологий в современном рекламном графическом дизайне. Рекламная фотографика с использованием компьютерных технологий — пока еще малоизученная область графического дизайна и диссертация восполняет дефицит исследований в этой области.Практическое значение диссертации заключается в том, что сформулированные в ней методы проектирования рекламной фотографики с использованием компьютерных технологий могут широко использоваться в современной проектной деятельности в области рекламного графического дизайна и уже внедрены в сферу дизайнерского образования специалистов текстильной и легкой промышленности.Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного характера и внедрены в учебный процесс — курсовое и дипломное проектирование по дисциплине "Композиция рекламы" на кафедре рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина.Фотографические композиции, спроектированные автором % на основе результатов исследования* были экспонированы на ряде художественных выставок. По теме диссертации имеется 6 печатных работ в сборниках научных трудов и тезисах научных конференций.12 Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедрырисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина.Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, обпщх выводов, списка использованной литературы.Общий объем работы - 177 с. она содержит 109с. машинописного текста и 68 рисунков. Список литературы - 172 наименования.13^ ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ФОТОГРАФИИ В РЕКЛАМНОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ.1.1 НАЧАЛНЫЙ ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ФОТОГРАФИИВ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНАXIX BEICA).Появление фотографии в 1830 году практически не оказало влияния на сферу графической рекламы. Вплоть до 1922 года фотография исполняла крайне незначительную роль в рекламном процессе, несмотря на ее незаменимую для* продвижения товаров способность - идеально точно отображать рекламируемые изделия.До механизации фотопроцесса было невозможно размножить фотографии до необходимого для рекламы количества по рентабельной цене. Даже с появлением ранних техник репродуцирования, таких как фотогравюра и фотолитография, каждое отдельное фотоизображение приходилось печатать отдельно и вручную наклеивать на основной печатный носитель рекламы.В I8605 году с изобретением полутонового печатного процесса появилась возможность печатать фотоизображения на машинах высокой печати. Однако по причине высокой стоимости необходимых химикатов и плохого качества оттисков, данный процесс не нашел широкого применения в рекламной промышленности того времени. Только в начале XX века с14 изобретением офсетной печати фотография, наконец, заняла свое место врекламном процессе. [113]Один из первых опытов применения фотографии в рекламе (1825 год) представлял собой изготовленные фотоспособом визитные карточки немецкого фотографа. К сожалению, по причине плохой техники фиксации фотоизображений того времени, ни одна из них не сохранилась. В? последующее время фотографы разных стран часто прибегали к подобного рода рекламе.Первая сохранившаяся реклама с применением фотографии относится к 1854 году и содержит текстовую информацию о продаже поместья на окраине Парижа и сопроводительную фотографию этого поместья. Реклама \ представляет собой небольшие рекламные карточки с вклеенной вручнуюфотографией, которые распространялись среди предполагаемых покупателей поместья. [114]Одним из первых рекламных плакатов, в котором была включена фотография, считается плакат сообщающий о вознаграждении в 100 тысяч долларов за информацию об убийцах президента США Абраама Линкольна. Каждый плакат содержит три небольшие вклеенные фотографии предполагаемых убийц. Поражает скорость изготовления этих фотографий. Известно, что Линкольн был убит 14 апреля 1865 года, а Джон Вилке, * изображенный на центральной фотографии, был застрелен 26 апреля, такимобразом, у фотографов, нанятых департаментом обороны США, было менее 12 дней на изготовление более 30 тысяч фотографий [113] (рис. 1).В литературе приводятся сведения о применении в конце 19 века больших плакатов изготовленных фото-способом в витринах лавок и магазинов, но ни один из них не сохранился [115].В это же время фотография активно применяется в рекламных каталогах, в основном, в области военной промышленности. Например,15 французский фотограф Лафон был нанят фирмой Хочкинс длядокументальной съемки и печати большого количества фотографий корабельных пулеметов и скорострельных ружей. В результате его работы был создан полный иллюстрированный каталог продукции, выпускаемой в 1870 году, который выгодно отличался от каталогов конкурентов наличием не только технической информации, но и фотографиями оружия в руках у французских солдат и моряков [116] (рис.2).Выпуск альбомов с гражданской рекламой, как правило, был не столь масштабен, ограничиваясь вклейкой фотографий отдельных товаров или фасадов магазинов в уже существующие альбомы, доступные публике на вокзалах и в гостиницах. Среди них выделяется своей техникой и идеей авторский альбом фотографа и художника рекламы Исайа В. Табера, созданный в 1884 году: «Виды и бизнес Сан Франциско» (рис.3). Альбом включал в себя виды улиц с информацией о лавках и магазинах, находящихся на них. Этот альбом является одним из замечательных примеров совмещения искусства и коммерции. Как писал сам Табер во вступлении: «Этот альбом представлен публике корпорациями и предприятиями реклама которых в нем содержится. Основная цель этой работы - объединить искусство и рекламу так, чтобы некоторые из многих тысяч деловых людей, перед которыми предстанет этот альбом в гостиницах и на вокзалах Америки, Англии и Австралии, получили информацию об индустрии и продукции Калифорнии и/или насладились прекрасными видами. Пользуясь этой возможностью,- издатель хочет поблагодарить подписчиков за их независимую поддержку и попросить публику относиться к альбому бережно» [117]. Необходимо отметить, что такое художественное отношение к рекламной продукции является скорее исключением из общих тенденций, и стало возможно только благодаря16тому, что ИсайаВ. Табер выступал, при создании альбома, не только фотографом, но и издателем.Исайа В. Табер в этом же году получил заказ на рекламную страницу типографии «Этикетки и литография Шмита» (рис.4). Использование возможностей самой типографии позволяло ему не думать о печатных расходах, Табер совместил на одном листе линогравюру, гравюру на металле и фотолитографические изображения печатных станков на которых и был отпечатан этот лист [113].Первое применение фотографии в рекламе текстильной продукции относится к 1890 году. Это был каталог продукции Американской компании Мунсинг Ундервеар (сейчас - Нортвестерн Книтинг), содержащий более 70 фотографий (рис.5). В подзаголовке к каталогу была свойственная фоторекламе того времени фраза: «Гарантируем, что все товары такие, какими они изображены» [118]. В этих словах отображена основная привлекательность фотографии для рекламодателей. Стоит отметить, что каталог по своей структуре незначительно отличается от современных аналогов.Начиная с изобретения дагерротипии, стал насущным вопрос о размножении полученного снимка. Изобретатели, и среди них Б.С. Якоби и А.Ф. Греков, пытались решить проблему посредством изготовления гальванопластических копий дагерротипа и попыток к превращению дагерротипной пластинки в печатную форму. В 1840м году А.Ф. Греков предпринял первые опыты по использованию дагерротипа в качестве печатной формы. Но количество оттисков, которое можно было получить с такой формы, было крайне мало, не более 20. Альфред Доне увеличил тиражеустойчивость формы до 40 оттисков, а Иозифу Берсу до 310. Однако в силу сложности процесса, стоимости химикатов и недостаточного для17 полиграфии количества, данный метод не нашел применения в полиграфиии рекламе [113].Первым, рациональным, а главное практически не ограниченным по количеству возможных копий явилось изобретение Уильяма Генри Фокса Тельбота, а именно, негативный процесс, калотипия, изобретенная им в 1841 году. Суть, процесса сводится к получению первоначального, негативного изображения на специальной бумаге, после чего можно было получить позитивное изображение засветив носитель светочувствительного слоя через негатив. Впоследствии специальная бумага была заменена стеклом, а потом и органическим прозрачным пластиком [42].С изобретением негативного процесса фотографию начинают применять в качестве книжных иллюстраций и в качестве изобразительного элемента в рекламном графическом дизайне.Фотолитография - следующий шаг в размножении фото оригинала. Она была изобретена Розе-Жозефом Ламерсье в 1840-1850 годах, в 1852 году он, совместно с Никола Леребуром, получает патент на разработанный ими метод получения литографских форм. Уже с 1860 года фотолитографию начинают применять для печати рекламных изданий большого формата. Однако, фотолитография на начальном этапе развития не позволяла передавать тонкие тональные переходы, типографам приходилось оперировать практически черно-белым изображением. G одной* стороны это лишало данный метод печати привлекательности фоторекламы, с другой, попытки проявить максимум деталей фотографии в черно-белом изображении впервые подтолкнули рекламное изображение к применению фотографики [119].В 1852 году Уильям Генри Фокс Телбот, английский ученый и изобретатель, провел следующий опыт. Он поместил кусок черного тюля между объектом, который он хотел воспроизвести (лист дерева) иСписок литературы