Реферат по предмету "Разное"


I. Статистические показатели по работе с молодёжью в публичных библиотеках рк II

СодержаниеI. Статистические показатели по работе с молодёжью в публичных библиотеках РК ………3 II. Библиотечные программы и проекты, направленные на молодёжную аудиторию ……….7 III. Молодой читатель в библиотечных исследованиях ……………………………………….11 IV. Информационная поддержка образования молодёжи …………………………………….15 V. Формирование информационной культуры молодых пользователей …………………….17 VI. Содействие гражданско-патриотическому развитию юношества и молодёжи в библиотеках …………………………………………………………………………………….20 VII. Развитие правовой культуры молодых пользователей …………………………………..29 VIII. Работа библиотек в помощь профориентации молодёжи ………………………………34 IX. Формирование здорового образа жизни молодёжи ……………………………………….38 X. Экологическое просвещение молодых пользователей …………………………………….43 XI. Поддержка и развитие чтения юношества и молодёжи …………………………………..45 Неделя молодёжной книги - республиканская библиотечная акция по продвижению чтения в молодёжную среду ………………………………………………..50 XII. Содействие формированию нравственных и эстетических основ молодой личности …57 XIII. Методическое обеспечение деятельности библиотек …………………………………...60 Заключение ………………………………………………………………………………………61 Приложение. Статистические показатели по работе с молодёжью в публичных библиотеках Республики Коми в 2010 году ^ I. Статистические показатели по работе с молодёжью в публичных библиотеках РКВ целом по всем публичным библиотекам РК в 2010 г. наблюдался продолжающийся читательский спад (читательская убыль в сравнении с 2009 г. составляет почти 11 тысяч человек). Половина из выбывших читателей – молодые люди (5,11 тыс.чел.). Доля молодых читателей снизилась с 22,9% в 2009 г. до 22,3% в 2010 г. По республиканским библиотекам в сравнении с 2009 г. продолжается динамика снижения количества читателей, особенно молодых (в целом на 1,5 тыс.чел., по молодым пользователям на 4,62 тыс.чел). Соответственно, падает доля молодёжи в общей читательской массе республиканских библиотек, т.е. средний читатель «стареет» (в 2009 г. в республиканских библиотеках читало 47,1% молодых людей, в 2010 г. – уже 40,9%). Снизилось количество молодых читателей НБ РК, упала и их репрезентативность (с 52,1% в 2009 г. до 46,7% в 2010 г.). Аналогичная ситуация в КРЮБ (снижение доли молодых читателей с 76,4% в 2009 г. до 61,9% в 2010 г.). В то же время произошёл рост количества пользователей, в т.ч. молодых в НДБ им. Маршака и КРСБС им. Брайля, возросла и доля молодых посетителей этих библиотек. Наиболее остро социально-экономические проблемы, существующие в РК, высвечиваются в муниципальных библиотеках районов республики (снижение количества читателей по сравнению с прошлым годом на 9,4 тыс.чел.). Эта цифра практически полностью покрывает общее снижение читателей по публичным библиотекам РК (движение читательских масс в 2010 г. - -10,9 тыс.чел., в т.ч. по муниципальным библиотекам - -9,4 тыс.чел., т.е. более 80% читательского спада приходится на муниципальные библиотеки). В целом по муниципальным библиотекам количество молодых читателей снизилось, но не так ощутимо (на 490 чел.). Рассмотрим статистическую картину более предметно. Если говорить о динамике численности молодых пользователей в муниципальных библиотеках, то рост количества читающей молодёжи наблюдался в 2010 г. в 6 ЦБС. При этом в четырёх из них (Воркутинская, Вуктыльская, Прилузская, Сыктывдинская) данный рост наблюдается наряду с общим падением количества читателей. Соответственно, процентный состав молодёжи в числе читателей резко возрос. Показательны в этом плане Воркутинская (15,6% в 2009 г. – 25,1% в 2010 г.) и Вуктыльская ЦБС (20,4% в 2009 г. – 31% в 2010 г.). Согласно статистической характеристике 2009 г., в данных ЦБС наблюдалось тотальное уменьшение как общего читательского числа, так и молодых пользователей. В 2010 г. библиотеки переломили отрицательную динамику в отношении сохранения и привлечения молодых читателей. В то же время в сельских филиалах Вуктыльской ЦБС картина обратная – снижение общего количества читателей, в т.ч. молодёжи (с 9,3% в 2009 г. до 8,1% в 2010 г.), при этом значителен разрыв в молодёжной читательской составляющей по городским и сельским библиотекам ЦБС (по городским библиотекам – 31%, по сельским библиотекам – 8,1%). В Усинской ЦБС наряду с сохранением количества читателей значителен приток новых молодых пользователей (с 24,6% в 2009 г. до 32,3% в 2010 г.), как по городским, так по сельским библиотекам. Процентный состав молодёжи в сельских филиалах ЦБС выше среднестатистического показателя по республике – 19,7%. Довольно стабильна ситуация в Сысольской ЦБС, где сохранилась положительная читательская динамика. В остальных ЦБС (71,4%) произошёл отток читающей молодёжи, в восьми из них (Интинской, Корткеросской, Печорской, Сосногорской, Сыктывкарской, Эжвинской, Усть-Вымской, Усть-Куломской ЦБС) на фоне общего падения количества читателей. Если по Интинской, Корткеросской, Печорской, Сосногорской, Эжвинской, Усть-Вымской ЦБС это ситуация, сохраняющаяся с прошлого года, то для Усть-Куломской и Сыктывкарской ЦБС, показавших положительные результаты по росту молодых пользователей в 2009 г., статистическая динамика 2010 г. неблагоприятна. Ижемская и Ухтинская ЦБС в 2010 г. сохранили общее число своих читателей, однако молодёжи в этих ЦБС стало меньше (в Ижемской ЦБС - 13,2% в 2009 г., 12% в 2010 г., в Ухтинской ЦБС - 25,9% в 2009 г., 23,7% в 2010 г.). Эта динамика и прошлого года. В ряде ЦБС (Койгородская, Княжпогостская, Троицко-Печорская, Усть-Цилемская, Удорская) упало количество молодых читателей, несмотря на общий читательский рост (в Койгородской и Удорской ЦБС самый низкий процент включённости молодежи в читательские ряды – 10%). ^ Численность читателей 15 – 24 лет в публичных библиотеках Республики КомиПроцентное отношение числа молодых пользователей к общему количеству читателей (в %%)Движение читателей в муниципальных библиотеках РКОсновные причины отрицательной динамики молодых читателей в библиотеках следующие: Уменьшение населения республики (миграционная убыль, естественная убыль, «демографическая яма»); Сокращение библиотечной сети (библиотечных пунктов, филиалов) – Ижемская, Прилузская, Корткеросская, Троицко-Печорская, Сосногорская ЦБС; Временное закрытие библиотек – Усть-Вымская, Усть-Куломская, Прилузская, Княжпогостская, Корткеросская, Ижемская, Сосногорская ЦБС; Неудовлетворительное состояние помещений библиотек – Троицко-Печорская, Сосногорская ЦБС; Слабое финансирование комплектования на литературу («Книги, полученные от читателей как пожертвование, - значительный источник пополнения библиотечных фондов» - Троицко-Печорская ЦБС), выделение недостаточных средств на подписку периодических изданий (наиболее неблагоприятная ситуация в Прилузской, Сосногорской, Ижемской ЦБС (ограниченное финансирование на подписку периодики было выделено только на первое полугодие 2010 г.)). Низкий качественный уровень библиотечных фондов – преимущественное количество библиотек, особенно сельских филиалов. «Несмотря на то, что ежегодно библиотеки освобождают свои фонды от ветхой, неиспользуемой литературы, всё ещё остаётся немалая часть физически изношенных, морально устаревших изданий. Необходимость списания литературы присутствует, но нет возможности комплектования новой литературой, чтобы восполнить библиотечные фонды» - Прилузская ЦБС. В этой связи не в пользу сравнение публичных библиотек со школьными, «книжные фонды которых превосходят по количеству и качеству фонды массовых библиотек» (Прилузская ЦБС). Эжвинская ЦБС называет одной из причин снижения количества молодых читателей «улучшение книгообеспеченности библиотек учебных заведений». Слабая техническая оснащённость библиотек (отсутствие/малое количество/наличие устаревшей техники). Троицко-Печорская ЦБС: «Лишь 5 компьютеров имеют лицензионное программное обеспечение. Нет технической возможности в таких условиях начать создание электронного каталога и прочих собственных электронных баз данных» Отсутствие финансирования выездов библиотечных специалистов – Прилузская, Троицко-Печорская ЦБС; Текучесть кадров – Эжвинская ЦБС; Конкурентное преимущество Интернета («По данным абонентского отдела филиала ОАО «Северо-Западный Телеком» в Эжвинском районе примерно 80% населения имеет дома Интернет. Поэтому фактически большинство запросов можно выполнить не выходя из дома») – Прилузская, Усинская, Эжвинская ЦБС. Изменения в инфраструктуре зоны обслуживания библиотек (закрытие филиала МИСИ в г.Усинске, завершение процесса становления библиотеки УГТУ, улучшение книгообеспеченности библиотек учебных заведений, закрытие школ ряда посёлков Сосногорского района). За последние годы увеличилось количество библиотек, внедривших специализированные структурные подразделения по обслуживанию молодёжи, работающие в режиме наибольшего благоприятствования. В РК функционирует следующие модели библиотечного обслуживания молодёжи: Центральная детско-юношеская библиотека им. Ю.Гагарина Воркутинской ЦБС; Сосногорская МУК «Детская и юношеская библиотека»; юношеские кафедры – в Сосногорской, Сыктывкарской ЦБ, в библиотеке-филиале №10 Эжвинской ЦБС; кафедра по обслуживанию молодежи – в Воркутинской, Усинской ЦГБ; юношеские абонементы – в Печорской, Интинской ЦБ; сектор по обслуживанию молодёжи – Корткеросская ЦБ; сектора по работе со взрослым населением и юношеством – Усть-Вымская ЦМБ им. П.А.Сорокина, Жешартская библиотека-филиал им. С.А.Попова, Микуньская библиотека-филиал им. Б.К.Старчикова; библиотеки молодёжного чтения - Нижнеодесская библиотека-филиал Сосногорской ЦБС; библиотеки-филиалы №11, 13 Воркутинской ЦБС; библиотеки-филиалы № 14,15 Усинской ЦБС; В 2006 – 2010 гг. в муниципальных библиотеках была внедрена новая модель - молодёжные центры – Центр социальной адаптации молодёжи «САМ» (Корткеросская ЦБС), социально-правовой центр «Служу Отечеству» (Княжпогостская ЦБ), молодёжный информационный центр (Усть-Куломская ЦБ), информационно-правовой центр для детей, подростков и молодёжи (Удорская ЦБС). Библиотечное обслуживание молодёжи в публичных библиотеках РК является одним из актуальных приоритетов деятельности. Почти половина читателей республиканских библиотек - молодые люди, в муниципальных библиотеках каждый четвёртый читатель – до 25 лет. Функции библиотеки для молодёжи заключаются в следующем: Информационная поддержка образовательного процесса; Содействие профессиональной и социальной адаптации (работа в помощь профориентации молодёжи, развитие правовой культуры, содействие формированию нравственных основ молодой личности, гражданско-патриотическое развитие молодёжи, экологическое просвещение); Приобщение молодых людей к книге и чтению.^ II. Библиотечные программы и проекты, направленные на молодёжную аудиторию Воркутинская ЦБС В течение 2010 г. в ЦБС проводилась работа по программе «Во славу Отечества», способствующей героико-патриотическому воспитанию юношества и молодёжи.Княжпогостская ЦБС Работа по программе «Книга и молодёжь», реализуемой ЦБС, проводится по основным направлениям: - гражданско-патриотическое воспитание молодёжи, в рамках работы социально-правового центра «Служу Отечеству», информационно-маркетингового центра предпринимательства, Центра общественного доступа; - духовно-нравственное и интеллектуально-творческое развитие молодёжи в рамках работы социально-информационного центра «Семья. Книга», информационно-образовательного центра Трактовской модельной библиотеки; - формирование здорового образа жизни и профилактика негативных явлений среди молодёжи в рамках реализации под программы «Здоровый образ жизни – это стильно». С 2004 г. Центральная библиотека работает по проекту «Служу Отечеству», направленному на повышение престижа армии и военной службы у молодёжи призывного возраста, а также дающему установку на успешную адаптацию к армейской жизни. Ещё одна программа Княжпогостской ЦБ - «Библиотека. Информация. Читатель» (реализуется с 2006 г.). Корткеросская ЦБС В целях активизации чтения в молодежной среде при ЦБ им.М.Н.Лебедева разработана программа «Молодежь читающая» (2009-2010 гг.), ставшая логическим продолжением программы, реализованной в предыдущий двухлетний период. Цель программы – продвижение чтения и формирование литературной культуры среди молодежи и юношества. Задачи программы: возрождение интереса молодежной аудитории к чтению художественной литературы; формирование ценностных установок молодежи в мире книжной культуры; поднятие статуса чтения как творческого процесса, как основы развития личности. Поэтому совсем не случайно девизом программы стали слова выдающегося русского книговеда Николая Александровича Рубакина: «Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель!». Продолжалось пополнение «книжного ядра», предназначенного для молодежного чтения. При этом активно использовался фонд КРЮБ. Продолжался выпуск информационно-библиографических материалов малых форм, знакомящих, как с новинками, так и с известными уже изданиями: книжные закладки «Твои непрочитанные книги», книжные листовки «Ну…очень интересно!» (вести с библиотусовки), рекомендательные закладки «Чудесных строк полет», анонс-листовки «По страницам молодежных журналов», рекомендательные листовки «Книга от…». С успехом прошел ряд интересных мероприятий по популяризации книги и чтения, среди которых: брейн-ринг «Книга или компьютер?», беседа-диалог «В переводе с молодежного», литературный час «Внимание. Интересная книга!», урок книжной культуры «Книга и чтение в современном мире», DVD-беседа «Вспоминая Высоцкого», слайд-презентация «Ни единым словом не лгу» (В.Высоцкий), час памяти «Моя книга о войне», районная интеллектуальная игра «Эрудит-2010» («Путешествие к Чехову»). В рамках Программы продолжение традиционной Недели молодежной книги стало более наполненным и литературно ориентированным. 2009 г. – «Читай, пока молодой!», 2010 г. – «Я помню! Я горжусь» (тема Великой Отечественной войны в литературе). В 2009 году были подведены итоги конкурса на самый активно читающий класс среди 10-11-х классов МОУ СОШ с.Корткерос «Мы - библиоманы!». Класс-победитель был отмечен поездкой в г. Сыктывкар с посещением Коми Республиканской юношеской библиотеки. Конкурс продолжен в 2010 году, участие в нем стимулирует ребят на более активное чтение и посещение библиотеки. Самым действенным и значительным успехом в реализации Программы можно считать творческий проект «Театр + Книга», созданный совместно с Центральным Домом культуры с.Корткерос, а точнее с народным молодежным театром. Второй год предыдущего этапа Программы ознаменовался подготовкой литературного вечера-спектакля «Обыкновенная, необыкновенная классика», который вызвал значительный интерес в молодежных кругах. Поэтому следующие работы были приняты с воодушевлением и неподдельной заинтересованностью. 2009 г. – «Чему смеетесь господа?» спектакль по мотивам произведений Н.В.Гоголя, посвященный 200-летнему юбилею писателя. 2010 г. – «Парк Чеховского периода» к 150-летию А.П.Чехова. Спектакли прошли при переполненных залах, с ними смогли познакомиться не только зрители райцентра, но и многих населенных пунктов нашего района. Состав молодежного театра – 15 старшеклассников 9-11-х классов, которые за время работы над спектаклями с увлечением и интересом окунулись в неповторимый мир русской литературы, заговорили на прекрасном литературном языке воплощаемых ими героев. Впереди – продолжение проекта, совместное плодотворное сотрудничество и продолжение Программы, новая линия которой будет посвящена работе лучшими образцами мировой литературы, входящими в круг чтения молодежи. «Молодежь читает классику» программа с таким названием будет реализовываться Центральной библиотекой им. М.Н.Лебедева в 2011-2012 году. Таким образом, итогом работы двухгодичной программы стали: рост количества читателей юношеского возраста; увеличение объёма информационно-библиографических изданий для молодёжи; реализация проекта «Книга + Театр».Прилузская ЦБС Центральная межпоселенческая библиотека им. В.В.Юхнина реализовывала ряд библиотечных проектов, направленных на молодёжную аудиторию. Так, библиотека приняла участие в республиканском конкурсе «Этноинициатива», представив проект «Районный фестиваль молодёжного литературного творчества «Устами молодых говорит Родина». ЦМБ завершила реализацию проекта «Время книг и чтения» (2009- 2010 гг.), цель которого - поддержка чтения юношества, их читательской культуры и статуса книги. Реализация проекта дала возможность познакомить читателей юношеского возраста с лучшими произведениями книжной культуры, содействовала формированию читательского вкуса, привлекла к чтению новых читателей. Был проведён анализ читательских формуляров группы «старшеклассники», подведены итоги анкетного опроса «Чтение и книга в моей жизни», целью которого было создание портрета читателя юношеского возраста, выявление мотивов посещения библиотеки, своевременность и полнота получаемой информации. В рамках проекта оформлялись литературные книжные выставки, проводились мероприятия, посвящённые творчеству писателей и поэтов. Продвижению здорового образа жизни среди юношества способствовала реализованная ЦМБ двухгодичная программа «Культура здоровья». Итогом работы по программе стало расширение состава книжного фонда литературой по ЗОЖ, проведение профилактической работы о вреде курения, употребления наркотических средств, алкогольных напитков. В рамках программы был проведён анкетный опрос для молодёжи «Есть проблема: наркотики». Была реализована программа «Землю ладонью прикрой» по повышению экологической культуры молодёжи. Результатом работы по программе стало укрепление связей с организациями и учреждениями, занимающимися экологическими вопросами, проведение мероприятий экологической тематики. Сосногорская ЦБС С 2006 г. Сосногорская ЦРБ им. Я. Рочева работает по программе для юношества «Служим Отечеству».Сыктывдинская ЦБС Удачной находкой ЦБ и ЦДБ стал молодёжный проект, осуществляемый с 2009 г., «КВЭСТ по-сыктывдински». КВЭСТ по-сыктывдински - молодёжная районная спортивно-развлекательная игра, организуемая совместно с молодёжной организацией «Зарни Зэр». Сыктывкарская ЦБС В Центральной городской библиотеке с целью продвижения чтения и формирования литературной культуры среди молодежи и юношества г. Сыктывкара в 2010 году подготовлен проект «КЛИЧ!» («К лучшему интересному чтению!») под общим названием «Чтение высшей пробы». Сходную цель преследовал и другой проект ЦГБ - библиопробег «Знатоки идут по следу».Сысольская ЦБСПрограмма по работе с молодежью «Библиотека - территория молодежи» направлена на развитие молодёжных клубов при библиотеках.Так, при ЦБ функционируют клубы «Что? Где? Когда?» и «От А до Я». Наиболее популярными мероприятиями клуба «Что? Где? Когда?» стали «Брейн-ринг» и «Своя игра» по различным темам («Выборы», «Конституция. Право», «Перепись - 2010», «1941-й», «Космонавтика» и т.д.). Игры проводятся как среди «юниорских» команд - учащихся Визингской средней школы и учащихся КРАПТ (филиал сельхозтехникума), так и среди «рабочей» молодежи. В этом году игра вышла на районный уровень. В играх принимали участие команды п.Заозерье, с.Межадор, с.Горьковское, п.Визиндор. Появились новые команды: сборная учителей школы, сборная администрации сельского поселения «Визинга», команда районного отдела образования. Всего игр было проведено: Клуб для старшеклассников «От А до Я» собирает любознательных, дружных с книгой. Формы мероприятий: литературно-поэтические вечера, встречи со специалистами и известными людьми района, конкурсные мероприятия. В 2010 году прошли: - патриотический час «Я забыть никогда не смогу»; -литературно-поэтический вечер «Я вам завещаю жить» (к 100-летию А.Твардовского); День молодого избирателя «Твой выбор»; Лесной КВН «Жить в согласии с природой». Клуб для подростков «РОСТ» (ЦДБ) проводил развлекательные игры, встречи с интересными людьми. Удорская ЦБС Целью реализуемого Глотовской библиотекой-филиалом проекта «Сохранение библиотекой историко-краеведческого наследия села» является создание на базе библиотеки информационно-краеведческого центра по сбору, сохранению и продвижению исторических документов и материалов села, района. Основной задачей стало привлечение старшеклассников, членов кружка «Юный краевед» для поисково- исследовательской работы и выполнения запланированных мероприятий. В библиотеке оформлен стенд «Уголок старины», сформированы папки, содержащие коми легенды и предания, а также литературное наследие Удоры. Начата поисковая работа по сбору материалов для «Летописи с. Глотово».Усинская ЦБС Библиотека-филиал № 14 работает по проекту «Библиотека – творческая площадка молодых». Проект направлен на одарённую молодёжь, в частности, на организацию и проведение художественно – графических выставок начинающих художников г. Усинска в читальном зале библиотеки В вопросе поиска молодых дарований и отбора работ библиотека сотрудничает со школой искусств города. Преподаватели школы предоставляют работы лучших учащихся и выпускников. В 2010 г. с успехом прошли выставки «Творческая мастерская», «Я посвящаю маме», «Цветистая палитра», «Имя беды – наркотики» и др. На данный момент в стадии разработки находится проект библиотеки-филиала №14 «Читай, пока молодой». Цель проекта - развивающее молодёжное чтение. Проектную и программную деятельность реализует и библиотека – филиал № 15. Прежде всего, это проект «Библиотека – территория толерантности» (2008-2010 гг.). Задачами проекта стало: Формирование основ толерантного поведения. Разработка методов, форм и приемов по воспитанию толерантности у читателей, связанных с использованием произведений художественной литературы и досуговых форм работы. Целевая группа: школьники, студенты, педагоги, родители. Партнеры: Центр «Гармония», школы города, детский дом, ГУРК ЦМСРИ «Берегиня», ЦППРиК». Библиотекари имеют возможность вести толерантный и уважительный рассказ о культурах и традициях, взглядах других людей на примерах мировой и художественной культуры, литературы и искусства, используя современные информационные ресурсы и каналы связи, делающих их доступными. В мае 2010 г. библиотека – филиал № 15 была награждена дипломом и премией Главы МО городского округа «Усинск» «УСПЕХ-2010» в области молодежной политики и общественной жизни в номинации: «Лучший социальный проект». Основываясь на проект, библиотека разработала творческую программу «Искусство жить вместе», направленную на развитие толерантных установок в молодёжной среде. В ходе осуществления программы проводились интерактивные мероприятия, затрагивающие темы сущности толерантной/ интолерантной личности; терроризма; многообразием культур и традиций народов, живущих в г. Усинске. Ухтинская ЦБС XVI городской конкурс чтецов «Горжусь учителем своим» был организован библиотекой-филиалом № 14 совместно с Центром развития творчества детей и юношества им. Г. Карчевского и МУ «Управление образования» и посвящался Году учителя. В конкурсе принимали участие учащиеся 26 учебных заведений города и читатели библиотек. Центральная библиотека выступила в роли организатора городского конкурса «Даешь молодежь без наркотиков!».Эжвинская ЦБС Молодёжный проект «КВЭСТ-ориентирование» реализуется библиотекой с 2009 г. и завоевал заслуженную популярность молодых эжвинцев. Ещё один проект, реализуемый Центральной библиотекой «Светоч» совместно с Советом молодежи Эжвы и специалистами районного ЗАГСа, - проект «Книжный формуляр с пелёнок». Цель проекта - возрождение традиций семейного чтения через пропаганду лучшей литературы для молодых родителей и их детей. Сотрудники библиотеки рассказывали молодым родителям о значении чтения с рождения, детских стишках и сказках, вручали именные формуляры, буклеты «Пальчиковые игры» о чтении и развитии детей, детские книжки-малышки и подарки, объявили конкурс среди семей (та семья, которая прочитает больше литературы о воспитании и здоровье детей, а также возьмет больше детских книг до конца 2010 года, будет награждена призом от районной администрации в конце декабря на празднике, посвященном Новому году). Молодые семьи могут ходить в любые библиотеки Эжвинской ЦБС, в те, которые находятся ближе к дому. Кроме того, сотрудники библиотек ежемесячно информируют родителей о поступлении новых книг для детей и новой литературы для родителей.^ III. Молодой читатель в библиотечных исследованияхИжемская ЦБС Сегодня молодым книги во многом заменяет Интернет и все же без книг не обойтись. Это подтвердил молодёжный опрос «Чтение для меня – это…», проведенный Центральной библиотекой. Так, при ответах на вопрос «Какое значение вы придаете чтению?» выяснилась первостепенность информационной функции чтения, вдвое меньше молодых людей рассматривают чтение как времяпровождение. Подобный опрос состоялся и в Щельяюрской библиотеке. Койгородская ЦБС В рамках Недели молодёжной книги МЦБ был проведен блиц-опрос в виде интервью среди старшеклассников Койгородской школы и работающей молодежи села Койгородок «Книга – это маленькая жизнь…» о пользе чтения. Среди старшеклассников опрос провалился. Никто из опрошенных не смог сказать, зачем он читает и как чтение ему помогает в жизни. Представители работающей молодежи охотно давали интервью. Из ответов выяснилось, что:- «книги помогают отвлечься от повседневной суеты, расслабиться, отдохнуть, при том отдых с интересной книгой в руках очень успокаивает», - «из любой книги можно что-то извлечь для себя и сделать определенный вывод», - «книги помогали в учебе, помогают в работе», - «книги помогают воспитывать и ухаживать за ребенком», - и даже «благодаря книгам я научился писать стихи». Читают периодические издания: «Охота», «Рыболов», «Рыбачьте с нами», «Республику», «Новую жизнь», «женские журналы». Современную литературу: Л. Улицкую, Д.Рубину, не забывая при этом классику: Ф.Достоевского, А.Пушкина, М.Лермонтова, С.Есенина, И.Бунина. И, конечно, любовные романы, детективы. Можно сказать, что «повзрослевшая» молодежь может определить для себя приоритеты в чтении, несмотря на занятость (работа, учеба, семья) они находят время читать и не считают это время проведенным зря. Корткеросская ЦБС В Подъельском, Большелугском и Небдинском филиалах проведено анкетирование среди учащихся школ «Великая Отечественная война глазами читателей». Цель анкетирования: выявить уровень знаний о Великой Отечественной войне, что читают и знают об этом историческом событии. Один из вопросов анкеты был посвящен книгам военной тематики. Ребята называли книги, которые входят в список по школьной программе. Это А.Кондратьев «Сашка», Б.Васильев «А зори здесь тихие», Е.Ильина «Четвертая высота», А.Твардовский «Василий Теркин», В.Катаев «Сын полка». Анкетирование показало, что сегодняшнее поколение мало знает о Великой Отечественной войне. Многие не знают, воевал ли кто-нибудь из их родственников, не смогли назвать ни одного героя Великой Отечественной войны из Республики Коми, путают Великую Отечественную войну с Афганской и Чеченской войной. Все выявленные «пробелы» учитывались при проведении мероприятий в течение года. В частности при проведении книжной акции «Войны священные страницы». Печорская ЦБС Интересен опыт работы юношеского абонемента Центральной библиотеки, который провел анкетирование «Что думает и что читает молодежь о войне?». В опросе приняло участие 413 человек. Опрашивались старшеклассники 14-19 лет из школ города № 1, 3, 9, п. Каджером, п. Сыня, п. Кожва, п.Чикшино, п. Набережный, Печорского речного училища (ПРУ), Печорского промышленно-экономического техникума.Прилузская ЦБС В рамках реализации проекта «Время книг и чтения» (ЦМБ) в библиотеке прошёл анкетный опрос «Чтение и книга в моей жизни», целью которого было создание портрета читателя юношеского возраста, выявление цели и мотивов посещения библиотеки. Опрос показал, что чтение остается одним из значимых занятий в жизни юношества, но преобладают деловое чтение и в чтение в помощь школьной программе. В досуговом чтении в основном преобладают детективы, фэнтези, любовные романы. Молодые люди мало читают с целью самообразования. По итогам анализа читательских формуляров и анкетного опроса библиотека внесла необходимые коррективы в работе: - активизировала индивидуальную работу с юношеством по рекомендации лучших образцов литературы и развитию читательского вкуса; - увеличила количество книжных выставок, способных привлечь внимание к книге, чтению; - запланировала дальнейшее проведение исследований по изучению чтения, читательских предпочтений; - активизировала использование новых технологий в продвижении книги, чтенияСыктывдинская ЦБС Лэзымская библиотека организовала анкетирование для подростков «Читатель 21 века», направленное на выяснение отношение ребят к чтению. Анализ показал, что в свободное время 60% респондентов предпочитают смотреть телепередачи, заниматься спортом, «общаться» с компьютером, 40% отдают предпочтение чтению (70% из них выбирают литературу по школьной программе, 30% читают книги по своему выбору). Подростки оценивают библиотеку на четвёрку, основная причина неудовлетворённости – нехватка литературы по интересующим подростков темам. Анкетирование «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне» прошло для старшеклассников в Зеленецкой библиотеке. На фоне общих познаний по теме ребята показали недостаточные знания более углублённого характера (30% респондентов не назвали видных военноначальников войны, 70% слабо представляют события войны в Японии, 80% не знают событий войны с финнами).^ Сыктывкарская ЦБС В Центральной городской библиотеке с целью привлечения нечитающей молодежи в библиотеку проведено анкетирование среди старшеклассников «Молодежь и книга». В анкетировании участвовало юношество Женской гимназии, СОШ №12, Индустриального техникума в возрасте 14-18 лет. На вопрос «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг?» 60% респондентов ответили, что предпочитают проводить свой досуг с друзьями. Важное место занимает Интернет. Посещению библиотек, театрам, музеям отводится мало времени: библиотеку посещают 12%, еще меньше отдают свое предпочтение театрам, музеям, выставкам – 8%. А путешествуют всего 3%. Чтение в жизни молодежи занимает второстепенное значение (80%), 18% читают много, но не любят читать, 2% - не задумывались. Основная цель чтения – учеба, т.е. читают в основном по учебной программе (88%). Читают для души только 11%. Домашние библиотеки есть у всех, у 66% в основном это художественная литература, у 12% - справочная. Цель посещения библиотек – это чтение книг. В основном это чтение учебной литературы (80%), чтение художественной литературы составляет 18%. На вопрос «Как давно Вы читали художественную литературу?» получили следующие ответы: в настоящее время читает 41% и то по программному чтению; 13% - несколько дней назад; 46% - более 1 месяца назад. Периодические издания предпочитают покупать (43%), выписывают на дом (45%), вовсе не читают – 12%. При выборе литературы в основном руководствуются советами учителей (55%), меньше друзей – 17%, еще меньше родителей – 10%. 18% пользуются рекомендациями библиотекарей. Самостоятельно выбирают – 2%. Находят информацию в Интернете – 2%. Задачей библиотеки, таким образом, становится привлечение юношества в библиотеку, развитие интереса к художественной литературе через использование нестандартных приёмов и форм. В библиотеке-филиале № 7 наблюдается отток молодежной читательской группы. Для того, чтобы удовлетворить предпочтения молодого читателя, филиал сделал попытку выяснить, что из массовой художественной литературы пользуется на сегодняшний день наибольшей популярностью. В течение полугода библиотекари проводили мини- исследования и составляли список книг, популярных в молодежной среде. Итогом стала электронная презентация «Что читает молодежь». Она была проведена для уч-ся 9 класса школы №25. Во время презентации были представлены книги П. Коэльо, В. Пелевина, Н. Катерли, популярные серии «Фэнтези» и «Сталкер». Кроме презентации книг ребята были ознакомлены с молодежными литературными премиями «Золотое перо Руси», «Дебют», «Неформал», «Русская фантастика». Представления книг прерывались играми и конкурсами. Сысольская ЦБС Ко Дню Победы Центральной библиотекой было организовано исследование «И пусть поколения знают…», призванное выяснить отношение молодёжи к Великой Отечественной войне, значение художественной литературы в восприятии событий того периода. Исследование показало, что более половины молодёжи читает книги о войне, смотрит военные фильмы, тема для них крайне интересна. Однако на вопрос «Какое произведение о Великой Отечественной войне понравилось?» ребята отвечают, называя только книги в рамках школьной программы. Ко Дню защитника Отечества библиотека провела мини-опрос «Ты готов служить Родине?», в ходе которого выяснилось преимущественное желание молодых людей служить по призыву, многие из них не прочь продолжить службу по контракту.Усинская ЦБС В филиале № 10 проводилось мини-исследование «Какие услуги библиотеки вам необходимы?» Из предложенных десяти требовалось выделить наиболее необходимые услуги на сегодняшний день. Для подростков и юношества визуальная культура и современные компьютерные технологии имеют большое значение, поэтому они чаще всего в анкетах отмечают, что необходима электронная доставка документов, прокат DVD фильмов и аудиокниг. Из 85 опрошенных 46 высказались в пользу внедрения компьютерных технологий. Лишь незначительная часть молодёжи проголосовала за существующие сервисные услуги (ксерокопирование, распечатка текста, факс). Другое мини-исследование было посвящено чтению периодики молодёжью «Молодёжные журналы – хорошо или плохо?» Результаты опроса показали, что большая часть молодёжной аудитории хочет узнать много нового и интересного. Журналы для них – это аналог друзей, с ними не скучно. АНКЕТЫ Какие услуги библиотекиВам необходимы?Распечатка текста Ксерокопирование Предоставление компьютера (для самостоятельной работы) Аудиокниги (прокат) DVD фильмы (прокат)  Факс Электронная доставка документов Интернет Кинозал Другое______________________ Молодёжные журналы – хорошо или плохо?Хорошо – это аналог друзей. С ними не скучно ^ Плохо – это сплошь порнография и «чернуха» Хорошо – постоянно узнаёшь много нового и интересного Плохо – в журналах ничего нового. Пишут об одном и том же  В рамках Недели юношеской книги в Центральной библиотеке был проведен опрос для студентов и учащихся старших классов «Библиотека - в помощь учебе». Цель опроса: глубокое изучение информационных потребностей читателей д


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.