Приложение к постановлению Правительства области от 20.08.2010 № 551-ппСтратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года I. Концептуальные положения стратегии 1. Комплексная оценка ключевых внешних и внутренних факторов развития, рисков и ресурсных возможностей региона Оренбургская область обладает значительным внутренним потенциалом развития, что определяется рядом конкурентных преимуществ.Значительный человеческий капитал. На территории области проживает 2115 тыс. человек. Население региона в среднем моложе, чем в большинстве областей Поволжья и Урала, что свидетельствует о возможности повышения активности жителей области, в том числе предпринимательской. Область многонациональна и неконфликтна, накоплен исторический опыт толерантности сосуществования разных культурно-религиозных групп населения.^ Существенный природно-ресурсный потенциал. Область обладает значительными запасами углеводородов, руд черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и другими. Природные условия области подходят для выращивания твердых сортов пшеницы, развития животноводства, производства продукции сельского хозяйства, в том числе ориентированной на рынки других регионов России и экспорт.^ Потенциал для производства промышленной продукции высоких переделов. Наличие предприятий металлургической, газо- и нефтехимической промышленности, машиностроительного комплекса, по некоторым видам продукции которого регион занимает лидирующие позиции в России, создает возможность организации производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью.^ Полицентричная система расселения. В территориальной структуре расселения выделяются несколько городских центров, что может быть использовано как катализатор социально-экономического развития и позволяет более эффективно организовывать окружающее пространство. Собственные преимущества региона могут быть усилены за счет использования внешних возможностей, которые определяются:приграничным положением области. Региону может быть оказана федеральная поддержка в реализации стратегических проектов приграничных территорий. В случае укрепления российско-казахстанских отношений и межгосударственных отношений в рамках ШОС и ЕврАзЭС Оренбургская область в большей степени, чем другие регионы, сможет использовать его положительные эффекты;транзитным потенциалом области, который создает предпосылки для обслуживания транзитных грузопотоков из Республики Казахстан и экономически развитых регионов Приволжского федерального округа (далее – ПФО), вливающихся в международные транспортные коридоры Транссиб и Север–Юг, в перспективе – Европа–Западный Китай, организации мультимодальных комплексов и центров создания добавленной стоимости на их основе;положением области в составе ПФО как одного из объектов реализации стратегических приоритетов Приволжья в целом, в отраслях нефтегазохимического, агропромышленного комплексов, транспорта и логистики и других секторах, что расширяет возможность привлечения дополнительных ресурсов. В период до 2030 года усилия всех субъектов развития региона будут направлены на преодоление существующих ограничений развития и решение ключевых проблем.^ Траектория предшествующего экономического развития привела к тому, что современная экономика области характеризуется невысокой долей производства конечной продукции, высоким износом основных фондов, малоэффективными технологиями базовых отраслей, низкой производительностью труда в отдельных секторах, сравнительно слабыми стартовыми позициями в развитии «экономики знаний», несоответствием транспортных систем международным требованиям.^ Пространственная конфигурация территории. Широтная протяженность региона при невысокой социально-экономической плотности препятствует внутренней консолидации территории и ориентирует окраины Оренбургской области на соседние региональные центры. Невысокая численность населения областного центра по сравнению с соседними агломерациями Урало-Поволжья создает менее привлекательные условия для жизни и ведения бизнеса. Необорудованность российско-казахстанской границы повышает издержки ведения бизнеса, перемещения труда и капитала, создает предпосылки для развития трансграничной преступности.^ Социальные проблемы. Уровень доходов населения области ниже среднего по Российской Федерации, что обусловлено диспропорциями в уровне оплаты труда в различных секторах (особенно низкая заработная плата в сельском хозяйстве). Повышенная заболеваемость, в том числе социально опасными болезнями. Демографический спад, сопровождаемый оттоком населения. Низкие качество и комфортность среды проживания в городах и районных центрах.^ Особенности природной среды. Антициклональный тип погоды определяет пониженную способность ландшафтов к самоочищению, что усугубляет экологические проблемы, связанные с деятельностью крупных предприятий добывающей промышленности, металлургических производств, предприятий строительной индустрии. Существенны ограничения по водным ресурсам. В условиях нарастающей неопределенности в социально-экономической сфере, как в России, так и в мире, в Оренбургской области должна быть сформирована система управления развитием региона, инструменты и институты которой возможно будет использовать для минимизации внешних угроз и рисков:макроэкономических: нестабильность макроэкономической ситуации может привести к срыву инвестиционных планов. Кроме того, сконцентрированные в области виды экономической деятельности, связанные с производством машин и оборудования, металлургическим производством, а также добычей и переработкой полезных ископаемых, в значительной степени зависят от конъюнктуры мировой экономики;конкурентных: развитие соседних экономически более сильных регионов в условиях схожести некоторых экономических ниш может привести к уходу из области инвестиционных потоков в другие регионы; политических: существует опасность осложнения отношений Российской Федерации с государствами Центрально-Азиатского региона из-за вопросов миграционной политики, смены политических элит, глобальных политических изменений и других, что может отрицательно сказаться на перспективах приграничного сотрудничества;экологических: возможна деградация сельскохозяйственных угодий при их нерациональном использовании; консервация экологических проблем;природных: высокая вероятность опустынивания части территории региона в связи с глобальными климатическими изменениями. Кроме этого, ожидается снижение рентабельности добычи минерально-сырьевых ресурсов в связи с грядущим ухудшением горно-геологических условий на эксплуатируемых месторождениях.^ 2. Позиционирование региона в мире и России Участие Оренбургской области в решении задач социально-экономического развития страны в целом определяется объективным геополитическим, экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы. Оренбургская область расположена на рубеже Европы и Азии, России и Республики Казахстан, Урала и Поволжья (как по физико-географическим границам, так и экономическому районированию). Следовательно, ключевые функции, позиционирующие регион в России и в мире, – контактные в одних сферах (реализация международных экономических, культурных, социальных, экологических проектов) и барьерные – в других (обеспечение национальной безопасности). Этим определяются основные приоритетные направления взаимодействия Оренбургской области с федеральным центром. Оренбуржье – это одна из ключевых для России территорий с точки зрения сотрудничества со странами Центральной Азии, особенно с Республикой Казахстан. Через Оренбургскую область проходит оптимальный маршрут планируемого к строительству российского участка международного транспортного коридора Европа–Западный Китай. Оренбургский участок коридора обладает высокой значимостью не только с точки зрения реализации транзитного потенциала страны, но и как инфраструктура, соединяющая регионы ПФО с Центрально-Азиатскими странами. Оренбургская область – это исторически сложившийся центр межкультурной коммуникации, регион, расположенный между странами Центральной Азии и высокоразвитыми республиками в составе Российской Федерации с тюркскими титульными этносами. Это определяет стратегический приоритет целостности Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, а задача преодоления изъянов пространственной конфигурации региона и развития приграничных территорий должна позиционироваться не только как региональная, но и как федеральная. Отдельными аспектами позиционирования области могут выступать: мощный промышленный потенциал федерального значения, эффективное сельское хозяйство сохраненные природные объекты, интересные для туризма и спорта, богатый культурно-исторический опыт и гармоничные межнациональные отношения.^ 3. Сценарии развития региона Социально-экономическое развитие Оренбургской области до 2030 года будет происходить на фоне следующих глобальных процессов и тенденций.Старение населения в развитых странах при опережающем росте численности населения в развивающихся странах и завершении демографического перехода в странах Центральной Азии. Тенденция старения населения будет также характерна для России и Оренбургской области. Завершение демографического перехода в странах Центральной Азии будет выражаться в виде тенденций к снижению интенсивности миграционного потока через область в стратегической перспективе. ^ Продолжение индустриализации Китая и Индии и закрепление за Азиатско-Тихоокеанским регионом роли одного из главных локомотивов мирового экономического роста. В настоящее время Китай уже вовлек в сферу экономического влияния большинство стран Юго-Восточной Азии, укрепляются экономические связи с приграничными странами Центрально-Азиатского региона. Интенсивная торговля с Китаем таких стран, как Республика Казахстан, Киргизия, Таджикистан существенно смягчила в них последствия мирового экономического кризиса. Однако в будущем Россия (в том числе и через проекты в Оренбургской области) может стать ключевым «противовесом» Китаю и партнером для стран Центральной Азии, необходимым для снижения их экономической зависимости от Китая, что предопределяет благоприятную конъюнктуру для сотрудничества с ними.Вовлечение в мировую хозяйственную систему в прошлом «закрытых» региональных рынков – государств африканского континента, отдельных стран Центральной и Южной Азии (Индия, Пакистан). Эти рынки могут изучаться и рассматриваться как перспективные для оренбургского бизнеса во второй половине прогнозируемого периода.Постепенное снижение ценности углеводородного сырья с точки зрения обеспечения энергетической безопасности в мире в целом; снижение спроса на российские углеводороды на западном направлении экспорта в связи с политикой импортеров по повышению энергетической безопасности, в том числе с вовлечением возобновляемых источников энергии. Эта тенденция в совокупности с уменьшением объемов добычи углеводородов в области приведет к снижению «нефтяных» и «газовых» доходов бюджета региона, сформирует дополнительные предпосылки для реструктуризации экономики.Негативная глобальная динамика природной среды и обострение связанных с этим рисков: обострение дефицита пресной воды, изменение агроклиматических условий жизни и хозяйственной деятельности темпами, превышающими адаптационные возможности экономики. Основная прогнозируемая проблема для Оренбургской области – опустынивание южных территорий и существенное сокращение объемов стока в бассейне реки Урал. Для предотвращения негативных последствий необходимо совершенствование системы мониторинга динамики состояния природной среды и активное сотрудничество с Республикой Казахстан в решении водохозяйственных задач в бассейне реки Урал и смежных бассейнов.Усугубление продовольственной проблемы в мире; рост спроса на продукцию агропромышленного комплекса (далее – АПК) России на новых рынках в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Рост спроса на экологически чистую элитарную продукцию создаст благоприятные условия для формирования экспортного сегмента пищевой промышленности, связанного с переработкой продукции животноводства и растениеводства Оренбургской области, которые необходимо поддерживать через активную региональную маркетинговую политику.^ Дальнейшее распространение в мире универсальных стандартов и подходов к ведению бизнеса на фоне повышения значимости локальных культурных различий. В Оренбургской области имеются исторические и географические предпосылки, а также накопленный за последние годы опыт для формирования центра межкультурной коммуникации. В регионе возможно применение наиболее актуальных социальных практик, используемых в различных культурах для достижения поставленных стратегических целей и задач. Приведенные выше глобальные тенденции и процессы являются внешними рамочными условиями для развития Оренбургской области. Прямое воздействие на траекторию развития региона будут оказывать макроэкономические, внутриполитические и внешнеполитические сценарные условия, которые влияют на достижение целевых индикаторов качества жизни и развития экономики Оренбуржья. Вместе с тем развитие региона на определенных этапах возможно в соответствии с промежуточными сценариями, что предполагает опережающее реагирование органов власти Оренбургской области на вероятные риски.^ Макроэкономические сценарные условияСценарий постепенного роста в качестве ключевой внешней переменной предполагает замедление темпов потребления природных ресурсов в мире, что приведет к снижению спроса и, соответственно, цен на российские энергоносители и будет сопровождаться ослаблением рубля по отношению к мировым валютам. В период до 2015 года после 1–2-летнего периода посткризисной дозагрузки мощностей предприятий рост экономики России вернется на инвестиционный тренд. Однако темпы восстановления и, как следствие, темпы роста будут невелики. В случае реализации данного сценария крупные нефтяные компании и открытое акционерное общество «Газпром» не будут рассматривать Оренбургскую область как приоритетный для инвестирования регион и направят ресурсы, которые потенциально могли бы быть локализованы в Оренбуржье, в другие зоны с более масштабными активами. Наиболее привлекательными для инвестирования будут те виды экономической деятельности, развитие которых связано с движением вверх по цепочке добавленной стоимости, что позволит компенсировать невысокие темпы роста цен на сырье. В Оренбургской области такими видами деятельности могут стать: производство продуктов питания, средние и верхние переделы химического комплекса, машиностроение, логистика. Таким образом, на первом этапе данного сценария ключевыми мерами по развитию региона станут активная инвестиционная политика и стимулирование спроса на конечную продукцию. С учетом среднесрочных экономических циклов этап инвестиционного роста валового регионального продукта (далее – ВРП) завершится в период с 2015 по 2020 годы ощутимым снижением темпов роста или даже кризисом с глубиной падения в 1–2 процента. Выход из этого кризиса будет связан с ростом конечного спроса, что приведет к интенсификации импортозамещения, увеличению темпов роста промышленного производства и АПК. К этому времени мировая финансовая система стабилизируется, будут сформированы новые регуляционные механизмы, смягчающие провалы финансовых рынков. В результате повысится доступность «длинных» кредитных ресурсов, появятся дополнительные стимулы для роста предпринимательской активности. Все это приведет к достаточно высоким темпам роста экономики Оренбургской области вплоть до горизонта планирования. В этот период наиболее вероятно развитие «пионерных» для Оренбургской области отраслей, таких как фармацевтика, производство медицинской техники и оборудования; вероятен переход от научной работы к внедренческой и производственной деятельности в сфере биотехнологий. Будет осуществляться активная коммерциализация научных разработок, импульс к развитию получат сектор платных услуг и информационно-коммуникационные технологии.Среднегодовой рост ВРП в соответствии со сценарием прогнозируется: 2010–2015 годы 2016–2020 годы 2021–2025 годы 2026–2030 годы 3-процентный рост 3–4-процентный средний рост, в один год – 1–2-про-центное снижение 5–6-процентный рост 6–7-процентный рост ^ Сценарий высокой макроэкономической неустойчивости предполагает рост мировых цен на нефть и другие минеральные ресурсы, который будет определяться сокращением добычи странами ОПЕК и дальнейшим расширением спроса со стороны развивающихся стран, а также вливанием денежной массы в мировую экономику в результате реализации антикризисных программ. Это сформирует тенденцию к укреплению рубля по отношению к мировым валютам. При условии завершения острой фазы мирового экономического кризиса до конца 2010 года, а также закрепления положительной динамики российской экономики, в ближайшей перспективе можно ожидать существенного изменения инвестиционных настроений бизнеса. Рост запасов и реализация отложенного спроса приведут к активному посткризисному компенсационному росту. Однако благодаря увеличению цен на нефть и другие экспортные товары этот рост будет обусловлен дозагрузкой существующих мощностей, что приведет к консервации докризисной структуры экономики региона и фиксации низких темпов роста спроса на инвестиции. В результате уже в 2010–2012 годы можно ожидать снижение темпов роста ВРП до 1–2 процентов. Последующий за этим интенсивный рост экономики региона будет связан с увеличивающимися вместе с ценами на ресурсы государственными расходами, в том числе государственным инвестированием, а также восстановлением доступа к кредитным ресурсам. С 2015 года экономика Оренбургской области в соответствии с общероссийскими трендами будет воспроизводить тенденции 2000-х годов, демонстрируя высокие темпы роста. Однако в соответствии со сценарием не будут найдены механизмы повышения устойчивости мировой финансовой системы, что приведет к новому серьезному кризису в период 2016–2020 годов. Возможное снижение ВРП региона вплоть до 10 процентов будет связано с новым падением цен на нефть и сжатием ключевых экспортных рынков. К этому времени спрос на ресурсы, который ранее поддерживался странами Азиатско-Тихоокеанского региона, будет удовлетворяться за счет реализации сырьевых проектов в восточной части страны. Этот кризис поставит перед регионом задачу масштабной реструктуризации экономики. Чтобы избежать ситуации, в которой эту реструктуризацию необходимо совершить в кратчайшие сроки в случае реализации сценария интенсивного экономического роста в период 2010–2015 годов, необходимо разрабатывать и реализовывать соответствующие программы. Ключевые отрасли, которые потенциально могли бы заместить нефтяные и газовые доходы в бюджете, определены в задачах развития региона – это, прежде всего, машиностроение, АПК и химическая промышленность. После 2020 года прогнозируется снижение объемов производства и спроса на энергоносители, производимые на территории Оренбургской области, что приведет к снижению темпов экономического роста. В период с 2026 по 2030 годы возможен еще один кризис, связанный с переходом мировой экономики на новый технологический уклад. Важнейшим направлением в рамках данного сценария для Оренбуржья является периодическая необходимость актуализации превентивных антикризисных мер. Гипотеза роста среднегодового ВРП по сценарию высокой неустойчивости: 2010–2015 годы 2016–2020 годы 2021–2025 годы 2026–2030 годы 4–5-процентный рост, в 2011 году падение темпов роста до 1–2 про-центов 7–8-процентный средний рост, ближе к концу периода –10-процентное снижение 4–5-процентный рост 5–6-процентный рост и возможное падение темпов роста до 0–1 про-цента в год ^ Сценарии общефедеральной политикиСценарий «либерализации» предусматривает завершение этапа национализации и активную приватизацию в реальном секторе страны в посткризисный период. Ожидается снижение степени централизации бюджетной системы – большая доля собираемых налогов будет оставаться на территории регионов и муниципалитетов, что приведет к усилению межрегиональной поляризации в ПФО, в процессе которого Оренбургская область будет «уступать» соседним регионам часть инвестиций и человеческого капитала. Также более либеральным станет миграционное законодательство, что положительно скажется на миграционном приросте и предложении на рынке труда в период экономического роста. Реализация данного сценария приведет к интенсификации экономического роста, но потребует от органов власти Оренбургской области принятия мер по повышению конкурентоспособности региона по отношению к более экономически развитым соседним субъектам Российской Федерации. Важнейшим внешним сценарным условием является вступление России (вместе с Республиками Казахстан и Белоруссия) во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО). Возможное снижение импортных таможенных тарифов по преобладающей части товаров, производимых на территории области, приведет к определенной потере рынка и ограничит возможности импортозамещения. Наиболее существенной угрозой для оренбургских производителей в этом случае станет китайский демпинг. При этом вступление в ВТО облегчит доступ российских товаров на внешние рынки (особенно в химической промышленности и металлургии, по которым в настоящее время применяется максимум антидемпинговых процедур). В том случае, если будет принято положительное решение по вступлению России в ВТО, бизнесу следует активизировать процессы международной сертификации, привести продукцию в соответствие с европейскими потребительскими стандартами. Это во многом зависит от действий федеральных органов власти в части организации дальнейшего процесса гармонизации отечественных стандартов регулирования технических и технологических норм с международными. Для некоторых предприятий этот процесс может быть весьма затратным и одной из задач органов регионального управления является содействие предприятиям в ходе подготовки к вступлению в ВТО. Значительным рискам в случае вступления в ВТО может быть подвергнуто сельское хозяйство. В развитых странах, в частности, в США и Европейском Союзе, масштабная государственная поддержка сельскохозяйственного производства и экспорта осуществляется с помощью субсидий. Особенность практики субсидирования сельского хозяйства в России заключается в том, что в отличие от других стран здесь не применяются экспортные субсидии, а также ценовые трансферты или фактическое налогообложение потребителя. Поддержка сельского хозяйства практически полностью выполняется на региональном уровне, а использование именно таких защитных мер довольно ограничено в рамках ВТО. Следовательно, перспективы АПК региона в этих условиях будут существенно зависеть от переформатирования протекционистской политики со стороны государства. В соответствии с «консервативным сценарием» в посткризисный период в стране продолжится деприватизация, будет происходить дальнейшее увеличение или сохранение доли бюджетных средств, перераспределенных в социальную сферу. Сохранится высокая централизация бюджетной системы. Все эти условия приведут к снижению темпов роста, соответствующих макроэкономическим сценариям, и выравниванию межрегиональных различий. Ключевые меры в этом случае должны быть направлены на повышение темпов роста, максимально возможные средства регионального бюджета и фондов должны направляться на стимулирование развития реального сектора, в первую очередь малого и среднего бизнеса в сферах АПК и наукоемких производств. Данный сценарий предполагает также проведение федеральными органами власти осторожной внешней политики, невступление в ВТО, ограничение миграционного притока.^ Сценарии развития отношений со странами Центральной Азии Сценарий «дезинтеграции» возможен в случае, если России не удастся укрепить свое влияние в регионе. Лидирующие позиции займут либо страны Ближнего Востока и Турция, либо США. И тот и другой вариант с большой вероятностью приведут к экономической и, возможно, политической дестабилизации в регионе в целом. При этом задача Оренбургской области – усилить барьерную функцию границы и оказывать содействие федеральному центру в обеспечении экономической плотности в приграничных территориях. Оренбуржье в этом случае – очаг стабильности, привлекающий квалифицированные кадры и ресурсы Центрально-Азиатских стран, территория с особыми миграционными условиями для русскоязычного населения государств Центральной Азии. ^ Сценарий «интеграции» предусматривает укрепление политических позиции России в странах Центральной Азии, федеральный центр содействует экономической экспансии в этих странах. В этом случае основная задача Оренбургской области – содействовать обеспечению контактной функции границы, создавать «точки роста» в приграничной зоне, развивать экономические, социальные и экологические направления трансграничного сотрудничества. В случае реализации данного сценария Оренбургской области необходимо принять опережающие меры по созданию условий для реализации транзитных функций. ^ 4. Цели и задачи развития региона Цель развития Оренбургской области до 2030 года – повышение качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики, сочетающей модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием отдельных сегментов постиндустриальной экономики и активным трансграничным сотрудничеством. Рис 1. Основные целевые индикаторы развития Оренбургской области. Ключевой задачей государственных органов власти и местного самоуправления Оренбургской области является создание в тесном сотрудничестве с бизнесом прозрачной системы институтов социального партнерства; обеспечение условий для конструктивного диалога социальных, профессиональных и этнических групп, формирование активных субъектов развития региона. Такая система позволит установить прямую зависимость между экономическим ростом и социальным развитием области, поможет решить ряд задач формирования комфортной среды проживания, в том числе важнейшую задачу контроля над загрязнением окружающей среды. Достижение цели требует реализации следующих задач:^ Развитие человеческого потенциала, что предусматривает преодоление демографического кризиса, увеличение ожидаемой продолжительности жизни и стабилизацию численности населения к 2030 году. Развитие социальной инфраструктуры, адаптация системы образования и рынка труда к решению экономических задач позволят обеспечить рост благосостояния населения.^ Создание комфортной среды обитания направлено на формирование условий для самореализации, работы и отдыха населения области, обеспечение высоких стандартов и благоприятных условий для жизни, включая качество окружающей среды и уровень социального развития. Необходимо развитие сектора рыночных услуг в областном центре и ведущих городах до уровня крупных агломераций России. В сельской местности формирование комфортной среды обитания связано с обеспечением населения базовыми социальными услугами и повышением доступности городских центров. ^ Модернизация традиционных для области отраслей с целью максимизации получения в них добавленной стоимости. Для этого необходимо: создать высокоэффективный агропромышленный комплекс, включающий производство, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции, переработку и производство продуктов питания и сырья для других отраслей промышленности, маркетинг и сбыт, логистику и другое; адаптировать номенклатуру продукции машиностроительного комплекса области к новым условиям на российском и мировом рынке и устойчиво занять перспективные рыночные ниши, придать инновационный импульс развитию машиностроительных производств; реализовать крупные инвестиционные проекты, направленные на коренную модернизацию металлургии и нефтегазохимии. В целом модернизация традиционных отраслей будет направлена на повышение производительности труда, снижение ресурсоемкости производства, внедрение современных маркетинговых стратегий.^ Формирование постиндустриального сегмента экономики. Ключевыми направлениями развития «новой» экономики региона станут: развитие научно-исследовательской и технико-внедренческой деятельности по направлению «живые системы» с практическим использованием в АПК, фармацевтике, производстве медицинской техники и технологий, создание новых конструкционных материалов. Приоритетные (новые) для региона отрасли будут требовать массовой подготовки квалифицированных кадров. Поэтому важнейшей задачей является создание комплекса активно взаимодействующих друг с другом научно-образовательных учреждений, формирующих кадровый потенциал приоритетных отраслей; формирование экспортного сегмента услуг (рекреация и туризм, бизнес-услуги, логистика, образовательные и медицинские услуги и другие), в первую очередь для населения и бизнеса Республики Казахстан и других стран Центральной Азии; привлечение в регион креативных индустрий (промышленный дизайн в машиностроении, информационные технологии, инжиниринговые и медиа-центры и другие). ^ Интернационализация и трансграничное сотрудничество. Учитывая роль и позиционирование Оренбургской области как ключевого региона в развитии сотрудничества со странами Центральной Азии и Республикой Казахстан, необходимо усиление взаимодействия с федеральными органами власти для реализации международных экономических, гуманитарных, научных, экологических проектов на территории Оренбуржья, а также активное продвижение товаров и услуг региональных производителей на центрально-азиатские рынки посредством создания современных объектов приграничной и транспортно-логистической инфраструктуры. Решению этой задачи будет способствовать создание Таможенного союза России, Республики Белоруссия и Республики Казахстан. ^ II. Приоритетные направления социального развития и создания комфортной среды обитания Основными факторами повышения качества жизни населения являются развитая социальная инфраструктура, положительная динамика демографических процессов, эффективное использование рабочей силы. Стратегические задачи развития социальной сферы, рассматриваемой как сферы услуг государства, бизнеса и общественных формирований по обеспечению высокого качества жизни населения: стабилизация численности населения и создание условий для ее последующего роста; повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности, уменьшение различий в качестве жизни городских и сельских жителей; совершенствование социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями развития инновационного общества; улучшение экологической ситуации в городских округах и сельских поселениях; повышение эффективности управления в социальной сфере. Важнейшей задачей органов власти области является создание условий и пропаганда ведения здорового образа жизни среди всех групп населения. ^ 1. Приоритеты демографической и миграционной политики Оренбургской области Цель региональной демографической политики – создание условий для стабилизации численности населения Оренбургской области и его последующего расширенного воспроизводства. Приоритетными направлениями региональной демографической и миграционной политики являются:^ Снижение смертности населения от управляемых причин, в том числе: профилактика, своевременное выявление и лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также заболеваний, которые дают наибольший процент смертности и инвалидизации среди населения трудоспособного возраста (ВИЧ, гепатит, туберкулез и другие); снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, создание центра «Медицины труда»; снижение материнской и младенческой смертности; снижение смертности от самоубийств (за счет развития системы психологической помощи населению).^ Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Базой для формирования здорового образа жизни населения являются создание условий для массового занятия физической культурой и спортом, развитие туризма для различных социальных групп населения, популяризация здорового образа жизни, создание условий для социализации и самореализации, начиная с детского возраста. ^ Повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей), включая: развитие перинатальной службы, обеспечивающей внедрение современных перинатальных технологий в оказании медицинской помощи беременным и новорожденным; внедрение новых диагностических и репродуктивных технологий, укрепление службы планирования семьи и медико-генетической помощи населению; развитие гибких форм занятости, позволяющих родителям сочетать работу и выполнение семейных обязанностей, развитие частных (семейных) дошкольных учреждений; совершенствование региональной системы сопровождения семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на основе ранней профилактики семейного неблагополучия; поддержку семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей с одновременным развитием системы их социального сопровождения.^ Управление миграционными процессами в целях обеспечения прироста населения, достаточного для компенсации его естественной убыли, а также потребностей экономики в дополнительных трудовых ресурсах, в том числе: реализация мер по снижению миграционного оттока населения, особенно молодой и наиболее активной части населения; формирование толерантного отношения к трудовой миграции, создание центров дополнительной профессиональной подготовки мигрантов, способствующих их языковой, культурной, правовой интеграции в местное сообщество; участие региона в программах содействия переселению соотечественников; привлечение молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в регионе и создание условий благоприятствования ее дальнейшей аллокации.^ 2. Основные принципы и ключевые механизмы развития рынка труда Основная цель развития рынка труда заключается в обеспечении эффективного использования рабочей силы, повышении качества функционирования рынка труда за счет развития его инфраструктуры. Реализация задач развития экономики области предполагает изменение сложившейся структуры занятости населения, сокращение неэффектив