I. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителейКарта интересов для младших школьников Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью —с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка — с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников — это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: • математика и техника; • гуманитарная сфера; • художественная деятельность; • физкультура и спорт; • коммуникативные интересы; • природа и естествознание; • домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.^ Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.^ Карта интересов для младших школьниковЛист вопросовИнструкция для детей В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 15 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак"-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте"++". Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..." 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность; 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; 3) петь, музицировать; 4) заниматься физкультурой; 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу); 8) играть с техническим конструктором; 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами; 10) самостоятельно рисовать; 11) играть в спортивные, подвижные игры; 12) руководить играми детей; 13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми; 14) ходить в магазин за продуктами; 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.); 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.; 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи); 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества; 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение); 27) ухаживать за домашними растениями; 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.); 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями; 31) участвовать в постановке спектаклей; 32) заниматься спортом в секциях и кружках; I 33) помогать другим людям; 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения; 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. ^ Лист ответов В клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы. Дата_____________ Фамилия, имя___________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 ^ Карта интересов для младших школьниковЛист вопросовИнструкция для родителей Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке —"-"; если нравится —"+"; очень нравится — "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной. Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..." 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность; 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; 3) петь, музицировать; 4) заниматься физкультурой; 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу); 8) играть с техническим конструктором; 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами; 10) самостоятельно рисовать; 11) играть в спортивные, подвижные игры; 12) руководить играми детей; 13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми; 14) ходить в магазин за продуктами; 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.); 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.; 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи); 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества; 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение); 27) ухаживать за домашними растениями; 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.); 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями; 31) участвовать в постановке спектаклей; 32) заниматься спортом в секциях и кружках; I 33) помогать другим людям; 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения; 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. ^ Лист ответов В клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы. Дата_______________ Фамилия, имя_________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 ^ II. Методика "интеллектуальный портрет"Общая характеристика Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.^ Как оценивать Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале: 5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко; 3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; О — сведений для оценки данного качества нет (не имею).^ Обработка результатов Отметки внесите в таблицу (таблица 1). Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.Таблица 1. 0 1 2 3 4 5 Познавательная сфераОригинальность мышленияГибкость мышленияПродуктивность мышленияСпособность к анализу и синтезуКлассификация и категоризацияКонцентрация вниманияПамять 0 1 2 3 4 5 Сфера личностного развития:Увлеченность содержанием задачиПерфекционизмСоциальная автономностьЛидерствоСоревновательностьШирота интересовЮмор Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат — два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).График 1. Методика — "интеллектуальный портрет", пример построения "графического профиля" ребенка.Методика "интеллектуальный портрет"Инструкция: Оцените ребенка по каждому пункту методики, пользуясь методом полярных баллов (от 0 до 5). Полученные баллы занесите в таблицу.^ 1. Познавательная сфераОригинальность мышления — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).^ Гибкость мышления — способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).^ Способность к анализу и синтезу. Анализ — линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, — ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.^ Классификация и категоризация — психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.^ Концентрация внимания выражается обычно в двухосновных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной "настройки" (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется "низким порогом отключения", что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).Память — способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки — важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратко- временная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.^ 2. Сфера личностного развитияУвлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь — интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.^ Социальная автономность — способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости — качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности. Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.Соревновательность — склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений — важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.^ Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных детей являются большие возможности и универсализм. Широта интересов — основа многообразного опыта. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие. 0 1 2 3 4 5 Познавательная сфераОригинальность мышленияГибкость мышленияПродуктивность мышленияСпособность к анализу и синтезуКлассификация и категоризацияКонцентрация вниманияПамять 0 1 2 3 4 5 Сфера личностного развития:Увлеченность содержанием задачиПерфекционизмСоциальная автономностьЛидерствоСоревновательностьШирота интересовЮмор ^ III. Характеристика ученикаОбщая характеристика методики Предлагаемая методика разработана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя. Ученик____________________________________________________________ дата______________________________________________________________ класс______________________________________________________________ учитель____________________________________________________________ школа_____________________________________________________________ Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики. Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки "да" или "нет".Учебные характеристики 1. Имеет необычно большой запас слов_________________________________ 2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы ____________________________________________________ 3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей___________________ 4. Является живым наблюдателем; "видит больше" или "берет больше" из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие_____________________________________________________________ 5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе_______________________________________________________ 6. Показал быстрое понимание арифметики _____________________________Мотивационные характеристики 1. Настойчив в поисках решения задания_______________________________ 2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела_______ 3. Обычно прерывает других__________________________________________ 4. Прилагает усилия для завершения действия___________________________ 5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей__________________ 6. Упорный в отстаивании своего мнения_______________________________ 7. Чувствителен к мнениям других_____________________________________ 8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи__________________ 9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером___________________________________________________________Творческие характеристики 1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы)____________________________________________________ 2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...)________________________________________________ 3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению _______________________ 4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден)_________________________________________________________ 5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова)_____________________________________________________ 6. Не склонен принимать на веру "официальное решение" без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства _______________ 7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок_________Лидерские характеристики 1. Берет на себя ответственность______________________________________ 2. Его любят одноклассники__________________________________________ 3. Лидер в нескольких видах деятельности______________________________Обработка результатов Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже математической обработке, но это уже специальная работа, мы здесь этих сложностей касаться не будем. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в неполную среднюю, или из неполной средней в старшие классы. Небезынтересна эта информация и для администраторов (директоров, завучей, методистов и др.).Методики для родителей^ I. Родительское обследование Образовательная программа школы предлагает вашему ребенку участвовать в эксперименте. В этой связи очень важна помощь в обеспечении информацией о вашем ребенке. Пожалуйста, уделите несколько минут заполнению анкеты. Отметьте то, что вы лучше всего знаете о ребенке, и верните в школу к указанной дате. Отвечайте только на вопросы, которые вы считаете правильными. 1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста, приведите примеры, если ответ "да". Да______ нет ______. 2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив, сообразителен и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры. 3. Мой ребенок начал читать в детском саду. Да___ нет ____. Если ответ "да", то, пожалуйста, назовите определенные книги, которые он читал. 4. Мой ребенок жаден до чтения. Да_____ нет _____. Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев. 5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения. 6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок(коллекционирование, собирание моделей, ремесло и т. д.). 7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)? 8. Как ваш ребенок относится к школе? 9. Какие явления в школе и дома могут отрицательно повлиять на пребывание в школе? 10. Какие особенности вам хотелось бы отметить, которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка? 11. Какое любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка? 12.Назвали бы вы своего ребенка высокоодаренным? Да___ нет ___. Если ваш ответ "да", пожалуйста, объясните, то есть отметьте: а) выполняет что-то с воображением, выражается сложными жестами, словами; б) использует обычные материалы неожиданным образом; в) избегает обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо этого новое; г) любит "играть с идеями", создавая ситуации, которые, вероятно, не будут иметь место. 13.Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных. Имя ребенка_____________________ Возраст___ Класс_______ Адрес __________________________________, телефон _____.^ I I. Методика "Карта одаренности"Общая характеристика. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций: • Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований. • Вторая функция — развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.^ Обработка результатов. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности: • интеллектуальная; • творческая; • академическая (научная); • художественно-изобразительная; • музыкальная; • литературная; • артистическая; • техническая; • лидерская; • спортивная.^ Лист ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 ^ Методика "Карта одаренности" Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и