Тема урока: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»(проблемно-исследовательская дискуссия)Цели урока: помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого российского императора и его деятельности, споры ведутся на протяжении трех столетий и обостряются в особо сложные моменты нашей истории; помочь учащимся осознать связь прошлого с настоящим;продолжить формирование навыков решения исторических задач, а также умение участвовать в дискуссии; развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.^ Опережающее задание: в начале изучения темы учащимся дается задание подобрать материал о деятельности Петра I для творческой работы «Мое отношение к Петру 1 и его преобразованиям».Оборудование урока:Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»Компьютер, проектор.Презентация «Петр I и его реформы в оценках и суждениях».Раздаточный материал ( карточки-задания для работы в парах).Ход урокаВводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока.28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня. Вспомним оценку деятельности Петра I, данную Н.М. Карамзиным: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр» (слайд 2) Одни восхищаются Петром: (слайд 3)«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»В. Татищев. А для других:«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.О Петре I написано много книг. И начнем мы, как некогда начал свои публичные чтения о Петре Великом С.М. Соловьев: «Мы собрались здесь накануне праздника, чтобы приготовиться к нему: накануне праздника усиливается работа для человека, который хочет достойно праздновать; во имя величайшего из тружеников Русской земли приглашаю Вас, господа, к труду – обозреть труд его, подумать над ним» (слайд 4) В совместной деятельности учителя и учащихся формулируется учебная задача урока:- «обозреть» то, что узнали о Петре I, о развитии России в конце XVII – начале XVIII века, о времени, которое С.М. Соловьев назвал «переходом из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль»;Организация учебной деятельности.Учащимся предлагается поработать с различными историческими источниками, решить исторические задачи, принять участие в дискуссии.^ 1. Реформы Петра I и характеристика императора.У каждого автора свои представления о царе-реформаторе, примем участие в споре. Итак, каким же был Петр I.- Учащиеся делают краткие сообщения, используя материалы опережающего задания «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям» (Одни отмечают трудолюбие царя, его простоту, любознательность, тягу к знаниям, ко всему новому, энергию и т.д. Их оппоненты говорят о жестокости Петра, о его крутом нраве, о равнодушии к судьбам простого народа, вспоминают расправу со стрельцами, историю смерти его сына Алексея).- Ребята работают с отрывком из повести ^ А.Н. Толстого «День Петра» (приложение 1).Вопросы для беседы и ожидаемые ответы. - Как А.Н. Толстой оценивает перемены в жизни России? - Можно ли однозначно оценить личность Петра I и его деятельность? ( Петр I1, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, ярким, талантливым, но действовал порой жестокими методами для достижения своей цели. Отсюда неслучайны разноречивые суждения о нем). - О каком «общем государственном деле» пишет А.Н. Толстой? - О каких задачах, решавшихся Петром I, упоминает автор? - Какие еще реформы были проведены Петром I? -Обращаем внимание на схему-цепочку «Реформы Петра I» (слайд 5). - Соответствовала ли реальная хронологическая последовательность петровских реформ логике, представленной на схеме? (Реформы проводились параллельно, это было необыкновенно трудно). Изменяем схему (слайд 5).- Какое событие способствовало ускорению реформ? (слайд 5, гиперссылка) - Какой вышла Россия из Северной войны? (Могущество, международный авторитет, империя с 1721 года, новая столица Санкт-Петербург).^ Был ли Петр I «революционером на троне»?Обращаем внимание учащихся на памятник Петру I работы Фальконе и читаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (слайд 6):^ Какая дума на челе!Какая сила в нем сокрыта!А в сем коне какой огонь!Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта?О, мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой бездной,На высоте уздой железнойРоссию поднял на дыбы?Вопросы для беседы и ожидаемые ответы: - К кому обращены стихи? - Кого олицетворяет «гордый конь»? - Как вы понимаете смысл трех последних строк отрывка? - Был ли Петр I «революционером на троне»? - Революция – это глубокое и качественное обновление всех сторон жизни общества. Произошло ли подобное обновление в России? - Бытует мнение, что реформы были задуманы до Петра I, а царь лишь реализовал замыслы своих предшественников. Так ли это? - Сравниваем предложения В.В. Голицына с реформами Петра I. Что общего? В чем различия? - Почему Голицын не смог провести реформы, а Петр смог? (Обладал большой властью, опирался на лично преданных ему людей, создал опору в лице дворянства за счет увеличения его численности).Вывод: реформы Петра I – это своеобразная «революция сверху». Поэтому Петра можно считать «революционером на троне».^ Цена петровских реформ (слайд 7)Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом (приложение 2) Вопросы для беседы и ожидаемые ответы:- Какова цена петровских реформ? (Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.). - Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния?Учащиеся, обобщая все ранее сделанные ими выводы, отмечают, что народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора.3. Этап контроля и коррекции знаний посвящается оценке с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в эпоху Петра I, их влиянию на дальнейшую судьбу страны, связи прошлого с настоящим (дискуссия).- Чему учит история петровской эпохи?Вывод: правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.- Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?Вывод: личность Петра и его реформы – предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.- «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня? Вывод: ответить на этот вопрос невозможно, история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.4. Рефлексия. Оцените свое понимание темы и участие в уроке. 5. Домашнее задание. Написать сочинение «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям».