Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


I и его реформы в оценках и суждениях ( проблемно-исследовательская дискуссия ) Цели урок

Тема урока: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»(проблемно-исследовательская дискуссия)Цели урока: помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого российского императора и его деятельности, споры ведутся на протяжении трех столетий и обостряются в особо сложные моменты нашей истории; помочь учащимся осознать связь прошлого с настоящим;продолжить формирование навыков решения исторических задач, а также умение участвовать в дискуссии; развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.^ Опережающее задание: в начале изучения темы учащимся дается задание подобрать материал о деятельности Петра I для творческой работы «Мое отношение к Петру 1 и его преобразованиям».Оборудование урока:Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»Компьютер, проектор.Презентация «Петр I и его реформы в оценках и суждениях».Раздаточный материал ( карточки-задания для работы в парах).Ход урокаВводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока.28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня. Вспомним оценку деятельности Петра I, данную Н.М. Карамзиным: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр» (слайд 2) Одни восхищаются Петром: (слайд 3)«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»В. Татищев. А для других:«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.О Петре I написано много книг. И начнем мы, как некогда начал свои публичные чтения о Петре Великом С.М. Соловьев: «Мы собрались здесь накануне праздника, чтобы приготовиться к нему: накануне праздника усиливается работа для человека, который хочет достойно праздновать; во имя величайшего из тружеников Русской земли приглашаю Вас, господа, к труду – обозреть труд его, подумать над ним» (слайд 4) В совместной деятельности учителя и учащихся формулируется учебная задача урока:- «обозреть» то, что узнали о Петре I, о развитии России в конце XVII – начале XVIII века, о времени, которое С.М. Соловьев назвал «переходом из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль»;Организация учебной деятельности.Учащимся предлагается поработать с различными историческими источниками, решить исторические задачи, принять участие в дискуссии.^ 1. Реформы Петра I и характеристика императора.У каждого автора свои представления о царе-реформаторе, примем участие в споре. Итак, каким же был Петр I.- Учащиеся делают краткие сообщения, используя материалы опережающего задания «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям» (Одни отмечают трудолюбие царя, его простоту, любознательность, тягу к знаниям, ко всему новому, энергию и т.д. Их оппоненты говорят о жестокости Петра, о его крутом нраве, о равнодушии к судьбам простого народа, вспоминают расправу со стрельцами, историю смерти его сына Алексея).- Ребята работают с отрывком из повести ^ А.Н. Толстого «День Петра» (приложение 1).Вопросы для беседы и ожидаемые ответы. - Как А.Н. Толстой оценивает перемены в жизни России? - Можно ли однозначно оценить личность Петра I и его деятельность? ( Петр I1, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, ярким, талантливым, но действовал порой жестокими методами для достижения своей цели. Отсюда неслучайны разноречивые суждения о нем). - О каком «общем государственном деле» пишет А.Н. Толстой? - О каких задачах, решавшихся Петром I, упоминает автор? - Какие еще реформы были проведены Петром I? -Обращаем внимание на схему-цепочку «Реформы Петра I» (слайд 5). - Соответствовала ли реальная хронологическая последовательность петровских реформ логике, представленной на схеме? (Реформы проводились параллельно, это было необыкновенно трудно). Изменяем схему (слайд 5).- Какое событие способствовало ускорению реформ? (слайд 5, гиперссылка) - Какой вышла Россия из Северной войны? (Могущество, международный авторитет, империя с 1721 года, новая столица Санкт-Петербург).^ Был ли Петр I «революционером на троне»?Обращаем внимание учащихся на памятник Петру I работы Фальконе и читаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (слайд 6):^ Какая дума на челе!Какая сила в нем сокрыта!А в сем коне какой огонь!Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта?О, мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой бездной,На высоте уздой железнойРоссию поднял на дыбы?Вопросы для беседы и ожидаемые ответы: - К кому обращены стихи? - Кого олицетворяет «гордый конь»? - Как вы понимаете смысл трех последних строк отрывка? - Был ли Петр I «революционером на троне»? - Революция – это глубокое и качественное обновление всех сторон жизни общества. Произошло ли подобное обновление в России? - Бытует мнение, что реформы были задуманы до Петра I, а царь лишь реализовал замыслы своих предшественников. Так ли это? - Сравниваем предложения В.В. Голицына с реформами Петра I. Что общего? В чем различия? - Почему Голицын не смог провести реформы, а Петр смог? (Обладал большой властью, опирался на лично преданных ему людей, создал опору в лице дворянства за счет увеличения его численности).Вывод: реформы Петра I – это своеобразная «революция сверху». Поэтому Петра можно считать «революционером на троне».^ Цена петровских реформ (слайд 7)Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом (приложение 2) Вопросы для беседы и ожидаемые ответы:- Какова цена петровских реформ? (Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.). - Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния?Учащиеся, обобщая все ранее сделанные ими выводы, отмечают, что народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора.3. Этап контроля и коррекции знаний посвящается оценке с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в эпоху Петра I, их влиянию на дальнейшую судьбу страны, связи прошлого с настоящим (дискуссия).- Чему учит история петровской эпохи?Вывод: правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.- Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?Вывод: личность Петра и его реформы – предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.- «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня? Вывод: ответить на этот вопрос невозможно, история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.4. Рефлексия. Оцените свое понимание темы и участие в уроке. 5. Домашнее задание. Написать сочинение «Мое отношение к Петру I и его преобразованиям».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Othello Characters Essay Research Paper Othello This
Реферат Формирование познавательного интереса у младших школьников к истории
Реферат Палачи и жертвы
Реферат Основные элементы графического интерфейса операционной системы MS Windows, ресурсы рабочего ме
Реферат Налоговый учёт прочих расходов (представительские расходы, командировочные расходы, расходы на рекламу)
Реферат Jurassic Park Essay Research Paper Jurassic Park
Реферат Фермерство в социальной структуре современного российского общества его настоящее и будущее
Реферат Аналитический контроль качества титаната бария
Реферат Олії селективного очищення Екологічні вимоги до виробництва
Реферат Анализ финансового состояния предприятия ОЦ санаторий "Юг"
Реферат Многокутники. Різновиди многокутників
Реферат Динамика ВВП РФ, статистический анализ
Реферат Роль социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей
Реферат Территориальные основы местного самоуправления 3
Реферат Аннотация примерной программы дисциплины «Направляющие среды электросвязи» Рекомендуется для направления подготовки бакалавров