Реферат по предмету "Разное"


Http://www kcnti csti ru/irr/25 html

http://www.kcnti.csti.ru/irr/25/7.html Номер 6(25) 1995 г. Валентина Владимировна БРЕЖНЕВА - старший преподаватель кафедры научно-технической информации Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры, кандидат педагогических наук. Валентина Альфредовна МИНКИНА - зав. кафедрой научно-технической информации Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры, доктор педагогических наук.     Современные информационные продукты и услуги: попытка классификации и анализа тенденций развития   Усложнение научно-практической деятельности, с одной стороны, и информатизация общества, с другой, породили значительные изменения спроса-предложения на информационном рынке. Это выразилось в расширении номенклатуры предоставляемых услуг, а также вовлечении в информационную сферу новых учреждений, в том числе и тех, которые по основному профилю собственно информационными не являются. В этих условиях, как никогда ранее, сотрудникам служб НТИ, маркетинговых подразделений, библиотек, референтам лабораторий и отделов фирм необходимо уметь ориентироваться на информационном рынке. Это позволит им решить ряд проблем, возникающих в процессе их деятельности: - приобретать именно те информационные товары, которые по содержанию и качеству удовлетворяют потребности обслуживаемых групп и являются для них приемлемыми по цене; - рационально организовать собственную работу, т.е. предоставлять те услуги, которые в наибольшей степени соответствуют реальному спросу и отсутствуют на информационном рынке; - гарантировать качество и соответствие потребительских свойств информационных продуктов и услуг заявленной категории товара и его стоимости. Отметим, что это условие является обязательным для выхода на международные рынки; - облегчить создание совместимых и дополняющих друг друга информационных систем взаимообмена информационней продукцией на региональном, всероссийском и международном уровнях; - облегчить взаимопонимание сотрудников самых различных учреждений, предоставляющих информационные продукты и услуги.   Мы перечислили чисто практические причины необходимости постоянного слежения за изменениями, происходящими на информационном рынке. Но нельзя не указать и исследовательскую задачу: через изменение номенклатуры, содержания и качества информационных продуктов становится возможным определить сферу и пределы социального влияния научно-информационной деятельности, очертить тот круг потребностей, которые она призвана удовлетворять. Известно, что одним из действенных средств упорядочения разнохарактерных объектов и явлений с целью ориентации в их совокупности являются классификации. Попытки разработки классификации информационных продуктов и услуг предпринимались неоднократно, сначала в библиотечной, а затем и в сфере научно-информационной деятельности. Основным недостатком "библиотечных" классификаций явилось их ограничение рамками лишь тех услуг, которые предлагаются библиотеками [1]. Но даже и при таком узком подходе приемлемой и работоспособной схемы создать не удалось. Достоинство классификации, составленной специалистами в области информатики, состоит в рассмотрении всех информационных товаров, вне зависимости от типа учреждений, их предлагающих. Удачным кажется и выбор принципа классификации направлений научно-информационной деятельности, по видам продукции и услуг (например, аналитическая, патентно-лицензионная, переводческая и др. направления работы). Однако, являясь линейной, эта схема не предназначена для многомерной характеристики информационных товаров и помимо направлений деятельности учитывает лишь вид (форму) конечного продукта [2].   Проанализировав существующие классификации и словарь терминов [З], мы разработали фасетную, многоаспектную схему. Целью ее создания было выявление признаков, необходимых и достаточных для описания свойств информационных продуктов, отражающих их возможности в плане удовлетворения потребностей потребителей, гарантирующих качество и приемлемую себестоимость подготовки. Использование фасетного подхода должно способствовать однозначности понимания существа процессов информационного обслуживания всеми специалистами, вовлеченными в эту сферу, нормализации технологии подготовки продуктов и услуг, обоснованному ценообразованию. В качестве аспекта, образующего основной ряд деления, нами также избраны направления деятельности, результатом которой является создание информационного продукта, группируемые в отличие от [2] по сходству предоставляемой продукции и услуг: - предоставление текстов документов (документальное обслуживание); - библиографический поиск и ана-литико-синтетическая переработка информации (библиографическое обслуживание); - фактографический поиск и ана-литико-синтетическая переработка информации (фактографическое обслуживание); - научно-техническая пропаганда и рекламная деятельность; - информационные исследования; - переводческая деятельность; - консультационная деятельность. Отметим, что признаки, входящие в фасеты, не являются взаимоисключающими и, в случае необходимости, могут использоваться в сочетании. Так, ИРИ представляет собой библиографическое (первый контур) и документальное (второй контур) обслуживание. А   любое информационное исследование предполагает предварительное осуществление библиографического и фактографического поиска. Качество информационной продукции и услуг определяется прежде всего базой, использованной для их подготовки. Поэтому описание конкретного информационного продукта предусматривает характеристики привлеченных ресурсов. Это могут быть: - фонд и СПА учреждения, предоставившего услугу (собственный фонд); - фонд и СПА ряда учреждений, привлеченных к подготовке информационного продукта; - совокупные информационные ресурсы региона и страны; - зарубежные БД и документальные собрания; - личностные знания специалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационного продукта. Известно, что в любой сфере изготовление по индивидуальному заказу уникального товара, требует больших временных и материальных затрат и обходится дороже. Для того, чтобы учесть эту характеристику информационной продукции и услуг, введен фасет "Основание для осуществления обслуживания", включивший следующие признаки: - индивидуальные запросы пользователей; - повторяющиеся запросы (запросы аналогичного или близкого содержания, исходящие от разных пользователей, позволяющие тиражировать информационную продукцию, т.е. повторно или многократно использовать ее для обслуживания); - типовые запросы или меню (запросы, сформулированные обслуживающим учреждением; абонент имеет право выбора услуг из предложенного ассортимента); -обслуживание по инициативе учреждения, предоставляющего услуги (вызванное значимостью той или иной проблематики, положительным предшествующим опытом, желанием заявить о себе и т.д.). Для характеристики периодичности подготовки информационной продукции или предоставления услуг предусмотрен фасет "Режим обслуживания", включающий следующие признаки: - разовый (режим "запрос-ответ"); - продолжающийся (передача информации по мере ее накопления); - текущий (обслуживание с определенной, заранее оговоренной периодичностью). Этот фасет важен не только для характеристики информационных товаров, но и для анализа результативности обслуживания. Интерес представляет удельный вес текущего обслуживания в общем объеме работ; доля разовых запросов, переходящих затем в постоянные (т.е. в режим продолжающегося   ил и текущего обслуживания); контингент пользователей, обслуживаемых в различных режимах, и его изменение. Комфортность обслуживания во многом зависит от места и способа предоставления информации. С этой точки зрения обслуживание может осуществляться как в помещении информационного учреждения, так и по месту работы или проживания абонента. А информация - передаваться в ходе личного общения, по телефону, по почте, с использованием электронных сетей, телевидения и радио. И, наконец, информационный источник, будь то текст документа, тематическая подборка или досье, БД, может предоставляться только для использования в читальном зале, для временного пользования дома или на рабочем месте абонента, передаваться в личное пользование (путем копирования, тиражирования, подготовки распечаток для пополнения БД абонентов). Выбор вида услуг, ресурсов, подлежащих привлечению, критериев отбора материала и глубины его аналитической переработки, формы представления ("упаковки") сведений всецело зависит от причин, побудивших людей обратиться к информации, от особенностей их потребностей и уровня компетентности. Важность этого аспекта признается многими авторами, и поэтому он часто включается в классификации услуг. Иногда цели обслуживания связывают со сферой деятельности людей (научно-исследовательская, производственная, педагогическая или учебная, любительская, сфера досуга), иногда - с характером решаемых задач (разработка новых объектов; их внедрение в практику; принятие управленческих решений и т.д.). Мы же попытались выделить цели обращения людей к информации вне зависимости от рода их деятельности или решаемых задач, но с учетом характера искомых сведений и уровня компетентности пользователей. В итоге данный фасет получил следующее наполнение: - поиск конкретных фактов, рецептов, способов действия, указаний и правил; - ознакомление с состоянием вопроса и достигнутым уровнем; - слежение за развитием проблемы, ознакомление с текущими событиями, выявление тенденций; - освоение новой проблематики; - вхождение в новую область; - ценностная ориентация; утверждение собственных позиций. Перечисленные признаки описывают случаи, когда основанием для создания информационной продукции и услуг являются запросы пользователей, но не отражают цели обслуживания, осуществляемого по инициативе центров НТИ или библиотек. Поэтому в перечень дополнительно была включена такая цель, как "привлечение внимания пользователей, расширение кругозора, рекламирование возможностей информационной службы." Цель "Обучение пользователей навыкам информационного самообслуживания" вытекает из особенностей, а точнее противоречий, действующих на рынке информационной продукции и услуг. Они проявляются в необходимости обеспечения общедоступности информации как неотъемлемого права человека демократического общества, с одной стороны, и во все возрастающей стоимости информационных продуктов и услуг, с другой. В этих условиях создание благоприятных возможностей для информационного самообслуживания ведет если не к устранению, то хотя бы к уменьшению трудностей, вызываемых указанными противоречиями. Успешное же самообслуживание требует повышения уровня информационной культуры личности. Мы обозначили основные, но далеко не все фасеты, требующиеся для многоаспектной харктеристики информационных товаров. Точнее, выявлены универсальные фасеты, важные для анализа и описания любой продукции и услуг, но не названы специализированные, значимые для характеристики отдельных групп однородных товаров. Так, например, для приобретения или продажи БД важны указания на используемое программное обеспечение и состав справочников и подсказок (помощи), их совместимости с другими системами.* Для характеристики информационных услуг, предоставляемых с помощью внешних БД, необходимы сведения о возможной глубине ретроспективного поиска и периодичности актуализации БД [5]. Иными словами, специализированные фасеты еще предстоит разрабатывать. Для проверки работоспособности предложенной фасетной классификации были охарактеризованы основные наиболее распространенные в настоящее время информационные продукты (см. таблицу). Для составления их исходного перечня привлекались имеющиеся номенклатуры [1-3], проспекты изданий и рекламные материалы (например, [4]) различных информационных центров и библиотек, отечественные и зарубежные публикации с описанием конкретной продукции и услуг. Использование классификации в качестве инструмента анализа позволило выявить ряд тенденций: 1. Среди информационных товаров преобладают продукты и услуги, создаваемые для удовлетворения индивидуального спроса. Ориентацию именно на индивидуальные потребности можно, вероятно, считать одной из отличительных черт информационного рынка. 2. Базой для создания информационных товаров в большинстве случаев должны являться совокупные информационные ресурсы, а не локальные фонды, какими бы богатыми и уникальными по составу они не являлись. * в качестве удачного примера многоаспектной унифицированной характеристики БД, предлагаемых на российском информационном рынке, можно привести энциклопедию [4].   3. Наблюдается повышение наукоемкости информационных продуктов. Документальное и библиографическое обслуживание все чаще становится промежуточным процессом, служащим основой для осуществления информационных исследований. Доказательством служит тот факт, что наибольшее число новых товаров создается в рамках этого направления деятельности. В тех же случаях, когда услуги появляются в результате библиографического или фактографического поиска, абонента стремятся освободить от самостоятельной "доработки" информации, предоставляя ему дайджесты, тематические подборки, таблицы фактографических данных. 4. Расширяется диапазон возможностей научно-информационной деятельности, в сферу влияния которой попадает содействие ценностной ориентации специалистов, их вхождению в новую проблематику, получению представлений о состоянии вопроса.   5. Очевидна тенденция повышения комфортности обслуживания, приближение информации к рабочему месту или месту проживания абонента с передачей информационного товара в личное пользование. Литература: ____________ 1. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система. Учеб. пособие.-М.: Изд-во МГИК, 1991, 162стр.; Дворкина М.Я. Что представляет собой библиотечная услуга?// Сов. б-веде-ние.- 1990, №1, стр. 20-26; Арзуханов А.С. Услуги системы библиотечного обслуживания: сущность и классификация// Науч. и техн. б-ки СССР.- 1984, №10. стр. 12-19; Джерелиевская И. К. Формирование рынка информационных услуг//Науч. и техн. б-ки.-1992., №11., стр. 3-15. 2. Номенклатура информационных услуг. Метод, пособие. - М.: ИПКИР, 1982, 80 стр.: Кедровская Л. Г., Мшвелидзе А.И., Ухин Ю.Ю. Номенклатура информационных услуг хозрасчетный аспект//   Науч.-техн. информация.- Сер. 1, 1988, №10, стр. 2-9; Прейскурант № 57-15-92. Цены на массовые виды услуг в области научно-технической информации/ГКНТ СССР.-М., 1990, 16стр. 3. Юрьева Т.Ю. Словарь информационных продуктов и услуг/Кемеровск. ГИК; Кемеровск. ОУНБ им. Федорова.-Кемерово, 1993, 41 стр. 4. Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций. В 3-х т.- М.: Междунар. бюро информац. и телекоммуникац., 1994. 5. Антопольский А. Б., Вигурский К. В. Сертификация баз данных и рынок информационной продукции// Науч.-техн. информация.- Сер. 1, 1993, №12, стр. 1-3. 6. Маршакова И. В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки.- М.: Наука, 1988, 285 стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.