КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 0 Дисциплина Валеология ПОНЯТИЕ СТРЕССА ПРИЗНАКИ ПРИЧИНЫ. ДИАГНОСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕСтр. 31. ПОНЯТИЕ СТРЕССА, ПРИЗНАКИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Стр. 42. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ Стр. 8ЗАКЛЮЧЕНИЕСтр.
12БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКСтр. 15ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тест Обладаете ли Вы достаточной стрессоустойчивостью Стр. 17 ВЕДЕНИЕ В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу. У нас наблюдается кризис физического психического и нравственного здоровья практически всех возрастных
групп очень высока заболеваемость смертность сократилась продолжительность жизни снижается доля трудоспособного населения наблюдается рост преступности наркомании алкоголизма числа самоубийств. Снизился уровень репродуктивного здоровья что проявляется резким падением рождаемости увеличением числа разводов неполных и неблагополучных семей. Причины такой ситуации в России многообразны. Отчасти она обусловлена социально-экономической депрессией отчасти - изменением
ритма и образа жизни современного человека характера питания низкой двигательной активностью информационными и психоэмоциональными перегрузками. Болезни поведения становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью формирования навыков и привычек здорового образа жизни. Льюис Дэвид авт. Стресс-менеджер. Как сэкономить 00 часов в неделю и уйти от стресса.
Д.ЛьюисПер.с англ.А.П.Хомик - М. АСТ Рефл-бук 0000 000 с. ил. Таким образом ситуация со здоровьем Россиян требует активизации оздоровительной работы на всех уровнях. Общество предъявляет социальный заказ системе образования на специалистов в области культуры и экологии здоровья. Необходимо обеспечить сохранение здоровья детей научить их вести здоровый образ жизни правильно строить свои взаимоотношения с природой. Перед практикой образования поставлены задачи внедрить принципы
новой научной области валеологии науки об индивидуальном здоровье человека. Тема настоящей контрольной работы - понятие стресса признаки причины диагностика и предупреждение стрессового состояния. В ходе раскрытия темы работы необходимо выделить ряд задач требующих решения в частности необходимо рассмотреть понятие стресса признаки причины возникновения пути предупреждения стрессового состояния. Как один из практических шагов по своевременному выявлению стрессового состояния в
Приложении 0 к контрольной работе я привожу тест Обладаете ли Вы достаточной стрессоустойчивостью. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью изучения пограничных состояний человека их диагностика и своевременная коррекция. С позиции валеологии необходимо изучение этих стресс факторов диагностика и профилактика стрессовых состояний. 0. ПОНЯТИЕ СТРЕССА ПРИЗНАКИ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Термин стресс получивший в наши дни столь широкое распространение впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов например мостов испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем что понятие стресс в современной физиологии психологии медицине базирующейся на клинических исследованиях
Г. Селье включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы биологические психологические социально-психологические и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов стрессоров
что позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме. Льюис Дэвид авт. Стресс-менеджер. Как сэкономить 00 часов в неделю и уйти от стресса. Д.ЛьюисПер.с англ.А.П.Хомик изд.0-е - М. АСТ Рефл-бук 0000 000 с. ил. Представления об эмоциональном психическом стрессе сформировались благодаря тому что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса.
Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений возникающих при физиологическом и психическом стрессе и в то же время позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров или комплексной стрессогенной ситуации опосредуется через сложные психические процессы.
Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта его психическими и физическими ресурсами которые необходимы для удовлетворения этих потребностей.
Субъективное отношение к стимулу зависящее от неповторимого индивидуального опыта в значительной мере восходящего к периоду раннего детства личностных особенностей характера когнитивных процессов и психического состояния представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора. Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса вызванного физическим стимулом поскольку такое воздействие обычно
сопровождается психической переработкой. Таким образом круг стрессоров существенных для развития психического эмоционального стресса весьма широк. В их число входят физические стрессоры благодаря процессу психологической переработки их воздействия психические стрессоры имеющие индивидуальную значимость и ситуации в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих в том числе и маловероятных стрессогенных событий. Уже то обстоятельство что стресс возникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров
индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные но и на гипотетические ситуации исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость психического стресса от характеристик среды. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и вместе с тем ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов. Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных экстремальных условиях природных
или антропогенных катастрофах войнах криминальном насилии но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие. С другой стороны повседневные жизненные события такие как изменения семейных взаимоотношений состояния собственного здоровья или здоровья близких характера деятельности или материального положения в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса приводящего
к расстройствам здоровья. Среди таких жизненных событий выделяются ситуации непосредственно воспринимаемые как угрожающие болезни конфликты угроза социальному статусу ситуации потери смерть близких разрыв значимых отношений которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки ситуации напряжения испытания требующие новых усилий или использования новых ресурсов. В последнем случае события могут даже выступать как желательные новая ответственная работа вступление
в брак поступление в ВУЗ а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях. Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность возникновения связанных со стрессом психических особенно невротических расстройств зависит от соотношения стрессоров которые воздействовали на человека в детстве и зрелом возрасте.
По некоторым данным для лиц у которых в зрелом возрасте под влиянием различных жизненных событий возникали такие расстройства в детстве были характерны стрессовые ситуации обусловленные неадекватным поведением матери ее упрямство нетерпимость к чужому мнению завышенные притязания авторитарность властность чрезмерные требования к ребенку или напротив обидчивость сниженный фон настроения пессимизм неуверенность в себе. Выделялся также комплекс негативного воздействия со стороны отца его поведение снижающее самооценку
ребенка недостаток внимания и понимания агрессивность или отчуждение затрудняющее идентификацию с ним. При этом особенности взаимодействия с матерью не позволяли компенсировать стрессогенные ситуации связанные с отцом. К числу других стрессовых ситуаций детства следует отнести конфликтность и нестабильность семьи и положение обойденного ребенка предпочтение ему братьев или сестер. Описанные стрессогенные воздействия могут непосредственно приводить к клинически выраженным расстройствам
уже в детстве но они оказывают влияние и на возникновение стресса в зрелом возрасте порождая отсутствие чувства базисной безопасности что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним и формирование неадекватных моделей поведения что способствует созданию стрессогенных ситуаций и препятствует их эффективному преодолению. Ценность изучения индивидуально значимых жизненных событий обусловлена тем что такие события увеличивают вероятность стресса и его клинических проявлений поскольку
они изменяют взаимодействие человека и его окружения предъявляют повышенные требования к адаптационным ресурсам. Однако центр тяжести при оценке психического стресса не может переноситься на характеристики среды. Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий а внутреннее состояние организма при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация психическое состояние которое
возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели. Клиническая оценка такого состояния нередко сопряжена со значительными трудностями что связано с рядом обстоятельств. Во-первых диапазон потребностей блокада которых вызывает состояние фрустрации весьма широк и никогда не осознается во всей своей полноте.
Это может быть обусловлено недостаточной интроспекцией или сопротивлением осознанию потребностей которые противоречат представлению человека о себе. Во-вторых блокада удовлетворения потребностей чаще определяется не видимым внешним препятствием а существованием конкурирующих и разнонаправленных потребностей. Такие состояния представляют собой интрапсихический конфликт который также нередко не осознается. Простым примером интрапсихического конфликта может быть поддержание отношений или продолжение деятельности
которые не удовлетворяют человека в силу того что они вызывают чрезмерное напряжение или нарушают сложившуюся самооценку но осуществляются поскольку удовлетворяют симбиотическую тенденцию или потребность в повышении социального статуса. В-третьих в реальной ситуации мы обычно имеем дело с взаимодействием комплекса потребностей и совокупности фрустрирующих ситуаций. При этом очень сложно выявить значение конкретной потребности а развитие психического стресса связывается
с одновременным или последовательным возникновением ряда фрустраций с нарастанием суммарной фрустрационной напряженности. Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как чувство когерентности повышающие ресурсы противостояния стрессогенным ситуациям личностная выносливость понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей.
Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения что позволяет даже в условиях фрустрационной напряженности сохранить устойчивость избранной линии поведения соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения соотносить немедленные результаты и отставленные последствия тех или иных поступков. При хорошей интегрированности поведения энергия распределяется по различным направлениям поведения в
соответствии с важностью реализуемых потребностей. Чем выше способность к интеграции поведения тем более успешно преодоление стрессогенных ситуаций. Льюис Дэвид авт. Стресс-менеджер. Как сэкономить 00 часов в неделю и уйти от стресса. Д.ЛьюисПер.с англ.А.П.Хомик - М. АСТ Рефл-бук 0000 000 с. ил. Клинические явления обусловленные психическим стрессом можно разделить на острые стрессовые реакции
которые возникают после сильного травматического переживания исключительно угрожающего характера и завершаются в течение дней а иногда и часов посттравматические стрессовые расстройства которые представляют собой затяжную непосредственную или отставленную реакцию на подобного рода переживание реакции адаптации при которых прослеживается четкая связь в том числе и временная со стрессовым событием влекущим за собой более или менее выраженное жизненное изменение невротические состояния и личностные декомпенсации при
которых обычно обнаруживается зависимость от повторного или хронического воздействия стрессоров жизненных событий трудно разрешимых эмоциональных проблем интрапсихических конфликтов длительного нарастания фрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностных декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности которые определяют индивидуальную уязвимость наиболее выражены. Значение эмоционального стресса при этих состояниях очевидно поскольку стресс не связан с одной конкретной
и явной ситуацией а реализуется в более широком жизненном контексте. 0. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ Патриарх американской психологии Уильям Джеймс еще в 0000 г писал что современный человек слишком напряжен и тревожен он настолько осторожен и озабочен результатами предпринимаемых усилий что даже не подозревает о существовании более легких и лучших путей к достижению цели чем те которыми он идет дивный совет который оставил нам классик для
получения наиболее плодотворных и эффективных результатов необходимо научиться освобождаться от тормозящего влияния наших долгих размышлений и слишком большой озабоченности ожидаемыми результатами. Другой американец - выдающийся пластический хирург и прекрасный практический психолог- доктор Максвелл Мольц сформулировал Пять правил раскрепощения. Тревожьтесь до того как сделали ставку а не тогда когда колесо уже вращается.
Это выражение Мольц заимствовал у одного бизнесмена который питал слабость к рулетке. Оно подобно волшебному заклинанию помогало ему преодолевать тревогу действовать творчески и добиваться успеха. Беспокойство говорил этот бизнесмен допустимо только на стадии планирования но когда решение принято и необходимо приступить к его исполнению надо забыть об ответственности и действовать очень решительно. Тревоги страхи не принесут ни на грош пользы это пустая трата энергии.
Здесь и сейчас. Не сражайтесь с призраками прошлого. Не тревожьтесь о завтрашнем дне. Жить творчески это значит спонтанно отзываться и реагировать на окружающую среду. Ваш автопилот в состоянии адекватно реагировать на происходящее только тогда когда все ваше внимание сосредоточено на нынешнем положении вещей и вы обеспечиваете его нужной информацией. Планируйте будущее. Готовьтесь к нему. Но не тревожьтесь по поводу того что случится завтра.
Члены американского общества Анонимные алкоголики помогая другим избавиться от вредной привычки используют тот же самый принцип когда советуют Не пытайтесь перестать пить навсегда просто скажите себе Я попытаюсь не пить сегодня. Старайтесь видеть и слышать ощущать различные предметы Когда человек начинает лучше воспринимать то что происходит вокруг и реагировать только на происходящее сейчас совершается чудо избавления от нервной лихорадки.
В следующий раз когда вы почувствуете что наступает состояние напряженности остановитесь на короткое время и спросите себя Происходит ли здесь и сейчас что-то на что я должен реагировать Могу ли я в связи с этим что-то предпринять Если мы не делаем этого мы продолжаем автоматически реагировать на какие-то ситуации из прошлого. Другими словами мы откликаемся не на настоящий момент и действуем не в реальной а в вымышленной обстановке. Понимание данного обстоятельства и оценка своего поведения
нередко приводят к поразительно быстрому эффекту. Одновременно делайте только одно дело. Еще одной причиной омрачающей существование и порождающей состояние неуверенности и тревог является привычка пытаться делать сразу несколько дел. Часто студент готовит курсовую и смотрит телевизор бизнесмен диктуя секретарю письмо думает о вещах которые ему предстоит сделать и сам того не замечая пытается мысленно их осуществить. Опасность этой привычки редко осознают.
Тревогу при мысли об ожидающей нас огромной куче дел вызывает не предстоящая работа а позиция которую коротко можно выразить так Я должен все это сделать сразу. Естественно стараясь осуществить невозможное человек начинает нервничать. Истина же в том что одновременно можно делать только одно дело. Усвоив столь простую и очевидную истину мы перестаем пытаться делать в уме одновременно все дела и
сосредотачиваем все свое внимание на том чем мы в данный момент непосредственно занимаемся. При таком подходе мы сбросим напряжение и сможем прекрасно продвинуться вперед. Утро вечера мудренее. Если вам случилось весь день безуспешно биться над какой-то проблемой попробуйте временно выбросить ее из головы хотя бы до следующего утра Бехтерев однажды заметил Несколько раз выходило так что если я вечером концентрировал свое внимание
на теме которую намеревался облечь в четкую формулу то утром стоило лишь взяться за перо и слова всплывали одна за другим как бы сами собой. Оставалось лишь отшлифовать написанное. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку - М. Academia 0000 00 с. Работая умейте расслабиться. Научитесь воспроизводить чувство расслабленности и спокойствия когда выполняете свои ежедневные обязанности.
Для этого необходимо выработать привычку мысленно воспроизводить во всех деталях приятное ощущение которое вы испытывали раньше стимулируя расслабление в состоянии покоя. Мысленно повторите несколько раз Я все больше и больше расслабляюсь. Ежедневно по несколько раз воспроизводите в памяти ощущение расслабленности. Вы будете поражены тем насколько успешно этот прием снимает усталость и как возрастает ваша способность
справляться с текущими проблемами. Существует много различных психотехник личностного раскрепощения для повышения эффективности собственной деятельности. Бизнесмен испытывающий постоянное давление со стороны своих клиентов или партнеров диспетчер аэропорта не имеющий права даже на минутное расслабление родитель беспомощно наблюдающий как медленно погибает его ребенок от смертельного заболевания все эти люди испытывают
СТРЕСС. Несмотря на разные причины стресса состояние организма этих людей схоже. К сожалению сегодня стресс стал обыденностью. Иногда мы даже перестаем обращать на него внимание забывая что длительное воздействие отрицательных эмоций способствует возникновению многих психосоматических заболеваний таких как язвенная болезнь инфаркт миокарда гипертония психические расстройства и т. п. Очень часто стресс разрушает карьеру дружбу и даже крепкую семью.
Длительный стресс может привести к несчастному случаю или даже к самоубийству. Причины вызывающие стресс стрессоры очень разнообразны в наше время. Сейчас их стало гораздо больше чем это было совсем недавно. И это понятно любое серьезное переустройство жизни начиная с переезда на новую квартиру и заканчивая перестройкой общества является стрессовой ситуацией для большинства людей.
Мы же с вами пережили и ускорение и перестройку и массу разного рода путчей денежных реформ финансовых кризисов и т. п. Все эти стрессоры не носят личностного характера но очень глубоко и часто трагически затрагивают жизнь каждого из нас вызывая стресс и заставляя спасаться бегством или борьбой. Кроме того есть масса других не столь ярких но не менее эффективных стрессоров в нашей личной жизни. Опасности подстерегающие нас кажутся не столь грозными как те которые окружали наших далеких предков
в дикой природе. Но это совсем не так. Постоянно встречающиеся стрессы ссоры конфликты и т. п. даже если мы не ощущаем их моментального воздействия в силу своей молодости или по другим причинам имеют особенность накапливаться и проявляться потом через некоторое время взрывным путем или через подавленность пониженный тонус плохое настроение депрессии и т. п. Поэтому мы должны знать что такое стресс и уметь противостоять ему.
Первобытный человек реагировал на опасность автомат чески борьбой или бегством. А что делать нам Даже издали видно что вы взвинчены нервничаете что вы от этого уже никуда не денешься в состоянии стресса. Наш далекий предок спокойный и довольный после победоносной схватки с медведем не переставал бы удивляться нам. Но в том-то и разница что наш враг скрытый и победить его с помощью палки или камня нельзя. А теперь представьте себе что к непрерывной серии бытовых мини-стрессов добавляется
какое-то жизненное потрясение все равно положительное или отрицательное. И может случиться так что эта нервная нагрузка окажется непосильной для вас. Вот почему так важно знать как противостоять большим и малым стрессам как в борьбе с физическим и нервным напряжением умело использовать методы релаксации. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизниУчеб.для пед.вузов и ин-тов физ.культуры -
М. Флинта 0000 000 с. Ритм современной жизни если можно так сказать рваный несбалансированный. Он предъявляет высокие требования к психике щадя при этом в значительной степени наше тело экономя на нем. И эта дисгармония нарушает при родное психосоматическое равновесие. Как восстановить его как уменьшить внутреннее напряжение ослабить нетерпение и раздражительность не глотая при этом таблеток Мы знаем что наши далекие предки были физически намного активнее чем мы.
Именно это помогало им компенсировать негативные последствия стрессов. Поскольку мы не хотим да и не можем вернуться к первобытной жизни нам крайне необходимо компенсировать хронический недостаток двигательной активности. На смену реакции борьбы или бегства должен прийти другой вид двигательной активности например бег длительные прогулки занятия физкультурой и спортом. Важную роль в умении противостоять стрессу играют дыхательные упражнения и различные методы релаксации.
Ведь как говорили древние дыхание это связующее звено между душой и телом которое является своего рода сейсмографом физических и психических потрясении. Особенно когда стрессовая ситуация наступает резко и неожиданно. Все знают что при физических и психических нагрузках дыхание учащается а при восстановлении физического или психического равновесия успокаивается. Эти изменения ритма дыхания можно использовать на благо своего здоровья.
Дыхание не должно пассивно фиксировать стрессовую ситуацию его нужно на оборот сознательно и активно регулировать с целью успокоения. Мы должны уметь амортизировать стрессовый удар т. е. управлять стрессовой реакцией контролировать ее а не под даваться стихии первой естественной автоматической реакции. Вы сразу заметите насколько успешнее и спокойнее стала ваша повседневная жизнь как изменились ваши взаимоотношения на работе и в личной жизни насколько продуктивнее и эффективнее вы стали работать на
своем месте. Гораздо важнее и полезнее научиться использовать свои внутренние резервные возможности овладеть методами сознательной и активной саморегуляции. Одним из наиболее эффективных средств противодействия стрессу является релаксация которая разумеется не решает всех наших проблем о очень ощутимо ослабляет степень их воздействия на психику и наш организм в целом. С помощью релаксации можно и нужно активно бороться со стрессами а это сейчас очень важно для
всех.Конечно осваивать методы релаксации лучше не тогда когда жареный петух клюнет а заранее пока для этого еще нет настоятельной необходимости. Но важно понять другое - делать это никогда не поздно. Начните прямо сейчас. Не думайте что у вас сразу все получится. Не спешите бросать занятия хотя на первых порах будет трудно но и не форсируйте их. Только терпение и систематичность обеспечат вам успех.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема настоящей контрольной работы посвящена аспектам связанным со стрессовыми явлениями в первой главе я рассмотрела образующие факторы во второй главе предлагаются практические меры по выявлению и предупреждению хронического стресса. Особое значение и помощь в анализе вопросов стресса оказало понимание ситуации с точки зрения валеологического подхода. Следует отметить что в основе современного подхода к человеку и его здоровью лежит системный принцип исходящий из представлений о человеке как биосоциальном
существе. При этом биологические и социальные факторы развития человека взаимодействуют между собой находясь в диалектическом единстве. Организм развивается и живет как единое целое в котором функции отдельных систем взаимосвязаны. Результатом развития является становление человека как биологического вида и социального существа. Личность нельзя отрывать от ее биологической основы. Биологический аспект существования связывает человека с животным миром.
Но свою эволюцию человек совершает прежде всего в психической сфере расширяя сознание осваивая его новые уровни. Только учитывая природные индивидуальные задатки и особенности и организуя в соответствии с ними социальные воздействия можно обеспечить оптимальное развитие личности. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии уч. метод. пособие М. Педагогическое общество России 0000. Именно гармоничность и мощность биосистемы позволяют говорить
о жизнеспособности благополучии индивида с точки зрения его физической психической и социальной сущности. Человек как система постоянно обменивается со средой информацией энергией и веществом. Оптимизация указанных видов обмена способствует упорядоченности системы и это является одним из основных подходов к оздоровлению. Чтобы понять систему следует рассматривать как внутренние так и внешние аспекты ее функционирования. Механизмы здоровья - это автоматические механизмы самоорганизации человека.
Происходит здоровье из правильного формирования системы на ранних этапах жизни и из постоянного поддержания укрепления восстановления здоровья во взрослом состоянии. Механизмы здоровья их активность можно поддерживать активизировать направлять тренировать. Критерии оценки здоровья заключаются в способности индивида осуществлять свои биологические и социальные функции а совокупность механизмов обеспечивающих выполнение этих функций и называют здоровьем.
Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое душевное психо-эмоциональное и социальное здоровье. Сообразуясь с темой исследования необходимо заключить симптомы стресса чрезвычайно разнообразны я могу выделить следующие - Вы постоянно на пределе того и гляди взорветесь без всякой видимой причины - Почти все время на грани слез - Трудности с концентрацией внимания принятием решений или памятью - Чувствуете постоянную усталость даже после полноценного ночного сна -
Сон беспокойный вы просыпаетесь неотдохнувшим - Вы чувствуете что неспособны справиться с трудностями для вас вс чересчур - Плохой аппетит или частое поклевывание пищи без всякого желания - Вас ничто в жизни не веселит и не радует - Недоверие ко всем неспособность получать удовольствие от компании - Вы не можете расслабиться и отложить в сторону проблемы даже когда не работаете - Проблемы с родственниками отсутствие интереса к сексу -
Вы постоянно суетитесь или имеете нервные привычки скажем грызете ногти или жуете прядь волос. Также мной выявлены наиболее значимые стрессоры. Так по силе воздействия на человека наиболее значимыми стрессорами являются проблемы имеющие связь с работой угроза потери работы потеря работы переход на другую работу. На втором месте оказались стрессоры связанные с потерей близкого человека смерть брата на войне гибель любимого в автокатастрофе потеря мужа жены сына и т.д
На третьем месте стали стрессоры обусловленные семейными конфликтами разводы хронические конфликты физическое и сексуальное насилие. Далее по убывающей шли проблемы обусловленные комплексом переживаний связанных с чувством неполноценности и потери своего Я стрессовые факторы которые связаны со страхом внезапной смерти и пленения. Ранее выявление значимых стресс факторов и возможность их коррекции способствует более эффективным профилактикам и лечению возникающих расстройств с использованием психологических и
психофизиологических методов. Если вы оказались в острой стрессовой ситуации то можно использовать некоторые приемы аутогенной тренировки. Первое и главное правило гласит не следует принимать никаких решений равно как и пытаться их принимать исключение составляют стихийные бедствия а также аварии когда речь идет о спасении жизни. Льюис Дэвид авт. Стресс-менеджер. Как сэкономить 00 часов в неделю и уйти от стресса.
Д.ЛьюисПер.с англ.А.П.Хомик - М. АСТ Рефл-бук 0000 000 с. ил. Прислушайтесь к совету предков сосчитайте до десяти. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте очень медленно также через нос сосредоточившись на ощущениях связанных с вашим дыханием. Постарайтесь расслабиться. Осмотритесь по сторонам.
Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций мысленно называйте все что видите. Найдите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно рассмотрите его. Представьте себе что все отрицательные эмоции как молния проходят сквозь тело в землю не оставляя следа. Кроме того необходимо уметь организовывать свой отдых во внерабочее время таким образом чтобы избавляться от накапливаемого напряжения и получать заряд бодрости.
Это может быть прогулки по лесу различного рода увлечения. Универсальным успокаивающим средством является отдых у движущейся воды реки водопада аквариума или у огня костер свеча. Каждый человек в соответствии со своими предпочтениями и возможностями в состоянии найти для себя способ наиболее эффективного отдыха. Владение методами избавления от отрицательных эмоций помогает быть в постоянной готовности реагировать
на любую возникшую ситуацию. Способом избавления от негативных эмоций может стать прямое высказывание своих претензий что называется выпустить пар. Однако сделать это необходимо таким образом чтобы не усугубить и без того напряженную ситуацию не вызвать со стороны оппонента или случайного собеседника реакции защиты или агрессии. Тема стресса многогранна и актуальна в свете науки валеологии ее дальнейшее изучение возможно продолжить на основании предлагаемого в конце работы библиографического списка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бакштанский В.Л. Жданов О.И. Менеджмент вашего здоровья - М. Пэр Сэ 0000 000 с. ил. 2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Учебн.пособие Ростов на Дону Феникс 0000. 3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.
Л. Наука 0000. 4. Березин Ф.Б. Барлас T.B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах Журн. Невропат. и психиатрии им. С.С. Корсакова 0000 т. 00 N 0 с. 00 00. 5. Валеология. Справочник школьника. Сост.С.Н.Заготова Донецк ПКФБАО 0000. 6. Востоков В.Ф. Тайны тибетской медицины - Донецк Сталкер 0000 000 с. ил.
7. Галимов Г.Я. Валеология. Пути становленияУчеб метод.пособие. БГУ - Улан-Удэ Изд-во БГУ 0000 000 с. 8. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизниУчеб.для пед.вузов и ин-тов физ.культуры - М. Флинта 0000 000 с. 9. Ермолаева М.В. и соавт. Психолого- педагогическая практика в системе образования. М. Инт-т практической психологии 0000. 10. Зиверт
Хорст Тестирование личности. Типы задач.Примерные вопросы.Решения.Советы по поводу раскрытия личности. Пер.с нем М. Интерэксперт ИНФРА-М 0000 000 с. ил. 11. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям . М. Нов. шк. АСТ прес 0000. 12. Колбанов В.В. Валеология. Основные понятия термины определения -
М. ДЕАН 0000 000 с. 13. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии уч. метод. пособие М. Педагогическое общество России 0000. 14. Льюис Дэвид авт. Стресс-менеджер. Как сэкономить 00 часов в неделю и уйти от стресса. Д.ЛьюисПер.с англ.А.П.Хомик изд.0-е - М. АСТ Рефл-бук 0000 000 с. ил. 15. Медико-социальные основы здоровья. Учеб.программа базовой подготовки специалиста по соц.работе.
Ин-т молодежиМоск.мед.акад.им.И.М.Сеченова - М. 0000 000 с. 16. Мижериков В.А. Психолого- педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов -на Дону Феникс 0000. 17. Попов С.В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников - СПб. СОЮЗ 0000 000 с. 18. Поташник М.М. Технология разработки и освоения педагогических инноваций
М. Педагогика 0000. 19. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома Психотехнические упражнения и коррекционные программы М. Новая школа 0000. 20. Сборник ситуационных задач деловых и психологических игр тестов контрольных заданий вопросов для самопроверки по курсу Менеджмент. М. 0000. 21. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология
Генезис. Тенденции развития СПб. Изд-во Петроградский и К 0000. 22. Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.М. Просвещение 0000. 23. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку - М. Academia 0000 00 с. 24. Чумаков Б.Н.Валеология. Избранные лекцииУчеб.пособие -
М. Рос.педагог.агенство 0000 000 с. 25. Энциклопедия современного учителя. -М. Астрель Олимп 0000. Приложение 0 Тест на стресс. Находитесь ли вы в стрессовом состоянии Сборник ситуационных задач деловых и психологических игр тестов контрольных заданий вопросов для самопроверки по курсу Менеджмент. М. 0000. Дорогая участница тестирования
Дорогой участник тестирования Данный тест имеет своей целью оценку вашей выносливости. Вы должны отвечать на вопросы как можно откровеннее. Вы больше узнаете о своей выносливости особенно в длительном состоянии стресса на рабочем месте и частной жизни. У Вас нет никаких ограничений по времени. Пометьте крестиком любой подходящий ответ совершенно верно почти всегда верно иногда верно или совсем не верно.
Итак приступайте к тестированию. ТЕСТ НА СТРЕССОтветьте на следующие вопросы. Пометьте крестиком клетку ответ при которой в наибольшей степени соответствует вашим представлениям. Старайтесь работать в хорошем темпе не размышляйте слишком долго.1. Мне надоело все время то худеть то толстеть. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 2. Я всегда стремлюсь быть лучше других. q совершенно верно q почти всегда верно q
иногда верно q совсем не верно 3. Похвала и признание моих достижений очень много значат для меня. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 4. Иногда откинувшись в кресле я барабаню пальцами по столу или качаю ногой. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 5. Мне часто вступает в поясницу. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 6.
Я хотел бы уметь делать много дел сразу. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 7. У меня все чаще щемит или болит в области сердца. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 8. Я почти не в состоянии расслабиться даже после продолжительного сна я чувствую себя так как будто меня переехали. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 9. Хотя я очень устаю часто не могу заснуть всю ночь. q совершенно верно q почти всегда
верно q иногда верно q совсем не верно 10. Когда я резко встаю у меня начинается головокружение. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 11. Меня многое удручает. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 12. Я ощущаю странное внутреннее беспокойство. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 13. Я страдаю отсутствием аппетита. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда
верно q совсем не верно 14. По выходным я с удовольствием хожу в луна-парки. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 15. Я чуть не с первой фразы перебиваю собеседника. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 16. В последнее время я почти всегда опаздываю на свидания. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 17. Попадая в транспортные пробки я просто свирепею. q совершенно верно q почти
всегда верно q иногда верно q совсем не верно 18. Я вообще не выношу критику в свой адрес. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 19. Иногда мне хочется по-настоящему распоясаться. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 20. Я делаюсь агрессивным когда меня притесняют. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 21. Я нервничаю когда приходится дожидаться. q совершенно верно
q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 22. В последнее время меня то и дело раздражают по мелочам. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 23. Я краснею когда разговор становится неприятен. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 24. Любое столкновение надолго оставляет у меня в душе неприятный осадок. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 25.
Я никогда не меняю своих намерений. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 26. Я подозрителен. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 27. Я склонен преувеличивать трудности как реальные так и мнимые. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 28. Дети меня нервируют. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно 29. Я скрытен. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно
q совсем не верно 30. Часто я хлопочу понапрасну. q совершенно верно q почти всегда верно q иногда верно q совсем не верно Подсчет баллов. Присвойте следующее количество баллов ответам совсем не верно иногда верно почти всегда верно совершенно верно0 балл 0 балла 0 балла 0 балла А теперь заполните таблицу. Просуммируйте свои баллы вопрос 0 баллов вопрос 0 баллов вопрос 0 баллов вопрос 0 баллов вопрос 0 баллов вопрос 0 баллов вопрос 0 баллов вопрос 0 баллов вопрос 0 баллов вопрос 00
баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов вопрос 00 баллов сумма общее количество баллов. Вы можете получить минимально 00 и максимально 000 баллов.
Интерпретация результатов теста 00 00 балла. Вы живете спокойно уравновешенно довольны собой. Вы хладнокровно относитесь к жизненным проблемам ложное честолюбие вам чуждо. Вашему баснословному спокойствию и превосходству над другими можно только позавидовать. Вас все-таки подстерегает опасность связанная с вашей склонностью смотреть на мир сквозь розовые очки. 00 00 баллов. Ваша жизнь протекает активно оживленно и интересно.
Позитивные и негативные факторы стресса сбалансированы. До сих пор вам удавалось зажать жизнь в кулак. Но большие жизненные задачи вам пока не по плечу. Вам следует тщательно проверить свои возможности и требования социального окружения. Не позволяйте себе увлечься чем-то требующим непомерного напряжения. 00 00 баллов. Ваша жизнь стала чуть ли не сплошной борьбой за сроки шансы и баллы.
Иногда вас припирают к стене. Ваше честолюбие ваши конкуренты и мнения окружающих доставляют вам много хлопот. Вы подозреваете что упустили главное в жизни ведь и свое здоровье вы растратили. Если вы будете и впредь вести себя так же то возможно еще многого достигнете но плодами своих трудов не насладитесь. Поэтому дайте задний ход исключите столкновения злобу завышение требования к себе. Оценка вашего тестирования на стресс при поступлении на работу была бы отрицательной.
00 000 баллов Ваша нынешняя жизнь сплошная гонка. И тело и дух подавлены спешкой. Немедленно положите конец постоянному стрессу. Под действием таких стрессов ваше здоровье быстро разрушится. А это обессмыслит и ваши стремления. Может быть вы в состоянии овладеть каким либо методом снятия напряжения.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |