Реферат по предмету "Психология"


Первый год жизни

РЕФЕРАТ По возрастной психологии. Обзор работы Р. Шпица «Первый год жизни». Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. Известный американский психоаналитик Рене Шпиц заложил основы современного научного наблюдения за младенцами первого года жизни. Он первый ввел понятие «эндогенной улыбки» и «социальной улыбки», которые являются сейчас базовыми

понятиями психической жизни младенца. Он первым исследовал процесс зарождения психики младенца, механизм придания эмоционального смысла той биологической и соматической экспрессии, существующей с рождения, которой ошибочно приписывали этот психологический смысл. На сегодняшний день все серьезные специалисты в области детской психологии, психотерапии, психиатрии и психоанализа используют основополагающие открытия

Шпица. В этой книге подробно описаны эмоциональные взаимодействия, которые происходят между матерью и младенцами. В главах этой книге доктор Шпиц касается ряда спорных проблем современной психоаналитической теории, и в каждом случае он твердо отстаивает свою позицию. Основная тема книги - развитие первых объектных отношений Р. Шпиц распространяет теорию медленного и постепенного развития.

Он отвергает концепцию объектных отношений с матерью с момента рождения, которую выдвигают другие психоаналитические школы. Для изучения данной темы он предлагает пользоваться прямым наблюдением и методами экспериментальной психологии. Этим Шпиц отличается от психоаналитиков, которые полагаются на воссоздание процесса развития на основании анализа поздних фаз. При организации исследования и интерпретации своих открытий доктор Шпиц опирается на ряд психоаналитических предпосылок.

Его теория полностью основана на концепции З. Фрейда, для которого новорожденный есть психологически недифференцированный организм с набором врожденных качеств и определенной предрасположенностью. Этот организм поначалу лишен сознания, восприятия и всех прочих психологических функций, как сознательных, так и бессознательных. Шпиц рассматривает новорожденного в качестве недифференцированного целого. Различные функции, структуры и инстинктивные влечения, которого постепенно дифференцируются из этого

целого. Дифференциация начинается в результате двух различных процессов. Один из этих двух процессов – созревание, а второй – развитие. Из постулата о недифференцированном состоянии новорожденного вытекает, что в момент рождения Я не существует. Также отсутствуют символизм и символическое мышление. Отсутствуют также защитные механизмы. Выявляются лишь только следы этих прототипов скорее в психологической

форме. Они и служат основанием для развития психологической структуры. Первым социологом, обратившим внимание на возможность социологического исследования группы мать – дитя, которой он дал имя «диада», был Георг Зиммель (1908).В этих отношениях можно найти зачатки всех развиваемых в последствии социальных отношений более высокого уровня. З.Фрейд (1895) наметил эту линию исследования ранее.

По определению объектные отношения представляют собой отношения между субъектом и объектом, субъектом является новорожденный. Поскольку новорожденный находится в недифференцированном состоянии, в процессе экспериментальных исследований у него не удалось обнаружить ни души, ни психических функций. В соответствии с этим доктор Шпиц делает выводы, что у новорожденного отсутствуют объекты и объектные отношения. И то, и другое постепенно разовьется в течение первого года жизни, .а к концу года установится

либидинозный объект. В этой связи Р.Шпиц выделяет три стадии развития: 1. Дообъектная, или безобъектная стадия. 2. Стадия предтечи объектов. 3. Стадия либидинозного объекта. Изучая объектные отношения и их развитие, Шпиц делает разграничение, которые применяются к взрослым и исследованию младенцев. Эти различия обусловлены двумя причинами: структурными факторами и окружающей средой.

Для новорожденного окружающая среда это мать или кто ее заменяет. На первом году жизни, при нормальном развитии ребенка с его окружением образуется «закрытая система», состоящая из двух компонентов: матери и ребенка. Теперь любое психиатрическое исследование младенчества предполагает изучение динамической схемы и устройства данной закрытой системы. В этом он возражает авторам – психоаналитикам, приписывающим младенцу сложную психическую жизнь сразу

после рождения (фантазии, конфликты влечений, чувство вины и т.д.). Исследуя расстройства ранних отношений между матерью и ребенком, и их пагубные последствия доктор Шпиц особо подчеркивает, что специфические психотические расстройства ребенка непосредственно связаны с эмоциональными специфическими расстройствами матери. В главе 8 »Установление либидинозного объекта» говорится о тревоге восьмимесячных детей.

Она появляется во второй половине первого года жизни и полностью отличается от страха. К стадии тревоги восьмимесячный ребенок уже более развит во всех отношениях, и, когда он сталкивается с незнакомцами, реагирует на то, что этот человек не является его матерью, и, значит мать «его бросила». В этом случае тревога восьмимесячных указывает на прочные следы памяти и подтверждает тот факт, что ребенок уже успел установить истинные объектные отношения и что мать стала для него либидинозным объектом,

объектом любви. Из установления либидинозного объекта следует, что лицо, наделенное объектными свойствами, уже не может быть заменено другим индивидом. Как только объект установлен, ребенок уже ни при каких обстоятельствах, уже ни с чем его не спутает. Такая жесткая исключительность позволяет ребенку установить тесную связь с объектом и наделить его уникальными качествами. Тревога восьмимесячных является доказательством того, что у ребенка есть партнер – его мать, с которым

он может сформировать объектные отношения. Это утверждение является упрощением, так как, другие члены семьи также занимают привилегированное положение, но либидинозный объект превосходит положение всех остальных людей. Поскольку большинство наблюдений проводилось в условиях западной культуры, а один из институтов западной культуры семья, именно семья обеспечивает тесный контакт и постоянные отношения между ребенком и единственной матерью в течение первого года жизни.

Эти наблюдения являются важными, а выводы для нашей культуры ценными. Каждая глава дает подробное описание проведенного эксперимента. Исследуются последовательно различные этапы созревания новорожденного и младенца. Исследование Р. Шпица ценно тем, что учит профилактическим мерам, тому, как избегать условий, ведущих к искажениям характера и личности. Дает полезную и практическую информацию относительно благоприятных

условий воспитания. В главе.12 «Отклонение и нарушение объектных отношений» Р. Шпиц постулирует, полагаясь на теории З. Фрейда, что, изучая отклонения и расстройства, можно сделать выводы о «здоровом» функционировании организма. В концепции нормальных объектных отношений основополагающим является то, что эти отношения должны удовлетворять как мать, так и ребенка. В отношениях матери и ребенка мать является доминирующим партнером.

Ребенок- сторона пассивно воспринимающая, имеется в виду в начале роста. Этим обусловлен первый постулат: личностные нарушения матери отразятся в отклонениях ребенка. Второй: в младенчестве вредные психологические влияния являются следствием неудовлетворительных отношений между матерью и ребенком. Подобного рода неудовлетворительные отношения являются патогенными и делятся на две категории: 1. неправильные отношения между матерью и ребенком и 2. недостаточные отношения между

матерью и ребенком. Речь идет о качественных и количественных факторах нарушений. Неправильные отношения в паре мать- дитя могут привести к целому ряду расстройств у ребенка. В любом случае личность матери действует как возбудитель болезни, как психологический яд. По этой причине доктор Шпиц называет данную группу нарушенных объектных отношений и их последствий, психотическими расстройствами у младенцев. Ему удалось выявить в результате исследования ряд паттернов

поведения матери, каждый из которых связан с психотоксическим расстройством у младенца. Паттерны материнского поведения: 1. Первичное открытое отвержение 2. Первичное тревожное попустительство 3. Враждебность под маской тревоги 4. Колебание между баловством и враждебностью 5. Циклическая смена настроения матери. 6. Сознательная компенсированная враждебность. Лишения на первом году жизни объектных отношений у младенца

– это наиболее вредный фактор, приводящий к серьезным эмоциональным отклонениям. Р. Шпиц называет эту категорию нарушений психогенными заболеваниями недостаточности или заболеваниями эмоциональной недостаточности. Недостаточность может быть частичной или полной. В обоих случаях речь идет о недостатке либидо. Чтобы выжить, младенец должен получать все: пищу, тепло, уход, эмоциональное тепло, любовь. А дети, лишенные любви, превращаются во взрослых, исполненных ненависти.

В этом исследовании Р. Шпиц попытался представить полную картину своей работы в области генезиса первых объектных отношений и их компонентов. Подробно рассказывается о последовательных стадиях, выявленных при нормальном развитии, а также о некоторых видах расстройств, возникающих на первом году жизни. Описаны наблюдения за младенцами и их матерями в различных условиях жизни, рассмотрены в подробной форме экспериментальные исследования, сделаны выводы.

Определены паттерны материнского поведения и установки, приводящие к соответствующим эмоциональным расстройствам у ребенка. В работе поднимается целый ряд вопросов, имеющих социологическое значение. Поскольку объектные отношения – это основа социальных отношений, то способность человеческого существа устанавливать социальные контакты приобретается внутри отношений мать – дитя. Доктор Шпиц заканчивает свою книгу кратким обзором объектных отношений в социологической и исторической

перспективе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.