МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБААВТОПЕНОПОДЪЕМНИКИ ПОЖАРНЫЕ. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙНПБ 314-2003FIREFOAM ELEVATORS. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. TEST METHODS Разработаны Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны” Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” (ФГУ ВНИИПО МЧС России) (А.И. Смирнов, К.Ю. Яковенко). Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России). Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МЧС России от 31 декабря 2002 г. № 62. Дата введения в действие 1 апреля 2003 г. Вводятся впервые. Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГУГПС и ФГУ ВНИИПО МЧС России.^ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящие нормы пожарной безопасности (далее – нормы, НПБ) распространяются на вновь разрабатываемые и модернизируемые пожарные автомобили, оборудованные специальными стационарными надстройками в виде поворотных коленчатых, телескопических и коленчато-телескопических стреловых устройств с приспособлениями для подачи огнетушащих веществ (ОВ) (воды, пены и др.) на вершине стрелы, автопеноподъемники, служащие для доставки к месту пожара боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ), предназначенные для тушения пожаров в резервуарах и других технологических установках, подачи огнетушащих веществ на высоту. Настоящие нормы устанавливают общие технические требования к автопеноподъемникам, их системам, агрегатам, узлам, комплектующим изделиям и материалам. На основе требований настоящих норм следует разрабатывать технические задания на проектирование этих изделий, а также оценивать выпускаемую продукцию.^ 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 2.1. Пожарный автопеноподъемник (ППП) – пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, выдвижной, телескопической и коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается устройствами для подачи ОВ. 2.2. Устройство для подачи огнетушащих веществ – устройство, закрепленное на вершине стрелы ППП и служащее для доставки ОВ в очаг пожара. 2.3. Базовое шасси ППП – автомобильное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, предназначенное для размещения на нем кабины для личного состава боевого расчета, а также для установки на него комплекта стрел и пожарно-технического оборудования. 2.4. Стрела (комплект колен) ППП – комплект звеньев (колен) пожарного пеноподъемника, телескопически или шарнирно соединенных между собой, обеспечивающий подачу огнетушащих веществ в очаг пожара. 2.5. Подъемно-поворотное основание ППП – устройство, служащее опорным основанием комплекта колен и обеспечивающее их подъем, опускание и поворот вокруг вертикальной оси. 2.6. Выносные опоры ППП – устройства, обеспечивающие грузовую устойчивость ППП при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе. 2.7. Система блокировки упругой подвески ППП – устройства, предназначенные для блокировки мостов базового шасси с его рамой. 2.8. Гидравлическая система ППП – силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидрораспределителей, предназначенных для функционирования исполнительных механизмов ППП, регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах, контроля положения колен и их блокировки. 2.9. Механизм бокового выравнивания ППП – механизм, автоматически устанавливающий подъемно-поворотное основание в горизонтальное положение. 2.10. Водопенные коммуникации ППП – система трубопроводов (емкостей для ОВ и насосной установки при наличии), расположенная на платформе и стреле ППП, обеспечивающая доставку ОВ от постороннего источника ОВ или собственного (вывозимого) запаса ОВ к устройствам для подачи огнетушащих веществ. 2.11. Рабочее поле движения стрелы (устройств для подачи ОВ) ППП, м – зона, очерченная вершиной стрелы (устройствами для подачи ОВ) при ее маневрировании с максимальными значениями вылета и высоты. 2.12. Рабочее состояние ППП – состояние, при котором стрела ППП находится в зоне рабочего поля движения стрелы и на ее вершине закреплены устройства для подачи ОВ. 2.13. Аварийный привод ППП – система механизмов, предназначенная для приведения ППП из рабочего в транспортное положение в случае неисправности основного привода механизмов. 2.14. Пульт управления (ПУ) ППП – устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением стрелы, ПТВ и состоянием основных элементов конструкции ППП. 2.15. Стационарный пульт управления ППП – пульт управления, расположенный на платформе. 2.16. Дистанционный пульт управления ППП – пульт управления, обеспечивающий управление ППП на расстоянии. 2.17. Высота подъема ППП H, м – расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до горизонтальной оси устройств для подачи ОВ (приложение 1). 2.18. Вылет ППП B, м – расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до наружного края устройств для подачи ОВ (см. приложение 1). 2.19. Угол подъема нижнего колена стрелы ППП, – угол между горизонтальной плоскостью и стрелой ППП (см. приложение 1). 2.20. Ограничитель рабочего поля движения стрелы ППП – устройство, предотвращающее возможность вывода стрелы ППП за границу ее рабочего поля. 2.21. Счетчик моточасов ППП – устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов ППП. 2.22. Время маневра ППП, с – промежуток времени с момента перемещения исполнительного устройства, с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения. 2.23. Одновременный маневр стрелой ППП – одновременное выполнение стрелой ППП двух и более маневров. 2.24. Снаряженная масса ППП, кг – масса ППП в полностью заправленном состоянии (топливом, смазкой, охлаждающей жидкостью), укомплектованного инструментом и запасным колесом, но без массы личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения. 2.25. Полная масса ППП, кг – сумма снаряженной массы ППП и перевозимого им личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения. 2.26. Грузоподъемность ППП, кг – максимально допустимая масса груза, которым может быть нагружена стрела ППП для данного вылета. 2.27. Ограничитель грузоподъемности ППП – устройство, автоматически отключающее привод механизмов ППП в случае превышения грузоподъемности стрелы. 2.28. Грузовая статическая устойчивость ППП – способность ППП противодействовать силам, стремящимся его опрокинуть (масса ОВ и ПТВ, силы инерции, ветровая нагрузка и т. д.). 2.29. Динамическая устойчивость ППП – способность ППП сохранять устойчивость при подаче ОВ и при работе в качестве крана.^ 3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 3.1. Основные параметры ППП указаны в таблице 1. Таблица 1 № п/п Параметры Нормы для типоразмеров ППП 20 35 35 45 1 Максимальная высота подъема устройств для подачи ОВ (Н)*, м, не менее 20 35 35 45 2 Максимальный вылет (В)*, м, не менее 6 6 3 Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, град, не менее (180 5) 4 Время установки на выносные опоры, с, не более 50 55 5 Время подъема устройств для подачи ОВ от опорной поверхности до максимальных вылета и высоты без нагрузки, с, не более 170 200 6 Время опускания устройств для подачи ОВ с максимальных вылета и высоты на грунт, с, не более 170 200 7 Рабочее давление перед устройствами для подачи ОВ, МПа (кгс/см2), не менее 0,8 (8) 0,8 (8) 8 Грузоподъемность при работе в качестве крана, кг, не менее 1000 2000 9 Минимальный радиус поворота (по наружной точке ППП), м, не более Значение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м 10 Углы свеса, град, не менее: передний Значение соответствующего показателя базового шасси задний 15 15 *См. приложение 1.^ 4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 4.1. Общие требования 4.1.1. Конструкция ППП должна отвечать требованиям международных и национальных нормативных документов в области обеспечения безопасности конструкций (Правила ЕЭК ООН, ГОСТы). Базовые шасси должны быть сертифицированы в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов. 4.1.2. При движении по дорогам с различными покрытиями ППП должны сохранять: а) конструкционную прочность, исключающую нарушение ее целостности и крепления съемного оборудования, а также изменение положения узлов и элементов конструкции; б) управляемость и устойчивость, обеспечивающие безопасное движение с максимально допустимой скоростью. 4.1.3. ППП должны обладать статической и динамической устойчивостью и прочностью, обеспечивающими возможность безопасного проведения работ по тушению пожаров, в том числе: а) при установке их на поверхности с уклоном до 6 включительно; б) при работе с устройствами для подачи ОВ; в) при скорости ветра до 10 м/c на высоте 10 м. 4.1.4. Полная масса ППП, распределение ее по осям и бортам, координаты центра масс и коэффициент (и/или угол) поперечной статической устойчивости должны укладываться в пределы, установленные для базовых шасси. 4.1.5. Коэффициент грузовой устойчивости ППП должен быть не менее 1,4 при отсутствии дополнительных нагрузок (силы инерции, реакция струи, ветровая нагрузка), а при их наличии – не менее 1,15. 4.1.6. ППП должны иметь аварийный привод, позволяющий привести его из развернутого состояния в транспортное. 4.1.7. На ППП должно быть обеспечено плавное (бесступенчатое) движение стрелы со стационарного и дистанционного пультов управления. 4.1.8. Среднее давление на грунт основанием выдвижной опоры при работе со специальной подкладкой должно быть не более 0,09 МПа (0,9 кгс/см2). 4.1.9. ППП должны быть оборудованы: механизмом управления двигателем, который обеспечивает запуск, остановку и регулировку числа оборотов коленчатого вала двигателя; звуковой и/или световой сигнализацией, информирующей о критических режимах работы двигателя, перечень которых определяется в соответствии с Руководством по эксплуатации базового шасси с размещением органов управления и сигнализации на пультах управления. 4.1.10. Максимальная скорость и время разгона до заданной скорости ППП должны быть не менее, чем у базового шасси. 4.1.11. Технические требования к тормозным системам и нормативы их эффективности должны соответствовать ГОСТ 22895, ГОСТ 4364 и ГОСТ 23181. 4.1.12. ППП должны быть оборудованы световозвращателями по ГОСТ 20961. 4.1.13. Основная система привода должна обеспечивать непрерывную работу ППП в течение не менее 6 ч с последующим перерывом не более 1 ч. 4.1.14. На ППП должны быть предусмотрены места для установки государственного регистрационного знака транспортного средства по ГОСТ Р 50577. 4.1.15. Усилия на органы управления не должны превышать значений, предусмотренных ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753. 4.1.16. Уровень радиопомех, создаваемых при эксплуатации ППП, не должен превышать значений, установленных ГОСТ 17822 и ГОСТ 16842. 4.1.17. ППП должен быть снабжен счетчиком моточасов работы привода надстройки, который автоматически включается с включением коробки отбора мощности (КОМ). 4.1.18. ППП должны изготовляться в климатических исполнениях УХЛ или Т категории I по ГОСТ 15150 для работы при температуре окружающего воздуха от 40 до минус 40 С. По требованию заказчика возможно изготовление ППП для использования с более широким диапазоном температур. 4.1.19. Не допускается появление течи рабочей жидкости в гидросистеме ППП. 4.1.20. Цветографическая схема окраски ППП и установка специальных световых и звуковых сигналов по ГОСТ Р 50574. 4.1.21. Поручни и ручки замков отсеков платформы должны иметь защитно-декоративное покрытие по ГОСТ 9.303. 4.1.22. Наружные поверхности ППП должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже IV класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации У1 – для исполнения У, ХЛ1 для исполнения ХЛ по ГОСТ 9.104. 4.1.23. Нижние поверхности платформы, кабины, отсеков, подножек должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже V класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации – согласно п. 4.1.22. 4.1.24. Все масленки, установленные на ППП, должны быть окрашены в желтый цвет. 4.1.25. Конструкция топливного бака должна обеспечивать возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины. 4.1.26. По условиям компоновки ППП допускается перенос топливного бака и аккумуляторов с их штатных мест на базовом шасси при согласовании с заводом-изготовителем шасси. 4.1.27. Дополнительные требования, относящиеся к конкретным моделям ППП, должны быть указаны в технических условиях на них. 4.1.28. Для определения давления на входе в водопенные коммуникации и выходе перед устройствами для подачи ОВ должны быть установлены датчики давления с выводом результатов на указатели давления, расположенные на платформе ППП. 4.1.29. Водопенные коммуникации при работе ППП должны обладать герметичностью. Струйные течи в соединениях не допускаются. 4.2. Требования к стреле 4.2.1. Стрела должна состоять из отдельных колен, соединенных между собой телескопически и/или шарнирно. Система выдвигания (сдвигания) и/или раскладывания (складывания) колен должна обеспечивать их плавное движение, а при остановке надежно удерживать колена относительно друг друга. 4.2.2. Стрела ППП должна быть снабжена водопенными коммуникациями, обеспечивающими возможность подачи огнетушащих веществ в соответствии с п. 4.1.3, подпункт б, и снабженными сливным краном, обеспечивающим полный слив огнетушащего вещества из водопенных коммуникаций за время не более 2 мин. 4.2.3. Рукава высокого давления, расположенные на стреле в местах соединения, должны обеспечивать требуемую при работе ППП долговечность, износостойкость и теплостойкость. 4.2.4. В случае, если предусмотрена работа пеноподъемника в качестве крана, то вершина нижнего колена ППП должна быть оснащена устройством для крепления грузового каната. 4.3. Требования к пульту управления и рабочему месту оператора 4.3.1. Стационарный пульт управления должен быть расположен на платформе или поворотном основании. Дистанционный пульт управления должен иметь возможность быть отнесенным на расстояние не менее 50 м от ППП. 4.3.2. На ППП должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность одновременного управления ППП со стационарного и дистанционного пультов управления. 4.3.3. На пульте управления должны находиться: а) органы управления двигателем; б) органы управления движениями устройств для подачи ОВ (подъем, поворот, опускание) и телескопированием стрелы (стрел); в) орган аварийного останова всех движений; г) система, обеспечивающая возможность принудительной работы механизмов ППП при срабатывании блокировок; д) приборы контроля за работой и состоянием системы привода; е) приборы световой и звуковой сигнализации; ж) приборы освещения органов управления, обеспечивающие величину освещенности не менее 20 лк по ГОСТ 27472; з) указатели давления ОВ на входе и выходе водопенных коммуникаций. 4.3.4. Для удобства эксплуатации ППП в зимнее время необходимо предусмотреть размещение органов управления на стационарном и дистанционном пультах управления так, чтобы была возможность осуществлять движение ими в утепленных рукавицах. 4.3.5. Должна обеспечиваться возможность одновременного совершения устройствами для подачи ОВ не менее двух маневров. 4.3.6. Органы управления блокировкой рессор и выдвижными опорами должны располагаться на панели платформы шасси, при этом в процессе установки ППП на опоры последние должны быть в поле зрения оператора. Допускается располагать органы управления и в другом месте, если не ухудшаются условия работы оператора. 4.3.7. ППП должны быть снабжены указателями (контрольными приборами): а) угла наклона нижнего колена стрелы; б) поперечного угла наклона стрелы; в) горизонтальности платформы (уровнем); г) перегрузки (при работе в качестве крана). Указатели горизонтальности платформы должны быть хорошо видимы с места управления выносными опорами. 4.4. Требования к платформе 4.4.1. Конструкция платформы должна предусматривать удобство ее ремонта и базового шасси, удобство подъема и передвижения оператора по платформе, где его перемещение затрудняется или ограничивается конструкциями ППП, обслуживания агрегатов и механизмов ППП и содержать отсеки для размещения пожарно-технического вооружения и принадлежностей по пп. 4.5.5 и 4.5.6. 4.4.2. Отсеки для размещения ПТВ и принадлежностей должны быть оборудованы дверками с замками и ограничителями открывания. 4.4.3. Пол платформы должен обладать коррозионной стойкостью и препятствовать скольжению. 4.4.4. Уровень освещенности отсеков с пожарно-техническим вооружением должен быть не менее 10 лк. 4.4.5. Конструкция отсеков должна исключать попадание в них воды и пыли и соответствовать степени защиты IР45 по ГОСТ 14254. 4.4.6. Нижняя ступень подножки для подъема на платформу должна быть расположена на высоте не более 500 мм от уровня земли. Подножки должны обладать коррозионной стойкостью, а их опорная поверхность препятствовать скольжению – иметь рифы высотой от 1 до 2,5 мм. 4.5. Требования эргономики 4.5.1. Эргономические характеристики кресла оператора (при его наличии) должны отвечать требованиям ГОСТ 21889. 4.5.2. Эргономические показатели рабочей зоны оператора должны соответствовать ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 21829, ГОСТ 22269 и ГОСТ 23000. 4.5.3. Эргономические требования к органам управления по ГОСТ 21753, ГОСТ 21786 и ГОСТ 21829. 4.5.4. Органы управления движениями должны быть самовозвратными и выполнены в пыле- и влагозащищенном исполнении. Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символику по ГОСТ 26336. 4.5.5. Размещение ПТВ в отсеках должно учитывать тактику его оперативного использования и обеспечивать надежность его фиксации, удобство и оперативность съема и установки. При размещении ПТВ в отсеках рекомендуется объединять его по группам назначения. Для облегчения поиска места размещения ПТВ и другого оборудования на внутренней поверхности дверей или боковых стенках отсеков должны быть установлены хорошо видимые таблицы-указатели. 4.5.6. Размеры отсеков, размещенных на платформе, должны соответствовать рекомендациям, изложенным в ГОСТ 12.2.033. 4.5.7. Компоновка автомобиля должна обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и узлам пневмо-, гидро- и электросистем, подлежащим обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации. 4.5.8. Расположение и конструкция наливной горловины топливного бака должна обеспечивать возможность его заливки как на автозаправочной станции с помощью заправочного пистолета, так и вручную из канистры. 4.6. Требования к дополнительному электрооборудованию и освещению 4.6.1. Выключатели аварийного останова на пульте управления должны быть расположены выше других выключателей и окрашены в красный цвет. 4.6.2. Для освещения мест работы на ППП должны быть установлены фары или прожекторы: а) на вершине нижнего колена стрелы для освещения рабочего места на земле во время подъема груза при условии использования ППП в качестве крана; б) на вершине верхнего колена стрелы для освещения зоны устройств для подачи ОВ в рабочем положении; в) у основания крепления нижнего колена стрелы в целях освещения пространства при движении ППП задним ходом. 4.6.3. Для освещения габаритов ППП необходимо предусмотреть: а) габаритные фонари стрелы; б) габаритные фонари выдвижных опор, расположенные на торцевых сторонах опор; в) световозвращатели, расположенные на боковых сторонах выдвижных опор. 4.6.4. Электрическое оборудование ППП должно удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. 4.6.5. Установка устройств освещения и световой аварийной сигнализации должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ 8769. 4.7. Требования надежности 4.7.1. Надежность ППП должна характеризоваться следующими показателями безотказности и долговечности (определения по ГОСТ 27.002): а) гамма-процентной ( = 80 %) наработкой спецагрегатов и их привода до отказа; б) гамма-процентным ( = 80 %) ресурсом агрегатов ППП до первого капитального ремонта; в) полным средним сроком службы до списания. 4.7.2. Гамма-процентная ( = 80 %) наработка до отказа спецагрегатов и их приводов не менее 100 ч. 4.7.3. Гамма-процентный ( = 80 %) ресурс специальных агрегатов ППП до первого капитального ремонта не менее 1500 ч. 4.7.4. Полный средний срок службы до списания – 10 лет. 4.8. Требования безопасности и охраны окружающей среды 4.8.1. Конструкция автопеноподъемника должна соответствовать требованиям безопасности, установленным ГОСТ 12.2.007.1, ГОСТ 12.4.009, ГОСТ 12.4.026, ГОСТ 12.2.040, ГОСТ 12.2.037, Правилами устройства электроустановок и Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. 4.8.2. Методы проверки параметров технического состояния ППП, как автотранспортных средств, – по ГОСТ 25478. 4.8.3. ППП должен иметь блокировки, исключающие: а) транспортное движение ППП при включенной коробке отбора мощности, заблокированных рессорах, выдвинутых опорах и поднятой стреле; б) движение стрелы при незаблокированных рессорах (при наличии данной системы блокировок) и поднятых опорах; в) возможность движения стрелы вне рабочего поля; г) движение стрелы при превышении грузоподъемности более чем на 10 %. 4.8.4. Среднеквадратичные значения параметров виброскорости общей вибрации в октавных полосах частот на рабочем месте оператора при работе на стационарном пульте управления в соответствии с ГОСТ 12.1.012 не должны превышать значений, приведенных в таблице 2. Таблица 2 Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц 2 4 8 16 31,5 63 Среднеквадратичные значения уровня вибрации, м/с, не более 0,035 0,013 0,0063 0,0056 0,0056 0,0056 4.8.5. Звуковая сигнализация, расположенная на платформе, и световая сигнализация ППП, расположенная на стационарном и дистанционном пультах управления, должна оповещать о подходе устройств для подачи ОВ к границе рабочего поля движения. 4.8.6. Световая сигнализация, расположенная в кабине водителя, должна оповещать: а) о выходе выносных опор из транспортного положения; б) об открытии отсеков платформы; в) о включенной коробке отбора мощности. 4.8.7. Скорость движения устройств для подачи ОВ должна автоматически замедляться при достижении предельных значений рабочего поля движения стрелы или крайних положений исполнительных механизмов приводов движений (только при использовании систем с пропорциональным управлением). 4.8.8. Содержание вредных веществ на рабочем месте оператора не должно превышать значений, предусмотренных требованиями ГОСТ 12.1.005. 4.8.9. Уровень внешнего шума на рабочем месте оператора при работе спецагрегатов не должен превышать значений, установленных ГОСТ 27436. 4.8.10. Дополнительная система отвода отработавших выхлопных газов должна обеспечивать их выброс на расстояние не менее 4 м от автомобиля. 4.9. Комплектность 4.9.1. В комплект ППП должны входить: а) комплект ПТВ согласно ТУ на конкретную модель ППП; б) запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости ЗИП; в) эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601, а также паспорта и/или копии сертификатов (при необходимости) на покупные изделия и комплектующие. 4.9.2. Комплектация пеноподъемника ПТВ указана в приложении 3. 4.10. Маркировка 4.10.1. На каждом ППП на свободном видном месте должна быть установлена маркировочная табличка по ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971, содержащая: а) фирменное наименование и/или торговую марку предприятия-изготовителя; б) условное обозначение типа ППП; в) заводской номер ППП (по системе нумерации предприятия-изготовителя); г) дату выпуска (год, месяц); д) код VIN; е) информацию о наличии “Одобрения типа транспортного средства” (знак соответствия по ГОСТ Р 50460) и его полный номер по Государственному реестру; ж) наименование страны-изготовителя. 4.11. Упаковка 4.11.1. Полностью укомплектованный ППП должен отправляться потребителю в собранном виде без упаковки. 4.11.2. Эксплуатационная и сопроводительная документация должна быть упакована в соответствии с ГОСТ 23170 и техническими условиями на конкретную модель. 4.11.3. Перед отправкой потребителю ППП должен быть подвергнут пломбированию. Места пломбирования и виды пломб должны быть указаны в технических условиях на конкретную модель. Перед пломбированием и отправкой с предприятия-изготовителя в соответствии с требованиями по транспортировке базового шасси необходимо: а) слить воду из системы охлаждения и омывателя стекол (незамерзающие жидкости допускается не сливать); б) отключить аккумуляторную батарею; в) выпустить воздух из пневмосистемы шасси; г) в топливный бак шасси залить топливо объемом, гарантирующим пробег не менее 50 км. Пробка топливного бака должна быть исправна, плотно закрыта и опломбирована; д) на лобовое стекло кабины с внутренней стороны приклеить ярлык с указанием об удалении воды из системы охлаждения, воды из омывателя стекол, воздуха из пневмоприводов, об отключении и состоянии аккумуляторной батареи (с электролитом, без электролита) и о смазке в двигателе и силовых передачах (летняя – зимняя); е) заправить техническим спиртом вне зависимости от времени года предохранитель от замерзания пневмопривода тормозной системы (тех ППП, для которых это предусмотрено технической документацией на базовое шасси). Если потребитель получает изделие непосредственно на заводе-изготовителе, подготовительные мероприятия по подпунктам а–в и г не проводятся. Остальные подпункты выполняются в обязательном порядке.^ 5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ 5.1. Правила приемки 5.1.1. Для проверки соответствия ППП требованиям настоящих норм и технических условий на конкретную модель проводятся следующие виды испытаний: а) предварительные (заводские); б) приемочные; в) квалификационные; г) сертификационные; д) предъявительские; е) приемосдаточные; ж) периодические; з) испытания на надежность (ресурсные); и) типовые; к) эксплуатационные; л) специальные. Определение видов испытаний – по ГОСТ 16504. 5.1.2. ППП, предъявляемые на испытания, должны быть собраны, укомплектованы, заправлены горючесмазочными материалами. 5.1.3. Комплектующие изделия и материалы перед установкой на ППП должны проходить входной контроль по ГОСТ 24297. 5.2. Предварительные испытания 5.2.1. Предварительные испытания должны проводиться предприятием-изготовителем с целью определить возможность предъявления опытного образца на приемочные испытания. 5.2.2. Программа предварительных испытаний должна включать в себя проверку всех обязательных показателей и характеристик, указанных в настоящих нормах, а также других требований, если они имеются в техническом задании на конкретную модель ППП. 5.3. Приемочные и квалификационные испытания 5.3.1. Приемочные и квалификационные испытания должны проводиться изготовителем изделия с оформлением результатов испытаний по ГОСТ 15.201 с целью определить возможность постановки изделия на серийное производство. 5.3.2. Приемочные и квалификационные испытания проводятся по программе и методике испытаний. 5.3.3. Приемочным испытаниям подвергается опытный образец ППП. 5.3.4. Квалификационным испытаниям подвергается первая промышленная партия ППП. 5.4. Сертификационные испытания 5.4.1. Сертификацию ППП, включая установление схемы сертификации, осуществляют органы по сертификации. 5.4.2. Соответствие ППП перечню обязательных при сертификации нормативных документов, включая Правила ЕЭК ООН, удостоверяется выдачей “Одобрения типа транспортного средства”. 5.4.3. Перечень полных технических требований, предъявляемых к ППП при обязательной и добровольной сертификации, приведен в приложении 6 (таблица 2, пункт 4) Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов. 5.5. Предъявительские испытания 5.5.1. Предъявительским испытаниям должен подвергаться каждый ППП с тем, чтобы определить возможность поставки изделия потребителю. 5.5.2. В состав предъявительских испытаний должна входить обкатка. Режим обкатки агрегатов ППП и базового шасси должен устанавливаться в ТУ на конкретную модель. Объем обкатки у потребителя должен быть минимальным и гарантировать возможность постановки изделия в боевой расчет сразу после его приобретения. По согласованию с потребителем допускается не проводить обкатку тех узлов и агрегатов, которые могут пройти ее при доставке потребителю, если доставка проводится своим ходом. 5.5.3. Предъявительские испытания ППП включают: а) внешний осмотр; б) определение наружных размеров; в) проверку механизма управления двигателем при работе гидропривода; г) проверку механизма блокировки рессор (при наличии); д) проверку механизма бокового выравнивания; е) проверку устройств автоматики, блокировки и сигнализации (при наличии); ж) проверку управления ППП со стационарного и дистанционного пультов управления; з) определение времени совершения маневров; и) проверку работоспособности ППП на площадке с уклоном 6 ; к) проверку водопенных коммуникаций и подачу ОВ; л) проверку ограничителя грузоподъемности; м) проверку аварийного привода; н) дорожные испытания на расстояние (50 5) км. После дорожных испытаний обнаруженные дефекты должны быть устранены. 5.5.4. При неудовлетворительных результатах испытаний хотя бы по одному показателю изделие возвращают для устранения несоответствия. Повторно испытания проводят по тому показателю, по которому был получен неудовлетворительный результат. Изделие, не выдержавшее повторных испытаний, бракуют. 5.5.5. Результаты предъявительских испытаний и обкатки должны быть оформлены протоколом и внесены в формуляр изделия. 5.6. Приемосдаточные испытания 5.6.1. Приемосдаточным испытаниям должен подвергаться каждый ППП с тем, чтобы определить возможность поставки изделия заказчику. 5.6.2. Приемосдаточным испытаниям подвергается каждый ППП, прошедший предъявительские испытания. 5.6.3. Испытания проводятся в объеме и последовательности предъявительских испытаний при участии представителя заказчика. По усмотрению представителя заказчика допускается отдельные виды испытаний не проводить. По согласованию с представителем заказчика допускается совмещение приемосдаточных и предъявительских испытаний. 5.7. Периодические испытания 5.7.1. Периодические испытания ППП проводятся один раз в год попеременно в летний и зимний периоды в целях контроля стабильности качества изделия. Испытаниям подвергают один ППП из числа выдержавших приемосдаточные испытания и изготовленных в контролируемом периоде. При наличии службы представителя заказчика производится отбор изделия в присутствии представителя службы технического контроля предприятия-изготовителя. 5.7.2. Периодические испытания ППП включают: а) приемосдаточные испытания (кроме проверки конструкционной прочности); б) проверку габаритных размеров; в) определение показателей массы. 5.7.3. Результаты испытаний оформляют протоколом периодических испытаний, который утверждается техническим руководителем предприятия-изготовителя изделия и хранится в течение срока, установленного предприятием, но не менее чем до очередных периодических испытаний. 5.7.4. При неудовлетворительных результатах периодических испытаний должны быть проведены анализ причин их получения и мероприятия, исключающие возможность их повторения. После доработки проводятся повторные испытания на удвоенной выборке изделий по тем показателям, по которым получены неудовлетворительные результаты, а также повторяются те проведенные ранее испытания, на результаты которых могли повлиять внесенные изменения. 5.7.5. Изделия, подвергшиеся периодическим испытаниям с проверкой показателей долговечности, поставке потребителю не подлежат. 5.8. Контрольные испытания на надежность Испытания на надежность (п. 4.7) проводят не реже одного раза в три года. Испытаниям подвергают не менее двух ППП из числа прошедших приемосдаточные испытания. 5.9. Типовые испытания 5.9.1. Типовые испытания проводят в целях оценки эффективности и целесообразности внесения изменений в конструкции ППП. 5.9.2. Программа типовых испытаний должна включать проверку тех характеристик и параметров, на которые могут повлиять данные изменения. 5.9.3. В программе должно быть указано количество изделий, необходимых для проведения испытаний, и возможность дальнейшего использования ППП, подвергнутых типовым испытаниям. 5.9.4. Программа разрабатывается предприятием-изготовителем и согласовывается с разработчиком изделия и основным заказчиком. 5.9.5. Результаты типовых испытаний оформляются протоколом с заключением о целесообразности внесения изменений. 5.10. Эксплуатационные испытания 5.10.1. Эксплуатационные испытания проводятся для всех новых моделей ППП. Программа и место проведения эксплуатационных испытаний должны быть установлены при проведении приемочных испытаний. 5.10.2. Разработчик изделия готовит предложения по этому вопросу и вместе с проектом технических условий на конкретную модель предъявляет их на приемочные испытания. 5.11. Специальные испытания 5.11.1. Специальные испытания (огневые, климатические и т. п.) проводят для проверки функционального соответствия ППП условиям эксплуатации и/или оперативного использования, установленным в техническом задании. 5.11.2. Испытания проводятся по решению заказчика в соответствии с утвержденной им программой и методикой испытаний. 5.11.3. Полный объем и методы испытаний ППП при их приемке устанавливаются в технических условиях на конкретную модель с уч