Реферат по предмету "Разное"


Cовершенствование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

На правах рукописиРыжкова Ирина ВасильевнаCовершенствование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе13.00.08 – теория и методика профессионального образованияАвтореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наукСаратов - 2009 Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова» Научный руководитель ─ доктор педагогических наук, профессор ^ Дружкин Александр Васильевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессорЖуковский Владимир Петровичдоктор педагогических наук, профессор^ Влазнев Алексей ИвановичВедущая организация ─ Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Защита состоится «20» мая 2009 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83, корпус 7, аудитория 312. С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Автореферат разослан «……» апреля 2009 г.Ученый секретарь диссертационного совета Кондаурова И.К.^ Общая характеристика работыАктуальность исследования. Развитие реального сектора экономики невозможно без увеличения количества и совершенствования качества подготовки специалистов начального и среднего звена, а следовательно, и педагогов начальных и средних профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих их подготовку. В связи с этим в последнее десятилетие значительно возросло число отраслевых вузов, в которых осуществляется подготовка будущих педагогов профессионального обучения по необходимым для той или иной отрасли специальностям. Актуальными качествами системы профессиональной подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в таких вузах становятся её волотильность, способность эффективно реагировать на возрастающие запросы отрасли, быстро адаптироваться к непрерывно изменяющейся ситуации на рынке образовательных услуг и труда. Вместе с тем, как отмечают в своих исследованиях Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, В.П. Косырев, В.С. Леднев, Л.З. Тенчурина, Н.К. Чапаев и другие, существующая система профессиональной подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевых вузах не всегда отвечает этим требованиям. Анализ практики подготовки специалистов в ряде отраслевых вузов показал, что сложившаяся в них система во многом повторяет систему подготовки учителя-предметника в педагогическом вузе; учебные планы и программы инженерно-педагогических факультетов и кафедр не всегда учитывают специфику подготовки будущих преподавателей профессионального обучения и являются предметно-курсовыми, а организация их обучения ─ информационно-сообщающей (здесь и далее термины «педагог профессионального обучения», «преподаватель профессионального обучения», «инженер-педагог» мы применяем как синонимы). В рабочих программах педагогических дисциплин преобладает общетеоретическая подготовка, зачастую не связанная со специализацией будущего педагога; не найден оптимальный вариант интеграции инженерных (специальных) и педагогических знаний в ходе их изучения. В связи с этим многие учёные, занимающиеся проблемами профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, В.С. Безрукова, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, В.П. Косырев, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, А.Т. Маленко, Г.М. Романцев, Н.К. Чапаев и другие), указывают на объективную потребность в разработке современных подходов к содержанию и организации педагогической подготовки, способных в условиях отраслевого вуза совершенствовать этот процесс, в максимальной степени учесть специфику профессиональной подготовки, эффективно реагировать на постоянно изменяющиеся требования к ее содержанию (исходя из содержания профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов, здесь и далее термины «профессиональная подготовка будущих преподавателей профессионального обучения» и «инженерно-педагогическая подготовка» применяются как синонимы). Один из подходов для решения обозначенной проблемы ─ выявление и обоснование дидактических условий с детальной проработкой педагогических механизмов их создания, способных в образовательной практике отраслевых вузов, не меняя сложившейся системы инженерно-педагогической подготовки, совершенствовать ее в соответствии с современными требованиями. Для этого в отечественной профессиональной педагогике созданы все необходимые теоретико-методологические предпосылки. Методологической основой работы могут стать исследования по теории оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского, А.С. Гусевой, В.Н. Герасимова, А.А. Деркача, М.М. Поташника; концептуальные исследования инженерно-педагогического образования, проведенные С.Я. Батышевым, С.А. Шапоринским (процесс подготовки педагогов профессионального обучения), Н.М. Жуковой (структура содержания психолого-педагогической подготовки инженера-педагога), А.А. Жученко, Г.М. Романцевым, Е.В. Ткаченко (организация и содержание профессионально-педагогического образования), Э.Ф. Зеером, Н.С. Глуханюк (психологические аспекты профессионального становления личности инженера-педагога), В.П. Косыревым (методическая подготовка инженеров-педагогов), Н.В. Кузьминой (структура деятельности инженера-педагога), Л.М. Кустовым (диагностическая, проектировочная и экспериментальная деятельность инженера-педагога), А.Т. Маленко (воспитание инженера-педагога), В.И. Никифоровой (содержание подготовки инженера-педагога к занятиям), Л.З. Тенчуриной (генезис профессионально-педагогического образования), В.Д. Шадриковым (системогенез профессиональной деятельности), и другие. В контексте названных проблем профессионально-педагогического образования немалый интерес представляют исследования в области различных аспектов совершенствования подготовки будущих учителей-предметников в педагогических вузах В.И. Андреева, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Г.И. Железовской, М.В. Кларина, Ю.Н. Кулюткина, В.С. Кукушина, Н.В. Кузьминой, Н.М. Таланчука, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и многих других. В их работах всесторонне рассмотрены вопросы проектирования образовательной среды в педагогических вузах; организации непрерывного образования педагога; различных подходов к развитию интереса в профессионально-творческой деятельности будущих учителей; разнообразных форм, методов, приемов и средств подготовки будущих учителей к преподаванию дисциплин в общеобразовательной школе. В последние годы выполнен целый ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются отдельные аспекты процесса подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, формирования у них необходимых профессиональных качеств (Ю.М. Измайлова ─ интеграция психологического и педагогического знания в процессе подготовки инженеров-педагогов, Л.М. Кустов ─ основы послевузовской подготовки инженеров-педагогов, Л.И.Назарова ─ содержание и методика обучения основам инноватики, Е.М. Решетникова ─ развитие речевой компетенции будущих педагогов профессионального обучения и другие). Вместе с тем, несмотря на большое количество работ по различным вопросам совершенствования подготовки будущих педагогов профессионального обучения, данную проблему нельзя считать исчерпанной. Существуют разногласия по вопросам возможности, необходимости и целесообразности применения для этих целей отдельных технологий, форм, методов, приемов, средств обучения. Не в полной мере учитываются особенности инженерно-педагогической подготовки вообще и их проявление в образовательной практике отраслевых вузов - в частности. Поэтому продолжение исследований в области поиска подходов к совершенствованию подготовки (и ее педагогической составляющей) будущих преподавателей профессионального обучения является актуальным направлением научно-практических изысканий. Актуальность представленного исследования обусловливается и необходимостью разрешения ряда противоречий, существующих в педагогической подготовке будущих преподавателей профессионального обучения между все возрастающим объемом педагогических знаний и умений, необходимых будущему педагогу профессионального обучения, и невозможностью увеличения учебного времени на изучение дисциплин педагогического цикла в условиях отраслевого вуза; между необходимостью более глубокой интеграции инженерной и педагогической составляющих в процессе изучения педагогических дисциплин и неразработанностью механизмов, способных обеспечить ее; между наличием существенных особенностей в педагогической подготовке таких специалистов и отсутствием разработанных приемов их учета. Таким образом, актуальность и существующие в педагогической подготовке противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие дидактические условия должны быть созданы в образовательной практике отраслевого вуза, способствующие совершенствованию педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, обеспечивающие высокий уровень педагогических знаний и умений, их взаимосвязь с инженерными знаниями? Потребность в разрешении проблемы определила выбор темы исследования: «Совершенствование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе».^ Объект исследования: процесс совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе.Предмет исследования: дидактические условия совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения.^ Цель исследования: совершенствование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения посредством создания в образовательной практике отраслевого вуза необходимых для этого дидактических условий.^ Гипотеза исследования: педагогическая подготовка будущих преподавателей профессионального обучения в образовательной практике отраслевого вуза будет более эффективной, когда: ─ целенаправленное управление ее совершенствованием основывается на учете интегративного, поливариативного, гибкого и полифункционального характера профессиональной подготовки, специфики ее осуществления в отраслевом вузе; ─ рассматривается как открытая, нелинейная, неравновесная система и на этой основе осуществляется коррекция ее содержания и организации в соответствии с постоянно меняющимися требованиями к подготовке специалистов, интегрируются педагогические и инженерные знания, организуется сотворческое взаимодействие преподавателей педагогических и инженерных дисциплин; ─ осуществляется комплексное использование доступных в образовательной практике отраслевого вуза форм, методов, приемов, средств обучения, функционально соответствующих решению задач каждого этапа педагогической подготовки. В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа педагогических исследований уточнить особенности инженерно-педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, выявить специфику ее педагогической составляющей (педагогической подготовки) в условиях отраслевого вуза. 2. Выявить и обосновать эффективность дидактических условий совершенствования педагогической подготовки в образовательной практике отраслевого вуза. 3. Разработать педагогические механизмы создания дидактических условий. 4. Экспериментально проверить эффективность дидактических условий совершенствования педагогической подготовки и механизмов их создания.^ Теоретико-методологической основой исследования явились: ─ основы теории и методологии инженерно-педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения (С.Я. Батышев, Н.М. Жукова, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, Н.В. Кузьмина, В.П. Косырев, В.С. Леднев, Е.В. Ткаченко, Н.К. Чапаев и другие); ─ теория и методика оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, А.С. Гусева, В.Н. Герасимов, А.А. Деркач, В.С. Кукушин, И.П. Подласый, М.М. Поташник и другие); ─ педагогические концепции совершенствования подготовки будущих учителей-предметников в педагогических вузах (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, Г.И. Железовская, М.В. Кларин, Ю.Н. Кулюткин, В.С. Кукушин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков); ─ концепция применения системно-синергетического подхода к исследованию педагогических явлений (О.Н. Астафьева, М.В. Богуславский, А.И. Бочкарев, М.А. Весна, В.А. Игнатова, Е.Н. Князева, В.Н. Корчагин, С.П. Курдюмов, Т.С. Назарова, Н.М. Таланчук, В.Д. Шадриков, Ю.В. Шаронин и другие); ─ теоретические основы методической подготовки будущих педагогов профессионального обучения (В.С. Безрукова, П.Ф. Кубрушко, В.П. Косырев, А.Т. Маленко, В.И. Никифорова, Г.М. Романцев и другие).^ Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняющих методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующих этапам работы. На этапе теоретического исследования применялись: теоретико-методологический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, нормативных документов, регламентирующих её организацию и содержание в отраслевых вузах; анализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системах; разработка комплексной программы исследования и прогнозирование итогов опытно-экспериментальной работы. Это позволило выяснить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и наметить пути её оптимального решения. В ходе выявления и обоснования дидактических условий совершенствования педагогической подготовки использовались абстрагирование, конкретизация, аналогия, систематизация, теоретическое моделирование. На этапе опытно-экспериментальной работы – экспресс-тестирование, анкетирование, беседы, наблюдение за учебной деятельностью студентов, метод экспертных оценок, самооценки студентов, педагогический эксперимент, статистические способы обработки информации. Данные методы позволили осуществить мониторинг хода и результатов создания дидактических условий совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в образовательном процессе отраслевого вуза.^ Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование по теме диссертации проводилось поэтапно с 2002 по 2009 г. на базе факультета механизации сельского хозяйства Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова. На первом этапе (2002─2003 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы в педагогической науке, исследовалась практика педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в ряде отраслевых вузов, анализировались основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь, уточнялся научный аппарат исследования. На втором этапе (2003─2004 гг.) проведено научное обоснование дидактических условий совершенствования педагогической подготовки и разработаны механизмы их создания, разрабатывались содержание и методика опытно-экспериментальной работы. На третьем этапе (2004─2009 гг.) проводился педагогический эксперимент, направленный на оценку эффективности дидактических условий совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, уточнялись задачи исследования, анализировались результаты эксперимента, формулировались выводы, велась апробация результатов исследования и внедрение их в практику.^ Научная новизна исследования состоит в том, что в нём уточнены особенности инженерно-педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения ─ интегративность (взаимосвязь педагогических и технических знаний, методик теоретического и производственного обучения), поливариативность (подготовка к преподаванию цикла специальных дисциплин), гибкость (постоянное изменение содержания в соответствии с запросами рынка труда на педагогов соответствующей специализации), полифункциональность (подготовка к выполнению как традиционных педагогических, так и специфических видов работ, характерных только для педагога профессионального обучения); выявлена специфика педагогической подготовки как составляющей профессиональной подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в условиях отраслевого вуза – прикладной характер, закрытость и обособленность, рассогласованность изучения с инженерными дисциплинами; обоснованы дидактические условия совершенствования педагогической подготовки в образовательной практике отраслевого вуза: интеграция педагогических и инженерных знаний в содержании педагогических дисциплин, коррекция содержания и организации педагогической подготовки с позиций синергетического подхода, сотворческое взаимодействие преподавателей инженерных и педагогических дисциплин; разработаны «педагогические механизмы» создания дидактических условий, заключающиеся в отборе и комплексном использовании форм, методов, средств, приемов обучения, обеспечивающих решение дидактических задач на каждом этапе изучения педагогических дисциплин.^ Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они расширяют наши представления об особенностях инженерно-педагогического образования, о специфике педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе, способствуют теоретическому осмыслению дидактических условий и педагогических механизмов их создания, что вносит определенный вклад в развитие теории профессионально-личностного становления будущих преподавателей профессионального обучения. Результаты могут быть использованы для углубления научных исследований в аспекте поиска путей совершенствования как профессиональной подготовки в целом, так и педагогической составляющей в подготовке будущих преподавателей профессионального обучения.^ Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование процесса педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения; в востребованности образовательной практикой отраслевых вузов дидактических условий и педагогических механизмов их создания. Материалы исследования, разработанные в целях совершенствования педагогической подготовки в реальном образовательном процессе отраслевого вуза (методические разработки занятий, банк тестовых заданий, программы педагогических практикумов и практик, комплекс методических заданий и задач, рабочие программы элективных и специальных факультативных дисциплин), могут быть использованы также в системе дополнительного образования и повышения квалификации профессионально-педагогических кадров. ^ Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются научной аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логики исследования; адекватностью применяемых методов цели и задачам исследования; длительностью проведения экспериментальной работы; широким внедрением результатов исследования в образовательный процесс ряда профессиональных учебных заведений; вариативной проверкой основных положений и выводов в педагогической практике.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования излагались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава СГАУ имени Н.И. Вавилова (Саратов, 2006─2009), четвертой заочной международной научно-методической конференции «Основные направления совершенствования качества подготовки специалистов» (Саратов, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарная составляющая в системе юридического образования: актуальные проблемы» (Саратов, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы научного обеспечения сельскохозяйственного производства и образования» (Саратов, 2008), Всероссийской научно-практической заочной конференции «Фундаментальные основы физического, психического и социального здоровья» (Тамбов, 2008), Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественных наук» (Тамбов, 2008). Материалы диссертации обсуждались на кафедре педагогики и психологии Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова в 2006 ─ 2009 годах. Материалы исследования (методические разработки занятий по педагогическим дисциплинам, банк тестовых заданий, программы педагогических практикумов и практик, комплекс методических заданий и задач) используются в учебном процессе Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова, Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Саратовского государственного профессионально-педагогического колледжа имени Ю.А. Гагарина. Основные положения диссертации изложены в 8 публикациях автора.^ На защиту выносятся следующие положения: 1. Педагогическая подготовка будущих преподавателей профессионального обучения как составляющая инженерно-педагогической подготовки детерминирована ее особенностями: интегративностью (взаимосвязь педагогических и технических знаний, методик теоретического и производственного обучения), поливариативностью (подготовка к преподаванию цикла специальных дисциплин), гибкостью (постоянное изменение содержания в соответствии с запросами рынка труда на педагогов соответствующей специализации), полифункциональностью (подготовка к выполнению традиционных педагогических и специфических видов работ, характерных только для педагога профессионального обучения) и спецификой проведения в отраслевом вузе (прикладной характер, закрытость и обособленность, рассогласованность изучения инженерных и педагогических дисциплин). 2. Дидактическими условиями совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения выступают: интеграция педагогических и инженерных знаний в содержании педагогических дисциплин, коррекция содержания и организации педагогической подготовки с позиций синергетического подхода, сотворческое взаимодействие преподавателей инженерных и педагогических дисциплин. Данные условия носят характер взаимосвязанного и взаимообусловленного комплекса, в котором системообразующая функция осуществляется на основе синергетического подхода, что позволяет в максимальной степени учесть специфику педагогической подготовки как составляющей инженерно-педагогической подготовки, рассмотреть ее как открытую, нелинейную, неравновесную систему и тем самым обеспечить возможности интеграции педагогических и инженерных знаний, сотворчество преподавателей педагогических и инженерных дисциплин. 3. Под «педагогическими механизмами» создания дидактических условий совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения понимаются отбор и комплексное использование совокупности форм, методов, средств, приёмов обучения, доступных для преподавателя в условиях отраслевого вуза и обеспечивающих решение конкретной дидактической задачи на каждом этапе изучения педагогических дисциплин. ^ Структура и объем работы. Диссертация выполнена на 181 странице машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений; снабжена 7 таблицами и 1 рисунком.^ Основное содержание диссертацииВо введении обосновывается актуальность исследования и степень разработанности темы; раскрывается научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы, методология и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; даются сведения об апробации результатов; излагаются положения, выносимые на защиту.^ В первой главе «Педагогическая подготовка будущих преподавателей профессионального обучения в образовательной практике отраслевых вузов» проведен анализ содержания и организации педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, уточнены особенности профессиональной подготовки инженеров-педагогов, выявлена специфика осуществления их педагогической подготовки в отраслевом вузе, обоснованы дидактические условия ее совершенствования. Педагогическая подготовка будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе представляет собой часть целостного процесса инженерно-педагогической подготовки, направленной на формирование профессионально-педагогического и социального опыта будущего специалиста путём освоения системы педагогических знаний, формирования умений и способов действий в образовательном процессе начального (среднего) профессионального учебного заведения. Целями педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта являются: изучение структуры и содержания педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях различного уровня; формирование профессионально-педагогических умений проектировать, осуществлять и анализировать (с дальнейшей коррекцией) данный процесс; развитие профессионально значимых качеств личности будущих педагогов профессионального обучения. Содержание и организация педагогической подготовки в отраслевом вузе осуществляются по следующим функциональным этапам: 1. Пропедевтический (ориентирующий) этап включает изучение учебного курса «Введение в профессиональную педагогическую специальность», раскрывающего сущность и особенности профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения и способствующего формированию у студентов мотивационно-ценностного отношения к избранной специальности, к овладению знаниями об объекте предстоящей профессиональной деятельности (учащийся) и о себе как субъекте будущей педагогической деятельности. Данная дисциплина изучается на первом курсе вуза. 2. Формирующий этап включает учебные курсы, способствующие формированию фундаментальных знаний в области педагогики. К ним относятся: «История педагогики и философия образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии». Формирующий этап является наиболее протяженным по времени (II – III курсы) и объёмным по количеству часов, отводимых на изучение названных дисциплин. В качестве основных на данном этапе можно выделить следующие цели: овладение системой профессиональных педагогических знаний, отражающих сущность, особенности, технологию организации и проведения учебного процесса в начальном (среднем) профессиональном учебном заведении; формирование у студентов умений применять данные знания для решения педагогических задач и анализа различных педагогических ситуаций. 3. Интегрирующий этап включает учебные дисциплины, способствующие систематизации, обобщению педагогических знаний, интеграции технической и педагогической составляющих профессиональной подготовки, выработке профессиональных педагогических умений. К ним относятся: «Методика воспитательной работы» и «Методика профессионального обучения», изучаемые, как правило, на IV курсе. Важнейшей целью данного этапа является формирование у будущих специалистов умений осуществлять диагностику педагогической деятельности преподавателей и учащихся в процессе их производственного обучения, профессиональную самодиагностику, а также оценивать свои личностные качества в соответствии с избранной специализацией и квалификацией. Таким образом, педагогическая подготовка будущих преподавателей профессионального обучения формально, как по набору дисциплин, так и по организации их изучения, повторяет педагогическую подготовку учителей- предметников в педагогическом вузе. В то же время большинство исследователей феномена «профессионального инженерно-педагогического образования» (С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер, В.П. Косырев, В.С. Леднев, А.Т. Маленко, Б.А. Соколов, Л.З. Тенчурина, Н.К.Чапаев и другие) отмечает, что оно отличается от «классической педагогической подготовки» и обусловлено особенностями профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов. К основным особенностям профессиональной подготовки, детерминирующим организацию и содержание педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, мы относим: интегративность, заключающуюся в необходимости взаимосвязи педагогических и инженерных знаний, методик теоретического и производственного обучения, так как профессионально-педагогический работник должен быть специалистом, способным осуществлять учебную и производственно-технологическую деятельность в профессиональных учебных заведениях. Интегративность предполагает и тот факт, что объектом изучения становится не просто педагогическая, а профессионально-педагогическая деятельность, что означает не сужение понятия «педагогическая деятельность», а расширение его содержания и объема за счет включения аспектов осуществления педагогической деятельности в условиях учебно-производственного процесса; поливариативность, предусматривающую подготовку одновременно и к теоретическому, и к производственному обучению, и не по одной дисциплине, и даже не по нескольким, а в целом по специальности (аспектно), по циклам профессиональных дисциплин (включая политехнические, общепрофессиональные и дисциплины узкой специализации), детерминированных конкретной профессиональной деятельностью определенной отрасли производства; гибкость, обусловленную зависимостью содержания учебного процесса в начальных (средних) профессиональных учебных заведениях от потребностей рынка труда в специалистах тех или иных профессий и уровней квалификации. Поэтому педагог профессионального обучения постоянно участвует в обновлении существующих и создании новых образовательных программ, а следовательно, и в постоянном совершенствовании и разработке учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин, в поиске новых или модернизации применяемых педагогических технологий; полифункциональность, заключающуюся в том, что педагог профессионального обучения выполняет как «классические» виды педагогических работ, так и специфические, характерные только для педагогов профессиональной школы. Исследования учёных ВНИИ ПТО и УГППУ (ныне РГППУ) показали, что из 90 видов работ педагога 20 характерны только для педагога профессионального обучения. К ним относятся: разработка производственно-технической и инструкционно-технологической документации, эксплуатация и обслуживание учебного оборудования (зачастую очень сложного), освоение новых образцов техники и технологий и тому подобное. Учебный процесс в начальных (средних) профессиональных учебных заведениях является в большей степени учебно-производственным, с развитой системой практикумов и практик производственного обучения в его различных вариантах, с широким применением лабораторно-практических занятий. В повседневной практике педагог профессионального обучения использует документы, не характерные для общеобразовательной школы, ─ квалификационные характеристики, учебные планы профессий и специальностей, программы и планы-графики производственного обучения и тому подобное. Кроме того, педагогическая подготовка будущих преподавателей профессионального обучения обладает спецификой, обусловленной образовательной средой отраслевого вуза: ─ прикладной характер педагогической подготовки в системе профессиональной подготовки будущего преподавателя профессионального обучения. Она рассматривается ГОС ВПО и учебным планом подготовки как «общепрофессиональная». И даже такая дисциплина, как «Методика профессионального обучения», не является дисциплиной специализации. На педагогическую подготовку отводится 750 часов от 8820 часов общего бюджета времени, что составляет менее 9% и отражается в перечне знаний и умений, определённых ГОС ВПО в требованиях к уровню подготовки выпускника по специальности «Профессиональное обучение», где собственно педагогические знания и умения занимают не более 5%; ─ закрытость и обособленность педагогической подготовки в условиях отраслевого вуза, где основной упор в подготовке педагогов профессионального обучения делается на общетехнические и специальные дисциплины, а система педагогической подготовки существует как «вещь в себе». Только одна из шести обязательных педагогических дисциплин ─ «Методика профессионального обучения» как по содержанию, так и по времени изучения объективно обладает возможностями междисциплинарных связей с предметами специализации; ─ рассогласованность изучения педагогических и инженерных дисциплин как по содержанию, так и по времени изучения. Систематизирующую функцию педагогического и инженерного знания в сложившейся практике может выполнить только учебная дисциплина «Методика профессионального обучения», что объективно обусловлено требованиями ГОС ВПО к её содержанию, местом в системе профессиональной подготовки, характером будущей профессиональной деятельности выпускника. Исследование данных детерминантов позволило нам выявить дидактические условия, которые будут способствовать совершенствованию педагогической подготовки в условиях отраслевого вуза. При этом под «дидактическими» мы понимаем такие условия, которые сознательно создаются в образовательной практике отраслевого вуза, обеспечивают учет особенностей обусловливаемого процесса, носят характер взаимосвязанного и взаимообусловленного комплекса. К ним относятся: интеграция педагогических и инженерных знаний в содержании педагогических дисциплин. В общенаучном плане под «интеграцией» понимается сторона процесса развития, связанная с объединением в целом ранее разнородных частей и элем


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2010 г. Билеты по дисциплине: «Международное (публичное) право»
Реферат Алкоголь, его влияние на человека
Реферат Проблемы последствий процесса концентрации американских СМИ в работе Бена Багдикяна "Монополия средств информации
Реферат Обработка давлением
Реферат Разработка информационной системы Библиотека 2
Реферат Об одном дипломатическом казусе во время Второй Мировой войны
Реферат Политические идеи Томаса Мора
Реферат "Виробництво харчової продукції"
Реферат Горизонтальное бурение
Реферат что такое любовь
Реферат Возможности Интернета как рекламоносителя
Реферат Проблеми зайнятості трудових ресурсів Закарпатської області і шляхи їх вирішення
Реферат 1. Загальна структура електронної пошти нбу. Електронна пошта — еп
Реферат Основные положения концепции Ф. Хайека
Реферат Глобальные проблемы современности философские аспекты