Б. В. ЗейгарникВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕЗАВЕРШЕННЫХ И ЗАВЕРШЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ1 Зейгарник Блюма Вульфовна (9 ноября 1900 — 24 февраля 1988) — советский психолог, доктор психологических наук, профессор психологического факультета МГУ, крупнейший специалист в области патопсихологии, лауреат Ломоносовской премии I степени. Свое первое исследование, выявляющее зависимость памяти от динамики мотивационной сферы, Б. В. Зейгарник выполнила в Берлине под руководством немецкого психолога К. Левина. С 1931 г.— работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. Являясь ближайшим сотрудником Л.С.Выготского, Б. В. Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР (1943—1967). Исследования Б. В. Зейгарник затрагивают основные проблемы патопсихологии: соотношение развития и распада психики, патологию мышления, памяти и личности.^ Сочинения: Патология мышления. М., 1962; Введение в патопсихологию. М., 1969; Личность и патология деятель-' ности. М., 1971; Основы патопсихологии. М., 1973. Тенденция к выполнению запланированного действия как следствие акта намерения возникает не только при условии возникновения подходящего случая, предусмотренного в акте намерения. Такая тенденция скорее соответствует некоторой потребности (квазипотребности), которая ведет к выполнению намерения сама по себе, без наступления так называемого «подходящего» случая, что динамически эквивалентно состоянию напряжения. Можно поставить вопрос о том, проявляется ли состояние напряжения (потребность) только в направлении осуществления намерения или оно сказывается в любой форме деятельности человека в целом. Наши опыты непосредственно связаны с проблемой влияния таких актуальных потребностных напряжений на некоторые особенности мнестической деятельности. В предшествующих экспериментальных работах по памяти исследовалось влияние уже установившихся связей между 1 См.: Зейгарник Б. В. Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen // Psychologische Forschung, 1927, № 9.437 различными впечатлениями на последующее воспроизведение (ассоциативный эксперимент). Далее ставился вопрос, каково влияние природы упомянутых впечатлений, например, их бессмысленность или осмысленность, положительный или отрицательный характер переживания, степени направленности внимания на запоминание и т. п. У нас же речь идет о влияния актуальных потребностей, в особенности квазипотребностей, на работу памяти. Мы исследуем вопрос: как соотносятся запоминание действий, которые были прерваны до окончания, и запоминание завершенных действий. Тем самым ставится вопрос, находящийся в тесной связи с понятием «забывание», употребляемым обычно в повседневной жизни. О забывании говорят не только при полном незнании, связанном с выпадением из памяти, но и при невыполнении задания или намерения. Термин «забывчивый» употребляется почти исключительно в этом смысле. Опыты проводились в 1924—1926 гг. в психологическом институте Берлинского университета. Со 164 испытуемыми (студентами, учителями и детьми) были проведены индивидуальные опыты, 2 массовых опыта, первый — с 47 взрослыми, второй — с 45 школьниками от 13 до 14 лет.^ Описание опытов и основные результаты Общая методика опытов Экспериментатор дает инструкцию испытуемому: «Вы получите ряд заданий, который вам нужно выполнить как можно лучше и быстрее». Затем испытуемому предлагается одно за другим от 18 до 22 заданий. Однако ему не дают выполнить все задания до конца, а половина заданий прерывается экспериментатором до завершения. Завершенные и прерванные задания следовали в случайной для испытуемого последовательности, например, после двух незавершенных шли два завершенных, затем одно незавершенное, затем два завершенных и т. д. Продукты работы и материал прятались, причем таким образом, чтобы это не бросилось в глаза испытуемому. (Например, под тем предлогом, что на столе слишком большой беспорядок, экспериментатор убирал продукты работы » ящик стола). После того как испытуемый возвращал последнее задание, экспериментатор спрашивал: «Скажите, пожалуйста, какие задания Вы делали во время опыта?» Время для перечисления заданий для испытуемого не ограничивалось. Испытуемый занимался этим до тех пор, пока сам не останавливался. Экспериментатор записывал задания в порядке их перечисления. Таблица 1.^ Соотношение воспроизведения незавершенных (ВН) и завершенных (ВЗ) действий В ВН ВЗ ВН/ВЗ ^ Среднее арифметическое В ВН ВЗ ВН/ВЗ 12 3 4 5 6 7 79 1388 127 6 710 6 6 9 5 1 2 3 2 2 3 2 63,5 3,5 3,0 3,0 3,0 2,5 9,1 7 2,1 3,5 8910111213141516 9 9 6 15 12 11 11 11 13 6 6 410 8 7 7 7 8 3 3 2 5 4 4 4 4 5 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 1,75 1,75 1,75 1.6 10,6 7 3,7 1,9 17 18 19 21 22 23 24 25 15 10 15 10 12 19 16 14 9 6 9 6 711 9 8 6 4 6 4 5 8 7 6 1,5 1.5 1.5 1,5 1,4 1,4 1,3 1,3 13,9 8,1 5,7 1,4 26 27 28 29 14 12 12 10 7 6 6 5 7 6 6 5 1,0 1,0 1,0 1,0 11,3 5,7 5,7 1,0 303132 V 11 97 5 4 3 6 5 4 0,8 0,8 0,75 9,0 4,0 5,0 0,8 ^ Среднее арифметическое 11,2 6,9 4,3 1,9 Часто вслед за относительно плавным перечислением следовала заминка, во время которой испытуемый пытался вспомнить остальные задания. 438 439 Наши количественные сопоставления касаются прежде всего заданий, перечисленных до заминки. Те задания, который припоминались испытуемым после заминки, будут приводиться особо. Следует сразу заметить, что добавление заданий, указанных испытуемым после заминки, лишь незначительно меняет результаты. После окончания опыта испытуемый сообщал данные самонаблюдения. Кроме того, в нашем распоряжении были «полуспонтанные» высказывания испытуемого во время опыта. Частью задания представляли собой ручную работу (склеить, слепить какой-нибудь животное из пластилина), частью — решение интеллектуальных задач (математическая задача или загадка); наряду с этим были задания другого характера (например, написать какое-нибудь стихотворение). Отдельные задания не должны были быть слишком короткими, чтобы у испытуемого было достаточно времени по-настоящему погрузиться в работу. Длительность большинства заданий — около 3—5 мин, только некоторые решались за 1—2 мин. Наконец, было обращено внимание на то, чтобы в течение часа не встречались два сходных между собой задания. Все задания мы разделили на две группы: А и Б. Одной половиной испытуемых до конца выполнялись задания группы А, другой половиной — задания группы Б, так что в конечном счете каждое задание одинаково часто встречалось в качестве завершенного и незавершенного. (В дальнейшем, ради краткости, задание, доведенное до конца, будет обозначаться как завершенное, задание же, прерванное экспериментатором до окончания,— соответственно как незавершенное.) К группе А относились задания 1, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 20, 22; остальные относились к группе Б. Результаты опыта представлены в табл.1. Для того чтобы выступили различия между незавершенными и завершенными действиями, необходимо было выбрать такой метод вычисления, чтобы, по возможности, исключить индивидуальные различия памяти у различных испытуемых. Нужно было сопоставить количество завершенных и незавершенных заданий, удержанных в памяти каждым испытуемым, и охарактеризовать эту разницу не только через разность, но и через отношение. Отклонение отношения (ВН/ВЗ) от значения 1 является мерой преобладания или уменьшения числа незавершенных заданий при воспроизведении. Данные таблицы свидетельствую о том, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Среднее арифметическое от ВН/ВЗ составляет в наших опытах 1,9; это означает, что незавершенные действия запоминаются на 90% лучше, чем завершенные. Верхний предел колебаний доходит до 6 (соответственно преобладание незавершенных действий на 500%), нижний — только до 0,75 (что соответствует преобладанию завершенных действий на 25%). Преобладание в памяти незавершенных действий выражается также в том, что из 32 испытуемых для 25 испытуемых ВН/ВЗ > 1, для 4 испытуемых ВН/ВЗ=1 и только для 3 испытуемых ВН/ВЗ То, что прерванные действия удерживаются значительно лучше, чем завершенные, показывают также сопоставление результатов отдельных заданий. Из 22 заданий для 17 ВН/ВЗ > 1, для 2 ВН/ВЗ=1 и только для 3 ВН/ВЗ Кривая (рис. 1) наглядно показывает, как часто определенное число выполненных заданий (пунктирная кривая) и прерванных заданий (сплошная кривая) запоминаются определенным испытуемым. Явное преобладание незавершенных заданий при воспроизведении тем более значимо, что в плане «чистой» памяти удержанию завершенных заданий способствует то, что испытуемый, естественно, занят ими в среднем более длительное время. Количество заданий Преобладание незавершенных заданий над завершенными выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый называет задания при опросе. В первую очередь испытуемые перечисляют незавершенные задания. Так, незавершенные задания в три раза чаще называются в первую очередь, чем завершенные. На втором месте по-прежнему преобладают незавершенные задания, в то время как в дальнейшем соотношение переворачивается. 440 441^ Теоретические возможности Возникает вопрос: как можно объяснить преобладание незавершенных заданий над завершенными? Прежде чем обсуждать различные возможные объяснения, мы хотим несколько подробнее рассмотреть поведение испытуемых во время выполнения заданий.^ Поведение испытуемого Как правило, испытуемые стараются выполнить задания как можно лучше. Согласно нашим наблюдениям, можно установить три основных «типа» поведения у испытуемых. Испытуемый выполняет свою работу: из чувства долга перед экспериментатором; из честолюбия; в силу заинтересованности самим заданием. 1. Испытуемый чувствует себя обязанным «честно» работать во время опыта. Неискушенный в психологии испытуемый в общем верит, что экспериментатор в научных целяххочет сравнить результаты его работы с результатами другихиспытуемых, и для этого экспериментатору нужны его предельные результаты. Испытуемый видит в экспериментаторе человека очень опытного в подобных делах, вполне определенно знающего, что ему нужно, и зачастую пытается угадать желание экспериментатора, чтобы по его поведению понять, доволен ли тот его работой. Так, например, один испытуемый говорит: «Я заметил, что Вы не довольны эллипсом, но я не знал, кажутся ли Вам крестики слишком большими или слишком маленькими». Другой испытуемый сообщает: «Я хотел заключить по выражению Вашего лица, нравится ли Вам пилотка» . Эта направленность на оценку экспериментатора выражается во многих случаях в прямых вопросах или в обращениях за советом, например: «Как Вы считаете: зеленые или красные бусинки следует взять для этого?». «Вас удовлетворит, если я оставлю это так, или Вы хотите, чтобы крышка прилегала плотнее?» 2. Часто испытуемый думает, что в опыте речь идет опроверке его способностей, и хочет при этом показать свойпрактический интеллект (это название используют многиеиспытуемые при самоотчете). Такие испытуемые часто проявляют интерес к тому, как выполнили это задание другиеиспытуемые. «Вероятно, никто не вел себя так глупо, какя». Или: «Рисование — это мое слабое место. Мне было не- приятно показать это Вам»,— часто говорят испытуемые. При правильном решении или хорошем выполнении задания такие испытуемые радуются; они несколько приободряются или улыбаются время от времени. Это стремление показать себя, которое выступает наряду с желанием испробовать собственные силы, приводит ко все более лучшему выполнению задания без посторонней помощи, например, со стороны экспериментатора (такой испытуемый гораздо самостоятельнее по отношению к экспериментатору, чем испытуемые 1 группы). Мы имеем здесь дело с феноменом личного интереса в так называемом лабораторном эксперименте. 3. В этом случае ни желание экспериментатора, ни собственное честолюбие не являются определяющими для испытуемого, а дело само по себе приобретает «побудительный характер», возникает желание заняться им и целесообразно выполнить задание. Так, один испытуемый во время лепки собаки из пластилина говорит: «У таксы не должно быть такого длинного хвоста, такса сама бы обиделась на меня».^ Поведение экспериментатора Необходимо подчеркнуть, какое большое значение имеет поведение экспериментатора в опыте, и предостеречь против так называемого его «пассивного поведения». В психологических опытах часто требуется, чтобы экспериментатор, дав испытуемого определенную, раз и навсегда твердо установленную инструкцию (если возможно, вербально), в остальном вел себя возможно более пассивно. В действительности же «пассивное поведение» экспериментатора может действовать так же, как и «активное» вмешательство с его стороны. В настоящих опытах это пассивное поведение экспериментатора могло бы, например, привести к тому, что испытуемые, «верные своему долгу», пытающиеся следовать желаниям экспериментатора, чистосердечно спрашивать его совета, могли истолковать поведение экспериментатора как позицию строго наблюдателя и тем самым изменить свою первоначальную установку. Короче говоря, «пассивное поведение» экспериментатора имеет тенденцию придавать опыту искусственный характер, а также менять и стирать установки испытуемого. Все это может обернуться как сильное, зачастую совершенно нежелательное « вмешательство ».442443 В подобных опытах экспериментатор должен стараться вести себя в соответствии с той установкой, которую он обнаруживает у испытуемого (часто довольно явной и заметной), и не создавать ему затруднений. Например, с испытуемыми, работающими из чувства долга, экспериментатор действительно изображает какое-то желание, дает совершенно конкретные указания, например: «Да, зеленые бусы нравятся мне больше». С честолюбивыми испытуемыми он принимает «холодный вид экзаменатора», так что первоначальная установка испытуемого на то, что речь идет о проверке интеллекта, еще более усиливается. С испытуемым, заинтересовавшимся делом самим по себе, экспериментатор, напротив, ведет себя действительно пассивно. Он старается не делать каких-либо замечаний, так как испытуемый воспринимает пассивность экспериментатора как адекватную ситуацию. Одним словом, экспериментатор не ведет себя по заранее предписанному образцу, а поведение его определяется установкой испытуемого и соответствует ей. Мы считаем, что в опытах, имеющих своей целью выяснение вопросов казуально-динамического характера, которое не ограничивается выявлением чисто внешних результатов, именно такое поведение создает одинаковые условиям для различных испытуемых. Мы также не стремились строго придерживаться определенной формулировки вербальной инструкции, а следили за тем, чтобы заданный смысл инструкции был понят испытуемым возможно более точно. Ведь с разными испытуемыми нужно вести себя различным образом.^ Выполнение задания и его завершение После инструкции испытуемый начинает работать. Заданием, предназначенным для завершения, испытуемый занимает столько, сколько хочет, и сам передает его экспериментатору, когда считает выполненным. Задание, которое выглядит законченным для экспериментатора, не обязательно является таковым испытуемому. Оно может восприниматься им как не вполне завершенное. Можно, например, наблюдать: ваза и цветы уже нарисованы, животное слеплено из пластилина, но испытуемый продолжает заниматься заданием — он украшает, улучшает его (делает, например, резче тень у вазы с цветами, удлиняет или укорачивает хвост у животного) и только тогда отдает свое произведение экспериментатору.^ Прерывание задания В описанных опытах прерывание работы осуществлялось следующим способом: со словами «сделайте, пожалуйста, это» экспериментатор кладет перед испытуемым новую работу. В первый раз испытуемые часто смотрят на экспериментатора удивленно, они поражены. Во время дальнейших прерываний действий испытуемые больше не удивляются. Удивление исчезает, так как рано или поздно каждый испытуемый находит «объяснение» для этого непонятного прерывания. Они говорят во время самоотчета: «Вы хотели выяснить, могу ли я концентрировать свое внимание», или «Вы прервали меня тогда, когда видели, что я выбрал верный или неверный метод решения». Лишь в редких случаях испытуемый верно воспринимает прерывание как самостоятельную цель опыта, а не в качестве побочного для опыта явления. Но нахождение объяснения еще не означает, что испытуемый «смиряется» с прерыванием. Напротив, он сопротивляется ему. У некоторых испытуемых это сопротивление заходит так далеко, что они отказываются отдать работу, даже если экспериментатор очень настойчив. Иногда испытуемые просто впадают в аффект. Так как прерывание обретает свой истинный смысл только тогда, когда испытуемый имеет чувство незавершенности работы, то оно, как правило, производится тогда, когда испытуемый больше всего захвачен работой, когда у экспериментатора создается такое впечатление, что испытуемый особенно поглощен работой. Мы называем такие моменты «моментами наиболее тесного контакта испытуемого с заданием*. Эти моменты контакта совпадают часто с моментом, когда испытуемый уже представляет, как надо делать работу, но еще не знает точно, каков будет результат. Например, испытуемый- лепит собачку из пластилина. Он видит, что уже получается животное с четырьмя конечностями, оно уже представляет собой нечто «собакообразное». Но еще существует опасность, что он собьется с верного пути и предполагаемая собака превратится в кошку. В такой момент контакта окончание работы уже ощутимо близко для испытуемого. Ситуация уже обещает успех, но все еще опасна. Задание еще «по сути своей» не выполнено, как это бывает незадолго до окончания.^ 444 445Полуспонтанные высказывания испытуемых Установить благоприятные для прерывания момента относительно легко, так как опыт в большинстве случаев протекает в атмосфере свободного контакта между экспериментатором и испытуемым. Вследствие непринужденности ситуации испытуемый чаще всего сам сообщает о положении дел. Наряду с этим экспериментатор осведомляется, как далеко продвинулся испытуемый. Этот вопрос выясняется в общей ситуации не в форме расспросов', а в виде естественного интереса со стороны экспериментатора. Ответ, который дает на него испытуемый, следует квалифицировать не как собственно самоотчет, а как полуспонтанное высказывание. Ценность таких полуспонтанных высказываний состоит в том, что они позволяют более глубоко понять действительные процессы без нарушения хода опыта. Испытуемый обращается к своим впечатлениям не задним числом, не созерцательно, а реагирует непосредственно в ситуации и тем самым вскрывает характер самой ситуации. Кроме того, как уже упоминалось, после окончания опыта исследуемые давали самоотчет в собственном смысле слова.^ Неудовлетворенная квазипотребность в момент перечисления Оказывается, что предпочтение незавершенных действий нельзя объяснить ни тем, что сам акт прерывания способствует их лучшему запечатлению, ни сознательным намерением испытуемых запомнить незавершенные действия. Решение проблемы, очевидно, следует искать в другом направлении. Определяющими являются не переживания, возникающие во время выполнения задания и его прерывания, а в большей мере те силы, которые существуют в момент опроса. Предшествующие специальные серии доказали, что важен не акт прерывания как таковой, а завершенность или незавершенность задания. В момент, когда испытуемый принимает решение выполнить задание на основе инструкции, возникает квазипотребность, которая сама по себе побуждает к выполнению задания. В динамическом смысле этот процесс соответствует возникновению напряженной системы, стремящейся к разрядке. Выполнение задания означает разрядку системы, (разрядку квазипотребности). Если же задание прерывается, то обычно сохраняется остаточное напряжение, квазипотребность не удовлетворена. Естественным путем к удовлетворению этой потребности было бы завершение прерванного задания. В самом деле, испытуемые часто хватаются за прерванную работу, если она по недосмотру осталась лежать на столе, чтобы закончить ее (см. опыты М. Овсянкиной). У младших детей, для которых отношение. ВН/ВЗ гораздо больше, чем у взрослых, сильнее также потребность в завершении действия, а значит, и тенденция к возобновлению. Часто случалось так, что дети, приходя к экспериментатору спустя 2 или 3 дня, просили дать им закончить задание. В наших опытах естественный путь для разрядки напряженности системы, т. е. завершения задания, закрыт экспериментатором. Напряжения продолжают существовать. Если для наших результатов являются определяющими не сами впечатления от момента прерывания, а фактическая незавершенность в момент опроса, то из этого следует, что причиной преобладания в памяти незавершенных действий является продолжающая существовать квазипотребность. Потребностные напряжения вызывают не только непосредственно тенденцию к завершению задания, но и способствуют впоследствии их лучшему воспроизведению. Воспроизведение выступает здесь в роли индикатора потребностного напряжения. Как могут проявиться подобные напряжения в таком, казалось бы, совершенного другого рода процессе, как воспроизведение, может быть понято только на основе общей теории психической динамики, причем особенно важно установить, происходит ли при воспроизведении одновременно разрядка отдельных напряжений. Итак, мы видим, что лучшее запоминание незавершенных действий обусловлено не связанными с моментом прерывания переживаниями, а с суммой тех сил, которые проявляются в момент опроса. Но потребностные напряжения, вытекающие из прежней работы, не являются единственными динамическими факторами. Имеется инструкция экспериментатора о перечислении заданий, и в соответствии с ней у испытуемых возникает тенденция к воспроизведению (Reproduktioswille), иначе говоря, квазипотребность в перечислении всех заданий. С динамической точки зрения общая ситуации в конце опыта представляет собой следующее: в результате инструкции экспериментатора возникает квазипотребность в перечислении всех заданий, при этом для незавершенных заданий 446447 существуют дополнительные квазипотребности, а именно неудовлетворенные потребностные напряжения. Преобладание незавершенных действий при опросе как следствие этих напряжений зависит от соотношения сил обоих основных факторов. Если преобладает тенденция к воспроизведению, возникающая в результате инструкции, то относительное преобладание незавершенных заданий (ВН) должно отодвинуться на второй план (ВН должно быть приблизительно равно ВЗ). С другой стороны, относительное преобладание незавершенных заданий, возникающее на основе возможных квазипотребностей этих действий, проявляется тем резче, чем слабее тенденция к воспроизведению, т. е. чем слабее специальное намерение перечислить все задания. В этом случае степень преобладания зависит от силы квазипотребности, наличие которой для отдельных испытуемых и отличает незавершенные действия от завершенных. В связи с этим возникают два вопроса: О значении тенденции к воспроизведению. О природе и возникновении потребностных напряжений при незавершенных действиях.Тенденция к воспроизведению и ситуации опроса 1. Тенденция к воспроизведению и отношение ВН/ВЗ. Если верно предположение, что особенно сильная тенденция к воспроизведению снижает относительное преобладание незавершенных заданий, в том числе при наличии потребностного напряжения, то исследование испытуемых по установленному отношению ВН/ВЗ должно было бы показать, что уменьшение отношения ВН/ВЗ в общем и целом имеет своей причиной не худшее запоминание незавершенных действий, а улучшение запоминания завершенных (ВЗ). В самом деле, табл.1 (сравните отдельные значения справа) показывает, что как для испытуемых с высоким, так и для испытуемых с низким отношением ВН=7. На испытуемых, у которых ВН/ВЗ Итак, причина различий в отношении ВН/ВЗ заключается в общем в количественных различиях запомненных завершенных заданий. Испытуемых следует различать в отношении специфических особенностей при запоминании завершенных действий. В качестве объяснений следует рассмотреть следующие возможности: разные испытуемые приступают к заданию по перечислению с различными по силе тенденциями к воспроизведению; к выравниванию значение ВН и ВЗ может привести и наличие особо хорошей памяти, так как ВН не может быть больше максимального количества встретившихся в опыте незавершенных действий, но порой может действительно приближаться к общему числу незавершенных заданий. Для того чтобы выяснить вопрос, какой фактор оказывается здесь решающим, необходимо подвергнуть непосредственному рассмотрению поведение испытуемых во время процесса перечисления. 2. Ход процесса перечисления. Все испытуемые вначале очень быстро называют задания одно за другим. После немедленного перечисления наступает заминка. Испытуемый повторяет несколько раз: «Больше я не помню; мне кажется, это все». Однако некоторые испытуемые пытаются припомнить задания и после заминки: «Может быть, были еще какие-то, я постараюсь вспомнить еще что-нибудь». В эту фазу поведение испытуемого целиком и полностью меняется. Если раньше испытуемый спокойно перечислял задания, то теперь его поведение становится несобранным. В первый период взгляд испытуемого был направлен на экспериментатора или же глаза его твердо смотрели в одну точку. Теперь они блуждают по стенам и по полу. Испытуемый ищет отправной пункт, пытается построить какие-то искусственные связи, сгруппировать задания. «Делал ли я что-то с карандашом?», «Я должен был много рисовать!», «Вы все спрятали. Если бы я мог найти хотя бы маленькое указание» — это обычные высказывания испытуемых на этой стадии. Одновременно со стадией заминки наступает стадия контроля: испытуемый начинает проверять, что же он уже назвал: «Бусы я уже назвал, коробку тоже». Иногда бывает так, что он больше занят проверкой уже названных заданий, чем поиском новых. Те испытуемые, которые настойчиво продолжают поиски и после заминки, чаще всего относятся к группе с вполне определенной внутренней установкой на опрос, т. е. воспринимающих перечисление как проверку памяти.448449 3. Различные формы понимания испытуемыми процесса перечисления. Требование экспериментатора перечислить задания отдельными испытуемыми понимается по-разному: 1. Перечисление — это простой рассказ о том, что происходило, не имеющий специальной цели. 2а. Перечисление — это проверка памяти, самостоятельное задание после 22 предыдущих практических заданий. 26. Новое задание может переструктурировать весь предшествующий эксперимент. Весь опыт превращается вдруг в опыт по проверке памяти. 1. -Испытуемому не совсем понятно, что, собственно, означает просьба экспериментатора перечислить задания: то ли это переход к новому заданию, то ли временное прерывание старого, то ли его продолжение. Он вынужден делать нечто такое, смысл чего ему не ясен. Просьба экспериментатора покажется ему несущественной, непонятной, в то время как раньше ситуация была ясна. Он улыбается смущенно и растерянно, как человек, от которого требуется нечто такое, что он мог бы сделать, но что не совсем уместно в данной ситуации. Особенно четко этот момент проявляется в опытах с детьми. (Выражение лица испытуемого иногда напоминает выражение лица у человека, которого попросили что-то станцевать или спеть. Испытуемый повторяет вопрос экспериментатора: «Все, что я тут делал?», вздыхает, как бы набираясь мужества и сил для «ненужного» задания, делает энергичное движение головой, бормочет про себя: «Так, хорошо» и начинает перечислять задания). Перечисления заданий не воспринимаются испытуемыми как проверка памяти, а, скорее, как ^рассказ* о происходившем. Испытуемый ведет себя как человек, вынужденный отвечать на вопрос о прошлых событиях, он находится в ситуации, сходной с полуспонтанным высказыванием о своих переживаниях. Это проявляется также в том, что испытуемые часто не довольствуются простым перечислением, а дополняют его какими-либо характерными признаками, например: «Затем я нанизывал бусы, затем сделал ужасный стул». Задания выступают не просто как «номера», каждое задание имеет свое собственное выделяющееся лицо. , 2а. Опрос воспринимается испытуемым как проверка памяти, он старается перечислить как можно больше. Перечисление — это новый вид задания, который одновременно является той точкой, с которой обозреваются все остальные задания. Поведение испытуемых здесь также меняется с началом перечисления, но вместо смущения, которое имеет место» у испытуемых первой группы, в поведении появляется серьезность. Испытуемый удобнее устраивается на стуле, готовясь к важной работе. Перечисление для них не просто рассказ, занятие, не имеющее ничего общего с заданием, как для испытуемых первой группы, а действие, носящее характер задания. 26. Большинством испытуемых последней группы перечисление воспринимается не только как проверка памяти, просто новая дополнительная работа, но весь опыт приобретает новый характер: «Ах так! Это и есть настоящий решающий смысл опыта. Отсюда и множество заданий»,— таков примерный смысл высказываний. Отдельные задания теряют свою самостоятельность, свое лицо. «Это вещи, потерявшие собственный смысл, существующие лишь как указание, нужное для чего-то другого». «Они потеряли значение самостоятельной работы»,— сообщает один испытуемый этой группы. Испытуемый старается вспомнить как можно больше заданий. 4. Влияние различных установок при опросе на отношение ВН/ВЗ. Различное понимание смысла опроса влечет за собой различия в силе тенденции к воспроизведению, которая оказывает свое влияние на соотношение запомненных завершенных и запомненных незавершенных действий. В то время как испытуемые первой группы, для которых перечисление заданий является только рассказом о происходившем, не прилагают особых усилий, чтобы перечислить побольше заданий, а перечисляют те задания, который «спонтанно» выплывают в памяти, испытуемые второй группы стараются перечислить как можно больше заданий. Испытуемый хочет продемонстрировать возможности своей памяти. Так как перечисление воспринимается как одно из заданий и даже как особо важное задание, то те же самые силы, которые оказывали свое ведущее влияние во время выполнения других заданий, теперь вступают в действие с еще более значительной силой. Прежде всего испытуемый хочет показать, как велики его способности. Вместо высказываний типа: «Не думал, что я так неловок», которые имеют место 450 451 во время выполнения практических заданий, следуют высказывания: «Неужели у меня такая плохая память!». Честолюбие может выражаться в сходной, но несколько замаски