Реферат по предмету "Разное"


Crovn House Publishing Limited vvw crownhouse co uk Майкл Холл • Боб Боденхамер 51 метапрограмма

www.koob.ru Новый подход к изучению личности и поведения человека для консультантов, психотерапевтов, клинических и общих психологов — из самого центра нейро-лингвистического программирования.L.MichaelHall • BobG.BodenhamerFIGURING^ OUT PEOPLE Design Engineering with Meta-ProgramsCrovn House Publishing Limited vvw.crownhouse.co.ukМайкл Холл • Боб Боденхамер51 МЕТАПРОГРАММАНЛП Прогнозирование поведения, «чтение» мыслей, понимание мотивовСанкт-Петербург «Прайм-ЕВРОЗНАК» ББК 88.53 Все права защищены. Никакая часть данной книги УДК 159.98 неможет быть воспроизведена в какой бы то ни было формеХ36 ^езписьменногоРазР€Шения владельцев авторских прав.Права на перевод получены издательством Мрайм-ЕВРОЗНАК* соглашением с Crown House Publishing Ltd. (Великобритания) при участии Агентства Александра Корженевского (Россия). Холл, М. Х36 51 метапрограмма НЛП. Прогнозирование поведения, «чтение» мыслей, понимание мотивов / Майкл Холл, Боб Бо-денхамер - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 347, [5] с. ISBN 5-93878-198-1 (Психология - лучшее) ISBN 5-93878-353-4 (Лучшие психотехнологии мира) Добро пожаловать в полное приключений путешествие, где вы смо­жете открыть для себя и понять, как вы действуете на метауровне, кото­рый влияет на вашу повседневную жизнь! Освоение метапрограмм позволит вам понимать поведение людей и различия между ними, откроет возможность варьировать ваше поведе­ние и способы коммуникации, чтобы более успешно работать с собствен­ным и чужим поведением и моделями мира, а также изменять их. Метапро­граммы — это величайший вклад, который НЛП внесло в понимание различий между людьми. Только поняв и оценив эти различия, мы можем начать уважать и поддерживать других людей, начать работу по замене враждебности пониманием, а антагонизма — состраданием, при­ступить к замене конфликта сотрудничеством. Майкл Холл, Боб Боденхамер^ 51 МЕТАПРОГРАММА НЛП Прогнозирование поведения, «чтение»- мыслей, понимание мотивовНаучный редактор: Н.МигаловскаяХудожественный редактор: С. ВащенокНа обложках серии «Лучшие психотехнологии мира»использованы работы художника В. Н. ГруздеваПодписано в печать с готовых диапозитивов заказчика 25.10.2006. Формат 84Х ЮвУд.Бумага офсетная. Печать высокая с ФПФ. Усл. печ. л. 18,48.С: Психология—лучшее. Тираж 2000 экз. Заказ 3648.«Прайм-ЕВРОЗНАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 41. Издание осуществлено при техническом участии ООО «Издательство ACT».Издано при участии ООО «Харвест». Лицензия № 02330/0056935 от 30.04.04. Республика Беларусь, 220013, Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42.Открытое акционерное общество «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа». Республика Беларусь, 220600, Минск, ул. Красная, 23. © L. Michael Hall and Bob G. Bodenhamer, 1997.2000 © Crown House Publishing Ltd., 2003 ISBN 1899836101 (англ ) ® Перевод на русский язык: С. Рысев, 2006 ISBN 978-985-16-0269-4 © Серия, оформление, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 (ООО «Харвест») © Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007ОглавлениеПредисловие. 9 Введение 13ЧАСТЫ^ ПОНИМАНИЕ ПАТТЕРНОВ СОЗНАНИЯ 25 Глава 1 Что мы понимаем под метапрограммами? 26 Операционные программы, которые управляют вашими программами 26 Глава 2 Метапрограммы для понимания людей 53ЧАСТЬ IIМЕТАПРОГРАММЫ .....79 Перечень метапрограмм 80 Глава 3 «Ментальные» метапрограммы 83 Глава 4 «Эмоциональные» метапрограммы ^ 121 Глава 5 «Волевые» метапрограммы 145 Глава 6 Метапрограммы «реакций» 172 Глава 7 Мета-метапрограммы 200 часть iii применение, инженерное конструирование с помощью метапрограмм 235 Глава 8 Контекст и метапрограммы 236 Глава 9 Изменение метапрограмм 244 6 Оглавление Глава 10 Инженерное конструирование при определении профессиональных качеств 254 Глава 11 Чтение метапрограмм и подстройка под них 271ПРИЛОЖЕНИЯ 285 Приложение I Комментарий к форматированию метапрограмм 286 Приложение II Извлечение метапрограмм 288 Приложение ^ III Схема ключей глазного доступа и предикатырепрезентативных систем 312 Приложение IV Иерархия языка на шкале специфики и абстракции ^ 314 Приложение V Пять категорий метапрограмм и мета-метапрограммы 315 Приложение VI Метапрограммы в качестве сортирующей решетки ^ 318 Приложение VII Глагола «есть» не существует 334 Приложение VIII Другие метапрограммы 337 Словарь терминов НЛП 339 Под социальной инженерией я понимаю науку и искусство направления энергии и способностей людей на повышение их благополучия (р. 1). Производство — это, в сущности, задача инженеров; оно опирается на открытие и применение естественных законов, включая законы человеческой природы. Социальная инженерия охватывает теорию и практику — науку и искусство — всех инженерных отраслей, объединенных общей целью понимания и благополучия человечества (pp. 6—7). Задача инженерной науки — не только знать, но и знать, как (р. 11).^ Альфред Кожибски (Korzybski, 1921)Выражение признательности Никто не может дать жизнь новой работе без деятельной по­мощи множества людей. Хотя эта работа была проделана очень быстро — буквально за пару месяцев в начале 1997 г., — в основу ее легли годы и годы, посвященные теоретическому и практиче­скому изучению метапрограмм. Мы выражаем особую благодарность за поддержку следующим людям:Майкл:^ Уайаттпу Вудсмоллу, Тэду Джеймсу и Ричарду Бэндлеру, ко­торые первыми познакомили меня с метапрограммами НЛП.Черил Энн Буффа, которая самозабвенно прочитала каж­дое слово в наших первых черновиках и дала много мудрых сове­тов.Джессике Холл, моей дочери, за то, что она мирилась с моейработой на компьютере! Изобретателю электронной почты — благодаря которой Боби я стали хорошими друзьями, а также соавторами.Боб:Ричарду Спенсеру, который познакомил меня с НЛП.Джину Руни, моему первому наставнику в НЛП и вдохно­вителю.Ричарду Бэндлеру и Джону Гриндеру, без которых НЛП несуществовало бы.Тэду Джеймсу, открывшему для меня язык и понятие ли­нии времени, а также те возможности, которые эти техники пред­лагают для изменения личности.Уайагпту Вудсмоллу, который вместе с Тэдом познакомилменя с программой обучения обучающего. И, более всего, моей жене Линде, чья любовь и непрерывнаяподдержка воодушевляют меня на протяжении 32 лет нашего супру­жества и моей проповеднической деятельности.Предисловие Эта книга восполняет серьезный пробел в литературе по ней-ро-лингвистическому программированию. Метапрограммы позво­ляют нам понимать поведение людей и различия между ними. Что важнее, они открывают перед нами возможность варьировать наше поведение и способы коммуникации, чтобы более успешно рабо­тать с нашим собственным и чужим поведением и моделями мира, а также изменять их. Вероятно, метапрограммы — это величайший вклад, который НЛП внесло в понимание различий между людьми. Только поняв и оценив эти различия, мы можем начать уважать и поддержи­вать других людей, чьи модели мира резко отличаются от наших. Только поняв различия между людьми, мы можем начать работу по замене враждебности пониманием, а антагонизма — сострада­нием. Только осознав, что те или иные действия, совершаемые другим человеком, вовсе не имеют целью навредить нам, а явля­ются его фундаментальным паттерном поведения, мы можем при­ступить к замене конфликта сотрудничеством. К сожалению, до недавнего времени в НЛ П было не так много работ, посвященных этому важному вопросу. Поэтому таким впечатляющим является вклад, который авторы внесли в обсуждение данной проблемы, ле­жащей в основе НЛП. Когда я в 1981 г. начал свою подготовку в области НЛП, у меня уже имелись определенные знания относительно человеческой ти­пологии. Я получил сертификат по Индикатору типов Майерс-Бриггс и изучил эннеаграммную модель личности в Институте Арика, прежде чем прийти в НЛП. Мне очень хотелось понять, имеются ли в НЛП схожие модели личности, и я был весьма обра­дован, когда узнал, что они существуют. Впервые я услышал о метапрограммах в 1982 г. от моих на­ставников в НЛП Анне Линден и Фрэнка Стасса. Мне также по­счастливилось посещать тренинг Роджера Бейли по Профилю личности IPU. Затем, у Криса Кауэна и Дана Бека, я изучил Мо- 10 Предисловие дель ценностей Клэр Грейвз (1984). Все эти эффективные моде­ли, объясняющие сходства и различия между людьми, произвели на меня глубокое впечатление, и я использовал все имеющиеся у меня возможности, чтобы рассказать о них другим людям. Энтони Роббинс был одним из первых, кого я обучил этим моде­лям. Я встретил Тони на тренинге по моделированию у Джона Грин-дера в сентябре 1983 г. Я вовлек Тони в программу моделирования, в которой я участвовал и которая была посвящена стрелковой под­готовке в рядах американской армии. Когда мы с Тони стали друзья­ми, я обучил его всем паттернам мастера-практика НЛП, включая метапрограммы и ценности. Позже я помогал Тони проводить его первый сертификационный тренинг по НЛП (февраль 1985 г). Во время второго сертификационного тренинга (сентябрь 1985 г.) мы добавили курс мастера-профессионала. Там, в Коло­радо, где я обучал студентов метапрограммам и ценностям, я встре­тил трех своих самых старших учеников: Марвина Ока, Ричарда Дила и Тэда Джеймса. Затем в Гонолулу, Гавайи, я обучал тренин­гу практика НЛП и мастера-практика группу, в которую входили Тэд и Арди Джеймс, Марвин Ока и Ричард Дил. Вскоре все эти люди, так же как и я, вдохновились Индикатором Майерс-Бриггс, метапрограммами и моделью ценностей Грейвз. Тэд и Арди начали — с превосходными результатами — исполь­зовать метапрограммы в своем бизнесе. Как следствие, между Джей­мсами и мной возникло сотрудничество, в итоге которого появился «Перечень метапрограмм и ценностей», а также материал по ме­тапрограммам и ценностям, который был опубликован в книге «Терапия на линии времени и основа личности» (Time Line Therapy and the Basis of Personality). Моя жена Мэрилин и я посвятили по­следнее десятилетие применению метапрограмм и ценностей в биз­несе, в обучении повышению результативности и психотерапии. Мэрилин и я недавно закончили две книги: первая — «Сила чело­веческих паттернов» (People Pattern Power) — посвящена приме­нению метапрограмм в бизнесе, а вторая — применению ценнос­тей в обществе. Мне очень приятно видеть, что Майкл Холл и Боб Боденха-мер — два человека, которым я помогал в процессе учебы, — по­лучили столь же сильное впечатление от метапрограмм, что и я. Мне еще приятнее, что они прислушались к моим предупрежде­ниям: «НЛП не заканчивается на Джоне Гриндере и Ричарде Бэн-длере» и «Дальнейший прогресс в этой области зависит от всех нас». Они доказали это своей превосходной книгой.Предисловие И Авторы погрузились в изучение НЛП и метапрограмм, а так­же общей семантики и последних достижений в когнитивной пси­хологии и психотерапии. Отрадно видеть, что они не ограничива­ются областью НЛП и активно изучают его истоки в общей се­мантике, а также в других дисциплинах, которые влияют на НЛП и на его применение в реальном мире. Мне посчастливилось знать обоих авторов на протяжении не­скольких лет, и на меня произвели впечатление их честность, спо­собность к сопереживанию и преданность делу применения и рас­пространения НЛП в тех местах земного шара, куда оно еще не проникло. Это дается нелегко. Оба пошли на серьезные жертвы ради своих интересов в НЛП. Читатели очень часто полагают, что книги получаются сами собой, однако они ошибаются. Эта книга также не возникла случайно. Она родилась в результате долгой, многотрудной исследовательской и практической работы и потре­бовала больших жертв и глубокой преданности НЛП со стороны обоих авторов. За это они заслуживают нашей благодарности и признательности. Эта книга уникальна в нескольких отношениях. Во-первых, она объясняет истоки метапрограмм и помещает их в более широкий контекст человеческого развития и изменений. Во-вторых, она содержит углубленное обсуждение метапрограмм. И в-третьих, она расширяет сферу изучения и применения метапрограмм и вносит значимый новый вклад в данную область. Я кратко коснусь каж­дого из этих трех моментов. В книге подробно рассматриваются истоки и история разви­тия метапрограмм в НЛП. Авторы также заключают метапрограм­мы в ряд очень важных рамок (фреймов). В сущности, НЛП пред­полагает процесс «де-номинализации», и авторы начинают свое исследование, деноминализируя как понятие «личность», так и понятие «метапрограмма». Они выдвигают важнейшее положе­ние: метапрограммы относятся не к тому, кем являются люди, а к тому, как они функционируют. В книге дается превосходная типология метапрограмм. Людей можно классифицировать по самым разным показателям. Но со­храняется решающий вопрос: «Полезна ли данная классифика­ция?» У человека имеется от пяти до девяти блоков внимания, и при наличии 51 рассматриваемой метапрограммы легко растерять­ся. Авторы помогают нам избежать перегрузки, разделяя метапро­граммы на пять категорий (ментальную, эмоциональную, волевую, категорию внешней реакции и метакатегорию). Такой подход вносит 12 Предисловие ценный вклад в типологию самих метапрограмм и создает карту, помогающую нам сортировать эти эффективные паттерны. Авто­ры также приводят важную информацию о том, как извлекать и использовать каждую из описанной 51 метапрограммы. Крайне полезны приложения к книге, и я предлагаю читателю начать имен­но с них, поскольку они служат прекрасным руководством к текс­ту. Кроме того, они бесценны в качестве справочника по извлече­нию и использованию метапрограмм. Возможно, наиболее впечатляющая часть книги — вклад, ко­торый она делает в развитие и распространение метапрограмм. Я уже упомянул о том значимом вкладе, который авторы внесли в данную область своей новой типологией метапрограмм; кроме того, данная книга рассматривает больше метапрограмм и делает это глубже, чем любая другая книга по НЛП. Однако ее ценность этим не ограничивается. К положительным сторонам книги относятся не только широта и глубина. Возможно, ее наиболее важное отли­чие заключается в творческом проникновении авторов в вопрос метапрограмм в целом и в каждую из метапрограмм в частности. Авторы подталкивают нас и к пониманию, и к применению по­нятого на практике. И они постоянно предлагают новые пути для дальнейшего исследования и изучения вопроса. Это и делает дан­ную книгу столь ценной. Она по-настоящему генеративна и по­буждает к дальнейшему развитию, истолкованию и использова­нию еще большего количества паттернов, когда мы стараемся по­нять и реализовать изложенные в ней идеи. Возможно, это и есть ее наибольшее достоинство.^ Уайатт Л. Вудсмолл, доктор философииВведение Люди — не существительные, а процессы.Ричард Саймоне, 1997 «Я сдаюсь, я просто не могу его понять!" «Почему она ведет себя подобным образом? Нужно быть пси­хологом, чтобы это понять». «Почему мой начальник так скрытничает по поводу новых рас­поряжений? В эти дни он ведет себя как параноик. Я его не пони­маю». «Поди пойми ее. Когда она находится в подобном настроении, не знаешь, чего и ждать...» «Вы поступаете так потому, что хотите на мне отыграться!»^ Понять людей... мы все пытаемся это сделать. Жизнь в человече­ском обществе настоятельно требует этого, не так ли? Поэтому каждый день мы тратим массу времени, пытаясь прогнозировать действия других людей, угадывая их мотивы и намерения, осуще­ствляя нелицензированный психоанализ тех, с кем мы живем. Мы выискиваем у них устойчивые особенности темперамента. Мы читаем книги о том, как «прочитать мысли людей». Мы посещаем семинары, посвященные вопросам взаимоотношений. Мы делаем все, чтобы понять людей. Но какую пользу нам это приносит? На­сколько эффективно мы в действительности научились понимать странный и загадочный мир, в котором живет тот или иной чело­век и которому он принадлежит? Понимаете ли вы хотя бы себя? Знаю ли я собственные паттерны и процессы?За пределами «темперамента» Из этой работы вы узнаете, что мы вышли далеко за пределы всех моделей и инструментов, которые предназначены для пони­мания людей путем классификации их в соответствии с типами и темпераментом. Начиная с древних греков и их модели «четырех 14 Введение основных темпераментов» (они называли их «соками») появились сотни моделей типов личности. Многие авторы основывают вы­деление этих типов на предположении, что каждому человеку при­сущи постоянные внутренние черты, которые объясняют, «поче­му он такой-то и такой-то». Здесь вы не найдете ничего подобного. Вместо того чтобы начать с допущений о постоянных неотъем­лемых чертах, мы выбрали другую посылку. Мы предпочли до­пущение, которое Ричард Саймоне, редактор The Family Therapy Networker (март/апрель 1997), подытожил, сказав: «Люди — не существительные, а процессы». Здесь мы рассматриваем не то, чем люди «являются» в некотором абсолютном, неизменном смысле, связанном с чертами, а то, как люди функционируют. Как этот человек мыслит и проявляет эмоции? Как этот человек разговаривает, действует, ведет себя и об­щается? Какие процессы и паттерны описывают стиль сортировки (от­бора информации), присущий этому человеку? Какую ментальную операционную систему этот человек ис­пользует в процессе припоминания? Какое присущее людям операционное обеспечение (идеи,убеждения) этот человек использует в процессе мышления? Фокусируя свое внимание на том, как человек функциониру­ет с точки зрения когнитивной обработки (мышление), прояв­ления эмоций (телесная соматизация идей), языка (выражение в речи себя и других) и поведения (реакции, жесты, общение и т. д.), мы определяем не то, чем он «является», а то, как он факти­чески действует в данном контексте или ситуации. В чем цен­ность этого фокуса? Распознавая, как человек действует, мы по­лучаем возможность понять его модель мира (его ментальную парадигму), которая описывает его внутреннюю «реальность». Это обогащает наше понимание и проясняет вопрос «откуда взялся данный человек». Это также придает нам дополнительные силы. Почему? Пото­му что, зная, как функционирую я сам и как это делает кто-то дру­гой, я могу оценить и сравнить наши способы функционирования: Насколько эффективно работает данный метод мышления? Насколько мне нравится данный способ проявления эмо-ций/соматизации моих идей?Введение 15 Насколько желателен для меня данный стиль разговора ивербального выражения? Какие ресурсы предоставляет данный способ сортирующе­го поведения? Анализ подобных процессов (то есть способов сортировки ин­формации по релевантности) дает нам возможность заменить или трансформировать любой процесс, который плохо работает. Ког­да вы (мысленно) анализируете черты, объекты, то, чем «являют­ся» люди, вы мыслите и чувствуете, скорее находясь на позиции «ладно, такой уж я есть» и «я должен мириться с его поведением, поскольку такой уж он есть». Это неправильно. Здесь мы исходим из пресуппозиции, открывающей гораздо больше возможностей: «Люди — не существительные, а процес­сы». Граф Альфред Кожибски сказал, что когда вы навешиваете на человека какой-то словесный ярлык, а затем используете об­манчиво соблазнительный, но коварный глагол «есть», то создае­те зачаточную форму безумия. С лингвистической точки зрения вы используете глагол «есть» для идентификации: «Я — неудач­ник»; «Она высокомерна»; «Чего можно ожидать от сострадатель­ного либерала?»; «Коммунисты — такие-то и такие-то»; «Она бес­сердечна, поскольку симпатизирует республиканцам»; «Он — сан­гвиник»; «Они — садомазохисты». И так далее. Конечно, принятый нами подход противоречит исторически сло­жившимся философским ярлыкам, психиатрическим диагнозам (в настоящее время охватываемым DSM-IV — Диагностическим и статистическим справочником психических расстройств) и пси­хологическим типам. Однако нам кажется, что низведение людей до категории типа, черты или расстройства личности лишь мешает увидеть богатство проявлений и уникальность личности. Люди демонстрируют слиш­ком сложное поведение, чтобы мы могли так легко его категори-зировать, классифицировать и навесить на него ярлык. Кроме того, люди обычно не склонны оставаться неизменными после того, как мы облекаем их в какую-то словесную форму. Они меняются. Они растут. Они усваивают новые, иные модели функционирования — или «бытия». Люди склонны действовать по-разному в разных контекстах. Фактически большинство людей ощущают себя в разных контек- 16 Введение стах совершенно по-разному. Таким образом, мы играем различ­ные роли, надеваем на себя разные маски, мыслим и чувствуем в соответствии с контекстом или системой отсчета. Какая же модель позволяет нам принять во внимание сам кон­текст? Какая модель функционирования людей позволяет нам принять во внимание научение, развитие, рост и увеличение воз­можностей? Некоторое время назад (в 1979 г.) в ^ Psychology Today была на­печатана обзорная статья, посвященная нейро-лингвистическому программированию (НЛП). Статья называлась «Люди, которые читают людей», и в ней описывалась совершенно новая отрасль внутри когнитивно-поведенческой психологии, а также некото­рые модели и технологии, которые Бэндлер и Гриндер разработа­ли для «прочтения» людей. Позже в эту область вступили мы (MX и Б Б). Мы прошли экстенсивный тренинг и начали писать о нем. Когда позже нам попались на глаза труды друг друга, мы решили объединить работы, касавшиеся метапрограмм как способа пони­мания людей. Исследования метапрограмм (операционных ментальных про­грамм, определяющих, каким образом данный человек мыслит, проявляет эмоции и т. д.) берут начало в работах Лесли Камерон Бэндлер, которая стала сотрудничать с Ричардом. Метапрограм­мы появились, когда Лесли подготовила «учебник НЛП» (Wood-small, 1988, р. 63) и обнаружила, что иногда описанные процессы не срабатывают. В конечном итоге они с Ричардом установили, что эти «неудачи» помогают выявить исходный перечень метапро­грамм НЛП. Изначально Лесли использовала выделенные категории внут­ри контекста психотерапии, а затем Роджер Бейли и Росс Стюарт перенесли их в сферу бизнеса (Woodsmall, 1988, р. 3). Далее Вуд-смолл расширил их, объединив с личностным опросником Май-ерс-Бриггс. В результате появилась ставшая теперь классической работа Джеймса и Вудсмолла (James & Woodsmall, 1988) «Тера­пия на линии времени и основа личности». Затем Риз и Бэгли (Reese & Bagley, 1988) приложили метапрограммы к профилированию людей и к контексту продаж. Шелл Роуз-Шарве (Rose-Charvet, 1995) использовала их для выявления метапрограммного языка, который обеспечивает оптимальное влияние. Базируясь на разработанной в НЛП модели «личности» (а также на категориях общей семантики и на понятии развития в когни­тивной психологии и психологии восприятия), мы расширилиВведение 17 и дополнили представления о метапрограммах в этой подробной и исчерпывающей (на данный момент) работе. Здесь мы фокуси­руем внимание не на том, чем «являются» люди в некоторой ста­тичной, постоянной, предопределенной, неизменяемой среде, а исключительно на том, как люди функционируют. Полученная таким образом модель позволяет нам создавать такой профиль «личности» — и нашей, и других людей, — который обеспечивает возможность роста, развития, изменения и повышения возмож­ностей с учетом данного конкретного контекста. Что же из этого следует? То, что мы можем научиться откры­вать глаза, уши, обострять свои ощущения и по-настоящему ви­деть, как функционирует данный человек (то есть распознавать его способ мышления, оценки, убеждения, его воображение, эмо­ции, соматизацию, речь, реакции и т. д.). Распознавая эти процес­сы, мы начинаем понимать этого человека в данное время и в дан­ном месте. Обладая подобной информацией, мы можем затем на­учиться общаться с ним в соответствии с тем, как он действует после того, как структурировал определенным образом свое со­знание. Здесь мы сделали акцент на текущем функционировании лю­дей, не углубляясь в излишнее теоретизирование или философ­ствование о «человеческой природе». Многие захотят воспользо­ваться этой работой для самоанализа, и поэтому мы снабдили каж­дую представленную метапрограмму контрольным перечнем вопросов. Таким образом, вы можете использовать эту книгу в качестве инструмента для самопознания и самоисследования, опять же с целью определить не то, чем вы «являетесь», а то, как вы дейст­вуете. Данная модель описывает, как люди мыслят, чувствуют, действуют, воспринимают, обрабатывают информацию, реагиру­ют, ведут себя и т. д., а затем показывает нам, как мы можем пере­стать делать то, что не срабатывает, и начать делать то, что помо­гает получить желаемый результат. Здравомыслие иногда дает нам о себе знать самым простым образом! Для тех, кто-уже знаком с моделью НЛП, мы предлагаем но­вые понятия: метапрограммы, мета-метапрограммы, сортирующие метапрограммы, соответствующие нашему «состоянию сознания», сортировочную сетку для метапрограмм и многое другое. Добро пожаловать в полное приключений путешествие, где вы сможете открыть для себя и понять, как вы действуете на метауровне, ко-торый влияет на вашу повседневную жизнь! 18 ВведениеКраткий обзор НЛП Модель нейро-лингвистического программирования (НЛП) об­ращается прежде всего к «структуре субъективности», то есть опи­сывает, как мы используем свою нервную систему (неврологию и головной мозг) для создания той «модели мира», которую мы затем применяем, идя по жизни. После того как наша нервная система/головной мозг приняли информацию из окружающего мира через наши органы чувств (сен­сорные системы), мы используем эти сенсорные модальности для обработки информации («мышление») и ее сохранения («память»). Мы определяем их как репрезентативные системы (RS), с помо-щью которых мы воспроизводим для себя информацию о том, что видели, слышали, ощутили и т. д. Полный список используемых нами репрезентативных систем по сенсорным модальностям (для краткости он называется VAK) выглядит следующим образом: V — для визуальной: виды, картины, образы и т. д.; А — для аудиальной: звуки, шумы, громкость, тона и т. д.; At — аудиальная тональная: (звуки); К — для кинестетической: ощущения, чувства и т. д.; О — для обонятельной (ольфакторной): запахи; G — для вкусовой (густаторной): вкусовые качества; М — для моторной: кинестетические движения. В качестве примера попробуйте определить, какие модальности VAK вы используете, когда «думаете» о клубнике. Что «приходит вам на ум»? Картинки, запахи, вкусовые качества, осязательные ощущения или звуки? В каком порядке? Насколько конкретно вы воспроизводите информацию о клубнике в своем сознании? А как вы мысленно представляете себе тарелку с клубникой? Продолжайте фиксировать свои модальности, думая теперь о боль­шой тарелке с сочной красной клубникой, залитой холодными взбитыми сливками. Две дополнительные характеристики этих репрезентативных систем — внешняя (е) и внутренняя (') — относятся к источнику наших данных. Параметры воспроизведенная из памяти (г) и скон-струированная (с) информация показывают, каким образом по­лучена данная информация:r воспроизведенная из памяти информация c сконструированная информация {VAK);Введение 19 i внутренний источник информации (трансдеривационный поиск, TDS);е внешний источник информации (аптайм, сенсорное воспри­ятие). Мгновение назад вы, вероятно, припомнили фактический ис­торический момент времени, когда увидели тарелку с клубникой. То есть вы ввели данную информацию изнутри. Если перед вами сейчас действительно стоит тарелка с клубникой, тогда вы може­те получить сенсорную информацию в реальном времени извне. Таким образом, мы получаем первичные сенсорные системы. Бла­годаря им у нас имеются модусы (или модальности), посредством которых мы узнаем об объектах. Над этими VAK-системами мы имеем систему метарепрезентации. («Мета» означает нечто нахо­дящееся «над» или «за пределами», то есть более высокий логи­ческий уровень.) Какая система восприятия существует на этом уровне? Язык. Эта символическая система слов, предложений, фраз и т. д. позволяет нам говорить о зрительных образах, звуках и ощу­щениях, а также абстрагироваться на более высоком логическом уровне. Мы определяем данную метарепрезентативную систему так: Ad — аудиальная дигитальная (система языка, слова, разго­вор с самим собой). В предыдущих абзацах, показывая ваши референты для клуб­ники, мы постоянно использовали языковую репрезентативную систему. Само слово «клубника» функционирует в качестве яр­лыка для всего сенсорного опыта. Если бы мы воспользовались более абстрактным термином, таким как «ягода», некоторые люди и в этом случае могли бы извлечь из памяти и воспроизвести об­разы, звуки, запахи, ощущения и вкусовые качества клубники, но этот термин также вызвал бы и множество других воспоминаний. Домен, который находится ниже, или внутри, репрезентатив­ных и метарепрезентативных систем языка, относится к качествам, характеристикам и компонентам модальностей — они называются «субмодальности» (SBMD). Каждой системе присущ собственный перечень субмодальностей. Визуальные субмодальности: Локализация: близко — далеко. Размер: малый — большой.20 Введение Фокус: ясный — размытый. Структура: 3D (объемная) или 2D (плоская). Цветность: черно-белый — цветной. Внутри/снаружи: ассоциированный — диссоциированный. Движение: прерывистое (слайд) — непрерывное (кино). Очертание: контур — форма. Яркость: низкая — высокая. Контраст: сильный — слабый. Форма: панорамная — ограниченная.^ Аудиальные субмодальности: Локализация: источник, направление. Громкость: низкая — высокая. Тональность: качество, стиль. Частота: высокая — низкая. Расстояние: близко — далеко. Ритм: быстрый — медленный, плавный — неровный. Темп: медленный — быстрый. Продолжительность: короткая — длинная.^ Кинестетические субмодальности: Локализация: внутри — снаружи. Природа: тактильная — проприоцептивная. Интенсивность: низкая — высокая. Вес: малый — большой. Продолжительность: короткая — длинная. Размер области: малый — большой. Частота: частые — редкие. Форма: конфигурация. Движение: отсутствие — незначительное — интенсивное. Шероховатость: гладкий — грубый. Ритм: паттерн движения. В приведенном выше примере с клубникой субмодальности играют центральную роль в репрезентации. Чтобы убедиться в этом, попробуйте ответить на следующие вопросы, касающиеся ваших VAK-репрезентаций: Какова величина образа тарелки с клубникой, который вывидите? Где вы видите эту картинку (непосредственно перед собой,справа, слева, на расстоянии и т. д.)?Видите ли вы ее в фокусе или нет? Это объемный образ или плоская «почтовая открытка»? Видите ли вы клубнику в цвете или в черно-белом изобра­жении? Без сомнений, вы уже почувствовали, какие сдвиги происхо­дят, когда вы меняете качество своей репрезентации. У большин­ства людей черно-белая картинка с клубникой вызывает чувство, отличное от чувства, вызываемого цветной картинкой. Расстоя­ние также играет значимую роль: Если вы представляете себе та­релку с ярко-красной, сочной клубникой на большом расстоянии от вас, это, вероятно, вызывает у вас менее «реальное" или непре­одолимое ощущение, чем когда вы помещаете свою картинку на расстоянии сантиметра от вашего рта, не так ли? Когда человек формирует последовательность сильно дета­лизированных репрезентаций чего-либо, это обычно затрагивает все большую и большую часть его нервной системы. Поэтому, когда вы «включаете» все свои репрезентативные системы, так что ясно видите и ощущаете тарелку с клубникой, не начинаете ли вы чув­ствовать ее запах и даже вкус? По-видимому, субмодальности обеспечивают субструктуру на­шей субъективности — место «строительных кирпичиков» чело­веческого опыта и то место, где мы кодируем «различие, которое дает разницу» (Бейтсон). Но субмодальности делают это только потому, что фактически действуют на метауровне (см. The Structure of Excellence, Hall & Bodenhamer, 1999). Рассмотрим стратегию мотивации. Как вы побуждаете себя про­читать книгу или изучить работу, посвященную человеческой «лич­ности»? Что вы рисуете перед своим мысленным взором, что го­ворите себе, каким тоном, какие кинестетические ощущения вы испытываете, сколько раз вам приходится повторять один или несколько из этих шагов, что вы делаете во-первых, что — во-вто-рых, в-третьих и т. д.? Когда мы упорядочиваем свои репрезента­тивные системы с адекватными качествами субмодальностей, так что в результате получаем возможность совершать нечто — вста­вать утром, создавать что-то, проявлять дружелюбие, приходить в игривое настроение, осуществлять эффективную коммуникацию, заниматься бизнесом, правильно питаться и т. д., — мы использу­ем стратегию. Какую стратегию вы применяете для научения, когда читае-те? Создаете ли вы внутренние образы по мере чтения? Разгова­риваете ли вы сами с собой — повторяя слова и фразы, задавая 22 Введение вопроГлава 1^ Что мы понимаем под метапрограммами?Операционные программы, которые управляют вашими программами Ваша голова снабжена программным обеспечением!^ Неизвестный приверженец НЛП Рассмотрим ваш фрейм мышления. С каким фреймом мышле­ния вы начали читать эту книгу? Получили ли вы доступ к эффек­тивному фрейму мышления? Будет ли он помогать вам в процессе чтения, понимания, припоминания и использования данного тек­ста? Не сведет ли он на нет ваши усилия? Каждая «метапрограм­ма», которую мы описываем в этой книге, определяет широкий круг фреймов мышления. Следовательно, каждая описывает какую-то особенность сознания. Можно считать, что они способствуют вы­явлению и осознанию тех разнообразных фреймов мышления, исходя из которых мы действуем. Каждый человек, которого вы встретите сегодня, с которым вы вступите в разговор, на которого вы постараетесь повлиять или который попытается повлиять на вас, действует исходя из неко­торого фрейма мышления. Как таковая, эта «программа», которая стоит над и за конкретными словами людей (то есть является «ме-тапрограммой»), определяет их точку зрения, способ оценки, стиль мышления и эмоций, а также паттерн предпочтений и поведения. Распознание метапрограммного обеспечения, которое контроли­рует специфический фрейм мышления данного человека и управляет им, позволяет нам понять, как эффективнее осуществлять ком­муникацию и общаться с ним. Это усиливает нас: мы перестаем негодовать на фреймы мышления людей, с которыми мы общаем­ся, поскольку получаем в свое распоряжение средство эффективной работы с ними!^ Глава 1. Что мы понимаем под метапрограммами? 27Происхождение метапрограмм Домен «метапрограмм» (программного обеспечения, находя­щегося в голове человека и обусловливающего его мысли, эмо­ции и т. д.) был впервые описан Лесли Камерон Бэндлер, когда она начала сотрудничать с Ричардом. Вудсмолл говорит, что на заре истории НЛП Лесли взялась за написание «учебника НЛП» (Woodsmall, 1988, р. 63). При этом она обнаружила, что иногда процессы НЛП не работают. Почему? В итоге, благодаря подоб­ным «неудачам», они с Ричардом сумели выявить исходный пе­речень метапрограмм НЛП. (Это говорит о важной роли метапро­грамм. Они могут влиять на мощные процессы изменения!)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.