Реферат по предмету "Разное"


Cols=3 gutter=4> Типология выставок

Типология выставок Книжно-иллюстративные выставки специалисты рассматривают прежде всего как способ раскрыть наиболее актуальную часть книжного фонда, сфокусировать внимание читателей на самых значимых в настоящий момент публикациях или, наоборот, показать забытые издания, обратить внимание читателя на малоспрашиваемые разделы фонда. Научной классификации библиотечных выставок в подлинном смысле понятия не существует. Но чтобы упорядочить представление о разных вы­ставках, особенностях методики их создания, охарактеризуем их типичные разновидности. Выставки традиционного типа дифференцируют по следующим ос­нованиям: по содержательно-смысловым признакам: универсальные, отраслевыеи тематические; по типу, виду или жанру издания: книг, периодических изданий, ис­торических романов и т.п.; по времени издания документов или их поступления/возврата в биб­лиотеку: новых поступлений, возвращенных и «забытых» книг; по месту размещения: внутри- и внебиблиотечные; по конструктивным особенностям: на стеллажах, витринах, стендах,другим способом. Замечательный филолог академик В.Н.Топоров, рассматривая знаковую природу выставки как некоего текста, раскрываемого с помощью визуальных средств, подчеркивал, что мы имеем дело с ВЫ-СТАВЛЕНИЕМ, ПРЕД­СТАВЛЕНИЕМ, своеобразным спектаклем. Его не «оформляют» (привыч­ный лексический оборот, используемый библиотекарем), но проектируют, организуют, создают. За таким пониманием стоит многое. Прежде всего это означает, что выставка из разряда рядовых форм массовой работы при соблюдении определенных условий может перейти в иную модальность, стать культурным событием в жизни школы, города, района. В последние годы нашли распространение выставки, основанные на определенной идее и включающие элементы музейной экспозиции, театра, архитектурного пространства. Такие выставки называют концептуальными (они часто бывают авторскими). Концептуальные выставки реализуются как самостоятельный проект; о них сообщают местные СМИ, по ним проводят пре­зентации. Нередко к их организации привлекают другие библиотеки, местные музеи, читателей - владельцев личных книжных и других коллекций. С освоением новых информационных технологий в библиотеках появи­лись и другие экспозиции универсального характера, где взаимодействие документов происходит уже по другому признаку. Имеются в виду так на­зываемые интерактивные выставки. Они сочетают печатные документы и предметы с мультимедийными компонентами. Такая выставка обязательно подразумевает какую-либо деятельность зрителя-читателя. Существуют и другие разновидности: по условиям доступности (платные и бесплатные), источникам финансирования (бюджетные, внебюджетные). Но для детских и школьных библиотек эти последние основания диффе­ренциации не слишком актуальны. ставляющих ее имиджа1. Ведь это наглядная форма деятельности, качество которой - в отличие от многих иных направлений (комплектования, ката­логизации) - имеет возможность сразу оценить посетитель, пришедший в библиотеку или другое помещение, где экспонируют библиотечную выставку. Особенно если этот человек обладает определенной культурой чтения. Не случайно конкурс на лучшую выставку стал привычной номи­нацией в творческих состязаниях библиотекарей на профессиональных фестивалях.^ Основные функции выставок Кроме раскрытия части фонда, выставкам присущи и другие функции. Прежде всего это возможность связать воедино издания из различных разделов фонда. Например, тематическая выставка чаще всего объединяет книжный, журнальный и газетный материал, представленный в соответ­ствующих отраслевых отделах, а также по видам изданий. То есть тема­тические выставки если и не создают целостное и полное представление о теме (это нереально), то в известной мере приближаются к выполнению этой задачи. У выставок новых поступлений своя задача. Они помогают сориенти­роваться в потоке вышедших изданий, хотя, безусловно, представляют эту картину в весьма урезанном виде. Не случайно опытные библиотекари дополняют такие выставки библиографической информацией: подшивками газеты «Книжное обозрение», журналами «У книжной полки», адресами соответствующих сайтов в Интернете. Концептуальные выставки функционально приближаются к музейным экспозициям, где книга выступает одним из компонентов выставки: ее до­полняют архивные документы (или чаще всего их копии), иллюстративный, а также предметный ряд, композиции из цветов, злаков, иногда специально подобранный декор. Названные обстоятельства дают основание рассматривать авторскую библиотечную выставку как средство творческого самовыражения талант­ливого библиотекаря, библиографа, дизайнера, удостоверяющее их высокий профессионализм. Более того, в них демонстрируется умение работать в ко­манде, налаживать деловые контакты со СМИ, музеями, архивами, другими соисполнителями сложного проекта. Таким образом, можно говорить о том, что одной из важнейших функций современных выставок является создание «лица библиотеки». Выставки становятся своеобразной визитной карточкой библиотеки, одним из со-^ Особенности организации некоторых типов и видов выставокЦиклы выставок Одной из особенностей продвинутых детских и школьных библиотек становится организация циклов выставок, что позволяет более прицельно и глубоко раскрыть тему, а иногда - сложную, многоаспектную проблему. Это может быть цикл, посвященный деятелям русской культуры Серебряного века или всегда актуальной теме взаимоотношений отцов и детей. Предпола­гается, что объединенные в цикл выставки связаны не только общей темой, но и стилем оформления. Их сопровождает календарный план с указанием всех составных частей цикла, а также картотека или электронный адрес, по которому в каталоге можно найти библиографическую информацию по теме.Выставки по содержательно-смысловому признакуТематические выставки - самые распространенные в библиотеках. В их основе лежит предполагаемый или изученный интерес читателя к определенной теме. Кроме вкусов и предпочтений читателей учитывают также содержание школьной программы (включая вводимые в последние годы спецкурсы по выбору), специализацию школы, наличие профильных классов. И конечно, обосновывая выбор темы и продумывая содержание и оформление выставки, библиотекарь не забывает о воспитательных задачах детской библиотеки, соотнося раскрываемые издания с глубоким историче­ским, культурным, социально-политическим контекстом.^ Краеведческие выставки. Нередко в крупных публичных и школьных библиотеках экспонируют краеведческие выставки, которые тоже иногда1Пантюхоеа Т.В. Визитная карточка библиотеки / Т.Пантюхова.// Библиотека. — 2000. -№ 4. - С. 43-45 бывают в виде циклов. Роль краеведческих изданий в воспитании любви к родному краю вряд ли можно переоценить2. Структура цикла различна. Нередко эта разновидность тематических (а не отраслевых - поскольку краеведческие публикации обычно объединяет конкретная тема) выставок строится в соответствии с хронологическим принципом. Например, так конструируют цикл выставок по истории Москвы «Наша древняя столица», где представлены публикации о разных периодах. Другие - в соответствии с логикой развития проблемы, например: географическое положение, флора и фауна, история, развитие экономических связей, культурная жизнь и т.п. Краеведческие выставки обычно отличает максимальная полнота при отборе изданий. Здесь более широко, чем в других разновидностях выставок, представлены публикации из периодических изданий или их ксерокопии, копии архивных документов, открытки, значки и другие предметы из лич­ных коллекций.^ Юбилейные выставки. Большой удельный вес среди тематических библиотечных экспозиций имеют выставки, приуроченные к юбилею извест­ного деятеля или крупного исторического события. Библиотекари иронично называют их «датскими». Но если оценивать такие выставки всерьез, то нередко «круглая дата» — это отличная возможность привлечь внимание публики к интересной личности, событию, явлению. Данное обстоятельство учитывают крупные библиотеки, традиционно выпускающие календари знаменательных и памятных дат. Во многих дет­ских и школьных библиотеках существует постоянно действующая экспо­зиция с условным названием «Наш календарь»: издания на ней меняются в соответствии с темой выставки. Разновидностью таких экспозиций выступают выставки-персоналии. Их композиция определяется целевым и читательским назначением. Наряду с принципом «от общего к частному» (к примеру, «певец "Тихого Дона": к 100-летию со дня рождения М.А.Шолохова»), когда раскрывают сначала основные издания писателя и публикации о нем, применяют и хронологиче­скую последовательность раскрытия темы. Показывают, например, основные этапы писательской деятельности Л.Н.Толстого, «голубой» и «розовый» периоды творчества П.Пикассо.^ Монографические выставки. Среди тематических выставок выделим экспозиции монографического характера. Практикам они известны как вы­ставки одной книги (журнала, статьи). Их функции различны, а задача чаще всего - привлечь внимание к новинке и одновременно привить (расширить) интерес к теме, творчеству конкретного автора, публикациям определенного2 См., например: Матлина С. Шаги от знания - к любви: библиотечное краеведение: чужая работа или естественное развитие своей?//Библиотека в школе. — 2003. — № 19. - С.2-4 периодического издания. Отсюда и включение в структуру выставки сведе­ний об авторе работы и о других его публикациях, о предыстории создания работы, направлении и традициях, которых придерживается, например, журнал. То есть рекомендательно-библиографическое оснащение на этих выставках - одно из условий выполнения их целевого назначения. Нередко такого рода выставкам дают броские заголовки, стилистически близкие к рекламному слогану: «Об этой книге все говорят (спорят)»; «Книга с самым высоким рейтингом» или «Самая нашумевшая книга года»; «Всегда юный - всегда интересный» (к юбилею журнала «Смена»), «Самый юный патриарх отечественной журналистики» (о журнале «Вокруг света»). Ком­позиция этих выставок строится по принципу «от частного к общему».^ Рекламные выставки. Одним из вариантов тематических выставок являются экспозиции, направленные на рекламу библиотеки, раскрытие ее информационных возможностей, на освоение школьниками основ биб-лиотечно-библиографических знаний. Такие выставки отличает разное содержание. Чаще всего это показ изданий, ориентирующих читателей в ин­формационных ресурсах, включая Интернет; листовок и буклетов разных библиотек города, региона. Иногда это «показательные» экспозиции книг, испорченных детьми, или наоборот, «вылеченных» ими в «Книжкиной боль­нице». Сюда также можно отнести постоянные или временные экспозиции публикаций об истории создания своей библиотеки, показ ее раритетов, иллюстративных и графических материалов об этапах развития, отзывы почетных гостей и читателей. В последние годы такие выставки разрабатывают как ведущий элемент мини-музея об истории своей библиотеки. В витрину помещают, например, пишущую машинку «Ундервуд», на которой в 30-е годы прошлого века печатали каталожные карточки; пожелтевшие от времени книги инвентар­ного учета; письма читателей с фронта и, конечно же, старые черно-белые фотографии, позволяющие ощутить особую достоверность экспозиции. Например, визуальным центром выставки об истории столичной библио­теки им. А.П.Чехова стала гитара с автографом Б.Ш.Окуджавы — писатель с особой нежностью относился к «Чеховке», неоднократно выступал здесь с конца 50-х годов.Выставки по жанрово-типологическому признаку Другая разновидность библиотечных выставок создается исходя из типа или жанра издания. В экспозицию отбирают издания одного типа. В про­фессиональных представлениях библиотекарей эта разновидность связана прежде всего с выставками текущих периодических изданий, а также одного журнала.^ Выставка одного журнала/газеты. Выставка одного журнала по своим функциональным особенностям приближается к тематической. Недаром выше мы упоминали о ней, говоря о выставках монографического характера. Ее цель — раскрыть содержание журнала «крупным планом». (Иногда эти выставки именно так и называют: «Журнал... крупным планом».) Такие выставки открывают публикации о данном периодическом издании общего, проблемного характера, затем раскрывают содержание его отдельных, наи­более интересных рубрик. Например, посвящая выставку журналу «Смена», библиотекарь не обойдет вниманием опубликованные в последние годы остросюжетные романы, детективный рассказ и т.п. В некоторых случаях содержание выставки расширяют за счет публикаций сведений о постоянных авторах журнала, а также отдельных изданий их произведений.Газеты - в отличие от журналов - на библиотечных выставках ста­раются не экспонировать. Газетная бумага - непрочный материал, быстро выгорающий даже при не слишком ярком освещении, ломкий и хрупкий. К тому же детям с дефектами зрения, в равной степени, как и взрослым, непросто прочитать удаленный от глаз на полметра и более мелкий га-зетный шрифт. Предпочтительнее привлекать внимание к отдельным га­зетным публикациям, выставляя их ксерокопии с увеличенным шрифтом. Их желательно закрепить с помощью паспарту. Особо важные публикации оформляют в рамки и после экспонирования сохраняют в рабочем архиве библиотекаря. Для ориентации в наиболее интересных публикациях из свежих номеров газет обычно используют стенды, функционально примыкающие к вы-ставкам. В одних случаях на них экспонируют сами публикации (точнее, их ксерокопии), которые подобраны в определенной системе. Например, «Мир за неделю» или «Легко ли быть молодым?». В других - библиотеки размещают на стенде планшеты-карманы с названиями журналов и газет. В планшеты вкладывают карточки с аналитически расписанными статьями из свежих номеров. По истечении времени карточки вливают в систематическую картотеку статей. Электронный каталог дает основание покончить с привычными страхами библиотекаря за судьбу представленных на стенде карточек.^ Жанровые выставки. Жанровые выставки, ориентирующие читателя в столь близких его сердцу исторических детективах или остросюжетных повестях, «дамском романе» или приключенческой книге, позволяют рас­ширить круг привычного чтения. По своим методическим особенностям эти выставки близки к жанровым стеллажам, постоянно действующим в фонде свободного доступа. Нередко библиотекарь сознательно «раздвигает» гра­ницы жанра, представляя в экспозиции добротные издания, лишь внешне напоминающие легкое, развлекательное чтение. Для этого ему нужно хоро­шо ориентироваться в литературе, следить за новинками и рекомендациями авторитетных литературно-критических изданий. Методика подготовки жанровых выставок функционально близка к тематическим.Выставки по временному признаку Третью группу выставок объединяет признак времени издания докумен­тов и их поступления/возврата в библиотеку.^ Новые поступления. В первую очередь вспомним популярные экс­позиции новинок. Сложилось мнение, что выставки новых поступлений формируют, не обращая внимания на содержательную сторону. Однако это не так. Безусловно, главный признак отбора - новизна. Но при этом со­труднику библиотеки, тем более детской или школьной, небезразлично, на каких книгах он акцентирует внимание читателей. Содержательная оценка и в данном случае имеет место. Это находит про­явление в композиции выставок. Если в крупных, чаще всего универсальных научных, новинки размещают по таблицам ББК (здесь и поступлений много, и читатели, как правило, предпочитают «прицельно» знакомиться с издания­ми из конкретных отраслевых отделов фонда), то в небольших библиотеках книги располагают по-разному. Иногда - по значимости, помещая на первое место наиболее важные, с точки зрения библиотекаря, издания. Правомерен вариант, когда преобладают эстетические мотивы, чтобы соз­дать благоприятно воспринимаемый визуальный ряд, уйти от монотонности, неизбежной при экспонировании книг на неглубоких полках «выставочных» стеллажей. При этом опытный сотрудник все-таки старается выделить отдельные издания по содержательному признаку: с помощью ярких закла­док, кратких аннотаций или просто разместив ту или иную книгу в центре выставки с направленным светом, дифференцированным использованием иллюстраций, держателя-подставки, цветного задника. Есть и другой вариант, как бы «новое наоборот»: выставка книг, которые очень долго были на руках у читателей и наконец вернулись.^ Хронологические выставки. Их обычно организуют к юбилею библио­теки, школы, города, желая показать редко используемые части фонда, в том числе раритетные, ценные издания. Иногда цель такой выставки уточняется за счет желания использовать книгу как фактор связей между поколения­ми - «Их читали наши родители/бабушки и дедушки», или привить любовь к классической книжной графике — «Вглядись в чуть пожелтевший книж­ный лист...» (примеры взяты из практики детских библиотек). Композиционно такие выставки строят по принципу «от общего к част­ному»: сначала раскрывают издания по проблеме в целом. Применительнок первому примеру это публикации о роли чтения в жизни человека («Эта книга определила мою судьбу», «Я собирал книги - книги собрали меня»), а уже затем довоенные и послевоенные издания, оказавшие влияние на жизнь нескольких поколений. Во втором случае выставку открывают издания об искусстве книжной иллюстрации. Этот ряд дополнен книгами-воспомина­ниями замечательных художников, оставивших свой след в данном жанре: А.Бенуа, М.Добужинского, В.Конашевича и др.Выставки по территориальному признаку Выставки, дифференцируемые по месту размещения, делят на внутри-библиотечные (включая внутприполочные — в фонде свободного доступа) и те, которые проектируют в библиотеке, но экспонируют за ее пределами. Первые составляют абсолютное большинство. В дополнение к сказанному отметим, что их целевое и читательское назначение определяют доста­точно жесткий отбор изданий и мобильность (частая сменяемость). Они невелики по объему (5-6 названий) и по продолжительности (7-10 дней). За отдельными исключениями внутриполочные выставки отражают книги из одного-двух отраслевых отделов, а также публикации из журналов. Ор­ганизуют их как отдельные экспозиции по актуальным темам, а также под постоянными рубриками: «Календарь знаменательных дат», «За страницами твоего учебника», «Писатели-земляки» и др. Методика выставок, организуемых за пределами библиотеки, требует особого внимания. Ведь такие выставки выступают своеобразным средст­вом рекламы наших ресурсов. Они динамичны по своей композиции, чаще всего посвящены острой, вызывающей всеобщий интерес теме. Следует тщательно продумывать их заголовки, а также оформление, предусматривать комфортные условия для ознакомления с экспозицией (освещение, удоб­ные подходы и др.). Поскольку библиотекарь не всегда может обеспечить дежурство у такой выставки, лучше экспонировать материалы в закрытой стеклянной витрине или делать их краткосрочными. Опыт показывает, что и школьные библиотеки с успехом организуют подобные выставки, особенно если школа позиционирует себя как культурный центр района, поселка. В зарубежной практике выездные выставки школьных библиотек весьма распространены.Концептуальные выставки К таким выставкам - и музейного типа, и мультимедийным - аудитория по понятным причинам предъявляет повышенные эстетические требования. Изначально предполагается, что данные экспозиции читатели (посетители) будут внимательно рассматривать. Имеются в виду не только экспонаты, но и их визуальная взаимозависимость, сочетания цветовой гаммы, фактуры, уровня освещенности. Оценивают также возможность подойти к столам, витринам или стенду, взять в руки или сфотографировать документы, пе­реписать понравившуюся музыку или видеофильм и др. Будучи частью комплексной программы - литературно-музыкального вечера, Недели детской книги, Дня знаний или города и т.п., концептуаль­ные книжные выставки обеспечивают более действенное, чем в обычной ситуации, сочетание визуальной и вербальной рекомендаций. Это позволяет реализовать достаточно глубокое приобщение человека, выступающего од­новременно в разных ролях — читателя, зрителя, слушателя - к культурным ценностям. Наиболее известный пример - Декабрьские вечера, ежегодно проводимые в столичном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пуш­кина. Книжно-иллюстративная выставка с предметной составляющей выступает здесь на равных с экспозицией произведений изобразительного искусства и музыкальными концертами. Можно конструировать выставку, в частности, используя метод ассоциа­ций. Допустим, раскрывают работы конкретного поэта, плюс творчество близких ему по художественному методу, стилю композитора, художника, артиста. Это также могут быть публикации о мастерах культуры, связан­ных совместной деятельностью. Приведем примеры таких ассоциативных «цепочек»: В.В.Маяковский - В.Э.Мейерхольд, Д.Д.Шостакович - А.М.Родченко, А.С.Пушкин - М.П.Мусоргский - Ф.И.Шаляпин, испол­нитель роли Б.Годунова. Для того чтобы «выстроить» такие «цепочки», следует внимательно изучить творчество человека, которому мы посвящаем выставку, концептуально осмыслить ее содержание. Выставка может строиться и на контрасте, что, как показывает опыт, повышает к ней внимание читателей. Композиционно такую выставку конструируют как дискуссию: одна ее половина представляет позитивные отклики о книге, событии, явлении, другая - негативные. На дискуссион­ный характер выставки читателю указывает прежде всего формулировка ее названия. Допустим, «Школьная реформа: рго еt соntrа» или «Кто прав в оценке книги...?».Книжные развалы Отдельное место в различных классификациях выставок занимают функ­ционально близкие к ним книжные развалы. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около кафедры выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда. На первый взгляд развалы бессистемны: нет определенной последова­тельности, отсутствует характеристика изданий, то есть ярко выраженная в других формах заданность библиотечной рекомендации. Именно это, как показали исследования, и привлекает читателей, особенно тех, кто не слишком доверяет библиотечной рекомендации или не знает, что выбрать (так называемый «неопределенный спрос»). И тех и других среди подрост­ков-максималистов предостаточно. Развалы важны тем, что создают ситуацию свободного выбора: сраба­тывает эффект доверия к тем, кто прочитал книгу раньше («Если другие взяли, прочитали, значит - хорошая книга»). Опытный библиотекарь умело пользуется этим эффектом косвенной рекомендации, по-своему упорядочи­вая кажущееся хаотичным нагромождение книг. Во-первых, подкладывает сюда хорошие, но малознакомые или по другим причинам недооцененные читателем издания. Во-вторых, выявляет таким вот образом читательские предпочтения (в дополнение к другим, «прямым» методам), использует полученные сведения в дальнейшей работе. Развалы озаглавливают определенным образом. Вместо безликой форму­лы «Книги, сданные читателями» появляются эмоционально приподнятые, энергичные формулировки, побуждающие к действию. Например, «Книга, которая мне понравилась» или «Прочитал - понравилась - советую другим» (примеры взяты из практики публичных библиотек). А некоторые детские и школьные библиотеки, как и много лет назад, работают с чита­тельскими отзывами о прочитанном; сопровождают ими книжно-иллюст­ративные выставки; организуют публичные обсуждения рецензий детей, кружки и семинары юных литературных критиков; проводят творческие конкурсы на лучший отзыв. Книжными развалами, т.е. косвенной рекомендацией, по сути являются и экспозиции типа «Для тех, кто торопится», «В тихий субботний вечер...», «Почему нас забыли?» (о незаслуженно забытых книгах). Их обычно раз­мещают вблизи столов выдачи.^ Оформление выставок Рассмотрев общее и особенное в методике подготовки библиотечных выставок, обратимся к их оформлению. Казалось бы, трудно ли разместить заранее отобранные книги, иллюстрации и конкретные предметы на выста­вочной полке или в витрине? На самом деле, если во главу угла поставить учет особенностей визуального восприятия экспозиции, то знать их необ­ходимо. В зависимости от ряда обстоятельств - угла зрения, оформления задника или его отсутствия, освещения и тому подобного - книга может быть «увидена» или не замечена вовсе. Следует знать, что многоаспектные книжно-иллюстративные выставки рассчитаны на восприятие с небольшого расстояния. Близкие к читателю (зрителю) части экспозиции предполагают меньшие величины изображений, чем дальние, которые расположены выше уровня глаз. Последние требуют крупных иллюстраций, ярких красок и кратких текстов. Помимо использования уже названных способов, хорошо маркировать отдельные книги с помощью цветных закладок (например, с надписями: «Это интересно», «Твой помощник в учебе», «100 страниц о любви» и т.п.), аннотаций, держателей-подставок. Имеются и другие способы обратить внимание на конкретную книгу. Об одном из них можно найти упоминание в работах замечательного русского философа и ученого П.А.Флоренского3. Нужно развернуть книгу под определенным углом. Тем более если речь идет о книге с иллюстрированной обложкой. Таких в современной детской или школьной библиотеке большинство. По замечанию Флоренского, книгу с прямым изображением лица или фигуры целесообразно поставить под углом в три четверти. Такой поворот как бы приближает изображаемое лицо к зрителю, воплощает человечность, а на женских и детских портретах создает ощущение особой теплоты, интим­ности. Соответственно, книгу с рисунком на обложке, где уже использован упоминаемый поворот, следует поставить прямо. Особенности визуального восприятия прямого поворота организатор вы­ставки использует тогда, когда хочет передать читателю (зрителю) ощущение цельности, силы героя книги и/или иллюстрации. Изображение в профиль, по Флоренскому, также отражает силу, но при этом ассоциируется с боль­шей выразительностью и четкостью. При этом мы не просто продвигаем то или иное литературное произведение, но вместе с автором иллюстрации создаем «образ книги» и образы ее героев, помогаем посетителям выставки воспринять их судьбу как реальный факт культуры или истории. Представленный вместе с книгой предметный ряд по-своему под­тверждает эту реальность. На краеведческих выставках стало традицией представлять подлинные предметы труда и быта, декоративно-прикладного искусства жителей данной местности. Важную смысловую нагрузку несут к макеты, модели (иногда движущиеся) изделий, военных орудий, фигурки игрушечных солдатиков. Чтобы разместить такую насыщенную экспонатами выставку, к стеллажу с книжно-иллюстративным рядом приставляют стол или витринку. Тогда экспозиция получается в двух плоскостях. В последние годы детские и школьные библиотеки все чаще делают предметы смысловым центром экспозиций. Демонстрируют, например,3^ Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразитель­ных произведениях. - М. : Прогресс, 1993. - С. 171-175.старинные куклы - на фоне фотографий из семейных альбомов, открыток с видами городов дореволюционной России, а также книг по истории дворян­ской культуры и быта. А вот в Удмуртском республиканском библиотечно-культурном комплексе для детей и юношества выставка «Шляпы, шапки, шапочки» была оформлена работами детей. Модели головных уборов ребята изготовили из соломки, ватмана, ткани под руководством профессиональных дизайнеров, ведущих в библиотеке художественный кружок. Предметы были представлены в окружении литературы по истории костюма, в том числе национального удмуртского. Обращая Внимание на цветовую гамму экспонируемого иллюстратив­ного материала, желательно избегать пестроты, создающей ощущение дискомфорта, препятствующей выбору книги. При оформлении выставок и стендов также не стоит злоупотреблять использованием разных декора­тивных шрифтов, различных цветов при написании слова или фразы. Это нарушает целостность визуального восприятия. Цветовая гамма должна соотноситься с проблематикой выставки, местом ее размещения, (напротив окна, в углу, рядом с отопительными приборами и т.п.), временем года и, конечно же, освещением. Ведь некоторые цвета воспринимаются как вы­ступающие - теплые (красно-оранжевые), а другие как отступающие - хо­лодные (зелено-синие). Освещение выставок - один из самых больных вопросов их оформ­ления. Не надеясь на естественный свет (в большинстве регионов России зима длится около полугода), библиотеки используют различные средства искусственного освещения. Размещаемые с помощью специальных гиб­ких кронштейнов на стеллажах и в витринах, лампы-фары меняют угол отражения. Это позволяет не только направленно освещать экспозицию с разных точек, но и при необходимости играть светом, благодаря чему от­дельные книги, иллюстрации и предметы оказываются в фокусе внимания читателя/зрителя. Такая игра светом также дает возможность использовать кинематографические приемы «крупного плана» и «глубинной экспозиции», создает эффект объемности. Одно из главных условий эффективности выставки — соразмерность представленных на ней книг, предметов и иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают лаконичными средствами, не перегружая количественно, расставляя эмоциональные ак­центы, например, с помощью подсветки, вазы, цветка или букета, колосьев, а также драпировки. Именно эти неявные средства коммуникации, связанные с подсознанием, создают своеобразный контекст визуального сообщения. По данным психологов, на него приходится 80% воспринимаемой человеком информации.Таким образом, создание выставок - даже вполне традиционных их раз­новидностей - как будто бы освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти компоненты образуют понятие «профессиональное мастерство».^ Авторские выставки Мы уже упоминали об авторских выставках, предопределивших бурное инновационное развитие этого направления библиотечной деятельности. «Нестандартная» выставка - это отступление от общепринятых правил, нетривиальный, личностно окрашенный взгляд на цели экспонирования и способы их достижения. То есть это продукт творчества, у которого всегда есть конкретный автор идеи, концепции, оригинального оформления. Имен­но поэтому мы называем эти выставки авторскими. Рассмотрим некоторые виды таких выставок.^ Выставка одной иллюстрации. Иногда достаточно немного изменить хорошо известную методику. Например, вместо выставки одной книги или статьи в качестве смыслового и визуального центра выбирают не книгу, а иллюстрацию, таким образом привлекая внимание читателя к публика­циям, с ней связанным. Иногда эта связь может быть и не совсем прямой. Так возникает выставка одной иллюстрации. Например, на выставке «.. .Красоту Боровиковский спас» представляют репродукцию портрета красавицы М.Лопухиной и публикации о ней (а не о картине, не о художнике). Или демонстрируют знаменитую работу Ф.Ро-котова - портрет А.П. Струйской - под заголовком «Любите живопись, поэты...». Эта выставка дает возможность наряду с текстом стихотворения Н.Заболоцкого экспонировать материалы о романтической предыстории создания портрета, а также о владельце одной из лучших типографий Ев­ропы конца XVIII в. Н.Е.Струйском, трагической судьбе его внебрачного сына, поэта А.Полежаева.Выставка-концепция. Практики, изучавшие многообразие нестандарт­ных выставок, на одно из первых мест ставят концептуальные выставки, их иногда называют выставки-размышления. Будучи разновидностью тема­тических, они содержательно могут быть названы проблемными. Одна из них, созданная коллегами из Ивановской областной библиотеки для детей и юношества, была описана в пособии «Привлекательная библиотека»4.4^ Матпина С.Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама : практическое по­собие. - Изд. 2-е, доп. и перераб. / С.Г.Матлина. - М: Либерея, 2000. - С. 89-90.Выставка «Аршином общим не измерить...», представленная в чи­тальном зале «Юность», была посвящена юбилею А.С.Пушкина. Автору концепции - заведующей читальным залом - было важно донести до посетителей мысли гениального автора «Капитанской дочки», «Бориса Годунова» и «Истории Пугачева» о «бессмысленном и беспощадном» русском бунте. К этим произведениям А.С.Пушкина на выставке логи­чески примыкали «Бесы» Ф.М.Достоевского, «Двенадцать» А.А.Блока, «Белая гвардия» М.А.Булгакова и другие книги, включая сочинения наших современников. Помимо прицельного отбора литературных произведений, авторы выставки строго рассчитали время ее проведе­ния — период подготовки старшеклассников к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузах. Выставка-концепция, как и многие другие разновидности нестандартных выставок, обычно является плодом творчества сразу нескольких человек: автора идеи (проекта), библиографа, художника-оформителя (дизайнера). Экспонируют ее на протяжении одного-полутора месяцев. Если она гото­вится в публичной библиотеке или школьная планирует привлечь внимание к ней «внешних» читателей, то о ее проведении широко оповещают насе­ление через местные СМИ, через рекламу в школах, домах культуры и др. Обязательным элементом такой выставки является указание всех авторов, что, по данным исследований, повышает статус сотрудников библиотеки в глазах пользователей и к тому же стимулирует чувство ответственности создателей экспозиции.Выставка-настроение. Рядом с выставкой-размышлением в один смы­словой ряд можно поставить и выставку-настроение. В ней также ярко выражено личностное начало спроектировавшего ее автора-библиотекаря, но при этом превалирует эмоциональная составляющая. В качестве примера . назовем выставку цветных фотографий «Архитектура осени». Ее сопро­вождали поздние цветы в напольных керамических вазах, ветки красной рябины и желтого клена, которые гармонично взаимодействовали с фото­иллюстрац


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.