Реферат по предмету "Разное"


Cols=2 gutter=483> удк 316. 6 Ббк 88. 5 С 69

УДК 316.6 ББК 88.5 С 69 «Аспект Пресс», 2002 Авторы: Т. Л. Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк. Т. Ю. Базаров, Е. П. Белинская, И. Б. Бовина, Н. Н. Богомолова. Л. Я. Гозман, А. И. Донцов, Е. М. Дубовская, Ю. М. Жуков, С. А. Липатов, О. Т. Мельникова, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева, Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая, Т. В. Фоломеева, Ю. Э. Ширков Рецензенты: доктор психологических наук, проф. Р. Л. Кричевский; доктор психологических наук, проф. А. И. Подольский С ^ 69Социальная психология в современном мире УДК 316.6 ББК 88.5ISBN 5-7567-0272-5 Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ruНастоящая работа выполнена коллективом сотрудников кафедры соци­альной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. На про­тяжении 30 лет своего существования кафедра ведет преподавание социаль­ной психологии, предлагая студентам не только общий курс по этой дисцип­лине, но и многочисленные спецкурсы, посвященные отдельным разделам науки. Учебники и учебные пособия по этим курсам неоднократно публико­вались и известны студентам многих учебных заведений страны. Вместе с тем на кафедре на протяжении всех этих лет велись многочисленные научные исследования, объединенные общими методологическими установками и оп­ределенным направлением проблематики. Все это позволяет судить о сложив­шемся научном и педагогическом коллективе, который способен заявить о собственной позиции в науке.Два обстоятельства стимулируют опубликование результатов деятельнос­ти именно в данный момент. Во-первых, тридцатилетний «юбилей», отмечае­мый кафедрой, — самое время для подведения итогов. Мы можем обобщить опыт, накопленный в обучении студентов, получая от них обратную связь, касающуюся не только качества преподавания, но и точности избранной стра­тегии подготовки специалистов, востребованных общественной практикой. Во-вторых, своеобразный «рубеж», который перешагивает сама наука социальная психология при переходе общества из XX в XXI в. Как и многие другие дисцип­лины, связанные с анализом социальных реалий, социальная психология не может не «реагировать» на те изменения, которые происходят в самом пред­мете ее исследований. Движение, направленное на поиск новых парадигм и методов исследования, характеризует сегодня ситуацию во всей мировой со­циальной психологии; особенно значимы эти поиски в условиях нашей стра­ны, где уровень и темп социальных изменений бросают своеобразный вызов всем наукам, исследующим общество в его различных проявлениях.Руководствуясь этими двумя соображениями, мы и решили предложить читателю настоящую работу. Ее жанр довольно трудно определить: это не на­учная монография, не учебник и даже не учебное пособие, которое традици­онно отнесено к определенному спецкурсу. Вместе с тем мы полагаем, что представленный материал может быть полезен студентам, специализирую­щимся по социальной психологии и просто интересующимся этой наукой, а также научным сотрудникам и молодым преподавателям, работающим в дан­ной области и смежных дисциплинах. Работа в сжатом и концентрированном виде обозначает именно сегодняшние проблемы социальной психологии, что послужит дополнением к имеющимся учебникам и учебным пособиям. Воз­можно, уместно обозначить жанр предлагаемой работы как учебное пособие для студентов специализации.В структуре книги выделяются три части:Методологическая саморефлексия науки на рубеже вековТрадиционные проблемы и новые подходы.Поиск новых стратегий в практических приложениях. 3 Каждая из этих частей связана с ситуацией, характерной не только для современного российского общества, но вообще для современного мира. Со­циальные изменения на рубеже столетия и тысячелетия носят глобальный характер, поэтому возникшие новые проблемы актуальны и для мировой со­циальной психологии. Именно этот смысл мы вкладываем в понятие соци­альная психология в современном мире. Новизна проблематики не отменяет, естественно, фундаментальных разработок, осуществленных наукой на про­тяжении ее истории: полемика вокруг соотношения универсальных законов, касающихся механизмов социального поведения и их реализации в опреде­ленном социальном контексте, не означает отказа от традиционных проблем и подходов в системе социально-психологического знания. В более широком плане речь идет о соотношении фундаментальной науки и ее прикладных аспектов: фундаментальные исследования вообще в меньшей степени «откли­каются» непосредственно на новые проявления объекта. Более того, вряд ли чрезмерно поспешный отклик на практические запросы есть безусловное до­стоинство науки. Поэтому учебники, предлагающие свод традиционных про­блем, сформулированных на основе фундаментального знания, ни в коей мере не утрачивают своего значения, но требуют лишь периодического на­полнения их содержания так называемым «новым материалом». Именно эта задача и стоит перед авторами предлагаемого издания. Три выделенные в книге части, как нам представляется, помогут читате­лю полнее представить себе возможности социальной психологии как науч­ной дисциплины, ее существования в ситуации радикальных преобразова­ний, осуществляемых на рубеже XX и XXI столетий. Эти части в целом соот­ветствуют традиционной логике изложения курса социальной психологии: первая связана с пониманием предмета, методов и истории дисциплины; вторая предполагает освещение проблем, относящихся к исследованию закономер­ностей общения и взаимодействия людей, к изучению психологии больших и малых социальных групп, а также личности; наконец, третья часть сопостави­ма с разделами, посвященными практическим приложениям социальной пси­хологии. Для удобства читателей каждой из названных частей мы предпосыла­ем небольшое введение, назначение которого — более четко зафиксировать логику отбора соответствующего материала. Не только написание предлагаемого текста, но и сама разработка обсуж­даемых тем была бы невозможна без постоянного общения с нашими студен­тами, без их порою «каверзных» вопросов и суждений, заставляющих посто­янно искать и находить решения новых проблем. Поэтому многие поколения студентов, слушавших наши лекции и писавших под нашим руководством свои курсовые и дипломные работы, являются в действительности соавтора­ми данного учебного пособия. Мы искренне признательны всем, кто у нас учился, и, в частности, тем, кто ушел после окончания университета «в прак­тику» и участвует в постановке проблем, связанных непосредственно с воз­можностями прикладного использования социальной психологии в новых условиях. Мы также благодарим аспирантов кафедры и наших коллег с других кафедр факультета психологии, в дискуссиях с которыми мы лишний раз задумывались о судьбе нашей дисциплины. Часть IМЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ^ САМОРЕФЛЕКСИЯ НАУКИНА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ Авторы Методологическая саморефлексия науки — достаточно распро­страненное движение в самых различных дисциплинах, развившееся во второй половине XX в. Его содержание — анализ возможностей науки, ее стратегий, методов, теоретических построений, выполня­емых самими исследователями. В общем науковедении проблема час­то описывается как анализ сменяющих друг друга парадигм. В соци­альной психологии проблема смены парадигм, поиска новой пара­дигмы встает особенно остро, что продиктовано дискуссией о будущем науки в связи с социальной ситуацией, сложившейся в мире, обус­ловленной, в частности, бурными социальными изменениями. Спо­собна ли социальная психология в ее традиционных парадигмах пред­ложить адекватные стратегии и методы для изучения новой социаль­ной реальности? Если нет, то что может быть предложено нового, чтобы это был не «взрыв» старых традиций, а их обновление, свое­образная ревизия? Иными словами, речь в данном случае идет о том, как социальная психология оценивает свои собственные возможнос­ти и перспективы развития в новом столетии, когда радикально из­меняются практически все стороны социального организма, а поня­тие «социальные изменения» становится ключевым во всей системе обществоведения. Таким образом, «внутренний» анализ дисциплины, размышле­ния ее представителей о том, что «может» или что «должна» сделать социальная психология, каким представляется ее статус в обществе, чтобы успешно решать новые задачи, становится настоятельной не­обходимостью. Этот анализ требует также и сопоставления новых под­ходов, разрабатываемых в отечественной социальной психологии, с общим движением в мировой науке. В первой части книги обсужда­ются именно эти вопросы, сконцентрированные в следующих гла­вах: Общие поиски новой парадигмы в социальной психологии. Рост влияния факторов культуры в исследованиях. Эволюция взглядов в изучении личности. Легко увидеть, что каждый из названных вопросов имеет ярко выраженный принципиальный характер, а все вместе они могут представлять основные вехи саморефлексии социальной психоло- гии. Вместе с тем предложенные главы в общем соответствуют тра-7 диционному введению в дисциплину, предлагаемому в любом учеб­нике: они касаются характеристики предмета науки, важных этапов ее истории, методологических принципов. По каждому из указанных вопросов предлагаются новые повороты, порожденные как внутрен­ней логикой развития социальной психологии, так и социальной ситуацией, складывающейся в мире на рубеже не только столетия, но и тысячелетия. Взаимосвязь традиционных подходов и вызовов, предложенных «новыми реалиями», поможет всем, кто изучает со­циальную психологию, глубже понять внутреннюю природу этой дис­циплины.^ В ПОИСКАХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ: ТРАДИЦИИ И СТАРТЫ XXI в. Общепризнанным является тот факт, что социальная психология — дитя XX столетия. Трудный период ее выделения в самостоятельную научную дисциплину во второй половине XIX в. был лишь предысто­рией. Реальная же жизнь и судьба науки связаны, конечно, с веком минувшим. Можно спорить по вопросу о том, в какой степени эпоха вообще способна накладывать какой-то отпечаток на образ научной дисциплины. Вероятно, для разных наук верным будет различное ре­шение этой проблемы. Но, что касается дисциплин, связанных с изу­чением человека и общества, по-видимому, нет сомнения в том, что тип и характер общественных процессов в определенной степени дик­туют направление исследований. Для социальной психологии наличие такой постановки вопроса стало сегодня весьма актуальным, и не случайно в мировой литературе все чаще и чаще ставится проблема необходимости глобальных изменений в теоретических подходах, ин­новаций в методологии и стратегиях. В самом деле, весь накопленный на протяжении века опыт, все теоретические и экспериментальные разработки в разных разделах социальной психологии так или иначе апеллировали к более или ме­нее стабильному обществу, хотя история XX столетия и изобиловала многочисленными социальными потрясениями. Разные разделы об­ществоведения фиксировали эти факты: например, социология уже в середине столетия предложила дискуссию о соотношении «парадиг­мы соответствия» и «парадигмы изменения», причем последняя рас­сматривалась именно как новая парадигма [Штомпка, 1996]. В соци­альной психологии, тем не менее, достаточно долго удерживалась идея определенной незыблемости законов социального поведения, адек­ватного стабильному обществу. Такая переменная, как «стабильность — нестабильность», вообще не фигурировала в исследованиях на про­тяжении длительного времени. По-видимому, свое влияние на этот процесс оказало «американское» происхождение социальной психо­логии XX столетия. Вообще вопрос о взаимоотношении американской и европейской традиций в социальной психологии XX в. сегодня, на старте нового 9 тысячелетия, заслуживает особого внимания. Так, в частности, лишь относительно недавно, преимущественно в работах европейских ав­торов была поднята проблема недопустимого игнорирования соци­альной психологией социальных изменений, что было прямым след­ствием требования в большей степени учитывать социальный кон­текст, чем это было традиционно принято в американском «варианте» социально-психологического знания. Заметный вклад в развитие этой идеи был, как известно, внесен создателями и лидерами Европей­ской Ассоциации Экспериментальной Социальной Психологии (ЕАЭСП), возникшей лишь после Второй мировой войны, т.е. во вто­рой половине XX в. Именно это событие можно считать примечательной вехой в раз­витии так называемой «критической» ориентации социальной психо­логии, которая и служит преддверием существенных изменений в са­мом «строе» дисциплины. На фоне общего требования большего учета социального контекста в социально-психологических исследованиях одной из наиболее существенных характеристик этой новой ориента­ции является принятие идеи социальных изменений как одной из цен­тральных в методологии. Окончательному оформлению и развитию этой идеи предшество­вал довольно длительный период, продолжавшийся на протяжении второй половины XX в., когда общей оценке было подвергнуто со­стояние социально-психологического знания, которая включала в себя две основные задачи: с одной стороны, детальный анализ достигну­тых результатов, добытых в значительной мере усилиями американ­ской традиции; с другой — критику ряда исходных методологических принципов, свойственных этой традиции, и поиск новых подходов. Решение первой задачи предполагало своеобразную «инвентаризацию» достижений и просчетов почти векового развития дисциплины, ре­шение второй — прогноз ее существования в наступившем веке. Уже при решении первой задачи явственно обозначились два под­хода: самоанализ американской традиции и анализ ее глазами евро­пейских коллег. Даже в ранних работах американских исследователей вопрос о происхождения современной научной социальной психоло­гии наталкивался на болезненную оценку соотносительного вклада той и другой традиций. Г. Олпорт еще в работе 1954 г. писал: «В то время как корни социальной психологии лежат в интеллектуальной почве общей западной традиции, ее современное процветание рас­сматривается как характерный американский феномен» [Allport, 1954. Р. 3—4]. Еще более подробно и тщательно этот вопрос исследуется в ряде европейских работ [Jaspars, 1980; Farr, 1996; Graumann, 1996]. Общепризнанным является огромный позитивный результат, ко­торый продемонстрировала социальная психология с момента своего 10 становления в качестве самостоятельной дисциплины. В большой сте­пени успехи были достигнуты благодаря ее бурному развитию в Аме­рике начиная с 20-х годов1. Прежде всего следует отметить факт ин-ституционализации ее именно как научной дисциплины с определен­ной проблематикой, разработанной системой методических средств, созданными «ячейками» организационной структуры. Естественно, что с самого начала все элементы зарождающейся науки оказались впле­тенными в общий контекст американской культуры. Как мы отмечали ранее [Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; 2001], «американизм» социальной психологии проявился в том, что иногда обременительный для европейских коллег груз традиций не отягощал собою исследователей в США. Без внимания остались такие вопросы, как философская ориентация исследований, обязательность корректного соотношения эмпирического материала и его теорети­ческих интерпретаций, озабоченность включением качественного ана­лиза в количественную обработку данных, интерес к психологии мак­ропроцессов. Тем не менее успехи американского варианта социаль­ной психологии не могут быть сброшены со счетов. Приступая к «инвентаризации» накопленного опыта, необходимо указать на те области, где результаты оказались впечатляющими. В аме­риканском варианте социальной психологии получили развитие мно­гие центральные проблемы науки: прежде всего, огромный блок ис­следований малых групп, коммуникации, атрибутивных процессов, социальных установок, агрессивного поведения. Здесь нет необходи­мости перечислять бесчисленное множество конкретных исследова­ний в каждой из этих областей, тем более, что по ним давно состав­лены обширные обзоры, содержащиеся в том числе в учебных посо­биях2. Отметим лишь, что многие работы — как экспериментальные, так и теоретические — стали поистине классикой социальной психо­логии, а имена таких авторов, как С. Аш, М. Шериф, Г. Келли, Л. Фестингер, Э. Аронсон, Ф. Зимбардо, и ряда других — своеобраз­ным символом социальной психологии XX в. То же можно сказать и о несомненном доминировании американских ученых в области разра­ботки методик исследования, многие из которых известны именно как авторские (социометрия Дж. Морено, шкала социальной дистан-1 Правда, даже признание этого факта К. Грауманн сопровождает замечанием о том, что одной из причин такого достигнутого успеха явился факт переселения в США в 30-е годы ведущих немецких психологов — Хайдера, Вертхаймера, Ле­вина и др. [Грауманн, 2001. С. 35-37]. См.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000; Белинская Е. П., Тихо-мандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001; Кричевсшй Р. Л., Дуоовская Е. М. Психология малой группы. М., 2001 и др. 11 ции Е. Богардуса, семантический дифференциал Ч. Осгуда, методика изучения ценностей М. Рокича и др.). Вместе с тем, по мнению ряда исследователей, довольно явно проявились и негативные стороны американской социальной психо­логии, причиной чего послужил, в частности, тот факт, что «евро­пейские влияния» на американскую мысль оказались сильно транс­формированными. Так, К. Грауманн, ссылаясь на работы самих аме­риканцев, замечает: «Хотя экспериментальный метод и зародился в Европе, вышло так, что после Первой мировой войны социальный и научный климат США больше чем где-либо содействовал превраще­нию социальной психологии в «науку о человеке» Из-за такой огра­ниченности дисциплина в основном отошла от изучения социальных явлений. Она — по крайней мере в исследовательской практике — изолировала объекты изучения от их социального контекста вплоть до времени, когда из-за «великой депрессии» в США и Второй мировой войны давление социальных проблем переломило сопротивление пу­ристов, сидящих в своих лабораториях» [Грауманн, 2001. С. 35-36]. Каждое из приведенных здесь суждений автор документирует ссылка­ми на работы таких американских авторитетов, как Ф. Олпорт и Д. Катц, т.е. показывает, что достаточно суровые обвинения — это не только продукт критически настроенного европейского оппонента. Общим местом стала и констатация противоречия между богат­ством экспериментальных находок и узостью теоретических обобще­ний, что проявилось на довольно ранних этапах триумфального шест­вия американской социальной психологии. Впоследствии это проти­воречие было отражено в общем суждении о дефиците и бедности социально-психологических теорий, высказанном и самими амери­канскими авторами [Deutsch, Krauss, 1965; Shaw, Costanzo, 1970]. Последнее, пожалуй, и послужило отправной точкой принципи­альной критики сложившегося «образа» социальной психологии. Под­ходы к решению этой задачи начали оформляться уже в 60-е годы, что также достаточно подробно представлено в отечественной лите­ратуре и, в частности, в работах сотрудников нашей кафедры3. Напомним основные «ветви» критических тенденций в социаль­ной психологии второй половины XX в. Было бы упрощением пола­гать, что эта критика осуществлялась только с «конкурирующей» сто­роны — от имени европейской традиции. В действительности, элемен-3 См., в частности: Шихирев П. Н. Современная социальная психология в США. М., 1979; Он же. Современная социальная психологи. М., 1999; Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (Теоретические направления). М.,1978; Они же: Зарубежная социальная психоло­гия XX столетия. М, 2001. 12 ты складывающейся критической позиции можно обнаружить прежде всего внутри американской социальной психологии, в наибольшей степени «ответственной» за возникший кризис. Если впервые сам тер­мин «кризис» был употреблен в 60-е годы [Silverman, 1971], то опреде­ленные его черты отмечались и ранее. Это было связано с начавшимся уже в это время усилением методологической саморефлексии дисцип­лины. После почти полстолетия своего достаточно стабильного суще­ствования социальная психология оказалась перед лицом таких испыта­ний, которые потребовали глобального анализа своего предшествую­щего развития, выхода за рамки традиционной оценки качества отдельных исследований, теоретических подходов и методических при­емов. Конечной причиной усиления потребности в глубокой методоло­гической саморефлексии явились реальные социальные трансформа­ции, происходящие в мире, в частности, потрясшая Европу и Амери­ку «студенческая революция» 60-х годов. Именно эти движения «новых левых» потребовали от социальной психологии ответа на вопрос о ее готовности предсказать или хотя бы осмыслить содержание происхо­дящих радикальных общественных преобразований. Не случайно по­этому первые элементы критической тенденции проявились в самой сердцевине развития социально-психологического знания — в США. Уровень предложенного американскими социальными психолога­ми анализа был весьма различным: от достаточно частных критичес­ких замечаний, вызванных неудовлетворенностью качеством методо­логического оснащения экспериментальных исследований, состоянием отдельных социально-психологических теорий до более глубоких об­щих соображений относительно природы социальной психологии как науки. Для иллюстрации достаточно привести работы такого патриар­ха американской социальной психологии, как Т. Ньюком, еще в сере­дине 50-х годов выражавшего «неудовлетворенность состоянием со­циальной психологии», в частности, тем, что она не учитывает спе­цифики человеческого поведения именно в социальной среде и новых проблем, возникающих в ней [Ньюком, 1984. С. 17]. Наиболее развернутую картину «болезней» социальной психоло­гии середины века дал в американской литературе В. МакГвайр (У. Магуайр) [Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; 2001]. Ему, пожалуй, принадлежат впервые употребленные понятия «старой» и «но­вой» парадигмы в социальной психологии [McGuire,1970]. He повторяя сейчас всех деталей характеристики, данной МакГвайром состоянию современной ему социальной психологии, отметим, что и «новая» па­радигма, утвердившаяся в США после движения «новых левых» (замена теоретически релевантных гипотез социально релевантными, а лабора­торного эксперимента экспериментом в полевых условиях), с его точки зрения, не выдерживает критики. Диагноз по-прежнему констатирует 13 отрыв социальной психологии от подлинно реальных проблем обще­ства: гипотезы вновь базируются на «простых линейных моделях про­цессов», т.е. «пасуют» перед сложностью социальной реальности [Мак-Гвайр, 1984. С. 35-36]. В работе МакГвайра отсутствует термин «соци­альные изменения», но по общему контексту ясно, что призыв к учету сложности социальных систем включает в себя и это требование. Во всяком случае декларирование «новой социальной психологии» пред­полагает апелляцию к социальной реальности, рассмотренной во всей ее сложности. Эти рассуждения свидетельствуют о том, что кризис внутри американской социальной психологии был осознан и амери­канскими авторами на достаточно глубоком уровне. Другим направлением критического анализа «наличного» состоя­ния социальной психологии второй половины XX в. явилась европей­ская критика. Она также сосредоточила свое внимание прежде всего на переоценке полученных на протяжении полстолетия результатов (выявлении их достоинств и недостатков), а уж затем на попытках построения новой перспективы для дальнейшего развития науки. Во­обще, возрождение европейской социальной психологии после Вто­рой мировой войны и завязавшаяся дискуссия между европейской и американской традициями — одна из значимых примет развития этой науки в XX столетии. Концентрированный подход к подведению итогов был представ­лен с самого начала в программной книге «Контекст социальной пси­хологии» [The Context of Social Psychology, 1972], написанной теоре­тиками ЕАЭСП. Одним из существенных дополнений, принципиаль­но отличающих европейский критический подход, является выявление общей ориентации социально-психологических исследований на прин­ципы позитивистской методологии. Первые формулировки этой идеи присутствуют в разных вариантах практически у всех авторов назван­ного фундаментального труда. Здесь же представлено принципиальное соображение о тесной связи позитивистской методологии с чрезмер­но индивидуализированным подходом американской социальной пси­хологии. С. Московичи (Московиси), не отрицая заслуг последней как в области совершенных методов исследования, так и в ориентации на проблемы собственного общества, считает одной из ее значимых не­гативных характеристик «асоциальность», проявляющуюся, в частно­сти, в том, что личность предстает в исследованиях стерильной, выве­денной из социальных условий ее существования. Прямым основанием этого, полагает автор, является позитивистская ориентация исследо­вателей: «Позитивистская мечта о науке без метафизики — это сказ­ка, которую ученые любят рассказывать друг другу» [Московиси, 1984. С. 212-213].14Обвинение американской традиции в позитивизме вообще стало обшим местом в работах европейских исследователей. В упомянутой выше книге «Контекст социальной психологии» ссылки на этот недо­статок американских коллег можно найти в статьях И. Израэла [Israel, 1972. Р. 127] и Р. Ромметвейта [ibid. P. 217]. В последующем соответству­ющая критика принимает еще более острый характер, причем пози­тивистская ориентация прямо увязывается с традиционным для аме­риканской психологии бихевиоризмом, не менее традиционным ин­дивидуалистическим подходом и гипертрофированным преклонением перед экспериментальным методом [Грауманн, 2001. С. 35]. Своеобразный поворот тема приобретает в работе А. Тэшфела, помещенной в указанной книге, где он полагает, что разрыв с соци­альным контекстом в американских исследованиях — прямое след­ствие недооценки роли социальных изменений. В частности, это про­является в том, что при изучении поведения человека в условиях ла­бораторного эксперимента создается определенный «вакуум»: человек дан в отрыве от каких бы то ни было реальных социальных связей, в том числе происходящих в жизни социальных изменений. Автор фор­мулирует мысль о том, что проблема взаимосвязи между человеком и социальным изменением вообще должна стать центральной в соци­альной психологии [Тэшфел, 1984. С. 242]. Тэшфел предлагает свое, весьма широкое понимание изменения. Изменение — фундаментальная характеристика социального окруже­ния, даваемая не только в терминах преобразования технологичес­ких, социальных, политических структур, но и включающая в себя онтогенетический феномен: старение человека изменяет его реакции на социальное окружение и вынуждает действовать иначе. Иными сло­вами, изменение индивида влечет за собой изменение социального окружения, и, наоборот, «изменяя себя, индивид изменяет социальную среду; изменяя ее, изменяется сам» [там же. С. 243]. Тэшфел, подчер­кивая такой универсальный характер изменения, связывает его со способностью человека выбирать новую линию поведения, которая реализуется лишь в том случае, когда он учитывает происходящие вокруг изменения: предсказать социальное поведение можно в усло­виях стабильности, но в условиях социального изменения сделать это невозможно. Традиционная же социальная психология занимается предсказаниями, построенными на «ожиданиях», «оценках», забывая о том, что в ситуации изменения индивид оказывается перед совер­шенно новым выбором, когда все прежние «ожидания» и «оценки» Рушатся: «Нельзя адекватно предсказывать поведение в мифическом неизменяющемся мире» [Tajfel, 1972]. Поэтому до тех пор, пока соци­альная психология не обратится к своему собственному истинному Предмету — изучению «взаимодействия между социальным измене- 15 нием и выбором», она не сможет преодолеть присущих ей ограничен-ностей. Эта идея не противоречит признанию активности субъекта: кроме изменения, другой фундаментальной категорией социальной психологии, по мнению Тэшфела, остается категория действия. Именно сочетание этих двух характеристик социального поведения помогает ответить на вопросы о том, какие выборы допускает для себя инди­вид, какие аспекты социальных изменений формируют его представ­ления о Вселенной, какова природа взаимодействия социальных, мотивационных и когнитивных процессов, какие факторы определя­ют поиск стратегий социального поведения [там же. С. 243]. Важно отметить, что данное рассуждение подчеркивает специфику социально-психологического подхода к проблеме социальных изме­нений. Здесь нет призыва к социологическому редукционизму: соци­альная психология должна «обрести себя», найти свой угол зрения на проблему. Для Тэшфела этот угол зрения — исследование психических процессов, сопровождающих, определяющих и определяемых соци­альными изменениями. Иными словами, социальная психология долж­на исследовать именно психологические аспекты социальных изменений, отражение этих изменений в сознании индивидов и соответствующее изменение их поведения. Мы остановились столь подробно на изложении основных идей Тэшфела потому, что здесь представлена одна из принципиальных позиций как критики состояния социальной психологии в конце XX в., так и одного из направлений поиска новой парадигмы. Развитие тех же самых принципов предложено в ряде других работ европейских авторов, в частности, в уже цитированном труде С. Мос-ковичи. Уже при анализе общих социальных причин кризиса социаль­ной психологии, проявившихся во время движения «новых левых», Московичи говорит о том, что одно из их справедливых обвинений в адрес общественных наук базировалось на игнорировании учеными острых социальных проблем (социального неравенства, политическо­го насилия, войн, экономической отсталости и расовых конфликтов). В свою очередь, по мнению Московичи, справедливость этого обви­нения в адрес социальной психологии обусловлена тем, что она дей­ствительно преимущественно существовала как «наука порядка», в то время как предпочтительно видеть ее как «науку движения» [Моско­вией, 1984. С. 212]. Можно предположить, что идеал «науки движе­ния» включает в ее контекст и идею социальных изменений. Более определенно к этой мысли Московичи приходит в другой работе, называя среди требований, предъявляемых к социально-психологи­ческим исследованиям, обязательность учета социальных изменений: «необходимо центральное внимание уделять не проблемам стабиль-16 ности и равновесия «реальности», а процессам ее изменения» [Moscovici, 1991. Р. 138]. Как видно, критическая позиция европейских авторов относи­тельно состояния социальной психологии «на финише» XX столетия в значительной мере связывала ее недостатки именно с просчетами методологического характера, отмечаемыми прежде всего в амери­канской традиции. Что же касается собственных результатов, то инте­ресный итог столетия был подведен «Европейским журналом экспе­риментальной социальной психологии» в публикации серии статей по шести основным проблемам исследований [European Journal of Experimental Social Psychology (EJESP), 2000]: социальное познание [EJESP, № 1], аттитюды [EJESP, № 2], стереотипы [EJESP, № 3], социальные отношения [EJESP, № 4], коммуникация [EJESP, № 5], социальная идентичность [EJESP, № 6]. В предпринятом анализе дает­ся достаточно объективная оценка как американских, так и европей­ских работ, что служит необходимой предпосылкой решения второй задачи — поисков новой парадигмы. Попытки построения новой социальной психологии — социаль­ной психологии XXI в. (по мнению Й. Яспарса, это будет век европей­ской социальной психологии) — означали уже не просто «ревизию» старых, но и формулирование новых теоретических построений и методологических основ. Здесь необходимо сделать одно существенное отступление. Когда речь идет о радикальных преобразованиях в «теле» любой науки, о смене ее парадигм, в терминологии Т. Куна, то переход из одного состояния в другое не может быть рассмотрен как единовременный акт или как легко фиксируемый рубеж. Общий закон смены парадигм состоит в том, что устаревшие взгляды первоначально осознаются некоторым академическим «меньшинством», своего рода инакомыс­лящими в науке, которые выступают с предложениями различных но­ваций. В это время большинство исследователей продолжают работать в установившихся канонах, и для многих долгое время эти новации вовсе не воспринимаются как существенные. То же произошло, можно даже сказать, происходит и с социаль­ной психологией: инновации, предлагаемые относительно небольшой группой теоретиков, до определенного времени просто не осознают­ся большой массой учешых-экспериментаторов или практиков. Поэто­му общий фон состояния науки кажется, на йервый взгляд, по-преж­нему достаточно стабильным, многие ее представители вообще не задумываются по поводу каких-либо принципиальных изменений в общем облике своей дисциплины. Так и подходы к построению новой парадигмы социальной психологии, означающие «старт» XXI столе-тия в развитии этой науки, отнюдь не означают того, что поиски 17носят массовый характер: во многих исследованиях прочно сохраня­ются наработанные традиции, а в сознании их авторов столь же не­зыблемыми остаются представления о том, что вообще «ничего не происходит». Тем более необходим серьезный анализ предлагаемых инициатив. Это особенно уместно отметить, когда мы коснемся во­проса о конкретных сегодняшних проблемах отечественной социаль­ной психологии4. Новая ориентация социальной психологии, как науки, развиваю­щейся в условиях радикальных трансформаций в обществе, складыва­ется сегодня в значительной мере в рамках общей установки совре­менного обществоведения на постмодернизм. Подробный анализ это­го феномена не входит в задачу данной работы, тем более, что мы, так же как и другие исследователи, неоднократно обращались к его характеристике5. В области обществоведения постмодернизм проявил себя заявкой на новую перспективу в построении знания. Главная мысль заключается в том, что существующая в прошлом реалистическая эпис­темология делала акцент на том, что теории должны соответствовать реальному миру, в то время как задача заключается в том, чтобы «теории начали генерировать новые формы поведения» [Герген, 1995]. Эти положения применимы к любой форме знания, но особое значе­ние они приобретают для социальной психологии, в которую также проник «вирус постмодернизма» [Якимова, 1995]. Здесь он проявляет себя в критике старых парадигм, полностью основанных, по мнению К. Гергена, на позитивистской методологии. В качестве варианта но­вой парадигмы, предполагающей появление и в социальной психоло­гии новой эпистемологии, отличающейся от старой, «реалистической», выступает социальный конструщионизм [Герген, 1995]6. Обоснование этой ориентации осуществляется в двух направлениях: выстраиванием ар­гументов в пользу новых методологических принципов и ссылками на новую социальную ситуацию, сложившуюся в мире на рубеже столе­тий. Аргументы социального конструкционизма базируются, во-пер­вых, на выходе за пределы типичного для психологии дуализма 4 См. вторую и третью части настоящей работы.5 См.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2001; Андрее­ва Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. М., 2001; Шихирев П. Н. Современнаясоциальная психология. М., 1999; Якимова Е. В. Социальное конструирование ре­альности: социально-психологические подходы. М., 1999.6 «Объясняя этимологию не слишком изящного словосочетания «социальныйконструкционизм», автор подчеркивал связь


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.