ДЖОН КАЛЬВИНБИБЛЕЙСКОЕХРИСТИАНСТВОИздательство “Агефен”2003Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 1БИБЛЕЙСКОЕХРИСТИАНСТВООблегчённый и сокращенный вариантклассического труда“Основы христианской религии“Джона Кальвина,впервые опубликованного в 1536 г.Подготовил Б.Р. Вуд, бакалавр теологии(по английскому сокращенному изложениюДж.П. Уайлса, озаглавленному“Обучение христианству“,опубликованному в 1920 г.)Совместные издатели:Дж.П. Артур - магистрДж.П. ЭпплбиBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 2© Авторское право английского изданияпринадлежит^ GRACE PUBLICATIONS TRUST139 Grosvenor AvenueLondon, N5 2NH, EnglandИздание первое 1982Издание второе 1987Издание третье 1994© Все права русского издания принадлежатиздательству “Агефен“,п.я. 75, Ришон ле Цион 75100.Первое издание 1997Второе издание 2003Напечатано в типографии “Таль”Перевод с английского: Наталья ГурскаяОформление обложки: Сергей ПолуяновИллюстрация на обложке: Диана ШимонBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 3Раздел 1Раздел 2Раздел 3Раздел 4Раздел 5Раздел 6Раздел 7Раздел 8Раздел 9Познание Бога и познание самих себятесно связаны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Смысл познания Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Познание Бога естественным образом за_ложено в человеческом разуме . . . . . . . . . ..Это познание подавляется или искажает_ся нашим невежеством или развращен_ностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Бога можно познать через устройствоВселенной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Человек нуждается в Библии для дости_жения подлинного познания своегоТворца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Святой Дух гарантирует авторитет Свя_щенного Писания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Существуют убедительные рациональ_ные доказательства, подтверждающиеистинность Священного Писания . . . . . . .Пренебрежение Священным Писаниеми поиск новых откровений противоречатБожьей воле относительно человека . . . .8910111317192123^ ЧАСТЬ 1. ПОЗНАНИЕ БОГА-ТВОРЦАСодержаниеBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 4Раздел 10Раздел 11Раздел 12Раздел 13Раздел 14Раздел 15Раздел 16Раздел 17Раздел 18Раздел 1Раздел 2Раздел 3Раздел 4Раздел 5Факт сотворения мира и Священное Пи_сание в равной мере опровергают суще_ствование идолов, которым поклоняютсяразные народы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Запрещается делать любые картиныили изображения Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Поклоняться следует одному толькоБогу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Бог един в сущности и эта Сущность со_держит в Себе три Личности . . . . . . . . . . . . .Поклоняться следует одному только Богуи ничему из созданного Им . . . . . . . . . . . . . . .Сотворение человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Бог продолжает управлять каждойчастью Своей Вселенной . . . . . . . . . . . . . . . . .Как мы должны использовать доктрину оБожьей заботе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Использование Богом зла на благо чело_веку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Грехопадение Адама и первородныйгрех . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Воля человека находится в рабстве . . . . . . .Воля человека порабощена грехом и мо_жет быть освобождена только посред_ством благодати . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Как Бог действует в сердцах людей . . . . . .Ответы на аргументы, провозглашающиеволю человека свободной . . . . . . . . . . . . . . . .2526283038434852566062687273^ ЧАСТЬ 2. ПОЗНАНИЕ БОГА-ИСКУПИТЕЛЯBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 5Раздел 6Раздел 7Раздел 8Раздел 9Раздел 10Раздел 11Раздел 12Раздел 13Раздел 14Раздел 15Раздел 16Раздел 17Раздел 1Раздел 2Раздел 3Раздел 4Погибающий человек должен искать спа_сение во Христе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Цель закона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Нравственный закон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Во времена Ветхого Завета Христос былизвестен, но не был полностью явлен. . . . .Сходства между Ветхим и НовымЗаветами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Различия между Ветхим и НовымЗаветами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Христу необходимо было стать челове_ком, чтобы быть Посредником. . . . . . . . . . . .Христос действительно был человеком. . .Две сущности в Личности Посредника . . .Христос наш Пророк, наш Священник инаш Царь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Действия Христа как Искупителя. . . . . . . . .Христос заслужил милость для нас. . . . . . .Евангелие Христа влияет на нас пос_редством таинственного действияСвятого Духа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Вера и ее свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Истинное покаяние . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Анализ римско_католической доктриныпокаяния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7778798485877992949597104106108114118^ ЧАСТЬ 3. СПОСОБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯПОЛУЧЕНИЯ БЛАГОДАТИ ХРИСТОВОЙBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 6Раздел 5Раздел 6Раздел 7Раздел 8Раздел 9Раздел 10Раздел 11Раздел 12Раздел 13Раздел 14Раздел 15Раздел 16Раздел 17Раздел 18Раздел 19Раздел 20Раздел 21Разделы22, 23, 24Раздел 25Некоторые другие римско_католическиеучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Христианская жизнь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Христианское самоотречение. . . . . . . . . . . .Несение креста .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Ожидание будущей жизни . . . . . . . . . . . . . . .Правильное использование земнойжизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Оправдание верой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Престол суда Божьего. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Всю хвалу нужно воздавать Богу. . . . . . . . . .Истинное оправдание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Божья слава и наша уверенность вспасении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Некоторые аргументы относительнооправдания верой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Место закона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Вознаграждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Христианская свобода. . . . . . . . . . . . . . . . . .Молитва. Толкование молитвы Гос_подней. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Избрание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Еще об избрании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Воскресение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .122123124125127127128129130131132133134135136138141142144Джон Кальвин написал также 4 часть _о церкви, ее таинствах и руководстве,но она не вошла в эту книгу.Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 7ЧАСТЬ 1^ ПОЗНАНИЕ БОГА-ТВОРЦАРаздел 1. Познание Бога и познание самих себятесно связаныЕсли мы желаем быть по_настоящему мудрыми, мыдолжны знать две вещи: мы должны знать Бога и должнызнать самих себя. Чтобы познать как следует одну из них,мы должны знать и другую.Познание БогаМы не можем серьезно думать о себе не думая о Том,Кто создал нас и продолжает заботиться о нас. Способнос_ти, которые есть у нас, таковы, что мы не могли быпроизвести их сами, и уж ни в коем случае не могли быдать себе жизнь. Нам так много дано в этой жизни, что мыобязаны подумать о Том, Кто это дает. Более того, испор_ченность нашей природы побуждает нас обращаться к Бо_гу в поисках чего_либо лучшего. Мы желаем, чтобы Он за_менил наше невежество, убогость, слабость и извращен_ность Своей истинной мудростью, богатством, силой иправедностью.Познание самих себяДля того, чтобы приобрести правильные знания онас самих, мы должны знать Бога, а также знать, какими8Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 8мы предстаем в Его глазах. Наша человеческая гордостьпобуждает нас думать, что мы умны и святы до тех пор, по_ка мы не обратимся к Богу, чье совершенство являетсяединственным эталоном для нашего измерения. Толькотогда мы осознаем, что мы лицемеры. Нам достаточно ка_заться праведными, не имея представления об истиннойправедности Бога. Наши суждения испорчены окружаю_щим нас злом. Именно поэтому мы думаем, что некоторыевещи хороши, тогда как в действительности, это лишь по_тому, что они менее испорчены. Так обстоит дело, когдамы переводим взор с черного цвета на кремовый. Мы при_нимаем кремовый цвет за белый под влиянием адаптацииглаз к черному. Нам необходимо знать, что в Божьих гла_зах наша праведность есть грех, наша сила _ слабость, а на_ша мудрость _ глупость.О тех, кто встречался с БогомСвятые, осознавшие присутствие Бога, были испол_нены страха и изумления. Отец Самсона, Маной, сказал:“верно мы умрем; ибо видели мы Бога“ (Судей 13:22). Исаияочень сильно чувствовал, свою нечистоту, когда восклик_нул: “^ Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми уста_ми...“ (Исаия 6:5). Смотрите также Иезекииль 1:28, 3:14,Даниил 8:18, 10:16,17. От этих людей мы можем узнать, чточеловек ощущает своё собственное ничтожество перед ве_личием Бога.Раздел 2. Смысл познания БогаПознание Бога не сводится к простому знанию того,что Бог существует. Бог не может быть истинно познанлюдьми, которые не живут богоугодной жизнью. Если не_9Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 9которые люди знают о Боге только то, что Он создал весь мирСвоим могуществом и содержит его таким как есть, то ониочень мало знают о Нем. Некоторые даже осознают, что Онуправляет человечеством мудро, справедливо и заботливо.Но по_настоящему мы сможем познать Бога только тогда, ког_да будем знать, что без Него у нас не может быть ни мудрос_ти, ни справедливости, ни силы, ни истины. Мы должны ис_кать всего благого, что есть в Нем и быть благодарными Ему.И тогда нам станет ясно, что поскольку Он сотворил нас и за_ботится о нас, то наша жизнь принадлежит Ему. Если мы _Его, то наши действия и поступки должны быть только таки_ми, какие угодны Ему. И тогда мы отвернулись бы от греха, анаше желание делать добро исходило бы не из страха наказа_ния за грех, а из любви к Нему и страха огорчить Его.Раздел 3. Познание Бога естественным образом за-ложено в человеческом разумеНеоспоримым фактом жизни является то, что в созна_нии каждого человека возникает мысль о каком_то Боге. Богдал и продолжает давать это убеждение. Люди не могут оп_равдываться тем, что не знали о существовании Бога. Дажетот факт, что люди поклоняются идолам, доказывает, что онидумают о существовании Бога, о ком_то, кто выше их и досто_ин поклонения.Следовательно, становится совершенно ясно, что рели_гия не была изобретена, как утверждают некоторые критики,чтобы держать простой народ в покорности.Правда, некоторые правители действительно использо_вали религию в этих целях, но они никогда не смогли бы вос_пользоваться ею, не будь у людей глубоко в сознании мыслио Боге.10БИБЛЕЙСКОЕ христианствоBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 10Некоторые заявляют, что они убеждены, будто Бо_га нет, но, тем не менее, даже у них бывают моменты,когда они вынуждены поверить в того Бога, которогожелают забыть всеми своими силами. Они попросту бо_ятся наказания за свои злодеяния.Познание Бога не есть знание, приобретаемое чело_веком в школе. Он находит это знание в самом себе и неможет полностью отбросить его от себя, как бы усерднони старался это сделать.Раздел 4. Это познание подавляется или искажает-ся нашим невежеством и развращенностьюХотя бесспорным является то, что люди имеют ка_кое_то представление о существовании Бога, все же малокто по достоинству оценивает эти мысли. Некоторые лю_ди суеверны, другие сознательно предпочитают зло. Онине просто глупы, они восстали против Бога. Даже если онии размышляют о Боге, то не слишком высокого мнения оНем. При всем этом неправильном представлении о Богеони мнят себя мудрецами. Павел говорит: “^ Называя себямудрыми, обезумели“ (Римлянам 1:22).Давид описывает тех, которые подавляют в себесвет, посланный им Богом, говоря: “Сказал безумец в серд_це своем: нет Бога“ (Псалом 13:1). Некоторые из грешни_ков говорят, что Бога нет, другие же поступают так, какбудто Бога нет. О них Давид в Псалме 35:2, 3, 11, 12 гово_рит, что перед глазами грешников нет страха Божьего иони льстят себе в своих глазах, надеясь, что Бог не видитих. В то же время даже тех, кто желает изгнать Бога из сво_его сердца, временами настигает справедливый Божийсуд. Этим судом внутри их является совесть.Познание БОГА-ТВОРЦА11Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 11Некоторые полагают, что не имеет значения, во что мыверим, коль скоро мы стараемся верить изо всех сил. Но Богнеизменен, Его мера добра и зла не изменяется ради того, что_бы приспособиться к нам. Бога следует познавать только пра_вильным путем, или, в противном случае, наше представле_ние о Нем будет настолько ошибочным, что лучше было бы неиметь его вовсе. Апостол Павел говорит Ефесянам, что онибыли безбожниками, пока уклонялись от правильных знанийо единственном и истинном Боге. Это справедливо и для нас:если мы не познаем Бога правильным образом, то с равнымуспехом сможем поклоняться идолам. Большой грех не ду_мать о Боге, без того, чтобы нас к этому вынуждали обстоя_тельства. Страх, испытываемый грешниками пред Ним, рож_дается у них из боязни Его наказания. О, как хотелось бы имотвергнуть Его праведные решения! Некоторые из этих лю_дей внешне притворяются верующими, набожными и, в тоже время, совершают всевозможные грехи.Люди должны повиноваться Богу в течение всей жизни,но грешники восстают против Него, творя зло и полагая приэтом, что могут вернуть Его благосклонность несколькимижертвоприношениями. Именно от такого зла гаснут искрыпознания Бога. Такие люди теряют знание, которое Бог далим о Себе. В добрые времена они высмеивают Бога, а в тяж_кую минуту обращаются к Нему в отчаянии. Их молитвы в та_кие времена свидетельствуют о том, что они не совсем забы_ли о Нем.Раздел 5. Бога можно познать через устройствоВселеннойБог проявляет себя в структуре Вселенной и делаетэто настолько отчетливо, что человеку достаточно открыть12БИБЛЕЙСКОЕ христианствоBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 12глаза, чтобы увидеть Его. Правда, люди не могут пол_ностью воспринять Его сущность, потому что она сокрытаот них. Но существуют весьма ясные и определенные про_явления Его славы во всем, что Он сотворил. У нас нет оп_равдания в том, что мы не знаем Его. Мы можем взглянутьна любую часть Его творения и увидеть, что она сияет темвеликолепием, которое Он придал ей. Апостол Павел гово_рит нам (Римлянам 1:19_20), что Бог показал Себя людям вделах Своих рук, так что Его невидимая сущность _ Еговечное всемогущество и Божество _ становятся ясно види_мыми и понятными во всем, что Им создано.Сколько вокруг всего, свидетельствующего о Егомудрости! Это правда, ученые теперь могут все глубжепроникать в тайны Божественной мудрости. Они могутпользоваться своими знаниями для наблюдения за движе_нием звезд и планет, солнца и луны, они могут измерятьрасстояние до них и восхищаться их грандиозностью. Од_нако это не означает, что мы, не будучи учеными, можемиметь предлог не признавать Творца этого великолепия. Унас есть глаза, и мы можем видеть, как многочисленны,как разнообразны и как упорядочены эти небесные тела.Совершенно ясно, что Бог явил Свою мудрость в Своихчудесных творениях ВСЕМУ человечеству.Точно так же необходим квалифицированный, вни_мательный доктор, чтобы полностью оценить структуру,красоту и целесообразность человеческого тела. Но, всёже, общепризнанно, что структура тела свидетельствует овысоком искусстве ее Творца. Воистину, “...^ Он ... не дале_ко от каждого из нас“ (Деяния 17:27). Следовательно, еслинам достаточно только дотронуться до своего тела, чтобыпознать творение рук Божьих, то было бы непроститель_Познание БОГА-ТВОРЦА13Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 13ной ленью с нашей стороны, если бы мы отказались от ис_кания Бога. В самом деле, это лишь показывает, как небла_годарны люди. Они имеют в самих себе великие творенияБожьи и столь же неизмеримые дары. Но при этом, онилишь надуваются от гордости по поводу одаренности, тог_да как им следовало бы воздать хвалу Даятелю.Люди употребляют слово “природа“ так, чтобы им неприходилось думать о Боге. Они считают, что “природа“была создателем всех чудесных вещей; всего, начиная отглаз и до кончиков пальцев. Более всего почерк Творцапросматривается в создании человеческого разума и уди_вительной способности человека мыслить. И при всемэтом люди используют эти, данные Богом, блага для войныпротив Него.Некоторые считают, что душа не может существо_вать без тела, то есть она бы умерла, если бы умерло тело.Но в действительности душа функционирует независимоот тела. Тело не принимает участия в процессе изучениянами небес. Отнюдь не при помощи нашего тела мы ана_лизируем наше прошлое и будущее, вспоминаем то, чтокогда_то слышали, сохраняем картину в памяти и дажеудерживаем в сознании образы и мысли во время сна. Этоявляется еще одним проявлением Божьей деятельности вчеловеке. Следы бессмертия невозможно стереть с чело_веческой природы. Ясно, что собственный разум человекадолжен убедить его в признании своего Творца.Другие пытаются устранить идею об истинном Боге,утверждая существование некоего универсального разу_ма, дающего жизнь Вселенной. Но это не что иное, какподмена истинного Бога какой_то силой. И было бы непра_вильно бояться или поклоняться такой силе. Однако, в та_14БИБЛЕЙСКОЕ христианствоBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 14ких важных вопросах путать Бога с вещами, которые Онсоздал, и с явлениями природы, которые покоряются Еговоле _ ошибка, ведущая к серьёзным последствиям.Поэтому, размышляя о нашем теле, мы должны пом_нить что существует только один Бог, который руководитвсем. По Его желанию мы обращаемся к Нему, верим ипоклоняемся Ему. Нет и доли здравого смысла в том, что_бы пользоваться и наслаждаться земными благами, кото_рыми Он нас одарил и, в то же время, отворачиваться отДаятеля, Который продолжает восполнять все наши нуж_ды.Давайте восхищаться чудесными творениями Бога.Своим могуществом Он удерживает небо и землю. Он за_ставляет небо дрожать от грома и освещает его молнией.Он возмущает воздух бурями и в один момент успокаива_ет их. Он устанавливает границу бушующим морским вол_нам, вздымает их неистовыми дикими ветрами и снова ус_покаивает их.Могущество Бога приводит нас к мысли о Его веч_ности. Он, от Которого произошло все, должен быть веч_ным. Причина Его существования должна находиться вНем Самом.Мы также можем видеть участие Бога и в человечес_ких делах. Он милостив ко всем, однако Он показываетсвою заботу таким образом, что постоянно добр к правед_ным и строг к нечестивым. Бог проявляет себя в наказаниизла и также явно выступает защитником и мстителем заневиновных. Тот факт, что иногда Он позволяет нечести_вому некоторое время наслаждаться, а невиновному ис_пытывать трудности и угнетение со стороны грешника, неможет затмить Его справедливости. Мы должны понять,Познание БОГА-ТВОРЦА15Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 15что, наказывая даже одно преступление, Он ненавидит ихвсе. А когда мы замечаем, что многие остаются ненаказан_ными некоторое время, то из этого следует делать вывод,что придет время суда и они будут наказаны.В Псалме 106 псалмопевец учит нас тому, что такоеБожья забота. Он рассказывает о том, как Бог оказывалчудесную и неожиданную помощь несчастным, защищали водил по пустыне странников, давал пищу голодным, ос_вобождал пленников из рабства, исцелял больных, делалземлю урожайной и поднимал упавших. Многие думают,что такие события _ результат случайного стечения обсто_ятельств, но псалмопевец показывает _ все это являетсяпроявлением заботы Бога о Его народе. Он добавляет, чтопонимающие это оценят любовь и милость Божью.Когда мы действительно познаем Бога, то с нетерпе_нием будем ожидать будущей жизни. Когда мы увидим,что в настоящее время доброта Бога и Его строгость ещене проявляются вполне, нам нужно прийти к выводу, чтоэта жизнь лишь только начало. Более полное проявлениемилости или осуждения ожидает нас в будущем мире. Ког_да мы видим, что благочестивые люди страдают от рук не_честивых, в то время как последние живут привольно, мывправе (более того, мы обязаны) думать, что будет другаяжизнь, когда и те и другие получат то, что заслужили.Августин мудро изрек: “Если бы каждый грех нака_зывался немедленно, мы могли бы рассудить, что суда небудет. Но, с другой стороны, если бы никакой грех не на_казывался немедленно, мы могли бы подумать, что не су_ществует такого явления, как божественная сила и забо_та“.Несмотря на то, что Бог в Своем творении ясно пока_зывает Свою бессмертную силу, человечество, увы, не16БИБЛЕЙСКОЕ христианствоBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 16извлекает для себя урока. Не так уж и часто мы всматрива_емся в вещи вокруг нас и думаем об их Создателе. Куда ча_ще мы говорим о событиях, как о случайных, вместо того,чтобы увидеть в них деяния Бога. Создания Божьи сияютвокруг нас подобно светильникам, которые показываютсилу и славу их Создателя. Но их сияние тщетно! Мы уде_ляем этой очевидности так мало внимания. Но посколькуэти творения существуют, мы не вправе сказать, что у насне было пути познать Бога. Однако Бог, в Своей милости,дал нам и другого проводника, еще более яркий свет, что_бы привести нас к истинному познанию нашего Творца. Иэтим светом является Библия.Раздел 6. Человек нуждается в Библии для достиже-ния истинного познания своего ТворцаХотя Бог показывает нам великолепие славы в Своемтворении, делая это таким образом, чтобы мы не имели оп_равдания за незнание Его, тем не менее, мы нуждаемся вбольшей помощи, чтобы познать Бога надлежащим обра_зом. Поэтому Он дал нам свет Своего Слова. Это привиле_гия для тех, с которыми Бог желает познакомиться побли_же.Человек со слабым зрением может быть не в состоя_нии прочитать двух слов в книге, но если он воспользуетсяочками, то сможет читать свободно. Подобным образомдействует и Библия. Она делает ясными наши туманныезнания о Боге и четко раскрывает Его образ. Благодаря это_му, Библия является ценнейшим даром Творца. Бог дал намнаписанную информацию для того, чтобы не оставить насодних в поисках Создателя, основываясь лишь на рассмат_ривании творения.Познание БОГА-ТВОРЦА17Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 17Бог дал возможность познать Себя людям, писавшимБиблию, согласно произнесенным Им словам, откровени_ям и наставлениям, о чем писать. Они были уверены в ис_тинности учения, которое получили и убеждены в том, чтооно пришло от Бога. Бог оставил Свои истины вне подоз_рений. Эти истины были записаны в книгах, которыминадлежало пользоваться последующим поколениям. Ос_новной целью книг закона и пророков было свидетельствоо Христе, однако Библия также служила цели подчеркнутьразницу между истинным Богом, Творцом неба и земли, ицелым множеством лжебогов.Итак, мы можем определенно сказать, что правильнодля человека видеть славу Божью в Его творении. Но также правильно читать Слово Божье. Более того, нам необ_ходимо читать Библию, если мы желаем обогатить нашизнания о нашем Творце. Мы просто не в состоянии ни по_нять, ни усвоить никакого здравого учения без знанияСвященного Писания.Если вспомнить, как быстро человеческий разумпредает забвению Бога, то становится очевидной остраянужда в записывании Его истин. Если мы не знаем ЕгоСлова, то никогда не сможем достичь цели познания Бога.Интересно отметить, что тот же самый пророк, кото_рый рассказывает нам о небесах, провозглашающих славуБожью, и о постоянной смене дней и ночей, далее продол_жает: “^ Закон Господа совершен, укрепляет душу; открове_ние Господа верно, умудряет простых“ (Псалом 18:8).Раздел 7. Святой Дух гарантирует авторитет Свя-щенного ПисанияВерующие должны точно знать, что Библия сошла снебес. Серьезной ошибкой является считать, будто Свя_18БИБЛЕЙСКОЕ христианствоBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 18щенное Писание важно потому, что оно освящено цер_ковью. Вечная и неизменная истина Бога не зависит отсуждения человека. Римско_католическая церковь поста_новила, что она должна решать, что нужно включать вБиблию. Но это происходит лишь потому, что церковь хо_чет навязать простым людям веру в свое собственное все_могущество. Мы не зависим от суждения людей. Если быэто было не так, то человеку с неспокойной совестьюприходилось бы обращаться за помощью только к другимлюдям. Но он может обратиться к Священному Писанию,чтобы найти там надежду на вечную жизнь.Павел говорит нам, что церковь построена на осно_вании апостолов и пророков. Если мы принимаем это заистину, то должны признать и то, что написанное ими вБиблии было воспринято как истинное учение еще до воз_никновения церкви. Да, именно так, Писание обладало не_оспоримым авторитетом еще до возникновения церкви.Самым сильным аргументом Библии является посто_янно повторяющаяся фраза: “^ Так говорит Господь“. Про_роки и апостолы не хвалятся своей собственной муд_ростью. Они провозглашают святое имя Бога, которое мо_жет призвать нас к послушанию. Если мы хотим освобо_дить человеческую совесть от сомнений и неуверенности,то в своей вере мы должны полагаться на что_то более вы_сокое, чем аргументы и решения людей. Этим высшимфундаментом веры является свидетельство Святого Духа,заключенного в нас самих.Бесполезно пытаться поощрять веру в Писание од_ними аргументами. Если даже вам удастся убедить своегослушателя принять Библию, то он сделает это толькоумственно. Аргументы не заложат прочной веры, необхо_димой для благочестия.Познание БОГА-ТВОРЦА19Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 19Светские люди полагают, что религиозные постула_ты имеют своей обителью человеческий ум. Они требуютвеских аргументов в доказательство того, что Моисей ипророки говорили под влиянием божественного вдохно_вения. Я же отвечаю на это, что свидетельство Святого Ду_ха превыше всяких аргументов. Единственный путь поз_нания Бога пролегает через то, что Он Сам сказал о Себе вПисании. Подобным образом Священное Писание входитв сердца людей лишь тогда, когда оно будет засвидетель_ствовано Святым Духом. Тот же самый Дух, который гово_рил через пророков, должен войти в наши сердца, чтобыубедить нас в том, что они верны. Исаия ясно излагает это:“^ Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые вложилЯ в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст по_томков потомства твоего, говорит Господь, отныне и довека“ (Исаия 59:21).С этим нужно несомненно согласиться. Человек,обучаемый Духом изнутри, твердо полагается на Библию.Сама Библия является доказательством. Ей не нужны ар_гументы и доказательства человека. Истинность Писаниязасвидетельствована нам Святым Духом. Большего свиде_тельства не существует.Своим собственным величием Библия внушает намблагоговение, однако, это не имеет значения до тех пор,пока мы не почувствуем воздействие Духа, просвещающе_го нас своим могуществом. Лишь тогда мы начинаем осоз_навать, что ни наши собственные аргументы, ни аргумен_ты других людей не являются причиной, заставляющейнас верить в божественное происхождение СвященногоПисания. Святой Дух вселяет в нас уверенность в том, чтосо страниц Библии с нами говорит Бог, избравший соотве_тствующих людей для ее написания.20БИБЛЕЙСКОЕ христианствоBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 20Раздел 8. Существуют убедительные рациональныедоказательства, подтверждающие истинность Свя-щенного ПисанияТолько убедившись в истинности Писания посред_ством Святого Духа и восприняв его с должным благогове_нием, можно допустить, что рациональная аргументациястановится поддержкой для веры. Нашу веру чудесноподтверждают порядок и согласованность божественноймудрости, заключенной в Библии. Мы видим неземнуючистоту ее учения и красоту всех ее частей. Наши сердцаеще больше утверждаются, когда мы видим, что наше вос_хищение вызвано не красивым языком изложения, а дос_тоинством явленных нашему взору деяний.Мудрость Божия проявляется в том, что великие тай_ны царства небесного обычно описаны в простом стиле.Никто не может сказать, что сила слова заключается в кра_соте языка. Божественные истины слишком могуществен_ны, чтобы нуждаться в искусственной помощи высоко_парных слов. Павел использует этот факт, когда заявляеткоринфянам, что их вера утверждалась не на мудрости че_ловеческой, но на силе Божьей, потому что проповедь егобыла не в убедительных словах человеческой мудрости, нов явлении духа и силы (1 Коринфянам 2:4).В Библии есть сила, которой нет ни в одном из челове_ческих произведений, каким бы красивым языком они небыли написаны. Другие книги могут привлекать или восхи_щать вас, в то время как Слово Божие может войти в вашесердце и овладеть самыми сокровенными чувствами. Неко_торые пророки действительно писали в элегантном и изыс_канном стиле, ничем не уступая великим писателям мира.Таким образом, Святой Дух показывает, что его вполнеПознание БОГА-ТВОРЦА21Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 21возможно было употреблять всегда. Но могущество Богаясно проявляется и в простом языке Иеремии и Амоса, рав_но как и в прекрасном языке Давида и Исаии.Некоторые доказательства авторитета Ветхого ЗаветаМоисей показан достаточно искренним, когда он по_вествует о фактах, отнюдь не украшающих его собствен_ную семью. Он происходил из колена Левия, однако писал:“^ Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их“ (Бы_тие 49:5). Он мог бы избежать описания упреков, которымиосыпали его брат и сестра, но правдиво описывает и этотэпизод (Числа 12:1).Он пишет о множестве чудес. Люди, которые спраши_вают, совершались ли эти чудеса на самом деле, должны от_метить тот факт, что все согласились с услышанным, когдаМоисей провозгласил это перед собранием. Он не мог датьложные сведения людям, бывшим свидетелями этих собы_тий. Но никто не возражал, когда он писал о манне небес_ной, о воде из скалы, об облаке над станом или о громе имолниях, когда Бог говорил с горы.Во времена Исаии в Иудее царил мир, но он свиде_тельствует и о разрушении Иерусалима, и об изгнании, идаже об освободителе Кире. Это было написано за сто летдо рождения последнего. Кстати, Иеремия предсказал, чторабство продлится 70 лет, причем сделал он это еще до того,как иудеи вообще оказались в плену.Некоторые доказательства авторитета Нового ЗаветаТри автора Евангелия пишут его простым, не высо_копарным стилем, но, даже в таком изложении, проповедиХриста достойны нашего глубокого восхищения. ПисанияПетра и Павла вызывают у нас восторг. Мы видим, какиеперемены происходили с людьми, помня при этом, что22БИБЛЕЙСКОЕ христианствоBible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 22Матфей пришел к Господу из налоговой конторы, Петр иИоанн _ из рыбачьих лодок, а Павел вообще был открытымврагом и жестоким гонителем христиан.Бог оставил для нас Свое Слово, записанное тысячилет назад. Он сохранил его, как письменное свидетельствоо Себе Самом.Раздел 9. Пренебрежение Священным Писанием и по-иск новых откровений противоречат Божьей волеотносительно человекаЕсть люди, которые с гордостью заявляют, что их ве_дет Святой Дух. Они с пренебрежением относятся к тем,кто придерживается “мертвой и убивающей буквы“. Еслиони считают, что ими руководит Святой Дух, то глупо пола_гать, что это откровение отличалось бы от откровения, дан_ного апостолам и пророкам, писавшим Слово Божие.Павел однажды был восхищен до третьего неба. Есликто_либо и имел право заявить, что получил особоеоткровение, _ то это был он; но он воспользовался Библиейи посоветовал Тимофею поступать также. Он восхваляетСвященное Писание, говоря, что оно “...полезно для науче_ния, для обличения, для исправления, для наставления вправедности. Да будет совершен Божий человек, ко всяко_му доброму делу приготовлен“ (2 Тимофею 3:16,17).Когда наш Господь обещал нам послать Своего Свя_того Духа, то сказал, что Он не будет говорить от Своегоимени, а только напоминать о чем учил Сам Христос жи_выми словами. Таким образом, обещанный Дух не будетпроизносить новые, ранее не слышанные откровения. Онбудет лишь укреплять в наших сердцах то самое учение,которое дало нам Евангелие Христа.Давайте разберемся в этом. Желающие получитьпользу и благословение от Божьего Духа, должны бытьПознание БОГА-ТВОРЦА23Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 23очень внимательны, при чтении Библии, вникая в то, чтоона говорит.Людям, считающим, что Божьему Духу, стоящему