Осведомленность – Ваше конкурентное преимущество Пресс-досье за 08.07.2011на тему «Медиация» Преподаватели Казахстана сдали сессию на «отлично» - летняя школа «ВЕТА- 2011»………………………………………………………………………………………….…..1 На принципе сотрудничества………………………………………………..……………….1 Способствовать усилению гарантий………………………………………………….…….4 ^ Преподаватели Казахстана сдали сессию на «отлично» - летняя школа «ВЕТА-2011» Казинформ: 07.07.2011Автор: АЙГУЛЬ ТУРЫСБЕКОВААвторские семинары, гостевые лекции и тренинги известных экспертов, бизнес-тренеров, профессиональных коучей прослушали преподаватели экономических дисциплин вузов Казахстана и Центральной Азии в ходе завершившейся сегодня в Алматы в Международной академии бизнеса (МАБ) летней сессии «ВЕТА-2011» (Business Education Teachers Academy).По словам директора Института развития образования МАБ Айгуль Курмангалиевой, отличительной чертой «ВЕТА-2011» была тщательно продуманная программа, которая позволила охватить методики преподавания таких дисциплин, как менеджмент, маркетинг, финансы, и развить навыки системного мышления, медиативных компетенций.Цель - актуализировать знания по преподаваемым дисциплинам, получить авторские материалы известных специалистов для разработки новых курсов. Также слушателям была предложена методика разработки нового дизайна учебных программ дисциплин в контексте компетентностного подхода, к которому в настоящее время переходят все участники Болонского процесса.«Интересными сюрпризами для участников семинара стали специальные мероприятия летней сессии - обучение казахской аэробике «Қара жорға» и презентация инновационного образовательного проекта МАБ «Улытау», - отметила А.Курмангалиева.^ На принципе сотрудничества Юридическая газета: 08.07.2011Автор: АЛЕКСАНДРА СЕРГАЗИНОВА, КОСТАНАЙСКАЯ ОБЛАСТЬВ августе вступит в силу закон РК «О медиации» - об урегулировании спора с помощью независимых лиц - медиаторов.Подробнее о законе рассказывает председатель Костанайского городского суда Асылбек ЖУМАГУЛОВ.-Асылбек Файзрахманович, любой спор в суде - это конфликт. В чем же преимущества медиации перед судебным разрешением?-Судья должен строго придерживаться буквы закона, а в службе медиации помимо юристов с вами поработают конфликтологи и психологи. Морально-психологический климат будет другим, спор перейдет в двухстороннее соглашение.В суде дело автоматически распределяется, а при медиации вы можете сами выбрать себе медиатора. В суде взаимоотношения строятся на принципе состязательности, а в медиации действует принцип сотрудничества.Кроме того, если вы достигли соглашения с помощью медиатора, то вам будет возвращена государственная пошлина, которую вы оплатили при подаче заявления в суд. А это значительная сумма по некоторым суммовым искам.-Институт примирения сторон на практике существует давно, зачем необходим Закон о медиации?Действительно, поиск альтернативных уголовному преследованию процедур для нашего государства не нов. С 1 января 1998 года, со времени введения в действие нового Уголовного кодекса, действует институт примирения сторон, применяемый по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также по делам о тяжких преступлениях, если они не связаны с причинением смерти или тяжкого вреда здоровью и впервые совершены несовершеннолетними. И это возможно не только по делам частного обвинения, но и частно-публичного, где досудебное процессуальное производство по делу осуществляется органами уголовного преследования. Судами нашей области все это применяется широко. В нашем государстве предусмотрено и действие института деятельного раскаяния (и как обстоятельства, смягчающего ответственность, и как условия освобождения от ответственности за сотрудничество с правоохранительными Органами). Медиация как процедура действует в первую очередь в интересах граждан, например, подготовка заявления в суд требует соблюдения процессуальных требований, вся процедура здесь подчинена процессуальным нормам, процессуальным срокам - в суде два месяца, а в медиации один месяц отводится для урегулирования конфликта. Сроки в суде могут затянуться из-за возможного обжалования, да и процедура исполнения решения не всегда быстрая и удовлетворительная, а в медиации исполнение будет основано на принципе добровольности.-Все ли вопросы можно будет отрегулировать путем медиации?-Медиация касается только споров между частными лицами. Законом установлен запрет на применение медиации по спорам, если они затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, лиц, признанных судом недееспособными, в случаях, когда одной из сторон является государственный орган, а также по уголовным делам о коррупционных преступлениях и иных преступленях, касающихся интересов государственной службы и государственного управления. Если вы урегулировали спор до обращения в суд, то ваше соглашение будет расцениваться как сделка, неисполнение которой повлечет ответственность по закону.На любой стадии вы можете отказаться от медиации и подать заявление в суд.Если вы уже обратились в суд, то судья наряду с предложением заключить мировое соглашение спросит у вас и о желании применить медиацию. В случае заключения договора о медиации дело приостанавливается до предоставления суду соглашения об урегулировании спора. Судья проверяет и утверждает его. Ведь зачастую кто-то нуждается в простом разъяснении закона, от которого никуда не уйдешь в данном споре. Не секрет, что многие женщины, обращаясь в суд о расторжении брака, хотят просто дисциплинировать и припугнуть своих мужей, а не добиться решения о разводе как такового.- Каков порядок, сроки проведения медиации?- Предложение стороне обратиться к медиации может быть сделано по просьбе другой стороны, судом или органом уголовного преследования, в чьем производстве находится уголовное дело. Проведение медиации осуществляется по взаимному согласию сторон и при заключении между ними договора о медиации. Выбор медиатора (или нескольких, по желанию сторон) также осуществляется по взаимному согласию сторон, в то же время организация медиаторовможет рекомендовать кандидатуру (кандидатов), если стороны направили в указанную организацию соответствующее обращение. Сроки проведения медиации определяются договором о медиации. В гражданском процессе она может быть начата как на досудебных стадиях, так и в ходе судопроизводства.В частности, в ходе подготовке дела к судебному разбирательству судья с соблюдением требований ст. 170 ГПК разъясняет сторонам право разрешить спор в порядке медиации. Это же право разъясняется судьей сторонам в числе других прав в начале судебного разбирательства(ст. 185 ГПК), а также при рассмотрении дела по существу (ст. 192 ГПК). К полномочиям суда законом также отнесены вопросы отсрочки, рассрочки или изменения способа соглашения об урегулировании спора в порядке медиации, утвержденного судом. Заключение сторонами договора о проведении медиации является основанием для приостановления производства по гражданскому делу (пп. 7 ст. 242 ГПК). Вместе с тем законом предусмотрено, что медиация по гражданским делам должна быть завершена не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора о медиации. В случаях необходимости по взаимному решению сторон срок проведения медиации может быть продлен до 30 дней, но не более 60 календарных дней в совокупности. Применение медиации возможно и в стадиях апелляционного и кассационного пересмотра дела, если после подачи апелляционных/кассационных жалоб стороны заключили соглашение об урегулировании спора в порядке медиации (ст.ст. 342,383-11 ГПК). Имеются особенности применения медиации в уголовном процессе. Законом внесены изменения в УК, согласно которым лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести (за исключением коррупционных и иных преступлении против интересов государственной службы и государственного управления), подлежит освобождению от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 67 УК) либо может быть освобождено (ч. 2 ст. 67 УК) от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим, в том числе в порядке медиации, и загладило причиненный потерпевшему вред. Как следует из норм закона, применение процедуры медиации возможно только по возбужденным уголовным делам, на досудебной стадии производства либо в судебных стадиях. Однако договор о медиации не приостанавливает производства по уголовному делу, а медиация должна быть осуществлена в установленные уголовно-процессуальным законом сроки досудебного и судебного производства. Полагаем это верным, так как мера пресечения обвиняемому может быть избрана в виде ареста и приостановление уголовного процесса на основании процедуры медиации, возможно, будет осложнять и увеличивать сроки ареста. Нормы УПК о правах подозреваемых, обвиняемых, потерпевших (ст.ст. 68, 69, 75) дополнены правом на примирение в порядке медиации в случаях, установленных законом. Заключение сторонами соглашения об урегулировании конфликта в порядке медиации является основанием для прекращения уголовного дела органом, ведущим уголовный процесс (ст. 51, 269, 307 УПК). При прекращении медиации, проводимой в рамках гражданского и уголовного процесса, стороны обязаны незамедлительно направить в суд либо в орган уголовного преследования: в случае подписания соглашения об урегулировании конфликта - указанное соглашение; в иных случаях - письменное уведомление о прекращении медиации с указанием оснований, предусмотренных Законом.^ Способствовать усилению гарантий Юридическая газета: 08.07.2011Автор: А. АСАННа сегодняшний день предметом первоочередного внимания как государства, так и общества является правовая и судебная реформа, которая предполагает решение кардинальных проблем, связанных с эффективностью судебной системы.Сегодня об этом наш разговор с председателем кассационной судебной коллегии Карагандинского областного суда Н. КАИРБЕКОВЫМ.- Как вы думаете, насколько эффективно проводится судебно-правовая реформа в Казахстане?- Концепцией правовой политики Республики Казахстан, принятой в 2002 году, были определены основные направления развития правовой системы страны на период до 2010 года. За прошедшие годы принят ряд важнейших законодательных актов, способствующих поступательному развитию государственных и общественных институтов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана.В результате реализации Концепции правовой политики и проводимых реформ судебная система также достигла определенных успехов.На конституционном уровне придан импульс новому этапу судебно-правовой реформы, направленному на укрепление независимости судов при отправлении правосудия. На законодательном уровне разрешены вопросы независимости судей от исполнительной власти, гарантии несменяемости судей, иммунитета, созданы необходимые социальные гарантии.В настоящее время в стране созданы и успешно функционируют специализированные экономические, административные суды, начали работать специализированные суды по уголовным делам, к подсудности которых отнесены уголовные дела по особо тяжким преступлениям, в том числе они рассматривают дела с участием присяжных заседателей, чем обеспечивается доступ к правосудию населения. Действует специализированный финансовый суд в г. Алматы, впервые на постсоветском пространстве созданы ювенальные суды в городах Астана и Алматы. В ближайшей перспективе ожидается создание повсеместно в областях специализированных ювенальных судов. Обсуждаются вопросы создания налоговых и других специализированных судов.- Какова роль кассационной судебной коллегии в отправлении правосудия?- В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, кассационная судебная коллегия - это суд, рассматривающий в кассационном порядке гражданские и уголовные дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу решения, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанции по гражданским делам, а также приговоры и постановления с участием присяжных заседателей и приговоры апелляционной судебной коллегии.За I квартал 2011 года кассационной судебной коллегией рассмотрено по жалобам и протестам 401 гражданское дело, при этом отменено 31 постановление и 1 определение апелляционной инстанции, изменено 18 постановлений апелляционной инстанции. В кассационном порядке было отменено 17, изменено 8 решений суда первой инстанции.В кассационной коллегии за I квартал текущего года восстановлено три отмененных и два измененных в апелляционной инстанции решения первой инстанции.Значение кассационного рассмотрения обжалованных судебных решений и приговоров, постановлений и определений судов первой и апелляционной инстанции, не вступивших в законную силу, заключается в том, что суд кассационной инстанции обращает внимание указанных судов на допущенные ими ошибки при рассмотрении и разрешении конкретных дел, указывает на пути их устранения и тем самым способствует соблюдению законности, осуществлению защиты прав, свобод граждан, правильному пониманию и применению законов и формированию единообразной судебной практики.- То есть вы считаете, что нынешняя трехзвенная схема в судебной системе более состоятельна, чем ранее существовавшая структура?- В свете динамики развития страны, процессов модернизации и необходимости обеспечения соответствия национальной судебной системы международным стандартам, возможно, введение нынешней трехзвенной схемы в судебную систему было логично.Однако на сегодняшний день многие юристы-практики считают, что данная схема не состоятельна, поскольку на практике апелляционная судебная коллегия дублирует функции суда первой инстанции, в свою очередь, дела, обжалованные в надзорном порядке, увеличили нагрузку судебных коллегий Верховного Суда РК. Поэтому в своем большинстве они склоняются к мнению, что ранее существовавшая схема была более состоятельной.- А какие цели и задачи ставятся на перспективу развития судебной системы?- Главным стратегическим документом,определяющим долгосрочные направления и приоритеты развития судебной системы страны, является Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденный Указом Президента РК 24.08.2009 года, для реализации которой Верховным Судом РК разработан Стратегический план Верховного Суда Республики Казахстан (судебной системы) на 2011-2015 годы, в котором определены стратегические направления, цели, задачи, показатели результатов деятельности Верховного Суда РК и всей судебной системы.Согласно п. 1 ст. 77 судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону.Данный принцип закона означает, что к суду предъявляются объективные требования беспристрастности, согласно которым обе стороны имеют равное процессуальное положение.Исходя из этого судебная система ставит в перспективном плане на 2011-2015 годы цель - повышение уровеня независимости и беспристрастности судебной системы.Перспективы развития судебной системы также связаны с возможностью поэтапного расширения пределов судебного контроля в досудебном производстве, на стадии предварительного следствия и дознания. В частности, предусматривается передача в компетенцию суда полномочий по санкционированию отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, например, санкционирование залога в качестве меры пресечения, наложение ареста на имущество, обыск, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемки, перехват сообщений, прослушивания и записи переговоров и разговоров.Развитие системы государственного управления в Казахстане неразрывно связано с правовым обеспечением административной реформы. Поэтому Концепция правовой политики предусматривает также и развитие административного права. Так, согласно Концепции, законодательство об административных правонарушениях должно быть максимально направлено на восстановление нарушенных прав, предупреждение правовых конфликтов в обществе административно-правовыми мерами. При этом при формировании административно-правовых санкций должен неукоснительно соблюдаться принцип их соразмерности степени общественной опасности и характеру правонарушения. Вместе с тем следует выработать четкую концепцию разграничения полномочий между судом и внесудебными инстанциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, то есть о соотношении судебного и внесудебного порядка рассмотрения административных дел.- Какие еще направления развития судебной системы наиболее важны сегодня?- Другим важным направлением является развитие административно-процессуального права, вершиной которого стало бы принятие Административного процессуального кодекса.Также в данном контексте рассматривается вопрос об административной юстиции, разрешающей споры о праве, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией).Одной из важных задач национального права является обеспечение модернизации системы государственного финансового контроля и налогообложения, поскольку именно контрольная деятельность государства в сфере финансов является одним из действенных инструментов, обеспечивающих эффективность процесса управления государственными активами и, прежде всего, финансовыми ресурсами. В контексте данного вопроса Концепцией предусматривается создание специализированных налоговых судов.Развитие гражданско-процессуального права также является одной из первоочередных задач, закрепленных в Концепции, которыми предполагается:1) дальнейшее расширение сферы упрощенного порядка гражданского судопроизводства, в том числе путем расширения сферы применения приказного производства, а также упрощение судопроизводства по делам, подсудным специализированным судам;2) оптимизация стадии подготовки дела к судебному разбирательству в целях обеспечения быстрого рассмотрения и разрешения гражданских дел; 3) определение путей и способов обеспечения доступности правосудия, позволяющего гражданам более полно осуществить реализацию своего права на судебную защиту; 4) нормативно-правовое закрепление принципов справедливости, беспристрастности, расширение действия принципов состязательности, а также восстановление принципа непрерывности судебного разбирательства по гражданским делам; 5) определение подсудности дел специализированным судам на основе перехода от исключительно субъективного принципа определения подсудности к субъектно-предметному принципу, то есть с учетом категорий субъектов, вовлеченных в орбиту судопроизводства, и в зависимости от характера правоотношения; 6) расширение возможностей реализации судом апелляционной инстанции полномочий по принятию нового решения по делу (пересмотру дела по существу) в целях ускорения окончательного разрешения дела и обеспечение реализации права на обжалование судебных актов;7) исключение излишней формализованности судопроизводства по гражданским делам, в том числе относительно видов, структуры и содержания судебного решения;8) закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частноправовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) как в судебном, так и внесудебном порядке, в том числе обязательности обсуждения возможности использования мер примирительных процедур при подготовке дела к судебному разбирательству, а также развитие внесудебных форм защиты гражданских прав.- Как обстоит дело с приведением уголовного закона в соответствие с международными нормами?- Это очень важный вопрос. Речь, в частности, идет не только о декриминализации, но и об обратном процессе - о криминализации определенных видов правонарушений, а также введении уголовной ответственности юридических лиц за некоторые категории преступлений, в том числе за экологические, экономические и коррупционные преступления.Одним из ключевых вопросов нововведений является четкое разграничение компетенции и освобождение правоохранительных органов и судебной системы от несвойственных им функций, оптимизация системы расследования уголовных дел и в целом повышение эффективности правоохранительной деятельности.В последнее время часто поднимается вопрос о введении института помощников судей, что заметно облегчило бы нагрузку на судей, поскольку помощник судьи выполнял бы не менее важные и занимающие значительное время обязанности судьи по всестороннему и полному изучению дела, поиску нормативных актов, необходимых для применения по делу, составлению проекта судебного решения и т.п. В настоящий момент данный вопрос находится на стадии обсуждения.Ожидается, что эти новеллы положительно скажутся на эффективности отправления правосудия, дальнейшем укреплении правовых институтов государства, обеспечении законности и правопорядка и тем самым будут способствовать усилению гарантий защиты конституционных прав граждан и доступа к правосудию.