Реферат по предмету "Разное"


9. Предпосылки формирования и оформление психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.)

ТЕМА 9. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (вторая половина XIX в.) 9.1. Общая характеристика состояния общественного развития и состояния научного знания в середине и второй половине XIX века 9.2. Развитие философских идей и общественно-исторической мысли и их значение для развития психологического знания 9.3. Предпосылки формирования научной психологии в различных областях естественнонаучного знания 9.4. Формирование и развитие экспериментальных разделов и прикладных областей психологии 9.5. Оформление психологии как самостоятельной области научного знания ^ 9.1. Общая характеристика состояния общественного развития и состояния научного знания в середине и второй половине XIX века Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии, но и всей европейской науки. Этот период характеризуется во всей Европе возрастанием появившегося в первой половине века интереса к естественно-научным проблемам. Развивающаяся техника и потребности производства показали первостепенную важность всех знаний, касающихся материальной природы. Рост промышленного производства, интенсификация общественной потребности в научных знаниях, интеграция усилий ученых разных специальностей в комплексном решении конкретных проблем способствовали повсеместному развитию естественных наук.          В свою очередь, успехи физики и химии дали могучий толчок всему комплексу анатомо-физиологических наук, способствовали прогрессу медицины, психиатрии, биологии. Патологическая анатомия и гистология достигли необычайного расцвета, прежде всего благодаря работам Вирхова. Бурно развивалась наука о развитии зародыша - эмбриология, и одновременно стали на очередь вопросы генетики и эволюции во всех областях знания. Достижения в познании живой материи способствовали интенсификации интереса и к самому человеку как объекту познания. Многим казалось, что мечты Декарта (Хрестомат. 9.1) и Ламетри - объяснить животный организм от начала до конца как механистическую систему близки к полному осуществлению.          Все это происходило на фоне и значительных политических изменений. К середине XIX в. Франция потеряла свое лидирующее положение в Европе. Объединение Германии под эгидой Пруссии, проводимое Бисмарком, привело к тому, что именно Германия становится главной индустриальной, экономической и военной силой в Европе. Закономерным следствием усиления Германии было то, что немецкая наука и образование также развивались бурными темпами и, в свою очередь, оказывали все большее влияние на развитие европейской науки. Очень скоро центр европейской науки перемещается в Германию. И если XVIII и первая половина XIX вв. прошли под знаменем французской науки, то во второй половине XIX в. приоритет, по крайней мере в области естественно-научного знания, получил немецкую направленность.          Естественно-научные концепции и методы все более активно применяются в смежных с психологической проблематикой областях. Эксперимент как метод познания все глубже проникает в разные области знания. Утверждение идеи о мозге и нервной системе как материальной основе психики, развитие и распространение материалистических идей в области философского познания мира и человекознания, интерес ученых-естественников к психологической проблематике способствовали формированию идеи о том, что и при изучении психических явлений следует более широко и активно использовать методологию и методы естественных наук. Важным и необходимым условием при этом являлось то, что к середине XIX в. сами естественные науки достигли такого уровня развития, что их результаты могли быть активно восприняты другими научными дисциплинами. В таких областях знания, как нервно-мышечная физиология, физиология органов чувств, анатомия и физиология головного мозга, физическая оптика и акустика, астрономия и биология, психиатрия и неврология были получены результаты, позволяющие более объективно подойти к пониманию и исследованию психических явлений, в частности решать задачи: изучения психических проявлений человека на основе экспериментальной методологии при планировании и проведении исследований; использования в психологических исследованиях приборных (аппаратурных) методик и экспериментальных процедур, позволяющих количественно измерить психические феномены; применения математических методов при обработке полученных эмпирических данных; использования достижений смежных научных дисциплин (в первую очередь физиологии) при интерпретации полученных результатов. Все это послужило одновременно и предпосылкой, и основанием формирования экспериментальных разделов психологии; способствовало повышению объективности и доказательности психологических исследований, превращению психологии в конечном итоге в самостоятельную область экспериментального научного знания, со своим предметом, совокупностью методов и проблематикой.          Какие же конкретные факты и достижения научного познания второй половины XIX в. наиболее ощутимо повлияли на формирование психологии как подлинно научной дисциплины?^ 9.2. Развитие философских идей и общественно-исторической мысли и их значение для развития психологического знания В предыдущей теме уже был рассмотрен ряд философских концепций первой половины века, в первую очередь немецких философов, повлиявших на развитие психологического знания. С учетом того, что творчество многих ученых и влияние их идей не может быть отнесено только к первой или только второй половине века, в силу условности этого разделения и хронологических рамок научной деятельности самих ученых, остановимся на ключевых философских идеях данного периода и их значении для развития психологии.          В философии этого периода, как и на протяжении всей истории философии, четко обозначились две философские линии - субъективно-идеалистическая и диалектико-материалистическая. Первая линия получила отражение в начавшей оформляться еще в первой половине века позитивистской системе взглядов, представленной в работах французского философа О. Конта (1798-1857), иррационализме и волюнтаризме немецкого философа А. Шопенгауэра (1788-1860), а вторая наиболее ярко отразилась в материалистическом учении русских революционных демократов В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), А.Н. Добролюбова (1836-1861), Н.Г. Чернышевского (1828-1889) и теории К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895).          Идеи философского позитивизма (http://nrc.edu.ru/ph/r3/index.html) были представлены уже в работах Юма и Деламбера, но систематически изложены О. Контом в его шеститомном "Курсе позитивной философии" (1830-1842). Позитивизм исходит из "позитивного", т.е. фактического, опирающегося на конкретные данные и факты знания и им ограничивает свое исследование. Он провозглашает принципиальную непознаваемость сущности и причин явлений и требует от научного мышления ограничиться лишь непосредственно наблюдаемыми фактами и их постоянными зависимостями. Любые метафизические построения рассматриваются в этом случае как теоретически неосуществимые и практически бесполезные. Что же характеризует взгляды этого ученого? Конт критикует интроспективный метод; считает, что психические явления как объект позитивистски ориентированного исследования должны изучаться физиологией и социологией (поэтому в разработанной им классификации позитивных наук психологии вообще нет места); предлагает изучать явления сознания лишь в виде доступных объективному описанию фактов социальной жизни, реализующейся во взаимоотношениях и взаимодействии людей; указывает на общение как один из детерминирующих факторов психического (эта идея Конта оказала впоследствии влияние на формирование социальной психологии); научное мышление, по его мнению, должно ограничиваться непосредственно данными феномена (что приводило к агностицизму и субъективизму). Последняя идея Конта была использована сторонниками субъективного метода познания психического, считавшими, что только факт сознания и является непосредственно познаваемым данным. Впоследствии позитивистские идеи получили свое развитие в эмпириокритицизме Э. Маха и Р. Авенариуса.          ^ А. Шопенгауэр в своем произведении "Мир как воля и представление" (1819), противопоставляя знание и волю, последнюю рассматривал как сущность мира, как бесцельно действующее начало. Она выступает как внутренняя сущность познающего субъекта, да и все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что может быть обозначено как воля в нас. Бессознательность воли выводит ее за границы не только сознания (как это было в предшествующих трактовках бессознательного, идущих от Лейбница), но и за рамки интеллекта, превращая тем самым в иррациональную первопричину и природы, и жизни и поведения человека. Идеи Шопенгауэра о бессознательности волевого начала получили впоследствии развитие в некоторых психологических концепциях, например З. Фрейда.          Для творчества русских революционных демократов, живших в условиях резкого обострения социально-классовых противоречий в России, основная задача состояла в обосновании антропологического принципа в понимании природы человека. По мнению Н.Г. Чернышевского, в соответствии с этим принципом на человека следует смотреть как на "одно существо, имеющего только одну натуру, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма от головы до ног включительно, или, если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особого органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом" (Чернышевский Н.Г., 1974. С. 292). Тем самым утверждалась идея о единстве человеческой природы, устранялся базовый тезис идеалистического учения о том, что сознание - это есть проекция какой-то другой натуры, которая может быть понята лишь путем анализа внутреннего опыта на основе интроспекции. Статья Чернышевского "Антропологический принцип в философии" (1860), в которой обосновывалась идея о принципиальной неотделимости психических актов от явлений, изучаемых естествознанием, ни со стороны сущности, ни со стороны познаваемости, вызвала критику философа-идеалиста П.Д. Юркевича (1827-1874). С точки зрения Юркевича, нравственные науки и философия, как и другие науки о человеческом духе (например, психология), обладают внутренней спецификой, а потому ни в коей мере не могут превратиться в подвид естествознания. При этом он указывал, что "...нравственные науки, следовательно, и психология, имеют ныне такое же совершенство, как, например, химия. И это произошло оттого, что 1) в нынешнем своем положении естественные науки "дают много материала для точного решения нравственных вопросов", 2) "передовые люди стали разрабатывать нравственные науки при помощи точных приемов, подобных тем, по каким разрабатываются естественные науки" (Юркевич П.Д., 1990. С. 100). Эта полемика вызвала пристальный интерес всей научной общественности России и знаменовала собой этап острого противостояния детерминистического и индетерминистического подходов в понимании природы психического.А.И. Герцен в своих "Письмах о природе" развивает следующие положения: подчеркивает, что человек это часть природы, а его сознание - продукт исторического развития; обосновывает идею о качественном своеобразии психики человека и ее отличии от психики животных как следствии исторического развития человека; считает, что предметом психологии является соотношение нравственной и физической сторон в человеке; показывает, что психология, отправляясь от физиологии, должна вместе с тем опираться и на философию, и на историю; указывает на социально-историческую обусловленность высших проявлений личности и воли. Таким образом, оценивая взгляды русских революционных демократов, следует согласиться с мнением В.А. Якунина, что их философско-психологические взгляды "оказали непосредственное влияние на передовых естествоиспытателей России - анатомов, физиологов, психиатров", а философско-материалистические тенденции, на которых основывалась русская научная психология, позволили занять России "передовые позиции в общемировом развитии психологии и в преобразовании ее в экспериментальную науку" (Якунин В.А., 1998. С. 248).          Однако наиболее фундаментальные основы диалектико-материалистического учения о психике и сознании были изложены Марксом и Энгельсом. Маркс развивал представление о человеке как субъекте исторического творчества. В соответствии с этим представлением, для того, чтобы исследовать психические явления в их полноте и объективно, необходимо выйти за рамки не только внутреннего опыта, "внутреннего пространства" сознания, но и за пределы реальных контактов организма с окружающей средой в область исторических связей личности с миром развивающейся культуры. Тем самым исследование психического выводилось не только за рамки субъективной, но и биологически ориентированной объективной психологии. По Марксу, сущность человека - это совокупность всех общественных отношений, поэтому человек не просто должен адаптироваться к окружающей ситуации, но и активно видоизменять эти отношения, преобразуя тем самым и самого себя.          Творчески переработав диалектику Гегеля с позиций материалистического учения, Маркс, таким образом, создал теорию диалектического материализма, в соответствии с которой диалектика выступает внутренней закономерностью всего происходящего, в том числе и психических явлений. Именно марксистский диалектический материализм впоследствии стал выступать философской основой многих конструктивных подходов в интерпретации природы и механизмов функционирования психики.^ 9.3. Предпосылки формирования научной психологии в различных областях знания 9.3.1. Анатомия, физиология, медицина 9.3.2. Биология 9.3.3. Педагогика и языкознание ^ 9.3.1. Анатомия, физиология, медицина В середине XIX в. развитие физиологии было тесно связано с важнейшими открытиями и обобщениями в области физики, химии, биологии. На их основе были разработаны новые методы и приемы физиологического эксперимента.          К середине XIX в. были получены данные, свидетельствующие о том, что все-таки именно мозговая деятельность определяет функционирование психики. Безусловно, сам процесс обоснования этого вывода носил длительный и многоаспектный характер. Многие исследователи внесли свой вклад в утверждение данной идеи как окончательной истины. Уже были рассмотрены достижения анатомов и физиологов первой половины XIX в. в этой области.          Чуть позже, в 1861 г., французский анатом ^ Поль Брока в ходе клинических исследований выделил ряд зон головного мозга, отвечающих за конкретные психические функции. В частности, по результатам клинических исследований он дал описание мозга больного, который не мог говорить, хотя и понимал устную речь. После смерти больного Брока смог получить точную информацию о пораженной зоне мозга. Ученый первым показал, что моторная речь, т.е. двигательные координации, результатом которых является произнесение слов, связаны с задней третью нижней лобной извилины левого полушария. Брока утверждал, что эта зона является "центром моторных образов слов" и что повреждение в этой зоне ведет к особому виду нарушения экспрессивной речи, которое он первоначально назвал "афемией"; позже это нарушение получило название "афазия", как оно и называется в настоящее время. Тем самым, по его мнению, был открыт центр речи, что позволило ученому обосновать вывод о том, что все интеллектуальные функции локализуются в строго определенных зонах мозга. Открытие Брока представляло собой первый случай, когда сложная психическая функция, подобная речи, была четко локализована на базе клинических наблюдений. Опираясь на этот вывод, Э. Экснер в 1861 г. открывает "центр письма", А. Бастиан в 1869 г. - "центр зрительной памяти", Ж. Шарко в 1887 г. - "центры понятий", в 1874 г. Карл Вернике - центр сенсорных образов слов, или центр понимания устной речи. В 1870 г. немецкий невропатолог Густав Фритч и швейцарский психиатр Фердинанд Гитциг обнаружили, что при раздражении током некоторых областей боковой части мозга на противоположной стороне тела возникают движения. Тем самым ими были открыты двигательные центры в коре головного мозга. К 1880-м гг. неврологи и психиатры начали создавать "функциональные карты" коры головного мозга. Создавалось впечатление, что проблема отношений между структурой мозга и психической деятельностью уже решена.          Однако параллельно с локализационными подходом и соответствующими открытиями развивалась и идея о мозге как целостной интегрированной системе. Французский физиолог и медик М-Ж-П. Флуранс (1794-1867), член-корреспондент Российской академии наук по разряду зоологии и физиологии Отделения физико-математических наук, в ходе экспериментальных опытов по удалению и угнетению отдельных участков мозга птиц (ученый считается одним из авторов метода экстирпации в изучении мозга) подтвердил положение, обоснованное еще во второй половине XVIII в. А. Галлером, о том, что мозг представляет собой не совокупность автономных органов, отвечающих за какую-либо психическую способность, а есть единое целое без четкой специализации, и пришел к выводу, что мозг эквипотенциален, т.е. все его участки в равной мере причастны к любой из психических функций. Профессор Страсбургского университета Фридрих Гольц (1834-1902), проводя опыты над собаками с удаленной лобной корой и наблюдая за тем, как они ели, находили пищу, реагировали на служителей, управляли своими движениями, выполняли команды, пришел к выводу, что у этих собак нарушается поведение в целом. Эти опыты подтверждали выводы Флуранса об эквипотенциальности мозга. Тем самым, в противовес локализационизму, обосновывался взгляд на мозг как на единую динамическую систему, функционально однородную мозговую массу, а внимание ученых все более стали привлекать компенсаторные возможности мозга. Для психологии значение исследований Флуранса состоит в том, что они впервые экспериментально выявили зависимую связь психических явлений с мозгом. Поэтому его с полным основанием можно считать одним из основоположников современной экспериментальной нейропсихологии.          Английский невролог Хьюлингс Джэксон (1835-1911) высказывает в 1864 г. принципиально новую, по сравнению со сторонниками локализационизма, идею о мозговой организации психических процессов. По его мнению, мозговая организация психических процессов бывает различной в зависимости от сложности психического процесса. Идеи Джэксона возникли на основе наблюдений, которые шли вразрез с локализационной теорией Брока. В своих исследованиях двигательных и речевых нарушений Джэксон установил, что ограниченные повреждения отдельной зоны мозга никогда не вызывают полной потери функции. Возможны, казалось бы парадоксальные, случаи, которые никак не согласовывались с концепцией узкого локализационизма. Например, больной не мог выполнить просьбу "Произнесите слово "нет", хотя и пытался сделать это. Однако несколько позже в состоянии аффекта больной мог сказать: "Нет, доктор, я не могу сказать "нет". Объяснение таким парадоксам, когда произнесение слова одновременно и возможно, и невозможно, Джэксон находил в том, что все психические функции имеют сложную "вертикальную" организацию. Согласно Джэксону, каждая функция представлена на трех уровнях: на "низком" уровне - в спинном мозге, или стволе; на "среднем" - сенсорном, или моторном, уровне коры головного мозга; на "высоком" уровне - в лобных долях мозга. Он рекомендовал тщательно изучать уровень, на котором осуществляется конкретная функция, а не искать ее локализацию в одной определенной зоне мозга. Джэксоновская система взглядов интегрируется в то философское течение, которое называется биологической философией, органической теорией общества или органицизмом. В соответствии с ним, человеческое общество уподобляется биологическому организму, структура общества рассматривается как аналогичная структуре организма, да и в целом подчеркивается, что "жизнь есть результат организации" (П. Жанэ). Наиболее выдающийся представитель "органицизма" и предшественник Дарвина философ-эволюционист Герберт Спенсер (1820-1903) оказал несомненное влияние на ученого. Джэксон вывел принципы своей нейробиологии (с ее основной идеей о том, что существует эволюция, идущая от бессвязной однородности к связной неоднородности) именно из работы Герберта Спенсера "Принципы психологии" (1854).          Таким образом, в решении проблемы локализации психических функций в XIX в. выделяется два противоположных направления - аналитическое и синтетическое. Представители первого выступали за отнесение отдельных психических функций к определенным мозговым структурам, сторонники другого, наоборот, рассматривали различные психические явления как функцию всего мозга. Общая ошибка обоих направлений (которые по своей сути были психоморфологическими) состояла в том, что психические функции проецировались непосредственно на мозг и мозговые структуры, минуя функциональный уровень анализа его работы. Между тем, и это будет доказано выдающимся русским ученым И.М. Сеченовым, связь психического со структурой мозга всегда опосредована физиологической деятельностью.          Следует отметить, что многие открытия середины - второй половины XIX в. в области анатомии головного мозга, нервно-мышечной и сенсорной физиологии, не являясь, по сути, психологическими, тем не менее оказывали существенное влияние на развитие психологических идей.          Так, в 1848 г. известный германский физиолог Э. Дюбуа-Реймон, используя в ходе экспериментов электрический ток, подтвердил существование разности потенциалов между поврежденным и неповрежденным участками невозбужденной мышцы или нерва, и выявил феномен "отрицательного колебания", впоследствии названного "потенциалом действия" ("ток повреждения" уменьшается при возбуждении). Тем самым были заложены основы электрофизиологии, сыгравшей большое значение в понимании психофизиологических процессов.          Немецкий физиолог ^ Карл Людвиг (1816-1895), создатель и руководитель Физиологического института в Лейпциге, издает в 1852-1856 гг. двухтомный учебник по физиологии, в котором жизненные процессы впервые строго и систематически рассматривались с физико-химической точки зрения, подготавливая тем самым использование и при изучении психической деятельности методики и методологии естественных наук.          В 1875 г. английский врач Р. Катон открывает факт генерации электрического тока самим мозгом, и, таким образом, появляется возможность фиксировать электрическую активность мозга и соотносить ее с психической активностью человека и животного.          В конце 60-х гг. XIX в. К. Гольджи обосновывает идею о сетевидном строении нервной системы, которое совпадало с традиционным представлением о принципах работы сознания в ассоциативной психологии. А в 1890 г. испанский нейрогистолог С. Рамон-и-Кахаль открывает наличие дендритов, отростков у нервных клеток (подготавливая тем самым развитие представлений о синаптических взаимосвязях между нейронами) и создает учение о нейроне как морфологической (структурной) единице нервной системы (1894). Это приводит к активизации поисков и первоэлемента психической деятельности.          Французский ученый К. Бернар (1813-1878) разрабатывает концепцию о постоянстве внутренней среды организма - гомеостазе. В ее основе лежала идея о том, что все клетки организма существуют в особой системе, которую он обозначил как внутренняя среда и которая состоит из крови, лимфы, межклеточной жидкости. Эта среда сохраняет свое постоянство и борется за него вопреки действию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Тем самым утверждался принцип саморегуляции в живых системах, зарождалось объяснение процессов, протекающих в организме (в том числе и психических), на основе не механического, а биологического детерминизма.          Значителен был вклад в развитие естественно-научных основ психологии как науки и отечественных неврологов, физиологов и врачей: И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Н.О. Ковалевского, Н.Е. Введенского, И.Р. Тарханова и др. Они были хорошо знакомы с исследованиями европейских специалистов, многие из них проходили научную практику, стажировались и работали в ведущих научных центрах Европы. Эти исследования концентрировались в основном в Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии (под руководством И.М. Сеченова и И.Р. Тарханова) и на медицинском факультете Казанского университета (под руководством Ф.В. Овсянникова и Н.О. Ковалевского).          Например, на медицинском факультете Казанского университета в 1855-1857 гг. была выполнена работа Ф.В. Овсянникова и Н.М. Якубовича "Микроскопическое исследование начала нервов в большом мозгу". Это исследование получило всемирное признание и было удостоено Монтионовской премии Парижской Академии наук как одно из основополагающих исследований по гистологическому строению нервной системы. В работе впервые было доказано, что черепные нервы делятся на двигательные, чувствительные и смешанные. А в 1873 г. в физиологической лаборатории при факультете был открыт новый тип рефлекса - периферический, или местный, рефлекс и было доказано, что местом передачи рефлекторных движений, помимо спинного мозга, может служить и периферический нервный узел (Н.М. Соковнин, В.М. Рожанский).          В период всеобщего интереса к учению о локализации функций в коре головного мозга Н.О. Ковалевский публикует статью "Современное состояние вопроса о происхождении мозговых извилин" (1886), где развивалась идея о необходимости комплексного изучения мозга. Он выражал уверенность, что микроскопические исследования извилин в разные периоды развития и у различных животных позволяют построить "более совершенную гипотезу относительно происхождения мозгового рельефа".          В 80-е гг. XIX в. в лаборатории было положено начало изучению функций коры больших полушарий головного мозга. Для проведения исследований Ковалевский приглашает молодых талантливых ученых, создающих новые направления в физиологии. Так, в 1884 г. по его приглашению на кафедру психиатрии прибыл В.М. Бехтерев, в то время приват-доцент Военно-медицинской академии в Петербурге. Бехтерев изучал вопросы корковой регуляции деятельности внутренних органов, положив тем самым начало кортико-висцеральному направлению в физиологии. Им описаны нервные центры зрачка, мочевого пузыря, некоторых отделов желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. В казанский период (1884-1893) В.М. Бехтерев приступил к изучению структуры проводящих путей в спинном и головном мозге, им была сконструирована модель проводящих путей, которая сегодня хранится в музее медицинского университета. В.М. Бехтерев создал журнал "Неврологический вестник", который он редактировал совместно с Н.А. Миславским почти до 1917 г. В журнале, наряду со статьями по неврологии, невропатологии и психиатрии, печатались экспериментально-физиологические исследования из лаборатории Миславского (в 1891 г. возглавившего физиологическую лабораторию Казанского университета). В 1885 г. В.М. Бехтерев организовал психофизиологическую лабораторию при кафедре нервных и душевных болезней Казанского университета. Это была первая в России и вторая в Европе (после лаборатории В. Вундта) лаборатория, где впервые в нашей стране начались исследования по экспериментальной и клинической психологии, велись поиски объективных методов изучения психической деятельности. Были проведены психометрические исследования на здоровых и душевнобольных людях. Изучали влияние умственного утомления на психику учащихся, определяли влияние "нервно-психического тона" (настроения) на скорость зрительного восприятия и вегетативные показатели. И несмотря на то, что в 1893 г. Бехтерев был приглашен на должность заведующего кафедрой душевных болезней в Петербургскую медико-хирургическую академию, деятельность лаборатории продолжалась до 1911 г.          Анатомо-физиологические исследования головного мозга, равно как и опыты в нервно-мышечной и сенсорной физиологии, явились важным условием для перевода умозрительной психологии на естественно-научные рельсы, предпосылкой объективного изучения психики животных и человека.          Благодаря И.М. Сеченову, В.М. Бехтереву, И.П. Павлову и их предшественникам в Европе, было твердо установлено, что мозг есть орган психики и поэтому все рассуждения о психических явлениях вне связи с мозгом, функцией которого они являются, становились бесплодной мистикой. 9.3.2. Биология Важным источником формирования естественно-научных основ психологии явилось эволюционное учение Чарльза Дарвина (1809-1882). В 1859 г. в свет выходит его книга "Происхождение видов путем естественного отбора", вероятно, самая значительная работа в области биологии вплоть до настоящего времени. В ней Ч. Дарвин устанавливает основные факторы биологической эволюции - изменчивость, наследственность и отбор.          Согласно Ч. Дарвину, исходными факторами биологической эволюции являются индивидуальная, филогенетическая изменчивость и наследование приобретенных в онтогенезе признаков. Однако явления изменчивости и наследственности еще не объясняют в полной мере действительных причин биологической эволюции. Изменчивость сама по себе не несет какой-либо целесообразности, поскольку происходящие изменения могут быть для организма как полезными, так и вредными. Наследственность, в свою очередь, закрепляет и фиксирует лишь то, что доставляет ей изменчивость. Поэтому стояла задача найти реальную движущую силу биологического прогресса. Такой движущей силой, по мнению Дарвина, выступает механизм отбора и борьба за существование. Принцип естественного отбора заключается в том, что из массы живых форм, нарождающихся в геометрической прогрессии, сохраняются только те, которые оказываются наиболее приспособленными к условиям жизни. Следовательно, отбор предполагает сохранность и накопление таких признаков, которые обеспечивают организму выживание и наилучшее существование. Естественный отбор, или сохранение полезных организму признаков, происходит в борьбе за существование. Она представляет собой сложные внутри- и межвидовые отношения организмов. Борьба организмов за жизнь внутри вида, межвидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями природы - вот факторы, заставляющие организм приобретать и удерживать только такие признаки, которые необходимы для приспособления к условиям внешней среды и сохранения жизни.          Выяснив факторы биологической эволюции (изменчивость, наследственность и отбор), Ч. Дарвин должен был теперь объяснить причины многообразия видов растений и животных. На основе наблюдений за животными, живущими в естественных условиях жизни, а также, опираясь на опыты по селекции растений и животных, Ч. Дарвин пришел к выводу, что для выживания организму выгоднее всего отличаться, а не быть похожим на другое существо: из прогрессивно размножающихся живых форм остаются только те, которые более всего различаются, а все промежуточные формы обречены на гибель и вымирание. Таким образом, ученым впервые было дано научное обоснование эволюции живых организмов во времени и пространстве.          Эволюционное учение Дарвина оказало существенное влияние на развитие не только всей биологической науки, но и психологии.          Прежде всего, теория Ч. Дарвина внесла в психологию генетический принцип, сыгравший исключительное значение в дальнейшем ее развитии. С генетическим подходом связаны наиболее важные открытия, которые были сделаны как в психологии, так и в примыкающих к ней науках. Распространение эволюционистских представлений на область сознания ознаменовало сближение психических и органических явлений с точки зрения их реального биологического родства. Психология стала заимствовать детерминистские идеи уже не у механики, а у эволюционной биологии, под влиянием которой был выдвинут ряд важных для психологии проблем, таких как адаптация к среде, филогенетическая обусловленность функций, индивидуальные вариации, роль наследственности, преемственность в развитии между психикой животных и человеческим сознанием, соотношение структуры и функции и др.          Был обоснован новый подход в трактовке психических явлений. Теперь психика животных и человека стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности организма, обеспечивающая приспособление его к внешним условиям среды. Психические явления рассматривались Ч. Дарвином как орудие приспособления организма к среде. Сами приспособительные акты, за которыми стоят психические явления, не могут быть поняты без того, чтобы не учитывать роль внешних физических воздействий и внутренних анатомо-физиологических условий организма. Тем самым была предложена новая схема детерминистских отношений между организмом и средой. До Дарвина среда понималась лишь как стимул, который (по типу соударения механических тел) производит в телесной организации эффект, соответствующий ее изначально заданному неизменному устройству. Теперь же среда оказывалась силой, способной не только вызывать, но и видоизменять жизнедеятельность.          Еще один важный вклад Дарвина в психологию состоял в том, что наряду с преемственностью у животных в строении их тела, он открыл такую же преемственность в их психической организации. Тем самым была обоснована связь психики животных и человека. Этим вопросам Ч. Дарвин посвятил две специальные работы: "Выражение эмоций у человека и животных" (1872) и "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В названных трудах он показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных. Проницательная наблюдательность позволила заявить Ч. Дарвину, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности - такие, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, рассудок и т.д., которыми гордится человек, - могут быть найдены в зачатке, а иногда даже в хорошо развитом состоянии у низших животных. Тем самым были заложены основы сравнительной психологии как отрасли психологического знания.          Выдвинутые Дарвином положения об изменчивост


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.