Реферат по предмету "Разное"


Computer Bases Training компьютерная поддержка обучения. Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких урок

Методические основы проектирования медиаурока.Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультимедиа библиотеки и всемирная сеть Интернет, сегодня находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно-урочную систему. Как преодолеть это противоречие? Необходимо, во-первых, радикально изменить содержание и методы образования, во-вторых, приспособить новые информационные возможности к рамкам традиционного урока. Первое сегодня возможно только во внеклассной, внеурочной деятельности учащихся, второе же осуществляется в виде компьютерного урока. (Герман Селевко, профессор Ярославского Института развития образования, доктор педагогических наук)^ 1. Что такое медиаурок? Одно из первых названий уроков, на которых применяется компьютерная техника и программные средства, уроки с компьютерной поддержкой (УКП). Этот термин сложился под влиянием термина, распространенного в англоязычных странах - СВТ (Computer Bases Training) - компьютерная поддержка обучения. Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое -медиаурок. По сути, все три термина могут быть использованы в одинаковом значении. Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества: повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.; возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере; организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества; повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся; формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.2. Методические основы проектирования медиаурока. На данном уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития. Программные средства дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами. При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося. Какие изменения влечет за собой применение компьютера и мультимедиа программ? В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения. В последние годы в дидактике уже произошел пересмотр значений таких принципов, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Определились и два новых принципа - индивидуализации обучения и активности. В настоящее время на ведущие позиции в формировании компонентов учебной деятельности с применением компьютеров выдвигается принцип интегративности. Он предполагает установление учителем интегративных связей, которые позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой школьников. Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса. Учет интегративных связей приводит и к корректировке педагогических целей.Приоритетной целью медиауроков является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Учитывая это, при разработке медиаурока учитель ставит не только образовательные задачи по предмету, но в триаде задач (образовательных, воспитательных, развивающих), дополнительно выделяет задачи по формированию компонентов информационной культуры. Это может быть: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др. Например, развитие у школьников при наборе на компьютере текста реферата навыков работы на клавиатурном тренажере, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи при использовании гипертекстовой шкалы времени и исторических событий и т.д. Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором.Организационные модели использования компьютеров в образовательном процессе Компьютерный класс; Один компьютер в классе на рабочем столе учителя, подключенный к проектору; Один - пять компьютеров в рабочей зоне класса; Компьютер в библиотеке школы; Компьютер у учащегося домаКомпьютерный класссеть, объединяющая все компьютерыаппаратура, позволяющую демонстрировать изображение на широком экране (проектор, телевизор, широкоформатный монитор). Основное достоинство такой модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно-урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок в классе с 25-30 учениками со схемой работы, когда 1 компьютер используется 2 учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требуют обустройства в классе рабочей зоны для настольной деятельности. Возможно полное использование электронных пособий как для проведения уроков, так и для тестирования. Возможна демонстрация уроков как индивидуально, так и в группе. Групповая форма предусматривает, что урок демонстрируется на экране перед группой учащихся. Показом управляет учитель. В ходе работы предусмотрены групповое обсуждение и вопросы. Индивидуальная форма предусматривает демонстрацию индивидуально, на каждом рабочем месте, прослушивание звука осуществляется через наушники.Один компьютер в классе на рабочем столе учителя, подключенный к проектору. Некомплектный класс В этой модели компьютер является прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе. демонстрация учителем отдельных мультимедиа-объектов по теме; демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15–20 минут от урока); «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач; использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа-объектов ЦОР презентацию);Один – пять компьютеров в рабочей зоне класса. Такая модель позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для отработки определенных навыков; в работе с сильными учениками для индивидуального исследования различных учебных моделей, в групповой работе.Компьютер в библиотеке школы Данная модель предполагает индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самостоятельных работ, совместно с учителем.Компьютер дома у учащегося. В данной модели большую роль играют ЭУИ. Это индивидуальная познавательная деятельность учащегося в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с учителем или родителями на дому, в случае, когда ребенок не может посещать школу.Формы организации учащихся на уроке:фронтально - просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов;индивидуально - выполнение практических работ, решение задач;малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.^ Санитарно-гигиенические нормы при непрерывной работе за компьютером. Классы Продолжительность 1-е классы 10 мин. 2-5-е классы 15 мин. 6-7-е классы 20 мин. 8-9-е классы 25 мин. 10-11-е классы 30 мин. Для оптимальной организации учебной деятельности школьников в компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами, которые есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников. Известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу. Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяются возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся. Эффективность применения аудиовизуальных средств зависит также от этапа урока. Не следует использовать их более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Лучше всего использовать ТСО в начале урока (5 минут — это сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5—10 минут позже обычного), а также в интервалах между 15-й и 20-й и 30-й и 35-й минутами, что позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока, так как во время каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может это исключить. Периоды напряжённого умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия. Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам ещё и электромагнитное излучение. Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, со­гласно санитарным нормам, составляет: для учащихся начальной школы — 10—15 минут, средней ступени — 20-25 минут, старшей ступени — 30 минут. Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120 и 200 минут.^ Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства Компьютерный урок характеризуется интенсивностью использования компьютера на уроке (% времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока). Если 100% времени учащиеся работают на компьютере, он полностью заменяет учителя, в этом случае урока нет, есть компьютерное обучение. Если компьютер не используется совсем – это обыкновенный урок. При частичном использовании компьютера – компьютерный урок.^ Каковы основные дидактические части компьютерного урока? - Вступление, организационная часть; актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опорных ЗУН); - Изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД); - Закрепление материала — повторение и применение; - Контроль усвоения; коррекция; обобщение; - Домашнее задание. Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы (осуществляться полностью или частично с помощью и при поддержке компьютерных средств). В соответствии с интенсивностью использования компьютера в различных частях урока формула компьютерного урока может выглядеть так:У(%)=В(%)+А(%)+Ин(%)+З(%)+Кон(%)+Кор(%)+Об(%)+Дз(%) (в скобках указан % времени использования компьютера в данной части урока и в уроке в целом) В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него: актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера; применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера. Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.При использовании новых «компьютерных» средств обучения учитель перестаёт быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром (см. рис. 1). Рис 1. Информационные взаимодействия в компьютерном уроке Вид компьютерного урока зависит от общей дидактической структуры урока; варианта использования средств ИКТ; объёма делегируемых компьютеру функций учителя (формулы компьютерного урока); вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио). Сам же урок вплетён в систему какой-либо педагогической технологии, повышает эффективность усвоения учебного материала.^ 4. Организация этапов урока применительно к использованию ИКТI. Организационный этап Показатели выполнения психологической задачи этапа: доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования к работе. Ролевая игра: дежурный системный администратор. На данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время урока на ввод пароля и логина, не ждали загрузки учебного сайта или не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но на компьютере. И в этом учителю может помочь дежурный системный администратор, который выбирается из числа учеников, достаточно хорошо разбирающихся в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает... На организационном этапе ИКТ могут помочь учителю в оформлении и тиражировании раздаточных материалов, составлении планов и графиков для урока, при подготовке части лекционного материала в виде презентации и т.д. Образовательные Интернет-ресурсы могут также дать дополнительные материалы для домашних заданий повышенной сложности.^ II. Этап проверки домашнего задания Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися; формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще; использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы. На данном этапе предлагается воспользоваться следующими вариантами:^ Электронное домашнее задание. Его не обязательно выполнять дома (не у всех есть домашние компьютеры) - можно использовать мощности школьного компьютерного класса. Например, проведение в качестве домашней работы интегрированного урока «Коллекция». В неком содружестве: учитель физики - учитель русского-литературы - учитель информатики - дается задание выбрать и дать рецензию пяти (можно меньше или больше) сайтов по предмету «Физика». Причем, учитель физики определяет тему и акцентирует внимание на ее особенности, учитель русского-литературы напоминает и разбирает, что такое рецензия и какие обязательные элементы должна она включать, а учитель информатики четко определяет время, выделяемое на эту работу в компьютерном классе. Оценки ребенок получит тоже по нескольким предметам. Создание «разминочных тестов» - без выставления автоматической отметки - с помощью панели инструментов «Формы» в MS Word. Учитель-предметник задает тему из пройденного материала, а формулировку самих вопросов и оформление теста доверяет разработчику. Так, например, ребята из 8 класса занимаются разработкой тестов по физике для учеников 6 класса, а шестиклассники работают над тестом для младшей школы. Благо, что инструмент «Формы» в MS Word возможно использовать в упрощенном варианте и с макросами. 3. Сохранение электронных домашних работ занимает мало времени.Одновременно учителем могут быть предложены некоторыедополнительные «критерии для сохранения выполненногодомашнего задания»: самооценка своей работы каждым учеником(папки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»), интерес кработе («интересно», «неинтересно») и т.п. Создав заранее в «именной» папке учителя систему дополнительных папок, можно получить интересные результаты на этапе сдачи домашней работы в электронном виде.^ III. Этап всесторонней проверки знаний Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. Одним из стандартных методов на этом этапе урока является опрос, который не должен вызывать страх или скуку в классе, а должен быть интересен ученикам. Не отрекаясь от классических форм опроса (устный, письменный, групповой, индивидуальный), рассмотрим вариант электронных сетевых опросов (рецензий, сочинений). Специально подготовленный текст с определенным набором ошибок и неточностей доступен ученикам через локальную сеть. Их задача - обнаружить ошибки. Преимущества электронного вида: экономия бумаги для спец. распечатки, многократное использование в разных классах в течение продолжительного времени. Очень важным приемом является организация учителем рецензирования своих товарищей учащимися. Его тоже можно интересно организовать в электронном виде. «Сетевое сочинение» дает возможность узнать мнение по определенной теме одноклассников, то есть написать сочинение «в открытой тетради». Эта работа проводится в локальной сети. Необходимо предварительно создать папку с общим доступом и продумать систему организации файлов (имена файлов, сетевой этикет при работе с файлами одноклассников и т.д.). На этом же этапе предлагается дать на «творческое оформление» тему по предмету, где ребятами может быть осуществлен показ глубины и осознанности материала. В этом и могут помочь мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, покажут, как ребенок видит и слышит тему.^ Пример. Урок литературы. Выполненные по этому заданию презентации вы можете посмотреть и сравнить разное восприятие одного и того же стихотворения здесь: презентация 1, презентация 2. Задание: выбрать полюбившееся стихотворение из творчества, например, Б. Пастернака, оформить иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников-импрессионистов) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение) (Информатика+МХК+музыка). На этапе проверки знаний учащийся должен показать знания по конкретному предмету, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, те интернет-ресурсы, которые «достойны посещения» (достоверны и интересны): 2-3 поэтических, 2-3 художественных, 2-3 музыкальных. Ссылки на тематические ресурсы можно найти, например, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ). Поэзия Серебряного века http://lib.ru/Дополнительноhttp://read.at/poeziahttp://perfilov.narod.ru/ser_poesia.htmhttp://www.litera.ru/stixiya/vek/Галереи. http://www.tretyakov.ru – Третьяковская галерея Дополнительноhttp://www.hermitage.ru -Эрмитажhttp://www.rusmuseum.ru - Русский музейhttp://www.museum.ru/gmii - музей им.Пушкинаhttp://www.artline.ru/ - галерея русских художников 20 века Звук: Птицы: http://vio.fio.ru/vio_13/cd_site/articles/art_1_7.htm Праздник: http://vio.fio.ru/vio_09/cd_site/Articles/art_1_10.htmhttp://mp3.mmv.ru/ - классическая музыка И еще один важный момент. Желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно, попытаться выполнить работу, которую он собирается ставить перед учениками. В результате можно ясно увидеть критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также «подводные камни», которые могут встретиться ученику при той или иной формулировке задания.Повторение. В первой части урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст — звук — изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. Таким образом, все учащиеся оказываются включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового. Они могут самостоятельно ставить цели, искать решения поставленной задачи, творчески работать, выводить формулы, уйти в свободное путешествие. При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения — программы-тренажёры.^ IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала. Тематические и предметные Интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы - все это может показать учащимся новую тему с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя на CD».^ V. Этап усвоения новых знаний Условия достижения положительных результатов: 1. Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей. Интересно рассмотреть подробнее возможности использования компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках физики. При этом учитель может, например: отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приема: «Что бы это значило?»; остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приему условное название «А дальше?»; продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Таким образом можно выйти либо на проблемную ситуацию, связав ее с темой урока, либо через иллюстрацию, анимацию закрепить изученное. Назовем этот прием «Почему?» Использование сменных диалогических пар. Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. Систематизация новых для учащихся знаний. Воспитание навыков рациональной учебы.Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: качество ответов учащихся на следующих этапах урока; активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы. Методические приемы при изучении нового материала здесь можно разделить на две большие группы. 1. При изучении текстового материала деятельность детей может состоять: в нахождении ответов на поставленные учителем вопросы; в очень кратком конспектировании; в заполнении заранее подготовленных таблиц; в создании единой логической структуры, схемы изучаемого материала и т.п. После работы с компьютером необходимо подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие в результате деятельности. Во время устного контроля можно проверить объем и качество усвоенного. Здесь эффективны: комментирование кадров с учебного места либо ответ у доски, вернее, у экрана (мультимедийное выступление); письменная проверка может содержать задание: воспроизвести таблицу, краткий опорный конспект (ОК), логическую схему, структуру и т.д. 2. При изучении процессов, явлений, фундаментальных экспериментов перед ребятами могут быть поставлены следующие задачи: зарисовать схему, сделать рисунок экспериментальной установки. Затем включить как пункт в «Описание физического прибора», «Описание физического эксперимента» при дальнейшем изучении материала; внести изменения в параметры установки (задать большую скорость, уменьшить диаметр, увеличить расстояние и т.д.) и записать результаты; преобразовать условия протекания физического явления (увеличить давление, уменьшить температуру и т.д.) и внести данные в таблицу; - составить, зарисовать график протекания процесса и т.п. Проверка работы может быть как устная, так и письменная (на этом же уроке либо на следующем). Рассмотренные приемы выхода на проблемные ситуации хорошо работают в «сильных» классах при изучении нового. Но с еще большим успехом их можно применять в «слабых» классах при закреплении пройденного, изученного материала. Включение проблемных ситуаций чрезвычайно активизирует у всех без исключения ребят и память, и речь, и мышление. Широко практикуются выступления школьников с использованием мультимедиапроектора, а также заслушивание итогов индивидуальной творческой работы учащихся, выполненной с помощью компьютерных технологий. Такие работы, например рефераты, выполненные не на бумажной, а на магнитной основе, стали более иллюстративными, визуально емкими. Находясь на этом этапе урока, остановимся подробнее на поиске и словарной работе. Поисковая работа - это, на первый взгляд, очень просто. На самом деле -достаточно сложно найти информацию по специфической теме: надо знать поисковые машины и интернет-каталоги, иметь представление о языке и синтаксисе запросов. Этим знаниям и навыкам необходимо учить детей.Изучение (объяснение) нового материала. Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную чёрную доску заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству»... Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фронтально, без компьютера или с компьютером. Индивидуальное общение с компьютером имеет то преимущество, что оно интерактивно (диалог, лекция-беседа, тренинг, тест, проблематизация, гипертекст, гипермедиа). Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст — звук — видео — цвет».^ VI. Этап закрепления новых знаний Условия достижения положительных результатов: Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала. Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны. Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями. На уроках физики есть своя специфика закрепления — это решение задач. В процессе изучения методов использования компьютера для этих целей мы постарались найти ответ на главный вопрос: можно ли эффективно использовать компьютер не только для предоставления условия задачи, контроля ответа, но и в самом процессе решения? Причем использовать так, чтобы при этом была возможность быстро получить нужную формулу и записать ее в окончательном виде? Оказывается, можно! Для этого при изучении каждой темы создается матрица, состоящая из таблицы и поля. В таблицу учителю надо предварительно занести несколько необходимых для решения задач по данной теме обозначения физических величин. На уроке на поле матрицы, ниже таблицы с этими величинами, ребята «раскладывают» решение в виде логической схемы. Таблица им нужна для того, чтобы не вводить символы, используя клавиатуру. Они просто «захватывают» мышкой необходимую величину из таблицы и ставят в нужную клетку матрицы. Другая проблема: необходим механизм, обеспечивающий доступ к варианту решения каждого ученика и возможность его визуализации для всего класса. Выход был найден: через Сеть информация с монитора ученика передается на компьютер учителя и выводится на экран через мультимедиапроектор. В этом случае происходит проверка решения данного ученика (взаимопроверка). Но возможна еще и самопроверка. Тогда на экран проецируется решение данной задачи учителем. Контроль знаний на уроках физики может быть как контролем усвоения теоретического материала, так и умения применять теорию на практике, т.е. решения задач. В первом случае эффективно применение тестов. Во втором, кроме тестов, — непосредственно решение задач с помощью компьютера. Мы проводили контроль знаний с использованием смешанных тестов, содержащих и вопросы теории, и расчетные задачи. Народная мудрость советует: «Не можешь изменить обстоятельств — измени хотя бы свое отношение к ним». Так и с контролем знаний. Мы не в состоянии изменить их содержание, тогда надо постараться изменить хотя бы форму его проведения, сделать ее более привлекательной. В компьютерном виде тренировочное решение задачи, тестов, непосредственно выполнение контрольной работы ребятам нравится по многим причинам: они сразу получают результат, не теряют времени на оформление, исправления и т.д. При этом им можно пользоваться справочным материалом, подсказками, калькулятором. Естественно, что для них это самый объективный, справедливый вид контроля.Закрепление. Основной недостаток классического традиционного урока — трудность учёта индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (гендерные различия, индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических особенностей личности ребёнка). Применение компьютера позволяет либо применить индивидуальное программирование, разветвлённую программу закрепления, либо организовать внутри классную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится нелинейной. Обычно класс делится на три группы: учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы; учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту и своей программе. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей работает учитель (затем происходит смена групп). Часть учащихся может осваивать индивидуальные образовательные программы. Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от её результатов соответствующую коррекцию.Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифферен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :