9 Речевой портрет города в аспекте речевой культуры Дисциплина по выбору посвящена изучению речевого облика петербургских улиц, домов, интерьеров различных учреждений и т.п. Предполагается сбор языкового материла и его анализ с точки зрения отражения в нем основных языковых процессов и типичных черт современной языковой ситуации, типичных речевых ошибок. В ходе анализа и сбора материала планируется закрепление и повторение материала, изученного в рамках курса «Русская речевая культура».10 Культура письменной речи Эффективность обучения в высших учебных заведениях предполагает способность студента создавать письменные тексты в соответствии с конкретными коммуникативными задачами, а также умение извлекать информацию из текстов разных стилей и жанров. Целью данной дисциплины является формирование умений и навыков оформления научных и научно-популярных текстов, деловых бумаг. В рамках дисциплины рассматриваются: - общие требования к написанию рефератов, - типовые планы рецензий и отзывов, - композиция научного письменного текста (дипломная, курсовая, бакалаврская и магистерская работы), - правила оформления цитат и ссылок, - элементы библиографического описания, примеры оформление заявления, объяснительной записки, автобиографии и резюме.11 Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности На протяжении всего ХХ в. наблюдается усиление влияния кино на литературу, при некотором ослаблении его воздействия на сферы жизни в целом к концу столетия. Образы и аллюзии кинематографа, имитация приемов монтажа и наплыва, а также экранной проекции присутствуют в прозе авторов. Экран стал метаобразом искусства, век кино, изменив языковую компетенцию современного читателя, повлиял на его прагматикон. В сознании современного читателя появились новые кинематографические фреймы восприятия действительности, что не может не накладывать отпечаток и на организацию литературного текста. В предлагаемом курсе демонстрируется специфика организации кинематографичного типа текста в характере его членимости, в выражении ситуаций наблюдения, в способах монтажной сочетаемости компонентов высказывания. 12 Лингвистика речевого воздействия Задумывались ли вы над тем, почему человек в большей степени реагирует на слова, чем на события, личности или даже на зрительные образы? Разные фразы могут заставить человека смеяться или плакать, пойти и приобрести ненужный человеку товар. Курс посвящен практическим вопросам гармонизации общения, опознаванию речевых уловок, лжи и способам нейтрализации манипулятивного речевого влияния на сознание человека. Цель дисциплины по выбору – научиться находить способы гармонизировать общение, определять приемы манипулирования сознанием собеседника и нейтрализовать речевые манипуляции. 13 Рекламное имя Перед менеджерами, предпринимателями, рекламистами часто возникает вопрос: какое имя выбрать для фирмы, журнала или товара? Недаром говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Правильный выбор рекламного имени зависит от множества факторов: его семантики, структуры, благозвучности, ассоциативных связей, функций и даже языковой моды. В рамках предлагаемой дисциплины будут рассмотрены проблемы изобретения и восприятия рекламного имени, особенности его функционирования в социокультурном пространстве современного города. Предполагается анализ рекламных имен на московских и петербургских вывесках и в текстах наружной рекламы.