Общиепроблемы малой группы в психологииПлан1. Постановка вопроса.2. Определение малой группыи ее границы.3. Классификация малыхгрупп.4. Основные направленияисследования малых групп.1. Проблемамалой группы является традиционной и наиболее разработаной проблемой социальнойпсихологии. Интерес к ней возник после начала обсуждения проблемы общества иличности, в частности личности и средыее
формирования. Малая группа рассматривается как первичная среда, в которойличность совершает свои первые шаги, через нее человек получает информацию овнешнем мире, организует свою деятельность. Первоначально исследованияпроводились по поводу влияния простого присутствия других людей на деятельностьчеловека, не рассматривая факт их взаимодействия. Оказалось, что даже сам факттакого присутствия увеличивает скорость но ухудшает качество действий индивида.Данный эффект получил название социальной фацилитации.
В ряде экспериментовбыло обнаружено и отрицательный эффект, тормозящее воздействие со стороныприсутствующих, т.е. эффект социальной ингибиции, однако изучениеположительного эффекта получило большее распространение.Далеепри изучении совместной деятельности индивидов в малой группе было обнаружено,что при совместной деятельности проблемы решаются более корректно, меньшеошибок, особенно на начальной стадии проекта, большая скорость решения задач.Придальнейшем изучении был исследованы характеристики группы как таковой,
ееструктуры, типов взаимодействия индивидов в группе. 2. Однимиз определений малой группы является следующее Под малой группойподразумевается немногочисленная по составу группа, члены которой объединеныобщей социальной деятельностью и находящаяся в непосредственном личном общении,что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норми групповых процессов .
В этом определении отсутствует конкретныеграницы группы, т.к. малая и немногочисленная не могут являться таковыми.Чаще всего границы группы принимают в 2 7членов. Однако по поводу этих цифр существуют разногласия . Некоторыеисследователи полагают, что нижней границей группы следует считать не 2 а 3,т.к. в группе из 2 индивидов конфликт по поводу деятельности неизбежноперетекает в межличностный конфликт, присутствие
же третьего в группе создаетпозицию наблюдателя , который может решить спор в пользу одной из сторон,будучи сам в него не включен. Верхняя граница 7 2аргументируется объемом оперативной памяти, имеющейся у человека, и означаетколичество предметов, на которых одновременно он может удержать в памяти, либокак максимально возможное число одновременно удерживаемых индивидом контактов, однако в принципе даннаяграница не была строго подтверждена опытными наблюдениями, исследования суспехом проводились для групп размером
до 10-15 человек, некоторые авторыупоминают группу в 30-40 человек применительно к школьным классам. Поэтому,если исходить из того, что изучаемая малая группа должна быть реальносуществующей, логично устанавливать верхнюю границу по реально существующемуверхнему пределу исследуемой группы. 3. Классификация малыхгрупп. Неоднозначностьпонятия малой группы породила и неоднозначность их классификации. Имеютсяклассификации по времени существования, степени тесноты контакта, способувхождения индивида
и т.д. Распространение получили следующие деления групп a первичные и вторичные.b формальные инеформальные.c группы членства иреферентные.a Под первичнымиподразумевались группы с наличием непосредственных контактов, однако этоотождествляется с определением самой малой группы. Поэтому данная классификациясохраняется лишь из традиции.b Это деление было предложено Э. Мэйо при проведении т.н.
Хотторнского эксперимента. По Мэйо в формальной группе четко заданы позиции еечленов, предписанное групповыми нормами, строго распределены роли всех членовгруппы, представление об отношениях по вертикали как определяемых системойролей и статусов. Внутри формальной группы стихийно складываются неформальныегруппы без предписанных статусов и ролей. В реальности многие формальные группыимеют черты неформальных и наоборот, поэтому трудно вычленить строго формальныеили неформальные группы.
Вместо этого были ведены понятия формальной инеформальной структуры группы, и различаются не группы а характер отношенийвнутри них. Соответственно данная классификация также не является строгой.c Введена Г. Хайменом открывшим феномен референтной группы. Вего экспериментах со студенческими сообществами было обнаружено, что частьчленов малых групп разделяет нормы поведения принятые в другой группе, накоторую они ориентируются.
Данная группа была названа референтной. Исследованиеданного феномена позволяет решить в частности опрос подростковой преступности,однако до сих пор нет объяснения о причинах выбора индивидом той или инойреферентной группы. 4. Выделяют3 основных направления в исследовании малых групп 1 социометрическое.2 социологическое.3 школа групповойдинамики Социометрическоенаправление связано с
Дж. Морено, выделявшим в обществе 2 структурыотношений Макроструктуру пространственное размещение индивидов вразличччных формах жизнедеятельности и микроструктуру психологическиеотношения индивида с окружающими его людьми Все конфликты Морено обуславливалнесоответствием микро и макроструктур, задача состоит в перестройкемакроструктуры в соответствии с микроструктурой.Социологическоенаправлен ие связано с
Хотторнскимэкспериментом Э.Майо. После данного эксперимента появилось направление висследовании малых групп, связаное с анализом каждой из двух типов структур вмалых группах формальных-неформальных , выявление соотношений значения каждойиз них в системе управления группой.Школагруппой динамики К.Левина связана с изучением психологических и социальных сил,составляющих законы социального поведения.Всеэти подходы не дают целостной программы исследования малых групп,функционирующих
в обществе, следовательно исследования в этой области будутпродолжатся. Литература 1. АндрееваГ.М. Социальная психология.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |