Реферат по предмету "Разное"


7-11 классы Программы факультативных и элективных курсов

С.И. Львова Русский язык7-11 классыПрограммыфакультативныхи элективных курсов ББК74-261.3 Л89 Серия основана в 2006 году Российской академией образования и издательством «Вентана-Граф». Научные руководители серии: вице-президент РАО, доктор пса. наук ХА. Кузнецо», акад.-секретарь РАО, доктор пед. наук М.В. РыжаковЛьвова С.И. Л89 Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 80 с. — (Библиотека элективных курсов). I5ВN 978-5-360-01067-8 В сборник включены программы элективных и факультативных курсов разной направленности. Одни из них совершенствуют важ­нейшие практические умения и навыки, другие расширяют и углуб­ляют содержание какого-либо раздела базового учебного предмета «Русский (родной) язык», третьи интегрируют предметы филологи­ческого цикла («Русский язык» и «Литература») с целью многоас­пектной демонстрации эстетической функции родного языка. Для учителей-словесников и методистов. ББК 74-261.3 15В1Ч 978-5-360-01067-8 ©Львова СИ., 2008 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2008ВВЕДЕНИЕ Как известно, программа основного курса русского язы­ка для 5-9 и 10-11 классов отражает обязательную для всех школь­ников инвариантную часть школьного образования, которая обес­печивается часами, включёнными в федеральный компонент федерального базисного учебного плана. Обязательный курс под­крепляется системой элективных и факультативных курсов — учеб­ными предметами по выбору учащихся. Эти дополнительные курсы имеют большое значение в системе предпрофильной и про­фильной подготовки учащихся. Факультативы и элективы объединяет то, что они являются курсами по выбору. Но в отличие от факультативов элективные курсы обязательны для учащихся. Элективные (факультативные) курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индиви­дуальных образовательных программ, так как в наибольшей степе­ни связаны с выбором каждым школьником содержания образова­ния в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные (факультативные) курсы, по сути дела, «компенсируют» во многом ограниченные возможности ос­новных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учащихся. Элективные (факультативные) курсы могут использоваться в 7—9 классах основной школы в рамках предпрофильной подго­товки и оказывать существенное влияние на выбор основного про­фильного направления обучения в старшей школе. Соответствующие программы, как правило, представляют собой «полноценные» курсы, рассчитанные на 1 час в неделю в течение одного, двух или трёх лет (35 часов в год, 70 часов — за два года обучения, 105 часов — за три года обучения). Однако на базе этих программ можно прово­дить ориентационные курсы, которые представляют собой заня­тия, способствующие самоопределению ученика относительно комплекса профилирующих курсов в старшей школе. Эти курсы можно организовывать в виде учебных модулей и делать их относи­тельно краткосрочными: месяц, четверть, полугодие (соответ­ственно — от 4 до 15 и более часов на изучение). В старшей школе элективные (факультативные) курсы по рус­скому языку могут быть востребованы в классах любого профиля, особенно курсы, обеспечивающие овладение практическими на­выками устной и письменной речи (например, курсы «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Искусство устной и письменной речи», «Диалог культур», «Риторика», «Практика делового общения» и др.). В классах филологического профиля на­ибольший эффект могут дать программы, направленные на повы­шение лингвистической компетенции учащихся на основе расши­рения теоретических знаний по всему курсу, а также программы, углубляющие тот или иной аспект основного курса русского языка или предлагающие интеграцию предметов филологического (или гуманитарного) цикла. Содержание каждого курса должно, с одной стороны, соответ­ствовать познавательным возможностям учащихся, а с другой — предоставляя ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию, помогать ему оце­нивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспекти­вы. Курс должен быть построен так, чтобы он позволял использо­вать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. В противном случае и «ликвидация про­белов», и «углубленная подготовка» переродится во вполне тради­ционное натаскивание. В данный сборник включены программы элективов (факульта­тивов) по русскому языку разных видов. Одни из них совершен­ствуют важнейшие практические умения и навыки на основе систематизации, углубления знаний и организации активной комму­никативной деятельности на занятиях. Другие расширяют и углуб­ляют содержание одного из разделов базового учебного предмета «Русский (родной) язык» и тем самым внедряются в такие «детали» лингвистики, которые полнее раскрывают возможности этой нау­ки и формируют интерес к изучению родного языка. И наконец, предлагаются и такие элективы (факультативы), которые интегри­руют предметы филологического цикла (русский язык и литерату­ра) с целью многоаспектной демонстрации эстетической функции родного языка и привлечения внимания к его красоте и богатству. Предлагаемые программы элективных (факультативных) кур­сов ориентированы на учащихся 7—9 и 10—11 классов. Несмотря на то что каждый элективный (факультативный) курс, представленный в сборнике, имеет свою цель и специфичес­кое содержание, все они объединены общим принципом организа­ции обучения. Он заключается в том, что каждая программа реали­зует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку. Такой подход предполагает органическое единство, с одной сторо­ны, процесса совершенствования речевой деятельности учащихся, а с другой стороны, формирования системы лингвистических зна­ний и ведущих умений и навыков. На основе такого синтеза проис­ходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Особенностью предлагаемой системы элективных (факульта­тивных) курсов является их нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвя­зи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия обще­ния (умение говорить и писать). При таком подходе центральной единицей обучения становит­ся текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только в рамках электив­ных (факультативных) курсов, которые непосредственно посвяще­ны формированию и совершенствованию коммуникативных спо­собностей учащихся, но и на таких курсах, которые посвящены углублённому рассмотрению того или иного аспекта лингвистики и, следовательно, предполагают усвоение определенного объёма теоретических сведений, углубляющих и расширяющих знания учащихся в области языкознания. Таким образом, на каждом занятии электива (факультатива) целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-рече­вые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуника­тивные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск ин­формации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникатив­ных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п. Развивающий характер обучения, направленность его на вза­имосвязанное формирование коммуникативной, языковой и линг­вистической (языковедческой) компетенции определяют и осо­бенность предъявления материала в подготовленных автором пособиях для учителя и учащихся. Некоторые из этих пособий известны многим словесникам, так как неоднократно издавались и переиздавались, некоторые пособия готовятся к печати. Кроме того, к каждому курсу предлагается список литературы (методичес­кие пособия, книги для учащихся, пособия для проведения круж­ковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания), что поможет учителю найти книги, с помощью которых можно реализовать на практике заложенные в программе идеи. Речевой этикет Факультативный (элективный) курс для 7-8 классов^ Пояснительная записка Развитие культуры речевого поведения, овладение норма­ми национального речевого этикета — одно из важнейших требова­ний государственного образовательного стандарта по русскому язы­ку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура ре­чевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формула­ми, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств об­щения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в рече­вом самосовершенствовании. Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербаль­ном уровне происходит в результате систематического и целенаправлен­ного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддер­жания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внима­ние при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к со­беседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики так­же знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления. Концептуальным ядром речевого этикета является понятие веж­ливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галант­ность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культур­ного и воспитанного человека. Формы организации работы учащихся должны носить преимуще­ственно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются смоделированные рече­вые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность. В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Не­обходимо широко распространять научные знания, культивировать лучшие национальные традиции и формы доброжелательного обхож­дения в современном обществе. Речевой этикет очень нуждается в ак­тивном изучении, описании, сохранении. 7 класс (34ч)^ Роль речевого этикета в общении (14ч) Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устная и письмен­ная). Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, офици­ально-деловая. Культура речевого общения: 1) как умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать её содержание; 2) как владение вербальными и невербальными средствами об­щения в разнообразных речевых ситуациях. Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет. Общая характеристика норм речевого этикета, которые: 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определённых слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях. Речевая ситуация; её основные характеристики (кто — ко­му — о чём — где — когда — зачем — почему). Языковые сред­ства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикет­ной формулы. Этикетный диалог. Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. Русские народные пословицы и поговорки, отражающие ос­новные правила речевого поведения (Ласковое слово не трудно, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да ма­ло толку и т. д.). Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения. Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной си­туации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.^ Основные формулы речевого этикета (20 ч) Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уваже­ния в ходе речевого общения. Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие и соболез­нование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравле­ние, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситу­ациях. Краткая информация об этимологии наиболее употребитель­ных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.). Речевая ситуация обращения и её разновидности (обращение к знакомому / незнакомому человеку в официальной / неофици­альной обстановке и т. п.). Из истории правил этикетного обраще­ния в России. Устаревшие этикетные формулы (Ваше Превосхо­дительство, господин поручик, Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в офици­альной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Пра­вильное произношение русских отчеств. Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи. Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические спосо­бы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклоне­ния (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесёте?), глагол в форме сослага­тельного наклонения (Принёс бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К со­жалению, не смогу. Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. п.). Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения. Виды комплимента (комплименты человеческим достоин­ствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.). Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержа­ния доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конфе­ренциях на тематических чатах Интернета. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информа­тивность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, чёт­кое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса. Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением пра­вил речевого этикета. Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.^ 8 класс(34ч)Роль речевого этикета в письменном общении (6 ч) Особенности письменного общения. Роль речевого эти­кета в письменном общении. Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письмен­ные формы поздравления, приглашения, приветствия. Особенности речевого этикета при письменном дистанци­онном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Из истории эпистолярного жанра в России.^ Этикетная роль мимики, жестов и телодвижений в устном общении (14ч) Вербальные и невербальные средства общения. Роль не­вербальных средств (мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция. Национальные особенности жестов, мимики. Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этике­том; их значение и сфера употребления. Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие. Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях. Характеристика словарей языка жестов. Мимика, поза человека как дополнительный источник инфор­мации о собеседнике в процессе общения (характер, настроение; одобрение / неодобрение; доверие / недоверие; желание / нежела­ние скрыть истинное отношение к предмету разговора; сомнение, уверенность, потребность в одобрении и поддержке и т. п.).^ Интонация и культура речевого общения (14ч) Интонация, её основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Интонация и правила речевого этикета. Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.^ Список литературы Для учащихсяБыстрова ЕЛ. Диалог культур на уроках русского языка. — СПб., 2002.Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.Горелов И., Еталычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.Крейдлин Г.Е., Кротауз М.А. Семиотика, или Азбука обще­ния. — М., 1997.Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.ЛеонтъевАА. Путешествие по карте языков мира. — М., 1981.Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Ком­ментарий. — Л., 1983.Львова С.И. -«Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. - М., 2004.Львова С.И. Речевой этикет. — М., 1995.Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.Матвеев ВМ.,Панов АЛ. В мире вежливости. — М., 1976.Мирзояп А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск, 2000.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.Скворцов Л.И. Культура языка — достояние социалистичес­кой культуры. — М., 1981.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — М., 1982.СловариАкишина А.А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991.Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.Для учителяАкишина А.А. Речевой этикет русского телефонного разгово­ра. - М., 2000.Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. — М., 1978.Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского пись­ма. - М., 1981.Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успеху. — СПб., 1999. лГойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. — Нижний Новгород, 1992.Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистичес­кий и методический аспекты. — М., 2006.Формановская Н.И. Русский речевой этикет нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.Формановская Н.И. Употребление русского речевого этике­та. - М., 1983.Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет: Русско-английские соответствия. — М., 1990.Читать человека как книгу / сост. Е. Знак. — М., 1998.Язык жестов / сост. А. Мельник. — М., 2003. Язык в речевом общении Факультативный (элективный) курс для 8-9 классовПояснительная записка Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и ор­ганизации языковых единиц для коммуникативного совершенствова­ния речевого высказывания. От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его вы­ражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваива­ют учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфогра­фии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд обще­ния. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зре­ния их практического использования в речи. Основное внимание уделя­ется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развива­ются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилис­тическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возмож­ностей родного языка, а также при строгом соблюдении языко­вых норм. Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их един­стве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспри­нимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно переда­вать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Важное направление работы связано с развитием и совершен­ствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной спра­вочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы ор­ганизации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному ре­чевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля. Свободное и умелое использование средств языка в речи требу­ет от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речево­го этикета.^ 8 класс(34ч)Язык как средство общения (2ч) Язык, его основные единицы. Гипотезы происхождения языка. Вопрос об искусственных языках. Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средства­ми общения (жесты, сигналы, коды, символы и т. п.). Способы об­щения животных.^ Речевое общение (5 ч) Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная). Ситуация речевого общения и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовлен­ное и спонтанное общение. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Условия речевого общения: наличие мотива и цели общения, предмета речи, участников общения, наличие у собеседников об­щих знаний о мире, социокультурных нормах и стереотипах рече­вого поведения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. Интонация и орфография.Речевой этикет (3 ч) Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Речевая ситуация и употребление этикетных формул обраще­ния, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др. Жесты и мимика; использование их в общении.^ Роль орфоэпии и интонации в устном общении (24 ч) Особенности устной речи: использование средств звуча­щей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д. Основные требования к содержанию и языковому оформле­нию устного высказывания. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произноше­ния: произношение безударных гласных звуков, некоторых соглас­ных, сочетаний согласных. Произношение некоторых граммати­ческих форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Ударение; его смыслоразличительная роль. Нормы словесного ударения в современном русском языке. Отклонения от произносительных норм и их причины. Допус­тимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке. Исторические изменения в произно­шении и ударении. Орфоэпические словари и справочники; работа с ними. Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Этикетная функция интонации в ре­чевом общении.^ Роль орфографии и пунктуациив письменном общении (34 ч)Особенности письменного общения (5 ч) Устное и письменное общение между людьми. Возникно­вение и развитие письма как средства общения. Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щения к написанному, совершенствования текста и т. п. Основные требования к содержанию и языковому оформле­нию письменного высказывания. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.^ Роль орфографии в письменном общении (18 ч) Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи. Разделы русской орфографии и принципы написания. Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и грамматического анализа при вы­боре слитного, дефисного и раздельного написания. Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы. Основные правила графического сокращения слов и исполь­зование этих правил в практике современного письма.^ Роль пунктуации в письменном общении (11ч) Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препина­ния в связном тексте. Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование. Справочники по русскому правописанию; работа с ними. Список литературы Для учащихсяВетвицкий ВТ., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Факультативный курс. — М., 1974.Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Буду­щее. - М., 1984.Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986.Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.Донских О. А. К истокам языка. — Новосибирск, 1988.Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.Костомаров В.Г. Жизнь языка. — М., 1994.Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет - М., 2004. -,.Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.Львова С.И. Там, где кончается слово: Книга для учащихся. — М., 1991.Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000. 18Люстрова З.Л., Скворцов Л. Л., Дерягин ВЯ. Беседы о рус­ском слове. — М., !987.Милославский ИТ. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.Милославский ИТ. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. — М.. 1986.Панов Л.В. Занимательная орфография. — М., 1984.Панов М.В. А все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфо­графии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988.Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ 2004. Русский язык. Эффективная подготовка. — М., 2004. СловариДмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского язы­ка. - М., 2004.Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справоч­ник. — М., 2003.Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. (Любое издание.)Школьный словарь иностранных слов / под ред. В.В. Ивано­ва. — 4-е изд. — М., 1999.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984. Для учителяАванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.Волгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. - М., 1997.Донских ОЛ. Происхождение языка как философская проб­лема. — Новосибирск, 1984.Иванов В.В„ Потиха З.А. Исторический комментарий к за­нятиям по русскому языку в средней шкале. — М., 1985.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и прак­тика обучения. — М., 1998.Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ши­ряева. - М., 1998.Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5—9 классы. — М., 1989.Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфогра­фии: Пособие для учителя. — М., 2000.Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.Львова С.И., Рыбченкова Л.М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку: 9 класс. — М., 2002.Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.Львова С.И. Язык и речь. Книга для учителя: 8—9 класс. — М., 2000.Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002. Основы культуры речи: Хрестоматия / сост. Л.И. Скворцов. — М., 1984.Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. — М., 1983.Петрянкина В.И. Функционально-семантический аспект интонации. — М., 1988.Раэумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.Русская грамматика. Т. I. — М., 1980.Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. — М., 1979.Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — М.? 1999.Черепанова Л_В. Аудирование: теория и практика обучения. — Чита, 2002.Якушкин В.В. Гипотезы о происхождении языка. — М., 1985. Уроки словесности Факультативный (элективный)курс для 7-9 классов Пояснительная записка Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его про­явлениях. Под этиКультура речи^ Факультативный (элективный) курс для 8-9 классовПояснительная записка Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основ­ными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. В центре внимания оказывается культура речи — лингвистичес­кая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достиже­ния максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, пони­мания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры. Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонети­ки, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грам­матики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зре­ния их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использова­ния языковых средств в разных условиях общения. На этой основе разви­ваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилис­тич


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат All My Sons Essay Research Paper N
Реферат Kennedy Assassination Essay Research Paper President Kennedy
Реферат Зміст та завдання естетичного виховання школярів
Реферат Особенности отражения операций с ценными бумагами в учете кредитных организаций
Реферат Бизнес-план "Создание фирмы по производству узлов для ЭВМ"
Реферат Развитие торговли и предпринимательства в Красноярскои крае в период НЭП.
Реферат Інструктивно-методичний лист про викладання математики у 2011/2012 навчальному році
Реферат § 19. Накануне отмены крепостного права задание 1
Реферат Стратегический и оперативный маркетинг
Реферат Дієслівна синонімія у творах Ольги Кобилянської
Реферат Особенности правоотношений юриспруденции
Реферат Правильное применение удобрений
Реферат Информационное обеспечение инвестиционной деятельности
Реферат Macbeth Essay Essay Research Paper Matthew PhillipsFebruary
Реферат Болгарские земли в Новое время