7 класс «Музыка» Тематическое планирование. № п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля, измерители Элементы дополнительного содержания Домашнее задание Дата план факт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Особенности музыкальной драматургии сценической музыки 1 Классика и со-временность 1 Вводный Значение слова «клас-сика». Понятия класси-ческая музыка, класси-ка жанра, стиль. Раз-новидности стилей.Интерпретация и обра-ботка классической му-зыки прошлого Знать понятия: класси-ка, классическая музы-ка, классика жанра,стиль, интерпретация,обработка, разновидно-сти стиля.Уметь приводить при-меры Беседа. Устныйконтроль. Слуша-ние музыки. Хоровое пениеНадежда- интонационная работа Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а 6.097б3.0щ9 7а7б 2 В музыкальномтеатре. Опера 1 Расширениеи углублениезнаний Музыкальная драма-тургия. Конфликт.Этапы сценическогодействия. Опера и еесоставляющие. Видыопер. Либретто. Рольоркестра в опере Знать понятия: опера,виды опер, этапы сцени-ческого действия, либ-ретто, составляющиеоперы (ария, песня, ка-ватина, речитатив, ду-эт, трио, ансамбль, дей-ствие, картина, сцена).Уметь:- приводить примерыоперных жанров;- называть имена из-вестных певцов, дири-жеров, режиссеров;- определять роль ор-кестра в опере Устный контроль.Интонационно-образный анализпрослушанной му-зыки Хоровое пениеНадежда- интонационная работа Запись на-званий опери музыкаль-ных жанров,характери-зующихдействую-щих лиц,по рубрикам:«Увертюра»,«Арии»,«Песни»,«Хоры»,«Оркестро-вые номера» 7а 13.097б10.09 7а7б 3 Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин» 1 Расширениеи углубление знаний Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев Знать: драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; Устный контроль, Слушание музыки. Интонационно-образный анализХоровое пениеПесня о тревожной молодости- интонационная работа Рисункис эскизами костюмов героев или декораций 7а 20.097б17.09 7а7б 4 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» 2 Сообщение и усвоение новых знаний ' Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а 27.097б24.09 7а7б 5 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» 2 Сообщение и усвоение новых знаний ' Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а 4.107б1.10 7а7б 6 В музыкальном театре. Балет 1 Расширение и углубление знаний Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Знать: - понятия: балет, Шипы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонированиеХоровое пениеПесня о тревожной молодости- интонационная работа Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров 7а 11.107б8.10 7а7б 7 Балет Тищенко «Ярославна» 2 Сообщениеи усвоениеновых знаний Знакомство с балетомБ. И. Тищенко «Яро-славна». Музыкальныеобразы героев балета.Драматургия балета.Роль хора, тембров Знать драматургиюразвития балета.Уметь:- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;- определять тембрымузыкальных инструентов; Устный контроль.Слушание музыки.Интонационно-образный и срав-нительный анализ.Вокально-хоровоеинтонирование.Определение тем-бров музыкальныхинструментов. Хо-ровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а 18.107б15.10 7а7б 8 Балет Тищенко «Ярославна» 2 Сообщениеи усвоениеновых знаний Знакомство с балетомБ. И. Тищенко «Яро-славна». Музыкальныеобразы героев балета.Драматургия балета.Роль хора, тембров Знать драматургиюразвития балета.Уметь:- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;- определять тембрымузыкальных инструентов; Устный контроль.Слушание музыки.Интонационно-образный и срав-нительный анализ.Вокально-хоровоеинтонирование.Определение тем-бров музыкальныхинструментов. Хо-ровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а 25.107б22.10 7а7б 9 Героическая тема в русской музыке 1 Повторениеи обобщениеполученныхзнаний Бессмертные произве-дения русской музы-ки, в которых отраже-на героическая темазащиты Родины и на-родного патриотизма Уметь:- приводить примерымузыкальных произве-дений, в которых отра-жена героическая тема;- рассуждать на постав-ленные проблемные во-просы; проводить сравнительный анализ музыкаль-ных и художественныхпроизведений Беседа. Устный,письменный кон-троль. Слушаниемузыки. Хоровоепение. Сравнениемузыкальных и ху-дожественных про-изведений Националь-но-патриоти-ческие идеив песенно-музыкаль-ном творче-стве казаков Запись на-званий ху-дожествен-ных произ-ведений,в которыхотраженыобразы ге- 7а 1.117б29.10 7а7б 10 В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 2 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера Знать:- жизнь и творчествоДж. Гершвина;- драматургию развитияоперы;- музыкальныхжизненных событий.Уметь проводить ин-тонационно-образныйи сравнительный анализмузыки Хоровое пениеЯ люблю тебя жизнь- интонационная работаУстный контроль.Слушание музыки.Интонационно-образный и срав-нительный анализ. Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а 15.117б12.11 7а7б 11 В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 2 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера Знать:- жизнь и творчествоДж. Гершвина;- драматургию развитияоперы;- музыкальныхжизненных событий.Уметь проводить ин-тонационно-образныйи сравнительный анализмузыки Хоровое пениеЯ люблю тебя жизнь- интонационная работаУстный контроль.Слушание музыки.Интонационно-образный и срав-нительный анализ. Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а 22.117б19.11 7а7б 12 Опера Ж. Бизе«Кармен» 2 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.Музыкальные образы оперных героев Знать:- драматургию развитияоперы;- то, что музыкальныеобразы могут стать во-площением каких-либожизненных событий.Уметь:-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;-называть полное имякомпозитора - Ж. Бизе Устный контроль.Слушание музыки.Интонационно-образный и срав-нительный анализ.Вокально-хоровоеинтонированиеИсполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение Словесноеописаниеобраза Кар-мен; отли-чие образовглавных ге-роев в литературе 7а 29.117б26.11 7а7б 13 Опера Ж. Бизе«Кармен» 2 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.Музыкальные образы оперных героев Знать:- драматургию развитияоперы;- то, что музыкальныеобразы могут стать во-площением каких-либожизненных событий.Уметь:-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;-называть полное имякомпозитора - Ж. Бизе Устный контроль.Слушание музыки.Интонационно-образный и срав-нительный анализ.Вокально-хоровоеинтонированиеИсполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение Словесноеописаниеобраза Кар-мен; отли-чие образовглавных ге-роев в литературе 7а 6.127б3.12 7а7б 14 Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита» 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета Знать:-драматургию развитиябалета;-понятие транскрипция.Уметь:-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;-называть полныеимена: композитора -Р. К. Щедрин и балерины - М. М. Плисецкая;-выявлять средства музыкальной выразительности Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование «Мои впечатления от музыки балета». Комментарий слов Р. Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» 7а 13.127б10.12 7а7б 15 Сюжеты и образы духовной музыки 1 Расширение и углубление знаний Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Знать понятия: месса,всенощная.Уметь:- называть полныеимена композиторов: Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности. «Мои размышления». Письменное рассуждение о словах 7а 20.127б17.12 7а7б 16 Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» 1 Расширение и углубление знаний Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности. Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а 27.127б24.12 7а7б 17 Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта» 1 Музыкальные образы оперных героев «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты Уметь:-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;сравнинительный анализ музыки;- называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевского Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 18 «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Знать понятия: сюита,полистилистика.Уметь:-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;-определять тембрымузыкальных инструментов, музыкальныежанры;-выявлять способыи приемы развития музыкальных образов;-называть полноеимя композитора -А. Г. Шнитке Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б ^ Особенности драматургии камерной и симфонической музыки 19 Музыкальная драматургия -развитие музыки 1 Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. ^ Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 20 Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка 1 Расширение и углубление знаний Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка Знать понятие духовная и светская музыка Уметь приводить музыкальные примеры Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 21 Камерная и инструментальная музыка: этюд 1 Расширение и углубление знаний Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа Знать понятие этюд Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 22 Транскрипция 1 Расширение и углубление знаний Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон-цертно-виртуозных произведений ^ Знать понятие транскрипция. Уметь: -выявлять средствамузыкальной выразительности и определятьформу музыкальныхпроизведений;-называть полные именакомпозиторов: Ф. Лист,М. А. Балакирев, Ф. Бу-зони Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 23 Циклические формы инструментальной музыки 1 Расширение и углубление знаний Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке ^ Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь: - приводить музыкальные примеры;. - определять тембрымузыкальных инструментов Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 24 Соната 2 Расширение и углубление знаний Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих ^ Знать понятия: соната, сонатная форма.Уметь:- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определе- Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 25 Соната 2 Расширение и углубление знаний Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих ^ Знать понятия: соната, сонатная форма.Уметь:- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определе- Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 26 Симфоническая музыка 5 Расширение и углубление знаний Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,B.А. Моцарта,C.С. Прокофьева,Бетховена,Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки Знать:-понятие симфония;-особенности строениясимфонии.Уметь:-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;-определять тембрымузыкальных инструментов;-определять приемымузыкального развитияи жанры;-называть полные имена композиторов-симфонистов;-выявлять связи в средствах выразительностимузыки и изобразительного искусства Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 27 Симфоническая музыка 5 Расширение и углубление знаний Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,B.А. Моцарта,C.С. Прокофьева,Бетховена,Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки Знать:-понятие симфония;-особенности строениясимфонии.Уметь:-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;-определять тембрымузыкальных инструментов;-определять приемымузыкального развитияи жанры;-называть полные имена композиторов-симфонистов;-выявлять связи в средствах выразительностимузыки и изобразительного искусства Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 28 Симфоническая музыка 5 Расширение и углубление знаний Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,B.А. Моцарта,C.С. Прокофьева,Бетховена,Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки Знать:-понятие симфония;-особенности строениясимфонии.Уметь:-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;-определять тембрымузыкальных инструментов;-определять приемымузыкального развитияи жанры;-называть полные имена композиторов-симфонистов;-выявлять связи в средствах выразительностимузыки и изобразительного искусства Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б 7а7б 29 Симфоническая музыка 5 Расширение и углубление знаний Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,B.А. Моцарта,C.С. Прокофьева,Бетховена,Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки Знать:-понятие симфония;-особенности строениясимфонии.Уметь:-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;-определять тембрымузыкальных инструментов;-определять приемымузыкального развитияи жанры;-называть полные имена композиторов-симфонистов;-выявлять связи в средствах выразительностимузыки и изобразительного искусства Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знанийИндивидуальные сообщения 7а7б