7.5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА НА ОСНОВЕ ПАРИТЕТА ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ВАЛЮТ Основной целью международных макроэкономических сопоставлений является перевод валового внутреннего продукта (ВВП) и других агрегатов национальных счетов различных стран в единую валюту для обеспечения их прямой сопоставимости. При решении данной задачи предпочтение было отдано расчету фактических паритетов покупательной способности (ППС), а не использованию официальных валютных курсов для перевода национальных валют. ВВП используется в качестве показателя для сопоставления уровней экономического развития отдельных стран за какой-то период времени. Данный показатель также используется для целей международных сопоставлений, поскольку он является экономическим показателем, наиболее подходящим для измерения агрегированных конечных результатов экономической деятельности. Из-за различных подходов к исчислению ВВП, изложенных в СНС, в Программе международных сопоставлений (ПМС) используется метод конечного использования товаров и услуг. В связи с этим термин "расходы, связанные с использованием ВВП" (или просто "расходы"), который является наиболее часто используемым в ПМС термином, указывает на фактически используемый подход. Расходы относятся к конечным потребителям, которые покупают (или получают) различные товары и услуги. ПМС ООН можно рассматривать как логическое развитие СНС от данных в текущих и неизменных ценах к межстрановому набору международных счетов в сопоставимой валюте. Проведение международных сопоставлений макроэкономических стоимостных показателей требует решения двух основных проблем: 1) унификация экономического содержания сравниваемых показателей; 2) выбор метода пересчета показателей из национальных валют в единую денежную единицу, т. е. выбор метода расчета результатов сопоставлений. Первая проблема решается на основе использования стандартных международных классификаций и применения единой методологии. Решение второй проблемы (выбор формулы расчета, весов, способов агрегирования частных индексов и т.д.) определяется экономическим содержанием, целями и задачами проводимого сопоставления, исходной информацией (степенью ее детализации, точностью, сопоставимостью), аналитическими требованиями, предъявляемыми к результатам. Сложившаяся после второй мировой войны система валютных курсов с 60-х годов и особенно после распада Бреттон-Вудского соглашения в начале 70-х годов1) и создания плавающих и фиксированных валютных курсов перестала обеспечивать удовлетворительную точность сопоставлений макроэкономических стоимостных показателей, так как система валютных курсов стала обслуживать только сферу внешнеэкономической деятельности. Современные валютные курсы могут колебаться в течение года, месяца и дня по различным политическим и конъюнктурным причинам и в результате таких колебаний не отражают реальное изменение покупательной способности валют. Поэтому с середины 50-х годов пересчет показателей из национальных валют в единую сопоставимую валюту осуществляется исчислением паритетов покупательной способности. ______________ 1)Золотой стандарт 35 долларов США = 1 тройской унции (31г) золота отменен в начале 70-х годов после девальвации доллара США и отказа США поддерживать указанное соотношение. ППС показывает количество денежных единиц страны А, необходимых для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за 1 денежную единицу страны Б (или базисной страны) или за 1 единицу условной (общей) валюты группы стран. Значения показателей, пересчитанных из национальных валют с помощью ППС в сопоставимую валюту, носят наименование "реальные объемы". В то же время, значения в национальных валютах и для международных сопоставлений, пересчитанные в сопоставимую валюту по валютным курсам, носят наименование "номинальные объемы". ППС является своебразным пространственным "дефлятором", аналогом динамических индексов цен. Если динамические индексы цен измеряют изменение покупательной способности валюты одной страны во времени, то ППС измеряют различия в покупательной способности валют разных стран в пространстве. При этом существуют некоторые особенности ППС: 1) могут сравниваться страны, разные по масштабам национальных экономик; 2) сопоставление осуществляется в течение базисного года. В настоящее время для осуществления международных сопоставлений макроэкономических показателей используется индексный метод на основе товаров - представителей, по ценам которых рассчитываются ППС. Схема метода выглядит следующим образом. Исходный показатель разбивается на большое число однородных первичных групп, внутри которых экспертным путем подбирается некоторое число товаров - представителей; затем на основании национальных цен отобранных товаров - представителей вычисляются индивидуальные и групповые паритеты покупательной способности валют, которые затем агрегируются разными методами в сводный ППС, который и используется для переоценки показателей в сопоставимую валюту. Проект международных сопоставлений (ПМС) ООН начал осуществляться в 1968 г. Первый доклад о ПМС был опубликован в 1975 г. Доклад содержит подробное описание и рассмотрение применяемых методов, а также результаты сопоставлений 10 стран (Венгрия, Индия, Италия, Кения, Колумбия, Великобритания, США, ФРГ (в границах до 1990 г.), Франция и Япония) за 1967 и 1970 гг. В данном исследовании, в котором принимали участие страны со всех континентов и с разными экономическими системами, была применена методология многосторонних сопоставлений, что обеспечило возможность увеличения числа участвующих стран. За первым этапом (1970 г.) последовал второй, на котором результаты за 1970 и 1973 гг. были представлены по 16 странам, начиная с третьего этапа (1975 г.), ПМС стал осуществляться с пятилетним интервалом и число стран увеличилось с 34 (1975 г.) до 60 в 1980 г. и до 64 в 1985 г. В 1985 г. Проект был переименован в Программу международных сопоставлений (ПМС). В 1990 г. проводился раунд Европейской программы сопоставлений (ЕПС) с участием около 40 стран. Число стран, участвующих в сопоставлениях по данным 1993 г. достигло 86. Следующие сопоставления планируется провести в 1996 г. и 1999 г. С 1980 г. повысилась роль ЕВРОСТАТа, статистического отдела Европейского Союза. В связи с ростом числа участвующих стран сопоставления стали проводиться на региональном уровне. 1993 г. является годом мирового, глобального сопоставления после 1985 г. (сопоставление 1990 г. было только европейским). Число стран, участвующих в региональных программах сопоставлений, постоянно растет. Всего сопоставления за 1993 г. охватывают 86 стран: страны-члены ОЭСР (24 страны - Группа I), страны Центральной и Восточной Европы, Средней Азии (23 страны), Африки (22 страны), Восточной Азии и Океании (17 стран), включая ограниченное участие Китая. Однако остаются целые регионы, не участвующие в сопоставлениях. Российская Федерация, которая впервые участвовала в данной программе, входила во Вторую Европейскую группу (Группа II), которая в свою очередь состояла из 4 подгрупп: группа 2А: Австрия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, Румыния, Болгария, Белоруссия, Россия, Украина; группа 2B: Финляндия, Латвия, Литва, Эстония; группа 2С: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Турция; группа 2Д: Румыния, Молдавия. Страны группы 2А проводили двусторонние сопоставления с Австрией, которая была центром и координатором. Румыния и Молдавия проводили двусторонние сопоставления. Прочие сопоставления были многосторонними. Результаты данной группы входят в мировые итоги через базовую страну - Австрию. Бывший СССР участвовал в ПМС только один раз по данным за 1990 г. и также входил во Вторую Европейскую группу. В процессе осуществления работ по международным сопоставлениям решается двуединая задача: 1) определяются ППС для элиминирования влияния различий в уровнях цен; 2) определяются "реальные объемы". Как указывалось выше, ППС рассчитываются по соотношениям цен своеобразной корзины товаров и являются своеобразным дефлятором. Такой корзиной является заранее подготовленный список товаров- представителей, в котором перечисляются товары, услуги, объекты, отобранные из всей совокупности товаров и услуг, составляющих конечное использование ВВП (потребление домашних хозяйств, инвестиционные товары (машины и оборудование, строительные работы)). Выбор репрезентантов в корзину является одной из проблем проведения международных сопоставлений для получения достоверных результатов расчетов ППС и "реальных объемов". Проведение работ по подбору и оцениванию репрезентантов можно разделить на несколько этапов. Первым этапом является подготовка основных рабочих материалов (списков товаров, подбор спецификаций, оформление бланков); на втором этапе происходит наблюдение цен и сбор информации о качественных различиях. Затем происходит согласование списков репрезентантов и цен на них и только после этого расчет индивидуальных и групповых паритетов покупательной способности. Базой для составления списка репрезентантов является детальная классификация расходов ВВП для целей международных сопоставлений. Наименьший уровень детальной дезагрегации называется первичной группой, которая должна содержать однородные товары. Уровень первичной группы является уровнем расчета групповых ППС. Согласно общей методологии, базовый подход Европейской программы сопоставлений заключался в следующем: ВВП каждой страны был разбит на ряд однородных товарных групп или первичных групп в соответствии с его компонентами конечного использования; регистрация цен производилась по избранным товарам в рамках каждой товарной группы и среднее соотношение цен в различных странах рассчитывалось по каждой товарной группе; эти средние соотношения цен затем взвешивались и по всем уровням агрегирования, вплоть до уровня ВВП, рассчитывались паритеты покупательной способности; национальные стоимостные показатели этих товарных групп пересчитывались в "международно сопоставимые" показатели с помощью вышеупомянутых паритетов покупательной способности. Полученные показатели называют "реальными величинами" в отличие от "номинальных величин", которые выражены в национальной валюте. Данные о расходах в национальной валюте были представлены странами для целей ЕПС. Результаты последующего возможного пересмотра национальных счетов не учитываются, поскольку многие процедуры такого пересмотра не удовлетворяют требованиям ЕПС к данным. ^ ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯСОГЛАСОВАННОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕН И ДАННЫХ О РАСХОДАХ. Одно из основных требований, выдвигаемых при сопоставлении реального продукта и паритетов покупательной способности, заключается в том, чтобы регистрируемые для международных сопоставлений цены согласовывались с данными о расходах, т.е. с ценами, используемыми для оценки агрегатов расходов на товары и услуги в национальной валюте. Это означает, что если в национальных счетах используются цены с субсидиями, то такой же тип должен регистрироваться для целей международных сопоставлений. Кроме того, цены должны являться средними ценами во времени и пространстве, т.е. охватывать все периоды года и все регионы и рынки страны, поскольку данные о расходах также отражают колебания этих цен. Однако на практике многие данные о ценах были собраны в столицах стран или же регистрировались один или два раза в течение года. В некоторых случаях предполагалось, что зарегистрированные цены были близки к ежегодным средним показателям на национальном уровне, в других же случаях были проведены корректировки для получения среднегодовых национальных цен.ДЕЗАГРЕГАЦИЯ. В ЕПС используются три основных уровня дезагрегирования: основные компоненты ВВП; аналитические категории; первичные группы. Выделяются следующие основные компоненты ВВП: конечное национальное потребление населения; расходы на функционирование органов государственного управления; валовое накопление основного капитала; прирост запасов; сальдо внешнеторговой деятельности. Основные компоненты "конечное национальное потребление" и "расходы на функционирование органов государственного управления" соответствуют скорее концепции "фактического потребления", чем "потребительских расходов". Иными словами, государственные расходы на товары и услуги (услуги в области здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения), которые служат удовлетворению индивидуальных потребностей населения, переносятся из категории потребления органов общего управления (СНС) в категорию потребления населения. Следовательно, агрегат "расходы на функционирование органов государственного управления" исходно включает в себя расходы на общее управление и оборону. Аналитические категории облегчают представление и экономический анализ результатов. Таблица 1 иллюстрирует иерархическую систему данной классификации и ее связь с соответствующими таблицами СНС. Кодовый номер выполняет двойную функцию: 1) идентифицирует иерархический порядок категорий; 2) показывает, по мере возможности, связь с таблицами СНС. Таблица 1^ Аналитические категории Порядко-вый номер Кодовый номер Наименование категорий 1. 1. Конечное национальное потребление населения 2. 1.1. Пищевые продукты, напитки и табачные изделия 3. 1.1.1. Пищевые продукты 4. 1.1.1.1. Хлеб и зерновые продукты 5. 1.1.1.2. Мясо 6. 1.1.1.3. Рыба 7. 1.1.1.4. Молоко, сыр и яйца 8. 1.1.4.5. Растительные масла и животные жиры 9. 1.1.1.6-7. Фрукты, овощи и картофель 10. 1.1.1.8-10. Прочие пищевые продукты (сахар, кофе, чай, какао,джем, соль, специи и т.п.) 11. 1.1.2. Напитки 12. 1.1.2.1. Безалкогольные напитки 13. 1.1.2.2. Алкогольные напитки 14. 1.1.3. Табачные изделия 15. 1.2. Одежда и обувь 16. 1.2.1. Одежда 17. 1.2.2. Обувь 18. 1.3. Валовая рента, топливо и энергия 19. 1.3.1. Валовая рента и плата за пользование водой 20. 1.3.2. Топливо и энергия 21. 1.4. Мебель, домашние принадлежности и оборудование и эксплуатация 22. 1.4.1. Мебель, арматура и покрытие для полов 23. 1.4.2. Бытовой текстиль 24. 1.4.3. Обогревательные приборы и кухонные плиты, холодильники, стиральные машины и аналогичные основные бытовые приборы 25. 1.4.4-5. Прочие бытовые товары и услуги: изделия из стекла, столовая посуда, другие предметы домашнего обихода, ведение домашнего хозяйства 26. 1.5. Расходы на медицинское обслуживание,здравоохранение 27. 1.6. Транспорт и связь 28. 1.6.1. Личные транспортные средства 29. 1.6.2. Эксплуатация личных транспортных средств 30. 1.6.3. Платные транспортные услуги 31. 1.6.4. Связь 32. 1.7. Услуги в области досуга, развлечений, образования икультуры 33. 1.7.1. Культтовары 34. 1.7.2. Услуги в области досуга, развлечений и культуры 35. 1.7.3. Книги, газеты, журналы 36. 1.7.4. Образование 37. 1.8. Различные товары и услуги 38. 1.8.1. Расходы в ресторанах, кафе и гостиницах 39. 1.8.2. Прочие товары и услуги 40. 1.9. Чистые расходы резидентов за границей 41. 2. Расходы на функционирование органов государственного управления 42. 3. Валовое накопление основного капитала 43. 3.1. Строительство 44. 3.1.1. Жилые дома 45. 3.1.2. Нежилые дома 46. 3.1.3. Прочее строительство 47. 3.2. Машины и оборудование 48. 3.2.1. Транспортное оборудование 49. 3.2.2. Неэлектрическое оборудование 50. 3.2.3. Электрическое оборудование 51. 4. Прирост запасов 52. 5. Чистый экспорт 53. Валовой внутренний продукт Первичные группы являются наиболее подробными категориями классификации расходов. Их получают путем дезагрегирования компонентов расходов ВВП до максимально возможного уровня с учетом наличия данных о расходах по соответствующей группе стран. В сопоставлении, проведенном ОЭСР, использовалось 214 первичных групп, в сопоставлении по Группе II - 2941). Распределение первичных групп по основным компонентам представлено в таблице 2. Таблица 2Число и распределение первичных групп ОЭСР Группа II Потребление домашних хозяйств 178 252 Потребление органов общего управления 3 12 Валовое накопление основного капитала 31 28 Машины и оборудование 21 23 Строительство 9 3 Прочее 1 - Изменение запасов 1 1 Сальдо внешнеторговой деятельности 1 1 Всего 214 294 ^ ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ. Согласно общей схеме паритеты покупательной способности рассчитываются по каждой первичной группе. Паритеты для более высоких уровней агрегирования рассчитываются в виде взвешенных средних соответствующих первичных групп. Хотя разбивка ВВП на значительное количество первичных групп позволяет получить достаточно однородные группы товаров, тем не менее, эти группы все же содержат продукты, различающиеся между собой по размеру, конструкции, степени модности, сроку службы, торговым точкам и т.д. Для сопоставления цен в рамках каждой первичной группы отбирается определенное число товаров (товары-представители). Говядина, например, представляет собой первичную группу, а бифштекс, грудинка, реберная часть и т.д. являются индивидуальными товарами - представителями данной группы. Товары и услуги - представители должны удовлетворять следующим двум основным требованиям: 1) требованию сопоставимости, которое означает, что все факторы, которые оказывают влияние на образование фактической цены, являются идентичными в сопоставимых странах; 2) требованию репрезентативности, которое означает, что отобранные товары являются характерными для структуры расходов (часто используются и имеются в широком наличии на внутреннем рынке) и что на них приходится значительная доля расходов в рамках данной первичной группы в сопоставляемых странах. Между этими требованиями существует своего рода "компромисс", поскольку наиболее типичные для одной страны товары зачастую являются намного менее типичными для другой, причем большинство товаров-представителей являются несопоставимыми. Процедура отбора и согласования товаров-представителей была различной в двух группах стран. В общих чертах можно отметить, что в Группе I отбор и согласование производились на многосторонней основе, а в Группе II - на двусторонней основе. ____________ По данным за 1993 г. А. В соответствии с процедурой, использовавшейся в Группе I, в рамках каждой первичной группы каждая участвующая страна должна выбрать и специфицировать по меньшей мере один продукт, который покупался бы достаточно часто для того, чтобы быть репрезентативным для расходов данной страны по соответствующей первичной группе. Однако для включения в конечную выборку каждый отобранный продукт должен был также быть одобрен по меньшей мере одной из других стран-участников, где данный продукт является репрезентативным или, по меньшей мере, реализуется в больших количествах. Вследствие этого, отобранные продукты не должны иметься в наличии во всех участвующих странах. Странам необходимо было представить данные о ценах на отобранные ими продукты, в то время как доля продуктов, отобранных другими странами для расчета паритетов, определялась либо прямым, либо косвенным способом между парами стран. Базовый перечень был подготовлен ЕВРОСТАТом на основе консультаций со странами Сообщества. Затем пересмотренный перечень был расширен ОЭСР на основе консультаций со странами, не являющимися членами Сообщества, для обеспечения того, чтобы продукты были репрезентативны для всех стран ОЭСР. Окончательный перечень продуктов содержал около 3 200 наименований потребительских товаров и услуг, 236 наименований инвестиционных товаров и 16 строительных проектов. Собранные данные о ценах использовались для расчета относительных цен на индивидуальные товары и услуги, после чего относительные цены усреднялись для получения паритетов на уровне первичных групп. По каждой паре стран рассчитывалось два паритета. Первый паритет являлся невзвешенным средним геометрическим относительных цен на товары-представители первой страны; второй паритет являлся невзвешенным средним геометрическим относительных цен на товары-представители второй страны. Геометрическое среднее этих двух паритетов (паритет Фишера) затем использовалось для расчета единого паритета между двумя странами. С помощью данной процедуры по каждой первичной группе была рассчитана матрица двусторонних паритетов. В некоторых странах эти матрицы являлись неполными, поскольку не всегда было возможно рассчитать прямой паритет между каждой парой стран. Кроме того, паритеты являлись нетранзитивными (т.е. отношение паритета между странами А и В к паритету между странами В и С не равнялось паритету между странами А и С). Полнота и транзитивность матрицы обеспечивались за счет применения так называемой "процедуры ЭКШ" (данная процедура подробно изложена в подразделе "Агрегирование".)В. В Группе II в силу звездообразной организации сопоставления товары-представители отбирались на двусторонней основе, причем продукты определялись отдельно в каждой стране на основе центрального базового перечня, подготовленного Австрией. В соответствии с данной схемой отбиралось максимально возможное число товаров-представителей по каждой первичной группе. Эти товары должны быть типичными для расходов обеих сопоставляемых стран. Затем в виде простого среднего геометрического относительных цен на отобранные товары рассчитывалось соотношение цен страны j к базовой стране А по какой-то данной первичной группе (первичной группе i).^ УЧЕТ РАЗЛИЧИЙ В КАЧЕСТВЕХАРАКТЕР РАЗЛИЧИЙ В КАЧЕСТВЕ. Как указывалось выше, надежность сопоставления реальных величин и паритетов покупательной способности в значительной степени зависит от сопоставимости отобранных товаров и услуг. В случае их несопоставимости необходимо производить корректировку на качество. В этом отношении подход Группы I отличался от подхода Группы II. Процедуры отбора, использовавшиеся в Группе I, опирались на ту посылку, что меры, принятые для обеспечения полной и практически полной сопоставимости товаров, позволили получить паритеты покупательной способности, которые отражают только различия в ценах. Следовательно, различия в качестве показаны как различия в "физическом объеме" в экономическом значении этого термина. Вместе с тем, по общему мнению Группы II, процедура сопоставления цен, основанная на описаниях товаров, не всегда учитывает все различия в качестве и другие значимые для сопоставления факторы. В связи с этим, страны Группы II решили в случае необходимости и по возможности произвести корректировку на качество. Посылка, лежащая в основе учета качественных различий в Группе II, была актуальна для всех этапов сопоставлений, проведенных до сих пор, но приобрела особое значение в ходе двух последних этапов (1990 и 1993 гг.) вследствие возникновения рыночной экономики (или элементов рыночной экономики) и появления большого разнообразия товаров западного типа в странах Центральной и Восточной Европы. Как оказалось, некоторые потребительские инвестиционные товары в этих странах являются неконкурентоспособными на западных, или более конкретно, на австрийских рынках. В связи с этим, в Группе II в рамках данного сопоставления различиям в качестве уделялось больше внимания, чем на любых предыдущих этапах ЕПС. В случае несопоставимости, начиная уже с исходного перечня товаров - представителей, могут использоваться различные процедуры корректировки. Существует общая договоренность в отношении предпочтительности использования одних процедур по сравнению с другими. К таким процедурам в порядке уменьшения их предпочтительности относятся: замена наблюдаемого товара; изменение описания товара; изменение охвата/содержания перечня (исключение, включение); корректировка. Естественно, применение этих процедур может быть ограничено отсутствием данных, поэтому в реальных условиях не все возможные альтернативы могут использоваться одновременно.^ ПОПРАВКИ НА КАЧЕСТВО. Вышеприведенная схема очередности процедур предполагает, что корректировки на качество как таковые производились только в тех случаях, когда другие меры не давали удовлетворительных результатов. Корректировки цен соответствующей страны повлекли за собой изменения в первоначально рассчитанных соотношениях цен к австрийскому шиллингу. Под корректировкой понимается изменение исходной цены с целью ее согласования с каким-то данным определением. Хотя каждой корректировке всегда присущ определенный элемент субъективной оценки, тем не менее, целесообразно проводить различие между следующими основными двумя типами: различия в количественных характеристиках; различия в качественных характеристиках. Под количественными характеристиками понимаются такие параметры наблюдаемого товара, как размер, вес, мощность или другие количественные параметры. Процедура является относительно простой, если различие в качестве может быть выражено с помощью одного параметра. К сожалению, в реальных условиях приходится иметь дело не с одним, а с несколькими ценообразующими параметрами, которые часто взаимосвязаны между собой, но эта связь не является очевидной. Для выявления основополагающей функции параметров и цен были предложены различные методы. Они, в частности, применялись к производственным товарам длительного пользования. Качественные характеристики отличаются от количественных тем, что в данном случае отсутствует база сравнения, позволяющая установить аналого-цифровую, количественную зависимость или функцию для корректировки цены. Данный тип корректировок трудно охарактеризовать в общих чертах, поскольку перечень различий в качестве можно продолжить до бесконечности. Единственный способ решения этой проблемы заключается в индивидуальной оценке - неизбежно гипотетической - цены, которая, вероятно, могла бы применяться в том случае, если бы в наличии имелись товары, сопоставимые по качеству. Для этого необходимо учитывать все факторы, имеющие отношение к ценообразованию с точки зрения издержек производства и/или рынков. Различие между этими двумя видами корректировок не всегда четко прослеживается. Существует много промежуточных случаев, когда неясно, может или нет какое-то характерное "различие" быть выражено в количественных показателях. Может случиться так, что в аналогичных ситуациях могут использоваться разные методы в различных парах стран, когда одна из стран может попытаться произвести количественную оценку, в то время как другая страна - нет. Несмотря на тщательный учет различий в качестве, был сделан вывод о том, что технические параметры не во всех случаях являются достаточными для отражения рыночной стоимости. Таким образом, фактические качественные различия нашли лишь частичное отражение в результатах.^ УЧЕТ ОСОБЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В настоящем подразделе описывается ряд процедур, которые применялись для решения проблем, связанных с сопоставлением тех компонентов ВВП, которые требовали процедур учета, отличных от общей методологии.СТРОИТЕЛЬСТВО. Основная проблема, возникающая при сопоставлении показателей капитальных вложений в жилищное и гражданское строительство, заключается в том, что в странах-участницах не существует идентичных или сопоставимых строений. Даже строения одного и того же типа могут значительно отличаться между собой по форме, размеру, местоположению, отделке, материалу и т.д. По этим причинам сопоставление на основе стоимости фактических объектов не дает удовлетворительных результатов. В этой связи ЕВРОСТАТ разработал процедуру, получившую название метода "условного строительства". Данный метод заключается в определении стандартного объекта и условной стоимости его сооружения. Этот метод предусматривает составление сметы физических объемов работ с использованием технологического чертежа и разработку на ее основе описания "стандартной" конструкции, которая затем служит базой для сопоставления. Смета физических объемов работ, как правило, разбивается на такие крупные категории, как земляные работы, закладка фундамента, кладка, столярные, малярные, отделочные работы и т.д. Каждая их этих категорий содержит ряд характеристик, определяющих виды работ или операций, относящихся к какому-то конкретному элементу, посредством точного описания производимых работ и используемых материалов. Стена, например, определяется по типу кирпича (бетонный, силикатный, обожженный) и размерам кирпича и виду отделки (дерево, штукатурка, цемент, количество слоев краски, обои). Описание каждого элемента на основе соотношения затрат материалов/труда позволяет получить количественные показатели (м, м2, м3, кг), к которым затем применяется стоимость единицы продукции. Стоимость единицы продукции, помноженная на показатели физического объема, равна общей сумме затрат, т.е. стоимости необходимых материалов, трудозатрат плюс другие соответствующие расходы, такие, как расходы по эксплуатации оборудования, на подготовку рабочей площадки, накладные издержки и т.д. Перечень зданий и строительных объектов подразделяется на три категории объектов-представителей: жилые здания: дом для одной семьи; отдельный дом; многоквартирный дом; нежилые строения: производственное строение; административное здание; начальная школа; сельскохозяйственный сарай; прочие гражданские инженерные сооружения: дорога; дорожное покрытие; бетонный и канализационный трубопровод; спортивное сооружение; мост.^ НЕРЫНОЧНЫЕ УСЛУГИ. Нерыночные услуги характеризуются как "трудно поддающиеся сопоставлению". Данные трудности обусловлены рядом причин, например, отсутствием надлежащих единиц для измерения выпуска этих услуг, что также означает невозможность определения цены единицы продукции. Еще одна проблема связана с институциональными особенностями оказания некоторых из этих услуг. Например, одни и те же услуги в области здравоохранения в одних странах являются рыночными услугами, обладающими рыночными ценами, в то время как в других они являются нерыночными услугами, на которые рыночные цены не существуют. Имеются даже случаи, когда рыночные и нерыночные услуги существуют параллельно в одной стране. К этой категории согласно схеме ЕПС относятся частично или полностью следующие услуги: медицинское обслуживание и здравоохранение; образование; услуги в сфере социального обеспечения; расходы на функционирование органов государственного управления. Что касается услуг в области здравоохранения, образования и социального обеспечения, то часть этих услуг оказывается на рыночной основе, а часть - на нерыночной. По большинству стран Группы I и по некоторым странам Группы II такая дифференциация производилась непосредственно в рамках сопоставления. Например, в странах, где терапевты, стоматологи и т.д. оказывают свои услуги по "полным" ценам (независимо от того, возмещаются или нет впоследствии расходы пациенту), было невозможно определить цены на целый ряд конкретно определенных видов лечения. В Группе II в большинстве случаев эти услуги учитывались как нерыночные, даже если часть из них оказывалась на рыночной основе ("пересекающиеся категории"). Коллективное потребление органов общего управления полностью было отнесено к сфере нерыночных услуг. Для сопоставления нерыночных услуг использовались следующие подходы: метод учета затрат: в денежном выражении; в показателях физического объема; метод валового выпуска. Метод учета затрат в денежном выражении являлся наиболее широко использовавшимся методом. В соответствии с этим подходом услуги, оказанные индивидуальным пользователям или населению бесплатно или за номинальную плату, сопоставлялись на основе показателей затрат на оказание данных услуг. Для этой цели затраты на соответствующие услуги были сначала разбиты на три основные компонента: заработная плата лиц наемного труда; расходы на товары и услуги, использованные для промежуточного потребления; потребление основного капитала при оказании данных услуг. Показатели оплаты труда сопоставлялись с помощью следующих специальных "репрезентативных позиций": годовая сумма заработной платы отобранных и специфицированных категорий работников ( например, "заведующие отделением базовой больницы высшего учебного заведения с 25-летним стажем медицинской работы"). Расходы на товары и услуги разбивались на широкие группы (например, пищевые продукты, топливо и энергия, содержание и ремонт зданий и оборудования и т.д.), для которых из соответствующих категорий "потребления домашних хозяйств" или "валового накопления основного капитала" могли быть взяты соответствующие ППС. Амортизация основного капитала аналогичным образом пересчитывалась с использованием ППС капитальных вложений в строительство и машины и оборудование. Метод учета затрат в показателях физического объема заключается в использовании для расчета прямых физических индексов показателей численности работников (практикующие врачи, стоматологи, учителя и т.д.), а не ППС. Метод выпуска основан на показателях физического объема, описывающих выпуск соответствующей услуги (например, количество койко-дней в лечебных учреждениях, численность учащихся и т.д.) Выбор одного их этих подходов зависит от наличия и сопоставимости первичных данных. Вследствие этого: в Группе I использовался только метод учета элементов затрат; в Группе II использовались все вышеупомянутые подходы. В случае метода выпуска необходимо было предпринять дополнительные меры по корректировке данных с учетом различий в производительности труда. Предположение о равной производительности труда, на котором косвенно основывался метод затрат или метод учета количества занятых, было подвергнуто критике. Это особенно справедливо для сопоставления данных по странам, находящимся на разных уровнях экономического развития. Было сделано предложение, согласно которому разница в производительности труда, существующая в нерыночном секторе, примерно равна разнице в производительности труда в рыночном секторе. Поэтому был рассчитан поправочный коэффициент на производительность труда для рыночного ВВП (за исключением сельского хозяйства), который впоследствии использовался в качестве поправочного коэффициента для корректировки численности лиц наемного труда в нерыночной сфере.^ ЖИЛАЯ РЕНТА. В Группе I ППС по валовой ренте рассчитывался на основе д