государственные точечные влияния должны стимулировать перераспределение частных инвестиций в интересах общества, а не заменять этиинвестиции. / Финансовые возможности потенциальных отечественных инвесторов достаточно велики. По некоторым оценкам, внутри республики «гуляет» 2-3 млрд долларов—сумма, значительно превышающая ту, которую правительство может получить по всем кредитам Международного валютного фонда, Всемирного банка и т.д. Задаста государства - привлечь частные деньги, естественно, путем создания благоприятных условий для инвестиций. Очевидно, что период первоначального накопления капитала рано или поздно должен завершиться. Новые люди, пройдя стадию полного удовлетворения личных потребностей, начнут заниматься инвестированием накопленных средств в производство. Коммерческие банки и финансовые компании будут совместно/с правительством определять перспективы развития того или иного предприятия. Возрастани^инвестиционной активности населения обусловлено финансовой политикой государства, направленной на активизацию инвестиционной деятельности, создание дополнительных гарантий для частных инвесторов, Эффективный контроль за осуществлением проектов, финансируемых из госбюджета. ТЕМА 6. Финансовый механизм у^Кфинансовый механизм, его составные звенья и элементы. 2Совершенствование финансового механизма. 1.Финансовый механизм, его составные звенья и элементы В управлении финансами государство использует различные экономические, организационно-правовые методы, формулы и стимулы. Организацию финансовых отношений государство оформляет законодательными и другими актами нормативного характера. Государство определяет формы денежных накоплений, виды платежей, методы распределения ВВП и НД. Финансы - объективная категория. Управление финансами осуществляется через финансовый механизм, представляющий собой составную часть, хозяйственного механизма государства. Финансовый механизм -совокупность методов и форм, инструментов и рычагов, с помощью которых обеспечивается организация финансовых отношений, т. е. создание, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств. Финансовый механизм относится к надстроечной категории, это составная часть финансовой политики. Посредством финансового механизма государство воздействует на экономическое и социальное развитие общества. Инструментарий воздействия заключается в установлении норм и ограничений некоторых финансовых показателей и величин, таких как прибыль предприятия, ставка налога, амортизационные отчисления, страховые платежи, отчисления на социальное страхование и др. Важным моментом является не только правильное определение рычагов, но и практическая их реализация, соизмерение действий рычагов с принципами социальной справедливости. К категории рычагов, с помощью которых осуществляется воздействие на общественное производство, относится также и система финансовых стимулов. Если рассматривать стимулы с точки зрения как моральные и материальные, то финансовые стимулы в большей мере являются материальными. Финансовое стимулирование выражается в материальном вознаграждении предприятия за достижение определенных результатов или применение мер (штрафных санкций) за отклонение от желаемых результатов. Стимулирование может осуществляться также путем увеличение отчислений в различные фонды, средства которые затем используются на социально-экономическое развитие предприятия, работников. Формы организации финансовых отношений государство оформляет правовыми актами.4041 Поскольку существует различие сфер и звеньев финансовых отношений, финансовый механизм можно рассматривать по составным частям, применительно к этим сферам и звеньям. Финансовый механизм является составной частью хозяйственного механизма государства. Задачи финансового механизма - обеспечить процесс формирования, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств. Поскольку финансовые отношения существуют в различных сферах и звеньях, то финансовый механизм может рассматриваться по этим составным сферах и звеньях. По этим признакам можно выделить финансовый механизм предприятий материального производства; финансовый механизм учреждений и организаций непроизводственной сферы; финансовый механизм коммерческих предприятий и организаций; финансовый механизм некоммерческих учреждений и организаций; финансовый механизм общегосударственных финансов. Исходя из территориального деления Республики Беларусь различается финансовый механизм республиканских и местных органов власти. Каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное производство, содержит определенные функциональные звенья, имеющие количественную и качественную определенность. Количественная определенность, проявляется в сумме ресурсов, выдаваемых на те или иные цели. Качественная определенность финансового механизма характеризует порядок осуществления формирования предоставленных ресурсов, формы и каналы движения этих ресурсов, условия их выделения и использования. Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Финансовое обеспечение может осуществляться в формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Это формы финансового обеспечения применяются одновременно, но соотношение между ними на различных этапах развития общества бывает различным в зависимости от этапа развития общества, условий производства, задач стоящих перед страной. Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования заключается в том, что они основываются на сальдовом и налоговом методах. Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов. При налоговом методе суммы дохода распределяются по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемых законом для отдельных элементов. Каждому элементу в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение, функции (например, налог на прибыль, НДС, акцизы и т. п.). Финансовое обеспечение и финансовое регулирование - методы взаимосвязаные и взаимозависимые. Но поскольку их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, то требуется согласование и увязка финансового механизма. Функционирование финансового механизма в каждой сфере обеспечивается через определенные организационные структуры. К ним относятся: а) финансовое планирование (прогнозирование); б) управление финансами; в) финансовый контроль, финансовые рычаги и стимулы; г) финансовое законодательство; д) финансово-экономические нормативы. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства. Результат планирования -это составление различных видов финансовых планов и прогнозов. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Планирование делится на долгосрочное (планы-прогнозы), среднесрочное, краткосрочное, стратегическое и тактическое. Управление как целенаправленное воздействие на финансы осуществляется аппаратом управления и направлено на достижение плановых показателей, решение экономических и социальных задач. Сам аппарат и методы управления не постоянны. В зависимости от конкретной обстановки степень централизации управления, методы управления могут изменяться. В настоящее время осуществляется уменьшение степени централизации управления финансами, расширение предприятий, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, в частности в * порядке образования и использования фондов предприятий. Расширение хозяйственной самостоятельности происходит и в непроизводственной сфе--ре, например, за счет получения и использования финансовых ресурсов от продажи имущества, обмена зданий, транспортных средств, платы за услуги. Финансово-экономические нормативы являются составной частью финансового механизма. Нормативное обеспечение включает в себя нормативы, нормы, тарифные ставки, инструкции, методические указания и разъяснения.4243 Размеры нормативов не постоянны, это зависит от долговременных задач социально-экономического развития, текущей ситуации. Величина нормативов, призванных обеспечить аккумуляцию средств на решение каких-то задач, по мере их разрешения могут уменьшаться, как размер чрезвычайного налога на ликвидацию последствий от катастрофы на ЧАЭС. Или же отменяться вовсе, как, например, налог на холостяков и малосемейных граждан, который был призван поощрять рождаемость в СССР в послевоенный период. В то же время размер нормативов должен быть стабильным в течение относительно длительного периода. В этом случае нормативы играют стимулирующую роль, поскольку принимаются в расчет при планировании деятельности предприятий или хозяйствующих субъектов. Кроме нормативов государством устанавливаются лимиты. Лимит-предельная величина, ограничение в использовании материальных или финансовых ресурсов. Вся плановая и хозяйственная деятельность предприятия и государства в целом базируется на финансово-экономических нормативах. Частью финансового механизма является законодательство. Законодательство осуществляет правовое обеспечение (регламентирование) существующих производственных отношений. Оно включает законы, указы, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления, регулирующие финансовые отношения. 2.Совершенствоваиие финансового механизма в условиях перехода крынку Переход к рынку означает изменение экономической политики и методов финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Главное содержание этих изменений состоит в том, что вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозяйственных органов, строгого регламентирования состава фондов, пропорций, условий их образования и использования посредствам установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п. используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. Значительные изменения происходят в финансовом механизме непроизводственного сектора. Происходит расширение сферы платных услуг и ее сочетание со сферой бюджетного финансирования. Осуществляется перестройка системы бюджетного финансирования, переход на нормативный метод покрытия затрат. Это означает, что возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основе нормативов, определяемых из расчета социальных расходов на одного человека и других показателей.44 Финансовый механизм в современных условиях призван: а) создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь; б) обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка многоуровневой экономики. В условиях перехода к рыночным отношениям основными направлениями воздействия финансового механизма на экономическое развитие общества являются: развитие многообразных форм финансовых отношений; обеспечение развития инициативы всех форм хозяйственной деятельности; использование эффективных финансовых рычагов стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов; развитие конкуренции товаропроизводителей; повышение эффективности общественного производства; привлечение иностранных инвестиций; образование свободных экономических зон; расширение финансового рынка. При разработке годовых бюджетов Правительство Республики Беларусь основное внимание уделяет решению таких вопросов, как обеспечение низких темпов инфляции; сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства; укрепление доходной части бюджета; усиление социальной направленности расходов бюджета и сокращение дотаций. Изменяются методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальной сферы. Современный финансовый механизм предполагает ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы. Основным рычагом государственного финансового регулирования являются налоги. Поэтому большое значение в Республике Беларусь в современных условиях уделяется совершенствованию налогового финансового механизма, С помощью налогов происходит регулирование уровня рентабельности хозяйствующих субъектов, размера денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и других хозяйствующих субъектов. Высокий уровень, частый пересмотр норм налогообложения отрицательно воздействует на развитие экономики. При правильной организации налогообложение способствует развитию предприятий и стабилизации поступлений финансовых ресурсов в распоряжение государства. Обязательным элементом рыночных отношений является финансовый рынок. Расширение финансовый рынка в Республике Беларусь является одним из направлений совершенствований финансового механизма. 45 ^ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ Критерии классификации финансового механизмапроизводства, удовлетворению социально^ультурных потребностей работающих. / Финансовые ресурсы"классифицируются по ряду критериев: по направлениям использования (на компенсацию денежных расходов, необходимых для решения^оизводственных и социальных проблем, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, инвестиции, авансирование в текущие затраты)'' исходя из образования,фондов накопления (одна часть чистой прибыли, амортизация) и потребления (другая часть чистой прибыли, фонд заработной платы); /' в зависимости от/форм финансового обеспечения (собственные, заемные, привлеченные, бюджетные ассигнования, благотворительные отчисления и пожертвования, факторинг, франчайзинг, лизинг, страхование, операции РЙ10 и др.). Перечисленные формы финансового обеспечения, представляющего покрытие воспроизводственных затрат, расходов на социальную защиту населения ^реализацию функций государства, на практике могут применяться одновременно при условии оптимального соотношения между ними. Однако методики расчета такого соотношения пока не существует. 1.6. Финансовый механизм, его сущность и составные элементы Финансы наряду с формированием и использованием фондов денежных средств являются инструментом воздействия на производственный процесс, который осуществляется через финансовый механизм, являющийся частью хозяйственного механизма. Оба понятия появились в нашей экономике в 60-е гг. прошлого века.^ Финансовый механизм - система установленных государством типов, видов, форм и методов финансовых отношений. Разнообразие состава финансового механизма и финансовых отношений позволяет классифицировать его на основе критериев, представленных на рис. 1.2.^ Директивный финансовый механизм связан с участием государства в разработке и введении обязательных для всех субъектов финансовых отношений в сфере бюджетного устройства налогообложения, финансового рынка.^ Регулирующий финансовый механизм определяет процедуру финансовых отношений в тех сферах и звеньях децентрализованной финансовой системы, где интересы государства напрямую не затрагиваются.^ Финансовый механизм государства направлен на стабилизацию его финансов, совершенствование управления ими и укрепление финансового законодательства, внешнеэкономических связей и т.д., а местных органов власти - на финансовое обеспечение потребностей территорий. Типы Формы Виды Методы В зависимости от степени участия государства В зависимости от сфер н звеньев финансовой системы В зависимости от территории Исходя из сущностного понятия категории «механизм» директивный; регулирующий государства: местных органов власти оюджетныи: внебюджетных фондов: предприятий и организаций производства товаров: организаций сферы услуг; финансового рынка финансовое ооеспече-ние; регулирование; налогообложение; планирование и прогнозирование; управление: контроль: нормативно-правовое и информационное обеспечение: самофинансирование: материальное стимулирование и ответственность и др.Рис. 1.2. Структура финансового механизма^ Бюджетный механизм характеризуется наличием системы налогов, формирующих доход бюджета, а также всевозможных направлений использования бюджетных средств и методов финансирования.^ Механизм внебюджетных фондов предназначен для финансового обеспечения конкретных программ. На предприятиях и в организациях реального сектора экономики финансовый механизм опосредован в первую очередь отношениями по поводу формирования и использования денежных фондов (уставного, добавочного, резервного, накопления и потребления). Финансовый механизм учреждений и организаций сферы услуг связан с бюджетным финансированием и получением дополнительных доходов, связанных с коммерческой деятельностью. На финансовом рынке финансовый механизм обслуживает «р аботу» временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В группе «Методы» раскрывается конструкция финансового механизма. В частности, финансовое обеспечение осуществляется за счет собственных, заемных и привлеченных ресурсов. Финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных, отношений на осно-20 21^ ФИНАНСЫ И КРЕДИТТЕОРИЯ ФИНАНСОВ ве конкретных метод распределения: сальдового, нормативного и налогового. Сальдовый метод заключается в распределения дохода по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Нормативный метод основан на распределении дохода по нормативам. При налоговом методе часть выручки распределяется по децентрализованным и централизованным фондам с помощью налогов и обязательных отчислений. Финансовое регулирование осуществляется с помощью определенных инструментов и рычагов, которые способствуют формированию финансовых ресурсов, управлению движением денежных средств, инвестиционной деятельности. К ним относятся доход, прибыль, амортизационные отчисления, цена, дивиденды, процентные ставки, вклады, паевые взносы, инвестиции, система расчетов, курсы валют и ценных бумаг, дисконт и т.д. В странах с развитой рыночной экономикой имеются сложные финансовые инструменты, именуемые деривативами. Они используются для хеджирования (защиты) финансово-хозяйственной деятельности путем переноса за определенную плату своего риска на тех, у кого этого риска нет, но они желали бы на него пойти (например, рынок ценных бумаг, страховые и венчурные компании).Рычаги по своим функциям делятся на стимулы, санкции, лимиты, нормы, нормативы. В виде стимулов выступают всевозможные льготы, особые условия кредитования, в виде санкций - штрафы, пени, неустойки. 1.7. Финансовая политика государства: содержание, значение и особенности на современном этапе^ Финансовая политика - целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. Некоторые авторы определяют финансовую политику как совокупность принципов, форм и методов организации и использования финансов, а другие - как совокупность бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой, таможенной, социальной, инвестиционной политик и политики в области международных финансов, а также инструментов государственной власти, обеспечивающих формирование и использование финансовых ресурсов. Во втором определении проявляется единство двух составляющих финансовой политики: ее компонентов и финансовых институтов государственной власти. Сущность этого единства заключается в том, что все виды политики функционируют тогда, когда их реализация осуществляется в рамках Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, кредитной системы и т.д. Финансовая политика - часть экономической политики, имеет целевую направленность, а свое практическое воплощение в лице государства осуществляет через финансовый механизм, его инструменты и рычаги. Финансовая политика относится к надстройке государства, а финансовые отношения представляют элемент базиса государства. Они выступают основой финансовой политики и являются предпосылкой ее содержания и сущности. Важнейшие направления финансовых отношений - это отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Исходя из содержания финансовой политики, выделяются три ее составных части: выработка научно обоснованной стратегии и тактики; определение основных направлений использования финансов; осуществление практических действий для решения поставленных задач. К основным задачам финансовой политики, определяющим ее значение в функционировании государства, относятся: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; определение основных направлений повышения экономического потенциала государства и источников мобилизации финансовых ресурсов для этих направлений; установление рационального с государственных позиций распределения и использования финансовых ресурсов; формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов; создание эффективной системы оперативного управления финансами; - создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства. Для решения стоящих перед финансовой политикой задач к ней предъявляется ряд требований: учет специфики конкретного исторического этапа; изучение и восприятие предшествующего опыта финансово-хозяйственной деятельности; научный и комплексный подход при выработке концепции финансовой политики (целей, задач, форм, методов, рычагов, инструментов и т.д.); ориентация на повышение эффективности использования финансовых ресурсов. На современном этапе развития экономики финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действенной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы,2223