РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫБог сотворил человека из ничего, но материал все время чувствуется. Поль ВалериТема 5. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ Становление и развитие культуры в первобытном обществе 5.2 Каноничные культуры ранних цивилизаций5.1 Современная историческая наука относит начало процесса, в результате которого на Земле появился современный человек, к весьма отдаленным временам: примерно 3 - 1,7 млн лет назад). Около 40 тыс. лет назад, с возникновением дифференцированной речи, становление человеческого общества подошло к своему завершению. Этот же рубеж принято считать временем начала истории культуры. Антропогенез (возникновение человека), социогенез (возникновение общества) и культурогенез (возникновение культуры) - три стороны единого процесса зарождения человеческой истории, до настоящего времени остающегося загадкой для науки. Когда, где, почему началась история общества и культуры - точный и простой ответ, по-видимому, невозможен. В новорожденности своей памяти, - как писал П. Тейяр де Шарден, - человек «вошел в мир бесшумно»1. Для историка культуры это означает, что времена дописьменные и не озвученные человеческой речью покрыты сумраком беспамятства, их невозможно знать, о них можно только догадываться. «Помнить» себя культура человека начинает в эпоху так называемого каменного века, свидетельства которого в изобилии обнаружены нашими современниками в различных уголках Земли. А потому каменный век и представляется исследователями первым бытием человека культурного, эпохой его первобытного существования. Археология различает три основных «века» в древней истории человечества: каменный, бронзовый, железный. Каменный век - самый длительный из них. В это время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из дерева, камня, рога и кости. Лишь в самом конце каменного века древние люди впервые познакомились с медью, но использовали ее преимущественно для изготовления украшений. Орудия труда и оружие из дерева, вероятно, были самыми распространенными у древнего человека, но дерево обычно не сохраняется, как и другие органические вещества, в том числе рог и кость. Поэтому основным источником для изучения каменного века служат каменные орудия и остатки их производства. Длительный период каменного века принято делить на три части: древнекаменный век (по-гречески - палеолит), среднекаменный век (мезолит) и новокаменный век (неолит). Палеолит, в свою очередь, делится на следующие этапы: нижний (ранний) палеолит - З млн. - 100 тыс. лет тому назад; средний палеолит - 100 тыс. - 30 тыс. лет тому назад; поздний (верхний) палеолит - 30 тыс. - 8 тыс. лет тому назад. От нижнего палеолита до нас дошли однообразные и грубые орудия труда: оббитые гальки и кремневые сколы. Ими пользовались обезьяноподобные люди - питекантропы, синантропы и др. Они занимались собирательством и охотой, освоили огонь. Членораздельной речи, искусства, религии у них еще не было. Обитатели среднего палеолита, неандертальцы, по телосложению - массивные и угловатые существа, связно изъясняться также не умели. Возможно, они восполняли отсутствие звукового языка обильной жестикуляцией. Во всяком случае, знак использовался довольно интенсивно: к этому периоду относятся первые художественные опыты человека - углубления в камне, насечки на кости, охряные (нанесенные красным минеральным красителем) пятна. Каменные орудия неандертальцев разнообразнее и лучше обработаны, чем в нижнем палеолите. Они выделывали из камня острые наконечники для оснащения копий и рогатин, скребла - для резания и скобления кожи. В это время человечество переживало тяжелые времена: с севера надвигался ледник. Неандертальцы изобрели одежду и начали обживать пещеры. Кроме того, у людей среднего палеолита, по всей видимости, зарождается ритуал: первые захоронения датируются этим периодом. Верхний палеолит занимает ключевое положение в эпохе каменного века. На рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция ископаемого человека и появляется Homo sapiens. Появляются составные орудия: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Появляются и первые социальные институты - род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети). Научные знания о верхнем палеолите базируются во многом на материале археологических раскопок, сделанных на юге Франции и отчасти на севере Испании. Этот уголок Европы был относительно благоприятен для жизни человека при всех сменах климата и ландшафта. Поэтому он имел плотное население на протяжении десятков тысяч лет. Люди, жившие здесь по долинам рек и на побережье Бискайского залива, оставили богатые следы своего пребывания. Даже названия периодов верхнего палеолита, продолжавшегося в этих местах от 35 до 10 тыс. лет тому назад, позаимствованы у тех французских провинций, в которых были обнаружены наиболее значительные памятники. Выделяют четыре таких периода. 1. Перигорд (35-20 тыс. лет назад). Непосредственно следует за средним палеолитом. Найдены кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде отсутствуют изображения, но часто встречаются нарезки и насечки на костях, украшения, краски; в позднем - появляются барельефы (выцарапанные в камне контуры животных и человека). 2. Ориньяк (30-19 тыс. лет назад). Находки - кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники, многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. В пещерах найдены баночки с красной губной помадой. Люди изготавливали уже более десятка красок для ритуального грима. Возникает искусство малых форм: резьба, мелкая скульптура, гравюры на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты ориньякцев - это контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, борозды, проведенные пальцами по влажной глине (т.н. «меандры»). Меандровыми линиями наносятся на поверхность стен первые контурные рисунки. Появляются маленькие статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня (палеолитические Венеры и убайдские мужские статуэтки). Изображения человека редки, а те, что есть, изображают в основном женщину с гипертрофированными половыми признаками. «Места находок таких фигурок (очаг, хранилище зерна и т.п.) указывают, скорее всего, на попытку магически, через смутно сознаваемую метафорическую ассоциацию, повлиять на рождение злаков с помощью образов людского материнства»2. Любопытно и парадоксально это искусство: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные» эмоции существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески3. 3. Солютре (18-15 тыс. лет назад). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизни человека палеолита. Появляется довольно сложная техника обработки камня. Обработанные в форме ивового или лаврового листа кремни служат наконечниками копий и дротиков, а также - ножами и кинжалами. Появляются костяные наконечники, иглы, жезлы. Найдены первые гравюры на камне и кости. 4. Мадлен (15-8 тыс. лет назад). Климат суровеет, наступает ледник. Мадленцы охотятся на северного оленя и мамонта, живут в пещерах, часто кочуют. Высокая техника обработки камня исчезает. Зато поднимается культура обработки кости: в изобилии найдены гарпуны, наконечники копий, иглы, шила. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюризироваться, превращаясь в т.н. микролиты. Среди изображений появляются символы: круг, спираль, меандр (геометрический орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками), свастика. Человек, видимо, научился обобщать и коротко передавать свои представления. Вершиной мадленского и всего палеолитического искусства становится пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самую знаменитую из них, Альтамиру, находящуюся в Северной Испании, называют Сикстинской капеллой первобытности. Она состоит из ряда подземных залов длиной до 280 метров. Стены ее покрыты большим количеством (более двух десятков) изображений животных. Каждое из них в отдельности превосходно, но в их соотношении царит хаос. Очевидно, само мышление палеолитического человека, натренированное в реалистическом мастерстве, было еще беспомощно в осознании связей между явлениями этого мира. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи: орнаменту. Мезолит иногда называют эпипалеолитом, хотя эти термины не совсем равнозначны. Это гораздо более кратковременный период (8-5 тыс. лет тому назад). Он во многом продолжал традиции палеолита, но уже в послеледниковый период, когда человек адаптировался к новым условиям обитания: ледник откатывается к северу, затапливая Европу своими водами. В лабиринтах водных проток люди не кочуют на большие расстояния. Присваивающий характер хозяйства в мезолите сохраняется, но развиваются новые его отрасли - рыболовство, в том числе и морское, охота на морских животных, собирание морских моллюсков. Жизнь становится спокойнее и беднее приключениями, чем охотничья. Орудия труда уменьшаются, широкое распространение получают микролиты. Человек начинает выкапывать временные жилища в мягком грунте, но ставить постоянные еще не пытается. Изобретаются лук и стрелы, веревки, сети, лодки, приручается собака, одомашнивается свинья. К концу мезолита женщина изобретает весьма полезный в домашнем хозяйстве глиняный горшок. Для красоты и в ритуальных целях на его поверхность наносятся черточки и волнистые линии. Так возникает орнамент - искусство преимущественно женское. Монументальная наскальная живопись исчезает: нет условий и надобности. Собиратели моллюсков вели иную жизнь и получали иные впечатления, нежели палеолитические охотники; средства выразительности соответственно требовались другие. Основной рубеж в истории каменного века приходится на начало неолита (5-4 тыс. лет тому назад для наиболее развитых областей Средиземноморья). В это время на смену долгому периоду присваивающей экономики - охоты, собирательства, рыболовства - приходят земледелие и скотоводство (производящее хозяйство). Значение этого события столь велико, что историки часто характеризуют его как «неолитическую революцию». Люди оседают, формируются верования, связанные с новыми занятиями. Появляется культ, ветвящаяся система символов, объясняющих ритуал, и, наконец, зарождается Миф. Если еще нет базовых мифов, характерных для многих народов (таких, как миф о потопе, о разделении языков и т.д.), то, по крайней мере, складываются архетипы мифологического восприятия: представления о возникновении мира в результате взаимодействия позитивного и негативного, доброго и злого (вавилонское сражение Мардука с Тиамат, например); представления о возвышенных местах (священных холмах) как божественных жилищах; представления о корне всего существующего («мировом древе», «лотосе, возникшем в начале времен над великим озером» и т.п.); представления о причинах будущего разделения мира на «небеса», «поднебесную», «преисподнюю». Вот когда обнаруживает себя мифологическая смысловая реальность, составляющая основу для выделения данной культуры в особый тип. Надо сказать, что непосредственной действительностью любой смысловой реальности является относительно целостное видение мира, оформленное в предпочтениях, культах, ритуалах, верованиях и знаниях, - словом, соответствующая эпохе и региону Картина Мира. Мифологическая же картина мира, характерными чертами которой становятся синкретизм, символизм, генетизм и этиологизм, складывается в полной мере, пожалуй, только в поздней античности, когда человек обретает способность размышлять о самом мифе (рефлексия). Первобытная эпоха - это самое начало формирования мифологической культуры. Синкретизм (нерасчлененность) бытия, кроме прочих следствий, имел в мифологической картине мира специфическое выражение: весь мир обладал однородными признаками. Отсюда - перенесение на природу свойств человека (антропоморфизм), животных (зооморфизм) или особенностей родоплеменных отношений (социоморфизм). Кроме того, миф - это почти непременное «оживотворение» вещей и явлений (гилозоизм) и одушевление природы (анимизм). Здесь уместно будет заметить, что в этнографию понятие «первобытный анимизм» ввел в конце прошлого века английский ученый Э.Б.Тайлор (1832-1917). Анимизмом (от латинских слов «анима» - душа или «анимус» - дух) он назвал веру в духовные существа, составившую в мифе первоначальный «минимум религии»4. По его мнению, первобытные люди, задумываясь о таких явлениях, как сновидения или смерть, заключили, что в каждом человеке имеется некая особая субстанция, душа, которая может временно или навсегда покидать свою телесную оболочку. Из представлений о связанной с человеком душе развились представления об отдельно существующих духах, ставших олицетворением природных стихий, растений и животных. Отсюда идет прямая линия к политеистическим представлениям о пантеоне богов, олицетворяющих силы природы, и, наконец, к монотеистической вере в единого Бога... Миф не углубляется в поиски сущности, поэтому внешне сходное в нем предстает как тождественное. В этом состоит такое важное свойство мифологии, как символизм. Конкретные предметы и явления, не теряя своей конкретности, становятся знаками других предметов и явлений, т.е. символически заменяют их. Первое законченное представление о мире дает так называемое мировое древо, изображения которое появились в эпоху неолита. Это иногда действительно изображение дерева или столба, а иногда условная вертикальная композиция, разделенная на три части: верх - крона, небо; середина - ствол, земля; низ - корни, подземное царство. Верх населяют волшебные птицы, светила и другие «небожители»; низ принадлежит обитателям вод, змеям, душам умерших и т.д.; в срединном пространстве живет человек. В эту трехчастную картину мира входят и палеолитические «заготовки»: копытные животные становятся символами среднего царства, птицы - верхнего, рыбы и змеи - нижнего. В славянской мифологии особо почитаемое мировое дерево (древо жизни) являлось центром мира и воплощением мироздания в целом. Далее, в мифах очень часто происхождение предметов выдается за их сущность. Это свойство называется генетизмом (от греч. - рождение, происхождение). Для мифа объяснить вещь или явление означает рассказать об их возникновении. Генетизм обусловливает существование в развитых мифологических системах основных групп мифов: космогоний - мифов о происхождении космоса, теогоний - о происхождении богов, антропогоний - о происхождении человека, а также мифов о происхождении культурных благ (предметов и навыков), которые передает людям некий герой, либо изначально обладающий ими, как Вайнямейнен из карело-финской «Калевалы», либо крадущий их у богов, как греческий Прометей. Время, к которому относится момент возникновения вещи (мифологическое время), резко отличается от времени повествования. С генетизмом связан и этиологизм мифа (от греч. - причина, основание). Миф объясняет, почему окружающие предметы, явления, живые существа таковы. Во всех мифах представления об устройстве мира выглядят как рассказы о происхождении его элементов. Однако существует немало и собственно этиологических мифов - коротких повествований, объясняющих особенности какого-нибудь предмета или явления. Мифы о небесных светилах - астральные, солярные (о Солнце) и лунарные (о Луне), а также эсхатологические (о конце света), календарные мифы и мифы о животных вызваны к жизни как раз этиологизмом мифологической картины мира. Наконец, важным признаком мифологической картины мира является и то, что миф непременно приобретает качество парадигмы или прецедента,5 т.е. миф не только объясняет существующий порядок вещей, учит, волнует, развлекает, но и задает человеку обязательный порядок действий в этом мире. Дело в том, что миф - это картина непосредственного и бесконечно продолжающегося общения. Все явления представляются мифологическому человеку как результат чьих-то действий. Мир состоит для него не из причин и следствий, но из персонажей, с которыми человек находится в свойстве. Даже умерев, человек не перестает с ними общаться. Мифические времена содержат в себе образцы и инварианты поведения людей, которым необходимо следовать. Человек пребывает как бы в лабиринте жизненных ситуаций, из которого один выход - по путеводной нити Духа. Задержимся здесь: речь зашла о духовности как квинтэссенции человеческого содержания культуры. Картина мира и человеческая духовность есть не что иное, как две стороны одной медали под названием культура. Самый общий смысл понятия «духовность», выработанный к настоящему времени в философии, можно выразить коротко: это то, что обеспечивает человеку хотя бы минимум самодостаточности, приподнимая его над повседневностью. Культурологи испытывают острую необходимость категориальной разработки этого понятия, вводя в свои рассуждения на его место категории «мышление», «ментальность», «менталитет», «дух», «душа» и т.д. Создавая образ мира, - писал К.Г.Юнг, - «человек изменяет одновременно и самого себя. Человек, для которого Солнце по-прежнему вращается вокруг Земли, не такой, как тот, у кого Земля является спутником Солнца. Не напрасно мысль Джордано Бруно о бесконечности представляет собой одно из важнейших начал современного сознания»6. И далее Юнг отмечает, что на представление, которое складывается о мире, человек бессознательно ориентируется в жизненном «приспособлении». Психоаналитик в силу своего интереса к пограничным состояниям сознания уловил суть того, что он называет «действенной сознательностью»: «он (архетип) заставляет первобытного человека противостоять природе, чтобы не оказаться в ее власти. Пожалуй, это является началом всей культуры, неизбежным следствием сознательности с ее возможностью уклоняться от бессознательного закона»7, т.е. культура начинается там и тогда, где и когда человек обретает способность противиться устоявшемуся порядку вещей, в том числе и собственной природе. Вот почему на заре культуры возникают обряды и ритуалы, магические и колдовские действия. Сколь бы странными в своей бессмысленности или жестокости они ни казались современному человеку, надо думать, все они реализовывали и закрепляли великую культурную потенцию первобытного человека, его поначалу неосознанное желание противостоять... Может быть, это и есть искомое содержание духовности?! Духовность и разрушительное стремление… На первый взгляд, это взаимоисключающие понятия. Так оно и есть, если под разрушительным стремлением понимать физическое разрушение созданного природой или человеком. Тогда ни о какой духовности речи быть не может, даже если разрушенное восстанавливается. «Да не пора ли нам понять - горько восклицает Л.М. Баткин - что в мире культуры есть непоправимое! В том и заключена боль, что Сухарева башня или Шахматово уничтожены, потеряны для России навсегда. А ежели позволительно заменить прошлое - декорацией прошлого, то этот дикарский ход мыслей должен готовить нас к возможности нового грядущего вандализма»8. Философ прав: ужасно сносить церковь XVII в., но и строить на ее месте церковь XV в. не менее ужасно. Духовность - это разрушение иного рода. Это способность человека скептически отнестись к привычной картине мира, сбросить наваждение «замылившегося» взгляда. Духовность есть сверхпонимание мира, ломающее границы одной смысловой реальности и выводящее человека в реальность иного мира или эпохи. Юнг обозначает это как «уклонение» от архетипов. Бердяев - как «творчество»: «Мировой процесс не может быть только изживанием и искуплением греха, только победой над злом. Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение... Творящий человек причастен природе Божественной, в нем продолжается богочеловеческое творение»9. Стало быть, тысячу раз прав Баткин, считающий, что «культура всегда накануне себя». Духовность - это причина и стимул развития. Это внутренний движитель смысловой реальности. Перефразируя Юнга, скажем: в лице одухотворенного человека каждая культура имеет своего противника, своего Герострата. Как же обстоят дела с духовностью первобытного человека и генезисом смысловой реальности мифа? Палеолитический человек сам является частью мифологической картины мира. В этой слитности очень сложно разглядеть противоположный миру «полюс» смысловой реальности. Однако, вглядываясь, замечаешь (вернее - припоминаешь, догадываешься, как справедливо поправляют себя и всех, кто берется рассуждать о первобытности, авторы книги «Происхождение духовности»10 любопытные вещи. Огромный по продолжительности нижний палеолит. Питекантропы, синантропы и др. обезьяноподобные люди умели достаточно много: жили мелкими группами, обтесывали камни, охотились на животных, разводили огонь. Вот только свидетельств самого человеческого - речи, искусства - они нам не оставили. Но ведь даже неспешное течение древнекаменного века в конце концов было прервано - и не только ледник был тому причиной. Палки, сколотые кости, оббитые камни синантропов и получше обработанные наконечники копий и скребла неандертальцев, обитателей среднего палеолита, подсказывают, что человек уже сопротивлялся, не просто собирая то, что подбрасывала ему природа, но осмысленно (!) присваивая. Оно было очень специфичным, это присвоение. Пред-метным. В смысле пред-знаковым (вспомним: «мета» - в переводе означает «зарубка, знак»). Человек долго накапливал заготовки будущих значений: палка-копалка, палка-сбивалка, палка-выручалка... Накопив, повел себя странно (духовно?): раскрасил охрой камень, высек какие-то черточки, сложил из камней палеолитический сейф, похоронил покойника (синантропы бросали или съедали умерших), запретил инцест. Выразил свои эмоции и поделился знанием, не только жестикулируя - но и с помощью линии, танца, молитвы. Духовность стала знаковой, а человек - разумным. В верхнем палеолите закрепилось это качество духовности и к началу мезолита сменилось метазнаковостью (здесь уже «мета» - в значении «сверх»). Речь идет о том, что человек не просто выделил значение в вещи, но и научился манипулировать самими значениями, причудливо комбинируя их. Изобретаются нож, игла, лук, стрела, гончарный круг и ткацкий станок. Появляются пещерные художественные галереи, очевидно не имеющие прикладной ценности: «люди рисовали животных в первозданной целостности и рисунками своими как бы говорили: «они такие», а не «так надо на них охотиться»11. Возникает и отвлеченное искусство орнамента. Но даже не это главное в метазнаковой духовности времен «неолитической революции». Главное в том, что первобытный человек давал первые Имена. Он обозначал мир, называя все, что его окружает. Культурное значение этого не переоценить: где бы мы были сейчас, гордо именующие себя людьми космического века, не дай наши предки имена созвездиям и светилам?.. Называя, мифологический человек создал принципиальную возможность отнестись (отнести себя) к миру, начал формировать мироотношение. Юнг считал, что любое мировоззрение страдает от «бессознательной первобытности». Уточним: с точки зрения смысловой метафизики, мировоззрение (в первую очередь мироотношение) и есть часть этой первобытности: «проговаривая» свое видение мира, мы бессознательно отождествляем вещи и названия, которые им даем, а потом разумом пытаемся их развести. Первобытность в этом смысле была наиболее простодушной эпохой: лишь первобытный дух верит в «правильные» названия. Если гнома в сказке называют настоящим именем, то его можно разорвать на куски. Вождь скрывает свое настоящее имя и дает себе для повседневного употребления экзотерическое имя, чтобы никто не смог его заколдовать, узнав его настоящее имя. В гробницу египетского фараона кладутся предметы с надписанными и символически изображенными именами богов, чтобы он одолел их, зная их подлинные имена. Для каббалистов обладание настоящим именем бога означает абсолютную волшебную силу. Иными словами, для первобытного духа посредством имени представлена сама вещь. «То, что он говорит, тем и становится», - гласит древнее изречение египетского бога Пта12. Каменный век предстает перед нами временем самых ловких охотников и рыболовов, самых великих путешественников и самых хитроумных изобретателей, самых восторженных влюбленных. Духовность определила расцвет палеолитической культуры, но она же заставила человека шагнуть за пределы этой культуры: «вывела» его в культурную историю человечества, передав потомкам крепкую духовную основу и едва ли не самое главное, что делает человека человеком, - культуру языка. 5.2 Древняя история развивалась не только во времени, но и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями культурного прогресса, фокусом мировой истории на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. Неизвестно в точности, какая культура существовала до нашей эры в Западном полушарии. Культура древних майя исследована только в сравнительно поздних периодах: следы ее древнейшей истории утеряны. А между тем на территории современной Мексики открыта пирамида, погребенная под потоками лавы. Ее возраст - восемь тысяч лет. Следовательно, в Западном полушарии существовали цивилизации, гораздо более древние, чем в Восточном. Но они исчезли бесследно. Неизвестно, была ли в действительности Атлантида - поглощенный океаном остров, о котором сохранилось столько смутных преданий. Неизвестно, кто возводил гигантское святилище солнца в горах Ливана, в Баальбеке: от него остался фундамент, сложенный из каменных монолитов длиной более 20 метров и весом два миллиона килограммов каждый. Римляне, построившие там впоследствии храмовый ансамбль, не знали происхождения этого фундамента. Сирийские легенды связывали постройку Баальбека с именем Каина, библейского сына Адама. Древнейшие же цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникали примерно в IV тыс. до н.э. на Древнем Востоке. Во времена Римской империи Древним Востоком назывались страны, расположенные в долинах рек Тигр и Евфрат, завоеванные еще Александром Македонским: Шумер, Вавилон, Египет, Ассирия, Урарту. Как острова посреди обширных пространств, занятых кочующими племенами, возникали в долинах больших рек эти первые государства - рабовладельческие деспотии. Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата), культура древних шумеров и аккадцев (жителей Северной Месопотамии), которые ок. 2400 г. до н.э. покорили города Южной (территория современного Ирака), но ассимилировали и сохранили шумерскую культуру. Как писал С.Н.Крамер, «история начинается в Шумере». Именно здесь на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Самая ранняя культура Шумера получила название Убайдской культуры - по названию селения, где она была впервые открыта. Уже примерно в V тыс. до н.э. здесь земледельцы освоили берега рек и окрестности болот. Земля Шумера была плоской и плодородной, но страдала от недостатка дождей, и, хотя Евфрат разливался каждую весну, летом почва становилась от зноя твердой, как камень. Постепенно земледельцы научились строить оросительные каналы, что позволило возделывать гораздо больше земель. Численность населения увеличивалась, появились ремесленники, торговцы, священники. Небольшие по числу жителей поселения, такие как Эреду, Ур, Урук, стали городами-государствами. После 4000 г. до н.э. начинается новая фаза развития Шумера, получившая название «Урукская культура». В этот период была изобретена письменность (ок. 3000 г. до н.э.), создана развитая законодательная система, появилась математика (шумеры изобрели две системы счета - десятичную и основанную на числе 6, сохранившуюся до сих пор в отсчете времени и градуировании окружности), астрономия (изобретен календарь, ориентированный на фазы Луны, месяц которого состоял из 28 дней). В период Урука был создан новый, более эффективный плуг, с помощью которого можно пахать на быках; позднее он был усовершенствован металлическим лемехом, что резко увеличило урожай зерна. Тогда же шумеры научились добывать чистую медь из руды, нагретой до высоких температур, они открыли также способ литья расплавленной меди, серебра и золота в литейные формы. Примерно в 3500 г. до н.э. шумеры начинают делать бронзу - значительно более твердый металл, - соединяя в определенных пропорциях медь и олово. Период с 3000 до 1000 г. до н.э. историки называют бронзовым веком, т.к. бронза получает в это время особенно широкое распространение. Можно сказать, что культура Древней Месопотамии развивалась на основе письменности, которая служила целям государственного и культового характера. Шумерская клинопись - это древнейшая на Земле письменность. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Она возникла как идеографически-ребусное письмо (принцип письма, использующий идеограммы - письменные знаки, соответствующие слову), впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Преобладающим в шумеро - аккадской культуре остается магически-мифологическое сознание: шумеры поклонялись сотням разных богов, связанных с самыми разнообразными сторонами жизни и смерти. Здесь также оказались слитыми воедино представления о власти и мировом порядке: «Установление верховного правления и учреждение порядка выступают как два нераздельных аспекта одной божественной драмы, ставкой в одной и той же борьбе, результатом одной и той же победы»13. Религиозные верования выразились и в искусстве обитателей древней Месопотамии. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича, опоясанная террасами, уменьшающимися в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Нередко зиккураты увенчивались золотым куполом. Это было «жилище» бога, в котором он гостил по ночам. Для конкретных земных нужд эти башни тоже использовались: жрецы нередко вели оттуда астрономические наблюдения. Шумеры создали первые в истории человечества поэмы - о «золотом веке», - написали первые элегии, составили первый библиотечный каталог. Важнейший памятник шумерской литературы - цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Шумеры - также авторы первых в мире медицинских книг - сборников рецептов. Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. Вавилонская культура отличалась предельной централизацией вокруг идеи власти и образа царя. Вернан пишет об этой особенности: "В вавилонских ритуалах и мифах нашла свое выражение специфическая концепция взаимоотношений между верховной властью и мировым порядком: царь господствует не только в социальной иерархии, но вмешивается и в процессы природы. Упорядочение пространства, сотворение времени, регулирование сезонного цикла представляются включенными в деятельность царя; они суть аспекты функционирования верховной власти»14. Естественно, что в Вавилоне появился знаменитый Свод Законов (законы царя Хаммурапи), выбитый для пущей долговечности клинописью на двухметровом каменном столбе. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. Надо сказать, что в целом идеология, религия и искусство Древнего Вавилона были весьма реалистичны, что отличает эту культуру от древнеегипетской. О самом Вавилоне сложено множество легенд. В I тыс. до н.э., когда культуру Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, Вавилон действительно поражал воображение современников: это был огромный шумный восточный город с 24 большими проспектами. Достопримечательностью его была Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Это 90-метровый семиярусный зиккурат, озелененные террасы которого известны как «висячие сады» Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э. В VI веке до н.э. Вавилония была завоевана Персией. Персы разрушили Вавилон, и через два столетия на своем пути на Восток Александр Македонский видел лишь развалины великого города. Но в памяти многих поколений Вавилон оставался первым мировым царством, наследником которого выступали последующие великие культуры. В эпоху, когда в Месопотамии возникали и развивались города-государства, культурные и экономические условия в Египте привели к появлению великой культуры. Среди государств, возникших после распада родового строя, Египет первым достиг подлинного могущества, стал великой державой. Он находился в узкой долине Нила, среди безводных пустынь и голых скал. Но благодаря разливам реки земля эта была одной из плодороднейших на планете. Не случайно Геродот назвал Египет даром Нила. Однако египтянам требовалось недюжинное умение, чтобы пользоваться этим даром, задерживая воду. Нужны были общие усилия, хорошая организованность, которые и предоставила истории юная египетская великодержавность. Страх, внушаемый властью фараонов и жрецов самим египтянам и соседям, с которыми Египет вел нескончаемые войны, естественно, должен был быть подкреплен раз и навсегда установленными представлениями и верованиями. В культуре Египта уже во времена Древнего царства формируются основные принципы, служащие верховной власти. Это - незыблемость, непостижимость, божественность власти и сконцентрированность общественной жизни вокруг фигуры царя-фараона. Египетская история начинается вместе с царской властью. Первый ее памятник - палетка (плита) Нармера, на которой фараон изображен в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Первоначально цари отождествлялись с Гором, сыном Осириса и Исиды, во второй династии - с Сетом, сыном Гебы (Земли) и Нут (Неба) или с Сетом и Гором одновременно. В мифологии Гор и Сет спорили друг с другом за царство. Представление о фараоне как надчеловеке установилось очень скоро и стало долговременным, эффективным политическим инструментом. Фараон – «бог благой» при жизни и великий - после смерти. От земного благополучия полновластного правителя и его загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны. Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел такого яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Это был дерзкий и упрямый протест, вдохновляющий египетскую культуру на протяжении нескольких тысячелетий: если удалось создать на земле такую все себе подчинившую мощь, значит, можно ее увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти, тем более, что Нил каждый год разливается вновь! Страстное желание остановить, побороть смерть, которая представлялась египтянам ненормальностью, нарушением естественного хода жизни, породило заупокойный культ. Его точнее было бы назвать культом жизни. Спаянный с культом власти, культ жизни наложил канонический отпечаток на все без исключения проявления древнеегипетской культуры. Найдя решение своих задач, эта культура уже сравнительно мало видоизменялась на протяжении тысячелетий, оставаясь столь же незыблемой и отчасти непостижимой, как и идеи, выраженные в ней. Древнеегипетская культура просуществовала более тридцати веков: с IV тыс. до н.э. до IV в. н.э. Ее историю принято делить следующим образом: додинастич