ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙПОДХОД НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Формирование наглядно-образной картины мира 2. Развитие воли.3. Учёт особенностей эмоциональной сферы младших школьников: впечатлительность детей, их импульсивность, склонность к сопереживанию, поддержкаэмоционального тонуса уроков (зрительный и слуховой ряд, использование ТСО).4. Только наблюдения в природе позволяют сформировать обобщенные представления о мире,5. Экологическое сознание формируется, если создавать ситуации, в которых дети должнысделать самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения.6. Написание сочинений(соединение знаний и чувств)7. Эстетическое воспитание. Воспитывать любовь к природе (поэтический образ природы, любование) Понимание прекрасного ведёт к тому, что дети всё замечают в жизни природы и стремятся сами что-нибудь сделать полезное в жизни. Работа кружков, секций, клубов. Работа с родителями. КВН по экологии, заочные экологические путешествия, декады. Просветительская работа (лекции, беседы конференции, выступления эколог. клуба, выпуск газет, бюллетеней) Практическая работа в микрорайоне, школе (озеленение, «птичий городок») Экологическое движение «Голубой патруль», «Зелёный патруль» Походы, экскурсии экологической направленности. Экологические задания по разным предметам объединяются вокруг ведущих идей. Использование на уроках поисковых и частично-поисковых методов организации учебной деятельности. (Квазиисследования,коллективный поиск знаний)Организация поисковой и практической деятельности в учебном процессе и внеклассной работе ^ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕНа кафедре начального образования ведётся целенаправленная работа по формированию экологической культуры младших школьников: - выявлены возможности развивающих систем обучения в формировании экологической культуры младших школьников; - в результате изучения теоретических основ, выстроена и реализуется модель экологического воспитания, которая определила направления деятельности учителя в учебном процессе, в воспитательной работе, научно-практической деятельности. Экологическое воспитание младших школьников осуществляется по двум направлениям:За счёт интеграции экологических знаний с содержанием различных учебных дисциплин.Через введение факультативного курса.Учителем гимназии Шмойловой Г.А. разработана авторская программа и методические рекомендации для проведения элективного курса «Краеведение», который реализуется в гимназии в рамках работы клуба «Следопыт». Члены клуба пропагандируют экологические знания, выступают с устными журналами: «По страницам Красной книги Алтая», «Жалобная книга природы. Установлена связь с писателем – автором книги «Бийск» Шмойловым Э.П.В рамках курса окружающий мир организуется исследовательская деятельность младших школьников под руководством педагогов кафедры. Результаты исследовательской деятельности оформляются как защита реферата, проекта, доклад, видеофильм, стенгазета, классный музей.В 2006-2007 учебном году на базе гимназии впервые был организован конкурс исследовательских работ учащихся начальных классов «Эврика». От кафедры начального образования принимали участие 3 учащихся и творческий коллектив. Результаты:- Айтахунова Алёна, учащаяся 1 «Е» класса (учитель Волкова О.Г.) – 3 место- Боровец Нелли, учащаяся 3 «В» класса (учитель Спицына М.В.) - 2 место- Фомин Данил, учащийся 2 «А» класса (учитель Бжитских Т.Ф.) – 2 место- коллектив учащихся 2 «В» класса (учитель Реброва И.В.) – 1 место Проводятся курсы для индивидуальных групповых занятий с младшими школьниками:«Зеленый дом» (учебный курс с экологической направленностью, автор Плешаков А.А.)«Твоя Вселенная» (автор Е.Т. Левитан) Традиционным является проведение декад естественно-географического цикла. В 2006-2007 учебном году учащиеся знакомились с историей родного города и края, выпускали газеты «Редкие животные и растения Алтая». Данными видами деятельности были охвачены все учащиеся начальных классов. При организации экологической работы мы организуем взаимодействие с семьей школьников: родители участвуют в совместных проектах, экологических праздниках, помогают в организации экскурсий.На кафедре начального обучения собрана видеотека и медиотека, которая используется для проведения уроков и внеклассных мероприятий. Экологическое образование и воспитание в начальной школе осуществляется:^ В учебном процессе На уроках окружающего мира для формирования экологического сознания создаём ситуации в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения; проблемные ситуации: Составьте текст или нарисуйте, как надо поступить если - обнаружишь птичье гнездо; - встретишь детёнышей лесных зверей; когда встретишь красиво цветущее растение и т.д.^ Неоконченный рассказ «Что же делать, как помочь?»Метод творческих заданий (Сочинения, плакат об охране природы).Используем метод написание сочинения. Особую роль в вопросах экологии отводим межпредметным связям. ^ Организуем следующие формы воспитательной работы- экологические походы и экскурсии;- отряды «зелёных патрулей»;- клубы друзей природы;- краеведческо–экологические кружки;- викторины, олимпиады, вечера;- смотры – конкурсы и т.д.Проводим экскурсии: - «Панорама города» (район водоканала)-ботанический сад лесхоз техникума;- экологический центр;- птичий городок (район гимназии №11)- «зелёное хозяйство»;- предприятие «Флора»;- экскурсии к водоёмамПроводим посадку деревьев, сбор семян и подкармливание птиц зимой, проводим работу по сбору семян.^ Пропагандируем экологические знания:- при проведении классных часов;- на экскурсиях;- проведение экологических праздников (День птиц, День леса, День Земли), экологических конференций, викторин- конкурсы сочинений на темы: «Шепчет река: «Не губите!», «Жалобная книга природы»; «Что бы я сделал, если бы был царём зверей», «Войди в лес другом», «Что значит любить природу», «Путешествие капельки воды»- конкурс рисунков, стихов ^ Ролевые игры Учащиеся выступают в роли экскурсоводов по родному краю, участниками радиопередач, корреспонденты газет – статьи в школьную стенную газетуДидактические игры: «Угадай по описанию», «Ищем эрудита», «Лесные замочки»Составляем рукописные книги «Зелёная аптека», «Времена года», «Экология и здоровье»^ Проводим беседы по экологии по следующей тематике: «Природа просит защиты», «На страже зелёного друга», «Учитесь жалеть», «Земля наш общий дом», «Мы учимся у природы», «О чём поют птицы?», «Заповеди юных защитников природы». Тематика бесед под общим названием: «Ты пришёл в гости к природе»Ситуации: «Привал в лесу», «Шум в лесу», «Гнездо», «Птенец на тропе», «Лесные зверята», Муравейник», «Букет цветов», «Лукошко ягод», «Грибное лукошко». Дискуссии «Растения просят о помощи», «Горе туристы пришли в лес». В 2006-2007 учебном году учащиеся принимали участие в городской олимпиаде по окружающему миру.Результаты:- Алиев Ильяс, учащийся 4 «В» класса (учитель Перова В.П.) – 6 место - Айнулин Артем, учащийся 4 «В» класса (учитель Перова В.П.) – 8 место. Корчуганова Е.Г. зав. кафедрой начального образования награждена Благодарственным письмом МУ «Комитетом администрации г.Бийска по образованию» и МОУ «Координационным центром по работе с одаренными детьми и молодежью г.Бийска» за активное участие в городской научно-практической конференции «Реализация регионального компонента базисного учебного плана: опыт, проблемы, перспективы».