Тема 5. Международные стандарты как основа регулирования миграции населения. Зарубежный опыт, его особенности, приемлемость опыта для России.Учебные вопросы: 1. Роль международных организаций (ООН, МОТ) в выработке миграционной политики на мировом уровне. Характеристика конвенций. 2. Историко-правовой аспект миграционных систем (США, Франция, ФРГ). Сравнительно-правовой аспект развития иностранных миграционных систем.Введение В каждой отдельно взятой стране на общую социально – экономическую и миграционную ситуацию оказывают колоссальное влияние межгосударственные миграционные процессы. Для регулирования этих процессов необходимо проведение межгосударственной миграционной политики. Она представляет собой более жесткую, по сравнению с внутренней, и более регламентированную миграционную политику, которая включает систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию межгосударственных миграционных потоков, преследующих как экономические, так и демографические цели.1 Рассматривая миграционную политику отдельных стран в отношении различных категорий мигрантов, следует иметь в виду, что до сих пор не удалось унифицировать понятие «иммигрант», в его определении существуют национальные различия. Так, в Германии иммигрантами считаются «лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране», в Японии – «национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы», в США – «иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране». Существуют также разночтения и в определениях «трудящийся-мигрант» (лицо, мигрирующее с намерением получить работу), беженец и др. В США практически понятие «иммигрант» подменяется понятием «беженец». Методологические подходы к разработке национальной миграционной политики остаются в силе при рассмотрении ее мирового уровня. Главный из этих подходов состоит в том, что миграционная политика должна базироваться на тщательном анализе изменений социально-экономической ситуации, так как она всегда должна рассматриваться как функция изменяющихся политических, экономических и социальных условий. Реализация такого подхода серьезно осложняется недостатком данных по миграции и неполным учетом комплекса взаимосвязей между миграцией и устойчивым развитием. ^ 1. Роль международных организаций (ООН, МОТ) в выработке миграционной политики на мировом уровне. Характеристика конвенций. Каким образом вырабатывается и проявляется миграционная политика на мировом уровне? Прежде всего через деятельность международных организаций, в первую очередь, Организации Объединенных наций. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) является крупнейшей международной организацией, оказывающей правовую защиту и помощь беженцам во всем мире. Оно создано по решению Генеральной Ассамблеи ООН и приступило к работе в 1951 г. Основные цели этой организации – содействовать распределению знаний по международному законодательству о беженцах, наблюдать за выполнением правительствами норм международного права, предоставлять материальную и другие виды помощи гражданскому населению, вынужденному бежать. Свою работу УВКБ ООН проводит в соответствии с программами, выполнение которых строго контролируется Исполнительным Комитетом. В его состав входят в настоящее время представители 54 стран мира. Региональное представительство УВКБ ООН в России действует на основании решений, принятых на Конференции стран СНГ по проблемам беженцев, перемещенных лиц и мигрантов, которая состоялась в Женеве в мае 1996 г. В России УВКБ ООН выделяет средства на реализацию различных программ в области миграции населения. Эти программы касаются прежде всего улучшения условий проживания и медицинского обслуживания, образования мигрантов, а также в области малого бизнеса1. Помимо центрального аппарата, находящегося в Москве, УВКБ ООН в России имеет региональные отделения. Это способствует реализации проектов и в регионах России. Главная особенность проектов УВКБ ООН заключается в том, что они разрабатываются с учетом интересов не только мигрантов, но и местного населения. Особенно это характерно для проектов по микрокредитованию с целью создания новых рабочих мест. Предоставление кредитов для создания рабочих мест на паритетных началах как для переселенцев, так и для постоянного населения способствует улучшению взаимоотношений между коренным и вновь прибывшим населением, а значит, ускоряет процесс интеграции мигрантов. Проекты по микрокредитованию переселенцев предусматривают создание на местах организаций, способных выдавать кредиты и контролировать их возвращение. В обязанности агентств входит, кроме того, обучение людей предпринимательскому делу, а также организация юридической инфраструктуры. Оказывая помощь непосредственно организациям переселенцев, региональное представительство сотрудничает с государственными структурами, занимающимися помощью вынужденным мигрантам, как федерального, так и местного уровня. Международная организация по миграции (МОМ) создана в 1951 г. и является межправительственной организацией, которая занимается всеми видами внутренней и внешней миграции. Цель МОМ состоит в обеспечении (совместно с партнерами по международному сообществу) безболезненной, упорядоченной миграции людей: беженцев, вынужденных переселенцев, внутриперемещенных лиц, а также людей, оказавшихся за пределами своей родины в трудном правовом и материальном положении. Деятельность этой межправительственной организации предполагает также оказание чрезвычайной помощи во время кризисных ситуаций. С 1992 г. Российская Федерация имеет статус наблюдателя в МОМ. В России МОМ сосредоточила свои усилия на следующих направлениях: укрепление национальных учреждений, занимающихся миграцией; содействие исследованиям и распространение информации по вопросам миграции; прямая помощь мигрантам в переселении и обустройстве их на новом месте. Но на территории Российской Федерации основная деятельность МОМ фактически направлена на оказание помощи беженцам, в частности оформление документации в странах первого убежища и переселение в третьи страны, медицинское обслуживание, языковая и культурная подготовка, помощь в подборе жилья, финансовая помощь. Укреплению национальных учреждений по миграции в России служит организация учебных курсов для сотрудников подразделений иммиграционного контроля, оснащение компьютерным оборудованием системы государственных учреждений, а также оборудованием для организации малого бизнеса при Центрах временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев. Информационная деятельность МОМ – одно из основных направлений этой международной организации. Для подготовки ежегодного свободного доклада МОМ по миграционной ситуации, в частности в странах СНГ, МОМ финансирует широкий круг исследователей в России, в академических и других научных кругах для сбора и анализа информации по миграции, занимается поддержкой издательской деятельности. Осуществление прямой помощи мигрантам для организации доходной деятельности также является направлением работы МОМ в России. В связи с острым кризисом на Северном Кавказе МОМ развернула соответствующую программу чрезвычайной помощи людям, пострадавшим в результате восстановления конституционного порядка на территории Чеченской Республики1. Бюро МОМ в Москве сотрудничает главным образом с ведущими организациями российских мигрантов и российским Красным Крестом. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (КК и КП), включающее Международную Федерацию общества КК и КП, национальные общества КК и КП и Международный комитет Красного Креста (МККК), активно участвует в оказании помощи вынужденным мигрантам, как беженцам, так и вынужденным переселенцам и внутриперемещенным лицам на территории России2. Международная Федерация ОКК и КП объединяет в настоящее время 180 национальных обществ. Функции движения Красного Креста и всех его компонентов определены в Уставе, который принят в октябре 1986 г. XXV Международной конференцией КК и подписан как национальными обществами КК и КП, так и государствами, подписавшими Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. Полномочия национальных обществ состоят в их взаимодействии со своими правительствами для обеспечения выполнения Кодекса поведения при проведении гуманитарной помощи наиболее уязвимым группам населения. Существует ряд резолюций, которые стали правовой базой для работы национальных обществ, в частности работы Российского общества Красного Креста (РОКК), в сфере вынужденной миграции. Эти резолюции предполагают следующие действия: -идентификация нужд беженцев и других категорий вынужденных мигрантов; -поиск возможностей для их правовой поддержки; -привлечение внимания к решению психологических проблем вынужденных мигрантов и оказание им соответствующей помощи; -стремление к компромиссу между интересами беженцев и нуждами местного населения; -оказание необходимой поддержки в местах размещения вынужденных мигрантов. Существующая сеть территориальных подразделений РОКК действует в тесном контакте с территориальными миграционными службами при решении вопросов статуса вынужденных мигрантов, организует правовые консультации по широкому кругу вопросов: -получение гражданства Российской Федерации и регистрация по месту пребывания или жительства; -восстановление утраченных документов; -розыск родственников и восстановление семей; -условия и порядок реализации всего комплекса гражданских прав – социальных, образовательных, семейных, трудовых, пенсионных; -информация о порядке обращения в государственные структуры подготовки документов к рассмотрению, прохождения апелляционных процедур; -паспортно-визовые вопросы; -контактные с международными, правозащитными организациями, НПО. В документах, материалах и рекомендациях, которые принимаются ООН, МОТ или МОМ на различных заседаниях и конференциях, содержатся концептуальные подходы миграционной политики, основные направления и механизмы ее реализации. Главная роль принадлежит Всемирным конференциям ООН по народонаселению, имеющим правительственный статус, соответственно, документы, принимаемые на них, носят только рекомендательный характер. За последние тридцать лет были проведены 3 такие конференции: в 1974г. в Бухаресте, в 1984г. в Мехико и в 1994г. в Каире. На этих конференциях были приняты два основополагающих документа, которыми в той или иной мере руководствуются многие государства при проведении национальной политики. В зависимости от социально-экономического положения стран, принимавших участие во всемирных конференциях, отстаивались две противоположные точки зрения по вопросу взаимозависимости между ростом народонаселения и экономическим развитием. Всемирный план действий в области народонаселения, принятый на первой Всемирной конференции по народонаселению в 1974г., представлял собой компромисс двух противоположных точек зрения. Экономически развитые страны придерживались той позиции, что быстрый рост населения является серьезным препятствием экономическому развитию страны. Другая группа, отражающая позицию развивающихся стран, отстаивала мнение о том, что недостаток экономического богатства является причиной отставания во всех сферах развития - культуры, образования, здравоохранения, а значит, и причиной чрезмерного роста народонаселения. Следовательно, наиболее эффективным решением проблемы отсталости является установление нового международного экономического порядка, а именно перераспределение мирового богатства. 1 Главной проблемой в период принятия первого Всемирного плана действий была проблема трудящихся-мигрантов, проблема легального использования иностранной рабочей силы странами-импортерами, защита прав рабочих мигрантов и их семей, борьба с дискриминацией на рынках труда и в обществе. Одновременно План также рекомендовал Правительствам расширять возможности занятости для квалифицированных рабочих и содействовать их возвращению. В качестве одного из механизмов регулирования международной трудовой миграции План предусматривал сотрудничество развитых стран с развивающимися в создании более благоприятной ситуации в области занятости путем увеличения капиталовложений , технической помощи, расширения экспортных рынков и создания благоприятных условий торговли. В целях легализации трудящихся мигрантов на территории принимающих стран и соответственно снижения уровня преступности было рекомендовано принимающим странам содействовать натурализации мигрантов, имеющих право длительного проживания в стране. В документе подчеркивалась необходимость десегрегации детей и интеграции усилий в воссоединении семей. О том, что в целом нелегальная миграция в тот период не приобрела еще размаха, представляющего угрозу национальной безопасности стран, говорит тот факт, что отношение к нелегальной миграции ограничивалось одной рекомендацией весьма либерального характера- призывом к правительствам уважать основные права неофициальных мигрантов, препятствовать их эксплуатации и предупреждать те действия, которые могут вызвать нелегальную миграцию или способствовать ей. Единственным международным инструментом, действовавшим в период принятия первого Плана, регулирующим исключительно трудовую миграцию, являлась Конвенция № 97 по миграции и занятости (пересмотренная в 1949г.). Эта Конвенция призывала к недопущению неравенства между мигрантами и коренными жителями при найме на работу, но не содержала рекомендаций о том, как на практике обеспечить равенство возможностей и избежать дискриминации. В ней речь шла только о легальных, официальных мигрантах. К 1974г. Конвенция была ратифицирована только 30 государствами. Масштаб международных проблем, связанных с беженцами, был значительно уже, чем в настоящее время. Общее число беженцев в мире в 1970г. оценивалось примерно в 2,5млн., это почти в восемь раз меньше, чем число беженцев на начало 90-х годов. Поэтому вопросу о беженцах было отведено скромное место и рекомендации сводились к проблеме прав человека. Однако рекомендация подчеркивала, что проблемы беженцев, включая их право вернуться на родину, должны устанавливаться в соответствии с Хартией ООН, Всеобщей декларацией прав человека и другими международными договорам. План не был увязан с Конвенцией ООН 1951г. и Протоколом 1967г., определяющим статус беженцев, и не содержал ссылок на них. При этом была предпринята попытка увязать Всемирный план действий в области народонаселения с деятельностью Верховного комиссара ООН по делам беженцев.1 Несомненным достижением для международного сообщества был: во-первых, сам факт принятия Всемирного плана действий в области народонаселения, во-вторых, утверждение в нем, что политика в области международной миграции должна основываться на экономических и социальных потребностях как направляющих, так и принимающих стран, в-третьих, тот факт, что впервые международная миграция рассматривалась в широком контексте социально-экономического развития. Следующая Международная конференция по народонаселению состоялась в 1984г. в Мехико. В период между двумя конференциями было подготовлено и принято много важных документов по международной миграции. Главным образом они касались внешней трудовой миграции. Генеральной конференцией МОТ была принята Конвенция № 143 по вопросу о рабочих-мигрантах. Генеральная Ассамблея ООН практически ежегодно с 1977г. рассматривала вопросы и принимала резолюции по рабочим-мигрантам. Это резолюция от 16 декабря 1977г., призывающая все государства обеспечить равенство мигрантов и отечественных рабочих. Эта же позиция повторена в резолюции от 20 декабря 1978г. В резолюции от 17 декабря 1979г. Генеральная Ассамблея перешла к конкретным шагам по защите прав рабочих-мигрантов и их семей, учредив рабочую группу для выработки Международной Конвенции. Таким образом, на международном уровне проводилась политика повышения международной мобильности рабочей силы, стимулирования использования труда рабочих-мигрантов в государствах, где темпы экономического роста не были обеспечены внутренними трудовыми ресурсами. В этот период отмечалось возрастание объемов беженцев как явления международной миграции. Поэтому на международном уровне внимание к проблеме беженцев возросло. Генеральная Ассамблея ООН в 1979 и 1980 гг. в своих резолюциях по этому вопросу квалифицировала данную проблему как существенное, политическое, экономическое и социальное бремя для международного сообщества. Несколько резолюций в последующие годы также были непосредственно адресованы Верховному комиссару ООН по делам беженцев. За последние годы произошли изменения социально-экономической, общественно-политической и миграционной ситуации в мире, изменились объемы, направления и структура международных миграционных потоков: поток мигрантов, направляющихся на постоянное место жительства в различные страны, относительно стабилизировался, и принимающие страны стали отдавать предпочтение временной миграции по отношению к постоянной; глобальное замедление темпов экономического роста повлияло и на снижение потребности в иностранной рабочей силе, особенно в странах Западной Европы. Ужесточение законодательства в таких странах для приема постоянных иммигрантов и одновременной возрастание ограничений для иностранных рабочих незамедлительно повлекли за собой рост нелегальной миграции; увеличились масштабы такого явления, как вынужденная эмиграция из стран с нестабильной политической обстановкой, иными словами, объемы передвижения беженцев. Они приобрели наибольший размах со времени Второй Мировой войны. Эти наиболее существенные изменения ситуации нашли отражение и в ходе проведения Международной Конференции по народонаселению, состоявшейся в Мехико в 1984г. Большинство развивающихся стран согласилось с тем, что чрезмерно быстрый рост населения негативно сказывается на социально-экономическом развитии, более того, быстрый рост населения может препятствовать развитию. На Конференции 1984г. был предложен и воспринят новый подход, признающий разнообразную природу существующих международных передвижений населения. Рекомендация Конференции для дальнейшего воплощения в жизнь Всемирного плана действий в области народонаселения подчеркивали важность признания таких специфических типов миграционных потоков, как официальная миграция, в том числе трудовая, неофициальная миграция, нелегальная трудовая миграция и беженцы. Согласно новому подходу повышалось значение государственной миграционной политики, так как ей отводилась роль одной из важнейших составных частей всего комплекса взаимосвязанных причин, которые вызывают те или иных виды и типы миграционных потоков, и, что особенно важно, роль главного фактора, влияющего на последствия миграционных процессов и формирующего их. Это новое и принципиально важное отношение к роли и значению миграционной политики, призванной формировать глобальные мировые процессы, от которых зависят в итоге устойчивое экономическое развитие мирового сообщества и его безопасность в целом. Однако, к сожалению, несмотря на эту эволюцию подхода к проблеме, не были сформулированы конкретные рекомендации по вопросу официальной и неофициальной миграции. Были вновь продекларированы призывы к правительствам обеспечить должное отношение к официальным мигрантам и их защиту, бороться с предубеждениями и содействовать воссоединению семей. Это было безусловным повторением Всемирного плана действий 1974г.. Также был вновь повторен призыв к правительствам уважать основные права неофициальных мигрантов и препятствовать нелегальной миграции. Но в рекомендациях 1984г. уже содержалась ссылка на Конвенцию МОТ 1975г., где осуждалась миграция в унизительных условиях, провозглашалось равенство между постоянным населением и рабочими-мигрантами в возможностях найма и обращения с ними работодателей. Документ 1975г. представлял собой первую попытку защиту определенных прав нелегальных, или неофициальных, рабочих и борьбы с нелегальной миграцией и нелегальной занятостью на международном уровне. В отношении другого официально признанного типа мигрантов - беженцев или ищущих политическое убежище, в документах, принятых в 1984г., содержалась рекомендация правительствам присоединиться к Конвенции ООН 1951 г. относительно статуса беженца и Протоколу 1967г., который раздвигал рамки Конвенции. Но при этом в международных документах не был достаточно четко изложен порядок предоставления статуса лицам, обратившимся с запросом о предоставлении убежища, в том числе не указан срок, в течение которого должно быть принято юридическое решение по запросу. В итоге порядок рассмотрения просьбы о предоставлении политического убежища и принятия решений в различных странах сильно различается. Унификация в данном вопросе может противоречить интересам отдельных стран, а значит, отвратить их от присоединения к международным документам. Правительствам и международным организациям предписывалось самостоятельно, с учетом конкретных условий найти надежные решения по проблемам беженцев, в частности в предоставлении помощи странам, принявшим на себе первую волну беженцев; создавать условия, способствующие добровольному возвращению, а в тех случаях, когда возвращение невозможно,- содействовать интеграции беженцев в местную среду. В то же время вопросу о предоставлении политического убежища не было уделено специального внимания. Проблема права индивидуумов на предоставление политического убежища рассматривалась только в контексте недопущения преследования беженцев. Во второй половине 80-х и начале 90-х годов произошло новое качественное изменение социально-экономической и миграционной ситуации в мире. Это проявилось в изменении следующих основных процессов: - нарастал дисбаланс между демографическим развитием и ситуацией на рынке труда; - увеличился разрыв в темпах экономического роста между отдельными странами и регионами, что закономерно совпало со стремительными переменами в глобальных политических и экономических системах. Все это повлекло за собой усиление миграционного давления. Главное глобальное изменение – распад бывшего СССР, возникновение на его месте самостоятельных государств, распад всей политической системы в Восточной Европе, наступившие вслед за этим важные социальные изменения. Начало множественных конфликтов на этнической почве, распад бывшей Югославии и затянувшийся конфликт между соперничающими этническими группами, кризис в Персидском заливе 1990г. и гражданские войны в Африке и Азии – эти и другие события привели в движение огромные, непрогнозируемые волны международных миграционных перемещений и выдвинули международную миграцию в ряд важнейших международных проблем; - замедлился экономический рост и соответственно ускорился рост безработицы в начале 90-х годов в экономически развитых государствах. Экономические условия в этих странах для иммиграции складывались неблагоприятно. Такое сочетание повышенного «миграционного» спроса на новые места проживания с невозможностью его удовлетворения вызвало резкое изменение мировой миграционной политики для всех типов миграций.1 К 1994г. главной проблемой в мире стал поиск баланса между населением, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием. Такая ситуация предполагала необходимость более тесной увязки между политикой в области народонаселения, окружающей средой и развитием, требовала выработки комплексной политики и нового подхода к наиболее сложным и важным явлениям, в первую очередь международной миграции. На Международной конференции по проблемам народонаселения и развития (МКНР) в 1994г. была принята 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, которая учитывала главное новое требование мировой политики – обеспечение устойчивого развития. Программа действий отражает многие из сохранившихся явлений, но в то же время включает и ряд новых подходов к решению старых проблем. Очень симптоматично, что в Программе делается упор на исследование коренных причин передвижений населения и разработку долговременных решений тех проблем, которые эти передвижения вызывают. Это должно позволить избежать в перспективе новых глобальных непрогнозируемых негативных процессов. Программа, признавая положительное влияние миграции на развитие, подчеркивает, что Правительства направляющих и принимающих стран должны прилагать усилия к тому, чтобы и коренное население стран испытывало влияние позитивных последствий этого процесса. Миграция должна превращаться в позитивный фактор развития принимающего государства, благоприятно воздействуя на все стороны жизнедеятельности проживающего в нем населения, в том числе и самих мигрантов. В качестве мер, направленных на достижение такого эффекта, правительствам рекомендуется поощрять приток денежных переводов мигрантов, использовать краткосрочную миграцию как форму передачи технологических достижений. Появились новые подходы в отношении беженцев. Среди них концентрация внимания на вопросах физической защиты женщин-беженцев и детей-беженцев, меры привлечения самих беженцев к планированию помощи им. Между странами, экспортерами и импортерами рабочей силы возникли разногласия по вопросу воссоединения семей, и на нем было акцентировано больше внимания, чем на предыдущих конференциях. Страны-экспортеры рабочей силы в противовес странам-импортерам настаивали на признании права на воссоединение семьи в качестве одного из основных прав человека. В 1990г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Международная Конвенция защиты прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей. Эта Конвенция впервые устанавливала международное определение различных категорий рабочих-мигрантов и представляла собой важный шаг к закреплению ответственности принимающих стран в признании прав мигрантов и обеспечении их защиты. Чтобы Конвенция вступила в силу, она должна быть ратифицирована по крайней мере двадцатью странами-участницами. На Конференции всем государствам было предложено ратифицировать эту конвенцию. К середине 1996г. она была ратифицирована лишь семью государствами (Колумбия, Египет, Марокко, Филиппины, Сейшельские о-ва, Шри-Ланка и Уганда), которые являются преимущественно странами-экспортерами рабочей силы. Кроме того, было официально признано большое количество вновь возникающих проблем: -возможное негативное влияние краткосрочной трудовой миграции на условия занятости в принимающих странах; -возможное увеличение объемов миграции в результате климатических изменений; -право принимающих стран регулировать доступ на их территорию, то есть прав проведения странами государственной миграционной политики, защищающей интересы внутреннего рынка труда; -возникающие в связи с увеличением масштабов вынужденной миграции неблагоприятные социальные и экономические последствия; -положение мигрантов, чьи прошения о предоставлении убежища были отклонены; -защита женщин-мигрантов и детей-мигрантов от унизительного отношения к ним со стороны работодателей; -торговля женщинами и детьми, проституция; -необходимость международной защиты в случае непрогнозируемого и массового прибытия беженцев и перемещенных лиц. Программа действий соотносится во многом с двумя предыдущими конференциями с точки зрения самого подхода к определению международной миграции. Тремя базовыми элементами Всемирного плана действий в области народонаселения являются: -включение международной миграции в контекст экономического развития; -уважение национального суверенитета; -ориентация на соблюдение прав и свобод человека. Дискуссии по проблемам, относящимся к международной миграции и развитию, проходили на конференциях ООН. В ходе них выработаны рекомендации о необходимости разработки и проведения миграционной политики на национальном уровне. Для регулирования процессов миграции, предоставляющих угрозу безопасности , в качестве основного инструмента реализации политики рекомендовалось использовать комплексные программы в области миграции (внутренних и внешних). Примером таких рекомендаций являются: Программа действий Мирового саммита по вопросам социального развития в 1995г., которая содержит главу о социальных потребностях беженцев, перемещенных лиц и ищущих политическое убежище, официальных мигрантов, а также нелегальных мигрантов; Платформа действий Четвертой Всемирной конференции по проблемам женщин в 1995г., которая содержит пункты, касающиеся женщин и миграции.1 Обобщая анализ действий международного сообщества в области регулирования миграционных процессов, можно констатировать: - миграционные процессы, влияющие на положение народонаселения и развитие, отнесены к категории глобальных проблем, оказывающих воздействие на направления и интенсивность всех наиболее значимых политических, экономических и социальных процессов в мире и тесно взаимосвязанных с проблемами устойчивого развития; - для обеспечения эффективного воздействия на развитие миграционных процессов необходимы скоординированные , экономически и политически просчитанные действия правительств, подчиненные достижению взаимоприемлемых и взаимовыгодных результатов; - определение стратегии и направления действий, а также форм и методов реализации политики опирается на точную диагностику наиболее актуальных и острых проблем развития миграционных процессов. ^ 2. Историко-правовой аспект миграционных систем (США, Франция, ФРГ). Сравнительно-правовой аспект развития иностранных миграционных систем. Установлено, что функционирование миграционных систем (МС) на уровне отдельной страны направлено на достижение устойчивого и надежного контроля над миграционным процессом во избежание активизации регрессивных тенденций его развития.1 Причем чаще всего государственное регулирование распространяется не на эмиграцию, а на иммиграцию населения. Это ориентирует внешнюю и внутреннюю иммиграционную политику государств, в зависимости от условий проживания населения, на обеспечение оптимального снижения региональной асимметрии в его размещении. Вместе с тем политические изменения связаны с национальным миграционным законодательством. Так, анализ законов ряда государств (США, Франции, ФРГ и др.) за 1985-2004гг. показал их ориентированность на воспрещение нелегальной миграции, в том числе для лиц, въехавших в страну до принятия этих законов и проживающих в соответствии с ее внутренним законодательством. Согласно исследованиям ООН большинство стран выступает за сохранение существующего уровня миграции, более 30% - за снижение, 5% - за увеличение.1 В отношении политики эмиграции мнения стран разделились следующим образом: за сохранение существующего уровня высказались 2/3, за сокращение уровня эмиграции – 20%, за его увеличение – 4%. На характер функционирования МС развитых стран мира существенно влияют геостратегические процессы, связанные с «прозрачностью государственных границ» (государства Шенгенской группы, с 1985г.), с возведением «таможенных кордонов» (США с 11.09.2002г.), с неоднозначным толкованием сущности понятия «иммигрант», «беженец» и др. так, иммигрантами считаются «иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране» (США, причем понятия «иммигрант» и «беженец» часто взаимозаменяемы); «лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране» (ФРГ); «национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы» (Япония) и др.2 Выявлено, что функционированию иностранных МС присущи следующие основные типы моделей: международная, американская и общеевропейская.3 Модель международной миграционной системы с 1951 г. реализовывалась межправительственным комитетом по миграции, а с 1989 г. – Международной организацией по миграции (МОМ) для достижения следующих основных целей деятельности: управленческой – сотрудничество между странами в области миграции; правовой – помощь в перемещении и обустройстве вынужденных мигрантов; информационной – информационной обеспечение миграционных процессов. Для реализации целевой политики МОМ располагает потенциалом 91 государств – членов, 36 стран-наблюдателей, а также потребностями примерно 130 млн. человек (данные 2002г.), проживающими вне стран своего происхождения.^ Модель миграционной системы США является наиболее прагматичной, препятствуя притоку в страну нежелательных иммигрантов и стимулируя въезд таких беженцев, прием и обустройство которых хотя бы потенциально может быть полезным экономике, социальной инфраструктуры, внешней политике и др. При этом в последние десятилетия в американской модели доминирует переселение беженцев из стран первого временного убежища в США и содействие их интеграции в американское общество. Выступая в качестве финансового донора ряда международных организаций – УВКБ, МОМ, Красного Креста, страна располагает наибольшим количеством беженцев, переселяемых в третьи страны. Проблемы беженцев и прав человека являются особым объектом американской внешней политики, присущим деятельности комиссий обеих палат Конгресса, прежде всего комиссии по международным отношениям и юриспруденции. Модель общеевропейской миграционной системы функционирует с целью регулирования западноевропейскими государствами въезда иностранцев в страны ЕС и создания благоприятных социально-экономических условий, прежде всего в восточноевропейских странах, препятствующих оттоку мигрантов. С образованием в Европе Шенгенского визового пространства существенно облегчилось перемещение визовых эмигрантов внутри стран ЕС, а также ускоренная, в течение месяца, высылка из этих стран эмигрантов, признанных по каким-либо основаниям «нежелательными». МС России, занимающая третье место в мире по числу въезжающих мигрантов после США и ФРГ, активно взаимодействует с МС Бельгии, Финляндии, ФРГ, Швеции и др., где введены квоты на временную работу российских ученых и преподавателей в научных центрах и высших учебных заведениях с обязательным возвращением в свою страну. Анализ показал, что миграционное законодательство стран ЕС отражает настороженное отношение их населения к перманентно нарастающей миграции. Такого мнения придерживаются 65% опрошенных службой Callup американцев,1 более чем три четверти французов убеждены в чрезмерно большом количестве в стране арабов, менее половины это относят к «черным», почти каждый четвертый – к евреям. Вместе с тем межгосударственное согласование процедуры выезда на работу в ЕС странами иммиграции рассматривается как усиление полицейского нажима, вызывающего появление новых нелегальных каналов трудовой миграции. К наиболее характерным особенностям европейской миграционной модели следует отнести: заметно изменившийся характер эмиграции при резком сокращении количества политических беженцев; неуклонно возрастающую численность эмигрантов из зон вооруженных конфликтов; интенсификацию миграционных процессов из-за экономических трудностей в центрально- и восточно-европейских странах; стремление создать нормативную базу, обеспечивающую внутреннюю и внешнюю безопасность с учетом нарастающего миграционного обмена; отказ от погран