Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


5.  Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

5.  Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции, программ и методических разработок УМК «Перспектива», «Школа 2100» и опыта реализации воспитательной работы гимназии № 18 Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы. Развитие социального партнерства с учреждениями дополнительного образования создаёт условия для построения широкого образовательного пространства через реализацию совместных образовательных и воспитательных программ и проектов. Деятельность гимназии в этом направлении состоит в следующем: заключение договоров социального партнерства с учреждениями дополнительного образования: ДЮЦ «Факел» - «Альтернатива», «Звёздочка», «Синяя птица», «Кедр», «Сатурн», «Центром сибирского фольклора»; разработка совместных планов участия в социально значимых программах и проектах. Результаты развития партнёрских отношений с учреждениями дополнительного образования представлены в таблице 1.Реализация совместных проектов с учреждениями дополнительного образования Таблица 1 Учреждение дополнительного образования, с которым осуществляется партнерство Совместный проект или программа Содержание деятельности ДЮЦ «Звездочка» Программа по военно-патриотическому воспитанию «Музейное дело» ДЮЦ «Факел» - «Альтернатива» Программа по профилактике девиантного поведения Совместно со специалистами ДЮЦ проведение тренингов, классных часов, акций ДЮЦ «Сатурн» Программы военно- спортивной и художественно-эстетической направленности Секции легкой атлетики, баскетболу, футболу, игра «Зарница», студия бального танца, кружок художественного слова ДЮЦ «Синяя птица» Программа по развитию пожарно-прикладного спорта, программа художественно-эстетической направленности Отряды ДЮП и ЮИД Духовой оркестр, оркестр народных инструментов МАОУ ГИМНАЗИЯ № 18 создаёт условия для реализа­ции программы духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формиро­вания у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе люб­ви к Родине и уважения к культурно-историческому насле­дию своего народа и своей страны, на развитие его творчес­ких способностей и формирование основ его социально от­ветственного поведения в обществе и в семье. Педагогическая организация процесса духовно-нравствен­ного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образова­тельного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приори­тетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу ОУ.   Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.   В первом разделе определены цель и задачи духовно-нрав­ственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современ­ный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия гимназии, семьи и других институтов общества.   Во втором разделе определены основные направления ду­ховно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание). В каждом направлении раскрыта соответствующая систе­ма базовых ценностей. В третьем разделе формулируются принципы и раскрыва­ются особенности организации содержания духовно-нрав­ственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуаль­ная основа уклада школьной жизни.  ^ Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духов­но-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в началь­ной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и разви­тия обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.        В пятом разделе по каждому из основных направлений ду­ховно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.   В шестом разделе определены условия совместной дея­тельности образовательного учреждения с семьями обучаю­щихся, с общественными институтами по духовно-нравствен­ному развитию и воспитанию обучающихся.   В седьмом разделе раскрыты принципы и основные фор­мы повышения педагогической культуры родителей (закон­ных представителей) обучающихся.   В заключительном, восьмом разделе по каждому из основ­ных направлений духовно-нравственного развития и воспита­ния определены планируемые воспитательные результаты^ Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального  общего образованияДуховно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся МАОУ гимназии № 18 на ступени начального общего образования явля­ется социально-педагогическая поддержка становления и раз­вития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культур­ных традициях многонационального народа Российской Фе­дерации.        Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся на ступени начального общего образования: В области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; укрепление нравственности, основанной на свободе во­ли и духовных отечественных традициях, внутренней установ­ке личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника фор­мулировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование нравственного смысла учения; формирование  принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма; принятие обучающимся базовых национальных ценнос­тей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты; развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.В области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентич­ности; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства лич­ной ответственности за Отечество; воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания других людей и сопереживания им; становление гуманистических и демократических ценно­стных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.  В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как основе россий­ского общества; формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним; формирование  основ морали — осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьиМАОУ гимназия № 18 для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональ­ных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (закон­ных представителей), а также с учетом Концепции, программ и методических разработок УМК «Перспектива», «Школа 2100» определяет Задачи духовно-нравственного воспитания как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования, которые предусматривают:^ 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; уважение к защитникам Родины; умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; различение хороших и плохих поступков; представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.^ 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.^ 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека; первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.^ 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным. 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): представления о душевной и физической красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.5.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания                                           обучающихся на   ступени начального общего образования Общие задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, бу­дучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из суще­ственных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: • ^ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, инсти­тутам государства и гражданского общества.   • ^ Воспитание нравственных чувств и этического сознания.Ценности:  нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мо­раль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, пред­ставление о вере, духовной культуре и светской этике.   • ^ Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни.Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.   • ^ Воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (экологическое воспитание).Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.   • ^ Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.   Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают разви­тие личности на основе отечественных духовных, нравствен­ных и культурных традиций. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах; искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. ^ Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образованияМАОУ гимназии № 18 является по своей сути сквозной, интегрированной и  реализуется через учебные предметы  и внеурочную деятельность. № Направления Воспитательные задачи ^ Виды деятельности и формы проведения занятий 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание гражданственности, патриотизма. Воспитание любви к родному краю, расширение знаний о нем - Содержание учебных предметов «Перспектива», «Школа 2100»; - Программа гражданско-патриотического воспитания;- Деятельность школьного музея; -  Беседы о государственных   символах: Гербе, Флаге РФ,  (1-4 класс); -  «Праздники для всей  страны»    (путешествие по календарю - 1класс); -  «Россия – родина моя»     (лирико-поэтический час – 2 класс); -  Праздники, посвященные народным национальным праздникам (2-4 класс); - День Защитника Отечества «Кто, если не Я?» (1-4 класс);  - «История моего города (мои предки) – история народа» (урок духовного общения – 3-4класс); -  Участие в различных акциях, конкурсах (1-4 класс). -  Учебно-исследовательская  деятельность (1-4 класс); -  Принятие участия в акциях милосердия (1-4 класс); - Уроки мира (1-4 класс); -Участие в военно-патриотическом месячнике  (1-4 класс); - Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы (1-4 класс)   2. Воспитание нравственных чувстви этического сознания.  Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание духовности. - Беседы о правилах  поведения в школе:   «Мы стали школьниками» (1 класс); - «Как надо разговаривать  со  взрослыми»  (в игровой форме -1- 4 класс);  - «Что такое правила  хорошего тона»   (учебная игра – 1 класс). - Декада добрых дел (1-4 класс); - Беседы о православной культуре   (об истине,  доброте и красоте  1-4 класс);  - Уроки этики: «Учимся быть вежливыми и   благодарными»; - «Соблюдаем этикет»  (викторина с  инсценировками  2-4 класс). - «Кто я, откуда мои корни?»   (1-4 класс); - «Мудрые поступки и  изречения предков»     беседа-игра 2-4 класс);    - «Уважаем старших»  (сюжетно-ролевая игра 1-4 класс); - «Учимся правильно жить и  дружить»    (практическая   игра 1-4 класс); - «Секреты волшебницы  речи»    (творческая игра  - 3-4 класс); - кружок «Основы этикета».    3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни.   Воспитание интереса к профессиям тружеников своего города, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни. - Беседы (обязанности по дому, в классе,вопросы   самообслуживания); - Декада дорожной безопасности «Внимание, дети!» (1-4 класс); - Декада противопожарной безопасности(1-4 класс); - Декада творчества гимназистов (1-4 класс); - Школьный конкурс «Портфолио ученика»; - Школьная конференция «Шаг в науку» (2-4 класс); - Городская конференция «Исследовательский дебют» (2-4 класс) 4. Здоровье, здоровый образ жизни. Формирование ценностного отношения к здоровью  и здоровому образу жизни. - Беседы о значении занятий физическими упражнениями, о  негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,    рекламы на здоровье человека, о правильном питании (3-4 класс); - Участие в спортивных соревнованиях, конкурсах (1-4 класс); - Участие в Дне Здоровья (1-4 класс); - спортивная секция (1-4 класс)   5. Воспитание ценностногоотношенияк природе,окружающей среде(экологическое воспитание     Формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать. - Беседы о родной природе (1-4 класс);     - Прогулки на свежем воздухе (1-4 класс); - Изготовление кормушек для птиц (1-4 класс);      - Участие в празднике осени «Осень – рыжая подружка» (1-4 класс);      - Участие в различных конкурсах (1-4 класс);                                               - Исследовательская деятельность, связанная с исторической памятью, природоохранной деятельностью (3-4 класс). 6. ^ Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).   Воспитание ценностного отношения к прекрасному, воспитание представлений об эстетических идеалах и ценностях. - Встречи с представителями творческих профессий (1-4 класс); - Экскурсии в музеи  г.Томска (1-4 класс); - Экскурсии начальных классов в библиотеку (1-4 класс); - Проведение Недели детской и юношеской книги (1-4 класс); - Участие в проведении различных конкурсов, фестивалей (1-4 класс); - Изучения предметов этноцикла (2-4 класс); - Беседы «Красивые и некрасивые поступки» (1-4 класс); «Чем красивы люди вокруг нас» (1-4 класс); - Участие в КТД (1-4 класс); - кружок «Рисование» ^ 5.3.Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьно­го коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственно­го представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраня­ются в традициях и служат основными ориентирами челове­ческой жизни, духовно-нравственного и социального разви­тия личности. В содержании программы духовно-нравствен­ного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, храня­щиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традици­ях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятель­ности различных субъектов воспитания и социализации.      ^ Аксиологический принцип. Ценности определяют основ­ное содержание духовно-нравственного развития и воспита­ния личности младшего школьника. Любое содержание обу­чения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педа­гогическая организация нравственного уклада школьной жиз­ни начинается с определения той системы ценностей, кото­рая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучаю­щимися осуществляется в процессе их духовно-нравственно­го развития.       ^ Принцип следования нравственному примеру. Следова­ние примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценно­стного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав­ственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диало­гу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реаль­ную возможность следования идеалу в жизни. В примерах де­монстрируется устремлённость людей к вершинам духа, пер­сонифицируются, наполняются конкретным жизненным со­держанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.  ^ Принцип идентификации (персонификации). Иденти­фикация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное вос­приятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте вы­ражена ориентация на персонифицированные идеалы — яр­кие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе че­ловека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.       ^ Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимы­ми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес­кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного ува­жения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправно­го межсубъектного общения. Выработка личностью собствен­ной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.  ^ Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет по­лисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Млад­ший школьник включён в различные виды социальной, ин­формационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые цен­ности и мировоззренческие установки. Деятельность различ­ных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учрежде­ния должна быть по возможности согласована на основе це­ли, задач и ценностей программы духовно-нравственного раз­вития и воспитания обучающихся на ступени начального об­щего образования.^ Принцип системно-деятельностной организации вос­питания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов дея­тельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из цен­ностей, педагогически определяемая как вопрос, превращает­ся в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? ми­лосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и ро­дителями, иными субъектами воспитания и социализации об­ращаются к содержанию:общеобразовательных дисциплин;произведений искусства;периодической литературы, публикаций, радио- и теле­передач, отражающих современную жизнь;духовной культуры и фольклора народов России;истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;жизненного опыта своих родителей (законных предста­вителей) и прародителей;общественно полезной и личностно значимой деятель­ности в рамках педагогически организованных      социальных и культурных практик;других источников информации и научного знания.         ^ Решение этих задач в УМК «Перспектива» и «Школа 2100» в содержании предметных программ и учебников гармонично сочетает специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер россий­ского народа.^ Таким образом, содержание разных видов учебной, семей­ной, общественно значимой деятельности интегрируется во­круг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школь­ной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдель­ного учебного предмета, формы или вида образовательной де­ятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь ук


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Найважливіші передумови інноваційного забезпечення процесу відтворення земель в аграрному секторі Карпатського макрорегіону
Реферат Синусит и целлюлит
Реферат Лже-Маргарет
Реферат Изучение взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы руководителей среднего
Реферат Политическая деятельность эмира Идриса ас–Сенуси в достижении независимости Ливии
Реферат Инфологическое моделирование базы данных "Абитуриент"
Реферат Могилев в годы Великой Отечественной войны
Реферат Психологічні особливості тривожності дитини старшого дошкільного віку та їх вплив на статусне по
Реферат Деятельность страховых организаций (финансовый аспект)
Реферат Оценка конъюнктуры рынка
Реферат Движение подземных вод
Реферат Plain English Communication Essay Research Paper INTRODUCTIONAfter
Реферат Билеты по конституционному праву
Реферат Происхождение человека разумного
Реферат Основные принципы письменных коммуникаций