5 класс «Музыка» Тематическое планирование. № п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требованияк уровню подготовкиобучающихся Вид контроля, измерители Элементы дополнительного содержания ^ Домашнее задание Дата план факт 1 2 3 4 5 , 6 7 8 9 10 11 ^ Музыка и литература 1 Что роднит музыку с литературой 1 Вводный ■ ■ Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы Знать: - что роднит музыкус литературой; - о том, что литературадает жизнь огромнойобласти музыкальногоискусства. Уметь выявлять связи музыки и литературы Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний■ 5а 3.095б 7.09 5а5б 2 Вокальная музыка 3 Расширение и углубление знаний Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: -называть основныежанры русских народных песен; -определять значениепесни в жизни общества;-отличать романс отпесни, роль сопровождения в исполнении романса и песни Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки Хоровое пение Пусть всегда будет солнце Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись названий известных народных песен, любимых в семье 5а 10.095б 14.09 5а5б 3 Вокальная музыка 3 Расширение и углубление знаний Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: -называть основныежанры русских народных песен; -определять значениепесни в жизни общества;-отличать романс отпесни, роль сопровождения в исполнении романса и песни Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки Хоровое пение Эх, дороги Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись названий известных народных песен, любимых в семье 5а 17.095б 21.09 5а5б 4 Вокальная музыка 3 Расширение и углубление знаний Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь: -называть основныежанры русских народных песен; -определять значениепесни в жизни общества;-отличать романс отпесни, роль сопровождения в исполнении романса и песни Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки Хоровое пение Эх, дороги Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись названий известных народных песен, любимых в семье 5а 24.095б 28.09 5а5б 5 Фольклор в музыке русских композиторов 2 Сообщение и усвоение новых знаний Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение Крейсер аврора Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле 5а 1.105б 5.10 5а5б 6 Фольклор в музыке русских композиторов 2 Сообщение и усвоение новых знаний Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение Крейсер аврора Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле 5а 8.105б 12.10 5а5б 7 Жанры инструментальной и вокальной музыки 1 Расширение и углубление знаний Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение И вновь продолжается бой Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а 15.105б 19.10 5а5б 8 Вторая жизнь песни 2 Сообщение и усвоение новых знаний Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пениеС чего начинается родина Использование народных песен в творчестве татарских композиторов Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а 22.105б 26.10 5а5б 9 Вторая жизнь песни 2 Сообщение и усвоение новых знаний Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пениеНаша школьная страна- разучивание Использование народных песен в творчестве композиторов Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а 29.105б 2.11 5а5б 10 «Всю жизнь мою несу родину в душе…» 1 Расширение и углубление знаний Колокольный звон в музыке. Звучащие картины Знать значение колокольного звона в жизни человека. Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор произведений, близких по настроению музыке и картинам 5а 12.115б 16.11 5а5б 11 Писатели и поэты о музыке и музыкантах 3 Расширение и углубление знаний Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов Знать: -что благодаря музыкепоявились многие произведения литературы; -основные событияиз жизни и творчествакомпозиторов Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыфе-рова «Тайна запечного сверчка» 5а 19.115б 23.11 5а5б 12 Писатели и поэты о музыке и музыкантах 3 Расширение и углубление знаний Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов Знать: -что благодаря музыкепоявились многие произведения литературы; -основные событияиз жизни и творчествакомпозиторов Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыфе-рова «Тайна запечного сверчка» 5а 26.115б 30.11 5а5б 13 Писатели и поэты о музыке и музыкантах 3 Расширение и углубление знаний Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов Знать: -что благодаря музыкепоявились многие произведения литературы; -основные событияиз жизни и творчествакомпозиторов Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыфе-рова «Тайна запечного сверчка» 5а 3.125б 7.12 5а5б 14 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера 1 Расширение и углубление знаний История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение Знать: -историю развитияоперного искусства; -понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль,сцена из оперы.Уметь приводить примеры к понятиям Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль Хоровое пение Будет садом город мой Творческая тетрадь, с. 44-49 Творческая тетрадь, с. 44-49 Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а 10.125б 14.12 5а5б 15 Опера-былииа Н. А. Римского-Корсакова «Садко» 1 Расширение и углубление знаний Опера . Римского-Корсакова «Садко»■ Знать сюжет (ливрет то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а 17.125б 21.12 5а5б 16 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1 Расширение и углубление знаний История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» Знать: - историю развития балетного искусства;- понятия: балет, солист-танцор, кордебалет.Уметь анализироватьсоставляющие средствамузыкальной выразительности Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из балета ■Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике Творческая тетрадь, с. 40-43Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а 24.125б 28.12 5а5б 17 Музыка в театре, кино, на телевидении 1 Сообщение и усвоение новых знаний Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия Хоровое пение Музыка на новогоднем празднике Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а5б 5а5б 18 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл 1 Расширение и углубление знаний Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы Знать: - историю возникновения мюзикла; - чем мюзикл отличается от оперы. Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализХоровое пение Музыка на новогоднем празднике Творческая тетрадь, с. 52-53■ 5а5б 5а5б ^ Музыка и изобразительное искусство 19 Что роднит музыку с изобразительным искусством? 1 Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства ^ Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а5б 5а5б 20 «Небесное и земное» в звуках и красках 1 Расширение и углубление знаний Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства ^ Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль Творческая тетрадь, с. 54-57 5а5б 5а5б 21 «Звать через прошлое к настоящему» 1 Расширение и углубление знаний Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства Уметь:-выявлять общие черты в художественныхи музыкальных образах;-определять на слухосновные части кантаты Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль Творческая тетрадь, с. 58-61 5а5б 5а5б 22 Музыкальнаяживопись и живописная музыка 2 Расширениеи углублениезнаний Общность музыкии живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад Слушание музыки. Рассматриваниекартин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений Творческаятетрадь, с. 62-63; 64-65 5а5б 5а5б 23 Музыкальнаяживопись и живописная музыка 2 Расширениеи углублениезнаний Общность музыкии живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад Слушание музыки. Рассматриваниекартин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений Творческаятетрадь, с. 62-63; 64-65 5а5б 5а5б 24 Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве 1 Расширение и углубление знаний В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений СВ. Рахманинова и В. Г. Кикты) Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль Творческаятетрадь, с. 37-39 5а5б 5а5б 25 Портрет в музыке и изобразительном искусстве 1 Расширение и углубление знаний Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь:-сопоставлять скрипичную музыку с живописью;-анализировать, сравнивать произведения Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение Творческая тетрадь, с. 72-73; 34-35 5а5б 5а5б 26 Волшебная палочка дирижера 1 Расширение и углубление знаний Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира Знать:-понятия: оркестр, дирижер;-состав групп инструментов народного оркестра.Уметь называть именаизвестных дирижеров Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (карточки) Творческая тетрадь, с. 74-77. Поиск ключевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова) 5а5б 5а5б 27 Образы борьбы и победы в искусстве 1 Сообщение и усвоение новых знаний Жизнь и творчество Людвига Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором Уметь:-делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);- проводить интонациионно-образный анализ музыки Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль Творческая тетрадь, с. 66-67 5а5б 5а5б 28 Застывшая музыка 1 Сообщение и усвоение новых знаний Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка Знать:-отличия католическойи православной музыкальной культуры;-понятие а капелла.Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а5б 5а5б 29 Полифония в музыке и живописи 1 Сообщение и усвоение новых знаний Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган Знать:-понятия: орган, полифония, фуга;-основные событияиз жизни и творчестваИ. С. Баха Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а5б 5а5б 30 Музыкана мольберте 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразитель-ного искусства Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин) Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а5б 5а5б 31 Импрессионизм в музыке и живописи 1 Сообщение и усвоение новых знаний Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а5б 5а5б 32 «0 подвигах, о доблести, о славе…» 1 Сообщение и усвоение новых знаний Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Творческая тетрадь, с. 34-35 5а5б 5а5б 33 «В каждой мимолетности вижу я миры…» 1 Сообщение и усвоение новых знаний Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества Знать понятие интерпретация.Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а5б 5а5б 34 Мир композитора 1 Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов Знать, что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств Слушание музыки, - Хоровое пение, Устный контроль Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а5б 5а5б 35 Урок-концерт 1 Повторение и обобщение полученных знаний Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. Образы Матери, Родины, красоты природы, красоты подвига в искусстве разных народов Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний 5а5б 5а5б © составление 2011